7. Остатки готовой продукции на начало периода (группа, содержащая подразделы),
8. Производственная программа.
Данные по графам 4-8 приведены в разрезе плановых и фактических показателей, а также отклонения фактических показателей от плановых.
Построчно указаны виды выпускаемой продукции в разрезе ТПГ и значения показателей в соответствии с графами таблицы.
Итоговые значения формируются, как по группам, так и по всему перечню выпускаемой продукции.
В итоге в таблице «Объем и структура выпуска» рассчитываются показатели необходимого выпуска продукции для выполнения бюджета продаж и поддержания запланированных остатков готовой продукции на конец отчетного периода.
2.3. Определение потребности в основных материалах, составление бюджета закупок.
Следующий шаг бюджетного планирования является определение потребности в основных материалах. Под этим термином понимается часть переменных затрат предприятия, относящаяся на затраты материальных оборотных средств. Бюджет основных материалов выводится расчетным путем на основе прогнозных объемов продаж и производственной программы.
Существует два основных расчетных инструмента определения бюджета основных материалов:
· Метод технического нормирования;
· Метод сравнительного анализа счетов.
В нашем случае мы воспользуемся первым методом, так как на предприятии существуют удельные нормы расхода по видам сырья и материалов в расчете на единицу отдельного вида продукции. Таким образом, при имеющейся планово производственной программе, применяя технологические нормы (вводимые в расчетную таблицу) мы рассчитываем производственную потребность в разрезе видов материальных оборотных ресурсов на данный бюджетный период.
Далее, получив исходные данные в потребности материалов следует расчет бюджета затрат на материалы
Методика составления достаточно проста:
· объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем использования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало периода;
· бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.
В итоге мы получаем предварительную сумму затрат на материалы, которая в дальнейшем будет использоваться для расчета себестоимости списания материалов в производство.
Таблица 2.3.
ТПГ-IV
ед.
А М-150
ВСЕГО
изм.
план
факт
откл
ПЛАН
ФАКТ
1
Асбест А-5
тонн
5,130
6,262
1,132
5,130
6,262
1,132
Норма расхода
0,090
0,090
0,000
тонн
2
Концентрат вермикулитовый
тонн
3,99
4,87
0,88
80,79
82,41
1,62
Норма расхода
0,07
0,07
0,00
тонн
3
Мешки бумажные
шт
855,00
1043,70
188,70
9555,00
9827,80
272,80
Норма расхода
15,00
15,00
0,00
шт
4
Нить сиблоновая
кг
2,28
2,78
0,50
19,08
19,75
0,67
Норма расхода
0,04
0,04
0,00
кг
5
Электроэнергия
М.ват.
1,73
2,12
0,38
14,33
14,84
0,50
Норма расхода
0,030
0,030
0,00
М.ват.
6
Дизтопливо
кг
855,00
1043,70
188,70
9855,00
10130,70
275,70
Норма расхода
15,00
15,00
0,00
кг
В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы необходимо составить график оплаты приобретенных материалов для дальнейшего занесения данных в БДДС.
2.4. Бюджет прямых затрат на труд.
Бюджет прямых затрат на труд - это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала.
В отличие от основных материалов, здесь мы можем определить потребность не только в прямых трудо-часах (сменах), но и в стоимостном отношении как статью переменных издержек предприятия. Это связано с тем, что трудовые затраты, в отличие от сырья и материалов, не имеют переходящего остатка на начало бюджетного периода.
При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывается:
· бюджета производства, данные о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала;
· тарифную сетку предприятия
При этом методология нормирования требует выражения количества труда, необходимого для выпуска единицы продукции, в стандартных нормо-часах (труда низшего, например, 2-го разряда по одной из специальностей задействованных производственных рабочих, например, резчик). Основой при этом служит тарифная сетка предприятия. Если на предприятии накопилась задолженность по оплате труда или предприятие подозревает, что не сможет выплачивать заработную плату в установленные сроки, то дополнительно к бюджету прямых затрат на оплату труда составляется график погашения задолженности по заработной плате. Этот график составляется по тому же принципу, что и график оплаты, приобретенных сырья и материалов.
Таблица 2.4.
ТПГ-IV
А М-150
В М-150
ВСЕГО
план
факт
откл
план
факт
откл
план
факт
откл
Производственная программа
57,00
69,58
12,58
60,00
60,58
0,58
117,00
130,16
13,16
Норма выпуска куб.м. в смену
12,00
12,00
-
1,00
1,00
-
13,00
13,00
-
Кол-во часов в смене
8,00
8,00
-
8,00
8,00
-
16,00
16,00
-
1
Обжигальщик 4 разряда
94,34р.
115,15р.
20,82р.
14 299,20р.
14 437,43р.
138,23р.
14 393,54
14 552,58
159,05р.
Тарифная ставка в рублях
9,93р.
9,93р.
- р.
9,93р.
9,93р.
- р.
2
Упаковщик 3 разряда
83,89р.
102,40р.
18,51р.
12 715,20р.
12 838,11р.
122,91р.
12 799,09
12 940,51
141,43р.
Тарифная ставка в рублях
8,83р.
8,83р.
- р.
8,83р.
8,83р.
- р.
3
Упаковщик 3 разряда
83,89р.
102,40
18,51р.
12 715,20р.
12 838,11
122,91р.
12 799,09
12 940,51
141,43р.
Тарифная ставка в рублях
8,83р.
8,83р.
- р.
8,83р.
8,83р.
- р.
Всего затрат в тыс.рублей
0,26р.
0,32р.
0,06р.
39,73р.
40,11р.
0,38р.
39,99
40,43
0,44р.
ФОТ в тыс руб. с начислением
0,36р.
0,44р.
0,08р.
54,71р.
55,24р.
0,53р.
55,07р.
55,68р.
0,61р.
Всего смен
4,8
5,8
1,0
60,0
60,6
0,6
64,75
66,38
1,63
2.5. Определение себестоимости списания материалов, составление бюджета прямых материальных затрат.
После того как определен бюджет закупок, появляется возможность рассчитать себестоимость списания материальных оборотных ресурсов в производство, то есть определить стоимостную величину переменных затрат в части основных материалов. Расчет удельной себестоимости списания производится на основе средневзвешенной между балансовой стоимостью остатка материальных оборотных ресурсов на начало бюджетного периода и плановой себестоимости закупок в течение отчетного периода.
Таблица 2.5.1.
Материалы
Остаток на начало в т.руб.
Удельная СС руб. за ед. изм
план
факт
откл
план
факт
откл.
1
Кондулин гранулированный
5,30р.
5,30р.
- р.
5,54р.
5,66р.
0,12р.
2
Глинозем Г-00
7,30р.
7,30р.
- р.
7,42р.
7,52р.
0,09р.
3
Песок кварцевый
0,02р.
0,02р.
- р.
0,18р.
0,20р.
0,02р.
4
Коалин КР-1
1,60р.
1,60р.
- р.
1,61р.
1,61р.
0,01р.
5
Электроды графитированные
41,70р.
41,70р.
- р.
46,57р.
47,89р.
1,31р.
На основе плановой цены (удельной себестоимости) списания и производственной программы рассчитывается бюджет основных материалов в стоимостном выражении. Пример одна из таблиц
Основными методами планирования общепроизводственных расходов (в разрезе отдельных статей) являются:
· технологическое нормирование (например, затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности (обогрева) и площади производственных помещений);
· сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);
· расчетные методы (например, амортизация произ-водст-венных помещений).
Таблица 2.6.
БЮДЖЕТ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
Статьи затрат
сумма
план
факт
откл
1
ФОТ цехового персонала
50,00р.
50,00р.
- р.
2
ФОТ сверхурочный
2,00р.
2,00р.
- р.
3
Начисления на ФОТ
19,40р.
19,40р.
- р.
4
Ремонт оборудования
25,25р.
26,69р.
1,44р.
5
Амортизация
20,00р.
20,00р.
- р.
6
Страхование
- р.
- р.
- р.
7
Отопление и вода
1,44р.
1,38р.
0,06р.
8
Электроэнергия
0,64р.
0,60р.
0,04р.
9
Транспорт
10,00р.
10,00р.
- р.
10
Материалы
- р.
- р.
- р.
11
Сторонние услуги
- р.
- р.
р.
12
Сангигиена
0,05р.
- р.
0,05р.
13
Спецодежда
0,70р.
- р.
0,70р.
14
Канцелярские
0,03р.
- р.
0,03р.
15
- р.
- р.
- р.
ВСЕГО
129,51р.
130,07р.
0,56р.
2.7. Бюджет коммерческих расходов
Коммерческие (сбытовые) расходы предприятия делятся на постоянные (общие), которые не зависят от объема продаж, и переменные, динамика которых пропорциональна изменению величины отгрузки (продаж). На данном этапе бюджетного процесса составляется проект бюджета переменных коммер-чес-ких расходов (ПКР) с последующим распре-делением по видам реализуемой продукции.
После расчета плановой величины совокупных ПКР производится их распределение по видам продукции в соответствии с установленными базами и ставками распределения (на основе баз и ставок начисления).
Отмечу, что, как правило, величина плановых производственных затрат предприятия отличается от плановой себестоимости выпуска. Дело в том, что на начало бюджетного периода на предприятии существует остаток незавершенного производства (в бухгалтерском учете он фиксируется по дебету счета 20 «Основное производство»). Производственные затраты это не что иное, как прирост незавершенного производства (дебетовый оборот по счету 20). Таким образом, существует равенство:
Остаток
незавершенного
производства на
конец периода
(дебет 20)
+
Плановые
производственные
затраты (дебетовый
оборот по счету 20)
-
Остаток
незавершенного
производства на
начало периода
(дебет счета 20)
=
Плановая
себестоимость
выпуска
(кредитовый оборот
по счету 20)
Следовательно, плановая себестоимость выпуска определяется не только бюджетом производственных затрат, но и целевым остатком незавершенного производства на конец периода, а так же начальным остатком незавершенного производства, который влияет на себестоимость списания отдельных статей затрат на себестоимость выпуска (по средневзвешенной). В общем, определение целевого остатка незавершенного производства и себестоимости списания на единицу выпуска происходит так же, как и для материальных оборотных ресурсов и их списания в производство.
2.8. Бюджет постоянных расходов - это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.
Постоянные расходы состоят из двух агрегированных статей (подбюджетов) -- общехозяйственных расходов и общих (постоянных) управленческих расходов. Основой составления бюджета постоянных расходов является сметное планирование в разрезе подразделений (служб) предприятия, контролирующих соответствующие расходы.
К управленческим расходам относят затраты на содержание отделов администрации предприятия, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении).