Рефераты

Рынок государственных ценных бумаг Казахстана

новые системы торговли ценными бумагами;

новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами рынка государственных ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли - это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка - это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка государственных ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок государственных ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

За последние годы количество участников фондового рынка в Казахстане заметно увеличилось. После проведения Пенсионной реформы в 1998 году, улучшился инвестиционные климат на рынке. Накопительные пенсионные фонды начали свою инвестиционную деятельность как в ценные бумаги национальных компании (Казахойл, Казахтелеком и.т. д.) так и в государственные ценные бумаги (ноты НБ РК, ГЦБ МФРК с различными сроками обращения). Также увеличилось количество компаний-эмитентов выпускающих свои акции и облигации.

Ниже приведена таблица наиболее котируемых национальных ценных бумаг на Казахстанской фондовой бирже (KASE) на январь-февраль 2002 года.

Наименование ценной бумаги

объем сделок, в тыс. долл.

доля в общем объеме сделок, %

Январь 2002

простые акции ОАО "Банк ТуранАлем" (BTAS)

11 661,5

27,4

простые акции ОАО "Банк ЦентрКредит" (CCBN)

8 569,9

20,1

облигации ОАО "Казахтелеком" (KZTKb1)

7 921,2

18,6

облигации ОАО "Банк Каспийский" (CSBNb1)

5 001,2

11,8

Всего за месяц

33153,8

77,9

Февраль 2002

облигации ЗАО ННК "Кзахойл" (KZOLb)

7 315,9

20,5

облигации РГП "Казахстан Темир Жолы" (TMJLb2)

5 921,7

16,6

облигации ОАО ДАГОК "КустанайАсбест " (KZASb1)

5 396,1

15,1

евроноты "TuranAlem Finance B.V." (BTASe1)

5 154,4

14,5

Всего за месяц

23 788,1

66,7

Таким образом необходимо заметить что казахстанский рынок государственных ценных бумаг постепенно развивается и принимает более цивилизованный облик чем первоначальное хаотическое состояние.

Несмотря на все проблемы и диспропорции, фондовый рынок Казахстана, как важнейшая часть формирующегося финансового рынка имеет большой потенциал и серьезные перспективы быстрого развития.

Анализ привлечения ГЦБ в Накопительную пенсионную систему Казахстана

В переходный период Казахстан столкнулся с жестким бюджетным дефицитом. В середине девяностых годов солидарная пенсионная система уже не могла обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной проблемы была проведена реформа пенсионной системы на основе чилийской модели накопительной пенсионной системы.

Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998 г. начала планомерный переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально.

В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора - пенсионные фонды. Граждане должны были получить возможность инвестировать на рынке свои пенсионные накопления.

Основополагающими принципами накопительной пенсионной системы, закрепленными в Законе РК "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", являются:

· государственное регулирование деятельности субъектов накопительной пенсионной системы: накопительных пенсионных фондов (НПФ), банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами;

· обеспечение права выбора перечисления пенсионных накоплений граждан в государственном или негосударственных накопительных пенсионных фондах;

· гарантии государства состоявшимися пенсионерами на получение пенсий, а также несёт обязательства перед гражданами, имевшими трудовой стаж до начала пенсионной реформы;

· гарантии государства состоявшимся пенсионерам на сохранение получаемого размера пенсий из Государственного центра по выплате пенсий и пособий, а также их индексацию с учетом роста потребительских цен;

· разграничение пенсий и других форм социального обеспечения;

· обязательность участия каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании пенсионных накоплений;

· эффективность инвестирования в сочетании с безопасностью пенсионных сбережений;

· обеспечение права наследования граждан на накопления в государственном и негосударственных накопительных пенсионных фондах.

По данным Национального Банка Республики Казахстан по состоянию на 1 сентября 2004 г. на рынке пенсионных услуг действуют 16 накопительных пенсионных фондов, один из которых является государственным. Инвестиционную деятельность фондов осуществляют 10 организаций.

По данным Нацбанка РК, количество вкладчиков накопительной пенсионной системы составило примерно 6,6 млн. человек, общее поступление пенсионных взносов - 340,4 млрд. тенге. На индивидуальные пенсионные счета вкладчиков начислен чистый инвестиционный доход в размере 105,2 млрд. тенге.

В 2004 году 75 - 80 процентов пенсионных активов было инвестировано в государственные ценные бумаги (ГЦБ) Минфина РК и в ценные бумаги относительно узкого перечня казахстанских предприятий. Остальные 20 - 25 процентов малыми долями были распределены между депозитами отечественных банков, ценными бумагами исполнительных органов, облигациями иностранных эмитентов и международных финансовых организаций при высокой доле активов в иностранной валюте.

Механизмы сохранности пенсионных средств предусмотрены в законе "О пенсионном обеспечении". НПФ, компании, управляющие пенсионными активами или само государство возместят вкладчикам убытки.

Однако, эта ситуация требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон для решения проблемы доходного размещения пенсионных активов до начала массовых накопительных выплат.

Для улучшения ситуации в декабре 2003 г., а затем в июле 2004 г. были внесены изменения в "Правила по управлению пенсионными активами". Обязательства каждого НПФ по инвестированию в ГЦБ, за исключением ценных бумаг местных исполнительных органов, уменьшены с 35 до 25 % от общего объема пенсионных активов. Впервые дано право вкладывать в аффинированное золото - не более 5%. Увеличены лимиты инвестирования в ипотечные облигации до 20% и в облигации ЗАО "Банк развития Казахстана" до 15 %. Значительно расширены возможности по приобретению акций иностранных эмитентов и долговых ценных бумаг с высоким рейтингом - до 40%.

Тем не менее, в условиях хронического дефицита финансовых инструментов у пенсионных фондов и управляющих компаний нет выбора. Им приходится вкладывать средства в те инструменты, которые есть на рынке. Так, доля ГЦБ в портфеле фондов за первые 6 месяцев снизилась всего на 2,7 пункта, с 53,3 до 50,6%.

Вместе с тем и доходность по ГЦБ продолжает снижаться. Порядка трети всех активов фондов приходится на краткосрочные ноты Национального банка, доходность по которым снизилась с 5,07% в декабре 2003 года до 4,98% в июне этого года.

Вокруг государственных ценных бумаг сложилась парадоксальная ситуация. Минфин и Национальный банк выпускают и планируют выпускать бумаги с доходностью 5-6-7% годовых. При этом официально объявляется, что годовая инфляция составит те же 6-7%.

Сегодня 51% активов НПФ вложено в госбумаги. Таким образом, пенсионные фонды одолжили государству около $1,5 млрд. Но никто не знает, куда, в какие проекты, на какие цели эти деньги будут использованы. Необходима прозрачность таких проектов, насколько эффективно используются личные средства миллионов вкладчиков накопительной пенсионной системы.

Доля негосударственных ценных бумаг в портфелях НПФ выросла за шесть месяцев с 29,7 всего до 30,4%, депозитов в банках - с 6,9 до 7,5%, а вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов даже снизились с 9,5 до 8,7%. Еще около 2,8% пенсионных взносов вкладчиков, или порядка 11,5 млрд. тенге, вообще зависли на инвестиционных счетах. В сложившихся условиях пенсионные фонды вряд ли смогут переломить ситуацию.

С 1 января 2005 года вступили в силу новые правила выпуска, размещения, обслуживания и погашения ГЦБ. Выпуск ГЦБ должен осуществляться не через первичных дилеров - 17 банков второго уровня, а непосредственно через Казахстанскую фондовую биржу. Минфин отказался от практики досрочного погашения бумаг. Наряду с этими правилами предусматривается осуществление Минфином эмиссий долгосрочных ГЦБ сроком обращения 10, 15 и 20 лет.

