p align="left">Экономическая ситуация в стране беспокоит большое количество британцев, особенно же их волнуют безработица, закрытие фабрик, снижение объемов промышленного производства, инфляция, цены и налоги. Бытует мнение, что правительство может сделать гораздо больше в плане снижения уровня безработицы и инвестирования капитала в промышленность. Сохранение места работы стало главным критерием ее выбора: это заботит безработных гораздо больше, чем самоутверждение на рабочем месте, условия работы и перспективы роста. Однако, опросы показали, что 82% занятых уверены в сохранности своего рабочего места, и только 10% всерьез обеспокоены этой проблемой.
Однако, большинство населения считает, что интересы хозяев и наемных работников в Великобритании не совпадают. Они считают, что достояние страны распределено несправедливо, и что от этой несправедливости страдают бедные наемные работники, в то время, как богатые собственники богатеют.
Постоянно растет число людей, которые поддерживают идею о том, что наемным работникам надо предоставлять больше свободы принятия решений и контроля над организацией, в которой они работают.
Критики возражают, что экономика Великобритании страдает в основном от культурных факторов, что по традиции образованные и квалифицированные люди не идут работать в производство и торговлю, что рабочая сила Великобритании проигрывает другим странам по производительности труда, что недостаточно капитала привлекается в промышленный сектор экономики, что управленческий персонал слаб и не профессионален и что слишком мало денег вкладывается в развитие науки и техники.
Главными составляющими государственной экономической политики Великобритании, которая направлена на повышение уровня занятости и экономического роста, являются:
поддержка экономической стабильности как базы для экономического роста в долгосрочном периоде;
повышение производительности труда с помощью механизмов поощрения капиталовложений и предпринимательства;
создание новых рабочих мест;
создание более однородного и справедливого общества.
Казначейство Ее Величества является государственным органом, который осуществляет денежную и фискальную политику государства. оно также отвечает за экономическую политику, которую оно претворяет в жизнь вместе с другими министерствами: торговли и промышленности, образования и занятости, окружающей среды, транспорта и регионов.
Стабильность экономики
Правительство считает, что экономическая стабильность является необходимым условием достижения высоких и стабильных уровней занятости и экономического роста. Оно представило новые программы, которые позволят удерживать инфляцию в пределах 2,5% и стимулировать капиталовложения.
В октябре 1997 года было принято решение не присоединяться к системе единой европейской валюты, так как были неочевидны последствия такого шага на экономику Великобритании. Правительство отложило решение этого вопроса на пять лет, одновременно постановив подготовить юридическую базу для перехода к единой валюте, при условии, что будут ясны ответы на следующие вопросы:
достаточно ли экономика страны срослась с экономиками объединенной Европы;
достаточно ли гибкости в экономике, чтобы адаптироваться к таким переменам;
каков будет эффект от перехода к единой валюте на инвестиции в Великобритании;
каково будет влияние этого решения на сектор финансовых услуг страны;
хорошо ли присоединение отразится на уровне занятости населения.
Правительство Великобритании старается создать условия для экономической стабильности во всем мире. Целью этих мер является предотвращение мировых экономических кризисов, один из которых, например, произошел в 1998 году и косвенно повлиял на экономику Великобритании.
Фискальная политика
Фискальная политика Великобритании основана на двух нерушимых правилах:
правительство делает займы только для того, чтобы инвестировать их в определенные секторы экономики, а не потратить на расходы;
отношение суммы внутреннего государственного долга к ВНП неизменно и разумно.
Фискальная политика должна осуществляться в соответствии со следующими пятью принципами:
открытость целей и задач фискальной политики и всех трат денег налогоплательщиков;
стабильность в осуществлении фискальной политики и ее влияния на экономику;
ответственность за распределение государственных денежных средств;
справедливость;
эффективность разработки и осуществления фискальной политики, управления как расходами, так и доходами государства;
Государственный бюджет принимается и обсуждается парламентом ежегодно наряду с документами, представляющими экономическую и фискальную политику государства на ближайшее время.
