Если отпускная рыночная цена в ситуации 1 - 1 руб. 50 коп. и в ситуации 2 - 2 руб., оказавшаяся не выше себестоимости (2 руб.), будет обоснована, то НДС подлежащий уплате, составит в ситуации 1 - 2700 руб.; в ситуации 2 - 3600 руб. Если организация по собственной инициативе продала продукцию ниже рыночной отпускной цены, то она обязана уплатить НДС в ситуациях 1 и 2 исходя из рыночной цены, как в ситуации 3 - 3780 руб., но не ниже себестоимости - 3600 руб. (Инструкция Госналогслужбы от 11.10.95 г. № 39 раздел 4 "Определение облагаемого оборота" п. 9 13).
Заключая договора на реализацию продукции (выполнения работ, оказания услуг) с организациями, расположенными в разных регионах страны, при аудиторской проверке аудитор должен учитывать, что на один и тот же вид продукции в разных регионах различные отпускные цены. Поэтому возможна и допустима ситуация, когда в договорах отпускные цены на продукцию могут быть равны или даже ниже ее себестоимости. В последнем случае при уплате НДС в бюджет у организации могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с налоговой инспекцией. Последняя защищает интересы государства, считает, что организация нарушила требования налогового законодательства, реализуя продукцию по цене не выше себестоимости. Однозначного подхода к определению понятия рыночной цены нет. Не случайно и законодатель не дает ее определения.
Рыночную цену устанавливает продавец и покупатель при оформлении сделки купли-продажи, принимая во внимание спрос и предложение на товар. Рыночная цена при этих обстоятельствах может отличаться от себестоимости товара: быть выше себестоимости, соответствовать ей и в ряде случаев быть ниже себестоимости. Именно такой подход свойствен рыночной экономике.
В инструкции Госналогслужбы № 39 раздел 4 пункт 9 15 сказано, что рыночная цена - это цена, сложившаяся в регионе на момент реализации продукции (товаров, услуг) при совершении сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения продукции в данной местности исходя их экономических возможностей покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к покупателю территории. Под ближайшей территорией подразумевается конкретный населенный пункт, находящийся в границах административно-территориальных, национально-государственных образований.
Отсюда следует, что рыночная цена на один и тот же вид продукции будет разной в различных регионах. Причем колебания цен могут быть значительными. Таким образом, если организация реализует продукцию вне места своего расположения, то есть в другом административном центре, то рыночной ценой на такой товар будет цена, которая сложилась на этот товар в месте потребления (а не производства). Поэтому налоговые инспекции на местах не могут применять к организации санкции за проданную продукцию по ценам ниже себестоимости, если его рыночная цена в местах потребления ниже фактической себестоимости.
Особое место при аудите занимает правильность определения льготируемой продукции. Перечень конкретных условий освобождения от уплаты НДС отдельных видов продукции достаточно многообразен и конкретизирован применительно к соответствующим товарам (работам, услугам), исчерпывающий перечень которых приведен в пункте 12 Инструкции Госналогслужбы № 39. Но есть общие условия, которые должны соблюдать все организации, пользующиеся льготами по НДС.
Во-первых, все организации обязаны учет процесса производства льготируемой продукции и ее реализации осуществлять отдельно, не допуская обезличенного, "котлового" учета. В этом случае целесообразно к счетам 20 "Основное производство" и 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" открыть счета:
20-1 "Производство продукции (работ, услуг)";
20-2 "Производство льготируемой продукции (работ, услуг)";
46-1 "Реализация продукции (работ, услуг)";
46-2 "Реализация льготируемой продукции (работ, услуг)".
Можно обойтись и без субсчетов, организовав аналитический учет льготируемой продукции.
Как правило, ошибки возникают когда в целом продукция (работы и услуги) не льготируется, но часть ее попадает в льготную категорию по основаниям пунктов 12 "а" и 12 "б", инструкции Госналогслужбы № 39. Чтобы соблюсти требования налоговой службы о необходимости раздельного учета производства и реализации такой продукции, необходимо в общей сумме затрат на производство продукции отдельной позицией выделить в том числе затраты на ее льготируемую часть (сделать специальный расчет), включив соответствующую часть НДС уплаченного (дебет счета 20 "Основное производства", кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям") в издержки производства или, если он был полностью зачтен (дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям"), провести восстановительную запись (дебет счета 20 "Основное производство", кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС").
