Человек - гениальное существо, единственное творение природы, которое может думать, изобретать, работать, преображать мир. Все, что есть сейчас искусственного на нашей планете - все создано усилиями человека: само общество, среды его обитания, аспекты деятельности, весь искусственный материальный и духовный мир, которые позволяют человеку благополучно выживать - создавалось, создается и будет создаваться человеком, другие создания на нашей планете на это не способны.
Уникальность человека в том, что он сам творит мир, в котором живет, старается, чтобы ему было хорошо, комфортно в нем, чтобы он удовлетворял всем его желаниям и требованиям. Человек, таким образом, обладает способностью преображать ограниченные ресурсы, которые есть на нашей Земле, в блага, которые удовлетворяют его потребности, а не просто потребляет их сырыми, как это делают остальные организмы на планете. Он является одновременно и производителем и потребителем этих благ.
Так как, человек - это единица, часть некой человеческой совокупности, то все вышесказанное касается и всего человечества и населения отдельных стран.
Население всего земного шара, страны, региона представляет собой главную производительную силу общества, основу всего общественного производства, которое постоянно взаимодействия с природой, играет активную роль в ее преображении, оно также является главным производителем и потребителем всех создаваемых им материальных благ.
Население - главный ресурс мирового сообщества, так как является его основой. Вот почему численность человеческих ресурсов - важный и, скорее всего, первый фактор развития всего человечества и каждой страны по отдельности.
Численность обладает явной способностью изменяться. Она может увеличиваться или уменьшаться, в то же время она может быть достаточной, недостаточной или превышать определенный лимит. Вышеуказанное свойство численности обычно называют динамикой численности. Эта динамика численности присуща и человеческим ресурсам.
Учитывая то, что население является главным производителем и потребителем материальных и нематериальных благ, тем более важно учитывать численность человеческих ресурсов, наблюдать за ее динамикой. Что благополучно осуществляется в мире - проводятся различного рода переписи населения и их анализ, которые выявляют те самые показатели достаточности, недостаточности или переизбытка, увеличения или уменьшения человеческих ресурсов для страны, региона или мира.
Почему так важны эти показатели? С одной стороны, они показывают территории с явным переизбытком человеческих ресурсов, а это чревато многими последствиями, особенно негативными, главные из них социально - экономические проблемы для страны и региона, всего мира, в частности - проблема продовольствия и сырья, голод, болезни, нищета, недостаток рабочих мест, низкий уровень доходов, низкий уровень жизни.
С другой стороны, эти показатели выявляют нехватку человеческих ресурсов, а это тоже чревато большими проблемами, такими как, недостаток рабочей силы, большая демографическая нагрузка, недостаточное финансирование бюджета, который поддерживает всю структуру государства (армия, власть, здравоохранение, социальная защита, общественный порядок и пр.).
Две вышеперечисленные ситуации - это два основных направления динамики численности человеческих ресурсов, которые наблюдаются сейчас в мире. Второе направление характерно для нашей России в данный момент. Понятно, что такие сложные проблемы, связанные с динамикой численности человеческих ресурсов в мировом хозяйстве и в России в частности необходимо решать, что и делается на основе изучения этой динамики.
В данной курсовой работе ее автор также попытался проанализировать динамику численности человеческих ресурсов, прежде всего, конечно, в РФ и в мировом хозяйстве, а также пути решения, корректировки сложившихся ситуаций, в процессе динамики численности человеческих ресурсов, которые предпринимаются в России и в мире для урегулирования социально - экономических проблем, обусловленных этой динамикой численности человеческих ресурсов.
Для раскрытия данной темы использовалась следующая литература и информация: Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний; Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций; Остапенко Ю.М. Экономика труда; Сборник Современная экономика. Лекционный курс; Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения; Макроэкономика под редакцией Н.П. Кетоловой; Экономика под редакцией Л.Е. Басовского; Курс экономики под редакцией Б.А. Райзберга; Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию; Экономическая и социальная география. Кроме этого, использовались информационные ресурсы общенационального периодического обозревателя всех главных экономических, политических, социальных новшеств и событий в нашей стране - Российская газета и ее сайт в Интернете (www rg.ru), содержащий информацию о новых законах и нормативных актах.
Глава 1. Естественное движение населения России, проблемы и их решение, аналогии с мировым хозяйством
Человеческие ресурсы - самый главный вид ресурсов для человеческого сообщества. Как мы указали во введении нашей курсовой работы, человек, человеческое сообщество главные потому, что являются носителями социальной формы материи. Своим трудом люди преобразуют в процессе производства материальных благ природную среду, создают искусственную среду обитания - «вторую природу». Человек, вооруженный производственными навыками, является важнейшим элементом производительных сил, приводя в движение предметы труда и пользуясь орудиями труда. Само производство осуществляется для удовлетворения человеческих потребностей, в то же время развитие производительных сил включает в себя и физическое, и духовное развитие людей, воспроизводства ими потомства - потенциальных потребителей и производителей материальных и духовных благ в будущем, или, наоборот, убыль уже существующих трудовых ресурсов, появление человеческих ресурсов из других источников.
Изучением человеческих ресурсов и движением народонаселения (совокупности людей, находящихся в пределах определенной территории) занимается демография, наука о закономерностях процессов, происходящих в структуре, динамике и размещении народонаселения.
Целью демографических исследований экономики является анализ изменений народонаселения на определенной территории. На базе этого анализа разрабатывается политика народонаселения, делаются прогнозные оценки изменений народонаселения страны, региона и в рамках мировой экономики в целом.
Одним из важнейших показателей демографии является численность населения, его количество на определенной территории.
Дело в том, что особенностью населения является, то, что оно непрерывно возобновляется в процессе воспроизводства жизни и находится в состоянии саморазвития, образуя, с одной стороны, главный материальный компонент человеческого сообщества, субъект социальных связей, а с другой стороны - источник трудовых ресурсов и носитель определенных социально - экономических отношений.
Численность населения постоянно изменяется и зависит, как мы только что указали, от важной особенности - воспроизводства.
Воспроизводство населения обусловлено демографической ситуацией, которая определяется структурой населения, характером его движения, видами, типами и режимом воспроизводства.
Численность человеческих ресурсов зависит в основном от естественного движения населения - следствие рождаемости и смертности людей.
Именно данный вид воспроизводства населения, который влияет на его численность, мы и рассмотрим в данной главе нашей курсовой работы.
1.1 Основные понятия демографии и динамики населения. Типы и особенности воспроизводства человеческих ресурсов в мире
Естественное движение населения (естественное воспроизводство) - это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений (К естественного прироста = К рождаемости - К смертности).
Показатели естественного движения населения в целом довольно инерционны, то есть устойчивы по годам, поскольку определяются медленно изменяющимися факторами - структурой населения по полу и возрасту, уровнем экономического развития, образом жизни и социально - культурными запросами населения.
При сильных общественных сдвигах они могут меняться и относительно быстро, особенно рождаемость, а при войнах, стихийных бедствиях - и смертность. Вспомнить хотя бы Вторую мировую войну, которая унесла миллионы людей по всему миру.
Показатели динамики численности населения, зависящие от его естественного движения, служат индикаторами экономического благополучия территории. Кратковременный спад рождаемости и рост смертности - результат экономического и социального кризиса. Длительная депопуляция почти всегда связанна с экономической депрессией. А быстрый рост населения с высокой длительной рождаемостью - следствие архаичности экономики, чем ее процветания. Он создает демографическое напряжение, порождает избыточное давление на природные ресурсы, вызывает дефицит рабочих мест и в последующем - потоки эмигрантов.
Естественное движение населения осуществляется в трех основных режимах: расширенном, простом и узком.
Расширенное воспроизводство - это превышение числа рождений над числом смертей.
Простое воспроизводство - отсутствие прироста численности населения, когда число рождений равно числу смертей. При этом режиме воспроизводства образуется численное равенство родительского и детского поколения.
Режим суженного воспроизводства - депопуляция, когда число рождений меньше числа смертей.
Первый режим еще называют естественным приростом населения, второй - нулевым, а третий - естественной убылью населения.
Численность населения любой страны растет благодаря тому, что средняя рождаемость превышает среднюю смертность.
Если рассматривать весь мир, то за исключением периодов войн, эпидемий и голода, рождаемость слегка превышала смертность. Как правило, ежегодный прирост населения достигает нескольких единиц на 1000, или 1 %.
В мире наблюдается два типа воспроизводства:
1. «Демографическая зима» - невысокие показатели рождаемости и смертности (естественный прирост -3, смертность - 10, рождаемость - 13), характерен для экономически развитых стран (Франция, Япония и т.д.).
2. «Демографическая весна» - характеризуется высокой рождаемостью и естественным приростом населения (50 человек на 1000), распространен в развивающихся странах (страны Африки, Латинской Америки, Южной и Юга - Восточной Азии).
Первый тип можно еще назвать интенсивным. Он обусловлен повышением уровня и качества жизни людей, ростом доли пожилого населения и средней продолжительности жизни на основе прогрессивных изменений в обществе.
Второй тип называют экстенсивным - когда наблюдается высокая рождаемость и естественный прирост, преобладание в структуре населения молодой части, низкой доли старшего поколения без качественных изменений в обществе и экономике. В целом, это развивающиеся страны, для которых характерны очень низкие общие коэффициенты смертности из - за молодой возрастной структуры. В то же время, уровень половозрастных показателей выше, чем в экономически развитых странах.
Быстрое увеличение численности в странах со вторым типом воспроизводства во второй половине 20 века получило название «демографический взрыв». Темпы прироста в Африке в 70 - 80 - е годы составили более 3 % (в то время в Европе - 0,5 %, а в США - 1 %). Причем в наше время демографический взрыв в Африканских странах продолжается. Прогнозируется увеличение населения и в зарубежной Азии, которая на данный момент является самой населенной частью света. Еще в 1940 -1950 - х годах ее население выросло на 10 %, в 1950 -1960 - х годах - на 21 %, в 1960 - 1970 - х годах на 25 % (434 тыс. человек). В 1970 - 1980 - х годах число жителей в этом регионе возросло на 482 тысячи человек, а в 1970 - 1990 - х годах - на 526 млн., что составило почти 2/3 мирового прироста. Если общее число населения земного шара будет также быстро расти, а образ деятельности человека не изменится, то, по утверждениям Национальной академии наук США и Королевского общества Великобритании, человечество не сможет предотвратить как необратимого разрушения окружающей среды, так и обнищания значительной части населения планеты. А это однозначно будет происходить. По прогнозам ООН численность населения Земли составит - в 2010 году - 6985 млрд. человек, а к 2115 - 7469 млрд. человек. Причем основной прирост численности человеческих ресурсов будет за счет развивающихся стран, если опираться на следующие демографические тенденции в современном мире:
1. ускоренный рост населения земли из - за резкого снижения смертности (результат современных достижений в области медицины, повышения жизненного уровня);
2. высокий уровень рождаемости;
3. достижение демографической зрелости большинством промышленных стран (низкий уровень смертности и рождаемости, низкий прирост населения), а в большинстве же развивающихся стран уровень рождаемости по-прежнему очень высок;
4. для промышленно развитых стран характерна устойчивая тенденция к старению населения, в то же время как для развивающихся стран высок удельный вес населения трудоспособного возраста. Эта одна из причин большого прироста рабочей силы из развивающихся стран.
Не трудно догадаться, что увеличение численности населения потребует новых площадей и ресурсов для жизни. Тем более страшно становится за нашу Россию, в которой наоборот наблюдается естественная убыль населения. Если ситуация, о которой мы поговорим в следующем разделе нашей курсовой работы, не изменится, то нашими ресурсами и площадями будет пользоваться кто - то другой.
1.2Показатели естественного движения человеческих ресурсов в России, аналогии с мировым хозяйством
1.2.1 Ситуация рождаемости в Российской Федерации
Мы уже выяснили, что численность человеческих ресурсов государства напрямую связанна с рождаемостью и смертностью, характером воспроизводства населения.
Если средняя рождаемость меньше средней смертности, то наблюдается естественная убыль населения (депопуляция).
Именно этот вариант воспроизводства актуален для России в настоящее время.
Ни для кого уже не секрет, что Россия постепенно вымирает. С каждым годом нас становится все меньше и меньше. Несколько десятилетий в России наблюдается специфический тип воспроизводства со знаком минус - естественное сокращение населения. Так, если с 1983 по 1987 г. ежегодное число родившихся в России достигало 2,5 млн. человек (в республике Россия рождаемость падала все годы советской власти, а общесоюзные статистические показатели держались на уровне за счет среднеазиатских республик, только в первые 2 года в начале перестройки, число рождений превысило), то с 1988 по 1993 год это число сократилось до 1,4 млн. человек. В итоге превышение числа умерших над числом родившихся в РФ в 1992 г. составило 220 тыс. человек, в 1993 - 737 тыс. человек, а в 1994 г. - 920,2 тыс. человек. Если в 1992 г. среднегодовая численность населения России составляла 148,3 млн. человек, то уже в 1996 г. она сократилась до 147,5 млн. человек, совсем недавняя перепись населения в начале 21 века показала цифру около 145 млн. человек.
