Рефератпо теме«Дунай, история от древности к современности»Выполнила: Дата ________ роспись________ Проверил : Дата ________ роспись_________Донецк 2008 г.СодержаниеВведение1. История реки Дунай2. Река Дунай3. Характеристика территориального деления реки4. Развитие морских грузоперевозок по ДунаюСписок используемой литературыВведениеДунай, название одной из самых больших рек Украины, эта река на самом деле огромна , поскольку Дунай протекает почти половину территорий Европы, и здесь же является второй рекой по протяженности (протяженность реки около 2860км.), после великой царицы российских рек Волги. На территории Румынии и Украины река разделяется на два рукава и образуя дельту Дуная и впадает в Черное море.
Этимология названия реки «Дунай» по одной из версий означает «быстрая вода» и связана с кельтскими словом «Danuvius», поскольку «danu», что в переводе означает быстрый и vius означющее вода, а по другой версии восходит к скифо-сарматскому слову «dвnu», что означало вода или же река (в современном осетинском языке употребляется слово -- «дон»).
Хотелось бы добавить, что Дунай жители Европы еще называют и международной рекой или «река дружбы», поскольку Дунай своим течением через Европу связывает такие страны как: Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния и конечно же протекает на Украине, чем сегодня государство может гордится.
1. История реки Дунай
Наиболее ранние достоверные сведения о Дунае содержатся в сочинениях древнегреческого историка и ученного Геродота (V век до н. э.), который писал во второй книге «Истории», что река Истр (древнегреческое название Дуная) начинается в стране кельтов и течёт, пересекая Европу посередине. Впадает же река Истр в Эвксинский понт (название в те времена Чёрного моря) семью рукавами (другими словами это ознало, что перед тем как Дунай впадает в Черное море он делился на семь рек, его продолжения). Геродот сделал также выводы о характере питания реки, о ее притоках и многое другое, поражающие своей точностью даже современных ученных и географов. Современное название реке дали кельты, которые обитали тут в первой половине первого тысячелетия до н.э. В 105 году император Траян перекинул первый каменный мост через Дунай, для возможного перемещения с одного берега реки на другой.
В литературных источниках античных времен это название река носила от истока до Катарактов. Нижний Дунай называли в древности Истром. В некоторых источниках античности это название распространялось на всю реку.
Первыми мореплавателями, исследовавшими нижнее течение реки, были финикийцы, за ними пришли греки, основавшие на берегах Дуная в XI-IX вв. до н. э. свои колонии и торговые фактории на территории нынешних городов Измаил, Килия, Силистра и др., во второй половине IX в. до н. э. на Дунае появляются македонцы.
Подробные исследования всего течения Дуная сделали римляне. Они построили вдоль берегов реки десятки укреплений, проложили дороги, создали речной флот. И Дунай стал оживленным торговым путем.
В XI- XII вв. славянские и другие племена, значительно потеснив византийцев к югу, оседают на берегах Нижнего Дуная. Средний Дунай занимают западные группы славян - чехи, словаки. Здесь же, а также на Верхнем Дунае прочно обосновываются германские племена и тюркские пришельцы.
Возникновение Киевской Руси на рубеже YIII-IX вв. привело к оживлению торговли по Дунаю - естественному водному пути, удобному для поддержания связей не только между народами, населявшими его берега, но и для торговли с приморскими государствами на Черном море и за его пределами. В русской летописи времен киевского князя Святослава говорится, что здесь "...вся благая сходятся: от грек злато, паволоки (что означает ткани), вина и овощеве различные, из чех же и угор серебро и комони (так называли коней), из Руси же скора (то есть кожи) и воск, мед и челядь".
"Вся благая" разжигала аппетиты многих властителей. Сюда направляли свои войска персидский царь Дарий и Александр Македонский, римские императоры и хан Батый. Двигались вдоль Дуная отряды крестоносцев. Почти три столетия хозяйкой Нижнего и Среднего Дуная была Оттоманская империя. В периоды новой и новейшей истории здесь соперничали Австрия, Германия, Англия, Франция, Российская империя...
Богатая природа края, его прошлое и новостройки - все это вызывает большой интерес. С каждым годом возрастает поток туристов, совершающих путешествия по великой реке.
Таким образом, далее вместе с историей Европы и складывалась и история международной реки, и сейчас мы можем наблюдать Дунай таким каким он уже сформировался за долгие периоды истории. Сегодня река имеет можно сказать мировое значение объединяя своими водами страны Европы, с возможностью осуществления различных морских транспортировок.
2. Река Дунай
Река берёт начало в горах Шварцвальда это Баден-Вюртемберг в Германии, где возле города Донауэшинген на высоте 678м над уровнем моря сливаются горные ручьи Брег, длина которых состовляет 48км. и Бригах, длиною 43 км.
