Рефераты

Налоговый учет российских организаций

Налоговый учет российских организаций

http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).

59

Содержание

Введение.

Глава I. Общая характеристика налогового учета.

1.1. Понятие и виды налогового учета.

1.2. Основные элементы налогового учета.

1.3. Принципы ведения налогового учета.

Глава II. Основания и порядок проведения налогового учета российских организаций.

2.1. Постановка на учет без заявления организации.

2.2. Заявительный порядок постановки на налоговый учет.

2.3. Налоговый переучет организаций и снятие с налогового учета.

2.4. Ответственность организаций за непостановку на налоговый учет.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Взимание налогов - одна из основных и древнейших функций государства, условие его существования. Не вызывает сомнения, что это одна из составляющих стабильного развития на пути к экономическому, социальному благополучию и наиболее эффективный инструмент регулирования экономических отношений.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Учет налогоплательщиков - это первый этап налоговой работы. Действительно, прежде чем собирать налоги, необходимо определить круг тех, кто должен их уплачивать.

В ходе работы по учету налогоплательщиков налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и дополняются.

Фактически процесс учета плательщиков - это непрерывный процесс, который происходит от момента постановки на учет и до снятия с учета в связи с прекращением деятельности предприятия.

Действующая с января 1999 года часть 1 Налогового Кодекса содержит множество норм, о толковании которых споры не стихают до сих пор.

В частности, много вопросов вызывают нормы, регулирующие постановку на налоговый учет.

К тому же, с 1 января 2004 года вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» "Российская газета", N 261, 27.12.2003

, который кардинально изменил всю действовавшую систему налогового учета. Чуть позже было принято Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110

"О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которое уточнило эту процедуру и утвердило «Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» и «Изменения,

которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» "Учет, налоги, право", N 5, март 2004 г.

.

Попытки осмысления в литературе принятых изменений в налоговом законодательстве еще очень редки. Новая система налогового учета начала действовать совсем недавно, практически еще не появилась судебная практика, которая выявляла бы недочеты и пробелы измененного налогового законодательства. Вот почему эта тема для меня очень актуальна.

В данной работе я постараюсь проанализировать основные положения измененного налогового законодательства, касающегося постановки российских юридических лиц на налоговый учет, а также проблемы, которые возникают в этой сфере у российских юридических лиц и у налоговых органов. С этой целью, я рассмотрю общую характеристику налогового учета, принципы его ведения, чему посвящена первая глава данной работы; Глава вторая будет посвящена основаниям и порядку проведения налогового учета. понятиям налоговый переучет и снятие с налогового учета. Я также постараюсь рассмотреть некоторые проблемы ответственности российских организаций за нарушения налогового законодательства, в частности, за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на налоговый учет.

Глава I. Общая характеристика налогового учета.

1.1. Понятие и виды налогового учета.

В Налоговом кодексе РФ впервые урегулированы в систематизированном виде общие положения налогового учета. Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности. Таким образом, осуществление налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и др.

Налоговый учет -- это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.

Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) или налоговых агентов. Плательщики сборов (организации или физические лица) не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.

Филиалы и обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами, в связи с чем они также не подлежат постановке на налоговый учет. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации, в состав которых входят данные филиалы и обособленные подразделения.

Общими характеристиками осуществления налогового учета являются:

1) налоговый учет осуществляется в целях проведения налогового контроля (ст. 83 НК РФ);

2) налоговый учет осуществляется налоговыми органами;

3) налоговый учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога, т.е. налоговый учет носит общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;

4) налоговый учет одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;

5) НК РФ установлены основные элементы налогового учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет и др.);

6) налоговый учет является основой для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика -- ИНН);

7) за нарушение порядка налогового учета установлена ответственность по налоговому законодательству.

Налоговый учет можно разделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:

-- налоговый учет организаций;

-- налоговый учет физических лиц.

Налоговый учет можно также разделить на виды в зависимости от оснований постановки на учет. В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (для физических лиц - по месту жительства, для предпринимателей без образования юридического лица - по месту нахождения, или по месту жительства), по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

К основным процедурам, связанным с учетом плательщиков, можно отнести следующие:

1. Получение от плательщика пакета документов, необходимых для постановки на учет, их проверка, включение информации о налогоплательщике в базу данных и присвоение ему идентификационного номера (ИНН).

2. Получение от плательщика информации о внесении изменений в первоначально предоставленный пакет документов и включение информации об изменении документов налогоплательщика в базу данных.

3. Получение и включение в базу данных сведений о налогоплательщиках из иных источников (не от налогоплательщика).

4. Выдача плательщику Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также - различных справок, необходимых для осуществления им хозяйственной деятельности.

5. Ответы на запросы, поступающие из налоговых, правоохранительных, судебных и иных органов, касающиеся сведений, содержащихся в учредительных документах налогоплательщиков и их счетов в банках.

6. Представление базы данных ЕГРН на региональный уровень.

7. Составление отчетности о работе по учету плательщиков и участие в составлении отчетности о работе инспекции.

8. Выверка сведений, содержащихся в базе данных.

9. Прочие работы, не вошедшие в перечень, но связанные с учетом плательщиков.

1.2. Основные элементы налогового учета.

Налоговый учет имеет несколько основных составляющих элементов:

1) субъекты налогового учета;

2) объекты налогового учета;

3) основания налогового учета;

4) место постановки на налоговый учет;

5) порядок и сроки постановки на учет, переучета и снятия с учета;

6) порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Субъектами налогового учета являются органы, наделенные властными полномочиями по осуществлению в отношении налогоплательщиков налогового учета, переучета, снятия с налогового учета и ведению соответствующего реестра, т.е. налоговые органы (ст. 83, 84 НК РФ).

Таможенные органы в пределах своей компетенции также, как и налоговые органы, осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в порядке, установленном главой 14 НК РФ, которая предусматривает осуществление налогового учета (ст. 83, 84 НК РФ). Однако таможенные органы не наделены законодателем полномочиями по проведению налогового учета. Осуществление организациями и физическими лицами внешнеэкономической деятельности не является законодательно установленным основанием налогового учета. Учет участников внешнеэкономической деятельности, осуществляемый таможенными органами, не будет являться налоговым учетом, и налоговые санкции за нарушение порядка такого учета применяться не должны.

Объектом налогового учета являются действия (бездействие) организаций и физических лиц по предоставлению информации, необходимой для постановки на налоговый учет, переучета или снятия с налогового учета, а также для формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Основания налогового учета -- это юридические факты, с которыми Налоговый кодекс связывает обязанность лица осуществить действия по постановке на налоговый учет, переучету или снятию с налогового учета.

Основаниями постановки на налоговый учет являются:

1) государственная регистрация юридического лица;

2) государственная регистрация физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица;

3) выдача физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой;

4) государственная регистрация физического лица по месту жительства;

6) создание филиалов, представительств и обособленных подразделений организации;

7) обладание недвижимым имуществом и транспортными средствами, подлежащими налогообложению.

Основаниями же для переучета и снятия с налогового учета являются:

1) изменение юридического адреса и государственная перерегистрация организации;

2) изменение места жительства физического лица; 3) ликвидация (банкротство) организации;

4) ликвидация филиала и обособленных подразделений организации;

5) ликвидация статуса (банкротство) предпринимателя без образования юридического лица;

6) отзыв лицензии на занятие частной практикой у физического лица;

7) прекращение или утрата права собственности на недвижимое имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению (отчуждение имущества, уничтожение или потеря имущества и т.д.).

Важнейшим элементом и инструментом учета налогоплательщиков является ИНН-- идентификационный номер налогоплательщика. Идентификационный номер представляет собой для налогоплательщика - организации десятизначный цифровой код, а для налогоплательщика - физического лица двенадцатизначный цифровой код. Последовательность цифр ИНН слева направо показывает:

- код налоговой инспекции, которая присвоила налогоплательщику идентификационный номер (4 знака, при этом, первые два -- код региона, вторые два -- код налоговой инспекции внутри региона),

- собственно порядковый номер (для налогоплательщиков - организаций - 5 знаков, для налогоплательщиков - физических лиц - 6 знаков); - контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному МНС России (для налогоплательщиков - организаций '- 1 знак, для налогоплательщиков - физических лиц - 2 знака).

Идентификационный номер налогоплательщика присваивается каждому налогоплательщику при постановке его на учет в налоговом органе:

- для организации - по месту нахождения; - для физического лица - по месту жительства; - для организации - налогового агента, не учтенной в качестве налогоплательщика, - по месту нахождения Приказ МНС РФ от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178

"Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена постановка на учет юридических лиц не только по месту нахождения, но и по месту нахождения филиалов и представительств, недвижимого имущества и т.д. При этом каждому плательщику может быть присвоен только один ИНН. Для того чтобы не порождать путаницу, когда плательщик встает на учет, например, по месту нахождения транспортных средств, но ИНН присвоен ему в другой инспекции, и соответственно, содержит ее код, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика - организации введен код причины постановки на учет (КПП) налогоплательщика.

Код причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код. КПП состоит из следующей последовательности цифр слева направо:

- код налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств; - код причины постановки на учет; - порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине. МНС России разработан перечень кодов причины постановки на учет. Для российских организаций установлен диапазон кодов от 1 до 50.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему документах. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Для налогоплательщика - организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) должен применяться во всех документах, используемых в налоговых отношениях, вместе с кодом причины постановки на учет.

Более подробно об остальных элементах налогового учета будет сказано ниже.

1.3. Принципы ведения налогового учета.

При проведении налогового учета налоговые органы руководствуются следующими принципами.

1. Принцип единства налогового учета на всей территории Российской Федерации предполагает единообразное осуществление налогового учета на всей территории Российской Федерации, существование единого реестра налогоплательщиков на территории Российской Федерации и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории Российской Федерации идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

2. Принцип множественности налогового учета, т.е. постановка на налоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по разным основаниям.

3. Принцип территориальности налогового учета предполагает, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.). 4. Заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц.

5. Принцип соблюдения налоговой тайны в отношении сведений, получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за исключением сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов.

6. Принцип всеобщности налогового учета предполагает обязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет применение мер ответственности Слом В.И. О принципах налогового законодательства // Налоги. 1995. № 16, с. 57

.

Глава II. Основания и порядок проведения налогового учета российских организаций.

Учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления государственными налоговыми инспекциями контроля за своевременным внесением налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

До введения в действие части I НК РФ законодательство по налоговому контролю состояло из отдельных нормативных актов, регулирующих вопросы налогового контроля, зачастую неизвестных налогоплательщикам, поэтому, говорить о взаимопонимании между налоговым органом и можно было с большим трудом.

Главное достоинство части I НК РФ заключилось в том, что здесь детально были регламентированы все основные процедуры налогового контроля, которые должны выполнять как налогоплательщики, так и налоговые органы. С принятием Федерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» "Российская газета", N 261, 27.12.2003

и других нормативных актов, которые внесли изменения не только в Налговый Кодекс, но и поменяли почти все налоговое законодательство, многое изменилось.

Так, именно налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков.

ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации и недавно принятое Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" "Учет, налоги, право", N 5, март 2004 г., утвердившее «Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» регулируют взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и лицами, осуществляющими нотариальные действия в целях осуществления учета налогоплательщиков и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты различных уровней. На основе информации, поступающей от перечисленной категории организаций, налоговые органы осуществляют проверку сведений, представленных налогоплательщиками при постановке на налоговый учет и уплате налогов.

Таким образом, Налоговым Кодексом был предусмотрен механизм своевременного поступления в налоговые органы информации, необходимой для осуществления налогового контроля по двум независимым источникам. Первый обеспечивается теми государственными органами, на которые возложена обязанность осуществлять такую регистрацию, давать лицензии или иным образом учитывать подобные обстоятельства и вести соответствующие реестры. Второй - непосредственно от организаций и физических лиц, которые обращаются в налоговые органы с заявлением о постановке на учет.

Необходимо еще раз заметит, что с 1 января 2004 г. значительно упрощен порядок постановки на налоговый учет и учет во внебюджетные фонды организаций и индивидуальных предпринимателей при их государственной регистрации.

Федеральным законом от 23.12.03 N 185-ФЗ были внесены соответствующие изменения и дополнения в следующие нормативно-правовые акты:

- Федеральный закон от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

- Налоговый кодекс РФ. Часть первая;

- Закон РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- Федеральный закон от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

- Федеральный закон от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Сразу оговоримся, что соответствующие нормативно-правовые акты Правительства РФ, МНС России, а также исполнительных органов внебюджетных фондов, на которые даются ссылки в обновленных законах, на сегодняшний день не приняты, что, к сожалению, может послужить тормозом для реализации безусловно прогрессивных по своему характеру норм.

Поняв эту ситуацию, МНС России выпустило письмо от 29.12.03 N ММ-6-09/1384, разъясняющее процедуру учета организаций и физических лиц в налоговых органах в связи с изменением с 1 января 2004 г. законодательства. Это письмо адресовано территориальным подразделениям МНС России для использования в работе и не является актом законодательства о налогах и сборах "Новая бухгалтерия", выпуск 3, март 2004 г.

.

Итак, в соответсвии с новым действующим законодаельством, можно выделить две категории, по-разному определяющие основания и порядок постановки на налоговый учет. Это постановка на налоговый учет без заявления организации и заявительный порядок постановки на налоговый учет.

2.1. Постановка на налоговый учет без заявления организации.

Постановка на учет в налоговом органе юридических лиц осуществляется независимо от того, обязаны они в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации уплачивать тот или иной налог, или нет.

Налогоплательщик-организация в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса подлежит постановке на учет в налоговом органе:

- по месту нахождения организации;

- по месту нахождения ее филиалов и представительств;

- по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности, которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождению, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств Украинский Р.В. Налоговый кодекс РФ об участниках налоговых правоотношений//Законодательство. 1999. № 2., с. 21

.

С 1 января 2004 г. вновь создаваемой организации при обращении в регистрирующий орган - территориальное подразделение МНС России достаточно представить заявление о ее государственной регистрации с необходимым комплектом документов, предусмотренным Законом N 129-ФЗ. Отдельное заявление о постановке на налоговый учет подавать больше не нужно.

Теперь поставить организацию на учет в качестве налогоплательщика - это обязанность самих налоговых органов. В новой редакции п.3 ст.83 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ.

Под местом нахождения организации понимается адрес, указанный в учредительных документах (уставе, договоре, положении) организации или ином распорядительном документе о создании налогоплательщика-организации. В случае отсутствия адреса места нахождения налогоплательщика в его учредительных документах или ином распорядительном документе о его создании, постановка на учет в налоговом органе осуществляется по адресу места нахождения органов юридического лица, например, по адресу постоянно действующего исполнительного органа налогоплательщика-организации (администрации, дирекции, правления или иного подобного органа).

В подтверждение постановки на налоговый учет вновь созданным организациям выдается свидетельство о постановке на налоговый учет. Форма свидетельства будет утверждаться МНС России. До ее утверждения действует прежняя форма свидетельства, утвержденная Приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 "Учет, налоги, право", N 3, декабрь 1998 г., в части, не противоречащей положениям Закона N 185-ФЗ.

Обращает на себя внимание отсутствие в новой редакции п.2 ст.84 НК РФ срока выдачи организациям свидетельства о постановке на учет в налоговых органах. В прежней редакции этот срок был единым для всех категорий налогоплательщиков - 5 дней со дня подачи всех необходимых документов.

Учитывая, что для всех остальных категорий налогоплательщиков п.2 ст.83 НК РФ в новой редакции установлен 5-дневный срок выдачи свидетельства, можно предположить, что отсутствие его для вновь созданных организаций вызвано технической ошибкой и речь идет о том же пятидневном сроке. Косвенное подтверждение этому - письмо МНС России от 29.12.03 N ММ-6-09/1384 "Новая бухгалтерия", выпуск 2, январь 2004 г.

, в котором срок постановки на учет юридических лиц определен в пять рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации.

Хотелось бы также обратить внимание на проблему, которая осталась неразрешенной.

Вновь создаваемым организациям по-прежнему необходимо самостоятельно обращаться в органы Госкомстата России за получением кода ОКПО и других кодов общероссийских классификаторов. Никаких изменений в этой части Закон N 185-ФЗ не внес.

В то же время в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей теперь должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) (подп."п" п.1 и подп."о" п.2 ст.5 Закона N 129-ФЗ).

Наличие кодов ОКВЭД является также одним из условий постановки на учет во внебюджетных фондах.

Однако для того чтобы организации были присвоены соответствующие коды, ей необходимо самостоятельно обратиться в органы Госкомстата России с уже имеющимся свидетельством о государственной регистрации, а после их получения снова обратиться в регистрирующий орган. Уложится ли вся эта процедура в пять дней, предписанные Законом N 129-ФЗ и Налоговым кодексом РФ для постановки организаций на налоговый учет и учет во внебюджетных фондах?

По нашему мнению, данный вопрос требует дополнительной законодательной проработки. Вполне возможно, что в скором времени со стороны налогового ведомства, Госкомстата России или внебюджетных фондов последуют разъяснения по данному вопросу. Пока же, учитывая действующие положения законодательства, посещения фондов налогоплательщикам, по всей видимости, избежать не удастся.

Еще одно основание постановки на налоговый учет российской организации, это учет по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Ранее организации сами подавали заявление о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств в течение 30 дней со дня его регистрации.

Теперь постановка на налоговый учет и снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются налоговым органом самостоятельно на основании сведений, которые ему обязаны сообщать органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (учреждения юстиции и подразделения ГИБДД).

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110, предоставляются органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств (в том числе морских, речных и воздушных транспортных средств) следующие сведения:

1. Наименование органа, ОГРН, ИНН/КПП.

2. Сведения о транспортном средстве:

а) для автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов, самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходов и мотосаней - марка, модель, модификация, серия и номер регистрационного знака;

б) для морских, речных транспортных средств (в том числе смешанного (река-море) плавания) - тип, название судна, регистрационный номер, вид права (право собственности или иное предусмотренное законодательством Российской Федерации основание);

в) для воздушных транспортных средств - тип, государственный и регистрационный знаки, наименование эксплуатанта, вид права (право собственности или иное предусмотренное законодательством Российской Федерации основание).

3. Дата регистрации (снятия с регистрации), серия и номер документа о регистрации.

4. Сведения о лице, на которое зарегистрировано транспортное средство:

для юридического лица - полное наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес места нахождения.

Что касается сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств), то это следущие:

1. Наименование органа, ОГРН, ИНН/КПП.

2. Сведения об объекте недвижимости:

а) вид (название) объекта;

б) кадастровый номер (условный номер) объекта (при переходе права - предыдущий кадастровый номер (условный номер) объекта);

в) вид права (право собственности или иное предусмотренное законодательством Российской Федерации основание);

г) адрес места нахождения объекта.

3. Сведения о регистрации права: дата регистрации возникновения (перехода, прекращения) права, серия и номер документа, подтверждающего регистрацию права.

4. Сведения о правообладателе:

для юридического лица - полное наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес места нахождения;

Под местом нахождения имущества согласно пункту 4 статьи 83 Кодекса понимается:

для недвижимого имущества (за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта) - место фактического нахождения имущества;

для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения собственника имущества;

для транспортных средств, не указанных в подпункте 2 настоящего пункта, - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения собственника имущества.

Срок постановки на учет - пять дней со дня поступления сведений от этих органов. В этот же срок налоговый орган обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет. Формы и порядок выдачи свидетельств должно утверждать МНС России (п.2 ст.84 НК РФ в новой редакции).

2.2. Заявительный порядок постановки на налоговый учет.

К заявительному порядку постановки на налоговый учет, в соответсвии с изменениями в налоговом законодательстве, относится постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Если организация создает обособленное подразделение, ей, как и раньше, необходимо самостоятельно в течение одного месяца после создания подразделения подать заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Одновременно с подачей заявления представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, а также документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии). Постановка на учет с выдачей уведомления об этом осуществляется в течение пяти дней со дня представления всех документов (п.2 ст.84 НК РФ в новой редакции) и в тот же срок выдается им уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Хотелось бы заметить, что новый закон дает определения некоторым понятиям. Так, "уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе". "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица".

Если организация примет решение о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение, ей также необходимо самостоятельно подать заявление о снятии с учета. Налоговый орган осуществляет снятие с учета в течение 14 дней со дня подачи заявления (п.5 ст.84 НК РФ в новой редакции).

На практике возникают вопросы по поводу того, что считать днем создания филиала (представительства): дата издания юридическим лицом распорядительного документа о создании филиала (представительства), момент государственной регистрации обособленного подразделения, либо с момента оборудования организацией обособленного стационарного места для осуществления деятельности через свое обособленное подразделение.

Судебная практика, согласно законодательству, пошла по последнему пути.

Интересно в этом плане, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.06.02 по делу № А44 -- 2933/Ol-С10. Как видно из материалов дела, 27.04.01 решением Регистрационной палаты Администрации Санкт-Петербурга зарегистрированы изменения в уставе Общества, согласно которым в городе Великом Новгороде создан филиал Общества. Ответчик представил в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала 19.06.01. Инспекцией составлен акт от 19.06.01 и принято решение от привлечении Общества к ответственности, предусмотренной ст. 11 6 НК РФ, в виде взыскания 5000 руб. штрафа.

Пунктом 1 ст. 116 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Согласно и. 4 ст. 83 НК РФ при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Таким образом, отправной точкой для исчисления срока, установленного НК РФ, является момент создания обособленного подразделения.

В силу п.2. cт. 11 НК РФ обособленное подразделение организации -- это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные места, а место нахождения обособленного подразделения -- место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. При этом согласно и. 2 ст. 11 НК РФ признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты