1.2.1 Определение скоростей точек и звеньев механизма
1.2.2 Определение ускорений точек и звеньев механизма
2. Расчет механизма на прочность
2.1. Выбор расчетной схемы
2.2. Построение эпюр
2.3 Подбор сечений элементов механизма
Выводы.
Перечень ссылок
Введение
Важнейшими качествами любого механизма являются прочность, надежность и долговечность. Для определения конструктивных размеров и расчета элементов кинематических пар на прочность необходимо вычислить силы, действующие на каждое звено и структурную группу.
Целью динамического анализа является:
а) определение сил и моментов, действующих на звенья механизма, кинематические пары и неподвижные опоры, и выявление способов уменьшения динамических нагрузок, возникающих во время действия механизма;
б) изучение режимов движения механизмов под действием заданных сил и выявления способов, обеспечивающих заданные режимы движения.
Целью расчета звеньев механизма на прочность является оценка прочности элементов механизма с дальнейшим подбором оптимальных размеров сечений звеньев и предложением материала для их изготовления.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
№
Параметры
Значение
1
Частота вращения n, об/мин
270
2
LAB, м
0.04
3
LО1А, м
0.04
4
LО1О2, м
0.02
5
LО2В, м
0.03
6
LО2Е, м
0.015
7
LDE, м
0.05
8
LAS2, м
0.03
9
LO1S1, м
0.04
10
LO2S3, м
0.02
11
LЕS4, м
0.02
12
Вес звена АО1,Н
30
13
АВ,Н
28
14
ВО2,Н
24
15
ЕD,H
40
16
D,H
10
17
Момент инерции звена АВ, кг* м2
0,086
18
Момент инерции звена ВО2, кг* м2
0.0005
19
Момент инерции звена DE, кг* м2
0.0006
1ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА
1.1СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА
1.1.1 СТРУКТУРНАЯСХЕМАМЕХАНИЗМА
Рисунок1.1- Кинематическая схема механизма
Для изучения движения механизма необходимо знать его структуру: количество звеньев, количество и классы кинематических пар. Необходимыми также являются знания о взаимном расположении звеньев. Поэтому первым этапом кинематического анализа является построение кинематической схемы механизма. Её строят в заданном масштабе, придерживаясь заданных размеров и звеньев. На кинематической схеме должны быть сведения про всё необходимое для изучения движения. Кинематическая схема механизма приведена в заданном положении на рисунке 1.1.
Определить характер движения звеньев механизма можно с помощью плана положений. Построения плана начинается с черчения неподвижных опор О1 и О2. Дальше строится траектория движения ведущего звена (окружность) и на ней отмечаются двенадцать положений звена О1A через каждые 30?, начиная с того положения, которое соответствует самому нижнему положению ползуна.
1.1.2ПЕРЕЧЕСЛЕНИЕЗВЕНЬЕВМЕХАНИЗМА
Рассмотрев характер движения, в механизме можно выделить следующие звенья:
2-3 - кинематическая пара 5-го класса, вращательная
3-4 - кинематическая пара 5-го класса, вращательная
4-5 - кинематическая пара 5-го класса, вращательная
4-1 - кинематическая пара 5-го класса, вращательная
5-6 - кинематическая пара 5-го класса, вращательная
6-1 - кинематическая пара 5-го класса, поступательная
1.1.3ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ПОДВИЖНОСТИ МЕХАНИЗМА
Разбиваем механизм на группы Ассура. Это показано на рисунке 1.2. Степень подвижности механизма определяем по уравнению Чебышева:
W=3n - 2р5 - р4 , где
n - количество подвижных звеньев механизма
р4, р5 - количество кинематических пар 4-го и 5-го класса.
Для данного механизма количество подвижных звеньев n = 5, кинематических пар 5-го класса р5 = 7; кинематические пары 4-го класса отсутствуют.
W = 3х5-2х7=1
Так как степень подвижности механизма равна 1, то для работы данного механизма необходимо одно ведущее звено.
Рисунок 1.2- Структурные группы механизма.
1.2КИНИМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА
1.2.1 ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА СКОРОСТЕЙ
Определение скоростей начинаем с ведущего звена, для которого известна щ и LАО1.
VA=щАВ*LАО1; (1.2.1),
Где, щАО1 -угловая скорость звена АВ, c-1;
щАО1 =р*nАО1/30; (1.2.2),
щАО1 =рад/с.
VA=28.26 * 0.04 = 1.13м/с.
где, nАО1 - частота вращения звена АО1, об/мин.
В произвольной точке плоскости чертежа выбираем полюс плана скоростей. Из полюса в направлении вращения звена АО1 проводим вектор произвольной длины, соответствующий скорости точки A. Определяем масштаб плана скоростей по формуле
мv=VA/Pva,((м/с)/мм); (1.2.3),
мv==0,01
По принадлежности точки В звену АВ составляем векторное уравнение:
VВ=VА+VВА , (1.2.4);
По принадлежности точки В к опоре О2 составляем векторное уравнение:
VВ=VO2+VВO2 (1.2.5).
В уравнении (1.2.9) VА - полностью определено, а о втором слагаемом известно лишь то, что линия действия этого вектора перпендикулярна AВ.
В уравнении (1.2.10) VO2 равно нулю, а о втором слагаемом известно лишь то, что линия действия этого вектора перпендикулярна ВО2 . Точкой пересечения этих двух линий будет точка В.
VВ = Pv в*µv , (1.2.6);
VВ =0.01 *82=0.82м/с (1.2.7),
Для нахождения скорости точки S2 на плане, воспользуемся соотношением; т.к. точка S2 лежит на звене AB, содержащим точку S2, то справедливо соотношение:
, (1.2.8);
где lAB - длина плеча AB по условию;
lAS2 - длина плеча AS2 по условию;
ab, as2 - длина соответствующих отрезков на плане.
, as2 = =40.5мм.
VS2=Pvs2*µv , (1.2.9);
VS2 = 83 * 0,01 = 0.83м/с.
Звено ВО2 выполняет вращятельное движение вокруг точки О2. Точка Е пренодлежит этому звену и лежит на середине зтого звена .Скорость точки Е можна найти так:
VЕ=Pvе*µv (1.2.10);
VЕ=41*0.01=0.41м/с.
Для нахождения скорости точки S3 на плане, воспользуемся соотношением; т.к. точка S3 лежит на звене BО2, содержащим точку S3, то справедливо соотношение:
, (1.2.11);
где lО2B - длина плеча О2B по условию;
lО2S2 - длина плеча О2S2 по условию;
Факт принадлежности точки D звену ED дает векторное уравнение:
VD=VE+VDE (1.2.12);
В уравнении (1.2.9) VE - полностью определено, а о втором слагаемом известно лишь то, что линия действия этого вектора перпендикулярна DE.
Факт принадлежности точки D ползуну О3 дает векторное уравнение:
VD=VО3+VDО3 (1.2.13);
В уравнении (1.2.10) VO3 равно нулю, а о втором слагаемом известно лишь то, что линия действия этого вектора перпендикулярна ED . Точкой пересечения этих двух линий будет точка D.
VD= Pv d*µv , (1.2.14);
VD =41*0.01=0.41м/с
Далее находим скорости всех звеньев:
VBA=ba*µv , (1.2.15);
VBA=54*0,01 = 0.54 м/с ;
VAO1=ao1*µv , (1.2.16);
VAO1 = 100*0,01 = 1 м/с ;
VBO2=bo2*µv , (1.2.17);
VBO2=82*0,01 = 0.82м/с;
VDE=0. (1.2.18);
и скорости центров масс звеньев:
VS1=pvs1*µv, (1.2.19);
VS1=50*0.01=0.5м/с ;
VS2=pvs2*µv , (1.2.20);
VS2=83*0.01= 0.83 м/с;
VS3=pvs3*µv , (1.2.21);
VS3=52*0.01 = 0.52 м/с ;
VS4=0. (1.2.22);
Определяем угловые скорости звеньев механизма.
При помощи плана скоростей можно определить угловые скорости звеньев механизма.
Угловая скорость звена AB:
(1.2.23);
где VAB скорость движения точки B относительно точки A:
щAB= 13.5 рад/с;
Аналогично для остальных звеньев:
(1.2.24);
щBO2 = 27.3 рад/с;
(1.2.25);
щEF 0.
Скорости всех звеньев сводим в таблицу.
VA,
м/с
VB,м/с
VD,м/с
VE,м/с
VO2,м/с
VAO1, м/с
VO1,м/с
VAB,м/с
VBO,м/с
VED,
м/с
VS1,м/с
VS2,м/с
VS3,м/с
VS4,м/с
1.13
0.82
0.41
0.41
0
1
0
0.54
0.82
0
0.5
0.83
0.52
0
0
Таблица 1.2.1. -Скорости всех звеньев механизма
Угловые скорости звеньев сведем в таблицу.
щAB,рад/с
щBO2, рад/с
щDE, рад/с
13.5
27.3
0
1.2.2ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА УСКОРЕНИЙ.
При построении ускорений точек и звеньев механизма тоже используем метод планов.
Построение начинаем с ведущего звена, для которого щ = const. В связи с этим
(1.2.23);
1/0.04=25 м/с2
вектор ускорения т.A направлен вдоль звена AO1 от точки A к центру вращения.
На поле чертежа произвольно выбираем полюс. От полюса вдоль звена AO1 проводим вектор скорости т.A произвольной длины. Вычисляем масштабный коэффициент
µa = (1.2.24);
µa = =0.2
Ускорение точки C находим из условия принадлежности этой точки двум звеньям AC и стойке, используя теорему о разложении ускорений.
По принадлежности Ск звену AС записываем:
(1.2.25);
В уравнении (1.2.25) известно полностью, направлено от точки C к точке A вдоль движения поршня и равно:
(1.2.26);
(0.02*68)2/0.08=23.12 м/с2
Далее определяем длину этого отрезка на плане:
(1.2.27);
nCA =23.12/0.9=26 мм.
По принадлежности точки C к звену DC составляем векторное уравнение:
(1.2.28);
Значение определяем аналогично
(1.2.29),
Далее определяем длину этого отрезка на плане:
(1.2.30);
nCD = 42.6/0.9 = 47 мм.
(1.2.31),
Далее определяем длину этого отрезка на плане:
(1.2.32);
nEF = 23.18/0.9=26мм.
Для нахождения ускорения точки E на плане, воспользуемся соотношением. Т.к. точка E лежит на звене AC, то справедливо соотношение:
(1.2.33);
где lAE- длина плеча AE по условию;
lAC - длина плеча AC по условию;
ae, ac - длина соответствующих отрезков на плане.
(1.2.34);
Теперь находим ускорения центров масс звеньев
(1.2.35);
(1.2.36);
(1.2.37);
(1.2.38);
Полученные данные сведем в таблицу.
Aa м/с2
, м/с2
, м/с2
aC, м/с2
, м/с2
, м/с2
, м/с2
aF, м/с2
153.8
23.12
18
90
42.6
85.5
108
23.18
18.9
36
, м/с2
, м/с2
aS3, м/с2
aS4, м/с2
aS5, м/с2
85.5
110.7
45
98.1
20
Таблица 1.2.3 - Ускорения точек и центров масс звеньев
Определение угловых ускорений звеньев механизма.
(1.2.39);
(1.2.40);
(1.2.41);
Угловые ускорения звеньев сведем в таблицу
,
,
,
,
0
225
1710
180
Таблица 1.2.4. - Угловые ускорения звеньев.
1.3 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА
Кинетостатический расчет, положенный в основу силового расчета механизма, базируется на принципе Д'Аламбера, который в общем случае движения звеньев механизмов, совершающих сложное плоское движение, позволяет решить задачу путем сведения сил инерции звеньев к главному вектору инерции Fi и к главному моменту сил Mi.
