Социально-экономические аспекты развития предприятий и воздействие на них изменений налогообложения малого бизнеса
Рассчитано по данным отчётности, представляемой в налоговые органы. При уплате налога на прибыль ЗАО в 1996 году использовало право, по которому налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму приобретённых основных средств 23 630,0 руб.
150 948,5 - 23 630,0 = 127 318,5 руб.
Все последующие таблицы, кроме специально оговорённых цифровых данных, рассчитаны на основе вышеуказанного источника
77 127 318,5 х 35/100 = 44 561,5 руб.
Таким образом, налог на прибыль составил 44 561,5 руб. Убытки в 1997 году у ЗАО образовались в результате штрафных санкций, предъявленных предприятию за несвоевременную оплату товара.
Таблица 2.2. Структура налогов, начисленных предприятиями и уплаченных
Вид налога
ЗАО 1996 г.
%
ЗАО 1996 г.
%
ИЧП 1997 г.
%
НДС и спецналог
114318,9
31,4
347 733,8
53,5
31 312,6
35,2
ГСМ
63 169,8
17,3
125 343,2
19,3
-
-
на автодороги
88 214,9
24,2
102 023,9
15,7
21 531,2
24,1
на жилфонд
53973
14,8
41826
6.4
12 596,9
14.1
Имущество
-
-
12 307,2
1,9
1 289,5
1,5
Налог на землю
-
-
-
-
18920
21,2
Налог на прибыль
44561,5
12,2
-
-
3 435,2
3,9
Внебюджетные
-
-
17 140,3
2,6
-
-
Благоустройство
11
0,1
159,5
0,1
23,1
Превышения ФОТ
-
-
3014
0,5
-
-
Нужды образования
-
-
119,5
-
-
-
Транспортный налог
-
-
446,0
-
-
-
Налог на экологию
100,0
-
ВСЕГО:
364249,1
100%
650113,4
100%
89 208,5
100%
Исходя из проведённого исследования структуры налогообложения предприятий (таблица 2.2), можно отметить, что наибольший удельный вес занимают: налог на добавленную стоимость и налог на реализацию горюче-смазочных материалов в части косвенных налогов, а также налог на содержание автомобильных дорог (24 %), налог на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы, по ИЧП значительная часть приходится по уплате налога на землю (21,2 %). ЗАО в целях уменьшения налогооблагаемой базы во втором полугодии 1997 году заключило договора комиссии, что повлияло на уплату налога на содержания автомобильных дорог и объектов жилищного фонда, но тем не менее высокая доля производства не дала в значительной степени снижения общей суммы налогов по сравнению с 1996 годом. Товарооборот в 1996 году снизился на 22,2%, а сумма начисленных налогов увеличилась на 78,5 %. Основная причина в том, что в 1996 году ЗАО экспортировало продукцию на внешний рынок без начисления налога на добавленную стоимость.
Если проследить зависимость по начислению налогов на содержание автомобильных дорог и жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и полученной прибыли предприятия, то налоги полностью её съедают. Несмотря на косвенное переложение на продукцию (то есть на себестоимость) суммы этих налогов, можно работать в убыток, поскольку нельзя постоянно поднимать цены. Налог уплачивается независимо от того, получена ли прибыль на предприятии и кроме этого, сама налогооблагаемая база (для автодорог - товарооборот без НДС, спецналога, акциза, налога на реализацию ГСМ) достаточна велика.
С 1997 года была изменена налогооблагаемая база и ставка налога на содержание автомобильных дорог в сторону уменьшения, что позволит предприятиям снизить себестоимость продукции, а значит увеличить прибыль при неизменной цене товара или оказываемой услуги. Особенно данное снижение выгодно для предприятий, осуществляющих торговую и посредническую деятельность.
Стоимость реализованной продукции складывается условно из трёх составляющих: чистые затраты (без налогов и платежей), налоги и прибыль. Применительно к исследуемым предприятиям сделан расчёт (таблица 2.3):
Таблица 2.3.
Стоимость реализованной продукции
затраты
Налоги
прибыль
Выручка
ЗАО 1996 год
3 591 397,4
364249,1
106376
4 062 022,5
в %
88,4
9,0
2,6
100
ЗАО 1997 год
3448561,2
650 113,4
93 848,9
4 004 825,7
в %
86,1
16,3
2,4
100
ИЧП 1997 год
1 182 182,4
89 108,5
6 379,4
1 277 670,3
в %
92,5
7,0
0,5
100
На основании вышеприведённых данных однозначно можно сделать вывод о том, что предприятия сознательно увеличивают свои затраты с целью уменьшения налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль и не могут уйти от налога на содержание автомобильных дорог и жилищного фонда. Тем не менее, существуют вполне законные варианты сокрытия прибыли. Решение этой проблемы в дифференцированной ставке в зависимости от видов деятельности предприятий малого бизнеса различных организационно-правовых форм, отмена существующих льгот, введение дифференцированных ставок по налогу на прибыль.
Государственная политика налогообложения предприятий малого бизнеса ограничивается незначительными льготами в общей системе налогового законодательства и иногда не обязательно стремиться попадать под категорию малого предприятия, чтобы воспользоваться льготами по налогообложению.