Во-вторых, обязательно нужно поставить в счетах-фактурах на оплату льготируемой продукции специальный штамп или сделать запись: "Без НДС".
В-третьих, организация должна соблюдать порядок регистрации счетов-фактур в соответствии с требованием постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" от 29 июля 1996 г. № 914.
На практике при аудиторской проверке необходимо тщательно проверить расчет НДС для уплаты в бюджет при продаже основных средств. Организация может принять решение о продаже ненужных ей основных средств. Облагаемым оборотом является отпускная продажная цена.
ПРИМЕР: Реализована электрическая печь первоначальной стоимостью 27000 руб. с износом 20 %. Рыночная продажная цена подтверждена специализированным комиссионным органом.
Показатели
Ситуации (тыс. руб.)
Корреспондирующий счет
1
2
3
Дебет
Кредит
1. Первоначальная стоимость
27000
27000
27000
47
01
2. Износ
5400
5400
5400
02
47
3. Остаточная стоимость
21600
21600
21600
-
-
4.1. Рыночная цена с НДС
12000
25900
27600
76 (51)
47 (76)
4.2. НДС (к уплате в бюджет)
2000
4320
4600
47 (68)
68 (51)
5. Отпускная продажная цена
10000
21600
23000
-
-
6. Финансовый результат (стр. 5 - стр. 3)
Прибыль
-
-
1400
47
80
Убыток
11600
-
-
80
47
Конечно, получить в бюджет НДС в сумме 4600 руб. с точки зрения государства предпочтительнее, чем 2000 руб., как в ситуации 1; или 4320 руб., как в ситуации 2. Этим и руководствуется налоговая служба. Данное обстоятельство имеет существенное значение и для целей налогообложения прибыли, что также не может учитывать налоговая служба. Однако рыночная цена, подкрепляемая документально, снимает все спорные вопросы. Ведь ее устанавливает в этом случае независимая оценочная организация исходя из реального физического состояния электрической печи и возможности ее реализации.
Другое дело, если организация самостоятельно приняла решение о продаже печи за 12000 руб. без документального обоснования продажной цены. Тогда она должна доначислить НДС в бюджет исходя из рыночной цены: в ситуации 2 - 280 руб. (4600-4320); а в ситуации 1 - 2600 руб. (4600-2000) или 2320 руб. (4320-2000), если рыночная цена оказалась ниже себестоимости, которая подлежит отнесению за счет чистой прибыли (дебет счета 81 "Использование прибыли", субсчет "Использование прибыли на другие цели", кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС") или нераспределенной прибыли (дебет счета 88 "Нераспределенная прибыль", кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС"). Такой же подход при начислении (уплате) НДС действует и при продаже прочего имущества организации по цене не выше его себестоимости.
Отдельное внимание при аудите уделяется особенностям учета НДС, уплачиваемого при приобретении основных средств. По общему правилу при приобретении основных средств для производственных целей их покупную стоимость относят на счет 08 "Капитальные вложения" (дебет счета 08 "Капитальные вложения", кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"), а НДС уплаченный берут на учет по субсчету 19-5 "НДС по приобретенным основным средствам", где он будет числиться до момента принятия объекта на учет (дебет счета 01 "Основные средства", кредит счета 08 "Капитальные вложения"), после чего подлежит зачету по общему правилу (дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", кредит субсчета 19-5 "НДС по приобретенным основным средствам") (Инструкция Госналогслужбы № 39 раздел XV пункт 47).
Если объект приобретен для эксплуатации в подразделениях социальной сферы, то учтенная на субсчете 19.5 "НДС по приобретенным основным средствам" сумма НДС уплаченного будет списана за счет чистой прибыли (дебет субсчета 88.2 "Использование прибыли", кредит субсчета 19-5 "НДС по приобретенным основным средствам"), фонда накопления (дебет субсчета 88-3 "Нераспределенная прибыль") или средств целевого финансирования (дебет счет 96 "Целевые финансирования и поступления"), то есть не включается в его первоначальную стоимость.
Особое внимание аудитора требует проверка правильности начисления НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом. В Инструкции Госналогслужбы № 39 записано, что под объектом реализации при выполнении строительных работ хозяйственным способом понимаются суммы, отраженные на дебете счета 08 "Капитальные вложения". Крупные объекты могут строится достаточно продолжительное время, и в этом случае на счете 08 "Капитальные вложения" накапливается сумма незавершенного строительства, которая будет числиться до момента ввода объекта в эксплуатацию. Здесь встречаются случаи, когда НДС начисляется (дебет счета 08 "Капитальные вложения", кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС") при вводе объекта в эксплуатацию или по мере окончания этапов работ, что неправильно. Инструкцией Госналогслужбы № 39 пункт 11 установлено, что НДС в этом случае начисляется по мере выполнения работ.
При передаче приобретенного со стороны оборудования, требующего монтажа, (дебет счета 08 "Капитальные вложения", кредит счета 07 "Оборудование к установке") учтенный на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" НДС, уплаченный по данному оборудованию, включается в затраты на капитальное строительство (дебет счета 08 "Капитальные вложения", кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям") поэтому в аналитическом разрезе счета 08 "Капитальные вложения" следует выделить это оборудование самостоятельной позицией, чтобы повторно не начислить на него НДС как вошедший в дебетовый оборот счета 08 "Капитальные вложения".
Такой подход вполне вписывается в установленный порядок учета НДС по оборудованию, требующему монтажа, приобретенному со стороны (статья 7 "в" Закона "О налоге на добавленную стоимость").
Операции
Сумма,
Корреспондирующий счет
тыс. руб.
Дебет
Кредит
1
2
3
4
1. Оприходовано оборудование, требующее монтажа, согласно счету-фактуре поставщика:
на покупную стоимость
на сумму НДС
8000
16000
07
19-6
60
60
2. Оплачено оборудование
96000
60
51
3. Передано оборудование в монтаж
80000
08
07
4. Одновременно на сумму НДС уплаченного
16000
08
19-6
5. Выполнены работы:
хоз. способом по монтажу оборудования
42000
08
10, 70,
68, 69
6. Начислен НДС на стоимость выполненных СМР
8400
08
68
7. Объект сдан в эксплуатацию
146400
01
08
8. Одновременно
146400
46
08
В отдельных случаях в ходе аудиторской проверки необходимо уделить внимание при исчислении НДС по приобретенным ценностям. Для учета НДС уплаченного предназначен счет 19 "НДС по приобретенным ценностям", в развитие которого открываются субсчета:
19-1 "НДС по приобретенным материальным ресурсам";
19-2 "НДС по приобретенным МБП";
19-3 "НДС по приобретенным нематериальным активам";
19-4 "НДС по работам производственного характера";
19-5 "НДС при осуществлении капитальных вложений";
19-6 "НДС по приобретенному оборудованию, требующему монтажа";
19-7 "НДС по приобретенным товарам".
Так как НДС по приобретенным ценностям принимается к зачету по НДС начисленному (дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям") с обязательным соблюдением требований, установленных законодательством, всякие отступления от установленного механизма зачета могут привести к негативным последствиям для организации. Поэтому работники бухгалтерских служб должны строго соблюдать правила учета НДС по приобретенным ценностям в соответствии с требованиями Инструкции Госналогслужбы № 39 и письма Минфина России "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами" от 12 ноября 1996 г. № 96.
НДС, уплаченный по поступившим производственным запасам (дебет счета 10 "Материалы", кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками") и малоценными предметами (дебет счета 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"), услугам производственного характера (дебет счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26"Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 31 "Расходы будущих периодов", 43 "Коммерческие расходы", 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"), принимаются на учет по счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" по соответствующим субсчетам, где он числится до момента расчета с поставщиками (дебет счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", кредит счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет").
Рассмотрим условный пример
Показатели
Ситуации
1
2
3
4
1. Сальдо по сч. 60 и 76 на начало месяца
18000
18000
18000
18000
2. Акцептованы счета-фактуры за материалы, МБП и услуги
50000
50000
50000
50000
3. Оплачены счета-фактуры
68000
52000
48000
50000
4. Суммы НДС к зачету и распределению
11300
8600
8000
8300
5. Сальдо по сч. 60 и 76 на конец месяца
-
16000
20000
18000
3.2. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ АУДИТА СЧЕТОВ-ФАКТУР И ВЕДЕНИЯ КНИГ УЧЕТА ПРОДАЖ И ПОКУПОК
Как уже указывалось, счета-фактуры составляются организацией-поставщиком (подрядчиком) на имя организации-покупателя (заказчика) в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки товара, выполнения работ и оказания услуг или предоплаты (аванса) предоставляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость.
Второй экземпляр счета-фактуры, остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ и услуг.
В связи с этим при аудите счетов-фактур должен провести проверки:
2. Своевременность их заполнения и отправки первого экземпляра покупателю (заказчику).
3. Правильность отражения их в соответствующих регистрационных книгах.
Рассмотрим эти направления подробнее и проведем в выборочном порядке аудиторскую проверку нескольких счетов-фактур.
В счете-фактуре должны быть указаны:
- полное наименование поставщика;
- адрес, телефон;
- наименование города;
- идентификационный номер поставщика (ИНН);
- адреса грузоотправителя и грузополучателя;
- номер и дата платежного документа;
- номер и дата счета-фактуры;
- наименование покупателя;
- адрес и телефон покупателя;
- название города;
- идентификационный номер покупателя (ИНН);
- особые условия оплаты;
- наименование товара;
- единица измерения, цена, количество;
- сумма, ставка НДС;
- сумма НДС, всего к оплате с НДС.
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицами, ответственными за отпуск товаров, работ и услуг и скрепляется печатью организации. При получении товаров, работ, услуг счет-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным представителем.
В счете-фактуре не допускаются подчистки и помарки. Исправления заверяются подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты исправления. Получаемые и выдаваемые счета-фактуры хранятся раздельно в журналах счетов-фактур в течении полных 5 лет с даты их получения (выдачи). Счета-фактуры в журналах должны быть подшиты и пронумерованы.
Счет-фактура составляется на русском языке с использованием компьютера или пишущей машины, но может быть заполнен от руки. При отгрузке товаров, выполнении работ и оказании услуг, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке установленным федеральным законом. С целью проверки этих позиций в организации нами были проверены в выборочном порядке счета-фактуры № 2, 16, 21. В результате проверки было установлено, что счета-фактуры заполнены в полном объеме согласно порядка установленного Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 г. № 914 "Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС" и письмом Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 29.12.96 г. № ВЗ-6-03/890, № 109 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 г. и могут являться основанием для зачета (возмещения) НДС у покупателя.
При реализации товаров за наличный расчет предприятиями розничной торговли и общественного питания требования считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек, содержащий следующие реквизиты:
- наименование организации-продавца;
- номер кассового аппарата;
- номер и дата выдачи чека;
- стоимость продаваемого товара с налогом на добавленную стоимость, а также товарный чек с указанием количества и стоимости проданных за наличный расчет товаров. Товарный чек также должен иметь заполненные необходимые реквизиты.
При аудиторской проверке правильности ведения книги продаж следует учитывать особенности их оформления в зависимости от того, какую учетную политику приняло предприятие для учета процесса реализации - по мере отгрузки продукции, работ, услуг (по предъявленным счетам) или по кассовому методу (по оплаченным счетам).
Так при учете процесса реализации по мере отгрузки (по предъявленным счетам) аудитор должен проверить в книге продаж регистрируются ли в хронологической последовательности выписанные счета-фактуры, врученные покупателем за отгруженную продукцию (работы и услуги) и товары (дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", основные средства (дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств) и другое имущество (дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", кредит счета 48 "Реализация и выбытие прочих активов".
При использовании кассового метода аудитор должен учесть, что счета-фактуры выписываются и регистрируются в книге продаж по мере поступления денег в кассу, на расчетный или валютный счет предприятия. Так, если товар (работы, услуги) отпущены в марте, а платеж поступил в апреле (мае), то счет-фактура будет выписан и зарегистрирован в книге продаж соответственно в апреле (мае). В случае частичной оплаты товаров (работ, услуг) по книге продаж необходимо проверить производилась ли регистрация каждой суммы, поступившей при частичной оплате с указанием реквизитов счета-фактуры, составленного на отгрузку этого товара (работ, услуг) с пометкой "частичная оплата", так как отступление от этого правила может привести к негативным последствиям для предприятия. Рассмотрим это на условном примере.
ПРИМЕР: По счету-фактуре, выписанному в феврале на 120 000 тыс. руб., была произведена частичная оплата: в феврале на сумму 40 000 тыс. руб., в марте - 60 000 тыс. руб. и в апреле - 20 000 тыс. руб. Каждая из указанных сумм должна быть зарегистрирована в книге продаж соответственно в феврале (40 000 тыс. руб.), марте (60 000 тыс. руб.) и апреле (20 000 тыс. руб.).
Таким образом, итоговые суммы книги продаж за отчетный период предназначены для определения подлежащего к начислению НДС (дебет счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг), 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация и выбытие прочих активов", кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС"). В книге продаж также должны быть зарегистрированы и все авансовые поступления (дебет счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", кредит счета 64 "Расчеты по авансам полученным"). В дальнейшем по мере фактического отпуска товаров, выполнения работ, оказания услуг, суммы предоплаты (авансов) отражают повторно в книге продаж сторнировочной записью и регистрируют новый счет-фактуру на всю поставку. Особое внимание аудитору следует уделить проверке правильности регистрации итоговый данных за день контрольно-кассовой машины при реализации предприятием товаров, работ, услуг населению за наличный расчет, а также бланков строгой отчетности взамен счетов-фактур в предприятиях, где услуги населению оказывались без применения контрольно-кассовых машин. Целесообразно в данном случае по итогам работы за день составить одни общий счет-фактуру для его регистрации в книге продаж.
Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 25.12.96 г. № ВЗ-6-03/890 № 109 "О применении счетов-фактур при расчетах НДС с 1 января 1997 г. (п. 9) разрешено ведение книги продаж в компьютерном варианте: по истечении отчетного периода, но не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным. Книга продаж распечатывается, страницы пронумеровываются и скрепляются печатью.
При аудиторской проверке в книге покупок аудитор должен проверить регистрируются ли оплаченные счета-фактуры поставщиков (дебет счетов 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", кредит счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет") за приобретенные основные средства и нематериальные активы (дебет счетов 07 "Оборудование в монтаже", 08 "Капитальные вложения", кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", поступившие производственные запасы (дебет счета 10 "Материалы") малоценные предметы (дебет счета 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"), товары (дебет счета 41 "Товары отгруженные") и оказываемые услуги, потребленные на производственные цели (дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производство и хозяйство", 31 "Расходы будущих периодов", 43 "Коммерческие расходы") и непроизводственные (дебет счета 96 "Целевые финансирование и поступления").
Итоговые данные книги покупок служат основанием для зачета НДС уплаченного (дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям"). Произведенные предприятием авансовые платежи в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) не отражаются в книге покупок, т.к. по ним не производится зачет НДС уплаченного. Это связано с тем, что принятие к зачету НДС по приобретенным товарам и материальным ресурсам осуществляется при соблюдении двух обстоятельств - оплате счетов-фактур и оприходовании товаров.
Необходимо обратить внимание на то, что если для книги продаж письмом Госналогслужбы РФ и Минфином РФ от 25.12.96 г. № ВЗ-6-03/890, № 109 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 года (п. 9)" установлена возможность ее ведения с использованием компьютера, то для книги покупок такая возможность не предусматривается. Однако, основываясь на том, что в письме отсутствует запрещение на ведение книги покупок в компьютерном варианте и исходя из постулата "разрешено все, что не запрещено", возможно использовать компьютерный вариант. При заполнении книги покупок аудитору следует обратить внимание на следующее:
- записи счетов-фактур, полученных от поставщиков, регистрируются в книге покупок по факту оплаты (дебет счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", кредит счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет") или факту оприходования приобретенных товаров (дебет счетов 08 "Капитальные вложения", 10 "Материалы", 12 "МБП", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др., кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") - по более поздней дате наступления указанного события. Если товар поступил 20 марта, а оплата произведена 25 марта (2 апреля), то счет-фактура подлежит регистрации соответственно 25 марта (2 апреля);
- при частичной оплате (дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", кредит счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет") оприходованных товаров, работ и услуг (дебет счетов 08 "Капитальные вложения, 10 "Материалы", 12 "МБП", 20 "Основное производство и др., кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") регистрация в книге покупок производится на каждую сумму, перечисленную в порядке частичной оплаты (с указанием реквизитов счетов-фактур) с пометкой "частичная оплата".
Как подтверждается аудиторской проверкой с целью получения более полной и достоверной информации о суммах НДС, подлежащих зачету в книге покупок, должны быть зарегистрированы также все счета-фактуры и чеки кассовых аппаратов при наличии товарных чеков за материалы, работы и услуги, оплаченные наличными из кассы (дебет счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", кредит счета 50 "Касса") или из подотчетных сумм (кредит счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами").
3.3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА НА ООО
"ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЭКСПРЕСС" КАФЕ "СТАРТ"
В соответствии с изложенной в предыдущих пунктах Главы III методикой аудита расчетов предприятия с бюджетом по НДС, на основе данных ООО "Торгового предприятия Экспресс" было проведено изучение имеющейся информации по данному вопросу.
Проверка осуществлялась в выборочном порядке, были рассмотрены все относящиеся к расчетам по НДС документы за часть проверяемого периода (за IV квартал 1997 года).
Кредитовый оборот по счетам 46, 47, 48 в Главной книге за октябрь, ноябрь и декабрь 1997 года соответствует показателю, который можно вычислить, исходя из данных Формы № 2 I квартала и годовой Формы № 2:
(3 383 902 + 1 793 779) - (3 126 892 + 1 166 797) = 883 992 (выручка-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг и реализации прочего имущества за IV квартал).
Эта сумма соответствует показанным в графе 3 строки 3 Расчета по НДС за этот же период данным:
400826.5 + 452650 + 30515.5 = 883992
Основная реализация (по счету 46) отражается в журнале-ордере № 11. Кредитовый оборот за IV квартал по журналу-ордеру № 11 соответствует показанному по Главной книге. Реализация осуществляется по сметной стоимости с НДС по ставке 20 % и 10 %.
Реализация основных средств показывается в журнале-ордере № 13, по счету 47. За рассматриваемый период суммы авансовых платежей и предоплат не поступали, для подтверждения этого по ведомости № 1 и № 2 проверялись суммы поступаемых денежных средств.
При проверке ведомостей и журналов-ордеров № 1, 2 за ноябрь 1997 года установлено, что расчетный счет и касса не корреспондируют со счетами затрат на производство (20, 23, 26).
По ведомости № 1 проверены прилагающиеся первичные документы (приходные кассовые ордера, заявления от работников и т.п.) за реализованные материальные ценности и услуги. По оборотным ведомостям к сч. 10, 12 проверяется учетная стоимость этих материальных ценностей. Установлено, что реализация осуществлялась по ценам, превышающим себестоимость ценностей. Определена стоимость 1 часа транспортных услуг, в соответствии с которой осуществляется оказание платных услуг по перевозке грузов по заявлению работников. В этом периоде реализации по ценам не выше себестоимости также не было, таким образом нет необходимости доначислять налог и составлять специальный расчет, представляемый в налоговую инспекцию.
Бартерные сделки и взаимозачеты, оформленные бухгалтерскими справками, осуществлялись через счет 46, поэтому в полном объеме включались в налогооблагаемую базу и налог на добавленную стоимость по этим операциям исчислен в соответствии с законодательством. Проверена правильность заполнения счетов-фактур формы № 868, оформляющих взаимозачеты; выделение в них суммы НДС отдельной строкой производилось в соответствии с Инструкцией № 39.
За рассматриваемый период имел место случай безвозмездной передачи основных средств, был начислен НДС по ставке 20 % от остаточной стоимости объекта.
Применяемая ставка НДС - 20 % и 10 %. В первом квартале ошибочно вместо 20 % НДС был начислен по ставке 10 %. Исправительная проводка была сделана на сумму доначисленного НДС:
Дебет сч. 81 "Использование прибыли"
Кредит сч. 68 "Расчеты с бюджетом"
Ошибка была исправлена в этом же квартале и поэтому не последовали штрафные санкции.
Сумма НДС, относимая на расчеты с бюджетом в ноябре 1997 года - 4000 тыс. руб. (строка 1 "а" графа 5), определяется по данным журнала-ордера № 6, в котором выделена отдельная графа по дебету сч. 19 (заполняется на основании первичный и расчетных документов).
В конце каждого месяца составляется специальный расчет, выборка данных по журналу-ордеру № 6 позволяет определить суммы НДС, подлежащие отнесению в дебет счета 68-9.
Дебетовый оборот по счету 19 в Главной книге соответствует показанному в налоговой декларации (строка 1 графа 5) - 4000 тыс. руб., а кредитовый оборот - сумма 4000 тыс. руб., отраженной в строке 1 "а" графе 5.
При проверке были выявлены недочеты по заполнению счетов-фактур (неточное указание реквизитов, отсутствие идентификационного номера) вследствие чего бухгалтеру были даны уточнения по ведению и заполнению счетов-фактур.
Выборочно проверены обработанные авансовые расчеты, при приобретении ценностей в розничной торговле за наличный расчет сумма НДС не выделяется. При приобретении ГСМ за наличный расчет через АЗС НДС выделяется по расчетной ставке 13, 79 % при наличии чека контрольно-кассового аппарата.
Ведутся журнал покупок и журнал продаж, их заполнение соответствует требованиям Постановления Правительства РФ № 914 (15).
В целом можно сказать, что за проверяемый период нарушений налогового законодательства не установлено. Бухгалтерский учет, исчисление налога на добавленную стоимость и составленная по нему отчетность (расчет по НДС) соответствует установленным стандартам и нормам.
Заключение
В соответствии с поставленными задачами в работе рассматриваются три основные группы проблем.
Первая группа проблем охватывает теоретические основы взимания налога на добавленную стоимость, которые дополнены данными из практики применения НДС в западных странах, где НДС действует уже не одно десятилетие.
Исторический экскурс к истокам возникновения НДС позволяет судить о его преимуществах над ранее действовавшими косвенными налогами.
В экономической литературе рассматриваются различные точки зрения и подходы к определению добавленной стоимости. Рассматриваются также различные методы определения налога на добавленную стоимость.
Рассмотрение существующих методов расчета НДС показало, что в нашей стране, как и в большинстве развитых стран мира, применяется наиболее удобный для плательщиков инвойсный метод. Интересным моментом является представление в западной налоговой концепции объекта налогообложения: основой исчисления НДС является вознаграждение (действительная или подразумеваемая) - добавленная стоимость.
Положительные и отрицательные последствия взимания НДС обусловлены прежде всего тем, что это косвенный налог, который носит всеохватывающий и всеобъемлющий характер (взимается при каждом акте купле-продаже, то есть охватывает все стороны рыночного хозяйства).
В последние десятилетия усиливается мировая и особенно европейская интеграция, заключается множество сделок на межгосударственном уровне, поэтому гармонизация налогообложения на добавленную стоимость является одним из важнейших направлений в объединении европейской экономики.
Изучение взимания НДС, тенденций его развития в мировом сообществе и в России в частности, позволяет прогнозировать возможные последствия в связи с предусмотренными проектом Налогового Кодекса изменениями в налогообложении (прежде всего в части льгот по налогу).
Существование НДС в России проявило все его положительные и отрицательные стороны, но на данном этапе государство пренебрегает негативными моментами, так как НДС является стабильным источником поступлений доходов в Государственный бюджет. Возможно в дальнейшем используя опыт других стран, удастся сгладить отрицательные стороны взимания НДС.
Во второй группе проблем рассмотрен учет расчетов предприятия с бюджетом по налогу на добавленную стоимость. В связи с особенностью исчисления суммы НДС, подлежащей внесению в бюджет, инвойсным методом, по отдельности были рассмотрены такие вопросы как: порядок исчисления НДС по основным средствам и нематериальным активам, особенности исчисления НДС на предприятиях общественного питания, исчисление суммы НДС, подлежащей внесению в бюджет.
В работе при решении поставленных задач учтены изменения, произошедшие в законодательстве по налогообложению и бухгалтерскому учету, приведены конкретные примеры из практики. Учет операций, связанных с налогом на добавленную стоимость был изучен на основе документов исследуемого предприятия.
Третья группа проблем охватывает анализ возможных ошибок и нарушений при исчислении НДС. Рассмотрена общая методика проведения аудита расчетов предприятия по НДС, которая включает в себя два основных этапа проверки: аудит достоверности налогооблагаемой базы и аудит сумм налога, принимаемых к зачету (возмещению) из бюджета.
Рассмотренная методика проведения проверки применена на исследуемом предприятии, она эффективна и позволяет выявить основные нарушения, ошибки и способы их устранения.
По исследуемому предприятию можно сделать вывод, что все операции по НДС проводились и отражались в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством.
Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется налогоплательщиками самостоятельно, что на практике может привести даже к неумышленным нарушениям, поэтому особое внимание в работе уделяется наиболее типичным ошибкам при исчислении НДС.
Предприятие порой не в состоянии проследить за множеством изменений, дополнений и пояснений налоговых и законодательных органов по НДС, что также может привести к ошибкам в учете.
Решением проблемы недостаточной информированности может стать выпуск единого официального издания, которое постоянно отражало бы все изменения и поправки налогового законодательства. На наш взгляд, необходима рационализация процедуры изменения в законодательной базе по налогам при утверждении Государственной Думой Налогового Кодекса.
Задолженность государственного бюджета по финансированию работ приводит к тому, что предприятие не имеет возможности своевременно и в полном объеме расплатиться с бюджетом по налогам. Это ведет к начислению пеней, которые превышают сам долг по налогу. Выходом из этой замкнутой цепи может быть налоговая амнистия (списание всех долгов по налогам или хотя бы пеней по ним на определенную дату) для предприятий, финансируемых из государственного бюджета.
Таким образом, можно сказать, что предприятие в большей степени зависит от политики государства в сфере налогообложения, в проработке законодательными и налоговыми органами нормативной базой по НДС, поэтому объективно предприятие должно особое внимание уделять исчислению НДС, точному следованию налоговому законодательству во избежание возможных ошибок.
В заключение, необходимо отметить, что учет и аудит расчетов предприятия с бюджетом по НДС является важнейшим и одним из наиболее сложных участков бухгалтерского учета предприятия
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. О налоге на добавленную стоимость: Закон Российской Федерации от 06.12.91 г. № 1992-1 (в редакциях последующих Федеральных Законов)
2. Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. № 914
3. О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость: Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 г. № 39 (в редакции последующих изменений и дополнений Госналогслужбы РФ)
4. О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с НДС и акцизами: письмо Минфина Российской Федерации от 12.11.96 г. № 96. (Новое в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации 1997 г. № 2)
5. О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 г.: письмо Госналогслужбы и Минфина РФ от 29.12.96 г. № ВЗ-6-03/890, № 109 // Финансовая газета - 1997 г. № 2 //
6. Агешин Ю.А. Налоги в России: налоговая система России. Общие вопросы налогового законодательства - Юридическая литература. М. 1994г.
7. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита - Информационно-издательский дом "Филинъ", М. 1995 г.
8. Захарова А.В. Расчеты с бюджетом по НДС на основе счетов-фактур // Бухгалтерский учет. - 1997 г. - № 4 //
9. Комова Н.А. НДС на рубеже 1996 / 1997 гг. // Бухгалтерский бюллетень - 1996 г. - № 11 //
10. Комова Н.А. Налог на добавленную стоимость в 1997 г. // Бухгалтерский бюллетень - 1997 г. - № 1 //
11. Луговой В.А. НДС: учет и расчеты с бюджетом // Бухгалтерский учет - 1997 г. - № 3 //
12. Пансков В.Г. Налог на добавленную стоимость. 6-е изд. - Международный центр финансово-экономического развития. М. - 1996 г.
13. Русакова И.Г. Налоги в развитых странах. - Финансы и статистика. М. - 1994 г.
14. Налоговая система во Франции. - Французская Организация Технического Сотрудничества. М. - 1995 г.
15. О налоговой политике в России // Финансовая газета. - 1997 г. - № 3.