Талант есть способность обрести собственную судьбу.
Томас Манн.Какими были они, смотрящие на нас сейчас с портретов?
· Баловнями судьбы?
· Борцами во имя науки?
· Учеными «сухарями»? Все знающими и понимающими мудрецами?
· Совершали свои открытия вопреки или благодаря обстоя-тельствам?
· Способности к наукам проявили еще в раннем детстве, не мыслили себя ни кем иным, как ученым-физиком?
· В детские годы надежд не подавали, скорее, наоборот, были замкнутыми, необщительными, живущими в своем собственном мире?
· Вопросами, связанными с физикой, стали заниматься дале-ко не в юные годы?
· Посвятили физике всего несколько лет своей жизни, она не была их основным занятием?
· Предлагаемая ниже подборка может послужить материалом для конференций, факультативных занятий, может быть использова-на к слову, к месту на обычном уроке, если учитель почувствует, что сказанное окажется важным для кого-то из его учеников.
Амедео АВОГАДРО (1776-1856)
Полное его имя - Лоренцо Романо Амедео Карло Авогад-ро ди Кваренья э ди Черрето. Третий из восьми детей служа-щего судебного ведомства, предки которого с XII в. состоя-ли на службе католической церкви. Должность передава-лась по наследству. В двадцать лет Амедео получил ученую сте-пень доктора церковного права. Двадцатипятилетний юрист на-чал все свое свободное время посвящать физико-математи-ческим наукам.
Нильс Бор (1885-1962)
Из семьи профессора физиологии Копенгагенского университета. Среди друзей родителей были музыканты, писатели, художники. Это был открытый дом, где у Нильса и его брата Харольда (на год младше) старались развить уверенность в себе, привить уважение к знаниям, труду, к другим людям. В школе Нильс считался способным учеником, в университете - способным студентом. Участвовал в круж-ке по обсуждению научных и философских проблем, увле-кался футболом. Братья входи-ли даже в состав национальной сборной Дании и стали знаме-ниты на всю страну до обрете-ния научной славы. Когда Нильс Бор стал Нобелевским лауреатом, датские спортив-ные газеты вышли с заголовка-ми: «Нашему вратарю дали Но-белевскую премию».
Андре Мари АМПЕР (1775-1836)
Был, что называется, поздним ребенком в семье тор-говца лионскими шелками. Ис-ключительные способности про-явились в раннем возрасте. Бы-стро выучился чтению и ариф-метике. Читал все подряд (у отца была хорошая библиоте-ка). Однажды его застали за чте-нием энциклопедии.
- Что ты читаешь, Андре? -спросил отец.
- Я читаю статью об аберрации, - ответил одиннадцати-летний ребенок. И изложил суть этого непростого явления.
Никогда не ходил в школу, не прошел классического кур-са обучения. Сам учил ла-тынь, потому что только так мог прочитать интересующие его вещи. «Знаешь ли ты, как производится вычисление корней?» - спросил пригла-шенный учитель математики. «Нет, зато я умею интегриро-вать!» - ответил мальчик. Время расцвета Ампера как ученого пришлось на 1814-1824 гг., т.е. к сорока годам.
Даниил БЕРНУЛЛИ (1700-1782)
В шестнадцать лет получил степень магистра философии. Примерно в это же время начал изучать математику под руко-водством старшего брата (Дани-ил - представитель известной династии ученых Бернулли). В двадцать один год ему была присвоена степень лиценциата медицины. Гидродинамикой, принесшей ему известность, он стал заниматься уже ближе к сорока годам.
Людвиг БОЛЬЦМАН(1844-1906)
Родился в Вене. Отец - чи-новник Имперского министер-ства финансов. С детских лет интересовался математикой и естествознанием. В гимназии считался способным и трудо-любивым. С удовольствием за-нимался музыкой. Его люби-мым.композитором был Бетхо-вен, любимым поэтом - Шил-лер. В девятнадцать лет посту-пил в Венский университет. С этого момента началась его ак-тивная научная и преподава-тельская деятельность.
Александр Вольт (1745-1827)
Родился в родовом имении, где его предки жили в течение многих веков. Родители счита-ли, что ребенок развивается не-нормально: маленького роста, не говорит. Его считали немым до тех пор, пока в четырехлет-нем возрасте он не произнес свое первое слово: «Нет!» Учил-ся в школе ордена иезуитов. Бу-дучи восемнадцатилетним юно-шей, уже бойко переписывался с наиболее видным физиком-электриком того времени - пре-подобным аббатом Нолле. Рас-цвет Вольта как ученого прихо-дится на возраст сорок пять-пятьдесят лет.
Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)
Отец хотел, чтобы мальчик стал врачом, за тем и послал его учиться в Пизанский универси-тет. Однако семнадцатилетнему Галилею не особенно нрави-лась медицина. Он оставил уни-верситет и начал серьезно за-ниматься математикой и меха-никой. В двадцать два года он писал серьезные научные рабо-ты, например, о центре тяжес-ти тел. В двадцать пять лет он -преподаватель Пизанского уни-верситета. Должность профес-сора математики была почет-ной, но малооплачиваемой.
Генрих Рудольф ГЕРЦ (1857-1894)
В гимназии учился прекрас-но. Обожал все предметы без исключения - в равной степени физику и арабский язык. Любил писать стихи и вытачивать фи-гурки на токарном станке. Гово-рят, что, когда Герц стал извес-тным ученым, его наставник по токарному делу с сожалением заметил: «Жаль. Из него могбы получиться отличный токарь». За что бы он ни брался, все по-лучалось. Генрих Герц был сы-ном сенатора. Когда он родил-ся, врачи единодушно утверж-дали, что он не жилец на белом свете. Болезни преследовали его все тридцать сеиь лет жизни.
Роберт Гук (1635-1703)
Родился в семье настоятеля церкви на острове Уайт (Анг-лия). Отец хотел, чтобы сын тоже стал священником. Но у мальчика было настолько сла-бое здоровье, что он не мог даже ходить в начальную шко-лу со сверстниками. Свой досуг он посвящал конструированию различных механизмов. Такая безмятежная жизнь оборвалась в тринадцать лет - умер отец. Гук поступил учеником к одно-му лондонскому живописцу. Вскоре решил, что и без специальной подготовки достаточно хорошо рисует, а запах краски вызывал у него головную боль. Он оставил живопись и потупил в школу - готовиться в университет. Изучал греческий, ла-тынь, геометрию Евклида. В во-семнадцать лет он - студент Оксфордского университета. На жизнь зарабатывал в качестве хориста в церкви, ассистента у химика, который и рекомендо-вал его одному молодому арис-тократу, увлеченному наукой, Роберту Бойлю.
К сожалению, не существует портрета Гука не только в раннем возрасте, но и ни одного вообще: в приступе ревности И.Ньютон после смерти Гука приказал уничтожить все его портреты (он считал Гука своим соперником в науке). Приведенный портрет является реконструкцией обли-ка ученого по описаниям совре-менников.
Николай ЕгоровичЖУКОВСКИЙ(1847-1921)
В одиннадцать лет был от-правлен из Владимирского име-ния родителей учиться в 4-ю московскую гимназию. Начиная с 3-го класса выделялся как луч-ший ученик по алгебре, геомет-рии и естественным наукам. Трудно давались ему иностран-ные языки, особенно латынь и немецкий. Любил опыты по фи-зике. Мастерил разнообразные модели и приборы. По оконча-нии гимназии собирался посту-пать в Петербургский институт инженеров путей сообщения, по стопам отца. Обучение там сто-ило дорого - семья не могла по-зволить себе такие расходы. Отец советует поступить в Мос-ковский университет, на факуль-тет математики. Шестнадцати-летнему Николаю было очень нелегко. Из письма к матери в то время: «...А время уже поду-мать, и серьезно, о самом себе, я уже не ребенок. Оканчивая университет, нет другой цели, как сделаться великим челове-ком, а это так трудно: кандида-тов на имя великого так мно-го...» Мечта Жуковского стать инженером осуществилась в зрелом возрасте.
Шарль Огюстен КУЛОН (1736-1806)
Поступил на военную служ-бу сразу по окончании школы. Прошел инженерную подготов-ку. Строил оборонительные со-оружения на острове Мартини-ка. Одновременно с военной службой проводил научные ис-следования. Его имя приобрело известность в научном мире к сорока годам.
Игорь ВасильевичКУРЧАТОВ(1903-1960)
Юность пришлась на годы революции и гражданской вой-ны. Учился в гимназии города Симферополя. Играл на мандо-лине в оркестре. Семья была более чем среднего достатка. Подрабатывал во время учебы в мундштучной мастерской, осваивал слесарное дело. Учитель математики в гимназии пророчил ему большое будущее, учитель словесности - тоже. Поступил в Таврический университет, закончив с золотой медалью гимназию. Правда, медаль ему не смогли дать: шла война. Студентом, семнадцати- восемнадцатилетним юношей, где только ни работал, чтобы выжить в эти голодные годы: на строительстве железнодорож-ной ветки, сторожем, даже вос-питателем.
