Объекты обложения. Ставки, применяемые при исчислении. Порядок исчисления оффшорного сбора. Сроки уплаты. Ответственность плательщиков
2. Пример расчета оффшорного сбора
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Наша страна длительное время была отделена от внешнего мира, что сказалось на ее экономическом развитии. Многие экономические понятия были нам незнакомы. После того, как границы были открыты и запрет с предпринимательства снят, многие люди занялись бизнесом, в том числе и международным. Сейчас сотрудничество с оффшорными зонами не кажется нам чем то новым и непонятным.
Оффшорные зоны имеют общие критерии:
- локальность территории и ограничение доступа на нее посторонних лиц и местного населения;
- действие на такой территории более льготного юридического и финансово-экономического режима;
- наличие специализации экономической деятельности (например, банковские оффшоры, страховые оффшоры и т.п.);
Цели, преследуемые странами, на территории которых создается зона, могут быть различны в зависимости от уровня экономического развития страны, социально-экономической обстановки, и других особенностей стран: например для развитых стран при создании свободной оффшорной зоны актуальна проблема создания новых рабочих мест для своего населения, тогда как для развивающихся стран приоритет делается на привлечении высоких технологий, развитие производственной инфраструктуры, экспортного потенциала страны, повышение уровня квалификации рабочей силы.
Иностранным предприятиям, действующим на территории оффшорных зон предоставляются экспортно-импортные, таможенные, налоговые и другие льготы, что позволяет повысить прибыльность таких предприятий. Именно это является привлекательным для иностранных компаний.
Пополнение государственного бюджета - дело государственной важности. От того, как будет выполнен главный финансовой план страны, зависят основные экономические показатели государства. Мало того, от этого зависит вся наша жизнь, и это известно каждому.
Любой финансовый инструмент - это лишь инструмент, равно пригодный для целей как законных, так и незаконных. Подобным образом оффшорная компания может использоваться как для целей легитимного налогообложения, так и для незаконного уклонения от налогов. Поэтому правительства многих стран, как правило, предпринимают различные меры, направленные на ограничение взаимодействий резидентов страны с оффшорными зонами.
В Республике Беларусь таким инструментом является оффшорный сбор. Он призван защитить государственный бюджет от сокрытия компаниями - резидентами доходов, а также препятствует уходу этих компаний от налогообложения. Кроме того, за счет оффшорного сбора государственный бюджет страны становится значительно богаче, поскольку необходимо уплачивать в бюджет 15 % от суммы сделки, что является достаточно крупной суммой, учитывая, что сделки с оффшорными зонами не ограничиваются всего лишь сотнями долларов, а исчисляются в тысячах и иногда в миллионах.
Целью настоящей курсовой работы является изучение оффшорного сбора и его применение на практике в Республике Беларусь.
Для достижения целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть вопросы, касающиеся плательщиков оффшорного сбора, льготников, порядок исчисления, сроки уплаты и ответственность при нарушении законодательства по уплате оффшорного сбора;
При выполнении задач курсовой работы изучено законодательство Республики Беларусь, литературные издания и периодическая печать.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ПЛАТЕЛЬЩИКИ ОФФШОРНОГО СБОРА. ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ. СТАВКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ.
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ОФФШОРНОГО СБОРА.
СРОКИ УПЛАТЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Известно, что оффшорные зоны создаются, как правило, на небольших территориях, часто расположенных на островах, т.е. естественным образом изолированных. Обычно эти зоны бедны природными ископаемыми и малопригодны для сельскохозяйственного производства. За счет придания этим территориям особого статуса и льгот привлекаются внешние источники экономического развития.
Оффшорные зоны или «налоговые гавани», как их иногда называют, стали организовываться в 70-е гг. Оффшорные зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся Панама, Норманские острова, Ирландия, Швейцария, и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились в Израиле, Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в оффшорных зонах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом. В Швейцарии установлен более низкий размер налога, который может при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что, в целом, способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.
Деятельность оффшорных зон специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнение, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.