Эти решения правительства стали первым шагом по поддержанию НПФ. Вместе с тем, можно отметить, что планируемое увеличение объема эмиссии ГЦБ не приведет к кардинальному изменению ситуации. Об этом свидетельствуют результаты последнего аукциона по размещению очередного выпуска шестилетних МЕОКАМ. Доходность МЕОКАМ, несмотря на значительный срок их обращения, в результате повышенного спроса составил 5,80%, что значительно ниже прогнозируемого уровня инфляции на этот год.

В августе 2004 года на заседании правительства в числе наиболее актуальных проблем Президент назвал отсутствие достаточного количества финансовых инструментов для вложений накопительных пенсионных фондов. Правительство предлагает решать эту проблему комплексно: и за счет запуска рынка акций, за счет продажи части государственного пакета акций национальных компаний, и за счет выпуска проектных облигаций под гарантии либо Министерства финансов, либо Банка развития. Повышение прозрачности является непременным условием развития и отечественного фондового рынка, от становления которого напрямую зависит судьба пенсионной системы. Казахстанские предприятия не хотят идти на фондовый рынок, и одна из главных причин - они не хотят раскрывать информацию об акционерах. В результате фондовый рынок не расширяется, так как корпоративные акции являются самыми доходными инструментами для инвестиций.

Мировая практика показывает, что гармонично развитым фондовым рынок считается в том случае, когда соблюдается баланс: 60% акций и 40% облигаций. Развитие рынка акций выгодно для институциональных инвесторов, работающих на долгосрочную инициативу, потому что в отличие от облигаций, доход по которым фиксирован, рынок акций может предложить наибольшую доходность за счет стоимости активов и дивидендов. На казахстанском фондовом рынке сейчас доля облигаций превалирует.

Возможными инструментами для вложения пенсионных активов могут стать:

· государственные проектные ценные бумаги. Это могут быть ценные бумаги, выпущенные корпоративными эмитентами с гарантией государства, либо ГЦБ, эмитированные под определенные проекты.

· акции и облигации казахстанских предприятий, национальных компаний по листингу "А" и "В".

· акции и облигации России, Кыргызстана и Узбекистана.

· акции и облигации иностранных компаний с более низким рейтингом и более высоким инвестиционным доходом;

· ипотечные облигации.

Одна из главных задач государства на сегодня состоит в том, чтобы пенсионные накопления оставались в отечественной экономике и работали на нее, принося достаточный инвестиционный доход. Необходимо приложить все усилия для развития рынка ценных бумаг в рамках программ развития экономики в целом и расширения круга финансовых инструментов пенсионных активов НПФ.

Анализ современного рынка государственных ценных бумаг

Рынок ценных бумаг продолжает удивлять своей низкой доходностью. Доходность по государственным ценным бумагам долгое время не соответствует уровню риска Казахстана (кредитный рейтинг «ВВВ-»), а фактическая доходность казахстанских государственных долговых ценных бумаг на уровне и даже ниже доходности казначейских обязательств Правительства США (кредитный рейтинг «ААА»).

К примеру, доходность по последнему аукциону 35-дневных нот Национального Банка, проведенному 25 февраля 2005 г., составила 2,40% годовых, аналогичная по сроку обращения дисконтная бумага казначейства США торгуется с доходностью 2,52% годовых. Также доходность по трехлетним МЕОКАМ, аукцион по которым прошел 24 февраля 2005 года, составила 3,78% годовых, а аналогичная трехлетняя облигация Правительства США торгуется с доходностью 3,74% годовых.

Данное обстоятельство объясняется давно существующей сверхликвидностью на финансовом рынке Казахстана и дефицитом финансовых инструментов. Даже проведенные Минфином аукционы по размещению 10 летних и 3 летних облигаций не снизили дефицит государственных ценных бумаг.