Лев Давидович ЛАНДАУ (1908-1968)
Гимназистом стал в восемь лет, в двенадцать поступил в Бакинский экономический техни-кум, через два года закончил его. В четырнадцать лет - сту-дент Бакинского университета. Многие современные школьни-ки в этом возрасте только начи-нают знакомиться с физикой.
Дифференцировать научился в двенадцать лет, интегриро-вать - в тринадцать, довольно свободно говорил по-немецки и по-французски, к двадцати го-дам выучил английский. Любил читать, но ненавидел писать со-чинения. Постоянно были про-блемы с учителем словесности. Как-то получил единицу за со-чинение о Евгении Онегине написал без единой ошибки: «Татьяна была довольно скуч-ная особа».
Петр Николаевич ЛЕБЕДЕВ (1866-1912)
Родился в Москве, в семье служащего чаеторговой фирмы. Отец решил направить его в коммерческое училище, заявив: «Я лучше желаю видеть сына дельным человеком в Китае, чем шалопаем в Москве». Сын же читает популярную научно-техническую литературу, помо-гает учителю физики с демонст-рацией опытов, уговаривает отца (человека состоятельного) приобрести некоторые электри-ческие приборы. Сам устанав-ливает в квартире электриче-ский звонок. Тогда это считалось чудом техники! Надежды отца сделать сына своим достойным деловым наследником руши-лись. Четырнадцатилетнему мальчику разрешили поступать в реальное училище, а затем в Московское техническое учили-ще (сейчас - Технический уни-верситет им. Баумана). Учился Лебедев всегда средне. Много времени и сил отнимали опыты и различные изобретения дома. Отец поощрял романтические увлечения девушками, купил ему лодку, скаковую лошадь. Но желание стать инженером пере-силивало. Семнадцатилетним, он пишет: «Я не буду влюблять-ся, иначе все пойдет прахом и мне придется идти в контору» (т.е. становиться деловым чело-веком).
Эмилий Христианович ЛЕНЦ (1804-1865)
Русский физик из города Дерпта (Тарту). Тогда это была Российская империя. Бросил учебу в университете, чтобы от-правиться в трехлетнее круго-светное путешествие. Прово-дил географические исследова-ния. По их результатам в двад-цать четыре года стал адъюнк-том Петербургской академии наук, а в двадцать шесть лет - академиком. Занялся реорганизацией физической лаборатории и собственными физическими исследованиями.
Михаил ВасильевичЛОМОНОСОВ(1711-1765)
Родился неподалеку от горо-да Холмогоры, в крестьянской семье. Почти все местные жите-ли занимались морским промыс-лом. С десяти лет вместе с от-цом в плаваниях стал участво-вать и Михаил. Читать он научил-ся в двенадцать лет - у местного дьячка. Перечитал все доступные ему книги. Тяга к знаниям оказа-лась настолько сильной, что уже совсем взрослым, девятнадца-тилетним (а он с десяти лет работал!), отправился в Москву учиться. Двадцатилетний «дядя» сидел за партой со школярами, учениками Славяно-греко-латин-ской академии. Жил в страшной нужде: «Имея алтын [3 копейки] в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день боль-ше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бума-гу, на обувь и другие нужды». Обучение в академии было рас-считано на 13 лет. За первый год Ломоносов сумел закончить три класса, а за 5 лет - весь курс.
Джеймс Клерк МАКСВЕЛЛ (1831-1879)
Детство его было счастли-вым. Трехлетний ребенок иссле-довал все вокруг. Как звонок ко-локольчика для вызова прислу-ги может передаваться по про-волоке в другие комнаты? За-гадка! У него были на редкость добрые, мудрые и вниматель-ные родители. В одном из писем мать мальчика пишет, что сло-ва: «Покажи мне, как это дела-ется», - постоянно сопутствуют ему. Матери не стало, когда Джеймсу было восемь лет. В школе особых успехов он пона-чалу не показывал. Заинтересовала его лишь геометрияния овальных линий с помощью двух иголок и нитки. Способ был доложен на заседании Королев-ского научного общества и одобрен самыми известными учеными. В шестнадцать лет поступил в Эдинбургский уни-верситет, а в девятнадцать пе-решел в Кембридж.
Исаак Ньютон (1643-1727)
Родился маленьким и хи-лым, однако прожил восемьде-сят пять лет, болея не больше обычного. Ребенком считался способным, имел великолепную память. Любил мастерить. На-пример, сделал мельницу, коле-со которой приводила в движе-ние мышь; фонари, солнечные и водяные часы. Воздушными змеями, загоравшимися в возду-хе, пугал соседей. Много читал. Родные хотели видеть его фер-мером, возможно, священником. Но, с детства нелюдимый, обидчивый, любивший уедине-ние молодой человек решил се-рьезно заняться наукой. В во-семнадцать лет он - студент Кембриджа, в двадцать два года (необычайно рано!) получил степень бакалавра. Наиболее значительные свои работы он сделал в сравнительно моло-дом возрасте. Ни разу не поки-нул пределов Англии, не выез-жал дальше, чем на 200 км от Кембриджа.
Георг Симон ОМ (1787-1854)
Родился в семье слесаря. Отец придавал большое значе-ние образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Ге-орг учился - сначала в гимна-зии, а потом в университете. Однако, по воле отца, считавше-го, что сын слишком много вни-мания уделяет развлечениям, Ому пришлось прервать учебу и начать преподавать матема-1ику в одной из частных школ Швейцарии. Лишь в двадцать четыре года ему удалось сдать экзамены в университет. Физи-кой Георг Ом стал интересо-ваться позже.
Блез ПАСКАЛЬ (1623-1662)
Отец разработал систему воспитания детей (в семье кро-ме Блеза было еще две дочери), которая исключала точные на-уки. Он боялся, что ранняя ув-леченность математикой и естественными науками помешает гармоничному развитию. О «запретной» геометрии например мальчик узнал в двенадцать лет. Физика вошла в область его интересов к тридцати годам.
Макс Карл Эрнст Людвиг ПЛАНК (1858-1947)
Родился в семье профессо-ра гражданского права. Мальчик учился в Мюнхенской гимназии, собирался сталь музыкантом или лингвистом. Впоследствии играл дуэтом (партия фортепи-ано) с Эйнштейном, исполняв-шим партию скрипки. Физика привлекла его внимание в стар-ших классах гимназии.
Один из преподавателей Мюнхенского университета от-говаривал Планка связывать свои интересы именно с теоре-тической физикой. Там, мол, все уже известно, осталось уточ-нить детали.
Эрнест РЕЗЕРФОРД (1871-1937)
Четвертый ребенок мелкого фермера из Новой Зеландии, у которого было еще восемь де-тей. Отцу не под силу было дать образование всем детям, и Ре-зерфорд, начиная с детского возраста и до получения высше-го образования, все время учил-ся на стипендии. Живой, актив-ный, веселый, он любил охоту и спорт. В школе и университе-те играл форвардом в футболь-ной команде. Любил читать. Еще мальчиком сам сделал себе фотоаппарат, что по тем време-нам было довольно трудно.
В 1891 г., будучи двадцати-летним студентом, на заседа-нии Научного общества сделал доклад «Об эволюции мате-рии», где высказал совершенно революционные мысли: все ато-мы состоят из одних и тех же частиц. Доклад был встречен очень неодобрительно. Ему пришлось извиниться перед Научным обществом.
Вильгельм КонрадРЕНТГЕН(1845-1923)
Ученый, получивший пер-вую Нобелевскую премию, не имел школьного аттестата. Из школы его исключили. Кто-то нарисовал на доске карикату-ру на учителя, и тот посчитал, что это дело рук Рентгена. Не получил он аттестата и при по-пытке сдать экзамены экстер-ном - его экзаменатором ока-зался тот самый учитель. О том, чтобы поступить в высшее учебное заведение, теперь нельзя было и мечтать. Случайно уже двадцатилет-ний молодой человек узнает о том, что в швейцарском горо-де Цюрихе открылся новый Политехнический институт, где принимаются вольнослу-шатели (т.е. аттестат не обя-зателен). Туда-то он и посту-пил на машиностроительный факультет.
Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)
Родился в семье небогатого владимирского купца - владель-ца бакалейной лавки. Научился читать в четыре года. С пяти лет чтение - любимое занятие. Пи-сал стихи, в гимназии с товари-щами выпускал рукописный журнал. Занимался музыкой, даже хотел одно время стать профессиональным музыкан-том. В последние годы учебы в гимназии любимыми предмета-ми стали физика и математика. Они и определили дальнейшую судьбу. Семнадцатилетний юно-ша стал студентом физико-математического факультета Мос-ковского университета (за ка-зенный счет, т.е. по окончании учебы должен был шесть лет проработать «по учебной части Министерства народного про-свещения»).
Майкл ФАРАДЕЙ(1791-1867)
Родился в Лондоне, в семье кузнеца. Получил лишь началь-ное образование. С двенадца-ти лет начал работать разносчи-ком газет, подмастерьем в пере-плетной мастерской. Самоучка, очень много читал.
Бенджамин ФРАНКЛИН (1706-1790)
Политический деятель. В Америке по сей день является одним из самых почитаемых людей за все время истории США. Его работы по электриче-ству были сделаны за короткий период времени, с 1747 по 1753 гг. То есть физике он по-святил семь лет, будучи уже в зрелом возрасте. Благодаря ему мы сейчас пользуемся гро-моотводом, понятиями «поло-жительный» и «отрицательный» заряды. Портрет Франклина все желающие могут увидеть на сто-долларовой купюре.
Константин ЭдуардовичЦИОЛКОВСКИЙ(1857-1935)
Родился в семье лесника. Кроме него - еще двенадцать детей. В девять лет заболел скарлатиной и в результате осложнения частично потерял слух. Это отразилось на всей его дальнейшей жизни. Он ока-зался изолированным от ос-тальных детей, его дразнили, он не мог учиться в школе (не слы-шал учителя). Еще через два года умирает мать. Отныне его мир - книги. Лет с четырнадцати-пятнадцати стал интересо-ваться физикой, математикой, химией, астрономией. В шест-надцать лет уехал в Москву, где прожил три года, тратя очень не-большие деньги, которые полу-чал из дома, в основном на кни-ги. Потом, вернувшись, домой, зарабатывал репетиторством. В двадцать два года экстерном сдал экзамены на звание учите-ля. Гениальный ученый-самоуч-ка, на много опередивший свое время, вспоминал потом, что глухота всегда заставляла стра-дать его самолюбие, отдаляла от людей, оставляла наедине со своими мыслями.
Альберт Эйнштейн (1879-1955)
В детстве настолько медлен-но учился говорить, что его едва не сочли умственно отсталым. Все же мать строила честолю-бивые планы относительно его будущего. Она не отличалась ни мягкостью, ни терпимостью, и детство Эйнштейна прошло под знаком ее властной натуры. Сам он вспоминал, что был оди-ноким и мечтательным ребен-ком, испытывал трудности в об-щении со сверстниками, избе-гал шумных игр. Любил строить сложные конструкции из куби-ков и карточные домики высо-той до четырнадцати этажей. Был подвержен приступам ярости, в обычном же состоянии почти заторможен. Его апатия беспокоила родителей. Начал учиться играть на скрипке в пять лет. Музыка стала его духовной потребностью на всю жизнь. В школе столкнулся с антисемитизмом. Одиннадцатилетним пережил период горячей рели-гиозной веры, который сменил-ся периодом увлечения научно-технической литературой. Хотя довольно медленно усваивал в детстве новую информацию, особо серьезных проблем в школе у него не было. Слабым местом была лишь физкульту-ра. Его учитель греческого во-шел в историю, сказав, что из Эйнштейна никогда ничего не получится.
Специалистом по древним языкам он действительно не стал. Всю жизнь не терпел ми-литаризма. Отказался от немец-кого гражданства, чтобы не быть призванным в армию в воз-расте семнадцати лет.
По собственным воспомина-ниям, в шестнадцать лет заду-мался, как можно (и можно ли вообще) догнать движущийся по небу луч света.
Ханс Кристиан ЭРСТЕД (1777-1851)
Родился в семье бедного аптекаря. Денег на образова-ние особенно не было, так что вместе с братом Андерсом учился, где придется: у парик-махера - немецкому языку, у жены парикмахера - датскому, у пастора - грамматике, исто-рии и литературе, у землеме-ра - математике. Заезжий сту-дент рассказал как-то о свой-ствах минералов. В двенад-цать лет стоял уже за стойкой отцовской аптеки. Все же, попав в Копенгаген-ский университет, взялся изучать все сразу: медицину, фи-зику, астрономию, филосо-фию, поэзию. Двадцатилетним получил золотую медаль за эссе «Границы поэзии и про-зы». В физику Эрстед пришел позже.
Литература
1. Азерников В.З. Физика. Великие открытия. - М.: ОЛМА-пресс, 2000.
2. Голин Г.М., Филонович СР. Классики физической науки. - М.: Высшая школа, 1989.