Расчет эксплуатационных затрат на производство тепловой энергии котельной установкой
Расчет эксплуатационных затрат на производство тепловой энергии котельной установкой
4
3
Федеральное агентство по образованию
ГОУ СПО «ВГЭТК»
Кафедра экономических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономика отрасли»
Тема: “Расчет эксплуатационных затрат на производство тепловой энергии котельной установкой”.
Выполнила студентка:
Группы 402-Т
Ф.И.О.: Усов В. В.
Руководитель работы:
Ф.И.О.: Ромашкина И.П.
Волгоград 2006
Содержание
Введение
1. Технико-экономическая характеристика отрасли ЖКХ, её структура
2. Планирование эксплуатационной деятельности ЖКХ. Краткая характеристика основных показателей плана по эксплуатации ЖКХ. Расчет эксплуатационных расходов на производство тепловой энергии
Расчет затрат на топливо
Расчет затрат на воду/стоки
Расчет затрат на материалы
Расчет затрат на электроэнергию
Расчет амортизационных отчислений
Расчет готового фонда оплаты рабочих и отчислений от ФОТ
Расчет цеховых, общеэксплуатационных и прочих расходов на
производство тепловой энергии
3. Составление сметы эксплуатационных расходов на производство
тепловой энергии
4. Технико-экономические показатели по котельной установке на 2005 год
Вывод по курсовому проекту
Литература
Введение
Специалисты строительного комплекса, экономисты, политики уже давно отмечали необходимость крупномасштабного национального проекта для решения жилищной проблемы граждан страны. Единодушны они в том, что Россия нуждается в новой стратегии развития жилищной сферы, такой стратегии, которая обеспечивала бы двукратное увеличение объёма жилищного строительства. Первые шаги в этом направлении были сделаны в прошлом году при разработке и принятии так называемого жилищного пакета законов. В число входит и новый Жилищный кодекс, который определил, какие категории граждан и на каких условиях могут рассчитывать на улучшение жилищных условий. А на состоявшемся в апреле 2005 г. В Москве заседании Госсовета по проблемам реализации программ жилищного строительства и реформирования жилищно-коммунального хозяйства было принято решение о пересмотре федеральной целевой программы “Жилище” и запуске нового крупномасштабного проекта “Доступное и комфортное жильё - гражданам России”.
Сформирован специальный Совет во главе с президентом, который будет координировать реализацию национальных проектов. Соответствующие министерства и ведомства приступили к разработке детальных планов и графиков работы по их реализации. В частности, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) определило в реализации жилищного проекта 3 этапа.
· Первый - подготовительный - включает 2005 год.
· Второй этап - 2006-2007 годы - в течение этого срока годовой объём строительства жилья должен превысить 56 млн. кв. м, а годовые объёмы выдаваемых ипотечных кредитов планируется увеличить в 7,6 раза - с 20 млрд. руб. до 151 млрд. руб. в 2007 г. при процентной ставке не более 11%
· Третий этап - 2008-2010 годы - должен обеспечить ежегодный ввод 80 млн. кв. м жилья, при этом объём ипотечных кредитов планируется увеличить до 415 млрд. руб. при процентной ставке не более 8%. Срок ожидания жилья не должен превышать 7 лет.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в стране известна: при высоком износе жилищного фонда - колоссальный неудовлетворительный спрос на жильё. И сегодня понятно беспокойство региональных властей, которые не находят в проекте федерального бюджета на будущий год таких подпрограмм, как “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации” и “Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда”. Но руководство Росстроя обещает сохранить преемственность и обеспечить выполнение намеченных по этапам объёмов возведения жилья. Конечно, при этом не обойтись без серьёзных преобразований.
В качестве главного инструмента реализации национального проекта остаётся федеральная целевая программа “Жилище”, но она будет основательно трансформирована. Вместо десятка подпрограмм теперь выполняются четыре.
Во-первых - это подпрограмма “Модернизация коммунальной инфраструктуры”, объединяющая проекты и по жилищному фонду, и по коммунальной инфраструктуре. Для их реализации Росстрой планирует создание некого фонда, условия финансирования из которого будут приближены к модели Инвестиционного фонда, которую с 2006 г. “запускает” Министерство экономического развития и торговли. Кроме того, планируется более активно использовать такие механизмы, как предоставление государственных гарантий и субсидирование процентной ставки по кредитам.
Вторая подпрограмма - “Обеспечение земельных участков под строительство коммунальной инфраструктурой” - должна решить проблему инженерных коммунальных систем при массовом жилищном строительстве.
Третья - “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан” - будет охватывать тех россиян, которым согласно федеральному законодательству через механизм жилищных сертификатов государство обязано предоставить жильё.
Четвертая подпрограмма - “Обеспечение жильём молодых семей, молодых специалистов на селе”. Здесь следует отметить изменение подходов к расходованию бюджетных средств: руководство Министерства регионального развития и Росстроя, определяясь с мерами государственной поддержки, сочло необходимым перейти от прямого бюджетного участия в финансировании тех или иных проектов к использованию ресурсов федерального бюджета в качестве стимула для поддержки самостоятельных, инвестиционно-оправданных проектов.
Лишь отдельные категории граждан согласно федеральному законодательству (ветераны, инвалиды, уволенные военнослужащие и некоторые другие) могут рассчитывать на обеспечение жильём полностью за счет государства.
В данном случае будет использоваться уже хорошо отработанный опыт предоставления гражданам жилищных сертификатов. Для малообеспеченных семей будут действовать правила предоставления жилья по социальному найму. Для всех других категорий населения государственная поддержка будет заключаться в “демократизации” ипотеки.
К 2010 г. Ставка по рублевым ипотечным кредитам должна быть снижена до 8%. Число семей, которым станет доступно приобретение жилья за счет собственных и наёмных средств, должно увеличиться по прогнозу чиновников Минэкономики с 9 до 30%. В качестве государственной поддержки платежеспособного спроса населения предусматриваются следующие конкретные меры:
· Погашение первоначального взноса за квартиру, приобретаемую в рассрочку;
· Субсидирование семей;
· Страхование ипотечного кредита.
Получит развитие также система рефинансирования ипотечных кредитов. Но сегодня пока ипотека “не работает”, хотя во всех масштабных проектах высокодолжностных чиновников она остается панацеей от всех бед.
1. Технико-экономическая характеристика отрасли ЖКХ, её структура
Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ “Об основах федеральной жилищной политики” жилищная сфера - отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и т.д.), служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:
· частный - фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
· государственный - фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также вневедомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
· муниципальный - фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
· общественный - фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной государственной муниципальной собстве6нности, собственности общественных объединений.
По мере роста городов жилищная сфера получила определенное развитие. Особую значимость приобрела сфера жилищно-коммунального хозяйства, которая представляет собой крупную отрасль экономики, где работает более 2 млн. человек и сосредоточена на четверть всех основных средств страны. В составе предприятий ЖКХ преобладают государственные и муниципальные организации. Постепенно меняется структура жилищного фонда по формам собственности. В условиях перехода к рынку возрастает доля частного и муниципального жилищного фонда. Структура жилищного фонда по формам собственности в 90-х годах имеет следующий вид.
Виды жилищного фонда
1992
1993
1994
1995
1996
1997
Весь жилой фонд, млн. м2
общей площади, в том числе:
2492
2546
2608
2649
2680
2715
Частный
36
47
50
53
55
57
Государственный
38
19
14
10
9
7
Муниципальный
25
26
28
30
31
31
Коллективный и общественный
1
8
8
7
5
5
С начала 90-х годов 43% государственного и муниципального жилого фонда уже приватизировано и находится в собственности граждан. Завершается процесс передачи ведомственных объектов ЖКХ в муниципальную собственность. В ведении предприятий осталось не более 13% объектов коммунального хозяйства и 9% жилищного фонда. Объектом централизованного регулирования остается государственный и муниципальный жилищный фонд страны, фактически составляющий 80% всего жилищного фонда России (42,5 млн. квартир), так как большинство приватизированных квартир находится в государственных или муниципальных домах. За данный период в два раза возросло количество предприятий и организаций ЖКХ различных форм собственности. На начало 1998 г. Их насчитывалось уже более 52 тыс. При этом значительно увеличилась численность негосударственных и немуниципальных предприятий данной сферы. Доля этих предприятий в общем объёме работ жилищно-коммунального сектора в 1997 г. составила: в жилищном хозяйстве - 40%, в то время как в водоснабжении только 7 %, а в теплоснабжении - 3%.
В то же время острота жилищной проблемы в стране не ослабевает. В настоящее время 3 млн. человек живут в ветхих и аварийных домах, которые по площади занимают 34 млн. м2. ежегодно в России около 7-9 млн. м2 общей площади жилых домов становятся не пригодными для проживания и подлежат сносу, а около трети имеет физический износ более 60%. Особенно изношен ведомственный жилищный фонд. Выбытие жилищного фонда идет очень медленно, хотя потребность в обновлении жилищного фонда достаточна высока. Однако жителей расселять некуда, и поэтому многие ветхие дома остаются в эксплуатации. Основными причинами выбытия жилья являются: физический износ (52%), переоборудование под нежилые цели (28%), стихийные бедствия (11%) и реконструкция (9%). Значительная часть государственного и муниципального жилищного фонда (боле 11%) нуждается в неотложном капитальном ремонте. Но объемы ремонта по сравнению с 80-ми годами сократились в несколько раз и явно не соответствуют потребности. В то же время известно, в России в 1996 г. было 25,6 млн. м2 незаселенного жилья, из них 22,6 млн. - в сельской местности, и 3 млн. - в городах.
Значительная часть жилищного фонда в городах страны не удовлетворяет потребности населения по качественным характеристикам, техническому содержанию и уровню благоустройства, особенно в сельской местности. В домах, не оборудованных водоснабжением, канализацией, отоплением и другими видами благоустройства, проживает не менее 40 млн. человек.
Уровень благоустройства жилищного фонда, %
Вид инженерного
оборудования
Весь фонд
В том числе
город
село
частный
государственный
и муниципальный
город
село
город
село
Водопровод
84
33
68
28
94
53
Канализация
81
22
64
17
93
42
Центральное отопление
85
22
72
16
93
44
Ванны
77
19
60
14
88
37
Газ
68
72
69
72
68
74
Горячее водоснабжение
71
11
56
7
81
24
Электроплиты
20
2
12
1
25
5
Снижение объёмов строительства жилья и острый дефицит ремонтно- реконструктивных работ объясняется отсутствием рациональной системы хозяйственных отношение в данной области. Повышение эффективности воспроизведенного процесса в жилищной сфере является основой решения жилищной проблемы. Об остром количественном дефиците жилья свидетельствуют следующие данные.
Обеспечение населения жильём
1993
1994
1995
1996
1997
1998
Число семей, состоящих на учете на получение жилья, тыс. семей
9104
8467
7698
7248
6760
6286
То же в процентах от общего числа семей
18
17
15
14
13
13
Число семей, получивших жильё и улучшивших жилищные условия, тыс.семей
897
741
652
492
416
344
Таким образом, количество семей, улучшивших свои жилищные условия, постепенно сокращается, но их доля остается ещё достаточно высокой. В то же время приобретение жилья за свой счет или с помощью кредитов является возможным лишь для узкого круга населения, так как жизненный уровень населения весьма низкий, а надежные механизмы получения жилья на основе долгосрочных кредитов отсутствует.
В целом, более половины населения страны не удовлетворены своими жилищными условиями, но не могут решить свои жилищные проблемы самостоятельно.
2. Планирование эксплуатационной деятельности ЖКХ. Краткая характеристика основных показателей плана по эксплуатации ЖКХ.
Как известно из теории и практики хозяйствования, существует несколько основных механизмов управления и регулирования социально-экономических процессов. Они подразделяются на централизованные и децентрализованные. Первый вид управления и регулирования осуществляется соответствующими властными структурами - федеральными, региональными и местными, а второй - определяется рынком без непосредственного участия органов государственного и муниципального управления.
В основе административного механизма управления лежат директивный план, который охватывает буквально все виды деятельности, централизовано устанавливаемые фиксированные цены на все виды товаров и услуг, и централизованное материально-техническое снабжение. В этой системе центральные органы власти определяют, что производить, как производить и для кого производить, т.е. кому предназначены результаты деятельности. Любые отклонения от плановых заданий должны быть обязательно санкционированы свыше, так как иначе вступают в силу заложенные в директивный механизм управления репрессивные рычаги и меры принуждения. В условиях перехода к рынку и усиления экономических стимулов деятельности использование директивных рычагов управления может применяться только в строго ограниченном диапазоне.
Но существует и альтернативный централизованный механизм управления, называемый индикативным, или направляющим. В его основе лежит экономический интерес производителей и потребителей, гибко регулируемый государством и местными органами власти. Основными рычагами регулирования здесь является не административные, а экономические, преимущественно косвенные, и правовые. В условиях рыночной экономики данный механизм может органично сочетаться с механизмом рыночной саморегуляции. Эффективность использования индикативного управления в сочетании с рыночными регуляторами требует сильного государства, политической воли и высокого профессионализма (чего очень не хватает России).
В условиях переходного периода административный механизм управления жилищной сферы был преобразован в административно-ведомственный механизм. Его основными чертами стали следующие характеристики:
· преобладание государственной и муниципальной собственности в жилищной сфере и торможение формирования частичного конкурентного сектора;
· разрушение государственной системы распределения жилья возникновение элементов рынка жилья и услуг, ограниченного бюрократией;
· развитие ведомственного монополизма и ведомственной централизации;
· повышение тарифов на услуги и продукцию жилищно-коммунального сектора;
· низкий уровень содержания жилищного фонда жилищно-коммунального обслуживания населения;
· ведомственный бюрократизм в управлении и контроле за результатами деятельности предприятий и организаций жилищной сферы;
· крайне низкая эффективность и громадные потери используемых ресурсов;
· дотационное финансирование.
Положение дел в жилищной сфере складывается далеко не благополучно. Характерными чертами являются относительно низкий уровень развития, выражающийся в несовременной технике, устаревших технологиях, отсталых методах организации производства и труда, высоком износе зданий, применении старого образца техники и конструкций. В управлении жилищной сферой приоритет имеет административно-ведомственный механизм, основанный на приказах и распоряжениях, а не на учете интересов участников и обоснованных, продуманных решениях. В результате для жилищной сферы большинства городов страны характерны низкое качество проводимых работ и предоставляемых услуг, бесхозяйственность и крайняя неэффективность использования ресурсов, игнорирование интересов потребителей, высокая бюджетная нагрузка и повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей, отсутствие реальных возможностей для большинства населения улучшить свои жилищные условия. Отсюда следует настоятельная необходимость проведения глубоких преобразований управленческой системы.
Механизм управления жилищной сферы должен носить не административно-ведомственный, а индикативный (направляющий) характер, т.е. он должен создавать условия для улучшения жилищных условий, повышения уровня содержания жилищного фонда и качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Основными рычагами управления в нем служат экономические (прямые и косвенные) и правовые. В качестве прямых экономических рычагов целесообразно использовать следующее: целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий; хозяйственные договоры; местные заказы и контракты. Косвенными экономическими регуляторами являются местные налоги, платежи, льготные кредиты, договорные цены (тарифы) и ряд других. Определенную роль играют и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требований условий.
Важнейшими функциями управления жилищной сферой служат прогнозирование и планирование, регулирование, организация и контроль. Предлагаемый механизм управления жилищной сферой базируется на следующих положениях:
· приоритет социальных, региональных и муниципальных интересов над отраслевыми, ведомственными и локальными;
· ориентация на различные формы собственности в жилищном секторе, включая муниципальную, коллективную и частную;
· постепенная децентрализация управления и передача ряда управленческих функций в области жилищной сферы на местный уровень (местным органам власти на уровне муниципальных образований, органам территориального общественного самоуправления и т.п.);
· антимонопольная политика в жилищной сфере;
· разделение функций заказчика и подрядчика и привлечение в строительство и эксплуатацию жилья подрядных организаций различных форм собственности на договорной основе;
· нормативный принцип ресурсообеспечения и выделение различных уровней обслуживания населения;
· ориентация на различные источники финансирования: централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы;
· привлечение населения к активному участию в жилищной сфере.