Привлекает внимание принятый Государственной Думой федеральный закон "Об упрощённой системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
Негативные стороны:
ограниченность численности работников до 15 человек, то есть не все сферы деятельности могут этим воспользоваться;
квалифицированный бухгалтер не найдёт достойного применения своего труда как специалист по бухгалтерского учёту, который в данном случае не ведётся;
при исчислении совокупного дохода как одного из объектов налогообложения не вычитаются затраты на оплату труда и инвестирование;
переплата налогов в бюджет возвращается по требованию налогоплательщика в трёхдневный срок, в данном случае происходит уплата по патенту и средства не возвращаются;
Позитивные:
значительное снижение общей суммы налогов, поступающей в бюджет (в данной трактовке позитивное - для предприятия). Расчёт прилагается ниже;
упрощённая система не предполагает привлечения грамотного специалиста - бухгалтера (экономия на фонде оплаты труда, в частности);
маловероятность бухгалтерских ошибок, которые часто встречаются на практике при проверке налоговыми инспекторами, а значит снижение штрафных санкций и пеней;
простота при определении налогооблагаемой базы. Расчёт подтверждения п. 1 позитивного аспекта проводился на основе экономического исследования с использованием документов бухгалтерского учёта и отчётности ЗАО за 1996 год по причине использования различных льгот, предоставляемых как субъекту малого предпринимательства (таблица 2.4).
Закон определяет в качестве объекта налогообложения совокупный доход, который исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров работ, услуг, сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретённых товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков, оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров, работ, услуг, продажной цены имущества, реализованного за отчётный период, и внереализационных доходов.
Таблица 2.4. Расчет совокупного дохода
Показатели
руб.
Стоимость, используемых в процессе производства товаров, сырья, материалов, топлива
900 000
Приобретённых товаров
3 644 639
Аренда помещения
8 143,7
Аренда транспортных средств
800
Расходы на оплату оказанных услуг
1 342 068,8
Сумма НДС, уплаченных поставщикам
690 000
Таможенные пошлины
961 275
ВСЕГО
7 546 926,5
Валовый доход (выручка) ЗАО за 1996 год составил 8 047 549,6 руб. (таблица 2.1), совокупный доход рассчитывается: 8 047 549,6 - 7 546 926,5 = 500 623,1
В этом случае сумма налога, причитающегося к уплате в бюджет составила бы 150 186,9руб.
500 623,1 х 30 % = 150 186,9
Кроме того, в свете принятия налогового кодекса предполагается изменение структуры налогов, взимаемых с предприятий, в сторону уменьшения ставок, упрощения расчётов и уменьшения налогооблагаемой базы, сроков уплаты и т.п., а на сегодняшний день лучший способ уменьшения налогообложения заключается в переходе на упрощённую систему налогообложения с выбором объекта совокупного дохода.
С учётом вышеизложенного, представляется целесообразным предложить по налогу на прибыль определить налогооблагаемую базу как заработанные средства предприятия (прибыль), с отменой всех льгот - дифференцировать в зависимости от производственно-хозяйственной деятельности со ставки 25 - 30 % минимум, и с установлением налога на сверхприбыль максимум 35 %. (Возможно применение регрессирующей ставки по налогу на прибыль для предприятия, занимающегося развитием приоритетных направлений и активно инвестирующих социальную сферу. Например, снижение налоговой ставки на 1 - 5 % с учётом представленного варианта по расчёту налога на прибыль с третьего года образования предприятия, 5 - 7 % с пятого).
По налогу на имущество предлагается введение для расчёта налогооблагаемой базы среднегодовой стоимости имущества предприятия (статьи расчёта включают не только имущество предприятия , но и готовую продукцию, товары на складе и т.п.) необлагаемого минимума 1000-кратного размера минимальной оплаты труда (с целью формирования основного и оборотного капитала, необходимого для нормального функционирования предприятия любого вида деятельности), среднегодовая стоимость имущества, превышающая установленный минимум, по обычной ставке - 2 %.
По налогу на добавленную стоимость на современном этапе выражает свою экономическую сущность полностью, предлагается оставить без изменения, в лучшем случае слегка снизить ставку до 18 %.
По налогу на пользователей автомобильных дорог и по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы предлагается объединить (налоговый кодекс вводит новый налог на инфраструктуру), оставив налогооблагаемую базу как при расчёте налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, разделив ставки для производителей до 2 %, прочих до 5 %.
Социальные платежи по аналогам зарубежного опыта - часть переносится на физических лиц, а также уменьшить ставки до мировых стандартов, разрешить предприятиям осуществлять социальное обеспечение и развитие за счёт средств, причитающихся к перечислению в социальные фонды без каких-либо ограничений при предоставлении соответствующих документов.
§2. Взаимосвязь налогообложения предприятий малого бизнеса с социальными аспектами жизнедеятельности
Социальная сфера, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, охватывает многие стороны человеческого бытия. Ключевым моментом её развития является повышение жизненного уровня людей. При обосновании перспектив социального развития и повышения народного благосостояния следует исходить из приоритета социальных процессов в общественном воспроизводстве. Центр тяжести переносится с достижения целевых показателей доходов, потребления, обеспеченности теми или иными благами на создание адекватных современному этапу социальных механизмов общественного воспроизводства. Переориентация социальной политики с обеспечения определённого уровня благосостояния на выполнение конструктивных воспроизводственных функций усиливает социальную направленность развития производства. Данная тактика позволяет поставить уровень и динамику благосостояния и объёма потребительских ресурсов в зависимость от утверждения принципов распределения, социальной справедливости, создание лучших возможностей для развития и реализации способностей личности. Ключевой проблемой социального развития в этой связи является обеспечение ориентации всех структурных звеньев системы управления экономикой на приоритет социальных критериев эффективности.
