Применение специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства
Применение специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства
78
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВЫАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Специальность
060500
Кафедра
БУ
(код)
(аббревиатура)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: «Применение специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства»
Студент
Научный руководитель
(Ф.И.О.)
подпись
Консультант
(Ф.И.О.)
подпись
Рецензент
(Ф.И.О.)
подпись
(Ф.И.О.) подпись
Заведующий кафедрой
(Ф.И.О.) подпись
МОСКВА 2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
7
1.1. Малые предприятия и условия, необходимые для их формирования
7
1.2.Эволюция налогообложения субъектов малого предпринимательства в России
12
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
15
2.1. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса
15
2.2. Упрощенная система налогообложения
19
2.3. Единый налог на вмененный доход
33
2.4. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
41
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ ЗАО
49
3.1 Анализ налогообложения ЗАО по результатам деятельности 2003 - 2004 г.г.
49
3.2. Выбор оптимального варианта объекта налогообложения при применении УСНО
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
62
ПРИЛОЖЕНИЯ
66
ВВЕДЕНИЕ
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.
В настоящее время малые предприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран. В таких странах на долю малого и среднего бизнеса приходится примерно 50-70% ВВП. В России же малый бизнес представляет собой свыше 880 тыс. предприятий, а также 4,5 млн. человек занимающихся предпринимательством без образования юридического лица, на долю которых приходится по разным оценкам от 10 до 12% ВВП. Количество занятых здесь составляет 12млн. человек [23, c. 24].
Немаловажным является тот факт, что за счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельности малых предприятий в значительной мере формируются бюджеты в субъектах РФ.
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
В укреплении экономической позиции России налоги играют немалую роль. Им отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.
Стабильность системы налогообложения позволяет предпринимателю увереннее чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения отра-жает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству. Поэтому, по мере изменения указанных условий, налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям и в нее вносятся необходимые изменения.
Это в полной мере относится и к той части налогового законодательства Российской Федерации, которая регулирует сферу малого бизнеса. В частности, для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения[27, c. 24].
Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.
Малое предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.
Целью дипломной работы является исследование существующих специальных налоговых режимов в России для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малых предприятий в экономике России,
- исследовать и дать характеристику систем налогообложения малого бизнеса в РФ, выявить их преимущества и недостатки;
- обосновать критерии выбора оптимального режима налогообложения для субъектов малого бизнеса.
- на примере функционирующего бизнеса дать экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
В качестве объекта исследования выбрано ЗАО .
Теоретической и методологической основой исследования дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам применения специальных налоговых режимов, материалы периодической печати. В работе использованы законодательные и нормативные акты.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Малые предприятия и условия, необходимые для их формирования
Что же представляют собой малые предприятия? Ответить на данный вопрос несложно, если обратиться к критериям отнесения предприятий к малым.
К таким критериям в России относят численность предприятия, его объем выручки, а также состав учредителей. Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации », принятому Государственной Думой 12 мая 1995 г., подписанному 14 июня 1995 года и вступившему в силу 20 июня, субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает [13, cт. 4].:
в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других
видов деятельности - 50 человек.
Причем в уставном капитале таких организаций доля участия государственных и муниципальных органов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, также как и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Таким образом, только четкое соблюдение указанных критериев позволяет хозяйствующему субъекту считаться малым предприятием и получать финансовую поддержку и всевозможные льготы со стороны государства.
Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия - это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимаются организации, составляющие инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:
-банки, оказывающие финансовые услуги;
-поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;
-оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;
-специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
-агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;
-учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов - служащих;
-прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
-средства связи и передачи информации;
Вплотную к экономическим, примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться.
Важную роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышении квалификации кадров. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения кадров, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональных отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития[27, c. 25].
Правовые нормы должны обеспечивать:
-упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
-защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
-совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.
То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за более короткий срок.
Основные законодательные этапы развития малого предпринимательства в России до вступления в силу Налогового кодекса РФ показаны в Приложении 1.
Все малые предприятия можно условно разделить на две группы:
Первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.
Малые формы предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.
Малые предприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран. Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% ВВП и 50-70% в общей численности занятых.
Наиболее точно данные о малых предприятиях наиболее развитых стран содержатся в Таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели развития малого предпринимательства
в развитых странах (в конце 1990-х годов)
Страна
Количество малых и средних фирм
Число занятых
млн. чел.
Доля малых и средних фирм (%)
Тыс.ед
в расчете на 1 тыс. жителей
В общей численности занятых
в ВВП
1
2
3
4
5
6
Великобритания
2930
46
13,6
49
50-53
Германия
2290
37
18,5
46
50-54
Италия
3920
68
16,8
73
57-60
Франция
1980
35
15,2
54
55-62
Страны ЕС
15777
45
68
72
63-67
США
19300
74,2
70,2
54
50-52
Япония
6450
49,6
39,5
78
52-55
Россия
836,2
5,65
8,1
9,6
10-11
Как видно из Табл.1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах - 50-60%.
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде [25, c. 30].
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.
Что касается России, то малый бизнес здесь находится только на стадии развития.
1.2.Эволюция налогообложения субъектов малого предпринимательства в России
Из многих проблем, с которыми сталкивались малые предприятия на протяжении всей современной истории рыночных преобразований в стране, то здесь необходимо выделить несовершенство налогового законодательства.
Тяжелый налоговый пресс привел к тому, что большая часть отечественного малого бизнеса находилась в теневой сфере экономики [24, c. 11].
Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ с самого начала не был тщательно про-работанным нормативным актом, что создавало множество проблем на практике.
Порядок налогообложения, например, индивидуальных предпринимате-лей менялся столь часто, что предусмотреть налоговую нагрузку, кото-рую придется нести бизнесу, стало практически невозможно. Несог-ласованность старого закона с вводимым в действие новым налоговым законодательством приводила, как правило, к ухудшению положения налогоплательщиков.
Например, с 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели попали в категорию плательщиков по налогу на до-бавленную стоимость. С 1 января 2002 г. налоговая база по единому социальному налогу с доходов от предпринимательской деятельности была поставлена в зависимость от объема дохода, а не от стоимости патента. При этом все происходило на фоне непрекращающихся заве-рений со стороны правительственных чиновников о поддержке и по-мощи в развитии малого бизнеса.
Одним из недостатков старого законодательства являлось то, что его нормы не могли охватить все многообразие операций, которые проводили хозяйствующие субъекты. В результате на практике возникало множество неразрешимых вопросов, непосредственно связанных с налоговыми обязательствами. Так как старый закон отнюдь не способствовал развитию малого бизнеса, сфера его применения была достаточно узка. К тому же закон регулировал налогообложение тех хозяйствующих субъектов, у которых цена решения налоговых вопросов относительно невысока. Эти обстоятельства создавали благоприятную основу для произвола со стороны чиновников.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность[26, c. 14].
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.
Правовые нормы должны обеспечивать:
- упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
- защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
- совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.
Без преувеличения можно сказать, что принятие нового упрощен-ного режима налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом открывает новый этап взаимоотноше-ний государства с малым бизнесом. К преимуществам нового закона следует отнести заяви-тельный характер перехода на применение упрощенной системы, а не разрешительный.
Для снижения налоговой нагрузки малых предприятий были приняты специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог, заменяющие уплату части налогов единым налогом [22, c. 28].
С введением данных единых налогов номинальная нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджетов должны расти за счет расширения налогооблагаемой базы.
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса
В Налоговом кодексе РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 года было введено понятие "специальный нало-говый режим".
Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) систе-мы налогообложения, для ограниченных категорий нало-гоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как цент-ральное звено, и сопутствующее ему ограниченное коли-чество других налогов и сборов, заменить которые еди-ным налогом либо нецелесообразно, либо просто невоз-можно.
Специальный на-логовый режим, по сравнению с общим режимом нало-гообложения, можно рассматривать в качестве особого ме-ханизма налогового регулирования определенных сфер деятельности[28, c. 50].
Специальный налоговый ре-жим следует рассматривать с двух методологических по-зиций: как организационно-финансовую категорию уп-равления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.
Как организационно-финансовая категория, специ-альный налоговый режим также имеет две субстанции:
- с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости (объективные финансовые отношения) в налоговой форме;
- с другой стороны, -- это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым про-цессом в строго определенных сферах деятельности (субъективная сущность).
Поскольку объективную сущность специального на-логового режима составляют налоговые отношения, сле-дует определиться в таком вопросе, как функции нало-гов. Наиболее общепризнанными в научной среде счи-таются две функции налогов: фискальная и регулирую-щая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют ре-гулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.
Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и объекта исследуемого явления. Таковым выступает специальная систе-ма налогов, определяющих особенности, индивидуаль-ность и общность специальных налоговых режимов.
Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в объекте специального режима отводится единому налогу. Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограничен-ного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продук-ции, служащей основанием для перевода на специаль-ный налоговый режим, а также в силу особой значимо-сти, специфики и строго целевой направленности на-логов.
К такого рода налоговым платежам следует отне-сти следующие:
- налоги, взимаемые субъектами в качестве налого-вых агентов у источника выплат (в основном налоги на доходы своих работников);
- акцизы на отдельные виды товаров;
- государственная пошлина;
- таможенные платежи;
- взносы (платежи) на обязательное государствен-ное пенсионное страхование;
- лицензионные и регистрационные сборы;
- налоги, уплачиваемые физическими лицами с лич-ного или иного имущества, не связанного с производ-ством и реализацией базовой продукции;
- экологические налоги;
- другие налоги и сборы, поступающие в целевые бюджетные фонды, непосредственно не связанные с основной деятельностью субъекта.
Все не перечисленные выше налоговые платежи, установленные общим режимом налогообложения, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль (за исключением операций по реализации про-дукции и прибыли или доходов от деятельности, не свя-занной с основной) должны быть учтены в базовой ставке единого налога в размере 70% фактических на-логовых поступлений за год (или в среднем за 3 года), предшествующего переводу на специальный режим.
Та-кие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с пла-тельщиков единого налога. В противном случае, пропа-дает экономический смысл введения специального на-логового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и ре-гулирующей отдачи[28, c. 51]..
Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых требований лежат известные общие принципы налого-обложения -- справедливости, эффективности, нейт-ральности и простоты.
Названные основополагающие требования достаточ-но четко реализуются в специальных налоговых режи-мах, базирующихся на использовании единого налога. Именно это и позволяет отделить специальные налого-вые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, на-правленных на создание условий для минимизации на-логов, зачастую, в нарушение принципов налогообло-жения, в то время как специальный налоговый режим направлен на более полную реализацию этих принци-пов через единый налог в той или иной форме. Он мо-жет предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего -- достижение более значимого эконо-мического и фискального эффекта.
Налоговое регулирование в форме специального на-логового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообло-жения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реаль-ного снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.
Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложе-ния единым налогом. Объект обложения единым нало-гом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улуч-шение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.
Однако на практике такой ре-гулирующий подход не всегда применим в связи со спе-цификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды пред-принимательской деятельности.
Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы до-ход малого предприятия или натуральный объем про-изведенного продукта другого налогоплательщика.
С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специ-альный налоговый режим» и соответствующие им гла-вы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):
1. Глава 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" - с 1.01.2002 г.
2. Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" - с 1.01.2003 г.
3. Глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налого на вмененный доход для отдельных видов деятельности" - с 1.01.2003 г.
4. Глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции" - с 1.01.2004 г.
Единый сельскохозяйственный налог и Упрощенная система налогообложения могут применяться субъектами малого бизнеса наряду с общим режимом налогообложения, т. е. переход осуществляется в добровольном порядке, а переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется в обязательном порядке.
2.2. Упрощенная система налогообложения
С 01 января 2003 года вступила в силу Глава 26.2 НК РФ. Она устанавливает новые правила применения упрощенной системы налогообложения (УСНО).
В новой редакции гл.26.2 НК РФ в большей степени по сравнению с ранее действовавшим законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ решаются налоговые проблемы малого бизнеса.
За основу при подготовке гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» был взят Федеральный закон № 222 - ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Сохранилась добровольность перехода.
Гл.26.2 НК РФ была бы еще более востребована и численность организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН, была бы значительно выше, если бы в первоначальной редакции гл.26.2 НК РФ была бы учтена экономическая целесообразность перехода на эту систему налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей.
Преимущество этого налога заключается в том, что он заменяет одним единым налогом уплату основных налогов: налога на прибыль, для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц, НДС, ЕСН и налога на имущество организаций (или индивидуальных предпринимателей).
Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения представлены в Табл.2
Таблица 2
Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения
Налогоплательщик
Вид налога, от уплаты которого освобождается налогоплательщик
Организация
(юридическое лицо)
налог на прибыль организаций
налог на имущество организаций
единый социальный налог
не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, за исключением подлежащему уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель
налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности)
налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)
единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности
единый социальный налог с выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц
не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, за исключением подлежащему уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации
Упрощенная система для субъектов малого предпринимательства, введенная с 1 января 2003 г. находится в стадии становления, поэтому в нормативные правовые акты по ее применению часто вносятся изменения и дополнения.
Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.
Для этого нужно подать в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик хочет перейти на упрощенную систему, в налоговый орган по месту нахождения, заявление. При этом организации в заявлении указывают размер доходов за 9 месяцев, который не должен превышать 11 млн.рублей (без учета НДС).
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в соответствии с законодательством РФ, а иные налоги (таможенные пошлины, государственные пошлины, лицензионные сборы и т.п.) уплачиваются , в соответствии с общим режимом налогообложения.
Сохраняется порядок ведения кассовых операций, предоставление статистической отчетности, также организации и предприниматели не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Не в праве применять упрощенную систему налогообложения:
- организации, имеющие филиалы или представительства;
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- ломбарды;
- организации и индивидуальные предприниматели занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- занимающиеся игорным бизнесом;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- организации и индивидуальные предприниматели. Переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;