Такая ситуация грозит нам постепенным вымиранием русского народа. В последние десятилетия Россия погружается в демографическую яму. Чем это грозит России, кроме как постепенным вымиранием русских?
Мы уже говорили о том, что страна, ее общество, экономика, существуют только благодаря людям, которые в ней живут. Вопрос о том, кто же будет населять Россию через каких - то 200 лет уже более, чем актуален. Безусловно, найдутся страны, люди, которых привлекут наши площади и богатство разнообразных ресурсов.
Кроме этой долгосрочной и неутешительной перспективы, есть другие более насущные проблемы. Например, уже сейчас явно прослеживается тенденция нехватки рабочей силы, особенно физической, технологической направленности, хотя в России и 5 млн. безработных, но ощущается кадровый голод, не хватает именно рабочих профессий(строитель, сварщик, фрезировшик).
Появляется большая диспропорция между экономически неактивным населением и экономически активным, то есть растет демографическая нагрузка на работающих граждан - кто - то должен пополнять бюджет, кормить детей и стариков, обеспечивать государственные структуры страны.
Явно, что как - то необходимо выравнивать ситуацию, один из выходов - стимулирование рождаемости из вне с использованием социально - экономических стимулов. Если учитывать низкий уровень доходов и низкое качество жизни большинства россиян, увеличение «цены ребенка», возрастанием затрат на его обеспечение, то такое стимулирование - оптимальный вариант. Конечно, есть и другие факторы, которые влияют на повышение рождаемости, например, культивирование идеи большой семьи, запрета на искусственное прерывание беременности на базе высокой культуры и нравственности, но это все долгосрочные идеологические действия, и в принципе они уже осуществляются, но России же необходимо хорошо спланированное комплексное государственное регулирование демографических показателей с упором на социально - экономические стимулы, так как они наиболее эффективны в настоящее время именно для нашей страны. И такая демографическая политика осуществляется в нашей стране и во многих других странах мира, именно об этом мы и поговорим в следующих разделах нашей курсовой работы.
1.2.2 Демографическая политика
Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которой государство воздействует на естественное движение населения в желаемом для себя направлении.
Направление демографической политики зависит от демографической ситуации. Так, в странах первого типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Из стран Европы наиболее активно такую политику проводит Франция. Широкая программа планирования размеров семьи осуществляется в Японии.
Большинство стран второго типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста населения. Наибольшие усилия в этой области прилагают самые большие страны мира по численности человеческих ресурсов - Китай и Индия.
В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний срок вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР «Одна семья - один ребенок». Осуществление этой политики дало свои результаты.
Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 году приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступления в брак, пропагандируется семья из четырех человек: «Нас двое - нам двоих». В результате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но тем не менее еще почти 1/5 всех новорожденных в мире - дети, появляющиеся на свет в Индии.
Существует также международная демографическая полтика, которая обязана своим появлением проблемам «демографического взрыва».
Первые всемирные конференции по народонаселению состоялись еще в далеком 1954 г. (первая - в Риме, вторая - в Белграде в 1965 г.). Многие страны уже тогда начали переходить к активной демографической политике, семейному планированию деторождения. В 1966 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по народонаселению и развитию, а в 1967 г. был образован ЮНФПА (Фонд ООН для поощрения деятельности в области народонаселения).
В 1974 году в Бухаресте состоялась третья Всемирная конференция ООН по народонаселению, на которой был принят «Всемирный план действий в области народонаселения» (ВПДН). Дальнейшее развитие он получил на четвертой конференции в Мехико в 1984 году. ВПДН исходил из важнейшего принципа тесной взаимосвязи между демографическими и социально - экономическими процессами, он содержал много конкретных рекомендаций по снижению рождаемости и смертности, содействию различным странам в решении их демографических проблем.
В 1989 г. в Амстердаме состоялся Международный форум «Народонаселение в 21 веке», который определил ряд целей и программ в области народонаселения, включающие всеобщее снижение уровня рождаемости, сокращение ранних браков и подростковой беременности, расширение использования средств контрацепции и т.д.
В 1992 г. мировая политика народонаселения обсуждалась на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио - де - Жанейро. Был сделан вывод, что решением демографических проблем в каждой стране должно стать составной частью ее национальной стратегии устойчивого развития. Каждая страна должна определить свои демографические цели и программы, исходящие из возможностей жизнеобеспечения растущего населения.
В сентябре 1994 года в Каире состоялась пятая Всемирная конференция ООН по народонаселению. На ней был принят окончательный план «Программы действий», которая должна определять политику народонаселения во всем мире на ближайшие двадцать лет.
1.2.3 Демографическая политика в России, стимулирование рождаемости социально - экономическими инструментами
Так, как направление демографической политики, как мы указали выше, зависит, прежде всего, от демографической ситуации, то понятно, что Россия в своей государственной демографической политике делает ставку на стимулирование рождаемости, которая у нас очень низкая.
Резкий поворот в государственной политике в отношении семей с детьми произошел не так давно.
Впервые комплекс мер, направленных на поддержку семьи и стимулирование рождаемости, президент В.В. Путин сформулировал весной 2006 года в своем Послании Федеральному собранию. Вступили эти меры в силу с начала 2007 года.
Спустя год стало ясно, что эти меры действуют - рождаемость постепенно повышается.
Меры по стимулированию рождаемости в нашей стране не похожи на меры по стимулированию рождаемости в Европе, которая также страдает от демографического кризиса. На европейских женщин увеличение финансовой помощи и социальная защита не действуют, во многих странах Европы и так высокий уровень жизни, а дело все в культуре потребительского общества и карьерных приоритетах. В России именно экономические стимулы делают свое дело и пополняют запас человеческих ресурсов.
После выступления президента было разработано два федеральных закона, которые направлены на существенное улучшение демографической ситуации, рост рождаемости, улучшение материального положения семей с детьми.
Были увеличены размеры пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих и неработающих женщин.
Введено единовременное пособие при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью.
Установлена новая мера государственной поддержки - предоставление материнского (семейного) капитала при рождении второго и последующих детей в размере 250 тысяч рублей.
Результаты не заставили себя ждать. С середины 2006 года ежемесячное число младенцев стало существенно увеличиваться. Число рождений возросло с 123 тыс. детей в среднем за месяц в 2004 - 2006 г.г. до 133 тыс. детей в среднем за месяц в 2007 году. А в октябре 2007 г. был установлен своеобразный рекорд - родилось более 154 тыс. детей. Население России увеличилось на 1,5 млн. человек (Источник: Росстат).
Для того чтобы закрепить достигнутые результаты и не допустить снижения реального уровня денежных пособий семьям с детьми, разработан проект Федерального закона, предусматривающего введение механизма их индексации с учетом темпов инфляции. Ранее эти пособия не индексировались. В проекте закона предусмотрено ввести индексацию в размере не ниже уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В связи с уточнением прогноза уровня инфляции на 2008 - 2010 годы, предусматриваются также увеличить размер материнского капитала с 250 тысяч до 267,5 тысяч, затем до 271,25 тысяч в 2008 году, 290,24 - в 2009 году, 307,65 тысяч рублей - в 2010 году. В уточненном федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период предусматривается увеличить расходы на эти цели с 55 млрд. рублей до 55,8 млрд. рублей.
Вместе с тем необходимо учитывать, что, по предварительным оценкам Пенсионного фонда РФ, численность граждан, желающих воспользоваться средствами материнского капитала в 2010 году, будет больше, чем прогнозировалось раньше при составлении Федерального бюджета на 2008 год и на плановый период до 2010 года.
Сумма расходов, по оценке Пенсионного фонда, составит 150,3 млрд. рублей, что на 95,3 млрд. рублей больше, чем предусмотрено действующим бюджетом (Из доклада Министра здравоохранения и социального развития, РГ № 32 от 14 февраля 2008).
Кроме вышеуказанных законопроектов и реформ, связанных со стимулированием рождаемости, введены еще и следующие новшества.
Введены специальные пособия для детей, чьи отцы ушли служить с 1 января 2008 года. Теперь беременные жены призывников смогут получать от государства единовременную выплату в размере - 14 тысяч рублей, а после рождения ребенка им положена ежемесячная выплата в размере - 6 тысяч рублей. Введение нового пособия - материальная поддержка молодым семьям, в которых отец призван на службу и поэтому не может содержать жену и ребенка. Введение пособия тем более важно, что теперь отменено большинство отсрочек, а поэтому солдат, успевших обзавестись ребенком, станет больше. Соответствующий закон был подписан еще прошлой осенью президентом Путиным, а в декабре правительство утвердило изменения в «Положении о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей». В этом документе четко проговаривается, кто имеет право на то или иное пособие, какие документы для этого понадобятся («РГ» № 8 от 17 января 2008 г., «Солдатская прибавка»).
Кроме того, уже в новом году из Белого дома вышел пакет документов, определяющих финансирование многочисленных социальных программ в регионах, которые правительство также приняло в последние дни 2007 года. Речь о выделении субсидий регионам из федерального бюджета на выплату единовременного пособия, которое выплачивается теперь не только при рождении ребенка, но и в том случае, если семья берет к себе малыша из детского дома. Это пособие составляет 8 тысяч рублей.
Также определенны размеры субсидий на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях. Из этих средств в регионах будут выплачиваться опекунам и приемным родителям по 4 тысяч рублей в месяц на каждого взятого в семью ребенка, и, сверх того еще 2,5 тысячи рублей предназначаются в качестве оплаты труда приемных родителей.
Еще пример, с прошлого года семьи стали получать компенсацию оплаты за детский сад (Российская газета № 32 от 14 февраля 2008 года).
В одном из своих последних выступлений В.В. Путин проронил фразу о необходимости создать условия для улучшения жилищных проблем в «соответствии с меняющейся ситуацией». Именно здесь в развязывании жилищного «узла» и кроется, наверное, следующий серьезный резерв для младенческого бума (Российская газета № 14 от 24 января 2008 года).
1.3 Продолжительность жизни в России
Еще один важный демографический показатель - продолжительность жизни человека.
Все страны по продолжительности жизни можно разделить на три группы:
1. государства с высокой продолжительностью жизни, в среднем не менее 70 лет. Это в основном страны с развитой экономикой, высокими показателями ВВП на душу населения.
2. государства со средним уровнем продолжительности жизни - 55 -70 лет.
3. государства с низкой продолжительностью жизни - ниже 55 лет (в основном страны Африки).
В России продолжительность жизни средняя. По данным Всемирной организации здравоохранения (Воз), век среднего мужчины в России в 2007 году составил 58,7 года, а женщин - 71,8 года. По этому показателю наши представители сильного пола отстают от американских на 16 лет, а женщины - на 9 лет.
Россия не может выйти в лидеры даже на постсоветском пространстве. Более того, в списке республик бывшего СССР по средней продолжительности жизни мы занимаем одно из последних мест, отставая даже от республик средней Азии. Хуже, чем у нас, показатели только у Казахстана, где продолжительность жизни мужчин и женщин составляет 58,6 и 69,7 года соответственно.
Причем сколько - нибудь заметной динамики исправления ситуации в последние годы не видно. По данным Воз, в 2004 году средняя продолжительность жизни составляла 65 лет - примерно как и сейчас. У женщин этот показатель был равен 72 годам, у мужчин - только 59 лет.
Мы вымираем, продолжительность жизни, согласно данным, приведенным в последнем докладе Воз о состоянии здравоохранения в мире, число жителей в России уменьшается на 0,3 % в год и РФ входит в число 18 стран, население которых убывает. Статистику подтверждает и Росстат. Согласно исследованиям данной организации, население России ежегодно сокращается: в 2007 году - на 442 тысячи человек, в 2006 году - на 637 тысяч человек, в 2005 году - на 650 тысяч человек («РГ» № 262 от 22 ноября 2007).
Примерно такая динамика наблюдается уже второе десятилетие.
Ясно, что и с этой ситуацией необходимо бороться. Что и осуществляется в рамках государственной демографической политики.
Недавно на ежегодной пресс - конференции президент В.В. Путин выразил надежду на то, что всего за 12 лет, к 2020 году, в России средняя продолжительность жизни увеличится до 75 лет, то есть до средних европейских показателей (там же).
Программы по увеличению продолжительности жизни в России уже действуют. Два последних года демографов порадовали - в 2006 году впервые за последние годы было зафиксировано снижение смертности, а 2007 год стал рекордсменом, как мы указывали выше, по приросту рождаемости. Тем не менее, пока в России человеческий дебет с кредитом не сходятся - умирают все же больше, чем появляются на свет. Чтобы понять, в каком направлении действовать для увеличения продолжительности жизни, были проанализированы основные причины смертности граждан России. Выяснились следующие закономерности. В России традиционно умирают от неестественных причин, причем не редко в относительно молодом возрасте.
На первом месте по заболеваемости - недуги сердца и сосудов, эта причина практически каждой второй смерти, следом идет онкология, внутренние болезни, некоторые инфекции, которые для развитых, мягко говоря, не характерны. Например, от туберкулеза, особенно тюремного, ежегодно погибает почти столько же людей, что и в ДТП.
Поэтому развитие медицины, особенно в части диагностики и раннего выявления сердечно - сосудистых заболеваний, онкологии, инфекций, может серьезно улучшить положение, не менее важно и развитие высокой медицины.
Но государством задача ставится гораздо шире: речь идет не только о том, чтобы серьезно укрепить некоторые направления здравоохранения, но и о систематичном изменении организации всех уровней медицинской помощи.
Принятые меры и планы в данной области следующие:
врачам стали платить больше - на дополнительную медицинскую помощь, оказываемую участковыми врачами, врачами - терапевтами, врачами - педиатрами, врачами общей практики и их медсестрам и федеральным учреждениям здравоохранения ведомственного подчинения в 2008 и 2009 годах будут направляться средства из федерального бюджета («РГ» № 278 от 12.12.07). За оказание дополнительной медицинской помощи участковым врачам, врачам - терапевтам, врачам - педиатрам, врачам общей практики будет выплачиваться 10 тысяч рублей в месяц, а их медсестрам - 5 тысяч рублей в месяц (там же).
Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» рождаемость выросла на 8 % и на треть снизилась естественная убыль населения. Закуплено и поставлено в медицинские учреждения свыше 40 тысяч единиц диагностического оборудования, более 13 тысяч автомашин пополнили парк «скорой помощи». Программой «Родовой сертификат» охвачено 92 % рожениц, оплачена медицинская помощь 1,3 млн. женщин, а также свыше 300 тысяч детей (там же).
Дополнительную диспансеризацию и углубленные медицинские осмотры за 2 года прошли 10,6 млн. человек. В регионах РФ построены и готовятся к открытию федеральные центры высоких медицинских технологий. Почти в 1,6 раза была повышена заработная плата для 690 тысяч медработников первичного звена (там же).
По сообщению Министра здравоохранения и социального развития, приоритетом работы нацпроекта « Здоровье» на 2008 - 2010 г.г. станет уменьшение смертности от «управляемых причин» - в первую очередь от сердечно - сосудистых заболеваний, на профилактику и борьбу с болезнями сердца и сосудов будет направленно в ближайшие 2 года - 8 миллиардов рублей (там же).
Что касается неестественных причин высокой смертности, здесь лидируют: алкоголь, большое количество несчастных случаев, прежде всего на дороге, убийства и самоубийства.
Алкогольную смертность некоторые демографы связывают с самым высоким в мире потреблением легальных и нелегальных крепких напитков. Любопытно, что ликвидация только одной (!) этой причины покрыла бы собой большую часть разрыва между рождаемостью и смертностью,, обуславливающего депопуляцию России. Тем более, что с повышенным употреблением спиртного тесно увязана смертность от других причин - травм, полученных в авариях и на производстве, убийств и самоубийств. Инфаркты и инсульты тоже нередко случаются после неумеренного возлияния.
С подпольным производством алкоголя государство активно борется. В 2006 году вступили в силу поправки о госрегулировании производства и оборота алкогольсодержащей продукции, ужесточились правила производства и продажи спиртного. Произошла смена акцизных марок и внедрена ЕГАИС. Закрылась масса мелких торговых точек, не брезговавших продажей «паленной» водки. Результаты появились незамедлительно - смертность уменьшилась сразу примерно на 150 тысяч человек.
Разработана и программа, которая должна улучшить ситуацию на дорогах. Так, резкое ужесточение наказаний за нарушение водителями правил движения уже принесло первые результаты. В дополнение начинается реформа системы оказания медицинской помощи пострадавшим в авариях. Для того, чтобы оперативно оказывать помощь пострадавшим в ДТП, медучреждения, расположенные вдоль 7 главных федеральных трасс, будут в приоритетном порядке поставлять новое оборудование(www rg.ru: сборник новые законы и нормативные акты).
1.4 Старение населения и пенсия
Как мы указывали в разделе Рождаемость и Смертность, государство пытается бороться с демографическим кризисом путем стимулирования рождаемости и сокращения смертности. Но в России существует еще очень важная проблема, связанная с демографической динамикой - старение населения. С каждым годом стариков в России все больше и больше, а трудоспособного населения все меньше, а ведь кто - то должен кормить этих стариков, заботится о детях, так как те дети, которые рождаются сейчас станут экономически активны минимум через 15 лет. Как видно, реформы по стимулированию рождаемости - это долгосрочные инвестиции государства, а что сейчас делает государство в борьбе с этой проблемой?
Над сохранением достойного уровня пенсий бьются сегодня практически все развитые страны, поскольку проблема старения населения общая для всех.
Наиболее распространенный способ уменьшить расходы государства на пенсионеров - повысить пенсионный возраст, к чему в последнее время прибегли Франция, Италия, а в ближайшие годы собирается сделать то же самое, Швеция, США, Великобритания, Чехия. Россия от этого способа отказалась - не та продолжительность жизни и здоровье жителей страны.
В данный момент Россия пытается выработать свою модель усиления пенсионной системы страны.
С 2002 года действует пенсионная реформа, в соответствии с которой трудовая пенсия стала состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом, если за назначение и выплату первых двух отвечает государство, и выплачиваются они по солидарному принципу, то накопительная часть персонифицирована, это - личные деньги. Сумма пенсионных взносов, которые идут на накопительную часть, фиксируется в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного, и будущий пенсионер каждый год получает информацию из Пенсионного фонда о том, сколько денег у него накопилось. Кроме того, эти средства инвестируются для того, чтобы получить дополнительный доход, именно работник решает, кто будет заниматься размещением его накоплений - государственная управляющая компания или одна из частных управляющих компаний. Возможен и третий вариант - пенсионные накопления передаются в один из НПФ (сборник новые законы и нормативные акты).
Работник может получить свои накопления только после того, как выходит на пенсию - в виде ежемесячной прибавки к базовой и страховой частям пенсионных выплат(там же).
В этом же законе была установлена норма, которая гарантировала право на получение пенсионного накопления наследниками, если человек умирает, не успев оформить пенсию, но до недавнего времени она не выполнялась, потому что не было необходимого подзаконного акта, который установил бы четкий порядок оформления выплат этих средств. Теперь соответствующее правило утверждено Правительством, то есть теперь пенсия может передаваться по наследству («Пенсии по наследству», «РГ» от 15 ноября 2007, № 256).
Кроме этого, В.В. Путин поставил задачу об увеличении пенсий до 40 % от заработной платы, такой уровень замещения пенсией утраченного заработка рекомендован 102 - й Конвенцией МОТ(«Сверхдоходы на старость», «РГ» № 274 от 6 декабря 2007 года).
Эта задача предполагает ликвидацию бедности среди пенсионеров.
В течении последних лет зарплаты в среднем растут в стране быстрее, чем происходит индексация пенсий. В результате коэффициент замещения пенсией утраченного заработка постоянно падает и составляет сейчас порядка 25 процентов. Опережающее повышение базовой части пенсии, повышая средний уровень трудовой пенсии в целом по стране, не решается вопрос с работниками, имеющими зарплату выше средней. Таким работникам после выхода на пенсию будет очень трудно приспособится к новым условиям дохода, если он уменьшается сразу в несколько раз. Это настоящий потребительский шок и сильнейший стресс (там же).
Эти проблемы необходимо решать, искать дополнительные источники финансирования пенсионной системы. Найдутся они или нет - вопрос времени. Но провести одномоментную двукратную индексацию невозможно, потому что возникает угроза колоссальных экономических диспропорций: возникает значительный дефицит средств в Федеральном бюджете, либо придется сократить расходы по другим статьям.
Глава 2. Механическое движение человеческих ресурсов
Численность человеческих ресурсов увеличивается или уменьшается не только за счет естественного движения населения, но также распространено увеличение или уменьшение численности населения благодаря механическому движению населения. И если численность населения Земли в целом зависит только от показателей естественного воспроизводства народонаселения, то на численность населения отдельных стран, регионов Земли, государств влияет именно вышеуказанный демографический показатель - механическое движение населения или миграция.
Главное свойство миграции то, что она увеличивает не только просто численность населения в определенных странах, но и увеличивает численность трудовых ресурсов. Безусловно, бывают разные виды миграций, но миграция рабочей силы на сегодняшний день - основная.
Миграция неординарное явление. У нее есть положительные и отрицательные стороны, которые влияют на общественные, экономические, политические, культурные аспекты в стране.
К положительным сторонам миграции можно отнести увеличение численности человеческих ресурсов государства, трудоспособного населения, налоговых и вообще бюджетных поступлений, если страна малонаселенна.
К отрицательным сторонам миграции можно отнести безработицу, правовую незащищенность, нелегальную иммиграцию, межнациональные розни и расовую нетерпимость, поэтому любая миграция требует тщательного регулирования.
Все вышеперечисленные аспекты мы и рассмотрим далее в нашей курсовой работе, тем более в последнее время наша страна увеличивает численность человеческих именно за счет иммиграции, особенно пополняет запасы трудовой силы, поэтому все перечисленное ее тоже касается.
2.1 Общие понятия миграции
Общее понятие миграции звучит следующим образом. Миграция - это перемещение людей через границы тех или иных государств или внутри страны, перемена места постоянного жительства навсегда или на более длительное время.
Бывают следующие типы миграций:
- добровольная - перемещение добровольно покидающих старое место своего проживания и переезжающих на новое место жительства;
- вынужденная - перемещение с целью поиска убежища;
- насильственная - депортация;
- внешняя - это эмиграция - выезд, иммиграция - въезд;
- внутренняя - перемещение в пределах страны;
- возвратная - иммигранты возвращаются в свою страну;
- безвозвратная - остаются в новой стране навсегда;
- законная - в соответствии с законом;
-незаконная - въезд без оформления.
И конечно же трудовая миграция, которая нас и интересует.
По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального, демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы, которая создает возможность функционирования мирового рынка труда. Это один из наиболее сложных элементов международных экономических отношений, поскольку его объектом являются человеческие ресурсы, что определяет сложность и остроту проблем, возникающих в связи с международной миграцией.
Миграция рабочей силы - это процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране проживания, определяется соотношением спроса и предложения на рынке труда. Процессы миграции можно анализировать на основе экономического подхода подобно процессам перемещения капитала. Однако помимо экономических мотивов международная миграция обуславливается соображениями политического, социального, этнического, культурного и семейного характера.
Международная миграция включает две основные составляющие:
- эмиграцию - выезд из страны постоянного проживания на постоянное место жительства в другую;
- иммиграцию - въезд в страну на постоянное место жительства;
- плюс - репатриация - возвращение в страну происхождения ранее выехавших граждан.
Мигранты делятся на пять основных категорий:
1. иммигранты легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, последние 20 лет прошлого века - были периодом с высоким уровнем иммиграции;
2. работники - мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоры о приеме на основе контракта заключаются со странами, имеющими избыток рабочей силы (со стран Азии, ближайшие к Европе);
3. нелегальные иммигранты. Почти во всех индустриальных странах имеются нелегальные иммигранты. Часть из них проникает через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами. Обычно они замещают самые дешевые рабочие места;
4. лица, просящие убежища;
5. беженцы.
Международная миграция рабочей силы - это процесс, присущий рыночной экономике. Он подобен движению капитала в ходе развития внешних экономических связей и международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с законами рынка «ищут» наиболее выгодное перемещение, дающее максимальную эффективность. Но, сопоставляя человеческие ресурсы с другими видами ресурсов на международных рынках, важно учитывать их особенности. Они отражают специфику товара рабочей силы, который является не только объектом, но и субъектом международной экономики. Кроме того, процессы международной миграции оказывают многоплановое социальное, демографическое и социально - психологическое влияние как на страны - доноры - источники миграционных потоков, так и на принимающие страны.
О том, какие страны являются странами - донорами и принимающими странами и о влиянии миграции на эти страны мы рассмотрим в следующих разделах нашей курсовой работы.
2.2 Основные центры притяжения миграционных потоков и страны - доноры
По мере роста интернационализации экономики значение международной миграции возрастает. Основной поток международной миграции в последние десятилетия установился в США. Уже 1970 г.г. число легальных иммигрантов составляло 4,5 млн. человек, 20 % от прироста населения, а в 1990 г.г. - 6 млн. легальных иммигрантов и 2 млн. нелегальных, что составило 39 % от прироста населения.
Еще один центр притяжения мигрантов - Западная Европа. Среднегодовой поток иммигрантов здесь составляет - 600 тыс. человек, а с учетом членов семей - 1,3 млн. человек. Лидерство по масштабам миграции принадлежит - Германии, Франции, Британии. Региональным центром притяжения миграции также является Австралия, а в последнее время и Россия.
Для различных принимающих стран существуют различные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они совпадают. Это обусловлено с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, историческими, политическими, этническими, географическими связями между принимающей страной и страной - донором. В связи с этим наблюдается сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, в 1960 - х годах основными источниками мигрантов для США были Канада и Западная Европа, откуда прибыло 79 % мигрантов. В 1970-90-х годах доминировали Латинская Америка и Азия.
На сегодняшний день основными источниками миграционных потоков для Западной Европы служат страны Африки и Зарубежной Азии, не отстает и Восточная Европа. Китай вообще в последнее время является универсальной страной - донором. Китайцев можно встретить как в Европе, США, так и в России.
2.3 Последствия международной миграции рабочей силы
Международная миграция рабочей силы - это не только экономическое, но и сложное политическое и социально - экономическое явление. Она влияет не только на состав трудовых ресурсов как стран - доноров, так и принимающих стран, но и создает новую ситуацию на рынке труда, привносит немало изменений в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности создает ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.
Последствия международной миграции для принимающих стран многообразны. Хорошо известен пример положительного влияния процесса «утечки мозгов» для экономики США. В частности, на рынке труда США в 1980 -х годах 40 % докторов наук в области техники, прикладной математики, связанной с компьютерным программным обеспечением, были иммигрантами из разных стран, 25 % преподаватели технических дисциплин в вузах также были иммигрантами. В середине 1990 - х годов в США проживало более млн. иммигрантов. Они зарабатывали 240 млрд. долл., платили налоги в размере 90 млрд. долл., тогда как ежегодно тратили на социальное вспомоществование иммигрантов 5 млрд. долл. Очевидна положительная роль иммигрантов в экономике страны даже в оценке доходов и расходов бюджета. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные специалисты - иммигранты в развитие американской науки, техники, медицины, культуры и искусства.
Последствия миграции для стран - доноров следующие. Общеизвестно, что многие ученные из развивающихся стран, повысивших свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах вернулись на родину, положив начало отечественным наукам и направлениям. Получив образование и улучшив материальное положение, возвращаются не только ученные, но и представители других профессий (менеджеры, врачи, инженеры, квалифицированные рабочие). Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, индийцы и др., став носителями новых квалификаций, принеся достаток семьям. Важная проблема стран - доноров - создание условий для реализации потенциальных кадров, нормальных условий их работы и жизни.
Огромная проблема как для стран - доноров, так и для принимающих стран - нелегальная иммиграция. Нигде не зарегистрированные рабочие используются в качестве дешевой рабочей силы. Они не платят налоги, увозят огромные деньги из страны, государство тратит большие средства на борьбу с нелегальными иммигрантами - на поиск, арест, депортацию. Такие мигранты никак не защищены - не имеют определенного правового статуса, социальной и медицинской защиты.
В связи с вышеуказанным, ясно, что необходимо регулировать миграцию. Именно этому вопросу и будет посвящен следующий раздел курсовой работы.
2.4 Регулирование международной миграции
Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две известные тенденции: к либерализации торговли и свободному перемещению трудовых ресурсов и населения, к протекционизму и ограничениям международной миграции.
Национальная миграционная политика, которая вырабатывается в каждой стране, представляет собой комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование иностранной рабочей силы, а также создания системы социальной защиты работников - мигрантов в период их работы за рубежом, регламентацию потоков беженцев и их социальной защиты. С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводят протекционистскую миграционную политику, призванную защищать интересы своего населения. так, в США по закону об иммиграции, вступившему в 1990 году, начиная с 1995 года в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек, для работников - 140 тысяч.
С ростом политической и демографической нестабильности в мире с усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие Европейские страны также ужесточили иммиграционное законодательство. Так, в 1993 году Франция ограничила въезд новых иммигрантов, Германия прекратила предоставлять в общем порядке вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов. Ранее аналогичные изменения в иммиграционном законодательстве ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия. Эти меры связанны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом СССР и ухудшением экономического статуса в этих странах, а также ростом населения в странах Африки, Зарубежной Азии, Китая.
Кроме действия национальной миграционной политики отдельных стран существует и международная миграционная политика.
Так международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человек, принятая ООН 20 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем, международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами- участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы. В их числе Римский договор 1957 года, вступивший в силу в 1968г., предоставил гражданам стран членов ЕС право поиска работы в границах сообщества. Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993 г., установило единые визовые правила въезда в страны - участницы соглашения. А Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища.
2.5 Россия в мировых миграционных потоках
В последние десятилетия Россия, скорее всего, является принимающей страной для иммигрантов, нежели страной - донором, но все же эмиграция из России имеет место.
Выезд из России не стал массовым явлением - так, например, среднегодовая численность эмигрантов в первой половине 90 - х годов составляла 100-105 тыс. человек, но эта цифра не включает выезжающих на временную работу, который часто осуществляется без оформления необходимых документов. Но по официальным данным, численность российских трудоустроенных за границей при посредничестве Федеральной миграционной службы, очень не велика, например, в 1994 г. она составляла 8083 человека. Реальные миграционные потоки многократно превышают данные о трудоустройстве указанной службы. Попытки регламентировать трудовую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не имеют. Так соглашение с Финляндией и Бельгией предоставило России ежегодную квоту в размере 5000 человек, но число мигрантов, например, в 1994 г. превысило 230 тыс. человек.
Были периоды массовой эмиграции, когда русские люди тысячами уезжали в США, Германию, Израиль, на данный момент эти потоки намного уменьшились. Проблема «утечки мозгов» в наше время не кажется такой серьезной.
Серьезные последствия влечет за собой скорее процесс иммиграции, главным образом из стран ближнего зарубежья. Все еще актуально возвращение этнических россиян из стран СНГ, который требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь.
Явно проявляет себя иммиграция из Средней Азии, стран СНГ. Безусловно, она также носит противоречивый характер: с одной стороны - восполняется нехватка рабочей силы, но с другой стороны появляется масса социально - экономических проблем, связанных с миграцией. О том, как регулируется иммиграция рабочей силы, какие инструменты используются для этого, мы и поговорим в следующем разделе курсовой работы.
2.6 Регулирование иммиграции рабочей силы в России
Правительство решило объединить проблемы иммиграции и демографический кризис. Ведь иммиграция позволяет увеличить численность человеческих ресурсов, но и здесь необходимо свое регулирование, что и осуществляет государственная власть.
В этом году существенно изменены параметры квот на иностранную рабочую силу. Кроме того, впервые выдача разрешений на работу будет осуществляться с учетом профессий и квалификаций, необходимых нашей экономике («РГ» № 4 от 12.01.2008 г.)
Как известно, иностранцы, приезжающие в Россию из стран с визовым режимом и безвизовым режимом, имеют различный правовой статус, и квоты для тех и других определяются отдельно. Иностранцы, приезжающие по визе, должны иметь на руках приглашение на въезд в страну в целях осуществления трудовой деятельности. Таких приглашений в этом году будет выдано в два с лишним раза больше, чем в прошлом году, а именно - 672 тысячи 304. Вместе с тем сокращается квота для безвизовиков (из стран СНГ, за исключением Туркменистана и Грузии) (там же).
Всего же разрешения на работу получат 1млн. 828 тыс. 245 человек. Выдаваться они будут не всем желающим, а в соответствии с утвержденным перечнем профессионально - квалификационных групп. Самая большая потребность, а соответственно большая квота - для рабочих, занятых на горных, горно - капитальных, на строительно - монтажных, ремонтно - строительных работах. Сюда привлекут почти 600 тыс. гастарбайтеров. Неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики, примут около 270 тыс. требуется также много водителей и машинистов подвижного оборудования - 150 тысяч («Каких иноспециалистов нам не хватает», «РГ» № 8 от 17.01.2008).
Ужесточились меры по регулированию найма иностранных работников российскими работодателями. Особенно борьба с наймом нелегальных иммигрантов на работу, это касается и частных лиц наряду с юридическими (www rg.ru. Сборник новые законы и нормативные акты).
По оценкам ФМС, у частников трудится около 40 % нелегалов. В основном нянями, садовниками, сторожами, занимаются строительно - монтажными работами. Все на уровне устных договоренностей и за наличный расчет.
Некоторые граждане, пользующиеся услугами гастарбайтеров, и не подозревают. Что они являются такими же работодателями, как любое юридическое лицо, и обязаны оформить свои отношения с иностранным работником официально. Статья № 13 закона о правовом положении иностранных граждан прямо говорит: работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников и использующее их труд.
Для оформления трудовых отношений с иностранным работником, физическое и юридическое лицо обязано заплатить налоги.
Если при проверке обнаружится, что работодатель работает с иностранцем без оформления этих отношений должным образом, к нему применят суровое наказание в соответствии с кодексом об административных правонарушениях.
За найм иностранца, не имеющего разрешения на работу, как и привлечение «визового» гастарбайтера, не получив предварительного на это разрешения, работодатель - частное лицо рискует заплатить штраф от 2 до 5 тысяч рублей, должностное лицо - от 25 до 50 тысяч рублей, юридическое - от 250 до 800 тысяч рублей, либо его ждет административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
За не уведомление территориальных органов миграционной службы, налоговой и службы занятости населения можно потерять от 2 до 5 тыс. - если частное лицо, от 35 до 50 тыс. - должностное лицо, от 400 до 800 тыс. - если юридическое. Для иностранцев, трудящихся без разрешения на работу, также предусмотрено наказание. Нелегального гастарбайтера ждет штраф в размере от 2 до 5 тыс. рублей с административным выдворением за пределы России в самых тяжелых случаях («РГ» № 20, «Моя нелегальная няня», 31.01.2008).
Проблема миграции для России и других стран тесно связана с санитарно - эпидемиологической проблемой.
Мигрантов все больше и больше, они живут в жутких санитарных условиях и это нередко становится причиной распространения инфекций, порой очень опасных. В связи с этим государством было введено постановление Главного санитарного врача РФ «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства».
За одиннадцать месяцев прошлого года медики освидетельствовали 600 тыс. безвизовых мигрантов. Итог не требует комментариев: выявлено 1615 вичинфицированных, 3058 больных туберкулезом, 7989 - тех, кто страдает различными видами венерических заболеваний (там же).
Заключение
Итак, мы закончили рассматривать тему нашей курсовой работы, в ее рамках мы проанализировали динамику численности человеческих ресурсов в России и мировом хозяйстве, способы ее регулирования. Теперь сделаем обобщающие выводы.
Главная проблема, существующая в мире и связанная с динамикой численности человеческих ресурсов, заключается в неравномерности этой динамики - в одних странах ощущается явный переизбыток человеческих ресурсов из - за высокого естественного прироста, в других - недостаток человеческих ресурсов из -за низкого естественного прироста. К первому виду стран относятся в основном развивающиеся страны, где очень высокая рождаемость, но небольшая продолжительность жизни. Это объясняется низким качеством жизни населения данных стран: низкие показатели темпов экономического развития, ВНП на душу населения, высокий уровень безработицы, низкая вероятность трудоустройства, мизерная величина прожиточного минимума, огромная доля семей, находящихся ниже уровня прожиточного минимума, низкая обеспеченность жильем.
Вторая ситуация актуальна для развитых стран, для которых характерна средняя рождаемость и высокая продолжительность жизни. Дело в том, что все вышеуказанные характеристики качества жизни в этих странах гораздо выше. Явно прослеживается и то, что таких стран меньше, чем предыдущих. Получается, что большинство населения земного шара испытывают нехватку материальных благ, если рассматривать человека с точки зрения главного потребителя, и также нехватку рабочих мест, если рассматривать человека с точки зрения производителя. Неудивительно, что многие люди из этих стран принимают решение о миграции, и в поисках благосостояния, безопасности, свободы, самореализации, здоровья и более высокой продолжительности жизни устремляются туда, где лучше. Желание таких людей обоснованно, но и можно понять тревогу принимающих стран, которые сталкиваются из - за иммиграции с массой социально - экономических проблем. Естественно, в связи с этим, динамика численности человеческих ресурсов нуждается в регулировании, и она осуществляется в рамках государственных программ - макрорегулирование и в международных рамках. И это, на мой взгляд правильно. Все - таки необходимо стремиться к тому, чтобы все люди жили достойно.
Список литературы
1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов - на - Дону: «Феникс», 2001 - 416 с.
2. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 208 с.
3. Курс экономики: Учебник/ Под редакцией Б. А. Райзберга. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 716 с.
4. Макроэкономика / Под редакцией Н.П. Кетеловой. - Ростов - на - Дону: «Феникс», 2004. - 384 с.
5. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, 1999. - 400 с.
6. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие.- М.: ИНФРА - М, 2006. - 268 с.
7. «РГ» №8 от 17.01.08
8. «РГ» № 32 от 14.01.08
9. «РГ» № 14 от 21.01.08
10. «РГ» № 262 от 22.11.07
11. «РГ» № 278 от 12.12.07
12. «РГ» № 256 от 15.11.07
13. «РГ» № 274 от 06.12.07
14. «РГ» № 4 от 12.01.08
15. «РГ» № 8 от 17.01.08
16. «РГ» № 20 от 31.01.08
17. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. Ростов на/Д: «Феникс», 2006. - 416 с.
18. Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию: Базовый курс для экономистов, менеджеров, географов и регионоведов: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 272 с.
19. Экономика: Учебник/ Под редакцией Л.Е. Басовского. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 256 с.
20. Экономическая и социальная география: Основы науки. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 400 с.