Система хозяйствования и соответствующая экономическая политика, способствующие процессу развития предпринимательской деятельности и создающие тем самым дополнительные рабочие места, ведут к увеличению производства и соответственно к более высоким доходам, повышению уровня потребления. В идеальном случае вследствии полной занятости, стабильности цен для каждого желающего и способного работать создаются условия, которые позволяют ему на основе своих дифференцированных доходов, зависящих от производительности, удовлетворять потребности, а также заботиться старости. Малообеспеченным и социально незащищённым группам, которые не в состоянии получать самостоятельно доход, необходима поддержка и помощь общества, в том числе со стороны государственных структур. Социально ориентированное общество несёт ответственность за более слабых своих представителей.
Социальная политика государства предполагает выравнивание и перераспределение индивидуального дохода по отношению к среднему уровню доходов населения через систему налогообложения как предприятий, занимающихся производственно-хозяйственной деятельностью и формирующих социально-экономическую инфраструктуру, так и физических лиц, работающих на данных предприятиях. Это выражается в предоставлении предприятиям малого бизнеса налоговых льгот, что в какой-то мере выражает обратную связь во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками, смягчает социальное неравенство.
В частности, в современных условиях при исчислении налога на прибыль, когда облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы, а также финансирование капитальных вложений в порядке долевого участия. Таким образом, предприятия могут осуществлять строительство жилья собственными силами или в порядке долевого участия для своих сотрудников, если у них достаточно денежных средств, остающихся после уплаты всех налогов и распределения прибыли. Хотя в недавнем прошлом доля потребностей работников в жилье удовлетворялась за счёт государственного финансирования, и сейчас предприятия производят отчисления в бюджет по налогу на жилищное строительство, но жильё можно приобрести только за счёт собственных заработанных средств или кредитов банка, займов организации.
Социальная направленность налогообложения предприятий малого бизнеса проявляется в том, что разрешается уменьшать налогооблагаемую прибыль в случае использования финансовых средств на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление культурного наследия, содержание учреждений здравоохранения, образования и просвещения, детских дошкольных, спортивных и прочих учреждений.
Возможно осуществлять страхование жизни своих сотрудников, поскольку государство предоставляет льготу по налогу на прибыль в случае направления страховщиками на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процентов, предусмотренными страховщиками в структуре тарифной ставки, компенсировать стоимость лечебных, санаторно-курортных путёвок за счёт средств социального страхования.
Кроме того, социальная функция налогов проявляется в использовании труда инвалидов как малообеспеченной и обделённой категории населения, при этом ставки налога на прибыль предпринимателя понижаются на 50 %, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 %.
Предприятия малого бизнеса, соответствующие определённым критериям, в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль, если они осуществляют производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения - основные социально-экономические направления производственно-хозяйственной деятельности любого общества.
Особые условия создаются для предприятий, которые ведут строительные и ремонтные работы, оказывают консультационные услуги на весь период осуществления целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, содержание центров профессиональной переподготовки военнослужащих.
Льготные условия налогообложения применяются для учебных предприятий образовательных учреждений: льгота по налогу на добавленную стоимость для производимых товаров в том случае, если получаемый доход направляется в данное образовательное учреждение на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса. Для восстановления и развития научной деятельности льготируются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счёт средств бюджета или выполняемые учреждениями образования на основе хозяйственных договоров.
При определении уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются от перечисления налога (а тем самым уменьшается косвенный налог, уплачиваемый населением) услуги городского пассажирского транспорта, квартирная плата, стоимость жилых домов, дачно-строительных кооперативов и других объектов социального назначения.
Государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для инвестиционного процесса (через участие свободными материальными и денежными средствами в уставной деятельности других предприятий), для капиталовложений, заинтересовывая предприятия распределять средства не в фонд потребления, а в фонд накопления и развития производства других видов деятельности, создавая мини-инфраструктуру для своего предприятия. Особое внимание уделяется иностранным инвестициям - освобождение от налога на прибыль в первый и второй год прибыльной работы предприятия.
Помимо налоговых льгот, представляемых государством предприятиям малого бизнеса (по последним прогнозам рассматривается вопрос о снятии всех льгот вообще), комитет торгово-промышленной палаты по вопросам социальной политики основательно занимается экспертизой и сертификацией предпринимательских социальных проектов. Кроме того, предприятиям, занимающимся предпринимательской деятельностью, под создание и в дальнейшем расширение базы рабочих мест выдаются значительные денежные средства на принципах возвратности длительностью до трёх и более лет при предоставлении программы перспективного развития эффективного вложения финансовых ресурсов.
Государство обязывает предприятие осуществлять налоговые платежи во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, центр занятости, социальное страхование работников малого бизнеса, медицинского страхования), строго контролирует их начисления и перечисления. Причём, если предприятие осуществляет страховые взносы в негосударственные пенсионные и страховые фонды, то перечисления формируются за счёт чистой прибыли предприятия, а не относятся на себестоимость как при государственных платежах. Уровень жизни населения определяют не номинальные, а реальные денежные доходы, объём которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и т.п. С помощью налогов уменьшаются полученные трудящимися денежные доходы, соответственно уменьшая их реальные доходы. Но государство обязано гарантировать, что финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, тем самым увеличивая рост реальных доходов населения.
Предприятие при выплате заработной платы удерживает с работающего подоходный налог по дифференцированной шкале, в данном случае никаких социальных льгот государством не предусмотрено. Начиная с 1990 года в нашей стране применяется прогрессивная шкала подоходного налога, которая строится с таким расчётом, чтобы предотвратить естественное для большей части населения стремление к наращиванию своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного уровня.
Острым остаётся вопрос распределения собираемых налогов между федеральным и местным бюджетом при решении социальных проблем на региональном уровне.
Обостряется проблема недоимки, поэтому государство помимо контролирующего органа - налоговой инспекции, создаёт карающий - налоговую полицию, собирающий - Федеральное казначейство, а содержание данных служб осуществляется за счёт налогоплательщиков.
С учётом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что основной путь к решению постоянно напоминающих о себе социальных проблем проходит через стабилизацию экономики, подъём производства, что должно повлечь за собой постепенное повышение жизненного уровня населения, рост его благосостояния, хотя в настоящее время социальные аспекты жизнедеятельности трудящегося зависят от собственных заработанных средств и финансовых возможностей предприятия, на котором он работает.
Государство в рамках проводимой социальной политики предоставляет предприятию ряд налоговых льгот и освобождений. Руководитель предприятия малого бизнеса как посредник между государственными службами и работниками осуществляет социальную политику внутри предприятия.
Основным стимулом работающего является оплата труда, которая зависит от многих социально-экономических факторов внутри предприятия.
Предприятия, имеющие прибыль и создаваемые в связи с этим фонды потребления, стараются компенсировать своим сотрудникам сложные условия труда, не считая заработной платы, материальными, в том числе жилищными благами. С целью экономического стимулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятие не может постоянно повышать оплату труда работнику (что противоречит одному из принципов оплаты труда) поскольку общий налог на фонд оплаты труда составляет 40,5 %, и только с 1996 года отменён налог с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной. На данном этапе предприятия стараются компенсировать низкую оплату труда всевозможными материальными и социальными благами за счёт зарабатываемых денежных средств.
Платёжеспособность большинства населения зависит от оплаты труда, базовые размеры которой определены по-старому, когда часть заработанных средств аккумулировалось на содержание инфраструктуры, при этом налоговое бремя тем не менее не снижается. От уровня оплаты труда зависит и уровень потребления и поступление налогов через косвенное налогообложение. К тому же из заработанных средств, причитающихся отдельному сотруднику, кроме общего налога на оплату труда предприятие обязано удержать подоходный налог. Инструкция "О подоходном налоге с физических лиц" определяет состав совокупного дохода, который состоит из суммы материальных и социальных благ, представляемых предприятием (в том числе оплата коммунально-бытовых услуг, питания, путевок, приобретение автомобилей в личное пользование, бесплатный проезд во время отпуска, финансирование оздоровительных и спортивных мероприятий, частично лечение и другие благоприятные для жизнедеятельности человека условия), а также различные компенсационные выплаты.
Привлекая к обеспечению населения жильём в рамках общегосударственной программы по строительству жилья, не облагаются подоходным налогом суммы, направленные из личных доходов на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры, а также дачи, садового домика. Воспользоваться этой льготой возможно только один раз.
Предприятие малого бизнеса для материальной заинтересованности работника или материального поощрения может предоставить займ на определённое количество времени, но государство в данном случае не разрешает предприятию предоставление безвозмездного займа, а только с процентом не менее процентной ставки за кредит Центрального банка.
Приобретение материальных ценностей (автомобиль, мебель и другие товары народного потребления) в собственность работающего на предприятии облагаются дважды: в первом случае с сотрудника удерживается подоходный налог (в случае безвозмездной передачи), а предприятием уплачиваются все налоги как при реализации товара без каких-либо льгот. Государство не разрешает продавать товар ниже себестоимости или без определённой наценки, для того, чтобы предприятие увеличивало налогооблагаемую базу.
Оплата культурных, спортивных мероприятий осуществляется по вышеуказанной схеме притом, что предприятие финансирует их с чистой прибыли, с которой ранее выплачены все причитающиеся налоги.
Проводить социальную политику на предприятиях в современных условиях достаточно сложно.
Таким образом, если государство в основном полностью перекладывает на предпринимателей заботу о своём существовании и существовании наёмных работников, в целях социальной справедливости необходимо корректировать систему налогообложения и предоставления больших возможностей в осуществлении социальной политики за счёт средств, поступающих во внебюджетные фонды.
§3. Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения в развитии малого предпринимательства
В последние годы предпринимались попытки активизировать развитие и функционирование малого бизнеса. В их основе стратегия полной экономической свободы, ориентации на социальной рыночное хозяйство, расширение спектра однотипных товаропроизводителей с целью повышения их конкурентоспособности, усиление регулирующего воздействия государства на становление малых форм хозяйствования. Однако предпринятое нами исследование показало, что практически все без исключения организационно-структурные компоненты стратегии развития малого предпринимательства имеют тенденции к торможению в связи со слабой теоретической и методической основой налоговой политики. В этой связи среди учёных и специалистов существует убеждение в необходимости построения новой концепции налоговой реформы, изменения принципов налогообложения и учёта экономических последствий их применения, установления оптимальных ставок налогообложения. Вместе с тем, предлагаемые решения касаются только формирования общих подходов к трансформации системы налогообложения в условиях рыночной экономики, действующие условия предпринимательства практически не учитываются:
движущий мотив деятельности предпринимателя, заключающийся в извлечении дохода из производственных, экономических и финансовых операций;
самостоятельность в действиях; использование имущества, определение производственной программы, выбор поставщиков и потребителей, формирования цен, распоряжения доходами после уплаты налогов;
экономическая ответственность за результаты хозяйствования, включая своевременность уплаты налогов;
принципы и механизм государственной поддержки малого предпринимательства, включая льготное налогообложение.
Кроме того, предлагаемые стратегии развития малого предпринимательства не в полной мере учитывают особенности современного периода и условия формирования социальной рыночной экономики.
Весь исторический опыт текущего столетия показывает - экономический строй имеет тем больший успех, чем больше государство сдерживает себя в расходах и чем большую свободу оно даёт каждому в отдельности. Социальное рыночное хозяйство выражается в осуществлении равенства шансов, гарантирования собственности для обеспечения благосостояния и социального прогресса.
В свою очередь, целесообразность государственной поддержки малого предпринимательства состоит в том, что оно обеспечивает быстрое наполнение рынка товаров и услуг, благодаря массовой самодеятельности людей.
В системе государственной поддержки развития малого предпринимательства необходимо постепенно усиливать следующие основные направления:
социальные (гарантии социальной защищённости, исключение экспроприации, национализации);
юридические, обеспечивающие защиту предпринимателей;
идеологическая поддержка, с помощью которой необходимо преодолеть негативный образ "вора", "спекулянта", формировавшийся нашей пропагандой в прошлые годы;
обеспечения равного доступа к информации;
координация и помощь в подготовке кадров, в том числе специалистов по маркетингу, менеджменту.
При этом важно установить материальную ответственность работников правоохранительных органов за причинение их неправомерными действиями материального и морального ущерба предприятиям малого бизнеса, включая упущенную выгоду. Такая ответственность не предусмотрена ни одним из принятых законов о милиции, органах безопасности, основах предпринимательства в стране.
Рационализация системы налогообложения малых форм предпринимательства должна учитывать то обстоятельство, что практически при любой организационно-правовой форме предприятие несёт имущественную ответственность всем своим имущество, тогда как его участники - в пределах своих вкладов, также являющихся имуществом предприятия.
Особенно важно, чтобы имущественная ответственность была более полно отражена в законах РФ по налогообложению в связи с тем, что по имеющимся данным около 60 % с опозданием рассчитываются с полученными кредитами, с взаимными расчётами между партнёрами - 50 %. Как следствие, 80 % возвращали денежные средства при помощи правоохранительных органов, друзей, криминальных структур.
В состав программного обеспечения оптимизации налоговой системы и стимулирования развития предпринимательской деятельности должны входить меры органов государственного и территориального управления, реализуемые в определённой последовательности. По мнению автора, в числе этих мер моглибы быть предложены следующие:
обеспечить стабильность налогового законодательства, закрепить недопустимость любых изменений в налоговой системе в течении хозяйственного года, установить трёхлетний мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;
существенно упростить налоговое законодательство;
устранить имеющуюся дискриминацию и дифференциацию налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;
скорректировать действующее положение, разрешающее субъектам Федерации и органам местного самоуправления вводить свои налоги без ограничений, в сумме не превышающие 5 % чистой прибыли;
усилить целенаправленность налоговой системы - в условиях спада производства важно определить привилегированное положение предприятий реально увеличивающих объёмы производства, оказываемых услуг;
обеспечить стимулирование малого бизнеса, при этом отказаться от льгот малым предприятиям, действующим в сферах торговли и посредничества, но предоставить равные льготы всем предприятиям малого бизнеса, которые занимаются любыми видами производственной деятельности;
придать действенный и конкретный характер налоговым льготам - вновь созданным предприятиям необходимо предоставлять льготы с момента получения первой прибыли, а не с момента регистрации;
отказаться от авансовых платежей, поскольку отвлекаются значительные финансовые ресурсы из оборота;
освободить полностью от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемые на развитие производства, содержание объектов социальной сферы.
Известно, что для того чтобы выработать эффективную стратегию необходимо провести комплексную самооценку состояния объекта исследования и анализа. Тем самым предприниматели проводят самооценку степени своего понимания системы налогообложения вообще и, в частности, её влияния на развитие малого предпринимательства.
Проводить эффективную стратегию развития малого предпринимательства означает использование значимых компонентов, способствующих процессам его преобразования и влияния на ход социально-экономического развития. Среди таких компонентов выделяются социальные функции налогообложения и социальная направленность развития малого предпринимательства.
Необходимость разработки мер преобразования налоговой политики в условиях формирования социальной стратегии развития малого предпринимательства обусловлена тем, что последняя учитывает приоритеты развития общества, человека, различных сфер его жизнеобеспечения. С одной стороны, происходит ранжирование целей, задач, ресурсов, путей достижения целей, с другой, предполагается видоизменение внешней по отношению к малому предпринимательству сферы: экономической, социальной, политической, организационной, финансовой, правовой, социально-психологической.
В период перехода к рынку выбор социальной стратегии становится актуальным для фирм и предприятий. Причём, одни стараются избавляться от социальных расходов, другие, наоборот, считают их целесообразными и участвуют в благотворительности.
Если принять во внимание, что при разработке социальной стратегии необходимо выявлять возникающие социальные противоречия, прогнозировать их развитие, искать пути их разрешения, то можно установить, что адаптация людей к рыночным условиям хозяйствования является достаточно длительным процессом. А для выбора социальной направленности налоговой политики нужен социальный мониторинг количественных и качественных параметров, включая показатели уровня и качества жизни, здоровья населения, экономической активности (соотношение занятых в различных секторах экономики, уровень занятости и безработицы, самозанятость, миграция населения и её причины), социальной напряжённости (участие в политических мероприятиях, динамику уровня преступности), развития социальной сферы, уровень социального обеспечения и т.д.
Наличие подобных социальных оценок развития общества и стимулирования развития малого предпринимательства как средства повышения деловой активности населения предполагает процедуры преобразования налоговой политики:
определение соотношения бюджетных и внебюджетных средств;
разграничение области применения прямых и косвенных методов стимулирования;
разработка социальной программы действий (структурной ориентации малого бизнеса на производство ради потребления, жилищного строительства, здравоохранения, образования и т.п.);
регулирование доходов и цен (приближение минимального дохода прожиточному минимуму, стабилизация темпов роста доходов населения в целом, социальная защита малоимущих).
Тем не менее, можно утверждать что, экономические и социальные основы, заложенные в действующей системе налогообложения, бесспорно, способствуют рационализации и оптимизации налогообложения и усилению стимулирующей функции налогов в развитии малого предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход в России к новой экономической системе, основанной на рыночных отношениях, вызвал объективную необходимость развития наряду с традиционными формами организации производственной деятельности и малых форм предпринимательства, которые динамично реагируют на конъюнктуру товарного рынка, активизируют структурную перестройку отраслей, создают новые рабочие места. Развитие малого предпринимательства способствует формированию среднего класса, расширяет социальную базу для осуществления коренных преобразований в стране.
Важным аспектом формирования и развития предпринимательской деятельности на современном этапе является реформирование налоговой системы.
Противоречия и негативные явления в проведении экономических реформ учёные, специалисты, предприниматели связывают со слабой научно-методической базой налогообложения. Как следствие, предлагаются различные концепции повышения роли налогообложения в социально-экономическом развитии, когда налоги призваны обеспечивать не только фискальные, но и экономические и социальные аспекты жизнедеятельности людей.
Необходимость реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России представляется очевидной. Однако, принимая во внимание, что основные налоги (НДС, налог на прибыль предприятий, ресурсные налоги), формирующие российскую налоговую систему, в большей степени выполняют свою основную функцию, что такие налоги апробированы как в развитых, так и развивающихся странах и различных экономических режимах, а также учитывая определённую адаптированность налогоплательщиков и налоговых органов к этим налогам, предлагается не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а её эволюционное преобразование, устранение имеющихся недостатков, ликвидации перекосов внутри налоговой системы. Анализ показывает, что высокий удельный вес изымаемых средств не позволяет производителю работать эффективнее, расширять выпуск продукции, наращивать доходы и вкладывать их в развитие производства, направлять на улучшение социальной инфраструктуры общества. Значительная часть налогов переносится на себестоимость, тем самым увеличивая цену товара, что затрудняет его сбыт и уменьшает прибыль предприятия, одновременно снижая возможность реализации продукции в условиях конкуренции.
В дипломной работе рассматривается характеристика основных налогов, выплачиваемых предприятиями малого бизнеса, предлагается и обосновывается необходимость дифференциации ставок (в частности, налога на прибыль), изменение налогооблагаемой базы (для налога на пользователей автомобильных дорог), обязательного введения необлагаемого минимума (налог на имущество).
Теоретический анализ и проведённое практическое исследование существующей системы налогообложения на предприятиях малого бизнеса, а также многолетняя мировая практика свидетельствуют об объективной необходимости радикального изменения в налоговой политике со стороны государства с целью развития экономики в стране. Налоговой политикой не должен управлять порочный принцип: чем лучше предприятие работает, тем больше оно обязано тратить на государственные нужды. С точки зрения стратегической политики расширенного производства налоговая ставка должна быть увязана с реальным уровнем доходов, системой цен, процента за кредит, уровнем ставок амортизации, чтобы в совокупности обеспечить взаимосвязанное регулирование народнохозяйственного комплекса экономическими методами. Очевидно, что чрезмерно высокие ставки налога тормозят развитие производства, снижают экономическую и деловую активность населения, вызывают скрытое и явное уклонение от налогообложения, способствуют развитию "теневой" экономики и инфляции. Чрезмерно низкие ставки не создают необходимого фонда для решения социальных, производственных и оборонных задач. В связи с этим важно решить проблему приемлемого уровня налогообложения, который будет способствовать росту производства, не нанося ущерба доходам бюджета.
Разумное налогообложение будет стимулировать предприятия снижать затраты своей производственно-хозяйственной деятельности. Преобразование налоговой системы не должно сводиться к тотальному снижению ставок налога, необходимо определить оптимальную структуру платежей, отвечающую обязательному условию: совокупность изъятого у предприятий не должна быть ниже минимально необходимого уровня, но в то же время не должна ущемлять интересы налогоплательщиков, а также соотноситься с равномерным распределением налогового бремени. При этом прослеживается взаимозависимость: совершенствование налоговой системы является основным условием формирования и развития предпринимательской деятельности.
Проблемы налогообложения постоянно занимают ведущее место в государственной политике в любом обществе. Современное толкование сущности, функций, принципов, ставок и базы налогообложения основывается на историческом опыте становления налоговой системы со свойственными особенностями каждого государства и со спецификой выполняемых задач определённого периода. Это обусловлено тем, что в налоговой системе концентрируется вся совокупность экономических, политических и социальных интересов общества.
Проводимая политика по налогообложению в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой уделяет особое внимание формированию и развитию предпринимательской деятельности, традиционно стимулируя отстающих отраслей рыночного хозяйства страны, используя возможности государственного регулирования.
Кроме того, социальный механизм развития хозяйственной деятельности определяет устойчивую систему экономического поведения социальных групп, а также взаимодействие этих групп друг с другом и с государственными институтами по поводу производства, распределение, обмена и потребления материальных благ и услуг. И в дальнейшем происходит влияние экономического поведения на социально-экономические результаты развития общества. Положение и интересы предпринимателей обуславливают соответствующие способы поведения, в том числе способные противоречить общественным интересам.
Социально-экономические позиции открыто и скрыто определяют особенности и успех прогнозируемого и управляемого развития макро- и микроэкономики, различных изменений в них. Экономические позиции предпринимателей можно охарактеризовать как принятие или неприятия изменений в налоговой системе (позитивное или негативное оценочное отношение к изменениям, пассивная или активная форма этого отношения ).
Изменение места и роли человека в современной экономической системе применительно к российским условиям формулируется человеко-ориентированный подход к исследованию социально-экономической реальности. В данном случае он выражается посредством раскрытия социально-психологических и социально-экономических закономерностей формирования экономического поведения. С одной стороны, экономическое поведение - это сложнейшая система приспособления личности предпринимателя к разнообразным условиям её реализации в экономической и социальной среде. С другой стороны, это активная форма преобразования социальных отношений в соответствии с объективными возможностями, которые предоставляются личности, а также возможностями, которые она самостоятельно открывает для себя в соответствии с уровнем своей экономической культуры. Состояние социально-политической неопределённости вызывает пересмотр ценностных ориентиров экономического поведения.
В настоящее время предприятия сознательно увеличивают свои затраты с целью уменьшения налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль и не могут уйти от налога на содержание автомобильных дорог и жилищного фонда. Кроме этого, предприятия малого бизнеса стараются не приобретать основных средств (в данном случае нет налога на имущество), не начисляют заработную плату в полном объёме (выдают через "чёрную кассу"), всеми доступными способами завышают издержки производства независимо от вида производственно-хозяйственной деятельности.
С учётом проведённого исследования полагал бы целесообразным при исчислении налога на прибыль определять налогооблагаемую базу как заработанные средства предприятия (прибыль), с отменой всех льгот - дифференцировать в зависимости от видов производственно-хозяйственной деятельности и продолжительности существования, начиная со ставки 28-30 % минимум, в дальнейшем по шкале и с установлением налога на сверхприбыль максимум 35 %. Применение регрессирующей ставки по налогу на прибыль для предприятия, занимающегося развитием приоритетных направлений и активно инвестирующих социальную сферу. Например, снижение налоговой ставки на 1-5 процентов с учётом представленного варианта по расчёту налога на прибыль с третьего года образования предприятия, 5 - 7 % с пятого.
При расчёте налогооблагаемой базы по налогу на имущество предлагается введение для расчёта налогооблагаемой базы среднегодовой стоимости имущества предприятия (статьи расчёта включают не только имущество предприятия , но и готовую продукцию, товары на складе и т.п.) необлагаемого минимума 1000-кратного размера минимальной оплаты труда (для формирования у предприятий основного и оборотного капитала, необходимого для функционирования), а среднегодовую стоимость имущества, которая будет превышать необлагаемый минимум, по обычной ставке - 2 %.
Налогооблагаемую базу по пользователям автомобильных дорог и по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы предлагается объединить (налоговый кодекс вводит новый налог на инфраструктуру), оставив её как при расчёте налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, разделив ставки для производителей до 2 %, прочих до 5 %.
Социальные платежи по аналогам зарубежного опыта - частично перенести на физических лиц, а также уменьшить ставки до мировых стандартов, разрешить предприятиям осуществлять социальное обеспечение и развитие за счёт средств, причитающихся к перечислению в социальные фонды без каких-либо ограничений при предоставлении соответствующих документов.
Налоговые льготы распределить равномерно с целью сохранение уровня поступлений налоговых платежей.
Одним из существенных положений государственной политики в системе налогообложения является социальная направленность налоговых льгот. Помимо тех, которые государство предоставляет (в частности, не удерживается подоходный налог при приобретении жилья, привлечение труда инвалидов и т.п.), предлагается использовать часть заработанных средств предприятием на развитие социальной инфраструктуры, а не перечислять во внебюджетные фонды.
Главным направлением проводимой государством экономической политики в части реформирования налогообложения предполагается сохранение существующей и наращивание налогооблагаемой базы. Коренная перестройка имела бы для нашей налоговой системы и экономики отрицательные последствия. Поэтому в текущей ситуации акцент должен быть сделан на совершенствовании системы налогообложения предпринимателей, обеспечении темпов роста налогооблагаемой базы за счёт оптимального сочетания прямого и косвенного обложения, изменении ставок и льгот, преодолении низкой платёжеспособности предприятий.
Налоговый механизм должен взаимодействовать с банковско-кредитной политикой, процентными ставками, предоставлять определённые преимущества финансовым, кредитным учреждениям и предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.
Государство в рамках проводимой социальной политики предоставляет предприятию ряд налоговых льгот и освобождений. Руководитель предприятия малого бизнеса как посредник между государственными службами и работниками осуществляет социальную политику внутри предприятия.
Основным стимулом работающего является оплата труда, которая зависит от многих социально-экономических факторов внутри предприятия.
Платёжеспособность большинства населения зависит от оплаты труда, базовые размеры которой определены по-старому, когда часть заработанных средств аккумулировалось на содержание инфраструктуры, при этом налоговое бремя тем не менее не снижается. От уровня оплаты труда зависит и уровень потребления и поступление налогов через косвенное налогообложение.
В сложившихся условиях возникает острая потребность в новом типе налогообложения предпринимательских структур и в числе возможных новых концептуальных подходов к развитию системы налогообложения можно предложить следующее:
налогообложение в экономической системе страны должно выполнять не только фискальную функцию, но и быть многосложной и многоуровневой воспроизводственной подсистемой с различными противоречивыми по своему влиянию социальными функциями, интегрирующее действие которых выступает дополнительной движущей силой общественного прогресса;
научно обоснованное налогообложение призвано быть оптимальным, создавать высокую заинтересованность предпринимателей в развитии производства, росте его прибыльности и одновременно формировать накопления для расширенного воспроизводства квалифицированной рабочей силы, объединения всех слоев общества на основе социальной справедливости.
Проводить эффективную стратегию развития малого предпринимательства означает использование значимых компонентов, способствующих процессам его преобразования и влияния на ход социально-экономического развития. Среди таких компонентов выделяются социальные функции налогообложения и социальная направленность развития малого предпринимательства.
Необходимость разработки мер преобразования налоговой политики в условиях формирования социальной стратегии развития малого предпринимательства обусловлена тем, что последняя учитывает приоритеты развития общества, человека, различных сфер его жизнеобеспечения. С одной стороны, происходит ранжирование целей, задач, ресурсов, путей достижения целей, с другой предполагается видоизменение внешней по отношению к малому предпринимательству сферы: экономической, социальной, политической, организационной, финансовой, правовой, социально-психологической.
Все члены общества должны быть собственниками той части общественного достояния, которая соответствует их реальному вкладу в развитие общественного производства при обеспечении малоимущим уровня потребления и жизни, гарантирующих возможность социального развития и естественное долголетие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анализ поступления налоговых платежей //Налоговый вестник. - 2004. -№ 11. - С. 32
Блинов А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства //Вопросы экономики. - 2003. - № 11.- С. 151-155.
Бужан С. В. Налоговая система - регулятор доходов террито-рий //Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2004. - № 1. - С. 18 - 19.
Волкова Н. О налоговых льготах //Экономика и жизнь. - 2004. - № 9 - С. 3.
Горохов Н., Баконин О. Реформирование налогового законодатель-ства //Налоговый вестник. - 2004. - № 9. - С. 16.
Гречаник Н. О налоге на добавленную стоимость //Экономика и жизнь. - 2003. - № 8 - С. 31.
Дамаскин О. Какие экономические правонарушения становятся криминальными //Экономика и жизнь. - 2004. - № 22 - С. 35.
Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования //Финансы. - 2004 - № 4. - С. 22-25.
Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, -1991. - 442 с.
Исправников В. Налоговые камни в бюджетном огороде //Экономика и жизнь. - 2003. - № 20 - С. 3.
Калмыкова Е. А. Исчисление и уплата налогов предприятиями в 1993-1994 годах. - Воронеж: ТОО-фирма Тавров ЛТД, - 1994. - 185 с.
Князев В. Г. Налоги в механизме стимулирования малого предпринимательства //Финансы. -2002. - № 8. - С. 19 - 24.
Львов Д. Райские налоги в России можно получить и без обложения труда и капитала //Финансовые известия. - 1994. - № 60. - С. 17.
Львов Н. В. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //Финансы. - 2004. - № 11. - С. 14 - 16.
Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д. Т. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2000 - 365 с.
О налоге на имущество предприятий. - М.: Ось-89, 2004. - 16 с.
О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость: Инструкция № 39, Государственная налоговая служба РФ. - М.: Ось-89, 2002. - 68 с.
О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций: Инструкция № 37, Государственная налоговая служба РФ.-М.:Ось-89, 2004. - 64 с.
О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды: Инструкция № 30, Государственная налоговая служба РФ. -М.: Ось-89, 2003 - 57 с.
Проект общей части налогового кодекса российской Федерации Государственная налоговая служба РФ. Налоговый вестник: специальный выпуск. - 2004 - 125 с.
Пуртов В. А., Рагимов С. Н. Формирование рыночной инфраструкту-ры и налоги //Финансы. - 1997. - № 5. - С. 25 - 29.
Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов. - М.: ИНФРА - М, 1996. - 190 с.
Сравнительный анализ эффективной ставки в России и зарубежных странах //Налоговый вестник. - 2004. - № 11. - С. 9- 25.
Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион: Монография. -Тюмень: изд-во ТюмГУ, 1997. - 224 с.
Шуткин А. С. Единый налог с малого предприятия: иллюзия или реальность //Финансы. - 2003. - № 6. - С. 42 - 45.
Черник Д. Г. Налоговый кодекс должен решить ключевые вопросы налоговой реформы //Финансы. - 2004. - № 11. - С. 20 - 23.
Фролов В.Н. Страна победившего монетаризма //Налоги. Инвестиции. Капитал. - 1998. - № 1. - С. 14 - 17.
Супонева С. В. О некоторых проблемах налоговых органов //Финансы. - 2004. - № 1. - С. 29 - 30.
Рагимов С. Н. Зигзаги налога на прибыль //Финансы. - 2003. - № 1. - С. 27 - 29.
Павлова Л. П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации //Финансы. - 1998. - № 1. - С. 23 - 27.
Морозов С. Л. К вопросу о нормализации финансового механизма в России //Финансы. - 2004. - № 1. - С. 53 - 56.