В соответствии с указанными принципами в процессе управления в жилищной сфере необходимо учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов, включая пользователей, собственников, заказчиков и подрядчиков, но интересы ведомственных служб, предприятий и организаций должны быть вторичны по отношению к интересам населения городов и муниципальных образований. Применение того или иного нормативного уровня обслуживания требует различного ресурсообеспечения. Задача состоит в том, что наряду с разработкой соответствующих норм и нормативов должна быть создана тарифная система, позволяющая оценить все виды проводимых работ с учетом их объёма и качественных параметров, устанавливать конкретные тарифы в сфере городского хозяйства для расчета с потребителями и подрядчиками.
Эффективное развитие жилищной сферы возможно лишь на основе общественной поддержки и привлечения населения к непосредственному участию в данной работе. Речь идет прежде всего об информировании горожан о содержании проводимых мероприятий и принимаемых направлений развития. Целесообразно организовать обсуждение предлагаемых подходов с привлечением общественности. Важнейшим элементом деятельности органов власти города, крупных муниципальных предприятий, частных фирм, акционерных обществ и других является развертывание маркетинговой деятельности и, в частности, рекламной кампании и пропаганды передовых форм обслуживания и пр. Необходимо повысить уровень пропаганды и одновременно создать надежную экономико-правовую основу для деятельности кондоминиумов в сфере эксплуатации жилья.
Схема хозяйственных отношений участников процесса эксплуатации жилищного фонда.
Договор Подчинение
3.Расчет эксплуатационных расходов на производство тепловой энергии котельной установкой.
Расчет эксплуатационных расходов на производство тепловой энергии производится на основе следующих данных (табл. 1)
Таблица 1 - Исходные данные для расчета.
Показатели
Единицы измерения
Фактически за 2005 год
1
2
3
1. Число уставленных котлов в котельной
шт
3
2. Суммарная тепловая мощность установленных котлов
Гкал/ч
27,8
3. Произведено тепловой энергии
Гкал
58886,5
4. Расход топлива (газа)
тыс.куб.м
9948,438
5. Расход электроэнергии
тыс.квт.ч
1430,456
6. Расход воды
тыс.м3
134804,29
3.1 Расчет затрат на топливо
Данная котельная установка в качестве топлива использует природный газ (твердое топливо).
Фактический расход топлива за газ на производство тепловой энергии принимается по данным производства.
Затраты на топливо определяются по формуле:
Зтоп=Vт·Цт,
где: Vт - фактический расход топлива (газа);
Цт - цена за 1 тонну условного топлива (1 тыс. куб. м газа)
Зтоп=9948,438·660,04=6565969,1 руб.
3.1.1 Расчет цены за 1 тыс. м3 газа
Цена за 1 тыс. м3 газа для промышленных предприятий г. Волгограда складывается из стоимости газа и расходов на транспортировку.
Стоимость газа принимается по данным ОАО “Волгоградгоргаз” (620 руб.)
Расходы на транспортировку состоят из ставки за пользование распределительными газопроводами и дифференцированной ставки в зависимости от групп потребителей (таблица 2). (Расходы на траспортировку=19,5+20,54=40,04).
Таблица 2 - Дифференцированные ставки (2001 год)
Группы потребителей
1
2
3
4
5
Потребление газа млн. м3 в год
>100
70-100
40-70
10-40
<10
Коэффициент
0,9
0,95
4
1,05
1,1
Дифференцированная ставка
16,8
17,74
18,67
19,6
20,54
Цена за 1тыс. м3 газа =40,04+620=660,04 руб.
3.2 Расчет затрат на воду/сток
Затраты на воду/стоки рассчитываются, исходя из фактических данных расхода воды/стоков за год, и тарифов на потребление и промышленные стоки.
Зв/с=Зв+Зс
3.2.1 Затраты на воду определяются по формуле:
Зв=Vв·Тв,
где: Vв - фактический расход воды, тыс. м3,
Тв - тариф за 1 тыс. м3 воды, руб;
Зв=134804,29·0,9·3,91=474376,29 руб.
3.2.2 Затраты на стоки определяются по формуле:
Зс=Vс·Тс,
где: Vс - фактический объём стоков, тыс. м3;
Тс - тариф за 1 тыс. м3 промышленных стоков, руб.
Зс=134804,29·0,1·2,59=34914,311 руб.
3.3 Расчет затрат на материалы
Расчет затрат на материалы приводится в таблице 3 на основе фактического расхода материалов по котельной за год.