Система налогообложения - это совокупность налогов, уплачиваемых в бюджет и государственные целевые фонды в установленном законами Украины порядке, а также права, обязанности и ответственность плательщиков.
Каждое государство устанавливает собственную систему налогообложения, то есть определяет налогоплательщиков, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их уплаты. Тип системы налогообложения определяется соотношением четырех секторов формирования налогов и сборов ( обязательных платежей): государственного; коммерческого; финансового сектора; населения.
Эти вопросы регулируются Законом Украины « О системе налогообложения « от 18 февраля 1997 г. В соответствии с этим Законом, установление и отмена налогов в бюджеты и в государственные целевые фонды осуществляется Верховной Радой Украины в пределах, установленных этим Законом, другими законами Украины о налогообложении, Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами. Верховная Рада Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, городские советы имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.
Ставки, механизм взимания налогов и льготы по налогообложению определяются только законодательными актами о налогообложении.
Изменения и дополнения в указанный выше Закон, другие законодательные акты о налогообложении относительно льгот, ставок налогов, механизма их уплаты вносятся не позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года.
Налоговая система Украины базируется на следующих принципах: стимулирование научно-технического прогресса, предпринимательской производственной и инвестиционной активности; обязательность; равнозначность и пропорциональность; равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации; социальная справедливость; стабильность; экономическая обоснованность; равномерность уплаты; компетенция; единый подход и доступность.
Под налогом следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или в государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами о налогообложении. Налоги уплачиваются в определенном размере и в четко определенные сроки.
Государственные целевые фонды - это фонды, созданные в соответствии с законом Украины и формируемые за счет определенных законодательными актами налогов. Все государственные целевые фонды, кроме Пенсионного фонда Украины, включаются в Государственный бюджет Украины.
Основные признаки налога:
1) принудительность и обязательность, то есть отсутствие у плательщика выбора и установление ответственности за уклонение от уплаты налогов;
2) безвозмездность, то есть направленность средств от плательщика к государству, отсутствие встречных обязательств со стороны государства;
3) безусловность, то есть уплата без выполнения каких либо действий со стороны государства;
4) нецелевой характер, отсутствие четких указаний относительно направлений использования поступлений от определенного налога;
5) распределение средств от конкретных налогов между бюджетами разных уровней и государственными целевыми фондами;
6) безвозвратность, то есть средства, уплаченные в виде налогов, не возвращаются к плательщику.
в) распределительная - распределение части национального дохода
по разным сферам удовлетворения общественных нужд;
г) регулирующая - обеспечение стимулирования одних отраслей
общественного производства и сдерживание других.
Законодательство Украины о налогообложении не определяет разницы между налогом, сбором (обязательным платежом) и пошлиной. Оно базируется на единстве их основных признаков (обязательность уплаты, принудительный характер, осуществление контроля за их поступлением со стороны единого органа государственной налоговой администрации).
Однако, наряду с общими признаками, между ними существуют и определенные различия. Налоги, в отличие от сборов и других обязательных платежей, имеют основное значение для формирования бюджета, поскольку они обеспечивают 80 процентов поступлений в его доходную часть. Цель налогов - удовлетворение нужд государства, тогда как сборы и пошлины направлены на удовлетворение нужд или расходов отдельных учреждений. Налоги представляют собой безусловные платежи, тогда как сборы или пошлины платятся в связи с оказанием плательщику услуги со стороны государственного учреждения, выполняющего свои властные полномочия. Сборы и пошлины в основном носят единовременный характер, тогда как налоги платятся с определенной периодичностью.
Разница между сбором и пошлиной состоит в том, что сбор является платежом за наличие определенного права, а пошлина - за осуществление в пользу плательщика действий, имеющих юридическое значение.
Все налоги можно разделить на виды по различным признакам. В зависимости от характера лиц, (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.п.), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на промысел и т.п.).
По форме обложения налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым, или прибыльно-имущественным, относятся налоги, уплачиваемые в процессе приобретения и накопления материальных ресурсов. Они определяются размером объекта налогообложения, включаются в цену товара и уплачиваются производителем или собственником. Прямые налоги в свою очередь делятся на: личные налоги, уплачиваемые плательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода (прибыли) и с учетом его платежеспособности, и реальные (от англ. real estate - недвижимость), уплачиваемые с отдельных видов имущества (земли, строения) из расчета, в основе которого лежит не действительная, а предполагаемая прибыль.
К личным налогам относятся: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности и т.п. реальными налогами являются: налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.
Косвенные налоги (налоги на потребление) взимаются в процессе реализации товаров или услуг, включаются в виде надбавок к их цене и уплачиваются потребителем. Это - акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина.
Согласно Закону Украины «О системе налогообложения» все налоги в зависимости от органов государственной власти и местного самоуправления, который их устанавливает, делятся на общегосударственные и местные.
К общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам) относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизный сбор;
- налог на доходы физических лиц;
- таможенная пошлина;
- государственная пошлина;
- налог на недвижимое имущество (недвижимость);
- плата (налог) на землю;
- рентные платежи;
- налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и
механизмов;
- налог на промысел;
- сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет
государственного бюджета;
- сбор за специальное использование природных ресурсов;
- сбор за загрязнение окружающей среды;
- сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий
Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;
- сбор на обязательное социальное страхование;
- сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
- сбор в Государственный инновационный фонд;
- плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской
деятельности;
- сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
- единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную
границу Украины;
- сбор за использование радиочастотного ресурса Украины.
Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины. Налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за загрязнение окружающей природной среды на территории автономной Республики Крым устанавливаются Верховной Радой республики в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины.
К местным налогам отнесены:
1) налог с рекламы и
2) коммунальный налог.
К местным сборам (обязательным платежам) отнесены:
- гостиничный сбор;
- сбор за парковку автотранспорта;
- рыночный сбор;
- сбор за выдачу ордера на квартиру;
- курортный сбор;
- сбор за участие в бегах на ипподроме;
- сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
- сбор за право проведения кино- и телесъемок;
- сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи
и лотерей;
- сбор за проезд по территории пограничных областей
автотранспорта, направляющегося за границу;
- сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли
и сферы услуг;
- сбор с владельцев собак.
Местные налоги, механизм взимания и порядок их уплаты устанавливается сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с приведенным перечнем и в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины. Исключение составляет сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, следующего за границу, устанавливаемый областными советами. Суммы местных налогов (сборов) зачисляются в бюджеты советов народных депутатов.
В зависимости от характера использования налоги делятся на налоги общего назначения и специальные (целевые) налоги. Налоги общего назначения используются на общегосударственные нужды без конкретизации мероприятий или расходов. Специальные налоги зачисляются в государственные целевые фонды и используются исключительно на финансирование конкретных расходов.
По периодичности взыскания налоги бывают единовременными, т.е. такими, которые платятся один раз в течение определенного отрезка времени (чаще всего налогового периода) за осуществление определенных действий и систематические, то есть такие, которые платятся периодически.
Налогоплательщиками являются юридические и физические лица, на которых согласно законам Украины возложена обязанность платить налоги.
Учет налогоплательщиков осуществляется государственными налоговыми администрациями и другими государственными органами в соответствии с законодательством. Банки и другие финансово-кредитные учреждения открывают счета налогоплательщикам лишь при условии предъявления ими документа, подтверждающего постановку их на учет, и в трехдневный срок уведомляют об этом государственную налоговую администрацию.
Налогоплательщики делятся по отношению к государству на национальных (резидентов) и иностранных (нерезидентов). По статусу различают такие категории плательщиков, как юридические и физические лица.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость продукции (работ, услуг), в том числе таможенная или ее натуральные показатели, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, определенные законодательными актами о налогообложении.
Ставки налогов и сборов (обязательных платежей) устанавливаются Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами народных депутатов в соответствии с законодательными актами о налогообложении и не изменяются в течение бюджетного года.
На налогоплательщиков возлагаются следующие обязанности:
1) вести бухгалтерский учет, составлять отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать ее сохранность в сроки, установленные законом;
2) представлять в государственные налоговые органы и другие государственные органы в соответствии с законами декларации, бухгалтерскую отчетность и другие документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов;
3) уплачивать причитающиеся суммы налогов в установленный законом срок;
4) допускать должностных лиц государственных налоговых органов к обследованию помещений, используемых для получения доходов и связанных с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов.
Налогоплательщик имеет следующие права:
а) представлять государственным налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогообложению в порядке, установленном законами Украины;
б) получать и знакомиться с актами проверок, проведенных государственными налоговыми органами;
в) обжаловать в установленном законом порядке решения государственных налоговых органов и действия должностных лиц.