Местная администрация оффшорных зон регулярно получает доходы от регистрационных сборов, ежегодных пошлин и платежей, местных налогов, пусть и взимаемых по льготным ставкам. Причем доходы эти растут пропорционально увеличению числа создаваемых кампаний. Местное население получает возможность работать в офисах иностранных фирм, в службах связи, гостиницах, на транспортных предприятиях и т.д. Для дополнительного стимулирования иностранных инвесторов на территориях ряда оффшорных стран созданы еще и свободные экспортные зоны.
Принципиальным моментом является то, что оффшорный режим вводится именно для привлечения иностранных инвестиций. Поэтому, как правило, налоговые и другие льготы устанавливаются лишь для иностранных компаний, и параллельно принимаются меры для изоляции оффшорного бизнеса от внутреннего рынка. Не случайно оффшорными становятся именно островные и анклавные территории отдельных государств. В большинстве случаев предусматривается, что владельцами и акционерами оффшорных компаний могут быть только иностранные юридические и физические лица. Весь необходимый им капитал они должны ввозить из-за рубежа. Ограничивается возможность выхода оффшорных компаний на внутренний рынок, чтобы не допустить использования ими льготного статуса для конкурентной борьбы с национальными компаниями и подрыва национального валютного, таможенного и налогового законодательства и контроля. [14, с.116].
Что же такое оффшорная компания? Это термин, характеризующий особый организационно-юридический статус предприятия, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых потерь.
Данный статус присваивается предприятиям, ведущим дела за пределами юрисдикции, где данная компания официально зарегистрирована. Законодательство обычно предписывает, чтобы учреждение функционирующего офиса и управление компанией также осуществлялось вне территории регистрации. С юридической точки зрения оффшорная компания принципиально ничем не отличается от других компаний и предприятий. Она является полноправным субъектом хозяйственных правоотношений и может осуществлять сделки наравне с другими юридическими лицами.
Нерезидентный статус компании является её основным отличием от остальных компаний. Это значит, что центр управления и контроля оффшорной фирмы находится за рубежом. Достаточно всего нескольких формальных атрибутов - владельцев, директоров, устава, банковского счёта и комплекта регистрационных документов - для нормального функционирования компании.
Оффшорная компания может иметь как резидентные представительства, так и филиалы за рубежом. Так же за рубежом может находиться и действующий офис компании, однако во многих случаях компания может действовать и без такового.
Законодательство различных стран по-разному относится к оффшорным компаниям - от развёрнутого антиоффшорного движения до политики максимального содействия. Причём, в отличие от устоявшегося штампа, регистрация фирм оффшорного типа возможна не только в островных или карликовых юрисдикциях, но и в более престижных странах.
Многие страны Европы предоставляют возможность регистрации оффшорных фирм, причём законодательство некоторых позволяет иметь даже реально функционирующий офис. К примеру, в такой респектабельной стране, как Швейцария, определённому типу фирм в некоторых кантонах разрешается проводить оффшорные операции даже в том случае, если фирмы имеют офис и персонал. Разумеется, при этом налоговые потери не устраняются полностью, но уменьшаются во много раз. [14, с.119].
Таким образом, оффшорная компания не только помогает снизить (порой практически до нуля) налоговые потери. Это ещё и право подписи и заключения сделок от имени собственной иностранной компании, и возможность получения доступа к кредитным ресурсам иностранных банков, и средство управления риском путём размещения средств в первоклассных зарубежных банках, и многое, многое другое.
Первая попытка регулирования работы предприятий через оффшоры в Республике Беларусь была предпринята в 2000г. Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2000г. № 17 «О ведении оффшорного сбора». Было установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели - резиденты Республики Беларусь, перечисляющие денежные средства за выполняемые работы, оказываемые услуги на счета нерезидентов Республики Беларусь, зарегистрированных в оффшорных зонах, или открытые в этих зонах, являются плательщики оффшорного сбора. [1].
С 1 апреля 2003г. в связи принятием Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе» порядок взимания оффшорного сбора изменился коренным образом [2].
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе» плательщиками оффшорного сбора являются организации, определенные пунктом 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели - резиденты Республики Беларусь [3].
Пунктом 1. ст.13 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РБ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) [3].
Кроме того, пунктом 3. Инструкции о порядке исчисления и уплаты оффшорного сбора, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.03.2003г. № 34 определено, что плательщиками оффшорного сбора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь - резиденты Республики Беларусь [9].
Обратимся к Закону Республики Беларусь от 22.07.2003г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле». Пунктом 7 статьи 1 определено, кто является резидентами и нерезидентами Республики Беларусь. А именно нас интересуют организации и индивидуальные предприниматели:
Резидентами являются [7]:
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь;
- филиалы и представительства резидентов - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
Нерезидентами являются:
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
- международные организации, их филиалы и представительства;
- филиалы и представительства нерезидентов- юридических лиц и неюридических лиц, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
- иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.
Под организациями понимаются в соответствии с п.2. ст.13 Налогового кодекса Республики Беларусь [3]:
- юридические лица Республики Беларусь;
- иностранные юридические лица и международные организации;
- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
- хозяйственные группы.
Таким образом, плательщиками оффшорного сбора являются все организации и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, являющиеся резидентами Республики Беларусь.
Раньше оффшорный сбор взимался при перечислении денежных средств на счета нерезидентов Республики Беларусь, зарегистрированных в оффшорных зонах, или открытые в этих зонах только за следующие виды работ, услуг [8]:
- информационные;
- консультативные, в том числе инжиниринг;
- маркетинговые;
- посреднические, в том числе по выдаче гарантии и поручительства;
- рекламные;
- транспортно-экспедиционные;
- туристические;
- услуги по обучению;
- услуги по управлению.
Сейчас объектами взимания оффшорного сбора являются [9]:
- перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне (в том числе на счета, открытые в банках Республики Беларусь), с использованием любых форм расчетов. На возникновение обязательств по уплате оффшорного сбора наличие или отсутствие договорных отношений между нерезидентом Республики Беларусь и резидентом Республики Беларусь либо иных правовых оснований перечисления денежных средств не влияет;
- перечисление денежных средств иному лицу (в том числе не зарегистрированному в оффшорной зоне) по обязательству перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, с использованием любых форм расчетов. В этом случае оффшорный сбор взимается в связи с обязательством резидента Республики Беларусь перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне;
- перечисление денежных средств на счет, открытый в оффшорной зоне (в том числе на счета резидента Республики Беларусь или нерезидента Республики Беларусь, не зарегистрированного в оффшорной зоне). На возникновение обязательств по уплате оффшорного сбора наличие или отсутствие договорных отношений между лицом, на счет которого перечисляются денежные средства, и резидентом Республики Беларусь или иных правовых оснований перечисления денежных средств не влияет;
- исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне (в том числе путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи ценных бумаг, имущественных прав, передачи имущества в пользование), кроме случаев исполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путем перечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;
- переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве (в том числе путем перевода долга, уступки требования), сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.
Теперь обратимся к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Статьей 288 Гражданского кодекса Республики Беларусь определены понятие обязательства и основания его возникновения: в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержание от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Такими действиями являются: передача имущества, выполнение работы, уплата денег и т.п. [4].
Статья 309 Гражданского кодекса Республики Беларусь объясняет нам, что является встречным исполнением обязательства - встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной [4].
Варианты уплаты оффшорного сбора показаны наглядно на рисунках 1-7 [12, с.73].
Резидент РБ Нерезидент РБ
Обязательства
Нерезидент РБ,
Денежные средства за зарегистрированный
работы, услуги по перечню в оффшорной зоне
Рис. 1. Перечисление денежных средств нерезиденту, зарегистрированному о оффшорной зоне.
Резидент РБ Нерезидент РБ
Обязательства
Счет нерезидента РБ,
Денежные средства за открытый
работы, услуги по перечню в оффшорной зоне
Рис. 2. Перечисление денежных средств на счет нерезидента, открытый в оффшорной зоне.