С другой стороны, коммерческим банкам выгодно снижение доходности, так как это потенциально снижает для них стоимость привлечения на внутреннем рынке, как по депозитам так и по другим инструментам.

Нехватка на рынке государственных ценных бумаг влечет за собой неэффективное управление инвестиционным портфелем. Так как, на аукционах по продаже облигаций Министерства финансов РК и нот Национального Банка РК зачастую удовлетворяется лишь часть заявленной суммы, мы вынуждены выходить на аукцион с суммой большей, чем нам необходимо.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить снизить норматив размещения активов в государственные ценные бумаги с нынешних 15% до 5 - 10 %, так как по государственным ценным бумагам низкая доходность (на сегодняшний день доходность составляет 3 %).

Вместе с тем, хотелось бы отметить несовершенство нормативного правового акта, устанавливающего минимальный размер собственного капитала страховых организаций. Так, согласно Постановлению АФН РК № 257 от 21.08.04г. «Об утверждении минимальных размеров уставного и собственного капиталов страховой и перестраховочной организаций» при расчете по одному из трех расчетов минимального размера собственного капитала страховой (перестраховочной) организации за основу берутся общие страховые премии. Но по существу, из данной величины необходимо вычитать страховые премии, переданные на перестрахование. Так как, одной из функций собственного капитала страховой организации является обеспечение выполнения обязательств, то при передаче на перестрахование части премий и обязательств, у страховой организации не возникают обязательства по переданным на перестрахование договорам страхования (перестрахования). На практике получается, что объем минимального размера собственного капитала для страховых организаций раздут на те обязательства, которые переданы на перестрахование.

Учитывая вышеизложенное, можно предложить при расчете минимального размера собственного капитала страховой организации по премиям учитывать чистые страховые премии (общие страховые премии за минусом премий, переданных на перестрахование).

 

Первичный рынок государственных ценных бумаг представлен ценными бумагами местных исполнительных органов (муниципальные), и на 1 января 2006 года в обращении находилось 22,7 млн. штук государственных ценных бумаг с общей номинальной стоимостью 2,3 млрд. тенге. В 2005 году погашено муниципальных облигации по номинальной стоимости 1,6 млрд. тенге (16,3 млн. штук). Сумма выплаченного вознаграждения за отчетный год составила 0,3 млрд. тенге.

Обращение государственных ценных бумаг на вторичном рынке

млн. тенге

Объем на начало 2005 года

Продажа

Покупка

Объем на конец

2005 года

Всего

56173,0

13117,2

45178,1

54614,2

Государственные краткосрочные казначейские обязательства МЕККАМ - всего

2803,3

2244,4

8143,8

4839,1

12 месяцев

2803,3

2244,4

8143,8

4839,1

Ноты НацБанка РК

14035,1

8893,4

24947,8

489,1

Государственные среднесрочные казначейские обязательства МЕОКАМ - всего

22379,5

1729,4

11420,2

32203,4

со сроком обращения:

24 месяца

6038,2

642,0

120,0

5486,9

36 месяцев

6275,4

885,3

4470,8

9442,7

48 месяцев

836,1

120,0

2695,1

3431,6

60 месяцев

9229,8

82,1

4134,3

13842,2

Государственные долгосрочные казначейские обязательства МЕУКАМ - всего

12486,4

100,0

664,9

13976,6

72 месяца

3827,1

100,0

314,9

4346,2

84 месяца

8135,1

8701,6

108 месяцев

200,0

200,0

120 месяцев

524,2

150,0

728,8

ЦБ местных исполнительных органов (муниципальные)

4318,7

1,4

3106,0

Прочие

150,0

150,0

На вторичном рынке ценных бумаг покупка государственных ценных бумаг за 2005 год составила 45,2 млрд. тенге, продажа - 13,1 млрд. тенге. Наибольшая доля купли-продажи приходится на ноты Национального банка РК (55,2% - 67,8%) и на среднесрочные казначейские обязательства МЕОКАМ (25,3%- 13,2%). Сумма полученных дивидендов (вознаграждений) по государственным ценным бумагам за 2005 составила 2,6 млрд. тенге.