Министерство торговли и промышленности (МТП) ставит своей целью повысить конкурентоспособность Великобритании и ее научное и техническое превосходство, чтобы добиться более высоких уровней производительности труда и экономического роста. У него есть четыре определенные цели:
поощрять предпринимательство, инновации и высокую производительность труда;
максимально использовать научные, промышленные и технологические возможности Великобритании;
создать сильные рынки конкуренции
разработать справедливую и законную систему регулирования отраслей экономики.
Конкурентоспособность
МТП осуществляет меры по сокращению разрыва между уровнями эффективности британских и конкурирующих компаний в плане производительности труда и способности создавать новые товары и услуги. Среди них можно упомянуть меры по укреплению возможностей экономики (обновление научной и технической баз, поощрение научных исследований в коммерческих целях, фонд по поддержке малого бизнеса), по поощрению сотрудничества между предприятиями и регионами, по повышению конкуренции на рынке.
Поддержка бизнеса
Поддержка бизнеса по-британски - это консультации по капиталовложениям, работе компаний, международным связям и расширению. Работает так называемая "Деловая Сеть", насчитывающая около тысячи специалистов-консультантов по различным аспектам предпринимательства.
В марте 1999 года правительство объявило о начале разработки нового закона о малом бизнесе, который будет направлен на его поддержку, освободит его от некоторых видов государственного регулирования и облегчит тяжесть налогообложения.
Разработка, качество и стандарты
МТП контролирует и поддерживает эффективные разработки и технологии, которые позволяют производить коммерчески успешные товары и услуги и повышает конкурентоспособность.
Качество - важный аспект всего бизнес-цикла продукта - разработка, производство, маркетинг и доставка потребителю. Многие производители предпочитают независимую оценку качества их продуктов, а также получают сертификаты международного стандарта качества BS EN ISO 9000.
В Великобритании существует свой независимый институт стандартизации, который является членом как европейских, так и мировых организаций, занимающихся вопросами стандартов и стандартизации. Работая с потребителями, производителями и правительствами, он создает стандарты, соответствующие требованиям рынка, торговли и регулирования экономики.
Подготовка кадров
Подготовка квалифицированных, умелых и быстро приспосабливающихся кадров - залог повышения конкурентоспособности Великобритании на мировом рынке. Правительство объявило о нескольких мерах, которые оно предпримет, чтобы повысить уровень подготовки работников, открыть новые возможности для переподготовки и повышения квалификации, включая создание нового университета промышленности, который при обучении будет использовать новые информационные и коммуникационные технологии, и новую стратегию, согласно которой будет поощряться широкое использование компьютеров в бизнесе, образовании и обществе.
Развитие региональной экономики
Региональная экономическая политика разработана для того, чтобы повысить экономический рост и конкурентоспособность на всей территории Великобритании. 34% всей рабочей силы работает на территориях, получающих дополнительную помощь от государства.
Основными целями региональной политики являются:
создание и сохранение рабочих мест;
привлечение иностранных капиталовложений;
улучшение конкурентоспособности более слабых регионов.
В 1998-99 годах на эти цели было истрачено около 1,5 миллиарда фунтов стерлингов.
Одной из важных задач региональной политики является помощь в создании связей между различными отраслями экономики. Предприятия могут получить взаимную выгоду от создания общей инфраструктуры и поддержания тесных связей с исследовательскими институтами, такими, как Кембридж и Оксфорд. Примером такого "срастания" науки и производства может быть сектор биотехнологий.
Англия.
В Англии находится девять регионов, которые подпадают под программу помощи, включая Лондон.
Меры по подъему предпринимательства в Англии включают:
поощрение инноваций и использования новых технологий;
обеспечение предприятий финансами, включая создание местных фондов помощи небольшим компаниям с перспективой роста;
поощрение внутренних капиталовложений;
поощрение стратегического использования фондов Европейского Союза.
Шотландия.
В Шотландии акцент делается на связи между системой образования и сектором экономики.
Меры региональной политики Шотландии включают:
поощрение эффективного производства и конкурентоспособности;
привлечение внутренних капиталовложений и поощрение экспорта;
финансовую поддержку новых предприятий и помощь в расширении уже существующим;
улучшение состояния окружающей среды;
увеличение числа рабочих мест и повышение квалификации работников.
