Вопрос 1: Содержание и звенья управления финансами….. стр. 5
Вопрос 2: Органы управления финансами…………………..стр. 9
Вопрос 3: Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь: их функции, задачи и права…………..стр. 17
3.1. Министерство финансов РБ………… стр. 17
3.2. Министерство по налогам и сборам РБ…… стр. 40
3.3. Примечание……………………………. стр. 53
Заключение………………………………………………………стр. 54
Список литературы……………………………………………...стр. 55
Введение.
Одна из характерных черт экономических отношений - прагматизм участников. Любая ценность материального или нематериального характера, фигурирующая в процессе таких отношений, представляет интерес лишь в том случае, если обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего экономического характера.
Основа деловой активности - наращивание экономического потенциала предприятия. Вкладывая капитал в какой-либо инвестиционный проект, предприниматель полагает через какое-то время не только возместить пущенный в оборот капитал, но и получить определенную прибыль. Оценка этой прибыли, т.е. решение дилеммы - выгоден или нет данный проект, базируется на прогнозах будущих поступлений от инвестиции.
Любое инвестиционное решение основывается на: а) оценке собственного финансового состояния и целесообразности участия в инвестиционной деятельности; б) оценке размера инвестиций и источников финансирования; в) оценке будущих поступлений от реализации проекта.
Концепция предпринимательского и финансового риска состоит в том, что перспективное решение финансового характера имеет стохастическую природу, являясь, следовательно, субъективным, а степень его объективности зависит от разных факторов, включая точность прогнозируемой динамики денежного потока, цены источников средств, возможности их получения и др. В основе таких оценок лежат статистические данные.
Финансовый менеджер постоянно сталкивается с проблемой выбора источников финансирования. Особенность проблемы состоит еще в том, что обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену, причем эта цена может иметь стохастическую природу.
Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна информационная база. Уровень объективности зависит от того, в какой степени рынок капиталов соответствует эффективному рынку.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда образуется новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.
В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.
Взаимодействие между звеньями финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.
Процесс функционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции и получение конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики происходит смещение приоритетов в объектах и целевых установках системы управления объектом хозяйствования. Укрупненными и относительно самостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, средства и предметы труда.
Вопрос 1: Содержание и звенья управления финансами.
Управление представляет собой совокупность приемов и ме-тодов целенаправленного воздействия управляющего субъекта I управляемый объект с целью достижения определенного как правило, положительного результата. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. К. Маркс писал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени управлении»1. Как сознательная целенаправленная деятельность людей управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем оно испытывает -большое влияние со стороны государства в лице его органов управления. Точно так же управление финансами -- это осознанное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе -- финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов в) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.
Следовательно, для управления финансами необходим специальный аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и финансовых рычагов.
В управлении финансами, как и управлении вообще, можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых отношений (о ней речь пойдет в следующем параграфе) выделяют две сфе-ры финансов: 1) финансы хозяйствующих субъектов и 2) обще-государственные финансы. Каждая из них имеет многочислен-ные субъекты управления, такие как финансовые службы хо-зяйствующих субъектов, финансовые органы, налоговые ин-спекции, представительства в сфере государственного страхо-вания и др. Совокупность всех организационных структур, осу-ществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосудар-ственного аппарата управления народным хозяйством.
Управление финансами -- понятие комплексное. Оно пред-полагает, что государство использует финансы в качестве ин-струмента управления народным хозяйством, воздействуя с их помощью на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнова-ний на развитие сельского хозяйства или других отраслей приводит к его ускорению или замедлению.
Посредством финансов или финансового механизма можно существенно влиять и на качественные показатели работы хо-зяйствующих субъектов, предоставляя им, например, льготы в сфере налогообложения.
Выступая в качестве инструмента управления экономикой, финансы одновременно являются объектом управления. Управ-ляются различные виды денежных отношений, централизован-ные и децентрализованные фонды денежных средств. В управ-лении финансами можно выделить такие взаимосвязанные эле-менты, как планирование, оперативное управление и контроль.
Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Это объясняется тем, что при планировании всесто-ронне оценивается состояние финансов того или другого субъ-екта хозяйствования, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного ис-пользования. Соответствующие управленческие решения в про-цессе планирования принимаются на основе анализа финансо-вой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной.
Достоверность и своевременность информации позволяют анализировать ход событий, видеть их тенденцию и заранее оп-ределять конечные результаты. Финансовая информация бази-руется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчет-ности.
Оперативное управление представляет собой комплекс ме-роприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации; их цель -- получение максимального эффекта от перераспределения фи-нансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании фи-нансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необ-ходимых мероприятий, а также устранения возможных затруд-нений на отдельных участках финансово-хозяйственной дея-тельности предприятий. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, сверхплановые финансовые ре-сурсы, кредиты банков и др.
Контроль как элемент управления осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управле-ния. Он призван обеспечить полное и своевременное поступле-ние денежных средств в централизованные и децентрализован-ные фонды финансовых ресурсов, доведение их до получателя, экономное и целевое использование.
В теории финансов различают: а) стратегическое, или об-щее, управление; б) оперативное управление. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых про-грамм и др. Это обязанность органов государственного и хозяй-ственного управления -- парламента, Администрации Прези-дента, Министерства финансов, Министерства по налогам и сбо-рам Республики Беларусь и др. Оперативное управление фи-нансами является главной функцией аппарата финансовой сис-темы, реализуемой в повседневной текущей работе финансовы-ми службами предприятий, отраслевых министерств и комите-тов, работниками Министерства финансов, Министерства эко-номики, Министерства по налогам и сборам Республики Бе-ларусь и др.
При выработке управленческих решений финансового ха-рактера (как при стратегическом, так и при оперативном уп-равлении) учитываются требования экономических и юриди-ческих законов, результаты экономического анализа хозяй-ственной и финансовой деятельности за истекший год, а также перспективы развития экономики в планируемых периодах; изучается возможность использовать экономико-математичес-кие методы и автоматизированную систему управления финан-сами. Кроме этого, намечаются меры по сокращению админис-тративных методов управления экономикой и финансами.
Необходимо отметить, что управление финансами -- про-цесс творческий, постоянно меняющийся, совершенствующий свои приемы и методы ради соответствия тем задачам, которые ставит общество перед экономикой.
Вопрос 2: Органы управления финансами.
Общее управление финансами в Беларуси, России, как, впрочем, и в других странах СНГ, осуществляют высшие зако-нодательные и исполнительные органы государственной влас-ти: парламенты стран, аппараты президентов, правительства. В частности, в Беларуси Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сбо-ры. Президент подписывает законы (в том числе по финансо-вым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент.
Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент. Обязанность правительства -- принимать постановления фи-нансового характера, направленные на реализацию принятых законов.
Непосредственное оперативное управление финансами осу-ществляет финансовый аппарат. Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Бе-ларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, нало-говую, валютную политику, утвержденную парламентом, Пре-зидентом и Правительством Республики Беларусь.
Основными задачами Министерства финансов страны яв-ляются:
обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
разработка предложений по совершенствованию форм фи-нансовых взаимоотношений организаций и граждан с государ-ством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
эффективное проведение бюджетно-финансовой и налого-вой политики;
участие в организации инвестиционного сотрудничества страны и регулировании внешней государственной задолжен-ности;
проведение государственной политики в области страхо-вой деятельности, надзор за страховой деятельностью на терри-тории страны;
регулирование и управление деятельностью других рес-публиканских органов государственного управления в финан-совой сфере и др.
В соответствии с данными задачами Министерство финансов выполняет следующие основные функции:
осуществляет методическое руководство бюджетно-финан-совой сферой в стране, изучает экономику и финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансо-во-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
организует работу по составлению проекта бюджета, еже-годно разрабатывает проект Закона о бюджете страны на оче-редной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Со-вет Министров страны;
участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогно-зов экономического развития государства, его платежного ба-ланса;
разрабатывает и определяет порядок и сроки формирова-ния и исполнения федерального (республиканского) бюджета;
ведет деятельность, связанную с совершенствованием на-логового законодательства страны, а также подготовкой проек-тов международных соглашений по вопросам налогообложения;
определяет порядок финансирования расходов, предусмот-ренных бюджетом;
обеспечивает исполнение республиканского бюджета, рас-писывает доходы и расходы, устанавливая их поквартальное распределение, осуществляет взаимные расчеты республикан-ского бюджета с бюджетами областей;
управляет средствами, находящимися на счетах казна-чейства;
участвует в составлении проекта бюджета Союзного госу-дарства, а в дальнейшем обеспечивает его исполнение;
определяет условия деятельности страховых организаций и их обособленных подразделений;
осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов и представи-тельств, а также контроль за соответствием изменений и допол-нений, вносимых в их учредительные документы, законода-тельству и др.
С учетом многочисленных функций, связанных с управле-нием финансами, Министерство финансов Республики Бела-русь наделено большими правами. В частности, оно вправе тре-бовать и получать:
а) от республиканских органов государственного управле-ния и организаций -- информацию об осуществлении бюджет-но-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, а также документы, не- обходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгал-терские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
б) от областных исполнительных комитетов -- материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Совета- ми депутатов, своды местных бюджетов областей, а также отче- ты об их исполнении.
Кроме этого, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право:
ограничивать и приостанавливать финансирование расхо-дов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства, а также необоснованного по-лучения указанных средств либо использования не по целевому назначению;
вкладывать свободные средства республиканского бюдже-та в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бума-ги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организаци-ям в соответствии с законодательством;
давать обязательные для выполнения всеми банками рес-публики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам при нарушении законодательства распорядителями средств республиканского бюджета;
взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целево-му назначению или с нарушением законодательства, а также задолженность организаций по бюджетным займам, бюджет-ным ссудам и проценты по займам;
расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до при-нятия Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год;
проводить проверки соблюдения порядка аудиторской де-ятельности аудиторами, работающими на основе индивидуаль-ного предпринимательства, и аудиторскими организациями;
осуществлять государственный надзор за деятельностью страховых организаций и др.
В составе Министерства финансов Республики Беларусь функционируют крупные подразделения -- Главные управле-ния и управления. На низовом уровне Министерство осущест-вляет свои функции через региональные, областные финансо-вые управления, а в районах и городах -- через районные и го-родские финансовые отделы. Характерная особенность управ-ления в системе Минфина -- двойное подчинение его республи-канских и местных органов. Так, например, областные финан-совые управления подчиняются одновременно областным орга-нам власти и Министерству финансов.
Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основными его задачами являются:
контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспече-нием правильного исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет;
разработка предложений по совершенствованию налого-вого законодательства и работы налоговых органов;
подготовка налоговых соглашений с другими государства-ми, осуществление связей с их налоговыми службами и изуче-ние опыта их работы;
принятие нормативных правовых актов о порядке исчис-ления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.
В соответствии с данными задачами Министерство по нало-гам и сборам осуществляет следующие функции:
организует деятельность инспекций, входящих в его структуру;
разрабатывает в пределах своей компетенции предложе-ния по совершенствованию налоговой политики, законода-тельства о налогах и предпринимательстве;
проводит разъяснительную работу по применению зако-нодательства о налогах и предпринимательстве, издает норма-тивные правовые акты по вопросам, входящим в его компетен-цию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчисления
уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекции, входящих в его структуру;
* обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.
Центральный аппарат Министерства по налогам и сборам включает в себя ряд управлений. Структура аппарата Мини-стерства и его налоговых инспекций утверждается министром.
Органом управления финансами является Государствен-ный таможенный комитет Республики Беларусь. Важнейши-ми его функциями являются:
участие в разработке и реализации таможенной политики государства;
обеспечение соблюдения таможенного законодательства страны;
принятие мер по защите прав и интересов граждан, пред-приятий, учреждений и организаций при осуществлении тамо-женного дела;
обеспечение (в пределах его компетенции) экономической безопасности страны;
защита экономических интересов страны;
применение средств таможенного регулирования торго-во-экономических отношений;
взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможен-ных платежей;
участие в разработке и реализации мер экономической по-литики в отношении товаров, перемещаемых через таможен-ную границу страны;
обеспечение выполнения международных обязательств страны в части, касающейся таможенного дела; участие в раз-работке международных договоров, затрагивающих таможен-ное дело; осуществление сотрудничества с таможенным и иными компетентными органами иностранных государств, меж-дународными организациями, занимающимися вопросами та-моженного дела;
реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы тамо-женных органов и др.
Управление финансами в отраслевых министерствах, госу-дарственных комитетах осуществляют финансовые управле-ния (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение та-ких функций, как:
* составление сводных финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией;
проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, по-вышению рентабельности и максимальному увеличению де-нежных накоплений на подведомственных предприятиях;
контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;
контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и слу-жащими;
финансирование подведомственных предприятий и уч-реждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п.
В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на пред-приятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсут-ствии -- другие экономические службы (в частности, бухгалте-рии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансо-вые управления (отделы) министерств и ведомств, но в преде-лах конкретного предприятия.
Необходимо отметить, что финансовый аппарат как орган управлении финансами имеет исключительно важное значение в общей системе управления. Он ведет огромную работу по мо-билизации финансовых ресурсов любого предприятия, минис-терства, ведомства и, наконец, государства в целом. Без финан-совых ресурсов, как известно, ни один субъект хозяйствования, ни одно государство не может выполнять свои функции.
Финансовый аппарат является одновременно и важнейшим экономическим штабом, который участвует в разработке и реа-лизации всех экономических реформ в стране, в том числе в расширении рыночных отношений, приватизации государст-венной собственности, поддержке рыночных структур. Одно-временно финансовый аппарат -- это и бюрократический аппа-рат. После распада СССР в Российской Федерации и Респуб-лике Беларусь случалось, что финансовый аппарат тормозил или вовсе отвергал принятие необходимых экономических мер, неквалифицированно готовил документы (в частности, в облас-ти налогообложения) и т.п. Обязанность финансового аппарата каждой страны -- тщательно просчитывать все решения, изу-чать опыт ведущих стран мира и соседних государств.
В экономически развитых странах оперативное управление финансами обычно осуществляется несколькими государствен-ными органами. Так, в Италии его проводят четыре государ-ственных органа: казначейство (государственные расходы и фи-нансовый контроль); министерство финансов (доходы); министерство
бюджета (составление государственного бюджета и ко-ординирование финансовых ресурсов); министерство внутрен-них дел (местные финансы). Во Франции задача управления финансами возложена на министерство экономики, финансов и бюджета. В Германии эта роль поручена федеральному ведом-ству по финансам и федеральному управлению государствен-ным долгом -- органам, подчиненным федеральному министер-ству финансов. В Великобритании государственным управле-нием финансами занимается казначейство, а в США -- минис-терство финансов и административно-бюджетное управление при президенте страны (последнее составляет расходную часть федерального бюджета).
Общее управление финансами в этих странах находится в ведении высших законодательных органов власти -- парламен-тов: в ФРГ -- бундестага, во Франции -- национального собра-ния, в Великобритании -- парламента, в США -- конгресса.
Вопрос 3: Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь: их функции, задачи и права.
3.1. Министерство финансов РБ.
1. Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфин) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
2. Минфин в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением.
3. Основными задачами Минфина являются:
3.1. проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
3.2. обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
3.3. разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
3.4. эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
3.5. участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;
3.6. контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
3.7. государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
3.8. формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;
3.9. проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
3.10. осуществление лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
3.11. государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
3.12. государственное регулирование аудиторской деятельности.
4. Минфин в соответствии с возложенными на него задачами:
4.1. осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику и финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
4.2. организует работу по составлению проекта республиканского бюджета, определяет порядок, сроки составления и представления в Минфин республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в местные бюджеты областей и г. Минска, а при необходимости - для уточнения доходов и расходов бюджетов в процессе их исполнения. Составляет проект республиканского бюджета, ежегодно разрабатывает проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;
4.3. участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
4.4. разрабатывает предложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики Беларусь с другими государствами;
4.5. разрабатывает и определяет порядок и сроки составления и исполнения республиканского бюджета;
4.6. на основе расчетных показателей бюджетов областей и г.Минска определяет нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в бюджеты областей и г.Минска, исходя из экономической ситуации в республике в целом и социально-экономического положения конкретных административно-территориальных единиц, для последующего утверждения этих отчислений в установленном порядке;
4.7. осуществляет краткосрочное и долгосрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами;
4.8. проводит работу по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, а также по подготовке проектов международных соглашений по вопросам налогообложения. Анализирует влияние действующей налоговой системы на обеспечение доходной части республиканского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц;
4.9. определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;
4.10. обеспечивает исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов и устанавливает с участием соответствующих республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска;
4.11. осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;
4.12. регулирует финансовые взаимоотношения между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами;
4.13. анализирует и при необходимости корректирует в утвержденных пределах и с учетом имеющихся финансовых ресурсов исполнение республиканского бюджета;
4.14. анализирует и обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
4.15. организует учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;
4.16. осуществляет подготовку и уточнение порядка управления государственными финансовыми средствами и их учета;
4.17. управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
4.18. формирует перечень республиканских органов государственного управления, находящихся в их ведении организаций, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средства которых аккумулируются на счетах казначейства;
4.19. устанавливает порядок и сроки составления и представления периодической и годовой отчетности об исполнении местных бюджетов областей и г. Минска и об исполнении смет расходов организаций, финансируемых из республиканского бюджета;
4.20. составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляет его в Совет Министров Республики Беларусь в установленные сроки, обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов областей и г. Минска;
4.21. осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями;
4.22. разрабатывает и утверждает формы бюджетной документации, формы бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов и смет расходов организаций, финансируемых из бюджета;
4.23. участвует в подготовке и реализации мероприятий, связанных с разгосударствлением, приватизацией, использованием государственной собственности и антимонопольной деятельностью в Республике Беларусь;
4.24. участвует в работе по составлению проекта бюджета Союзного государства и обеспечивает его исполнение;
4.25. разрабатывает методологию организации и осуществления ведомственного контроля, подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе, а также осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля в республике;
4.26. осуществляет финансовое обеспечение подчиненных организаций;
4.27. устанавливает порядок опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом Республики Беларусь;
4.28. осуществляет государственный пробирный надзор, который включает:
опробование, анализ и клеймение ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов, изготовленных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных на территорию Республики Беларусь для реализации;
экспертизу оттисков государственных пробирных клейм Республики Беларусь;
экспертизу драгоценных металлов и диагностику драгоценных камней в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
государственный контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Республики Беларусь в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в пределах своей компетенции;
4.29. анализирует состояние денежного обращения в республике, работу банковской системы, вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг, разрабатывает предложения по сбалансированности денежного обращения, выпуску, размещению и погашению государственных ценных бумаг, функционированию национальной денежной системы;
4.30. устанавливает обязательные для всех участников лотерейной деятельности требования по проведению лотерей, согласовывает условия проведения республиканских лотерей, выдает свидетельство организатору лотереи на ее проведение, ведет государственный реестр республиканских и местных лотерей, осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего лотерейную деятельность;
4.31. выдает специальные разрешения (лицензии) на виды деятельности в соответствии с законодательными актами, их дубликаты, вносит изменения и (или) дополнения в специальные разрешения (лицензии), приостанавливает, возобновляет, продлевает срок их действия, прекращает их действие, а также ведет реестр лицензий по каждому виду лицензируемой деятельности в установленном им порядке;
4.32. осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц на территории Республики Беларусь, разрабатывает, согласовывает и утверждает обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивает постоянное совершенствование учета и отчетности на основе международных стандартов;
4.33. осуществляет методологическое руководство аудитом, контроль за соблюдением аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;
4.34. обеспечивает и осуществляет практическую деятельность по совершенствованию внутригосударственных и межгосударственных валютно-финансовых отношений;
4.35. обеспечивает составление планов формирования источников финансирования государственных валютных расходов и распределение государственных валютных средств;
4.36. участвует в подготовке и реализации мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономического сотрудничества Республики Беларусь;
4.37. выполняет функции финансового агента и посредника в отношениях Республики Беларусь с международными финансовыми и банковскими организациями, членами которых является Республика Беларусь;
4.38. организует учет и осуществление операций по управлению внутренним и внешним государственным долгом Республики Беларусь и его обслуживанию, учет и осуществление операций по гарантиям Правительства Республики Беларусь, проводит регистрацию внешних государственных займов, заключает договоры с пользователями средств по внешним государственным займам, банками и гарантами (поручителями) о порядке расчетов за указанные средства;