Анализируя состояние рынка ценных бумаг, можно сделать вывод, что на первичном рынке ценных бумаг по состоянию на 1 января 2006 года преобладающую долю выпуска составляют негосударственные ценные бумаги, несмотря на то, что размещение по сравнению с эмитированными государственными ценными бумагами несет риск, тогда как государственные ценные бумаги выпускаются от имени правительства или местными органами власти и, соответственно, обеспечивается их поддержкой.

На вторичном рынке ценных бумаг по негосударственным ценным бумагам только 16 хозяйствующих субъектов из 125 совершили сделки со своими ценными бумагами, это говорит о том, что не все эмитированные негосударственные ценные бумаги способны выйти на вторичный рынок ценных бумаг и участвовать в обращении.

Важнейшей характеристикой рынка ценных бумаг является показатель доходности. На первичном рынке сумма выплаченных дивидендов и вознаграждений за 2005 год составила по негосударственным ценным бумагам 18,4 млрд. тенге, а по государственным ценным бумагам 0,3 млрд. тенге. На вторичном рынке ситуация сложилась таким образом: дивиденды и вознаграждения получены по негосударственным ценным бумагам 0,5 млрд. тенге, а по государственным ценным бумагам - 2,6 млрд. тенге.

Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005 2007 годы разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан.

Проект Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы неоднократно рассматривался на совещаниях:

- 23 ноября 2004 года - на третьем заседании Межведомственной комиссии по вопросу реформирования финансовой системы;

- 3 декабря 2004 года, - на расширенном совещании с участием представителей Ассоциации финансистов Казахстана и пенсионных фондов, на котором проект Программы был поддержан и в целом одобрен.

Цели и задачи Программы

Проект Программы определяет основные цели и задачи дальнейшего развития рынка, призван активизировать рынок и обеспечить комплексное решение существующих проблем.

При разработке Программы была определена главная цель - это дальнейшее развитие рынка ценных бумаг Казахстана, обеспечение его прозрачного и эффективного функционирования, расширения возможностей для выпуска ценных бумаг, защиты прав инвесторов и обеспечение добросовестной конкуренции.

При этом основной задачей Программы является приведение рынка ценных бумаг в соответствии с современными требованиями.

Приоритетными направлениями развития казахстанского рынка ценных бумаг в проекте Программы определены:

· Политика по отношению к инвесторам

· Политика по отношению к эмитентам ценных бумаг

· Политика по отношению к инфраструктуре рынка ценных бумаг

· Политика регулирования рынка ценных бумаг

На основании указанных направлений были определены, мероприятия по их реализации:

В целях реализации Закона Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах» будет разработана и введена в действие необходимая подзаконная нормативная правовая база по вопросам деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в части обеспечения функционирования инвестиционных фондов.

С развитием финансового рынка, расширением числа финансовых институтов, планов по привлечению сбережений населения на рынок ценных бумаг, будет разработана и введена нормативная правовая база по защите прав инвесторов.

Государственные органы по вопросам их компетенции на рынке ценных бумаг (Министерство финансов, Национальный Банк, Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций) и иные заинтересованные лица периодически должны будут осуществлять PR-акции с использованием информационных материалов в доступной для населения форме с освещением в популярных средствах массовой информации (радио, телевидение, газеты и журналы) по обучению населения основам рынка ценных бумаг.

Раскрытие информации финансовыми организациями и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций снизит риски, с которыми потребители финансовых услуг сталкиваются на рынке, и создает основу для здорового функционирования конкурентных и эффективных финансовых рынков.

Будут приняты меры по повышению прозрачности деятельности компаний, включая переход на МСФО. Важность перехода казахстанских организаций на МСФО заключается не столько в унификации системы финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами, сколько в обеспечении прозрачности их деятельности и отражении реальной экономической ситуации, что позволит пользователям отчетности предприятий принимать правильные экономические решения.

Программой предусматривается проведение ряда мероприятий в целях наполнения рынка новыми видами привлекательных ценных бумаг.

Для этого выпуски государственных ценных бумаг будут осуществляться в соответствии с общими нормами на рынке - будут составлены прогнозные схемы выпусков государственных ценных бумаг Министерства финансов Республики Казахстан на среднесрочный период и графики проведения эмиссий нот Национального Банка.

При этом предусмотрен выпуск государственных ценных бумаг в достаточно больших объемах, на длительные сроки (10 и более лет), в том числе с индексацией на уровень инфляции.

В целях обеспечения соответствия рынка ценных бумаг современным требованиям, в том числе по совершенствованию корпоративного управления и повышения прозрачности деятельности компаний, Правительством будут проведены мероприятия по выделению крупных государственных компаний с участием государства и их дочерних организаций с последующей передачей государственных пакетов их акций в управление специально созданной государственной холдинговой компании. Часть государственного пакета акций компаний с участием государства и их дочерних организаций, которые войдут в этот холдинг, будет продана на организованном рынке. Эти ценные бумаги смогут купить пенсионные, инвестиционные фонды и брокерские компании. В результате на рынке начнут обращаться долевые ценные бумаги первоклассных эмитентов, появятся независимые директора в составе совета директоров национальных компаний, что значительно улучшит качество их корпоративного управления.

В ходе реализации настоящей Программы будет рассмотрена возможность дальнейшей капитализации государственных институтов развития АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстан» и других, с целью привлечения рыночного капитала, путем дополнительных выпусков акций институтов развития и их размещения среди пенсионных фондов. Появление на казахстанском рынке проектных облигаций, гарантированных Правительством Республики Казахстан или АО «Банк Развития Казахстана», акций государственных институтов развития, компаний с участием государства и их дочерних организаций позволит решить проблему финансирования вновь создаваемых производств, даст импульс для реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

В рамках осуществления Программы особое внимание будет уделено совершенствованию корпоративного управления.

Развитие структурных форм финансирования. Будет стимулироваться увеличение объемов услуг банков второго уровня по финансированию своих клиентов. В этой связи будут создаваться условия для развития и реализации потенциала структурных форм финансирования, таких как проектное финансирование и секьюритизация. На рынке государственных ценных бумаг появятся новые инструменты, в том числе, проектные облигации.

Для развития альтернативных форм финансирования инвестиционных проектов, по которым в соответствии с законодательством могут быть предоставлены государственные гарантии, будет рассмотрена возможность гарантирования Правительством Республики Казахстан облигаций, выпущенных для финансирования данных инвестиционных проектов. В частности, для таких инвестиционных проектов будут внесены соответствующие изменения в Бюджетный Кодекс Республики Казахстан

Кроме того, для выпусков облигаций, осуществленных в целях финансирования инвестиционных проектов, будет рассмотрена возможность использования гарантий АО «Банк Развития Казахстана» в качестве альтернативы государственным гарантиям.

При наступлении случаев исполнения государством обязательств по гарантиям будет предусмотрен механизм принудительного выпуска акций эмитента вышеуказанных облигаций, с их последующей передачей в собственность государства. Соответствующие изменения и дополнения будут внесены в Закон «Об акционерных обществах».

С целью уточнения редакции в Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» будут внесены поправки, предусматривающие порядок выпуска коммерческих бумаг.

Будет проведена работа с информационными и аналитическими агентствами по обеспечению разработки ими ряда индексов, рассчитанных на основе небольшого набора фундаментальных индикаторов, позволяющих инвесторам оценить общее направление рынка, оценить макроэкономическую ситуацию, привлекательность отраслей, динамику и эффективность портфеля институциональных инвесторов.

В качестве одного из привлекательных способов заполнения национального рынка ценных бумаг будет совершенствоваться порядок допуска иностранных ценных бумаг как государственных, так и корпоративных. Для выполнения этой задачи Программой предусматривается передача полномочий по установлению требований к иностранным ценным бумагам в целях их допуска к обращению на организованном рынке ценных бумаг Республики Казахстан, организатору торгов.

В целях создания инфраструктуры и внедрения современных технологий для работы с населением на рынке государственных ценных бумаг необходимо реализовать на базе АО «Казпочта» проект по созданию трансфер-агента - лица, оказывающего услуги по приему и передаче документов (информации) между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их клиентами.

В целях снижения рисков при осуществлении расчетов по сделкам с ценными бумагами и ускорения таких расчетов ЗАО «Центральный депозитарий ценных бумаг» будет выполнять функции централизованной расчетной организации брокеров-дилеров.

С учетом передового международного опыта для обеспечения ликвидности казахстанского рынка ценных бумаг будет установлено требование к объему размещенных и свободно обращаемых акций в момент включения и нахождения в официальном списке биржи по наивысшей категории, а именно, минимальный объем размещенных акций, находящихся в собственности мелких акционеров (миноритариев), и/или в собственности институциональных инвесторов (накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов) должен составлять не менее 25% от эмиссии акций. При этом данное требование ведется поэтапно с 2006 года.

В виду необходимости уточнения отдельных норм законодательства по итогам правоприменительной практики Законов Республики Казахстан «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» будет разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности акционерных обществ».

Это будет способствовать повышению привлекательности ценных бумаг, выпускаемых эмитентами-резидентами Республики Казахстан для инвесторов (в том числе иностранных), так как интерес у серьезных инвесторов вызывают только АО, деятельность которых прозрачна для всех и механизм деятельности которых в значительной степени прост и отработан в ходе практической деятельности.

В целях определения наиболее надежных способов обеспечения облигаций в законопроекте будет уточнено понятие обеспеченной облигации.

Полноценная база данных показателей рынка ценных бумаг будет содержать сведения, достаточные для проведения фундаментального анализа рынка ценных бумаг, и будет использоваться профессиональными участниками и инвесторами рынка ценных бумаг, а также повысит качество обмена информацией с международными организациями по мониторингу мирового рынка ценных бумаг и сравнению показателей отечественного и зарубежного рынка ценных бумаг.

В ходе реализации Программы будут совершенствоваться принципы деятельности и функции СРО. Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будет устанавливать основные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а СРО - более детальные стандарты осуществления профессиональной деятельности и требования к их внутренним документам.

Ожидаемые результаты

В результате введения в действие Программы, в 2007 году:

· капитализация внутренних корпоративных облигаций официального списка организованного рынка будет составлять около 375 млрд. тенге;

· биржевые обороты негосударственных эмиссионных ценных бумаг за этот период возрастут более, чем в 2 раза и составят около 300 млрд. тенге;

Отношение капитализации рынка внутренних корпоративных облигаций официального списка организованного рынка к внутреннему валовому продукту составит 5%.

Отношение объемов биржевой торговли негосударственными ценными бумагами официального списка организованного рынка к внутреннему валовому продукту в период действия Программы увеличится до 4%.

Развитие рынка государственных ценных бумаг в целом будет способствовать созданию необходимых предпосылок для обеспечения экономической и социальной безопасности государства.

Все эти мероприятия будут способствовать достижению главной экономической задачи финансовой системы, о которой упомянул Глава государства в своем выступлении - аккумулированию временно свободных средств населения и предприятий и предоставление этих финансовых ресурсов тем, кто в них нуждается.

Заключение

Выпуск государственных ценных бумаг - важный источник привлечения средств для мобилизации дополнительного капитала для уже существующих предприятий, а также пополнения государственного и местного бюджета. Это своеобразный канал финансирования.