Резидент РБ Нерезидент РБ
Обязательства
Нерезидент РБ,
Денежные средства (за зарегистрированный
товары, работы, услуги) в оффшорной зоне
(в т.ч. на счета открытые
в банках РБ)
Рис. 3. Перечисление денежных средств нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне, в том числен ан счета, открытые в банках Республики Беларусь.
Резидент РБ Нерезидент РБ,
Обязательства зарегистрированный
в оффшорной зоне
Резидент РБ, Нерезидент РБ,
Денежные средства за
товары, работы, услуги
Рис. 4. Перечисление денежных средств нерезиденту или иному лицу за обязательства перед нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне.
Резидент РБ Нерезидент РБ, резидент РБ
Обязательства
Счет резидента РБ или
Денежные средства за нерезидента РБ, открытый
товары, работы, услуги в оффшорной зоне
Рис. 5. Перечисление денежных средств на счет резидента или нерезидента, открытый в оффшорной зоне
Резидент РБ Нерезидент РБ,
Обязательства зарегистрированный
в оффшорной зоне
Нерезидент РБ,
- Поставка товаров, выполнение работ, зарегистрированный
оказание услуг (мена) и т.д.; в оффшорной зоне
- Взаимозачет
Рис. 6. Исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне.
Резидент РБ Нерезидент РБ,
Обязательства зарегистрированный
в оффшорной зоне
Резидент РБ, нерезидент РБ,
-Уступка требования;
- перевод долга
Рис. 7. Переход имущественных прав или обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве.
Необходимо отметить, что оффшорный сбор не взимается при перечислении денежных средств [9]:
1) государственными органами и государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствии с обязательствами Республики Беларусь перед международными организациями, по межгосударственным и межправительственным договорам;
2) в целях возврата юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями денежных средств, полученных в виде кредитов и займов, а также процентов за пользование ими, ранее полученных от нерезидентов Республики Беларусь денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством или договором;
3) за товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. № 104. Дата ввоза товаров на территорию Республики Беларусь при наличии таможенного контроля и таможенного оформления устанавливается по дате их таможенного оформления, указанной в грузовой таможенной декларации. При ввозе товаров с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, дата ввоза устанавливается по дате оприходования товаров их импортером на основании товаросопроводительных документов;
4) за работы (услуги), выполненные (оказанные) до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. № 104, с которых не взимался оффшорный сбор. Указанное положение применяется при наличии документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, оформленных резидентом Республики Беларусь и нерезидентом Республики Беларусь (акт о приемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг и т.д.);
Оффшорный сбор не взимается также с банков и небанковских кредитно-финансовых организаций при осуществлении ими от своего имени банковских операций в соответствии с договорами, заключенными данными банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями с нерезидентами Республики Беларусь, зарегистрированными в оффшорных зонах или имеющими счета в этих зонах, и в иных случаях по решению Президента Республики Беларусь [9].
Понятие «банковские операции» ясно рассмотрены в статье 14 Банковского кодекса Республики Беларусь, к ним относятся [5]:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
- валютно-обменные операции;
- купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;
- привлечение и размещение драгоценных металлов и драгоценных камней во вклады (депозиты);
- выдача банковских гарантий;
- доверительное управление денежными средствами, драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- инкассация денежной наличности, валютных и других ценностей, а также платежных документов (платежных инструкций);
- хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
- выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
- финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
- предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).
Самая интересная особенность касается применения льготы по уплате оффшорного сбора в отношении платежей, связанных с возвратом резидентом Республики Беларусь займов и кредитов.
Особенностью данных платежей состоит в том, что денежные средства по договору займа резидента Республики Беларусь с нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне, направляются последним другому нерезиденту в счет оплаты обязательств резидента перед ним по договору купли-продажи (выполнению работ, оказанию услуг) минуя расчетный счет резидента [15, с.10].
Позиция Министерства по налогам и сборам состоит в следующем. Основным условием применения заемщиком (кредитополучателем) вышеуказанной льготы является получение им денежных средств, а документом, подтверждающим их фактическое получение, в данном случае будет являться выписка по счету заемщика (кредитополучателя).
