Апиа является столицей, единственным городом и основным портом независимого государства Западное Самоа. Апиа расположена на северном берегу острова Уполу. Население города составляет 33000 жителей.
Первые поселения в районе Апиа датируются приблизительно 1000 лет до н. э., когда на острове выселились полинезийцы. Европейцы впервые появились здесь в начале XVIII века, а еще через столетие сюда начали прибывать миссионеры из Европы. К концу XIX века на бухту и острова Самоа претендовали три крупнейшие державы: Великобритания, Германия и Соединенные Штаты Америки. Их противостояние достигло вершины в 1889 году, когда каждое государство направило в этот регион военные корабли. Инцидент закончился совершенно неожиданно, когда на острова налетел тайфун и уничтожил шесть кораблей, чья гибель повлекла за собой гибель нескольких моряков.
Вскоре после этого острова поделили между собой Германия и США. Апиа стала столицей немецкой колонии и пробыла ей с 1899 по 1914 год.
После первой мировой войны, согласно постановлению Лиги Наций, управление территорией перешло к Новой Зеландии. Позже страна перешла под опеку ООН. Апиа осталась столицей, когда в 1962 году страна обрела независимость.
Дома с соломенными крышами соседствуют здесь с современными благоустроенными офисами. В порт города часто заходят корабли, курсирующие в южной части Тихого океана. Они загружаются копрой, бананами и бобами какао - основными экспортными товарами страны. В городе есть международный аэропорт. Исторические достопримечательности города привлекают большое количество туристов. Центр Апиа застроен одноэтажными и двухэтажными домами европейского типа, над которыми мощно возвышаются церковные колокольни. В городе имеются обсерватория, три гостиницы, мелкие предприятия, конторы иностранных компаний, а также правительственные учреждения. В предместье Апиа находится усадьба известного шотландского писателя Р.Л. Стивенсона. Последние годы своей жизни он провел в уютном доме, который построил сам на холме на южной окраине города. Могила и памятник Стивенсону находятся на скале, возвышающейся над островом, и каждый год привлекают толпы туристов.
Часть населения занята в сфере туризма, но большинство жителей занимается сельским хозяйством. Новые рабочие места появились после открытия в пригороде столицы завода автомобильных частей. В городе работают два университета.
БАИРИКИ. КИРИБАТИ
Город Баирики, расположенный на атолле Тарава в центральной части Тихого океана, является столицей государства Кирибати. Население города составляет около 29000 жителей.
Атолл Тарава представляет собой цепь коралловых островков, общая территория которых составляет 23 км2. Крупнейшими являются острова Баирики, Бетио, Бонрики и Бикенибеу. Тарава является морским портом и торговым центром страны. Здесь также расположен международный аэропорт. Есть свой университет. Из всех островов Кирибати только здесь есть дороги с твердым покрытием. Их протяженность составляет 29 км.
Во время второй мировой войны в 1943 году атолл Тарава был центром крупного сражения на тихоокеанском фронте. Японские войска, занимавшие острова, были разбиты флотом Соединенных Штатов. После войны Баирики был назначен столицей британской колонии островов Гилберта и Эллис, а в 1979 году получил статус столицы независимого государства Кирибати.
Главной статьей экспорта являются копра и фосфаты.
ВЕЛЛИНГТОН. НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
В 1865 году столица Новой Зеландии переместилась из города Аукленд в Веллингтон, расположенный на Северном острове. Город был основан в 1840 году и назван по имени А. Веллингтона. Население составляет 152 тысяч жителей. .1
Будучи расположенным в аграрном регионе. Веллингтон является главным морским портом (грузооборот около 15 млн. т в год), железнодорожным узлом, центром торговли и промышленности. Главное место занимает пищевая промышленность. Также развиты машиностроение, металлургия, деревообрабатывающая, бумажная и легкая отрасли промышленности. Значительный вклад в экономику города делает туризм. Есть свой международный аэропорт.
Веллингтон является центром культуры и образования. Здесь находятся университет, Королевское общество Новой Зеландии, Новозеландская академия изящных искусств, Национальная художественная галерея, Картеровская обсерватория, Национальный музей. Среди прочих достопримечательностей - здание парламента и англиканская церковь.
КАНБЕРРА. АВСТРАЛИЯ
Канберра - столица Австралии - является одним из первых примеров современно спланированного города. Город является самостоятельной административной единицей. Население составляет около 310 тысяч жителей.
В 1824 году на месте Канберры впервые поселились европейцы, численность которых, однако, оставалась небольшой до XX века. В начале XX века город стал столицей Австралии. Американский архитектор Уолтер Бэрли Гриффин победил в международном конкурсе на лучший дизайн нового города. По его плану и был построен город, изначально задумывавшийся как столица. Строительство Канберры началось в 1913 году, а в 1927 году национальный парламент переместился сюда из Мельбурна, являвшегося местом его временного пребывания с 1901 года.
Сегодня Канберра - современный, быстро растущий город, хотя его население составляет всего лишь одну десятую от населения Мельбурна. Город расположен в аграрном районе юго-западной части Австралии, недалеко от снежных вершин горной цепи. Канберра стоит на реке Молонгло, недалеко от искусственного озера под названием Бэрли Гриффин.
Основные источники дохода города - туризм, пищевая, полиграфическая и легкая промышленность. Есть свой международный аэропорт. Главные достопримечательности столицы - современное здание парламента, корабль-музей капитана Кука. Канберра является центром культуры и образования. Здесь находятся Национальная библиотека, выставочные павильоны и университеты, Австралийская академия наук, а также головное отделение крупнейшего исследовательского института Австралии - Института научных и промышленных исследований Содружества.
КОРОР. ПАЛАУ
Город Корор расположен на северном побережье острова Корор. Этот город - густонаселенный центр и столица Палау - архипелага из около 200 островов, образовавших независимую республику в западной части Тихого Океана. В течение XIX и XY веков глобальные военные силы соперничали за контроль над стратегически важным островом Корор.
Тысячи лет назад с юго-запада в Палау переселились азиаты, ставшие предками населения этого архипелага. Испанские исследователи посещали острова в XVIII веке. Одно из таких путешествий привело к катастрофе на острове Корор, когда испанский галеон разбился недалеко от берегов острова в 1783 году, подвергнув его жителей заражению смертельными европейскими болезнями, против которых у них не было иммунитета. Десятки тысяч местных жителей умерли, вследствие чего население на острове сократилось до нескольких тысяч людей.
Испанцы предъявили права на Палау в 1886 году, но три года спустя, после их поражения в войне с Америкой, они продали острова Германии. Немецкие власти управляли на островах до тех пор, пока японцы не захватили Палау в ходе первой мировой войны. По окончании первой мировой войны, согласно постановлению Лиги Наций, власти империалистической Японии управляли этим архипелагом в послевоенный период, посылая сюда работать тысячи японцев и управляя развитием сельского хозяйства на плантациях, а также строительством дорог и канализационных систем.
Незадолго до начала второй мировой войны Япония превратила остров Корор в закрытую военную зону и разместила на нем военную базу для контроля над южной частью Тихого океана. Но воздушные силы союзников во время войны разбомбили опорные пункты Японии на острове. Воздушные силы союзников нанесли удар, в результате которого был причинен сильный ущерб японским военным установкам, а в 1944 году Япония лишилась контроля над архипелагом. После второй мировой войны ООН передала Корор и близлежащие острова под опеку США. Остров сохранял этот статус до 1993 года, когда путем всенародного голосования был принят необычный акт, текст которого был впервые предложен еще в 1970 году. Палау и США заключили соглашение на 50 лет, предусматривающее передачу территории острова в пользование американских военных в обмен на гарантии защиты и финансовой помощи.
Сегодня многие современные здания в Короре составляют правительственный сектор города. Наметившаяся в последние годы нехватка места заставила перенести строительство некоторых административных зданий на большой остров Бабелсуап к северу от острова Корор.
В 1996 году мост и акведук между островами Корори и Бабелсуап перестал функционировать. Власти острова ввели в эксплуатацию паром и составили планы завершения строительства нового моста в ближайшие годы.
Сегодня десятки тысяч туристов, приезжающих на остров каждый год, не перестают восхищаться красотой побережья, коралловыми рифами, ослепляющими посетителей своим великолепием и разнообразием морской флоры и фауны.
Зарубежные инвесторы, наживающие капитал на индустрии туризма, построили несколько курортных гостиниц. Также существуют планы переустройства и улучшения аэропорта на Бабелсуапе. Помимо туристического бизнеса многие жители острова занимаются добычей и переработкой морепродуктов (в основном тунца), а также судоремонтом.
НУКУАЛОФА. ТОНГА
Нукуалофа - столица и главный порт государства Тонга - расположен на северном берегу острова Тонгатапу в Тихом океане. Тонгатапу - самый большой остров страны. Население города - 34000 жителей. Южные пляжи Тихого океана привлекают в Нукуалофу каждый год все большее число туристов.
Хотя первые поселения полинезийцев появились на острове 3000 лет назад, правительство переехало в Нукуалофу только в XIX веке. В течение нескольких столетий город служил политическим центром Тонга, но королевской резиденцией он стал только после того, как в 1860-х годах остров решил политические проблемы.
В XVII веке голландский мореплаватель Абель Тасман стал первым европейцем, достигшим берегов острова Тонгатапу, хотя архипелаг был открыт за несколько десятилетий до этого его соотечественником. В конце XVIII века остров дважды посетил капитан Джеймс Кук, за которым последовал еще целый ряд исследователей. И лишь на рубеже XVIII и XIX веков здесь появились первые поселения европейцев.
По мере колонизации островов в Тонгу прибывали маленькие группы миссионеров, принявшие позже участие в вооруженных конфликтах внутри страны. Некоторым из них это стоило жизни. С приездом новых миссионеров пропасть между туземцами, обращенными в христианство, и приверженцами традиционных национальных верований становилась все больше. Назревавший конфликт был разрешен в 1852 году, когда один из христианских вождей по имени Джордж Тупоа I провозгласил страну конституционной монархией, а себя - королем. Его потомки и сейчас правят этим небольшим тихоокеанским государством.
Сегодня большинство островитян занимается выращиванием овощей и фруктов, чему во многом способствует благоприятный климат и плодородные вулканические почвы. Многие продают выращенные ими фрукты: авокадо, манго, ананасы и плоды хлебного дерева - на большом рынке недалеко от порта. Бананы, ваниль и сувениры в течение долгого времени были главной статьей экспорта. Не так давно фермеры начали продавать тыквы в Японию. С целью разнообразить экономику Тонго власти положили начало легкой промышленности в окрестностях столицы. Сегодня многие из этих предприятий успешно экспортируют свою продукцию за рубеж, в том числе куртки и шерстяную одежду.
Несмотря на то, что число туристов, приезжающих в Тонго, невелико, туризм также делает свой вклад в экономику страны. Приезжие любят присутствовать на различных древних ритуалах. Город окружен коралловыми рифами, в которых водятся многие виды тропических рыб. В спокойных прозрачных водах бухты буквально в нескольких шагах от города всегда много любителей подводного плавания. Второе место, привлекающее множество туристов - это доисторический известняковый дольмен - каменный памятник, свидетельствующий о древности поселений обитателей острова, расположенный в 30 км на восток от города.
ПАЛИКИР. МИКРОНЕЗИЯ
Паликир, столица Федеральных Штатов Микронезии, расположен на острове Понпеи в долине Паликир между двумя вулканами.
Остров, вероятно, был заселен еще в начале XII века, однако точное время основания Паликира неизвестно. До конца второй мировой войны здесь проживало незначительное количество понпейцев, однако в 1980 году правительство США финансировало программу строительства столицы, и население города выросло.
За исключением нескольких каменных платформ и оборонительных стен, обнаруженных в окрестностях Паликира, город не обладает никакими археологическими ценностями. Согласно легенде, в конце Х века Паликир и весь остров Понпеи принадлежал государству Нан-Мадол, а когда оно перестало существовать и до присоединения к королевству Соке остров был независимым.
В начале XVI века на землю острова впервые ступила нога европейца. Впрочем, посещение острова европейскими путешественниками никаких заметных следов в жизни местного населения не оставило. В 1886 году Понпеи оказался под контролем Испании, которая, сломив сопротивление аборигенов, построила на северо-востоке от Паликира небольшое поселение, названное Колонией. После Испанско-Американской войны 1898 года Испания вынуждена была продать остров Германии, которая тут же начала здесь развивать широкомасштабное выращивание копры. Откликом на жестокий режим Германии было восстание среди островитян. Мятеж был подавлен, однако в ходе первой мировой войны Понпеи перешел к Японии, а после войны Лига Наций позволила Японии и дальше управлять островом.
В 1944 году, во время второй мировой войны, на острове высадились тысячи японских солдат, с тем, чтобы основать здесь военную воздушную базу. В Паликире был построен аэродром, радарные и противовоздушные установки, а также сеть туннелей и подземных ходов вокруг поселения. Несмотря на все укрепления, воздушные силы США очень скоро разбомбили базу и лишили Японию этого опорного пункта.
После окончания войны Паликир был почти не заселен. Соединенные Штаты сохраняли контроль над островом вплоть до 1980 года, когда было подписано соглашение "О добровольном объединении с Микронезией". После этого правительство США спонсировало планирование и строительство столицы для четырех штатов Микронезии. Выбор места для будущей столицы пал на бывшую японскую военную базу Паликир из-за красивейших пейзажей среди величественных гор.
Чтобы не испортить великолепных видов, архитекторы вместо высотных зданий спроектировали квартал из серии маленьких двухэтажных домиков, дизайн которых навеян традиционной микронезийской архитектурой. Эти 9 зданий, покрытые коричневой черепицей, выстроились в ряд с востока на запад, с учетом направления пассатов и солнечных лучей. Для здания Капитолия рабочие соорудили более 300 декоративных и несущих колонн из материала, напоминающего строительный материал, который использовали в Нан-Мадол.
Строительство низких зданий и украшение столицы зелеными насаждениями позволило городу слиться с окружающим ландшафтом. Болотистый мангровый лес, окружающий Паликир, кишит всевозможными млекопитающими, пресмыкающимися и птицами.
ПОРТ-ВИЛА. ВАНУАТУ
Порт-Вила - столица и экономический центр государства Вануату - находится на юго-западном побережье острова Эфате в Тихом океане. Город-космополит с современными зданиями и прекрасной природной бухтой является главным портом страны. Близость к Австралии позволила городу стать большим центром туризма. Одной из главных достопримечательностей Порт-Вилы является Культурный центр Вила, в котором выставлено множество экспонатов, посвященных Вануата и ее культуре. Недалеко от города расположен международный аэропорт Бауэрфилд. При населении 20000 человек в Порт-Виле насчитывается семь с половиной тысяч автомобилей. Город является международным финансовым центром.
ПОРТ-МОРСБИ. ПАПУА НОВАЯ ГВИНЕЯ
Порт-Морсби - столица (с 1975) и главный порт Государства Папуа Новая Гвинея - вырос вокруг самой крупной бухты острова Новая Гвинея. В столице и административном центре проживает большая часть населения страны - 193000 жителей. Первым европейцем, открывшим этот портовый город, был британский путешественник Джон Морсби в 1873 году.
Спустя почти 15 лет на этом месте была образована колония под названием Британская Новая Гвинея, и Порт-Морсби стал ее столицей. За тысячи лет до прихода европейцев здесь жили моту и кои-табу. Моту, которые пришли 2000 лет назад, смогли выжить, несмотря на бедные почвы и маленькое количество атмосферных осадков. Они строили большие лодки (около 15 метров в длину), с помощью которых можно было плавать даже через океан. На лодках они плавали через пролив Папуа, чтобы выменивать глиняную посуду на муку.
Географическое положение обуславливает особый микроклимат Порта-Морсби. Из-за горной цепи Оуэн Стэнли ежегодное выпадение осадков составляет всего 1200 мм - это гораздо меньше, чем в остальных районах Папуа Новой Гвинеи. С этим связаны кратковременные засухи и недостатки питьевой воды. В то же время горы спасают город от наводнений, которые регулярно происходят из-за ливней в остальной части страны с мая по ноябрь. Со стороны моря город защищен коралловыми рифами, которые спасают его от непогоды, приходящей с северными ветрами.
Во время второй мировой войны обе воюющие стороны пытались захватить Порт-Морсби, чтобы контролировать Коралловое море и южную часть Тихого океана. В Битве 1942 года флот союзников нанес поражение японскому флоту, направлявшемуся к Порту-Морсби. Через год японцы потерпели поражение еще раз, при попытке взять город со стороны гор Оуэн Стэнли.
Благодаря развитию промышленности в последние годы, город значительно вырос. С 1980 по 1990 гг. население Порта-Морсби почти удвоилось. Вместе с населением во много раз выросла преступность. Почти половина жителей живет в нищете в хибарах-времянках.
