Италия по своему политическому устройству является Республикой. Ею она стала в 1946 г. а по конституции 1948 г. - пар-ламентской республикой во главе с президентом (избирается на 7-лет-ний срок), с двухпалатным парла-ментом - Палатой депутатов и Се-натом. С 1994 г. избирательная сис-тема в основном базировалась на решении большинства голосов, хо-тя 25% парламентариев выделяет-ся для пропорционального предста-вительства.
Политическая власть делится между двумя автономными органа-ми: центральным правительством и региональными органами управле-ния. Последние также избираются населением и имеют некоторую за-конодательную, административ-ную и финансовую власть. Их вли-яние не может превышать предпи-санное законами, принятыми или утвержденными на национальном уровне.
2. Географическое положение
Италия занимает южные склоны Альп, Паданскую низменность, Апенинский полуостров, острова Сицилию, Сардинию и ряд более мелких.
Итальянский «сапог» (пл. 302262 км2) врезается в Средиземное море между Грецией и Испанией. Побережье составляет 80% (7500 км) границ и омывается водами четырех внутренних морей - Лигурийского, Тирренского, Ионического и Адриатического. Апеннинский полуостров и Сицилия делят Средиземное море на 2 части, соединяемые Тунисским проливом.
По рельефу Италия разделяется на 3 основные области - Апеннинский п-ов, Паданскую равнину и Итальянские Альпы.
Итальянские Альпы, возник-шие в результате сложений земной коры в третичный период, форми-руют гигантский барьер между Италией и Северной Европой. Они делятся на Пьемонтские, Ломбард-ские, Южный Тироль и Венециан-ские Альпы. В Пьемонтских Аль-пах выделяются высокие (более 4000 м) массивы Гран-Парадизо, Монблан, Монте-Роза. В верхней зоне Итальянских Альп есть зна-чительные по размерам ледники. Важнейшие перевалы, через кото-рые проходят пути сообщения со странами Европы - Сплуга, Бреннер, Мон-Сени, Симплон, Сен-Готард - лежат на высоте свыше 2000 м.
3. Климат
На большей части Италии климат средиземноморский, на Паданской равнине переходит к умеренному, в верхней зоне гор - холодный. Различается климат и на побережье. Так, и Тирренском он - морской, на Адриатическом - более континентальный. Три части Италии (Апеннинский п-в и острова, Паданская равнина и Итальянские Альпы) также имеют свои климатические особенности. На полуострове - это зона субтропиков с преобладанием воздушных масс Атлантического происхождения: летом - тропических, зимой - умеренного пояса. Средняя температура июля около 24 °С на севере полуострова и 26 °С на юге. Ветры летом преимущественно западные и северо-восточные небольшой силы, за исключением сирокко, дующего из Африки. Для зимы характерны циклоны с выпадением осадков. Средняя температура на юге полуострова 10°С на внутренних частях 3°С. Снег выпадает на небольших высотах только в северной части полуострова, устойчивый покров образуется лишь в горах. Зима отличается мягкостью Особенно мягкий климат на Итальянской Ривьере (Генуя - t ср. янв.=7 °С)
Климат Паданской равнины, переходный между субтропическим умеренным, имеет черты континентальности (лето очень жаркое t 1 ср. июля = 25 °С, зима довольно прохладная, -t ср. янв. = 0 °С).
4. Римские фонтаны
Слово «фонтан» происходит от ла-тинского fonte (источник); в древ-неримских фонтанах вода не била струями вверх, а стекала. Вода по акведукам поступала в многочисленные фонтаны, которые в те времена существовали отнюдь не ради красоты: они имитировали источники, и жители брали из них воду. Кстати, жители Рима почти имели желудочных заболеваний, поскольку вода, подававшаяся склонов местных холмов, проходила тройную очистку через угольные, песчаные и травяные фильтры. Римляне всегда ценили воду. К IV веку в Риме действовало около 800 фонтанов и свыше 100 общественных бань.
5. Праздники
Большинство праздников были об-щественными или имели религиоз-ное значение, но часто развлечения и игры устраивались в честь слав-ных побед или по желанию императора. В правление Августа у рим-лян было 115 праздничных и выход-ных дней в году. Некоторые древние традиции сохранились и сегодня. Например. 1 января как начало Нового года римляне отмечали не получением подарков, а жертвоприношением быков Юпитеру в благодарность за помощь в прошедшем году. Знаме-нитые Сатурналии, дни, когда рабы становились господами, а хозяева прислуживали им за столом, стали прообразом карнавалов в Европе.
Первоапрельский обычай появился еще в Древнем Риме эпохи царей. Чтобы прекратить затянувшийся дождь, а заодно узнать, как владеть громом и молнией, римский царь Нума Помпилий обратился верховному богу. Юпитер согласился помочь, потребовав в качестве жертвоприношения рассечение головы. Царь рассек головку луковицы. Тогда Юпитер потребовал жертвы с человеческой головы. На что римский царь срезал прядь волос. «Я требую живой души!» - вскричал бог. Нума не растерялся и в ту же минуту умертвил рыбу. Пришлось Юпитеру открыть хитрому царю свои секреты. Эта легенда послужила основанием отмечать наступление апреля веселыми розыгрышами, подвохами и обманами как время, когда человек не растерялся перед богом.
6. Вино
Многообразие климатических и почвенных условий в стране определяет и многооб-разие сортов производимого вина. В Италии двадцать винодельческих регионов, их названия совпадают с названиями двадцати административных районов, в которых они расположены. Всю страну можно разделить на три винные зоны - се-верную, центральную и южную. На севере чаще встречаются легкие белые вина (в Пьемонте, однако, производятся одни из лучших крас-ных вин, такие, как Barolo); вина центрального региона Италии - Тосканы и ближайших террито-рий - считаются лучшими в Ита-лии, а на юге традиционно преобла-дают крепкие сладкие вина, в ос-новном красные.
7. Макаронные изделия (Pasta)
Паста - общее название макаронных изделий в Италии. Видов очень много. Пасту используют как гарнир для супов (засыпают заранее отваренные макароны в готовый суп), как основной компонент главных блюд, а также для запека-ния и фарширования различными наполнителями.
Традиции приготовления мака-рон в Италии отличаются от спосо-бов их приготовления в России. После отваривания их не обдают холодной водой, а перед подачей ра-зогревают в кипящей воде. Именно поэтому их всегда слегка недовари-вают, т.е. варят до состояния al dente (аль-денте), когда отваренные макароны слегка прилипают к зубам.
И Италии не принято есть пасту без соуса. Практически для каждого вида этих изделий существует свой соус, состав и консистенция которого зависит от формы и размера пасты
Есть pasta secca (фабричная паста) и pasta fresca (домашняя паста), которая в свою очередь делится на пасту с начинкой (ripiena) и пасту в виде полос (strisce).
8. Пицца
Пицца - одно из самых крупных кулинарных достижений Италии. Она делается из дрожжевого теста. Настоящая пицца готовится в дровяной печи (forno a legna) при температуре не ниже 400 °С. По традиции пиццу запивают недорогим красным вином или холодным пивом.
Итальянская пицца бывает двух основных видов: круглая и нарез-ная (pizza a taglio). Круглая пицца - это более раннее, неаполитанское изобретение. Она чуть толще, чем pizza a taglio, в диаметре должна быть не более 30 см, не слишком хрустящая, хорошо прожаренная и высокая по краям. Ее готовят толь-ко на заказ. Существуют также ми-ниатюрные пиццы (pizzette), кото-рые жарят на сковороде и подают на закуску.
Pizza a taglio появилась в Риме. Ее готовят на больших прямо-угольных противнях, а затем режут кусками нужного размера и подо-гревают их на решетке или в печи. Pizza a taglio более хрустящая, чем круглая пицца, и зачастую не содержит сыра. В Лигурии пекут похожие на пиццу лепешки (focacce), только толще, начиненные сыром, колбасой.
Существует также закрытая пицца (calzone), где тесто распола-гается как снизу, так и сверху. Это такие виды, как пицца с артишока-ми и ветчиной (calzone con carciofi е prosciutto), пицца со шпинатом и колбасками (calzone di spinaci e sal-siccia), пицца с брокколи (calzone con broccoletti), пицца с ветчиной и сыром моцарелла (calzone con prosciutto cotto e mozzarella).
Иногда итальянцы готовят не-обычную пиццу, например, из не-традиционного теста или с непри-вычными ингредиентами. Напри-мер: картофельная пицца с яйцами (pizza di patate alle uova), в которой вместо теста используется карто-фельное пюре; ароматные мини-пиццы с различными пряноароматными травами (pizzette con herbe) - такими, как майоран, петрушка, розмарин (Пьемонт); пицца из спа-гетти с тунцом (pizza di spaghetti); пицца из слоеного теста с луком (pizza di sfoglia alle cipolline); тро-пическая пицца (pizza tropicale) с киви, ананасами, крабами и кревет-ками, средиземноморская пицца (pizza di pane mediterranea) из хле-ба; рисовая пицца со сладким пер-цем (pizza di riso e peperoni), пицца из кукурузной каштановой муки (pizza con farina di granoturco (castagne).
9. Рим
Рим - большой город, но его исторический центр (centro storico, ок. 21 км2, 150 тыс. чел.) занимает относительно небольшую территорию, ограниченную Тибром на западе, обширным парком Вилла-Боргезе (Villa Borghese) на севере, Римским форумом (Foro Romano) и Палатином на юге и центральным ж/д вокзалом Термине на востоке.
Практически все интересные объекты сосредоточены в центре, внутри Аврелиановых стен (которые сами по себе любопытны - их стоит посмотреть).
Исключение составляют отдель-ные памятники (главным образом, гробницы и катакомбы), сохранив-шиеся вдоль античных дорог, и несколько церквей, в древние времена построенных за пределами города и лишь потом оказавшихся в его черте (в их названиях часто присутствуют добавление fuori le mura [фуори ле мура], т.е. за стенами.
Ориентироваться в центре Рима не слишком сложно благодаря важ-ным городским магистралям, пересекающим его в разных направле-ниях. Узкие улочки выведут либо на одну из них, либо на набережную Тибра. Отыскать наиболее известные памятники - Пантеон, пл. Навона, фонтан Треви, располо-женные в глубине городских кварталов, помогут многочисленные указатели.
10. Сувениры
В Риме есть сувениры со всей Ита-лии. В многочисленных лавках, ма-газинах, позиционирующих себя как антикварные, а также на лотках можно приобрести разноцветные макароны, изделия из настоящего итальянского алебастра (Florentine marble), фарфоровых (porcelain) кукол, муранское стекло, конфеты, вино кьянти, граппу из различных сортов винограда, майки с репродукциями фресок Микеланджело и другие приятные пустячки. Если поехать на экскурсию в Помпеи, там вы можно купить из-делия из кораллов, оправленных в золото и серебро, а также сувени-ры, эксплуатирующие тему антич-ной эротики. Самые дешевые суве-ниры - в магазине Comandini на Borgo Pio, 151.
11. Колизей
Амфитеатр строился при трех им-ператорах. Император Веспасиан начал строительство в 72 г. н.э. си-лами пленных иудеев, пригнанных из покоренного его сыном Титом Иерусалима. Для постройки амфи-театра Веспасиан выбрал террито-рию искусственного озера, выры-того когда-то в садах Золотого до-ма, грандиозного дворца Нерона. После самоубийства Нерона его преемники уничтожили Золотой дом (остатки дворцового комплекса можно посетить на соседнем холме Оппио.
Озеро осушили и заполнили смесью, похожей на современный бетон. Глубина фундамента таким образом составила 13 м, что обес-печило долговечность сооружения размером 188 х156 м. Внешняя сте-на делилась на 3 арочных яруса, причем арки каждого яруса опира-лись на колонны разных ордеров: первый - на дорические, второй - на ионические и третий - на коринфские. В проемах арок второго и третьего ярусов стояли статуи. Во II в. стену надстроили, и ее высота достигла 50 м. Колизей разде-лен радиальными стенами на 80 секторов, чтобы зрители могли покинуть его без давки. В дни представлений от палящих лучей солнца сидевших на трибунах (50-70 тыс. чел.) защищал огромный тент. Под усыпанной песком ареной распола-гались помещения для зверей и хитроумные механизмы, позволявшие в считанные минуты доставить на сцену любое количество животных и различные декорации. Гладиаторы попадали на арену из «казармы» по подземному ходу. В 80 г. Тит торжественно открыл амфитеатр. Празднества продолжались в тече-ние 100 дней. За это время на его арене погибло множество гладиаторов и около 5000 зверей. Полностью строительство завершилось при втором сыне Веспасиана - Домициане.
В Средние века в Колизее совершались христианские обряды, порой он использовался как феодальный замок, а однажды его приспособили для производства селитры. В конце XII в. амфитеатр превратился в каменоломню -- из его каменных блоков были построены 23 дома для знатных римлян, в XIV-XV вв. - 6 .церквей, в 1495 г. из материала Колизей построили папскую канцеля-рию, и XVI в. - мосты, в 1704 г. использовали для постройки гава-ни. Наконец, в 1750 г. папа Бенедикт IV провозгласил Колизей святым местом: было принято считать, что на его арене встретило смерть множество мучеников-христиан. Так амфитеатр был спасен от окончательного уничтожения.
На пл. Колизея сохранилась ве-ликолепно декорированная триум-фальная Арка Константина (Агсо di Costantino). Это единственная ар-ка в Риме, которую установили в честь победы не в войне с внешним врагом, а в гражданской войне. Ба-рельефы для украшения этой арки сняты с более ранних сооружений.
12.Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
В церкви V в. хранятся цепи, в кото-рые апостол был закован в Палести-не, чудесным образом слившиеся с теми, в которые его заковали в Ри-ме. Но своей известностью церковь в наибольшей степени обязана ше-девру Микеланджело - статуе Мои-сея, установленной на незакончен-ном надгробии папы Юлия II.
Часто вызывают вопросы не-большие рожки, которые выгляды-вают из-под волос Моисея. Воз-можно, причиной этому стал пере-вод Священного писания. В тексте говорилось, что, когда Моисей нес скрижали, «лучи исходили от его головы». По-древнееврейски слова «лучи» и «рога» пишутся одинако-во. Поэтому Моисея и стали изображать с рожками, почитая за сим-вол божественной мудрости.
Фигуры Лии и Рахили, начатые самим Микеланджело, закончил его ученик Рафаэлло Канталуппо. Ос-тальные фигуры также выполнены учениками.
13. Пантеон
Храм, посвященный всем богам (греч. pan - все, theos - бог), уникален вдвойне: кажется чудом и что зодчие древности сумели построить такой храм, и то, что он дошел до нас не в руинах. Выдающийся памятник древнеримской архитектуры сооружен в 27 г. до н.э. Марком Агриппой. При императоре Адриане (118-128 гг.) круглый храм был перестроен предположительно по проекту Аполлодора Дамасского. Храм представляет собой ротонду, перекрытую полусферическим кессонированным куполом (диаметр свыше 43 м), имеющим наверху круглое отверстий (диаметр 9 м.), через которое освещается и проветривается помещение. Толщина стен - 6 м. Нетипичное для римской архитектуры того времени здание должно было явить всему миру незыблемость Римской империи.
Под сводами Пантеона человеку легко ощутить себя в центре вселенной благодаря огромному куполу с круглым отверстием - «оком Пантеона» на вершине свода. Возведение купола такого размера - задача, над решением которой и в последующие века бились величайшие зодчие.
В 609 г. храм был переделан под христианскую церковь Санта-Мария-ад-Мартирес. В XIV в. здание использовали как крепость.
В XVII в. по распоряжению папы Урбан VIII с крыши Пантеона сняли бронзу для отливки балдахина в соборе Петра. Ныне Пантеон является национальным мавзолеем.
Первым желанием быть похороненным в Пантеоне высказал в своем завещании Рафаэль Санти. Вслед за ним сюда поместили прах и других знаменитых личностей, в т.ч. представителей Савойской королевской династии. Со временем название «Пантеон» стало нарицательным и обозначает место погре-бения достойных граждан Отечест-ва. В районе Пантеона много кафе, которые славятся своим кофе и мо-роженым (Giolitti, La Palma, San Eustacio)
14. Площадь четырех фонтанов
Церковь Борромини стоит на кро-шечной пл. Куаттро-Фонтане, Че-тырех Фонтанов, похожей на пере-кресток, который легко проскочить. Отсюда видны три обелиска: у Квиринала и у церквей Санта-Мария-Маджоре и Тринита-деи-Монти. На четырех углах площади помещены фонтаны с изображениями Арно, Тибра, Юноны и Дианы. От площади via delle Quatro Fontane ведет мимо дворца Барберини, в котором размещается Национальная галерея древнего искусства (Galleria Nazionale d'Arte Antica) к p. Barberini (пл. Бернини). Бернини украсил площадь двумя фонтанами - фонтан Тритон (1643) в центре, а на углу via Veneto (ул. Венето) - фонтан Пчелы. Пчелы были геральдическим знаком рода Барберини.
На площадь есть выход из м. Barberini, однако даже самым усталым не стоит завершать здесь свою прогулку. Лучше немного пройти либо по via Sistina к знаменитой Испанской лестнице (придется идти все время в гору, но зато можно увидеть дом № 125, где долгое время жил Гоголь), либо по via Vittorio Veneto (ул. Витторио-Венето) до парка Вилла-Боргезе (Villa Borghese), где можно отдохнуть.
15. Ватикан
На правом берегу Тибра возвышаются кирпичные стены, окружающие территорию самого маленького государства на свете. Это - Ватикан, государство-карлик (0,44 км население - около 400 чел.). Здесь находится резиденция Римского папы, преемника Петра и наместник Христа. Каждый христианин испытывает почтение к хранящимся соборе Св. Петра религиозным святыням, а грандиозное здание собора и собранная в нем и в Ватиканских музеях коллекция шедевров скульптуры и живописи не оставляют равнодушным человека любого вероисповедания. Все входы на его территорию охраняют швейцарские гвардейцы, одетые в форму, придуманную еще Микеланджело. Для посещения открыты площадь и собор св. Петра и Ватиканские музеи. По Латеранским соглашениям 1929 г. между Италией и Ватиканом, помимо собора Св. Петра, Ватикану принадлежат несколько экстерриториальных церквей в Риме: Сан-Джовани-ин-Латерано, Сан-Паоло Сатна-Мария-Маджоре, некоторые дворцы и резиденция папы вне Рима - знаменитый Кастель-Гандольфо.
Осмотр Ватикана стоит начать с посещения музеев Ватикана. Лучше всего прийти к открытию в утренние часы меньше народа. Заканчивается осмотр Сикстинской капеллой, затем вы выходите во внутренний дворик, откуда на-чинается подъем на крышу и ку-пол собора.
Подъем на купол собора Св. Петра состоит из двух этапов: до уровня основания барабана - на лифте/по лестнице (4/3 €), а далее только пешком (380 ступеней) по довольно узкой, крутой и неудоб-ной спиральной лестнице внутри барабана и купола. Вид с купола (136 м.) просто восхитительный. С крыши тоже открывается неплохая панорама, но впечатление гораздо слабее. На крыше сувенирный магазин (очень хорошие цены), таксофон (самый высокий в Риме, можно по-звонить, например, Богу). Посетив купол или крышу, на лифте (или по лестнице) спускаетесь в собор. В соборе стоит сразу посетить крипту. Если вы входите в собор с площади, нужно пройти через пункт контроля (металлоискатель и досмотр вещей), очереди немаленькие. Будьте внимательны! Если вы слу-чайно выйдете из собора, то по-пасть обратно можно будет снова через пункт контроля. Придется отстоять очередь заново. Для по-сещения Ватикана необходима одежда, закрывающая плечи и но-ги (шорты, короткие юбки, откры-тые майки недопустимы).
16. Римские катакомбы
Религиозной святыней являются расположенные у Аппиевой дороги катакомбы, где сохранились рисунки первых христиан, использовавших подземные выработки как помещения для молитв и погребения усопших.
До катакомб можно доехать автобусом от p. di San Giovanni in Laterano. Большая часть катакомб расположена вдоль via Appia Antica (древней Аппиевой дороги). Дорога покидает Старый город через ворота Porta San Sebastiano и ведет на юго-восток, заканчиваясь в городе Бриндизи.
Сразу за Аврелианскими стенами начинается череда захоронений, расположившихся вдоль дороги, самое известное из них - гробница Цецилии Метеллы.
О судьбе Цецилии почти ничего не известно, но ее отец и муж были патрициями и полководцами в эпоху республиканского Рима. В 1302 г. папа Бонифаций VIII отдал гробницу своим родственникам Каэтани и те включили ее в свой укрепленный замок. Мраморная облицовка гробницы сделана в конце XVI в.
Дальше расположены катаком-бы Сан-Каллисто (via Appia Antica, 110). Они проложены в 4 уровнях и еще мало исследованы. Кельи и переходы вырублены в вулканическом туфе. По предположению, длина тоннеля в катакомбах составляет около 20 км, и здесь могли быть похоронены до 50 000 чел. Некоторые помещения украшены фресками. В катакомбах есть Крипта пап, где покоится прах мно-гих первых пап, а также Крипта Св. Цецилии (Чечилии) - там в 820 г. были обнаружены останки святой. Позже ее мощи перенесли в цер-ковь в Трастевере.
За этими катакомбами следуют катакомбы Сан-Себастьяно (via Appia Antica, 136). Над катакомбами на месте прежней базилики сейчас церковь Сан-Себастьяно. У входа в катакомбы раскопан «трикли-ний» (трапезная), в котором участ-ники похоронных процессий под-крепляли свои силы. Многочис-ленные рисунки на стенах трикли-ния изображают сцены поклоне-ния святым Петру и Павлу, чьи ос-танки когда-то были укрыты в местных катакомбах.
17. Лигурия
Лигурия - небольшой, но красивый регион Италии, занимает узкую полосу побережья Лигурийского моря Средиземного моря на западе Италии. На севере он граничит с Пьемонтом и Эмилией-Романьей, на юго-востоке - с Тосканой и на западе - с Францией. Протяженность Лигурийской, или итальянской Ривьеры, составляет около 300 км (с учетом укромных бухт и скалистых мысов - 450 км).
18. Генуя
Столица Лигурии Генуя - самый большой порт Италии и один из крупнейших портов Средиземно-морья. Даже когда самого города еще не существовало, порт (скорее, причал) уже был. Генуя, как замко-вый камень, венчает арку Лигурий-ского моря, будучи точкой отсчета двух Лигурийских Ривьер - Ривье-ры-ди-Поненте (на западе) и Ривье-ры-ди-Леванте (на востоке). Первыми на удобную морскую бух-ту обратили внимание финикийцы, затем римляне. Римляне неплохо заботились о своих провинциях, и для портового города наступил до-статочно долгий период благоден-ствия. После распада Западной Римской империи Геную по очереди захватывали остготы, византийцы, франки. В 774 г. Карл Великий сде-лал ее главным городом графства. В 958 г. король Италии Беренгар II признал независимость Генуи. Образовалась Генуэзская республи-ка. На ее верфях строились перво-классные корабли, способные пре-одолеть тысячи миль. В 1016 г. она захватила Сардинию. Затем в Евро-пе начались крестовые походы, на которых генуэзцы неплохо зарабо-тали. Республика стала обладатель-ницей солидного состояния. В то время даже Венеция опасалась вли-ятельной морской соперницы. После открытий Вест-Индии Генуэз-ская республика потеряла значитель-ную часть доходов, но еще долго со-храняла высокое положение в Евро-пе. В1746 г. республика стала зависи-мой от Австро-Венгерской империи. Затем ею заинтересовался Наполеон Бонапарт, а после его низвержения в 1814 г. эти земли вошли в состав Сар-динского королевства. После объеди-нения Италии Генуя стала столицей одной из областей молодой страны.
Исторический центр Генуи занима-ет самую большую площадь в Евро-пе (4 км2).
До XVIII в. торгово-политическим и светским центром Генуи считалась p. Banchi (пл. Банки). Самое интересное здание на ней - Лоджия-деи-Мерканти (Loggia dei Mercanti, XVI), в которой в XIX в. была открыта первая в Ита-лии товарная биржа.
К главному городскому собору Сан-Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo) от p. Banchi ведут via San Luca (ул. Сан-Лука) и via San Lorenzo (ул. Сан-Лоренцо). По легенде, храм на этом месте за-ложил в III в. св. Лаврентий, при-нявший мученическую смерть в римскую эпоху. Нынешняя по-стройка датирована 1118 г. В XIII в. храм перестраивали. Мастера из Франции, возводившие собор, взяли за образец знаменитые готические соборы в Шартре и Руане. Общее мажорное настроение несколько ослабевает при взгляде на барелье-фы с изображением казни святого Лаврентия. Согласно преданию, когда святого поджаривали на рас-каленной решетке, он сказал своим мучителям: «Один бок поджарен, переверните меня и ешьте». Карти-ны мученичества высечены с харак-терным для готики правдоподобием.
Главной достопримечатель-ностью собора Сан-Лоренцо счита-ется капелла Сан-Джованни (Сарpella San Giovanni, 1450-1465), в которой хранятся мощи Иоанна Крестителя, двоюродного брата Иисуса Христа, вывезенные во вре-мя одного из крестовых походов. В сокровищнице есть блюдо, на кото-ром Соломея получила голову Ио-анна Крестителя.
Via San Lorenzo выходит на p. Matteotti (пл. Маттеотти), к которой обращен главный фасад Гер-цогского дворца (Palazzo Ducale). Комплеке сооружений занимает площадь. 35 тыс. м2. Сначала он служил резиденцией правительства Генуэзской республики. После избрания » 1339 г. дожем Симона Бокканегри статус дворца изменился в соответствии со званием главы городского управления. После реставрации, завершенной в 1992 г., здесь открыли Дворец культуры (Palazzo del la Cultura). В настоящее время в залах и внутренних двориках Дворца устраиваются самые большие выставки в городе.
От Герцогского дворца по уютной средневековой via Porta Soprani (ул. Порта-Сопрана) можно пройти к воротам Порта-Сопрана (Porta Soprana). Двухбашенные во-рота представляют собой остатки крепостной стены XII в., некогда служившей надежной защитой жителям Генуи. Слева по ходу движения в окружении деревьев белеют колонны галереи Сант'Андреа (Galleria di Sant'Andrea, Xll). Сразу за галереей приютился неприметный домик, увитый плющом, здесь в 1451 г. родился Христофор Колумб. Фасад домика Колумба выходит на p. Dante (пл. Данте) современную площадь, от которой во все стороны разбегаются лучами транспортные магистрали.
От домика Колумба всего несколько минут ходьбы по via Dante (ул. Данте) до p. Ferrari (пл. Феррари), в центре которой установлен большой фонтан. Здесь же расположены бронзовый памяти Джузеппе Гарибальди и главный городской Театр «Карло-Феличе» (Teatro Carlo Felice, арх. К. Барабино, 1828). Во время Второй мировой войны театр был по-чти полностью разрушен бомбеж-ками союзных войск, но затем восстановлен.
В каждом городе есть одна улица, которая выделяется среди других. В Генуе такая улица носит имя великого борца за объединение Италии Джузеппе Гарибальди (via Garibaldi). Прокладывать улицу в старой части города начали еще во 2-ой пол. XVI в., но прежде для распределения земельных участков в этом престижном районе были проведены аукционы, в которых приня-ли участие самые богатые семей-ства Генуи. Все земли достались лишь пяти. Из множества дворцов особого внимания заслуживают два: Палаццо-Россо (Palazzo Rosso, via Garibaldi, 18) и Палаццо-Бьянко (Palazzo Bianco, via Garibaldi, 11, открыт в те же часы, что и Палаццо-Россо), в которых размещены бога-тейшие коллекции живописи.
Для того чтобы посетить все ге-нуэзские дворцы и осмотреть все музеи, потребуется не один день. Если время ограниченно, нужно хотя бы ненадолго заглянуть в королевский дворец (Palazzo Reale)
19. Лигурийская Ривьера
Она делится на две части - Ривьера-ди-Поненте (Riviera di Ponente) и Ривьера-ди-Леванте (Riviera di Levante).
Ривьера-ди-Поненте с плавной береговой линией, просторными заливами и широкими песчаными пляжами протянулась от Генуи до Вентимильи. Здесь находится Сан-Ремо (San Remo) - столица цветов. Нигде в Италии не встретишь такого количества и разнообразия кра-сиво цветущих растений, как в здешних садах, теплицах, на терра-сах и вдоль улиц.
20. Алассио
Алассио в провинции Савона (Savona) - один из прекраснейших пляжных курортов на горном Лигу-рийском побережье. На примор-ском бульваре оставляют автогра-фы знаменитые люди и можно отыскать подписи Эрнеста Хемин-гуэя и Тура Хейердала.
На границе с Пьемонтом, в го-рах, расположен город Сасселло (Sassello), сохранивший средневе-ковый облик. Там есть старинный мост и церковь Сан-Джованни (Chiesa di San Giovanni, XII). Ку-рортный поселок Диано-Марина (Diano Marina) после землетрясе-ния 1887 г. почти полностью вы-строен заново. Здесь много гости-ниц, дискотек, ресторанов и мага-зинов. Море в заливе Диано не-обыкновенно чистое, и курорту присужден голубой флаг - знак чистой морской воды. На ж/д стан-ции в Diano Marina открывается великолепный вид на морское по-бережье.
В провинции Савона есть инте-ресные музеи. В Бардино-Нуово, Тово-Сан-Джакомо (Bardino Nuovo, Tovo San Ghacomo) это Музей ба-шенных часов С. Бергалло. Он от-крыт в 1992 г. по инициативе муни-ципальной администрации местечка Тово-Сан-Джакомо. Экспозиция размещена в старом муниципаль-ном дворце Бардино-Нуово. Здесь выставлены часы, их части и детали, созданные часовых дел мастера-ми из известной семьи Бергалло и другими часовщиками.
В населенном пункте Алтаре (Altare) есть Музей стекла и сте-кольного искусства, где выставле-но более 2000 предметов: произве-дения искусства, бытовые изделия, стеклянная посуда для химии и фар-макологии, инструменты и формы для ручной обработки стекла. Боль-шинство экспонатов местного про-изводства из города Алтаре.
21. Милан
Город основали кельты в Паданской низменности на пути, соединяющем Апеннинский полуостров с землями франков. В III в. до н.э. римляне на-звали его Медиоланум (стоящий посреди равнины) и сделали адми-нистративным центром. В 313 г. им-ператор Константин провозгласил в Милане эдикт о свободе исповеда-ния христианской веры. После ос-нования Константинополя и разде-ления Римской империи на Восточ-ную и Западную Милан стал столи-цей последней, однако вскоре сто-лицу перенесли в Равенну, и город на время утратил прежнее полити-ческое значение. Милан захватыва-ли остготы, лангобарды, франки. После смерти Карла Великого Ми-лан возродился и стал городом-коммуной. Одновременно он рас-пространил свое влияние на окружающие города - Комо, Лоду, Павию, Пьяченцу и Тортону. В 1158 г. войска Фридриха I Барбароссы захватили Милан. Жители оказали упорное сопротивление. И в марте 1162 г. император, уже полностью подчинивший север Италии сровнял непокорный город с землей. В 1167 г. для согласованного сопротивления захватчикам был создан союз городов - Ломбардская лига, во главе с Миланом. В 1176 г. в битве при Леньяно войска Лиги одержали победу - Фридриху пришлось знать независимость коммун Ломбардии. Позже Милан стал столицей достаточно сильного и влиятельного территориального образования - Миланского герцогства (1385). Город достиг наивысшего расцвета в период правления Jlюдовика Моро, который привлек многих выдающихся деятелей культуры и искусства. С 1482 по 1499 г. в Милане работал Леонардо да Винчи. С 1535 по 1713 г. Миланским герцогством владели испанцы, затем австрийские Габсбурги, от власти которых Милан освободил Наполеон Бонапарт в 1796 г. Он провозгласил Милан столицей Цизальпинской республики, подчиненной Франции, но имеющей право на развитие собственной политики и культуры. После падения империи Наполеона в 1814 г. Ломбардию вновь присоединили к Австро-Венгерской империи. Непрекращающиеся восстания против захватчиков и помощь Франции привели к созданию нового итальянского королевства летом 1859 г., частью которого стали миланские земли. Несмотря на то, что Италия была союзником Германии во время Второй мировой войны, немцы оккупировали ее северную часть, и Милан стал центром Сопротивленния (1943-45). После войны миланцы -направили все усилия на развитие городской экономики и культуры и произошло «миланское чудо» возник симбиоз промышленности искусства.
22. Миланский собор
Миланский собор посвящен рож-деству Богоматери, но называют его чаще просто Дуомо (il Duomo) или по-милански -- el Domm. Пер-вый городской собор (IV), освященный во имя св. Теклы (Феклы), располагался на том месте, где те-перь разбита p. del Duomo. Во время строительства подземки архео-логи обнаружили его фрагменты, которые можно осмотреть, спус-тившись на станцию метро Duomo. Базилику раннехристиан-ского времени и современный со-бор роднят гигантские размеры. Пятинефный храм Медиолана сво-ими геометрическими параметра-ми (80x45 м) лишь немного усту-пал главному христианскому собо-ру Средних веков -- Сан-Джован-ни-ин-Латерано (100x53 м).
Длина современного Милан-ского собора -- 157 м, ширина в трансепте - 92 м (в интерьере со-ответственно 148 и 91 м). Он тре-тий по величине в Европе (после соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне). Одних статуй в нем насчитывается 3 400. Единственный в Европе беломрамор-ный готический колосс строился целую вечность: первые блоки в фундамент храма заложили в 1386 г. при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного к 1813 г., утвердил Наполеон I в 1805 г.
За пять столетий архитектур-ная мода в Европе сменилась не раз, но зодчие неуклонно придер-живались готического направле-ния, заложенного в проект первым строителем Симоне да Орсениго, мастером из Кампионе. Над возве-дением собора трудились итальянские, немецкие и французские мастера. Когда же один из пригла-шенных архитекторов - француз Жан Миньо посмел критиковать архитектуру собора, его отстрани-ли от работ, и после этого собор достраивали только итальянцы. В 1572 г. архиепископ Карло Борромео освятил храм. Однако даже во времена Стендаля, писавшего о том, как он разглядывал с высоты его шпиля город Бергамо, Миланский собор еще не принял совре-менный вид. До 1808 г. над пере-крестьем нефа и трансепта возно-сился лишь один (зато самый вы-сокий) шпиль высотой 108,5 м. Его строили с 1765 по 1769 г., а в 1774 г. на вершине установили по-золоченную статую Мадонны (Madonnina, 4 м). Каменный лес из 135 мраморных игл, устремля-ющихся в небо и с такой силой пе-редающих настроение готической архитектуры, -- создание XIX в. Соборная площадь (piazza del Duomo) утратила старые портики, восходившие ко временам Джан Галеаццо Висконти, в 1859 г. Так невообразимо долго строились храмы в других странах Европы, но для Италии это исключитель-ная редкость. На крышу собора (шпал, terrazzi) можно подняться с улицы по лестнице от северной стены храма или на лифте со сто-роны апсиды.
Вертикальное членение фасада (высота 56 м, ширина 68 м) архитектурно подчеркивает внутреннюю пятинефную планировку базилики, а в плане собор представляет собой латинский крест. Внутрь базилики ведут пять затейливо орнаментиро-ванных входов, расположенных между сложными контрфорсами. Барельеф фронтона, созданный скульптором Г. Висмаром из каррар-ского мрамора по рисунку Черано, называется «Сотворение Евы».
К достопримечательностям ин-терьера надо отнести мавзолей Джан-Джакомо Медичи (1563) работы Леоне Леони, деревянные хоры, порфировую египетскую ванну IV в., которую используют как крестильную купель.
Надгробный памятник Медичи интересен как совершенный обра-зец владения мастером техникой ваяния: знаменитый кондотьер с детства хромал, и скульптор ис-кусно задрапировал его искале-ченную ногу.
Ошеломляет статуя христиан-ского мученика св. Варфоломея (Бартоломео, 1562), с которого живьем содрали кожу. Скульптор Марко д'Аграте, гордясь своей ра-ботой, начертал на постаменте: «Не Пракситель создал меня, а Марко д'Аграте» - таким совершенным сделал он этот образец анатомии.
Первые шесть окон стены пра-вого нефа забраны витражами XV в. - самыми древними в этой базилике.
В левом крыле трансепта не может не привлечь внимание 5-метровый бронзовый канде-лябр (XIII) французской работы (мастер Никола из Вердена).
В крипте и сокровищнице, куда можно пройти по лестнице, начи-нающейся справа от главного ал-таря, хранится серебряная урна с останками св. Карло Борромео -знаменитого миланского архи-епископа, умершего в 1584 г. Кро-ме того, здесь можно посмотреть на коллекцию изделий церковного прикладного искусства, выполнен-ных из золота, серебра и слоновой кости.
23. Королевский дворец
Неоклассицистический фасад дворца смотрит на правую (юж-ную) стену собора . За время су-ществования у этого здания не раз менялись владельцы, что изменяло его архитектурный облик. Совре-менный вид дворец приобрел в XVIII в. (арх. Дж. Пьермарини). К сожалению, интерьеры памятника не пережили бомбежку союзной авиации 1943 г. Старинные фрес-ки, скульптура и мебель почти полностью утрачены. Здание дворца занимают Музей собора, Городской музей современного ис-кусства и выставочные залы.
24. Музей собора
Музей занимает первый этаж Ко-ролевского дворца. Один из самых любопытных экспонатов выстав-ки, посвященной истории строи-тельства и реставрации собора -- масштабная (1:20) модель Дуомо (итал. modellone), выполненная из дерева. Ее собирали с XVI по XIX в. параллельно с возведением са-мого храма.
Кроме того, в музее хранится часть убранства мраморной бази-лики - скульптура, ковры, витра-жи и великолепное распятие Ариберта 1040 г.
25. Художественная галерея Амброзиана
Пинакотека Амброзиана располо-жена во дворце, построенном в 1603 г. для кардинала Федерико Борромео. Его же коллекции со-ставили основу галереи. Экспози-цию открывают любимые карди-налом Федерико венецианцы и ху-дожники миланской школы, цели-ком захваченные влиянием Лео-нардо да Винчи. На стенах зала 1 размещены «Поклонение волхвов»
Тициана и «Святое семейство со св. Анной» Бернардино Луини. В зале 2 -- «Мадонна» Боттичелли, полиптих «Св. Христофор» Бар-толомео Виварини, «Музыкант», приписываемый Леонардо да Вин-чи. По другому предположению, «Музыканта» написал Амброджо де Предис - миланский подража-тель гения. Во всяком случае, «Даму с жемчугом» кисти Предиса также долгое время принимали за работу Леонардо. В зале 3 вы-ставлены замечательные полотна местного художника Брамантино, в том числе его «Мадонна на троне со святыми». Представленные в зале 5 подготовительные картоны Рафаэля для фрески «Афинская школа» в станцах Ватикана (итал. stanze - комнаты) необыкновенно интересны не только с художест-венной точки зрения, но и как единственный сохранившийся об-разец больших картонов эпохи Ре-нессанса.
Другой главный экспонат Пи-накотеки Амброзиана, знамени-тую «Корзину фруктов» Каравад-жо, можно увидеть в зале 6.
26. Галерея Витторио-Эммануэле II
Галерея Виктора Эммануила II до-вольно любопытный памятник умонастроению итальянцев эпохи объединения Италии. Это время называют характерным словом Рисорджименто (от итал. risorgere -- воскресать, возрождаться, воспря-нуть духом). В проекте крытый торговый пассаж, созданный архи-тектором Дж. Монгони, носил имя австрийского императора Франца Иосифа, но к моменту начала строительства (1864) Милан и большая часть страны объедини-лись под властью Виктора-Эмма-нуила Савойского, ставшего пер-вым королем новой Италии. На-званное в его честь сооружение от-крыли для покупателей в 1867 г., а окончательную отделку закончили в 1878 г.
Галерею строили в подражание самым современным пассажам Па-рижа и Лондона, с применением высоких технологий XIX в. В пла-не она представляет собой крест под крышей из стекла и металла. Протяженность галереи север-юг - 196 м, а запад-восток -- 105,5 м, при ширине 14 м и высоте 21м. Верхняя точка купола, перекрыва-ющего круглый зал, расположен-ный в месте их пересечения, нахо-дится на высоте 47 м.
27. Палаццо Мариино
Проход галереи Виктора Эммануи-ла II, ведущий с p. del Duomo на р. della Scala, заканчивается у южно-го фасада дворца Марино, в кото-ром размещается муниципалитет. Здание построено для генуэзца Томмазо Марино, одного из самых важных представителей миланско-го делового мира своего времени. Большой интерес представляет внутренний дворик, образованный галереями, арки которых опирают-ся на парные колонны, и украшен-ными лепниной (гротескные мас-ки, раковины, пышные гирлянды) верхними лоджиями.
Западный фасад палаццо обра-щен на p. della Scala и смотрит на театр «Ла Скала». Между дворцом и театром стоит памятник Леонар-до да Винчи.
28. Театр «Ла Скала»
Один из символов Милана -- театр «Ла Скала», разочаровывает прос-тотой. Здание построено по проекту сторонника неоклассицизма Дж. Пьермарини, и фасад его мо-жет служить образцом стиля: вы-ступающий вперед корпус с тремя нижними арками, балюстрада и окна, разделенные двойными ко-лоннами. Однако лаконичность ар-хитектурных форм многократно искупается роскошью интерьеров.
Строительство финансировала Мария-Терезия, императрица Авс-тро-Венгрии. Театр торжественно открыли в 1778 г. оперой Антонио Сальери «Признанная Европа».
«Музыкальная столица Ита-лии уже не Неаполь, а Милан», - записал 6 октября 1816 г. в своем дневнике Стендаль. По поводу ди-рижера тремя днями раньше: «По-лиция просила его не выступать с игрой на альте: она вызывала у женщин нервные припадки».
Во время Второй мировой вой-ны опера сильно пострадала. Вто-рым рождением «Ла Скала» счита-ется 1946 г. По традиции, теат-ральный сезон в Милане открыва-ется 7 декабря, когда горожане празднуют день покровителя горо-да св. Амвросия Медиоланского.
29. Музей театра «Ла Скала»
В театральном музее «Ла Скала», вернувшемся 7 декабря 2005 г. на свое старое место, собраны экс-понаты, связанные с зарождением и развитием оперного искусства. В нем выставлены, например, ди-рижерская палочка Артуро Тос-канини и фортепьяно Ф. Листа, но самое главное, из музея можно пройти в одну из лож зрительного зала.
30. Музей Польди-Пеццоли
В музее хранится коллекция графа Джан Джакомо Польди-Пеццоли, переданная городу в конце в 1881 г. Ее наиболее существенная часть -живопись старых мастеров: порт-реты Лютера и его жены работы Лукаса Кранаха, знаменитый про-фильный портрет флорентий-ской девушки с длинной шеей не-известного автора, который при-писывали то Поллайоло, то Вероккьо, - безусловно, лучшая карти-на собрания, «Снятие с креста» и «Мадонна с младенцем» Боттичелли, «Мертвый Христос» Джованни Беллини, «Портрет куртизан-ки» Пальмы Старшего, картины Пинтуриккьо, Перуджино, Лотто, таких художников Венеции XVIII в., как Франческо Гварди, Каналетто, Тьеполо. Значительное мес-то в собрании занимает местная ломбардская живопись эпохи Воз-рождения, включая ее самых зна-чительных художников: Фоппа, Боргоньоне, Соларио, Больтраффио, Луини и Предиса.
31. Виа-деи-Мерчанти
По сторонам пешеходной виа-деи-Мерчанти, идущей от Миланского собора по направлению к замку Сфорца, и на одноименной площа-ди (piazza dei Mercanti) высятся не-сколько примечательных древних сооружений. Дворец Юрискон-сультов (Palazzo dei Giureconsuiti) построен в 1564 г. Его фасад укра-шает статуя, изображающая раннехристианского епископа Медиолана, святого покровителя города -Амвросия. На живописной площа-ди находится Лоджия-дельи-Осии (Loggia degli Osii, 1316), украшен-ная геральдическими щитами и статуями святых. С ее балкона объявлялись судебные приговоры. Налево от Лоджии -- барочный дво-рец Палатинской школы, со ста-туями поэта Авсония и св. Авгус-тина, установленными в нишах.
По другую сторону улицы рас-положен Палаццо-делла-Раджи-оне (Palazzo della Ragione или Broletto Nuovo), в котором со времени постройки в 1233 г. до 1770 г. находилась резиденция Миланской коммуны -- органа го-родского самоуправления. Назва-ние Broletto происходит от итальянского brolo -- огород. В раннее Средневековье на огороде работал суд, а затем был возведен дворец в форме лоджии. Palazzo della Ragione состоит из един-ственного большого зала пло-щадью 1000 м2. Отличный ба-рельеф позднего романского ис-кусства с изображением всадника украшает его экстерьер.
За станцией метро Cordusio, улица via dei Mercanti поменяет название на via Dante и выведет (идти придется ок. 1 км) к замку Сфорца.
32. Кастелло Сфорцеско
Крепость средневекового вида, ко-торую называют замком Сфор-ца, - сооружение с долгой истори-ей. На ее месте между 1360 и 1370 гг. был возведен и впоследствии расширялся замок Висконти. По имени калитки в прилегающей го-родской стене он назывался зам-ком у ворот Юпитера (Castello di Porta Giovia). Здесь был заточен и умер низложенный родным пле-мянником Бернабо Висконти. После смерти последнего правите-ля из рода Висконти, миланцы до основания разрушили Кастелло-ди-Порта-Джиова - символ нена-вистного режима.
Нынешнюю крепость на ста-ром месте стали строить Франчес-ко Сфорца и его наследники. Над созданием и украшением замка в разное время трудились архитек-торы Филиппе Брунеллески, Джованни да Милано, Филарете, Гадио да Кремона, и уже к XV в. он по праву считался самым роскошным в Северной Италии. Настоящего великолепия замок достиг при Лодовике Моро, который пригласил для архитектурных работ Донато Браманте и Леонардо да Винчи.
Позже он был и тюрьмой, и оборонительным сооружением, его разрушали и бомбили, достра-ивали и восстанавливали. В конце XIX в. сооружение пришло в столь плачевное состояние, что город-ские власти хотели полностью снести его, но Историческое об-щество Ломбардии запретило тро-гать старинный Кастелло -- сердце Милана. Реставрационные работы, проведенные между 1893 и 1905 гг., не отличались исторической точностью.
Об их качестве можно судить по центральной проездной четырех-гранной башне Филарете. На-званная по имени флорентийского архитектора А.-П. Аверулина, или Филарете, она была уничтожена в 1521 г. Во время Итальянских войн здесь размещался пороховой склад, взорвавшийся от удара мол-нии. В 1904 г. башню отстроили, однако реставраторы не стреми-лись воссоздать постройку XV в., а исполнили вольную фантазию на тему «средневековая башня», что, впрочем, не помешало ей стать од-ним из символов Милана.
На барельефе над воротами изображена сцена убийства коро-ля Умберто I.
В замке по единому расписа-нию работают несколько музеев: Музей города, Герцогский двор, Музей музыкальных инструмен-тов и Музей декоративного искус-ства. Однако самое замечательное художественное собрание хранит-ся в Музее древнего искусства.
33. Музей древнего искусства
Шедевр музейного собрания - «Пьета Ронданини». Микеландже-ло приступил к работе над ней в 1552 г., постоянно возвращался в течение десяти лет, но так и не успел закончить. Название сцены не совсем точно. Сюжет изобра-жает не оплакивание, а положение во гроб. Истонченное тело сына неостановимо соскальзывает в мо-гилу, разрывая кольцо материн-ских объятий. В двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире, нет красоты, и даже слово «драматизм» применительно к «Пьета» кажется затасканным штампом. Тема скульптуры - горе, оставляющее человека без слов.
На первом этаже музея выстав-лена романская, готическая, ре-нессансная скульптура главным образом ломбардских мастеров. О ломбардской скульптуре можно сказать, что она остается прило-жением к архитектуре, в ней боль-ше инстинкта украшения и ремес-ла. Специально надо отметить: гробницу Бернабу Висконти XIV в., портал Банка Медичи, припи-сываемый Микелоццо, ренессансную статую Гастона де Фуа и 20 других статуй его погребального памятника.
Коллекция живописи демонст-рируется на втором этаже. В зале 21 представлены работы Винченцо Фоппа, с творчества которого на-чинается ренессансная ломбард-ская живопись. В зале 23 собраны абсолютные шедевры, среди кото-рых «Св. Бенедикт» Антонелло да Мессина, «Мадонна с тремя свя-тыми» Андреа Мантенья, «Мадон-ны» Джованни Беллини и Филиппо Липпи. В зале 25 - портреты кисти Тинторетто и Тициана. В за-ле 26 -- ведуты (итал. veduta - вид, панорама) Каналетто и Гварди.
34. Парк Семпиони
Парк некогда принадлежал роду Сфорца. В конце XIX в. архитек-тор Алеманья перепланировал его в английском стиле. Аллеи, пере-плетаясь, образуют живописные тенистые лужайки. В южной час-ти парка, за холмом Монте-Тордо стоит памятник Наполеону III (ск. Ф. Барцаги, 1881). Статую пе-ревезли сюда из Палаццо-дель-Се-нато, где она находилась до 1927 г., и поставили на пьедестал, укра-шенный двумя барельефами. Дру-гая достопримечательность пар- ка - Палаццо-дель-Арте, распо-ложенный в северной его части. В нем проводятся выставки декора-тивного искусства. Интересны также Старая арена и стадион Чивико эллиптической формы (неоклассицизм, 1806).
35. Художественная галерея Брера
Самое значительное художествен-ное собрание города названо по имени огромного дворца (Palazzo di Brera), где, кроме него, распола-гаются Академия изящных ис-кусств, Ломбардский институт на-ук и литературы, библиотека и об-серватория. На территории комп-лекса разбит ботанический сад.
В XIV в. на этом месте были дома и суконная мастерская, принадлежавшие монахам ордена умилатов. Из-за конфликта с цер-ковью в 1571 г. все их имущество конфисковали в пользу иезуитов, организовавших колледж. Склады перестроили в аудитории, в домах поселились студенты и преподава-тели. Умилаты без боя не сдались. Надпись над одной из дверей двор-ца Брера гласит, что монах-умилат стрелял в архиепископа Карло Борромео из аркебузы, но промах-нулся.
Вскоре колледжу потребова-лось новое здание. Его спроекти-ровал Франческо Мария Риккини. Строительство начали в 1651 г., а закончили в 1773 г. Портал по про-екту Джузеппе Пьермарини со-орудили в 1780 г. В 1811 г. во внут-реннем дворе установили бронзо-вую статую Наполеона в образе Марса работы величайшего скульптора Антонио Кановы. Им-ператор заслужил памятник тем, что распорядился свозить в мест-ные академии художеств картины из оскверненных церквей и монас-тырей. Так начали формироваться коллекции Галереи Академии в Ве-неции, Национальной пинакотеки в Болонье и Пинакотеки Брера.
Экспозицию открывает кол-лекция Эмилио и Марии Йези, ко-торая показывает главные художе-ственные течения в итальянском искусстве первой половины XX в. Живопись представлена работами Боччони, Брака, Каррба, Модиль-яни, Моранди. В собрании скульп-туры преобладают -- Медардо Рос-со, Артуро Мари ни и Марино Ма-рини.
Следующая часть галереи отда-на живописи XIV и XV вв. и вклю-чает шедевры Джентиле да Фабиа-но, Андреа Мантеньи, Джованни Беллини и Витторе Карпаччо. Не-большая картина Мантеньи «Мерт-вый Христос» (зал 6) написана в конце жизни художника и предна-значалась им для своей могилы в церкви Сант-Андреа в Мантуе. Она вошла в историю живописи как впечатляющий художественный эксперимент в выборе ракурса. Мертвое тело лежит ногами к зри-телю. «Мертвый Христос» переда-ет драму Голгофы не через описа-ния обстоятельств произошедшего, а через изображение чувств. Это первый пример экспрессионизма, к которому будут обращаться запад-ноевропейские живописцы всех по-следующих эпох.
Если Мантенья достигает та-кого художественного эффекта посредством смелого ракурса, то Джованни Беллини для тех же целей изобретает новую изобра-зительную фигуру - пейзаж. Его «Пьета» переносит трагизм со-бытия в пустынный пейзаж под хмурым небом. Пейзажи сущест-вовали и до Беллини, но он ис-пользует тему природы, чтобы вызвать к жизни целую серию образов и эмоциональных реак-ций.
В следующих залах (итал. saloni napoleonici) выставлены по-лотна и фрески крупного форма-та. «Проповедь св. Марка в Алек-сандрии Египетской» (зал 8) кис-ти братьев Джентиле и Джованни Беллини -- наивысшее достижение художественной повествователь-ное. Большая «постановочная» картина с прекрасной сценографи-ей и множеством подробностей на-писана с упоением экзотикой Вос-тока. Зал 9 интересен полотнами Тинторетто «Обретение мощей св. Марка» и Веронезе «Ужин в доме Симона». Рядом находятся произ-ведения местной ломбардской школы. Среди них - полиптих Винченцо Фоппы «Мадонна и свя-тые». Для Милана Фоппа был не-сомненным ренессансным новато-ром. Его творчество отмечено влиянием падуанской живописи, в особенности Мантеньи. Выстав-ленный здесь же Бернардино Луини с его «Мадонной в розовом са-ду» представляет уже тот период художественной истории Милана, когда его живописцы поголовно стали «леонардесками» - последо-вателями поселившегося в их го-роде гения.
Экспозицию продолжают по-лотна других итальянских школ XV в. В зале 20, представляющем искусство Феррары, особенно ин-тересны «Иоанн Креститель» и
«Св. Петр» - боковые панели по-липтиха Гриффони, выполненного в 1473 г. Франческо делла Коссой для базилики Сан-Петронио в Бо-лонье. Другие его части находятся
в музеях Рима, Лондона и Вашинг-тона. В зале 24 собраны шедевры Пьеро делла Франческа, Луки Синьорелли, Браманте и Рафаэля. Фрески прославленного архитек-тора Браманте показывают, что он был отличным и сильным живо-писцем. Если бы не эти миланские фрески, мы бы знали о Браманте-живописце только по литератур-ным свидетельствам. «Обручение Марии с Иосифом» (1504) - луч-шее произведение молодого Рафа-эля. О его поисках идеальной кра-соты Стендаль оставил такую дневниковую запись: «Ни в одном из персонажей нет ничего вульгар-ного, все достойно восхищения. Полная противоположность Тици-ану».
Другое художественное сокро-вище Пинакотеки Брера принадле-жит кисти величайшего живопис-ца раннего итальянского Возрож-дения Пьеро делла Франческа. По традиции его называют Pala Mon-tefeltro (между 1472-1474). Кар-тина изображает Деву Марию со спящим на ее коленях младенцем Христом в окружении ангелов и святых. У ног Мадонны -- колено-преклоненный герцог Федериго да Монтефельтро Урбинский. Его не-трудно узнать по знаменитому портрету работы того же худож-ника из флорентийской галереи Уффици. Из-за страшного ране-ния в правую сторону лица Феде-риго всегда изображали в профиль слева.
Из живописи XVII в., представ-ленной в зале 29, можно отметить первоклассного Караваджо, «Ужин в Эммаусе», а в зале 31 -«Тайную вечерю» Рубенса. Следу-ющий XVIII в. в истории живопи-си представлен работами блестя-щих мастеров Венеции Пьяццет-ты, Тьеполо, Гварди и Каналлето.
36. Церковь Сан-Маурицио
Сан-Маурицио - церковь бенедик-тинского монастыря, игравшего важную роль в истории Милана. С ним были связаны судьбы предста-вителей герцогской семьи и знат-нейших семей города. Другое на-звание церкви Сан-Маурицио - Монастеро Маджоре.
Здание построено в начале XVI в. и представляет собой яркий при-мер архитектуры эпохи Возрожде-ния. Интерьер расписывал Бернардино Луини и другие ломбардские мастера начала XVI в., всецело за-хваченные влиянием Леонардо.
В одной из капелл нарисована сцена казни святой Екатерины. Считается, что Луини изобразил казнь графини Бьянки-Марии ди Каллант, которой отрубили голову в 1516 г. в Милане.
В бывшем монастыре, примыка-ющем к церкви, сегодня располага-ется Археологический музей (Museo Civico di Archeologia), пред-ставляющий исчезнувшие цивили-зации этрусков, Греции и Рима, вар-варской Европы и древней Индии.
37. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие
Церковь доминиканского монас-тыря Санта-Мария-делле-Грацие, строившаяся между 1465 и 1490 гг., - пример зодчества переходно-го от поздней ломбардской готики к Возрождению.
С 1492 г. синьором Милана стал Лодовико иль Моро. По его поручению новым оформлением архитектурного пространства за-нялись лучшие мастера итальян-ского Возрождения. Над алтарной частью, например, трудился Дона-то Браманте. Строительные рабо-ты завершились в 1497 г., и Лодо-вико перенес в храм прах своей жены Беатриче д'Эсте. В 1496 г. Моро поручил Леонардо да Винчи расписать храм и прилегающий к ней монастырь с рефекторием.
Главное художественное со-кровище Санта-Мария-делле-Гра-цие - фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» -- занимает се-верную стену монастырской тра-пезной (итал. cenacolo), где также проходили заседания суда Инкви-зиции. Неутомимый экспериментатор, Леонардо решил сделать роспись, сочетая масло (масля-ные краски только-только ввели в обиход нидерландские живопис-цы) и темперу. Время достаточно быстро показало, как ошибся ве-ликий мастер - уже в 1568 г. Дж. Вазари увидел вместо яркой фрески «тусклое пятно».
Не лучшим образом сказалось на состоянии живописных шедев-ров и то, что в 1796 г. солдаты ге-нерала Бонапарта в нарушение его приказа устроили здесь ко-нюшню. Наполеон I по-своему пытался спасти «Тайную вечерю». Он решил перенести ее вместе с частью стены во Францию, где реставраторы готовы были попы-таться вернуть работе гения пер-воначальный облик, а чтобы Ми-лан не остался без Леонардо, он распорядился изготовить копию фрески, выполненную в технике флорентийской мозаики. Пол-ностью замысел реализовать не удалось, но на мозаику-копию (худ. Джакомо Рафаэли) можно полюбоваться в Вене в церкви Ор-дена миноритов (подробнее см. путеводитель «Австрия» серии «Вокруг света»).
Во время Второй мировой войны лишь чудо, в виде мешков с песком, спасло шедевр, когда 16 августа 1943 г. восточную стену и свод тра-пезной снесла американская бомба. Причиной последней реставрации, окончившейся в 1999 г., стал губи-тельный городской смог.
Противоположную стену тра-пезной занимает отличное «Рас-пятие» Донато Монторфано, на-писанное одновременно с шедев-ром Леонардо да Винчи, но в тра-диционной технике фресковой живописи.
Четвертую капеллу правого не-фа церкви Санта-Мария-делле-Гра-цие украшают неважно сохранив-шиеся фрески Гауденцио Феррари.
38. Базилика Сант-Амброджо
Базилика Сант-Амброджо, изна-чально базилика Мучеников (Basilica Martyrum, по имени му-чеников Гервазия и Протасия) - одна из трех древнейших церквей Милана, образующих идеологиче-ски связанную группу. Другие две - церковь Сан-Симпличано (San Simpliciano, в древности ба-зилика Девственниц (Basilica Vir-ginum), и Сан-Надзаро-Маджоре (San Nazaro Maggiore, бывшая ба-зилика Апостолов (Basilica Apos-tolorum).
Все три базилики основаны Амвросием Медиоланским, желав-шим, чтобы Милан (его кафедра и резиденция императора) мог вы-держать сравнение с Римом -древней столицей мира, вокруг ко-торой на кладбищах вдоль дорог император Константин располо-жил храмы во имя римских муче-ников: апостолов Петра, Павла, св. Агнессы, Лаврентия, дьяконов Петра и Марцеллина.
Так в предместьях Медиолана возникло святилище местных страстотерпцев Гервазия и Прота-сия, а две другие церкви возвели, из-за нехватки медиоланских мучеников, над принесенными мо-щами. Кольцо храмов, стоявших на дорогах, ведших из города, опо-ясало Медиолан.
Сант-Амброджо и Сан-Надзаро окончены в 386 г. Сан-Симплича-но, вероятно, спроектирована при жизни св. Амвросия. После всех перестроек древнейшая кладка стен Сан-Симпличано все еще до-стигает высоты в 12 м, а Сан-Над-заро лишь замаскирована переде-лками XII в.
Современную Сант-Амброджо легко принять за раннехристиан-скую базилику. На самом деле, су-ществующее здание построено го-раздо позже - между 1080 г. и се-рединой XII в. Тем не менее она по праву считается шедевром роман-ской архитектуры и прообразом всех романских церквей и поража-ет редким стилевым единством.
Перед входом в базилику нахо-дится просторный атрий, образо-ванный портиками конца XI в. В их аркадах находит реплику не-обычный фасад в виде двух по-ставленных друг на друга лоджий. Строгая, ничем не украшенная ко-локольня (IX), стоящая справа от фасада, называется Моначи (итал. monachi - монахи), а рас-положенная слева от фасада эле-гантная и праздничная звонница (1144), выполненная по законам ломбардского стиля, - Каноничи (итал. cannochi - каноники).
На левом портале можно уви-деть дороманский рельеф, изобра-жающий св. Амвросия. Архитрав косяк и люнет центрального порт-ала датируются VIII-X вв.
По справедливости знаменит покров главного алтаря Сант-Амброджо. Алтарь мастера Вульвина - один из самых блес-тящих памятников каролингско-го искусства. Это вообще един-ственная металлическая оправа церковного алтаря, сохранивша- яся со времени Каролингов. Ли-цевую часть шедевра украшает изображение Христа на троне и 12 сцен Нового Завета. Задняя стенка алтаря значительно инте-ресней. Большинство средневе-ковых произведений искусства анонимны. Осознание смертного греха гордыни не позволяло ав-торам оставлять имена на рабо-тах, по сути принадлежавших не им, а божественному вдохнове-нию. Тем удивительней пример самосознания, продемонстриро-ванный мастером Вульвином. Он не только изобразил себя, полу-чающим корону из рук Амвросия Медиоланского, в одном из ме-дальонов задней стенки алтаря, но и подписал автопортрет. В другом медальоне такую же точ-но корону из рук небесного по-кровителя Милана получает ар-хиепископ Ангильберт II (824-859) - заказчик алтаря. Кроме медальонов задняя стенка алтаря украшена 12 сценами из жизни св. Амвросия.
Капелла Сан-Вииторе (San Vittore in Ciel d'Oro) в правом трансепте примечательна мозаи-ками V в., в том числе древней-шим изображением Амвросия Медиоланского. За всех милан-цев Бога просит пожилой толсто-губый человек с мудрым, чуть усталым взглядом и большими оттопыренными (левое сильнее, чем правое) ушами.
Другим украшением интерьера служит замечательное ограждение хора XII в., соединяющее в себе черты византийского и романско-го искусства. В крипте в прозрач-ных реликвариях хранятся мощи Гервазия, Протасия и Амвросия Медиоланского. Через левую часть трансепта можно пройти в портик Браманте.
39. Музей науки и техники Леонардо да Винчи
Музей расположен в монастыре Сан-Витторе (XVI). Основан в 1953 г. Экспозиция состоит из ри-сунков машин, а также моделей и оригинальных аппаратов, расска-зывающих о развитии науки и тех-ники в Италии. Интересна бога-тейшая коллекция часов -- от са-мых древних водяных и песочных до современных электронных. Один из залов (еще его называют галереей) посвящен открытиям Леонардо да Винчи. У входа в га-лерею выгравирован автопортрет художника.
40. Музей Милана
Музей расположен на одной из са-мых старинных улиц города, рядом с via Monte-Napoleone (ул. Монте-Наполеоне). В экспозиции музея картины, печатные издания, различ-ные документы, предметы искус-ства, связанные с историей Милана.
41. Галерея современного искусства
Лучшая часть галереи -- коллек-ция Карло Грасси, включающая произведения венецианского живописца XVIII в. Пьетро Лон-ги, французских художников XIX в. Сезанна, Ван Гога, Мане, Гогена, Сислея, Тулуз-Лотрека, Коро. В собрании скульптуры есть Антонио Канова. Безуслов-ным открытием будет знаком-ство с миланским скульптором Медардо Россо (1858-1928), творчеству которого посвящены два зала.
42. Церковь Сан-Лоренцо-Маджоре
В кольце пригородных храмов раннехристианского времени один сохранился замечательно. Церковь Сан-Лоренцо-Маджо-ре -- здание необычной и превос-ходной архитектуры, ошеломля-ющий памятник погибшей циви-лизации древнего Рима. Церковь IV в. в честь мученика Лаврен-тия представляет собой в плане квадрат внутреннего помеще-ния, заключенный в галерею, по сторонам которой поставлены четыре башни. В конце XVI в. через углы центрального объема перебросили арки, превратив-шие его в восьмиугольник, а ку-пол подняли на высокий бара-бан. Из трех больших капелл восточная, в память Ипполита (мученика, связанного со св. Лаврентием), и южная, Сант-Аквилино (названная так позд-нее по имени местного святого, жившего, видимо, около 1000 г.), были возведены одновремен-но с главной церковью. Север-ная капелла Сан-Систо (в па-мять папы Сикста II, принявше-го мученическую смерть вместе с Лаврентием) -- пристройка, сделанная около 500 г. Шестнадцатиколонный портик, располо-женный напротив входа, -- все, что осталось от обширного дво-ра-атрия, через который вступа-ли в храм. Его колонны строите-ли взяли из какого-то языческо-го святилища II или III в.
43. Церковь Сант-Эусторджо
Капелла Портинари романской церкви Сант-Эусторджо - жем-чужина стиля ренессанс. Ее по-строил флорентинец Микелоццо по заказу купца Пиджелло Портнари. Архитектура храма, его фрески, показывающие жизнь и мученичество св. Петра, работы местного живописца Винченцо Фоппы, скульптура Джованни ди Бальдуччо образуют вместе гар-моничный ансамбль. Фрески и бесчисленные алтарные образы миланских художников заслужи-вают многих часов блужданий по городу. Историю миланской жи-вописи, по счастью, все еще можно изучать в миланских цер-квях и видеть живописные рабо-ты в местах и в употреблении, для которых они написаны. Упо-мянутый Винченцо Фоппа родил-ся в Брешии ок. 1428 г. и, прожив на свете почти 90 лет, стал осно-вателем миланской школы живописи. Про него говорят, что он чересчур прост и не так артисти-чен в линии, но в понимании цве-та Фоппа шел за Пьеро делла Франческа. Последователем и, может быть, учеником Фоппы был Амброджо Боргоньоне, ко-торого называют «северным Фра Анджел ико». Через 20 лет госле «Тайной вечери» Леонардо он пи-сал свое «Венчание Богоматери» в Сан-Симпличано совершенно в том же духе, как писал Фра Анд-желико за 60 лет до Леонардо. Фрески Боргоньоне, перенесен-ные из упомянутой церкви Сан-Сатиро в Пинакотеку Брера, говорят о нем, как о блестящем ко-лористе. На Боргоньоне и Бра-мантино оканчивается старая ломбардская школа, шедшая от Фоппы.
Литература
1. Вокруг света: Италия. - М.: Изд-во «Вокруг света», 2006
2. Италия: города искусств. - М.: Изд-во «Вокруг света», 2006