(1.3.1)
Знак “-” означает, что вектор силы инерции направлен в сторону противоположную ускорению центра масс.
Массы звеньев рассчитываются с помощью формулы:
(1.3.2)
где q = 0.1 кг/м,
l - длина звена.
m = P/g,
где P - вес звена (H),
g - ускорение свободного падения.
g = 9.8 м/с2.
Также существует главный момент инерции звена, который приложен к центру масс звена и направлен в противоположную угловому ускорению звена сторону
(1.3.3)
где -- момент инерции звена,
-- угловое ускорение звена.
1.3.1РАСЧЕТ СИЛ И ГЛАВНЫХ МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИЗВЕНЬЕВ МЕХАНИЗМА
.
mAB = 2,6 кг.
mCA 0,008кг.
mEF =0.0105кг.
mDC=0.005кг
,
Силы и главные моменты инерции приведены в таблице
222.3
0.89
0.48
0.5
0
0.89
0.18 0.171
Таблица 1.3.1. Рассчитанные значения сил и моментов инерции звеньев механизма
1.3.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАКЦИЙ В КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАРАХ
Силовой анализ механизма начинаем с группы Ассура 3-5, наиболее удалённой от ведущего звена. Связи в шарнирах заменяются реакциями и .
В шарнире F реакция неизвестна по модулю и направлена по горизонтали. Обозначим в точке силу инерции. Обозначим также вес звена FE и вес ползуна Р.
Сумма моментов относительно точки F равна нулю:
(1.3.4)
где ,-- плечи соответствующих силы и веса
Находим :
(1.3.5)
Составляем векторное уравнение:
(1.3.6)
С учётом этого уравнения строим замкнутый силовой многоугольник. На чертеже выбираем полюс . От него проводим вектор произвольной длины по направлению силы .Вычисляем масштабный коэффициент:
(1.3.7)
Далее к вектору достраиваем другие составляющие уравнения (1.3.6), рассчитывая длину векторов при помощи масштабного коэффициента.
Определяют реакции в кинематической паре 2-4. Реакции в шарнирах A и D нужно разложить на составляющие по направлению осей и , и перпендикулярные им: и . Тангенциальные составляющие можно найти, если записать уравнение суммы моментов каждого звена относительно точки С.
Условия равновесия звеньев 2 и 3 соответственно:
(1.3.9)
(1.3.10)
Рассмотрим уравнение равновесия группы в целом. Запишем векторное уравнение равновесия этой группы:
(1.3.11)
В этом уравнении все составляющие, кроме , известны по модулю и по направлению. Нужно построить замкнутый силовой многоугольник, откладывая последовательно векторы сил.
(1.3.12)
Рассмотрим уравнение равновесия группы в целом. Запишем векторное уравнение равновесия этой группы:
(1.3.13)
В этом уравнении все составляющие, кроме , известны по модулю и по направлению. Нужно построить замкнутый силовой многоугольник, откладывая последовательно векторы сил.
Теперь определим уравновешивающую силу и уравновешивающий момент, действующий на кривошип AB.
На кривошип AB действует шатун силой . Считается, что сила приложена перпендикулярно звену AB. В этом случае уравнение моментов всех сил, приложенных к кривошипу относительно точки B, имеет вид:
(1.3.12)
(1.3.13)
(1.3.14)
Найденные при силовом анализе механизма величины представлены в таблице 1.4.
57
48
65
0.22
0.6
0.8
0.79
0.7
0.9
73
1.9
Таблица 1.4. Силовой анализ механизма
2. ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ МЕХАНИЗМА НА ПРОЧНОСТЬ
В результате динамического анализа плоского рычажного механизма были определены внешние силы, действующие на каждое звено и кинематическую пару. Этими внешними усилиями являются силы инерции Fi, моменты инерции M и реакции в кинематических парах R. Под действием внешних сил звенья плоского механизма испытывают деформации. В данном механизме преобладают совместные деформации изгиба и растяжения.
Анализ нагруженной группы Асура 3-5 показывает, что звено 3 во время работы механизма испытывает совместное действие изгиба и растяжения. Для оценки прочности механизма необходимо при помощи метода сечений определить величину внутренних усилий, действующих в сечениях. Значения всех сил сведем в таблицу.
Таблица 2.1
0.16
0.208
0.832
0.656
0.32
0.352
2.1 Построение эпюрEn,Nz, H*M
Нагруженность звена позволяет выделить два участка: ES3 и S3F. Использование метода сечений для нормальной силы NZ дает следующие уравнения:
I участок
(2.1)
II участок
(2.2)
По этим данным строим эпюру NZ.
Для поперечной силы QY на соответствующих участках записываются такие уравнения:
I участок
(2.3)
II участок
(2.4)
Согласно с полученными значениями строим эпюру QY.
Аналитические уравнения записываем также для изгибающего момента на участках I и II:
I участок
(2.5)
II участок
(2.6)
(2.7)
Эпюру МХ строим по полученным значениям моментов.
Из эпюр МХ и NZ видно, что опасное сечение звена проходит через точку S3.
Mmax =0.24Нмм
NZmax = 0.656 H
2.2 Подбор сечений
2.2.1 Подбор прямоугольного сечения
Пусть для прямоугольного сечения h=2b. Тогда:
F=h . b=2b2 (2.8)
(2.9)
b=U+V (2.10)
где - U и V вычисляются по формулам:
(2.11)
(2.12)
V=0,25*10-2 м
U=0 м
b=0,25*10-2м
h=2b=0,510-2 м
2.2.2 Подбор круглого сечения
Для круглого сечения используется отношение:
(2.13)
(2.14)
Подстановки и преобразования дают также кубическое уравнение:
(2.15)
Корень этого уравнения равен:
D=U1+V1 (2.16)
где - U1 и V1 вычисляются по формулам:
(2.17)
(2.18)
D=0,510-2 м=5 мм
2.2.3 Подбор сечения в виде двутавра
Для сечения в виде двутавра параметры находим подбором, подставляя в выражение (2.16) значение WX=0,0017см3. Принимая [у] = 140 МПа, выбираем двутавр с параметрами Н = 10 мм, В = 7 мм, S = 0,45 мм, ГОСТ 13621-79, изготовленный из конструкционной стали марки (ГОСТ 8239-56).
Графическая часть II раздела курсовой работы представлена на листе формата А2.
ВЫВОДЫ
В ходе выполнения курсовой работы были изучены методы анализа и расчёта плоских рычажных механизмов. Структурный анализ механизма показал, что данный плоский рычажный механизм является механизмом второго класса т. е. для его работы необходимо только одно ведущее звено. В результате динамического анализа были определены силы, реакции, моменты, скорости и ускорения, действующие на каждое из звеньев механизма.
Результатом расчета прочностных характеристик плоского рычажного механизма явился подбор параметров опасного сечения. Параметры прямоугольного сечения - b=2,5 мм и h= 5 мм, для круглого - D=5 мм, кроме того подобран профиль Ст3 430001?НД. Наиболее рациональным является прямоугольная форма сечения.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1 Степин П. А. Сопротивление материалов. Изд. 5-е, перераб. и доп. Учебник для студентов машиностроительных вузов. М., «Высшая школа», 2003.
2 Методические указания к курсовой работе по курсу «Теоретическая механика» для студентов специальностей 7.091807 и 7.091002 / Автор Евстратов Н. Д. - Харьков: ХТУРЭ, 1999. - 40 с.
3. Артоболевский И. И. Теория механизмов и машин. - М.: Наука, 2002.-640с.
4 Тарг С. М. Краткий курс теоретической механики. - М.: Высш. Шк. 1999.-416с.
5 Конспект лекций .
6 Анурьев В.И. Справочник конструктора-приборостроителя. - М.: «Приборостроение» 1997 688 с.