Положения Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе» и Инструкции о порядке исчисления и уплаты оффшорного сбора, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.03.2003г. № 34 не содержат нормы о необходимости поступления средств в виде кредитов и займов, предоставленных нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах, на счет резидента-заемщика для получения им льготы по оффшорному сбору при их возврате. То есть получение займа от нерезидента, на юридическом языке, вовсе не означает зачисление денежных средств займа на счет заемщика. Для подтверждения данной позиции уместно обратиться еще и к гражданскому законодательству, которым ко всему прочему регулируются кредитные и заемные операции [15, с.10].
Так, в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь одним из объектов гражданских прав являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Следовательно, согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь деньги - это те же вещи [4].
Также согласно ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей такого же рода и качества [4].
Договор займа считается заключенным с момента пе6репдачи денег или других вещей. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Республики Беларусь передачей признается врученные вещи приобретателю, а также считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. То есть заем может быть получен как непосредственно заемщиком, так и третьей стороной, если в договоре либо в другом письменном извещении такая сторона указана заемщиком [4].
Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь заем, как и кредит, в том числе от нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, может быть получен и использован резидентом-заемщиком без поступления на его счет.
В деловой практике белорусских предприятий и фирм подобные операции встречаются довольно часто, поскольку, как правило, такие займы направляются на оплату товаров, работ и услуг, импортируемых на территорию Республики Беларусь, что в значительной мере упрощает схему исполнения обязательств по тем или иным договорам и сокращает время расчетов.
Однако, если позиция в отношении поступления денежных средств по договору займа на счета заемщиков как обязательного условия применения льготы по оффшорному сбору будет применяться к субъектам, использующие упомянутые схемы взаиморасчетов, то могут быть искусственно созданы неравные условия в отношении резидентов, получающих займы от нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах, в отличие от резидентов, заимодавцами которых выступают иные нерезиденты. А меду тем удельный вес займов, полученных от нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах, в их общем числе довольно внушительны, чтобы не принимать его во внимание [15, с,11].
Таким образом, тот факт, что резидент вправе осуществлять возврат займов (кредитов), в том числе предоставленных ему без зачисления на его счет, нерезидентам, зарегистрированным в оффшорных зонах, без уплаты оффшорного сбора предоставляется вполне очевидным.
В соответствии с пунктом 1.2. Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе» перечень оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утверждается Национальным банком [2].
Так, постановлением Национального Банка Республики Беларусь от 18.04.2002 № 75 «Об утверждении инструкции по представлению банками информации о некоторых валютных операциях» определен список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и не предусматривающих раскрытие и представление информации о текущих операциях и операциях, связанных с движением капитала (оффшорные зоны) [11]:
1. Княжество Андорра;
2. Антигуа и Барбуда;
3. Содружество Багамских Островов;
4. Барбадос;
5. Государство Бахрейн;
6. Белиз;
7. Государство Бруней-Даруссалам;
8. Государство Вануату;
9. Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории:
Ангилья
Бермудские острова
Британские Виргинские острова
Монтсеррат
Гибралтар
Британские территории в Индийском океане (острова Чагос)
Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова
Теркс и Кайкос
острова Кайман (Каймановы острова);
10. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк)
о. Мэн;
11. Гренада;
12. Республика Джибути;
13. Доминиканская Республика;
14. Ирландия (Дублин, Шеннон);
15. Республика Кипр;
16. Китайская Народная Республика:
Гонконг (Сянган)
Макао (Аомынь);
17. Республика Коста-Рика;
18. Острова Кука (Новая Зеландия);
19. Республика Либерия;
20. Ливанская Республика;
21. Княжество Лихтенштейн;
22. Великое Герцогство Люксембург;
23. Республика Маврикий;
24. Малайзия (о. Лабуан);
25. Мальдивская Республика;
26. Республика Мальта;
27. Республика Маршалловы Острова;
28. Республика Науру;
29. Нидерландские Антильские острова;
30. Ниуэ (Новая Зеландия);
31. Объединенные Арабские Эмираты (Дубай);
32. Республика Панама;
33. Португальская Республика:
о. Мадейра
34. Независимое Государство Самоа;
35. Республика Сейшельские Острова;
36. Федерация Сент-Китс и Невис;
37. Сент-Люсия;
38. Сент-Винсент и Гренадины;
39. США:
Виргинские острова, США
Содружество Пуэрто-Рико
штат Вайоминг
штат Делавэр;
40. Королевство Тонга;
41. Суверенная Демократическая Республика Фиджи;
42. Французская Республика:
о. Кергелен
Французская Полинезия;
43. Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка;
44. Швейцарская Конфедерация:
кантон Во
кантон Женева
кантон Нешатель
кантон Фрибург
кантон Цуг;
45. Ямайка;
46. Центр международного бизнеса "Ингушетия", г.Назрань;
47. Республика Черногория.