Следует отметить, что введение различного вида государственных ценных бумаг в финансово-денежный оборот позволяет без увеличения общей денежной массы повысить мобильность финансовых ресурсов, сосредоточить их на более важных участках производства, обращение, потребление продукции, товаров и услуг. Направление инвестирования, то есть вложения средств, определяется на рынке спросом и предложением, возможностью получения для инвесторов большей прибыли при равном риске вложений. Выпуск государственных ценных бумаг чаще всего и сосредоточен в тех областях и сферах, которые обещают принести большой доход.

Обладающие денежными ресурсами и покупающие государственные ценные бумаги выполняют полезную миссию. Согласно мудрому высказыванию М. Е. Салтыкова-Щедрина, «разумный кредитор помогает должнику выйти из стеснённых обязательств и в вознаграждение за свою разумность получает свой долг. Неразумный кредитор сажает должника в острог или непрерывно сечёт его и в вознаграждение не получает ничего».

Одним из видов такого «разумного» кредитования являются операции с различного рода ценными бумагами, суть которых состоит в том, что при нехватке денег, но наличии имущества, под него выпускаются ценные бумаги, реализуемые тем, у кого деньги имеются в избытке.

Знание видов государственных ценных бумаг, возможностей их приобретения и продажи, правил обращения, выгод и опасностей их покупки сегодня крайне необходимо не только хозяйственным руководителям и предпринимателям, но членам трудовых коллективов просто человеку, желающему стать обладателем акции, облигации, сертификата.

Довольно часто покупатель ценной бумаги, приобретающий её тем или иным способом, просто не в состоянии оценить, какие ценные бумаги целесообразно хватать, а какие нет. Рынок, как говорится, есть рынок, и риска на нём не избежать.

Итак, в данной курсовой работе были выделены главные особенности становления рынка государственных ценных бумаг в Казахстане.

Во-первых, обычно развитие эффективных рынков государственных ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Казахстане зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходило на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка государственных ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятстввовало преодолению тенденции к сужению воспроизводства.

Во-вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность операций на нем, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.

В-третьих, дестабилизирующее влияние на казахстанский рынок государственных ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.

В-четвертых, серьезным препятствием на пути создания эффективно функционирующего фондового рынка в Казахстане является несовершенство законодательства и норм регулирования по ценным бумагам.

В настоящее время идет процесс дальнейшего развития рынка ценных бумаг в Казахстане. Правительство постоянно принимает ряд мер, которые способствуют развитию РГЦБ в республике. Также департамент регулирования рынка ценных бумаг НБ РК ужесточает контроль на РГЦБ, что приводит к безопасности вкладов инвесторов и соблюдению законодательства РК. Таким образом делая наши компании более привлекательными для инвесторов.

Список использованной литературы

Алёхин Б.И. «Рынок ценных бумаг» М:. 1994г. 350 с.

Лялин В.А. Ценные бумаги и фондовые биржи» М:. 1998г. 160с.

Мусатов В.Т «Фондовые биржи» Санкт-Петербург: Питер 1996 г. 345 с.

Рынок ценных бумаг. Аналитический журнал за 1994-1998г.

Рынок ценных бумаг Казахстана. Информационно-аналитический журнал за 3. 2002г.

Научно-практический журнал Финансы Казахстана г. Алматы изд-во «Каржы-Каражат» №7, №8 1998г.

Литвиненко Л.Т. «Рынок государственных ценных бумаг» 1998г.

Закон РК «О рынке ценных бумаг»

Экономическая теория (Политэкономия). Учебник/под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 1999 г. -560 с.

Сайт Казахстанской фондовой биржи KASE

Сайт МФРК

Сайт департамента регулирования РЦБ НБ РК

Сайт банка Центр Кредит

Сайт банка АО «Казкоммерцбанк»

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты