Налогообложение находится на стыке всех социально-полити-ческих и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоратив-ного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержа-нию налоговой политики можно судить о типе государства, о проч-ности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги -- это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-поли-тические и экономические ценности в государстве.
Для экономики важны содержание и конечные цели действия налого-вого механизма. Поэтому, как бы ни называлась форма принуди-тельного, неэквивалентного, безвозвратного изъятия доли дохода гражданина или предприятия, она всегда будет выражать односто-роннее движение денежной формы стоимости от ее создателей к государству. Исторический аспект развития налогообложения по-может читателям понять экономическую сущность нынешних на-логов. Платить налоги обязан каждый гражданин, тем самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации. Однако в реальной действительности мы имеем дело с конкретными формами, в которых общественно необходи-мая категория «налог» используется государственной властью. Со-гласие на тот или иной налоговый регламент дает нация в целом. Следовательно, степень развития демократического режима -- вот тот постулат, на котором основаны тяжесть налогового бремени и полнота реализации фундаментальных принципов налогообложе-ния: справедливость, равномерность, ясность и экономичность налогов. От выбора форм реализации этих принципов зависит, во что будет обращен далее налог -- во благо или во зло. Этот выбор мы определяем сами -- через нашу волю к экономической свободе и наше желание жить в цивилизованном обществе.
Налог на игорный бизнес
Глава 1
1.1Экономическое содержание.
Необходимость принятия самостоя-тельного закона о введении налога на игорный бизнес вызвана в первую очередь тем, что в указанной сфере деятельности весьма сложно контролировать правильность ведения бухгалтерского уче-та и формирования налоговой базы в форме валового дохода. По-этому, несмотря на масштабные денежные обороты и достаточно высокий уровень доходности предприятий, осуществляющих игор-ный бизнес, поступления налогов в этой сфере были очень низки-ми. В связи с этим встал вопрос о необходимости коренного пере-смотра подхода к налогообложению в этой отрасли.
Налог на игорный бизнес построен на принципиально иной, нежели другие налоги, основе. Суть нового подхода состоит в том, что этот налог базируется на принципе вмененного дохода, когда государство, учитывая невозможность полного учета всех доходов, отказывается от него и устанавливает налог исходя из расчета воз-можного дохода различных видов игровых учреждений, принуж-дая налогоплательщика платить налог исходя из условно опреде-ленного дохода. Естественно, что доход в этом случае не может являться налоговой базой, и объектом обложения этим налогом являются принципиально иные показатели, не связанные напрямую с финансово-хозяйственной деятельностью.
1.2 Законодательная база.
Федеральный налог на игорный бизнес введен в качестве самостоятельного налога в августе 1998 г. в соот-ветствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ. До этого времени соответствующие налогоплательщики платили на-лог на доходы от игорного бизнеса в соответствии с Федеральным законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций», ставка которого достигала 90 % суммы дохода.
1.3 Объект налогообложения.
Под объектами налогообложения, согласно статье 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), признаются:
- игровой стол;
-игровой автомат;
-касса тотализатора (тотализатор - игра, в которой участник делает прогноз ,заключает пари на возможный вариант игровой, спортивной или иной социально значимой ситуации, выигрыш в которой зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими документально подтвержденными фактами);
-касса букмекерской конторы.
Приведем выдержку из Письма МНС Российской Федерации от 27 августа 2004 года №22-1-14/1475 "О налоге на игорный бизнес", касающуюся регистрации в налоговых органах игровых автоматов:
"Игровые автоматы могут быть объединены в игровой развлекательный комплекс. При этом игровой автомат, входящий в данный комплекс, может иметь все основные блоки игрового автомата, либо отдельные из вышеперечисленных блоков могут быть общими для всего комплекса.
В процессе игры на игровом автомате, входящем в игровой комплекс, игровая ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других игроков, каждый игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки.
Учитывая изложенное, в случае если оборудование каждого из нескольких игровых мест игрового автомата "Столбик" подпадает под вышеуказанные понятия игрового автомата, то игровой автомат "Столбик" будет являться игровым комплексом, состоящим из нескольких игровых автоматов, объединенных в один корпус. В связи с этим регистрации в установленном порядке в налоговых органах подлежит каждый игровой автомат, входящий в состав игрового развлекательного комплекса "Столбик".
В случае, если хотя бы одно из вышеуказанных условий будет отсутствовать, например, игровая ситуация одного игрока будет зависеть от игровых ситуаций других игроков и каждый игровой автомат, входящий в игровой комплекс, не будет автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки, регистрации в установленном порядке в налоговых органах подлежит один игровой автомат, независимо от количества игроков.
В аналогичном порядке следует рассматривать и игровые автоматы "Ромашка". Многие налогоплательщики задают вопрос о том, будут ли являться объектами налогообложения налогом на игорный бизнес игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки. В Письме МНС Российской Федерации от 12 марта 2004 года №22-1-14/413 "О налоге на игорный бизнес" сказано, что игра является одним из способов развлечения и характерная для некоторых игр направленность на развитие реакции либо способности к анализу не лишает их наличия азарта. Исходя из этого, игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки подпадают по действие главы 29 НК РФ.
Каждый объект налогообложения должен быть зарегистрирован в налоговом органе по месту установки этого объекта не позднее, чем за два рабочих дня до установки каждого объекта. Если объекты налогообложения планируется установить на территории того субъекта Российской Федерации, где налогоплательщик не состоит на учете, он обязан встать на учет в налоговых органах по месту установки таких объектов также не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Обособленным подразделением организации согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Из Письма МНС Российской Федерации от 15 марта 2004 года №22-0-10/425@ "О постановке на учет в налоговом органе объектов налогообложения налогом на игорный бизнес" следует, что если организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, оборудует стационарные рабочие места вне места своего нахождения, это является созданием обособленного подразделения. Следовательно, организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Таким образом, объект налогообложения должен быть зарегистрирован в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения организации (при использовании объекта налогообложения по месту нахождения обособленного подразделения организации).
Предпринимательская деятельность в области игорного бизнеса в части организации тотализатора также имеет свои особенности. Организация, осуществляющая такую деятельность, может создавать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. Общая сумма сделанных ставок может учитываться как в головном подразделении организации, организующей тотализатор, так и в самих пунктах тотализатора.
В Письме МНС Российской Федерации от 16 января 2004 года №22-1-15/47-Б583 "О налоге на игорный бизнес" сказано, что при определении количества объектов налогообложения у тотализатора, имеющего сеть пунктов, объединенных в единую систему, следует также иметь в виду, что специфика данного вида предпринимательской деятельности требует специального оборудованного места для осуществления приема ставок и выплат соответствующих сумм выигрышей.
Поэтому, в том случае если, организация тотализатора позволяет учитывать общую сумму ставок и подлежащую выплате сумму выигрыша в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения, подлежащим регистрации, будет являться каждое территориальное обособленное структурное подразделение тотализатора.
Если же организация тотализатора не позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения, подлежащим регистрации в налоговых органах, будет являться головное подразделение организации.
В отношении игровых автоматов следует иметь в виду следующее: если игровой автомат расположен вне места нахождения организации (места нахождения обособленного подразделения организации), постановка на учет данного объекта налогообложения осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории субъекта Российской Федерации по месту своего жительства, а также на территории других субъектов Российской Федерации, обязан поставить все имеющиеся объекты налогообложения налогом на игорный бизнес на учет в налоговом органе по месту своего жительства. Для регистрации объекта или объектов налогообложения налогоплательщик должен представить в налоговый орган заявление о регистрации. Форма заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 24 января 2005 года №8н "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес".
Обязанностью налогоплательщика является и регистрация в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения и регистрация любого изменения количества объектов налогообложения. Такая регистрация осуществляется не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта.
Рекомендуемая форма заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес утверждена Приказом МНС Российской Федерации от24 января 2005 года №ВГ-3-22/5@ "Об утверждении рекомендуемой формы заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес". При этом в заявлении налогоплательщик должен указать только те объекты налогообложения, которые подлежат установке (выбытию).
Заявление о регистрации может быть представлено налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, также оно может быть направлено в виде почтового отправления с описью вложения.
Обратите внимание! Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
Выбывшим объект налогообложения считается с даты представления налогоплательщиком заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Факт регистрации подтверждается обязательной выдачей налогоплательщику свидетельства о регистрации. Рекомендуемая форма свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 24 января 2005 года №7н "Об утверждении формы свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и приложения к свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес".
Свидетельство о регистрации должно быть выдано налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения.
Внесение изменений в ранее выданное свидетельство, связанное с изменением количества объектов налогообложения, или выдача нового свидетельства осуществляется также в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления об изменении количества объектов налогообложения. Согласно Письму МНС Российской Федерации от 30 июля 2004 года "22-1-14/1345@ "О налоге на игорный бизнес" факт получения нового свидетельства о регистрации объектов налогообложения или факт внесения изменений в ранее выданное свидетельство определяется налогоплательщиком в заявлении. Количество вносимых изменений в свидетельство главой 29 НК РФ не установлено. Если налогоплательщику выдается новое свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, ранее выданное свидетельство изымается налоговым органом, а вновь выданному свидетельству присваивается новый номер.
За нарушение сроков регистрации объектов налогообложения, изменения их количества главой 29 НК РФ предусмотрен штраф, который взимается в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта игорного бизнеса.
Хотелось бы напомнить читателям, что согласно статье 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение". Установление статьей 366 НК РФ дополнительных штрафных санкций противоречит статье 107 НК РФ.
Если налогоплательщик допустит нарушение во второй раз, то размер штрафа увеличится вдвое и составит уже шестикратный размер ставки налога. По указанному налогу объект обложе-ния в силу специфики данного вида налогообложения совпадает с налоговой базой.
Для полного учета объектов налогообложения законодательство установило обязательную регистрацию игорного бизнеса в органах Государственной налоговой службы по месту нахождения объек-тов до момента их установки с обязательным получением в нало-говых органах свидетельства о регистрации. При этом налогопла-тельщики обязаны хранить в игорном заведении копию свидетель-ства о регистрации общего количества объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса.
Если в игорном заведении изменяется количество объектов на-логообложения какого-либо вида объектов игорного бизнеса, то на налогоплательщика возложена законом обязанность зарегист-рировать данный факт в налоговом органе в течение пяти рабочих дней со дня установки или выбытия этого объекта с получением свидетельства о регистрации или внесением изменения в ранее выданное свидетельство.
Если в ходе проверки налоговый орган выявит наличие на тер-ритории игорного заведения незарегистрированных объектов на-логообложения или несоблюдение налогоплательщиком установ-ленного порядка уплаты налога более двух раз в течение календар-ного года, это может явиться основанием для постановки налого-вым органом вопроса об отзыве лицензии на осуществление пред-принимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.
1.4 Налогоплательщики.
Плательщиками налога на игорный бизнес выступают организации, являющиеся по российскому законода-тельству юридическими лицами и осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, их филиалы и представительства, име-ющие отдельный баланс и расчетный или текущий счет К числу плательщиков этого налога относятся также организа-ции, образованные в соответствии с законодательством иностран-ных государств, международные организации и объединения, осу-ществляющие свою деятельность в области игорного бизнеса на российской территории через обособленные подразделения. Физи-ческие лица, предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, также являются плательщиками налога на игорный бизнес.
Глава 2
1Налогооблагаемая база и ставки налога. Налоговый период
Налоговый периодпо налогу на игорный бизнес -- календарный месяц. Отчетных периодов по налогу не предусмотрено.
Так как данный налог является региональным налогом, феде-ральное законодательство предусматривает пределы ставок, кон-кретная же ставка определяется законом субъекта Российской Фе-дерации.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Рос-сийской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол -- от 25 000 до 125 000 руб.;
2) за один игровой автомат -- от 1500 до 7500 руб.;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской кон-торы -- от 25 000 до 125 000 руб.
На территории Иркутской области установлены максимальные ставки .
Если ставки налогов не установлены законами субъектов Рос-сийской Федерации, они устанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол -- 25 000 руб.;
2) за один игровой автомат -- 1500 руб.;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской кон-торы -- 25 000 руб.
При установлении нового объекта сумма налога будет зависеть от того, когда он установлен.
Если новый объект установлен до 15-го числа текущего налого-вого периода, т.е. текущего календарного месяца, то сумма налога будет определяться как произведение общего количества объектов налогообложения, включая установленный объект, и ставки налога, установленной для данных объектов налогообложения.
Если новый объект будет установлен после 15-го числа текущего календарного месяца, сумма налога по этому объекту за этот налого-вый период будет определяться как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установ-ленной для этих объектов налогообложения.
Порядок расчета суммы налога на игорный бизнес установлен п. 4 ст. 370 НК РФ.
Как при установлении новых объектов, так и при выбытии объ-ектов сумма налога зависит от периода, в котором происходит выбы-тие объектов налогообложения. Выбывшим объект считается с даты представления налогоплательщиком заявления об изменении коли-чества объектов.
В случае выбытия объекта до 15-го числа текущего календарно-го месяца сумма налога определяется как произведение количества данных объектов налогообложения на половину ставки налога, ус-тановленной для этих объектов налогообложения.
Если объект налогообложения выбывает после 15-го числа ме-сяца, то сумма налога на игорный бизнес будет определяться как произведение общего количества соответствующих объектов, вклю-чая выбывший объект (объекты) налогообложения и ставки налога, установленной для данных объектов.
ПРИМЕР 1:
По состоянию на 1 июня 2006 г. на балансе ООО «Везение» чис-лилось 16 игровых автоматов и 8 игровых столов, каждый из кото-рых имеет два игровых поля. 3 июня выбыли 2 игровых автомата и 1 стол. 8 июня в казино поступили 3 стола с двумя игровыми поля-ми. 24 июня добавились еще 2 аналогичных стола и 1 игровой авто-мат.
Общее количество объектов игорного бизнеса, подлежащих на-логообложению, будет равно:
-- игровые автоматы:
16 шт. (на начало месяца). + 1 шт. (поступил) = 17 шт.;
-- игровые столы:
8 шт. (на начало месяца) + 3 шт. (поступили) + 2 шт. (поступили) = = 13шт.
1 шт. (выбыл 3 июня) + 2 шт. (поступили 24 июня) = 3 шт.Ставки налога на игорный бизнес в регионе, где работает кази-но, составляют:
-- по игровым столам -- 50 000 руб.;
-- по игровым автоматам -- 7000 руб. Сумма налога равна:
-- по игровым автоматам: 14 шт. х 7000 руб. + 3 шт. х 1/2 х 7000 руб. = 108 500 руб.;
-- по игровым столам:
10 шт. х 50 000 руб. х 2 поля + 3 шт. х 50 000 руб. х 2 поля х 1/2 = = 1 150 000руб. Бухгалтер казино заполнил декларацию за июнь следующим об-разом:
Таблица 1
Раздел 2 Расчет налога на игорный бизнес
Показатели
Код строки
Объем налогообложения
Игровые
столы,
всего
Игровые автоматы
………………..
1
2
3
4
…………………
Размер ставки на игорный бизнес в месяц , установленный законом субъекта РФ в соответствии с пунктом 1 ст. 369 НК РФ(руб)
010
X
7000
Кол-во объектов подлежащих налогообложению(единиц)
всего
020
13
17
В том числе:
По ставке налога , установленной в соответствии с п. 1ст. 389 НК РФ
030
-
14
По 1\2 ставки налога , установленной в соответствии с п.3 и 4 ст.370 НК РФ
040
-
3
По ставке налога , установленной в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ с учетом абзаца второго п. 1 ст. 370 НК РФ
050
10
X
По 1\2 ставки налога , установленной в соответствии с п. 3 и 4 ст.370 НК РФ с учетом абзаца второго п. 1 ст. 370 НК РФ
060
3
X
Сумма исчисленного налога на игорный бизнес (руб.)
070
1150000
108500
Раздел2.1Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам
Показатели
Код строки
Значение показателей
1
2
3
Количество игровых полей
На игровом столе
010
2
Размер ставки налога на игорный бизнес в месяц , установленный законом субъекта РФ в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ (руб)
020
50000
Размер ставки налога на игорный бизнес в месяц , установленный в соответствии с п. 1 ст.369НК РФ с учетом абзаца второго п. 1 ст. 370
НК РФ (руб) ( стр. 020 гр. 3х стр. 010 гр. 3 )
030
100000
Кол-во игровых столов , имеющих кол-во полей , указанное в стр. 010, подлежащих налогообложению (единиц) ,
Всего:
040
13
В том числе:
По ставке налога , установленной в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ
050
-
По 1\2 ставки налога , установленной в соответствии с п. 3 и 4 ст. 370 НК РФ
060
-
По ставке налога , установленной в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ с учетом абзаца второго п. 1 ст. 370 НК РФ
070
10
По 1\2 ставки налога установленной в соответствии с п. 3 и 4 ст 270 НК РФ с учетом абзаца второго п 1 ст. 370 НК РФ
080
3
Сумма начисленного налога на игорный бизнес (руб)
090
1150000
Таблица 3
Раздел 3 Изменение кол-ва объектов налогообложения налогом на игорный бизнес за налоговый период
Показатели
Код строки
Объекты налогообложения
Игровые столы , всего
Игровые автоматы
-
1
2
3
4
-
Кол-во объектов налогообложения зарегистрированных в налоговом органе
Х
Х
Х
-
На начало налогового периода
010
8
16
Установлено до 15
020
3
-
Выбыло после 15
030
-
-
Установлено после 15
040
2
1
Выбыло до 15
050
1
2
На конец налогового периода
060
12
15
Таблица 4
Раздел 3.1 Изменение кол-ва игровых столов за налоговый период
Показатели
Код строки
Значение показателей
1
2
3
Количество имеющихся игровых полей на игровом столе
010
2
Кол-во игровых столов, зарегистрированных в налоговом органе(единиц):
Х
Х
На начало налогового периода
020
8
Установлено до 15 числа
030
3
Выбыло после 15 числа
040
-
Установлено после 15 числа
050
2
Выбыло до 15 числа
060
1
На конец налогового периода
070
12
2.2 Сроки и способы предоставления декларации
Согласно пункту 2 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является календарный месяц, то налогоплательщик обязан не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем периодом, представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию. Таким образом, декларация за январь должна быть представлена не позднее 20 февраля, за февраль - не позднее 20 марта и так далее.
Согласно статье 6.1. НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени.
Если последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Налоговая декларация, в соответствии со статьей 80 НК РФ, представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации, причем бланки налоговых деклараций должны предоставляться налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган следующими способами:
лично или через его представителя;
направлена в виде почтового отправления с описью вложения;
передана по телекоммуникационным каналам связи.
При представлении налоговой декларации лично или через представителя налоговый орган не имеет права отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. При получении налоговой декларации таким способом налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №БГ-3-32/169 "Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
Форма налоговой декларации и инструкция о порядке ее заполнения утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 1 ноября 2005 года №97н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес и инструкции о порядке ее заполнения".
Если при заполнении декларации допущена ошибка, неправильное значение показателя необходимо перечеркнуть, вписать правильное значение. Исправление заверяется подписями должностных лиц организации, а также ее печатью, или подписью индивидуального предпринимателя с указанием даты исправления. Следует учесть, что исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускается.
Все страницы налоговой декларации должны быть пронумерованы, на каждой из них следует указать идентификационный номер налогоплательщика (далее ИНН) и код причины постановки на учет (далее КПП) организации или ИНН индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 12 НК РФ в Российской Федерации установлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Налог на игорный бизнес статьей 14 НК РФ отнесен к региональным налогам. Согласно статье 371 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Из Письма МНС Российской Федерации от 15 марта 2004 года №22-0-10/425@ "О постановке на учет в налоговом органе объектов налогообложения налогом на игорный бизнес" следует, что уплата налога на игорный бизнес при наличии у организации обособленного подразделения как имеющего отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, так и не имеющего их, должна производиться по месту нахождения обособленного подразделения организации, по ставке, установленной в соответствии со статьей 369 НК РФ на территории субъекта Российской Федерации по месту осуществления организацией деятельности в сфере игорного бизнеса, через обособленное подразделение.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории субъекта Российской Федерации по месту своего жительства, а также на территории других субъектов Российской Федерации, обязан поставить все имеющиеся объекты налогообложения налогом на игорный бизнес на учет в налоговом органе по месту своего жительства. При этом уплата налога на игорный бизнес в вышеуказанных случаях должна производиться индивидуальным предпринимателем по месту жительства индивидуального предпринимателя по ставке, установленной законодательными органами данного субъекта Российской Федерации.
Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком за каждый налоговый период, то есть ежемесячно, с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период. В каждой строке декларации и соответствующей ей графе следует указывать только один показатель. В том случае, если какой-либо предусмотренный декларацией показатель отсутствует, в соответствующей строке и графе ставится прочерк.
2.3Порядок расчета налога на игорный бизнес
Налоговая база, согласно статье 367 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), по каждому из объектов налогообложения определяется как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Налог на игорный бизнес рассчитывается ежемесячно. В соответствии с порядком, установленным статьей 370 НК РФ, сумму налога определяют отдельно по каждому объекту налогообложения, для чего количество объектов одного вида, указанное в свидетельстве, умножают на налоговую ставку, соответствующую данному объекту. Если, к примеру, организация имеет игровые столы и игровые автоматы, то необходимо определить сумму налога по каждому из этих объектов, затем полученные результаты нужно сложить. Это и будет общая сумма налога на игорный бизнес.
Следует обратить внимание на то, что если игровой стол имеет более одного игрового поля, то ставка налога по данному игровому столу должна быть увеличена кратно количеству игровых полей.
Пример 2:
ООО «Болеро» занимается игорным бизнесом и имеет 7 игровых столов, 24 игровых автомата и 2 кассы тотализатора. Предположим, что из восьми игровых столов 2 стола имеют одно игровое поле, 4 стола - 2 игровых поля и один стол - 3 игровых поля. Для расчета суммы налога будем использовать ставки, установленные в Москве.
Рассчитаем сумму налога по игровым столам:
(2 х 1 + 4 х 2 + 1 х 3) х 100 000 рублей = 1 300 000 рублей.
Рассчитаем сумму налога по игровым автоматам:
24 х 3 750 рублей = 90 000 рублей.
Рассчитаем сумму налога по кассам тотализатора:
2 х 100 000 рублей = 200 000 рублей.
Общая сумма налога на игорный бизнес, если количество объектов меняться не будет, ежемесячно будет составлять 1 590 000 рублей.
Расчет при установлении новых объектов
Порядок исчисления суммы налога на игорный бизнес при установлении новых объектов налогообложения определен пунктом 3 статьи 370 НК РФ. Сумма налога будет зависеть от того, когда новый объект установлен.
Если новый объект установлен до 15 числа текущего налогового периода, то есть текущего календарного месяца, то сумма налога будет определяться как произведение общего количества объектов налогообложения, включая установленный объект, и ставки налога, установленной для данных объектов налогообложения.
По иному сумма налога будет исчислена, если новый объект будет установлен после 15 числа текущего календарного месяца. В этом случае сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период будет определяться как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Пример 3:
Предположим, что 4 февраля ООО «Болеро» в дополнение к имеющимся 24 игровым автоматам установило 6 новых игровых автоматов. Сумма налога по игровым автоматам в феврале составит:
(24 + 6) х 3 750 рублей = 112 500 рублей.
Предположим, что наша фирма установила 6 новых игровых автоматов не 4 февраля, а 16 февраля, тогда сумма налога по игровым автоматам за февраль составит:
(24 х 3 750 рублей) + (6 х 3 750 рублей х Ѕ) = 101 250 рублей.
Рассчитаем сумму налога в случае, когда новые объекты налогообложения устанавливались как в первой, так и во второй половине месяца. Допустим, что в феврале установлено 6 новых игровых автоматов, причем 2 из них установлено 6 февраля, а 4 автомата установлено 18 февраля. Сумма налога составит:
(24 + 2) х 3 750 рублей + (4 х 3 750 рублей х Ѕ) = 105 000 рублей.
Расчет при выбытии объектов
Порядок расчета суммы налога на игорный бизнес установлен пунктом 4 статьи 370 НК РФ.
Как при установлении новых объектов, так и при выбытии объектов сумма налога зависит от периода, в котором происходит выбытие объектов налогообложения. Напомним, что выбытие объектов следует зарегистрировать за два дня до их выбытия. Выбывшим объект считается с даты представления налогоплательщиком заявления об изменении количества объектов.
В случае выбытия объекта до 15 числа текущего календарного месяца сумма налога определяется как произведение количества данных объектов налогообложения на половину ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Если выбытие объектов налогообложения произойдет после 15 числа месяца, то сумма налога на игорный бизнес будет определяться как произведение общего количества соответствующих объектов, включая выбывший объект (объекты) налогообложения и ставки налога, установленной для данных объектов.
Пример 4:
Допустим, что ООО «Болеро» из 24 имеющихся на начало месяца игровых автоматов 4 февраля убирает 6 игровых автоматов. Сумма налога за февраль по игровым автоматам составит:
(24 - 6) х 3 750 рублей + (6 х 3 750 рублей х Ѕ) = 78 750 рублей.
Пусть в ООО «Болеро» выбытие 6 игровых автоматов произойдет 18 февраля, тогда сумма налога за февраль по игровым автоматам составит:
24 х 3 750 рублей = 90 000 рублей.
Если выбытие 2 игровых автоматов произойдет 4 февраля, а 4 игровых автоматов - 18 февраля, сумма налога будет рассчитана так:
(24 - 2) х 3 750 рублей + (2 х 3 750 рублей х Ѕ) = 86 250 рублей.
Суммы налога.
Подлежащие внесению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации суммы налога определяются плательщиком самостоятельно исходя из количества зарегистриро-ванных объектов налогообложения и соответствующих ставок на-лога.
Приведем для наглядности пример расчета налога в феде-ральный бюджет по налогоплательщику, который содержит на территории игорного заведения 40 игровых столов и 60 игровых автоматов и имеет в связи с этим скидку в 20 % на 10 игровых столов и 20 игровых автоматов.
Сумма налога, подлежащая внесению в федеральный бюджет этим налогоплательщиком, равняется:
по игровым столам
1200 МРОТ * 30 + 1200 МРОТ -10-20 %;
по игровым автоматам
45 МРОТ -40 + 45 МРОТ -20-20 %,
где МРОТ -- минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством.
Сумма налога вносится в соответствующий бюджет ежемесячно. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным меся-цем, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения расчет сумм налога с учетом изменения количества или видов объектов налогообло-жения. В течение пяти рабочих дней со дня представления расчета сумм налога налогоплательщик обязан уплатить налог в федеральный бюджет или в бюджеты субъекта Федерации .
Глава 3
Проблемы реализации Закона о государственном регулировании
деятельности по организации и проведению азартных игр.
Да здравствует подполье? Сотрудники отдела мониторинга предсказывают большие сложности с введением в действие нового порядка организации игорного бизнеса в России. Согласно ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п."в"); установление правовых основ единого рынка (п."ж"). Статья 8 Конституции провозглашает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; ст.34 гарантирует право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе право заниматься отдельными видами деятельности на основании специального разрешения (лицензии) (абз.3 ч.1 ст.49 ГК РФ). Кроме того, в силу ст.2 и 3 ГК РФ регулирование вопросов предпринимательской деятельности осуществляется гражданским законодательством и относится также к ведению Российской Федерации (п."о" ст.71 Конституции РФ). Следовательно, принятие единого федерального закона, регулирующего деятельность в сфере игорного бизнеса, являясь безусловной прерогативой федерального законодателя, стоит более чем остро.
Вместе с тем необходимо отметить следующее. Отсутствие до настоящего времени единого федерального закона, который регламентировал бы основы государственного регулирования в сфере игорной деятельности (что является, безусловно, негативным фактором), не влекло за собой отсутствие правового регулирования данной сферы общественных отношений как таковой, однако это не помешало в 2006 году представительным органам государственной власти субъектов Федерации, вторгаясь в исключительную компетенцию Российской Федерации, принимать законы о порядке размещения объектов игорной деятельности на территориях субъектов Федерации, которые были отчасти успешно обжалованы в Верховном Суде РФ.
Многие решения судов первой инстанции, полностью или частично отменяющие нормы региональных законов о порядке размещения объектов игорного бизнеса, до последнего времени являлись предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ (законы г. Москвы, Сахалинской, Курганской, Кемеровской, Курской, Челябинской, Ленинградской областей и т.п.). Предусмотренный законами субъектов Федерации режим согласования Верховный Суд РФ признал не противоречащим действующему федеральному законодательству. Указанная позиция вызывает возражение в части ее несоответствия федеральному законодательству.
Законодательной базой на федеральном уровне выступали (и выступают по настоящий момент) Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в действующей редакции), постановление Правительства РФ от 15 июля 2002 года N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов"*, иные подзаконные нормативные правовые акты.
Применяется с учетом действия норм Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ. С 1 января 2007 года вступил в силу "долгожданный" Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"* (далее - Закон N 244-ФЗ), кардинально изменивший (а точнее - сломавший) систему государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории России. Соответствующие изменения внесены названным Законом во вторую часть Налогового кодекса РФ и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". * За исключением отдельных положений, касающихся вопросов лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с требованиями этого Закона, которые вступают в силу с 30 июня 2009 года. С вступлением в силу Закона N 244-ФЗ законодательство о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр расширилось, в том числе за счет включения в него законов субъектов Федерации. При этом ч.8 ст.16 Закона N 244-ФЗ содержит порочное положение, идущее вразрез с конституционными нормами (ст.8, 34, 71 Конституции РФ), нормами гражданского законодательства (ст.2, 3, 49, 209 ГК РФ), законодательства о лицензировании (ч.2 ст.7 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности") и т.п. Предусматривается, что принятые органами государственной власти субъектов Федерации до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие. В свою очередь, ч.7 ст.16 Закона наделяет органы государственной власти субъектов Федерации правом принятия до 1 июля 2007 года решения о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений). Предтечей стремительного принятия Закона N 244-ФЗ было выступление Президента РФ по телевидению 27 сентября 2006 года, в котором ситуацию в обществе применительно к бурно развивающейся игорной деятельности В.В.Путин охарактеризовал как "нетерпимую в связи с засильем игровых автоматов". Казалось бы, депутатам из профильных комитетов Государственной Думы, приняв высказывание Президента страны как руководство к действию, следовало безотлагательно приступить к разработке цивилизованных способов регулирования игорной деятельности, законодательно запретить установку игровых автоматов вне игорных заведений, установить возрастной ценз участников игорной деятельности, привести федеральное законодательство в соответствие с международной практикой, учитывая существующие в стране реалии, а не по шаблонной матрице, устранить произвол представительных органов государственной власти субъектов Федерации в части принятия ими собственных законов о порядке размещения объектов игорной деятельности посредством четкого законодательного разграничения предметов ведения и полномочий в сфере игорной деятельности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, определить более четкие правила размещения объектов игорной деятельности на федеральном уровне. Вместо всего этого в конечном итоге установили игорные зоны - специализированные территории, исключительно на которых возможно осуществлять игорную деятельность, фактически загнав в теневой сектор легальную предпринимательскую деятельность, что впоследствии лишит государственную казну существенных налоговых поступлений. Судя по всему, депутаты осознанно пришли к выводу, что "негативные социальные последствия от игорного бизнеса, выражающиеся в высокой напряженности среди граждан, недовольных разгулом игромании", государству гораздо важнее, чем большие доходы от него. Жаль, что никто не напомнил законодателям об обязательности соблюдения принципа соразмерности ограничений конституционно признанным целям их введения. Названный принцип был в свое время отражен в правовой позиции Конституционного Суда РФ в постановлении от 18 февраля 2000 года N 3-П. В данном постановлении указано: в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключали бы его судебную защиту.
Анализ Закона N 244-ФЗ позволяет заключить, что реализация предпринимателями своего субъективного права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорной деятельности будет напрямую зависеть именно от деятельности правоприменителей. Согласно ст.1 Закона N 244-ФЗ предусмотренные законодательные ограничения на осуществление игорной деятельности устанавливаются "в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан", при этом действие Закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность бирж. Вызывает недоумение, отчего иные алеаторные сделки, как то: лотерея, некоторые биржевые срочные сделки (форвард, фьючерс), договор страхования, рента, являясь предметом безусловного правового регулирования*, также не регламентируются именно в целях защиты нравственности? Государство в указанных случаях преследует иные цели - обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах, определение правовой основы государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей и т.п.
Таким образом, делая акцент на "защите нравственности граждан" в сфере игорной деятельности, что de jure корреспондирует ч.3 ст.55 Конституции РФ, государство, выражая резко отрицательную оценку данного явления и преследуя собственные узкие интересы (передел собственности, перераспределение финансовых потоков и проч.), позволяет достаточно жесткими мерами прямого и косвенного воздействия либо ограничить осуществление конкретной деятельности*, либо целиком ее упразднить. При этом необходимо отметить, что установление тотального запрета на осуществление какого-либо "асоциального", по мнению государства, вида деятельности не приведет к устранению его негативных последствий. Как показывает исторический опыт разных стран, включая СССР, введение "сухих законов" не способствует искоренению алкоголизма, как раз наоборот - формируется подпольный, "черный" рынок сбыта алкогольной продукции, не всегда являющийся качественным.
Например, до принятия Закона N 244-ФЗ размер государственной пошлины за выдачу лицензий на игорный бизнес за несколько лет увеличился в 10 тысяч раз; в настоящее время стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности Законом N 244-ФЗ установлен в размере не менее 600 млн рублей - для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов; 100 млн рублей - для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и т.п.
Как любое цивилизованное государство, Российская Федерация призвана осуществлять контроль за соответствующими видами деятельности с целью защиты своих экономических интересов посредством, в частности, разрешительных режимов - лицензирования, технического регулирования, введения акцизных марок и т.д., направленных на обеспечение производства предпринимателями качественных товаров (работ, услуг), проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области и т.п.
В рамках Закона N 244-ФЗ введены следующие жесткие меры государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр:
- выделение специализированных территорий - игорных зон;
- выдача разрешений на осуществление соответствующей деятельности в игорных зонах;
- выдача лицензий на осуществление соответствующей деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах.
Эпохальной новеллой государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр является, безусловно, выделение и создание специализированных территорий - игорных зон: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области (ч.2 ст.9). При этом создание игорных зон на землях поселений не допускается (ч.5 ст.5). Игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года (ч.9 ст.16). Окончательный срок переноса всех казино и игрового оборудования (деятельность казино, деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) в игорные "гетто и резервации" предполагается до 30 июня 2009 года. На территории одного субъекта Федерации разрешено создание не более одной игорной зоны. В случае если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов, на территориях соответствующих субъектов не могут быть созданы другие игорные зоны (ч.1 ст.9).
Управление игорными зонами отдается на откуп органам государственной власти субъектов Федерации и включает в себя передачу необходимых земельных участков; выдачу, переоформление, аннулирование разрешений; осуществление контроля за соблюдением законодательства о государственном регулировании организации и проведения азартных игр и т.п.(ст.10).
В силу ч.4 ст.9 Закона N 244-ФЗ решения о создании и ликвидации игорных зон принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, при этом границы игорных зон определяются на основании предложений органов государственной власти субъектов Федерации, вносимых в Правительство РФ.
Во-первых, неясно, о каких именно органах государственной власти, с которыми Правительству РФ необходимо соблюдать режим согласования, идет речь. Согласно ст.10 Конституции РФ в государстве действует принцип разделения властей, предусматривающий три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную.
Во-вторых, не совсем понятна юридическая природа данного режима согласования, предусматривающего собой либо формальное извещение (информирование) о совершении какого-либо действия, намерения, либо процедура согласования являет собой получение разрешительного документа в части реализации субъектом Федерации согласия на создание или ликвидацию игорных зон. Законодательно предусмотрен разрешительный порядок деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах. Соответствующее разрешение выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов), в том числе путем проведения аукциона или конкурса (ч.2 ст.13). Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Указанное разрешение выдается без ограничения срока действия и действует до момента ликвидации соответствующей игорной зоны (ч.3 ст.13). Вне игорных зон допускается организация и проведение азартных игр исключительно в букмекерских конторах и тотализаторах (при условии, что ими не будут использоваться игровые автоматы и игровые столы) (ч.4 ст.5, ч.3 ст.14). Указанная деятельность подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ч.2 ст.14).
Кардинальным образом законодательно ужесточены требования, которым должны соответствовать игорные заведения. Приведем основные:
- организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации (ч.1 ст.6; п.5 ст.4);
- игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения (ч.1 ст.8);
- организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр. Работниками организатора азартных игр не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет (ч.3 ст.8);
- используемое в игорном заведении игорное оборудование должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и находиться в собственности организатора азартных игр (ч.4 ст.8);
- технически заложенный средний процент выигрыша каждого игрового автомата не может составлять менее чем 90 процентов (ч.5 ст.8)*;
Согласно Правилам проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 24 января 2000 года N 22 технологически заложенный средний процент денежного выигрыша в игровом автомате должен был быть не ниже 75%.
- площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее чем 800 кв. м, и в ней должны находиться касса игорного заведения, гардероб, места для отдыха посетителей, туалет. В доступном для посетителей игорного заведения месте должны быть размещены текст Закона N 244-ФЗ, установленные организатором азартных игр правила азартных игр и правила посещения игорного заведения, лицензия на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений (п.3 ч.1 ст.16);
- в зоне обслуживания участников азартных игр в казино должно быть установлено не менее чем 10 игровых столов, а также могут быть установлены игровые автоматы, кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы;
- игровые столы и игровые автоматы, установленные в казино, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр (п.4 ч.1 ст.16);
- площадь зоны обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов не может быть менее чем 100 кв. м, и в ней должны находиться касса игорного заведения и туалет (п.7 ч.1 ст.16);
- в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем 50 игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы (п.8 ч.1 ст.16);
- игровые автоматы, установленные в зале игровых автоматов, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр. Технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже чем 90 процентов (п.10 ч.1 ст.16). Кроме того, одним из ключевых требований, предъявляемых к организаторам азартных игр, является наличие у организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов чистых активов в размере 600 миллионов рублей; порог вхождения для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах составляет 100 миллионов рублей. При этом Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр (ч.6-8 ст.6).
Заключение
Несомненно, что "новаторские" государственные ужесточения приведут к тому, что в сфере игорного бизнеса останется лишь несколько крупных компаний (игроков), вследствие чего произойдет очевидное укрупнение и консолидация игорного бизнеса - аналогично сложившейся ситуации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, где производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции осуществляют только юридические лица (ч.2 ст.1, ст.8, 11, 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в действующей редакции).
Небольшим игорным компаниям самостоятельно увеличить чистые активы с целью соответствия новым требованиям Закона N 244-ФЗ будет практически невозможно. Выходом из сложившейся ситуации будет либо продажа мелкими игроками собственного бизнеса, либо их вхождение в состав учредителей более крупных компаний, где имущество первых вносится в уставный капитал последних, и далее они становятся соучредителем в доле, соответствующей оценочной стоимости внесенных ими материальных ценностей, либо уход в теневой сектор.
Предполагается, что с рынка игорной деятельности уйдет около 70 процентов казино и игровых залов.
В силу норм Закона N 244-ФЗ игорные заведения, соответствующие указанным законодательным требованиям (ч.6 ст.6, ч.1, 3-5 ст.8, ч.2, 3 ст.15, ч.1, 2 ст.16) и имеющие соответствующие лицензии согласно Закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения соответствующего разрешения, в противном случае их деятельность должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Очевидно, что политическое лоббирование установления игорных зон приведет не иначе как к снижению доходов от налогообложения игорного бизнеса в бюджетах субъектов Федерации, с территории которых они будут упразднены, что естественным образом отразится на заработной плате, пособиях, субсидиях граждан, проживающих на территории соответствующего региона Российской Федерации. Иными словами, для субъектов Федерации результатом реализации Закона N 244-ФЗ будут весьма негативные социальные и налоговые последствия.. Противоположная и достаточно оптимистическая точка зрения была высказана на итоговом совещании по игорному бизнесу, состоявшемся 16 января 2007 года в мэрии Москвы, в ходе которого были обсуждены результаты исполнения в 2006 году Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 года N 58 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории города Москвы" и согласованы действия органов исполнительной власти города по реализации Закона N 244-ФЗ. Было установлено: "несмотря на то, что в 2006 году были закрыты 1968 объектов игорного бизнеса в Москве, налоговые поступления в бюджет города не только не уменьшились, а, наоборот, выросли на 3%, что является наглядным свидетельством того, что в результате проводимой властями города политики удалось ликвидировать теневой сектор игорного бизнеса".
В целом утопизм
Касательно противоречий, содержащихся в Законе N 244-ФЗ, следует отметить, что предусмотренный тотальный законодательный запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи (ч.3 ст.5) подрывает на корню осуществление предпринимателями деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, предусмотренной в том числе главой 3 Закона N 244-ФЗ. Невозможно вести такую деятельность в букмекерских конторах и тотализаторах, например, без сети Интернет, подвижной связи, необходимой при получении результатов соревнований, установлении взаимоотношений между букмекерским центром и пунктом приема ставок, подготовке букмекерской линии и т.п. В целом Закон N 244-ФЗ не насыщен содержательно, кроме того, в нем имеются противоречия и коллизии, что подтверждает его концептуальную несостоятельность. Реализация Закона в данной редакции не позволит создать действенную, прозрачную нормативно-правовую базу для повышения эффективности государственного регулирования игорного бизнеса в стране и борьбы с его теневым проявлением. Необходимость совершенствования Закона не вызывает сомнений. Представляется возможным, что к 2009 году он подвергнется еще не одному внесению изменений и кардинальной переработке в целом. Следует ожидать бесконечную череду изменений, признания нормативных правовых актов полностью или частично утратившими силу, принятия новых нормативных предписаний и т.п. Уровень юридической техники Закона также оставляет желать лучшего, в то время как признано, что "от того, в какой степени в стране развита юридическая техника, во многом зависит уровень ее цивилизованности..." Закон должен обладать эффективностью, общим показателем которой будет соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатами их действия. Ведь от эффективности принимаемых законов, результатов постоянного анализа и обобщения правоприменительной практики напрямую зависит успех социально-экономических преобразований в России, развитие бизнеса, благополучие граждан, их прав и свобод и т.п.