Уэльс.
Задачами региональной экономической политики Уэльса являются дальнейшее экономическое и социальное развитие, поощрение эффективного производств и международной конкурентоспособности, улучшение экологической обстановки. Особенное внимание фокусируется на развитии тесных связей между предприятиями и секторами экономики, а также на внедрении новых технологий.
Северная Ирландия.
Поддержка регионального предпринимательства в Северной Ирландии включает:
привлечение иностранных инвестиций и развитие среднего бизнеса;
развитие малого бизнеса;
консультации и помощь компаниям, включая помощь в переходе на новые технологии;
повышение квалификации управленческого персонала.
Конкуренция и антимонопольный закон
Правительство стремится улучшить открытость и эффективности рынка, как внутреннего, так и международного, и считает, что эффективная конкуренция является лучшим стимулом для разработки новых технологий и повышения эффективности. Новый закон о конкуренции вступает в силу 1 марта 2000 года, который направлен ан обеспечение лучшей защиты, как потребителей, так и производителей.
Этот закон будет более успешно бороться с монополией и поддерживать здоровую конкуренцию. Он скопирован с закона о конкуренции Европейского Союза, который регулирует действия, наносящие урон конкуренции и предотвращает злоупотребление доминирующей позицией на рынке. Подпавшие под этот закон компании могут быть оштрафованы на сумму до 10% от оборота компании на территории Великобритании, а пострадавшие от монополистов компании могут подать на обидчика в суд и требовать компенсации убытков.
Слияния и поглощения компаний не будут рассматриваться антимонопольным комитетом в тех случаях, когда они не повлияют на конкурентную обстановку на рынке. Таким образом, компании, осуществляющие безобидное слияние или поглощение, не будут обращаться в комитет за разрешением на совершение сделки, что избавит и тех, и других от значительного груза бюрократии. В общем, соглашение будет считаться значительными, влияющими на рынок, если объединенная доля обеих компаний будет составлять более 25% рынка. Тем не менее, соглашения о фиксировании цен или разделении рынка будут подпадать под закон, даже если доля компаний составляет менее 25%.
На территории Великобритании зарегистрировано почти 1,4 миллиона компаний. Все компании, действующие на территории страны, как британские, так и иностранные, обязаны зарегистрироваться. Большинство предприятий являются организациями с ограниченной ответственностью, где ответственность собственников ограничена долей акций, которой они владеют.
Компании могут быть как частными(private), так и публичными (public). Чтобы стать публичной, компания должна удовлетворять определенным требованиям. Она должна быть организацией с ограниченной ответственностью, обладать акционерным капиталом и иметь минимальный необходимый уставный капитал. Только публичные компании имеют право выставлять свои акции на продажу на фондовой бирже.
Законодательство
Законы, связанные с созданием, закрытием и жизненным циклом компании, разработаны для возможности регулирования предпринимательства, поддержки открытых рынков и создания благоприятных и безопасных условий для инвесторов. В феврале 1999 года правительство предложило изменить эти законы, чтобы:
облегчить жизнь более мелким фирмам;
упростить некоторые технические моменты, например, правила создания компании;
использовать современные информационные технологии, чтобы улучшить связи между компаниями и их акционерами.
Регулирование частного сектора
В марте 1999 года правительство объявило о своем намерении упразднить ненужное регулирование среднего и малого бизнеса. Оно работает над минимизацией тяжести регулирования бизнеса и предпочитает обходиться без контроля там, где это возможно. Независимая организация консультирует правительство по вопросам повышения эффективности и качества оставшихся мер, а также проверяет их необходимость.
Организация под названием Управление внутренними бюджетными поступлениями (Inland Revenue) собирает подоходный налог, налоги на прибыль и капитал и гербовый сбор. Управление таможенными пошлинами и акцизами (HM Customs and Excise) собирает наиболее важные косвенные налоги (НДС и др.). Местные налоги собирают органы местного самоуправления.
Подоходный налог.
Подоходный налог в Великобритании взимается по прогрессивной ставке, т.е. ставке, которая растет в зависимости от суммы дохода. Подоходный налог взимается за год начиная с 6 апреля. Минимальная ставка подоходного налога - 20% - взимается с дохода от 0 до 4300 фунтов стерлингов. Основная ставка - 23% - взимается с дохода от 4301 до 27100 фунтов стерлингов. И, наконец, максимальная ставка подоходного налога составляет 40% для ежегодного дохода свыше 27100 фунтов стерлингов. Правительство объявило о своем решении не поднимать основную и максимальную ставки налога в своем нынешнем составе парламента. Оно также надеется снизить минимальную ставку подоходного налога до 10%. Из приблизительно 26 миллионов налогоплательщиков 7,6 миллиона платят по минимальной ставке, 16,2 миллиона платят по основной ставке и 2,4 миллиона платят по максимальной ставке подоходного налога.
Суммы, не облагаемые подоходным налогом, разнообразны. Всем налогоплательщикам освобождается от уплаты налогов сумма в 4195 фунтов стерлингов. Кроме этого, дополнительными налоговыми льготами пользуются семейные пары, вдовы и вдовцы, граждане старше 65 лет и слепые.
Среди наиболее важных налоговых льгот можно выделить льготы на выплаты по займу на покупку недвижимости до 30 тысяч фунтов стерлингов. Льгота составляет 10% от суммы, при этом выплаты, которые заемщик платит банку, снижаются с учетом налоговой льготы, а сумма налоговой льготы передается непосредственно банку, минуя налогоплательщика. Другая льгота покрывает взносы работников в счет своих пенсий.
В целом, подоходный налог взимается со всего дохода, полученного в Великобритании, хотя некоторые формы дохода, например, пособие по уходу за ребенком, являются исключением, а также со всего дохода, который получили за границей граждане Великобритании. Соглашения более чем с сотней стран - самая большая сеть налоговых соглашений в мире - позволяют избежать двойного налогообложения. Граждане Великобритании, работающие за границей, могут выиграть от 100% налоговых льгот.
Большинство наемных работников платят подоходный налог по схеме Pay-As-You-Earn (зарабатывай и плати), где налог вычисляется и передается Управлению внутренними бюджетными поступлениями работодателем. Это позволяет большинству налогоплательщиков избежать ошибок при подсчете и отчислении налогов.
Была введена в действие система самооценки подоходного налога. Это касается в основном людей, которые платят по максимальной ставке налога и частных предпринимателей. Они должны сами подать налоговую декларацию и заплатить налоги. Налогоплательщики в этом случае могут производить расчеты сами или предоставить эту работу Управлению внутренними бюджетными поступлениями.
Налоги с корпораций.
Компании платят налог на прибыль после вычета определенного количества налоговых льгот и необлагаемых налогом сумм. Основная ставка налога на прибыль с предприятий - 30%. Сниженная ставка налога - 20% - применяется к небольшим компаниям - тем, чьи годовые доходы не превышают 300000 фунтов стерлингов. Для компаний с ежегодным доходом от 300 тыс. до 1,5 млн. фунтов стерлингов предусмотрена льготная ставка, размер которой находится между основной и сниженной ставками. Некоторые расходы на основные средства могут сопровождаться налоговыми льготами. Например - расходы на машины и оборудование, производственные сооружения, сельскохозяйственные сооружения и научные исследования. Для небольших и средних компаний в первый год деятельности налоговые льготы на покупку машин и оборудования составляют 40%.
С 1999 года была введена в действие новая система уплаты налогов. Согласно этой системе около 20 тысяч крупных компаний теперь платят налоги ежеквартально. Налог на корпорации, выплачиваемый авансом, который платят компании, распределяющие прибыль между акционерами, отменен. Введена система самооценки компаний, аналогичная системе для налогоплательщиков.
Налог на доход с производства топлива.
Налог на доход с производства топлива платят компании, добывающие нефть и газ на территории Великобритании и на прилегающем к ней континентальном шельфе по лицензии Министерства торговли и промышленности. Доходы от производства топлива облагаются 50% налогом после вычета соответствующих налоговых льгот. Новые месторождения нефти и газа, разрешение на разработку которых дано после 16 марта 1993 года, не облагаются этим налогом.
Налог на доход от реализации основных средств.
Налог на доход от реализации основных средств платят частные предприниматели и трастовые фонды. Он взимается с суммы, из которой вычитается 6800 ф. ст. для частных предпринимателей и 3400 ф. ст. для трастовых фондов. Доход от реализации некоторых типов основных средств не облагается налогом. Они включают государственные ценные бумаги, определенные ценные бумаги компаний и др. Для частных предпринимателей налог на доход от реализации основных средств рассчитывается на основе ставок подоходного налога, как если бы эта сумма была бы дополнительным подлежащим налогообложению доходом. Для трастовых фондов существуют специальные ставки налога.
Правительство обдумывает возможность обложения компаний этим налогом, которые на данный момент платят только налог на прибыль.
Налог на наследство.
Налог на наследство взимается с имущества, переданного после смерти, а также дарах, сделанных в течение семи лет после смерти. Большинство других перемещений имущества в течение жизни не облагается налогом. Есть несколько важных исключений, не подлежащих налогу на наследство: переход собственности между супругами, дары и пожертвования в Британские благотворительные фонды и основные политические партии. В целом, основные фонды компаний и обрабатываемая земля не облагаются налогом на наследство, так что семейный бизнес может переходить из рук в руки без налога.
Налог на наследство взимается с сумм более 233000 фунтов стерлингов. Ставка налога составляет 40%. Только 3% всех наследств в год облагаются этим налогом.
Налог на добавленную стоимость (НДС).
В марте 1999 года правительство объявило о начале разработки нового закона о малом бизнесе, который будет направлен на его поддержку, освободит его от некоторых видов государственного регулирования и облегчит тяжесть налогообложения.
НДС - основной косвенный налог со стандартной ставкой 17,5%. Сниженная ставка 5% применяется для домашнего топлива и энергии и для установки энергосберегающих материалов в хозяйствах с низким уровнем дохода согласно государственной программе. НДС собирается на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг. В итоге налог платит потребитель.
Годовой уровень объема продаж, свыше которого продавцы должны регистрироваться для НДС, составляет 50000 фунтов стерлингов. Определенные товары и услуги освобождаются от НДС, либо являясь исключениями, либо облагаясь по нулевой ставке.
По нулевой ставке налога производитель или продавец не облагает налогом потребителя, но возмещает себе налог, заплаченный поставщикам. Среди категорий товаров и услуг, облагаемых по нулевой ставке НДС, можно отметить товары на экспорт, большая часть пищевых продуктов, вода, внутренний и международный пассажирский транспорт, газеты и другие периодические издания, строительство новых жилых зданий, детская одежда и обувь, лекарства по рецептам, услуги для инвалидов и другие товары или услуги в или от благотворительных обществ.
В случае исключений, производитель или продавец не облагает налогом потребителя, но и не может возместить налог, заплаченный поставщикам за сырье. Основными категориями товаров и услуг, подлежащих исключению от НДС, являются земля и строения, страхование и другие финансовые услуги, почтовые услуги, азартные игры (с некоторыми исключениями), лотереи, большая часть образовательных услуг, услуги здравоохранения.
Таможенные пошлины.
Таможенные пошлины взимаются с товаров, прибывших в страну из государств, не входящих в Европейский Союз в соответствии с его Общим таможенным тарифом. Товары могут перемещаться совершенно свободна в пределах стран ЕС без таможенных пошлин. Акцизы и НДС взимаются в стране, куда товары доставляются, по ее ставкам налогов.
Акцизы.
Нефтепродукты, используемые как топливо, облагаются более высокими акцизами, чем те, которые используются для других целей. Однако, существуют сниженные ставки, предназначенные для поощрения использования более экологически чистых видов топлива, таких, как бензин высокой очистки, дизельное топливо с пониженным уровнем серы и газ, используемый как топливо для автомобилей. Керосин, не используемый в транспортных средствах, большинство смазочных масел и нефтепродуктов, используемых для определенных промышленных, сельскохозяйственных и морских целей не облагаются акцизом или облагаются очень низкой ставкой. Заменители топлива облагаются акцизами по той же ставке, что и соответствующий нефтепродукт. Акцизами облагаются крепкие спиртные напитки, вино, пиво и сидр согласно крепости напитка и объему емкости. Спирт, используемый для научных, медицинский, исследовательских и промышленных целей не облагается акцизным налогом.
Акциз на сигареты взимается частично как сумма с каждой сигареты и частично как процент от розничной цены. Акцизный налог на другие табачные изделия основывается на их весе. Правительство полно решимости поднять акцизный налог на табак и табачные изделия как минимум еще на 5% в рамках своей программы по снижению уровня курящего населения.
Акцизный налог взимается с игры в казино, ставок и пари, бинго и игровых автоматов. Ставки зависят от конкретного вида азартной игры. Акциз исчисляется либо как процент от валового или чистого дохода, либо, в случае игровых автоматов, взимается фиксированная сумма с каждого автомата в зависимости от цены игры и размера возможного выигрыша. Валовой доход от Национальной лотереи облагается 12% акцизным налогом, но выигрыши этой лотереи не облагаются.
Годовой акцизный налог на владельцев личного транспорта (легковых машин и такси) взимается в размере 150 фунтов стерлингов. Налог на грузовой транспорт исчисляется в зависимости от грузоподъемности, и, в случае, если она составляет более 12 тонн, согласно количеству осей. Он разработан с таким учетом, чтобы сумма налога по крайней мере покрывала их долю износа дорог. Акциз на такси и автобусы варьируется согласно количеству пассажирских мест, а акциз на мотоциклы зависит от объема двигателя. Личный транспорт - машины, такси и мотоциклы, произведенные до 1973 года освобождены от акцизного налога. Планируются новые ставки акциза для машин с пониженным уровнем загрязнения окружающей среды - скидки до 50 фунтов стерлингов для легковых машин и до 500 фунтов стерлингов для грузовых машин и автобусов.
Другие акцизные налоги и сборы включают:
налог на страхование всего имущества, подлежащего налогообложению, в размере 4% и налог на страхование во время путешествия, а также на страховые полисы, проданные продавцами машин и бытовых приборов в размере17,5%;
акцизный сбор в 10 фунтов стерлингов за внутренние перелеты и перелеты в пределах стран Европейского Союза и 20 фунтов стерлингов на все остальные перелеты;
налог на отходы производства и жизнедеятельности из расчета 10 фунтов стерлингов за тонну.
Гербовый сбор.
Некоторые переходы собственности из рук в руки облагаются гербовым сбором. Передача акций облагается гербовым сбором в размере 0,5% стоимости передаваемой собственности. Исключением являются акты дарения и передача собственности в благотворительные общества. Остальная собственность (исключая акции) облагается гербовым сборам согласно стоимости передаваемой собственности: 1% для собственности дороже 60 тыс. ф. ст., 2% для собственности дороже 250 тыс. ф. ст. и 3% для собственности, чья стоимость превышает 500 тыс. ф. ст.
Местные налоги.
Органы местного самоуправления в Великобритании имеют четыре основных источника дохода: субсидии от центрального правительства, местный налог, деловые налоги и сборы. Около 75% всех затрат местных органов финансируются правительством и перераспределенными деловыми налогами.
Деловые налоги - это налоги с арендаторов нежилых помещений. Стоимость этих помещений оценивается по уровню годовой аренды и пересматривается каждые пять лет. Деловая ставка устанавливается центральным правительством и собирается органами местного самоуправления. Доходы от этого налога идут в общий фонд, из которого они затем перераспределяются в органы местного управления в соответствии с количеством жителей этого округа. Правительство также предполагает ввести новый дополнительный местный налог, максимальную ставку которого будет устанавливать правительство, а все остальное отдадут в руки местных властей.
Жилые дома в Великобритании облагаются местным налогом. Каждый дом или квартира принадлежит к одному из восьми разрядов для оценки, основанных на их рыночной стоимости в апреле 1991 года. Скидки даются домам с менее чем двумя взрослыми квартирантами и людям с низкими доходами. Скидки могут составлять до 100% от суммы местного налога.
В Северной Ирландии местный налог собирают органы местного самоуправления.
Британская Империя строилась несколько столетий. Сначала англичане стали контролировать все земли Британских островов, затем началась активная торговля и освоение колоний в Северной и Южной Америке. Эмигранты из Великобритании осели в таких странах, как Австралия, Южная Африка и Новая Зеландия. Торговали и с некоторыми территориями Африки и Азии, которые впоследствии также стали британскими колониями. К началу девятнадцатого века Великобритания контролировала территории, на которых проживала четверть всего населения Земли.
В конце XIX - начале XX веков Империя преобразилась в Британскую Империю и Содружество, когда Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка отделились и стали самоуправляемыми доминионами. Многие граждане этих государств были потомками первых британских поселенцев. Они считали Великобританию своим домом и сохраняли ценности монархии. Но это отношение изменилось, когда у жителей этих доминионов более четко проявилось чувство национального самосознания.
В середине XX века Британская Империя и Содружество стала просто Британским Содружеством, после того, как британское правительство позволило отделиться большинству колоний. Индия и Пакистан стали независимыми в 1947 году, в 50-х-60-х отделились африканские колонии, а затем и азиатские территории. Британское Содружество преобразовалось в Содружество Наций, так как большинство бывших британских колоний стали независимыми государствами. У них был выбор - либо полностью порвать со своим колониальным прошлым или остаться в Содружестве на правах независимого государства. Многие колонии решили остаться в Содружестве по разным причинам. Только очень небольшая часть бывшей Британской Империи остается до сих пор - колонии, зависимые территории и протектораты, такие, как Фолклендские острова и Гибралтар.
В настоящее время Содружество - свободная ассоциация почти 50 независимых стран (включая Великобританию). У него нет законодательной системы, парламента или единого политического лидера. Во многих колониях до сих пор можно проследить британское влияние, как, например, образовательные и законодательные системы, скопированные с английских. Но немногие переняли политическую систему, основанную на власти парламента. Некоторые страны изменили ее, чтобы она подходила собственным нуждам, другие стали однопартийными странами, третьи разработали конституции, основанные сразу на нескольких политических системах.
В Содружество входит около четверти населения Земли. Оно включает народы, исповедующие разные религии, представляющих разные расы и национальности, которых объединяет история борьбы против колониализма. Содружество иногда описывают как "семью" наций. Однако, несмотря на время от времени возникающие войны, ссоры и разлады между этими "членами семьи", Содружество действует как единая организация.
Монарх Великобритании - неполитический лидер Содружества и играет разнообразную роль в разных странах, в зависимости от того, являются ли эти страны Содружества королевствами или республиками. Монарх играет важную объединяющую и символическую роль, которая часто удерживала Содружество единым во времена кризисов и конфликтов.
Премьер-министры или главы стран Содружества встречаются каждые два года на конференции, которая проводится в одной из стран Содружества. На этих встречах обсуждаются, а иногда и решаются, общие проблемы, хотя в последние годы наблюдается тенденция в сторону увеличения разногласий и снижения роли Великобритании в решении этих проблем.
В Лондоне находится Секретариат Содружества, которые координирует политику Содружества. В дополнение к нему, существует множество сообществ Содружества, библиотек, организаций, профессиональных организаций и программ обмена студентами. Граждане Содружества по-прежнему прибывают в Великобританию как иммигранты, студенты и туристы, в то время, как эмиграция британцев в остальные страны Содружества заметно уменьшилась. Английский язык вместе со своими многочисленными диалектами остается общим языком Содружества, а Игры Содружества проводятся каждые четыре года. По-прежнему работают общие программы Великобритании и Содружества в сельском хозяйстве, здравоохранении, машиностроении и образовании.
В последнее время возникает сомнение, по-прежнему ли Содружество является одной из влиятельнейших организаций в мире. Традиционного чувства солидарности Содружества уже не существует, а сама Великобритания имеет мало общего с остальными странами содружества. Несомненно, что эта организация представляет собой уже исторический союз, а не политический, и уж тем более не экономический. За последние тридцать лет правительство Великобритании последовательно приближает страну в политической и экономической сферах к Европе и Европейскому Союзу, удаляясь таким образом от Содружества.
До вступления Великобритании в Европейский Союз в 1973 году она имела преимущество в торговле со странами Содружества. Вступление в Европейский Союз выглядело как прекращение торговых связей с Содружеством Наций. Но успешная торговля, пусть и не в таком объеме, как до вступления в ЕС, продолжается, несмотря на то, что Великобритания уделяет больше внимания европейскому рынку.
Идея объединения Европы стала актуальной после окончания Второй Мировой Войны. В воздухе витало желание создать мирную и богатую Европу, с сильной экономикой и политическими системами после разрухи и убытков от двух Мировых войн двадцатого века и столетий вражды и антагонизма между европейскими странами.
Основы объединенной Европы были заложены в 1957 году, когда шесть стран (Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды) образовали Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). Великобритания не присоединилась к этому союзу, но помогла создать Европейскую Ассоциацию Свободной Торговли (ЕАСТ) в 1959 году, наряду с такими странами, как Швеция, Норвегия, Австрия, Дания, Португалия и Швейцария. Великобритания неохотно шла на сближение с Европой, так как видела свое экономическое и международное будущее в торговле со странами Содружества и США. Она считала себя важной экономической силой мира, и не хотела быть связанной обязательствами с Европой. К тому же, многие британцы не преодолели векового недоверия европейским странам, и считали, что объединение с Европой будет стоить им свободы и национального достоинства.
Однако, в 60-х британское правительство изменило свое мнение о перспективе вступления в ЕЭС и попыталась присоединиться к нему. Попытки Великобритании были остановлены тогдашним президентом Франции Шарлем де Голлем, который не одобрял отношения Великобритании с США (особенно по вопросам ядерного оружия), оспаривал принадлежность Великобритании к Европе и очевидно не хотел соперника в лице британского премьер-министра на пост главы ЕЭС.
Де Голль ушел в отставку в 1969 году, и новые переговоры по вступлению Великобритании в ЕЭС начались в 1970 году про-европейским британским премьер-министром Эдвардом Хитом. В 1972 году парламент Великобритании проголосовал за вступление в союз, не смотря на растущие сомнения и неприятие этого решения оппозиционными политическими партиями. Великобритания, Ирландская Республика и Дания вступили в ЕЭС 1 января 1973 года, покинув ЕАСТ в 1972 году.
Однако, в 1974 году новое правительство во главе с лейбористом Гарольдом Уилсоном решило дать право голоса народу и в 1975 году провело референдум, где обсуждался вопрос, стоит ли продолжать состоять в ЕЭС. 67,2% голосовавших отдали свои голоса за объединение с Европой.
Другие страны позднее присоединились к ЕЭС (впоследствии Европейскому Союзу): Греция в 1981 году, Португалия и Испания в 1986, бывшая ГДР как часть объединенной германии - в 1990 году. Гренландия, зависимая территория Дании, которая вступила в ЕС под властью последней, вышла из состава Европейского Союза в 1985 году. Австрия, Финляндия и Швеция стали членами ЕС в 1995 году. ЕЭС изначально создавалось как организация, целью которой было развитие экономики стран Европы и объединение стратегий, например, общая сельскохозяйственная стратегия, а также финансовая помощь территориям со слабой экономикой внутри границ ЕЭС. Более бедные регионы Великобритании значительно выиграли от региональных субсидий. В 1986 году члены стран ЕС образовали единый европейский рынок, а с 2001 года в силу вступит единая валюта - евро. Однако, Великобритания пока отложила решение по поводу присоединения к единой валютной системе до новых парламентских выборов. Участие Великобритании в Европейском Союзе помогло сгладить результаты спада британской экономики после отделения колоний. Теперь Великобритания видит настоящее и будущее своей экономики именно на европейском рынке.