Оффшорный сбор исчисляется и уплачивается резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь по ставке 15 процентов [2]:
- от перечисляемых нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, или иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом сумм денежных средств или от сумм, перечисляемых на открытые в этих зонах счета, на дату их перечисления;
- при неденежной форме исполнения обязательств в соответствии с законодательством перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, исходя из цены договора на дату исполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь. Если обязательство перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, исполняется поэтапно, оффшорный сбор уплачивается исходя из объема исполненного резидентом Республики Беларусь обязательства;
- при переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах, сторонами которых выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне, исходя из цены договора на дату перемены лиц в обязательствах, предусмотренных этим договором. Оффшорный сбор уплачивается исходя из переданного объема имущественных прав и (или) обязанностей.
Перемена лиц в обязательстве рассмотрена в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Пунктом 1 статьи 353 определены основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу: право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании акта законодательства [4].
Кроме того, пунктом 1. статьи 362 предусмотрена перемена лиц в обязательстве путем перевода долга [4].
При перечислении денежных средств оффшорный сбор уплачивается до перечисления соответствующих денежных средств [9].
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют перевод денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, только после уплаты резидентами Республики Беларусь данного сбора [9].
Основанием для осуществления перевода указанных средств является платежное поручение с отметкой банка или небанковской кредитно-финансовой организации о перечислении оффшорного сбора в бюджет. На платежном поручении на перечисление денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, указываются номер и дата платежного поручения, по которому оффшорный сбор был перечислен в бюджет.
При неденежной форме исполнения обязательств или переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах [9].
В случае, если резидент Республики Беларусь - должник не извещен на день перемены лиц в обязательствах о переходе к другому лицу прав кредитора, оффшорный сбор должен быть уплачен не позднее дня, следующего за днем, когда должник был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав, с учетом курса валюты на дату уведомления.
При прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем проведения зачета, с учетом курса валюты на дату зачета [9].
Плательщики оффшорного сбора ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют налоговым органам по месту регистрации в качестве налогоплательщика расчет оффшорного сбора по форме согласно приложению 1 и справку о льготах по оффшорному сбору по форме согласно приложению 2.
Оффшорный сбор уплачивается в республиканский бюджет и относится на финансовые результаты деятельности резидентов Республики Беларусь.
Оффшорный сбор, уплачиваемый в иностранной валюте, перечисляется на валютный счет Министерства финансов Республики Беларусь, а уплачиваемый в белорусских рублях - на транзитные счета инспекций Министерства по налогам и сборам [9].
В случае неуплаты или несвоевременной уплаты оффшорного сбора в бюджет с плательщика взыскивается неуплаченная сумма оффшорного сбора пеня. Пеня взыскивается за каждый календарный день просрочки платежа включая день уплаты (взыскания), в процентах от неуплаченных сумм сбора в размере равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства [3];
Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрен штраф, налагающийся на юридическое лицо в размере пятнадцати процентов от суммы перечисленных денежных средств. Данный штраф может быть применим только при вынесении постановления государственным органом о наложении административного взыскания и с составлением соответствующего протокола об административном правонарушении [6].
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 3 от 25.01.2001 «Об утверждении Правил применения Национальным банком мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям» в таком же размере штраф может взыскать Национальный банк Республики Беларусь [10].