Вокруг города расположены каучуковые плантации, молочные и экспериментальные животноводческие фермы. Порт-Морсби экспортирует копру, кофе, каучук, древесину и золото. В 1998 году в эксплуатацию пущен нефтеперерабатывающий завод.
В городе есть свой университет.
СУВА. ФИДЖИ
Город Сува расположен на холмистом юго-западном берегу острова Вити-Леву в южной части Тихого океана - самом большом из 100, входящих в состав Фиджи. Сува - столица государства Фиджи и один из лучших портов в южной части Тихого океана, в котором часто останавливаются трансатлантические лайнеры и транспортные суда, курсирующие в водах Тихого океана. Сува - один из самых крупных городов, расположенных на тихоокеанских островах. Ежегодно сюда устремляются тысячи туристов из Азии, Австралии и США. Из морского порта Сувы отправляются на экспорт золото, сахар и древесина.
Первые поселения появились на Фиджи около 1000 лет до н.э. Островитяне обрабатывали землю, разводили домашних животных и занимались гончарным делом. Голландские исследователи посетили Фиджи в XVII веке, а в 1874 году острова были присоединены к Великобритании, которая стремилась заполучить морской порт Сувы. Столицей колонии Сува стала 8 лет спустя, в 1882 году, когда стало ясно, что старой столице - городу Левука уже больше некуда расширяться. На Фиджи европейцы стали выращивать кокосы, хлопок и сахарный тростник. Первоначально Сува представляла собой маленькое поселение, утопающее в пыли летом и в грязи зимой. Однако постепенно Сува начала превращаться в город, а затем и в самый крупный город на Фиджи. Во время второй мировой войны Саву являлась передовой базой военно-морских сил и ВВС Великобритании. Город стал столицей независимого государства Фиджи в 1870 году, освободившись от колониальной зависимости от Англии. В 1987 году страна вышла из Содружества, после того как в стране произошел государственный переворот. Сегодня это столица Республики Фиджи и самое оживленное место южной части Тихого океана после городов Австралии и Новой Зеландии. В самом городе проживают более 100000 человек; еще 40000 живут вдоль 25-километрового шоссе, ведущего от Сувы в аэропорт Наусори.
Сува - наиболее неоднородный в этническом плане город в Фиджи. Здесь живут фиджийцы, индусы, китайцы, выходцы из Тонга, самоанцы, ротуманцы, европейцы и многие другие. Это своеобразный "фруктовый салат", именно так называют местных жителей сами жители города. Фиджийцы и индусы - потомки рабочих, завезенных англичанами еще в конце XIX - начале XX веков для работы на плантациях сахарного тростника - составляют примерно половину населения. Между ними существуют постоянные трения. В ряде случаев трения, основанные на борьбе между этими двумя этническими группами за политическую и экономическую власть, перерастают в жестокие стычки в Суве.
У города есть один недостаток, это погода. Здесь влажно и часто бывает очень грязно. Сува постоянно меняется, в зависимости от погоды. Она сияет и сверкает под лучами солнца, и приобретает тусклый металлический оттенок в период дождей, а дожди идут здесь довольно часто.
В городе и вокруг него построено множество католических церквей, мечетей, индусских и сикхских храмов; есть даже заброшенное еврейское кладбище.
Здесь есть что посмотреть: очень колоритно выглядит местный рынок, а вся жизнь Сувы сосредоточена на центральной улице - Виктория Парейд, и на которой находятся банки, гостиницы, рестораны, ночные клубы и многое другое.
Деловая часть города хорошо отражает присутствие англичан в прошлом. Многие дома, включая массивное здание правительства, были построены в те времена, когда Сува была британской колонией. Начиная с 1960-х годов, город преобразился благодаря современным отелям и прочим зданиям. Недалеко от центра расположено здание государственного университета.
В городе есть пляж, однако и жители и приезжие предпочитают купаться и загорать в Пасифик Харбор,- местечке на берегу океана, в 20 минутах езды от столицы.
Магазины, продающие беспошлинные товары, экзотика тропиков и необычные гостиницы привлекают на Суву большое число туристов, что обеспечивает занятость значительной части городского населения. Многие работают на заводах по переработке сахара, производству напитков, стройматериалов, мыловаренных заводах и табачных фабриках. Развитие промышленности и туризма в 70-х годах XX века привело к значительному росту населения столицы. Из-за неспособности правительства обеспечить жильем новых горожан, вдоль окраин Сувы выросли многочисленные временные поселения.