О направлении течения реки можно сказать о том, что на своём пути Дунай несколько раз меняет направление. Сначала он течёт по горной области Германии на юго-восток, а потом на отметке 2747км (километраж реки измеряется от крайней точки гирла в направлении истока) меняет направление на северо-восточное. Это направление сохраняется до города Регенсбург (2379км), где находится самая северная точка течения реки (49°03' сев. ш.). Возле Регенсбурга Дунай поворачивает на юго-восток, затем пересекает Венскую котловину, и дальше более чем 600 км течет по Среднедунайской низменности. Проложив русло через горные цепи Южных Карпат по ущелью Железные Ворота, до самого Черного моря (более 900 км) протекает по Нижнедунайской низменности. Самая полноводная точка реки находится возле города Свиштов (Болгария) -- 43°38' сев.шир.
В нижнем течении Дунай, разветвляясь, создает большую, прорезанную густой сетью рукавов и озер, болотистую дельту длиною с запада на восток 75 км и шириною с севера на юг 65км. У Дуная имеются многочисленные рукава, которые иногда значительно (на 10 и более километров) отходят от основного потока. Наиболее длинными на правом берегу являются рукава Мошонский или Дьёрский Дунай (виток -- 1854км, гирло -- 1794км) и Дунеря-Веке (237 и 169км); на левом берегу -- Молый Дунай (исток -- 1868км, впадает в Ваг), Шорокшарский Дунай (1642 и 1586км), Борча (371 и 248км). Вершина дельты находится возле мыса Измаильский Чатал за 80км. от гирла, где основное русло Дуная сначала распадается на Килийское и Тульчинское. Через семнадцать километров ниже по течению Тульчинское гирло разделяется на Георгиевское гирло и Сулинское гирло, которые впадают в Черное море отдельно. Килийское гирло в границах территории Украины создает так называемую Килийскую дельту, которая является наиболее быстротечной частью дельты Дуная. Большая часть дельты Дуная покрыта плавнями -- это второй по площади массив этого ландшафта в Европе (уступает только плавням в дельте Волги). В дельте Дуная расположен Дунайский биосферный заповедник.
О притоках стоит добавить, что Дунайский бассейн имеет асимметричную форму, меньшей по величине является его правобережная часть ( состовляющая 44 % всей площади водосбора), но на правом берегу расположены наиболее полноводные притоки, с которыми в Дунай поступает примерно 70% воды.
Около 120 притоков Дуная формируют гидрографическую сетку бассейна. Распределены притоки неравномерно: большинство из них находится в передгорьях Альп и Карпат, на территории Венгерской (Среднедунайской) низменности их почти нет. Притоки Дуная, которые берут начало в горах, имеют в верховьях горный характер. Выходя на равнину, они приобретают типичные черты равнинных рек и на большом протяжении судоходны. Аеще хотелось бы добавить, что в Словакии крупнейший Житный остров является речным островом Дуная и одновременно Европы.
На берегах реки Дуная расположены десятки больших городов, в том числе столицы четырёх европейских стран: Австрии -- город Вена (с населением около1600 тысяч жителей), Сербии -- город Белград (с населением примерно 1200 тысяч человек), Венгрии -- горд Будапешт (население которого состовляет 2016 тысяч), Словакии -- Братислава (с численностью жителей около 430 тысяч).
3. Характеристика территориального деления реки
Дунай от истока до гирла протекает по территории или по границе 10 государств (Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия и Украина).
Также бассейн Дуная полностью или частично охватывает территории 17 государств Центральной и Южной Европы (кроме 10 вышеперечисленных -- Италия, Словения, Босния и Герцеговина, Албания, Македония, Польша, Швейцария и Чехия. Для всех придунайских стран Дунай на отдельных участках является природной государственной границей с соседними странами. В границах территорий отдельных стран длина Дуная составляет от 0,2 км.,это в Молдавии, и до 1075км. где река протекает в Румынии.
По комплексу физико-географических характеристик Дунай делят на три следующие части, это:
· верхний Дунай, протяженность ко торого состовляет 992км., протекает от истока реки до селения Генью;
· средний Дунай протяженностью 860км., протекающий от селения Генью и до города Дробета-Турну-Северин (город расположен в юго-западной части Румынии;
· Нижний Дунай протекающий территорией в 931км. от города Дробета-Турну-Северин и аж до впадения Дуная в Черное море. Дунай даёт почти половину общего объема стока в Черное море.
4. Развитие морских грузоперевозок по Дунаю
Развитие судоходства по Дунаю началось еще в XIX веке. В 1834 году измаильские купцы владели 20 судами, ренийские - 5 единицами флота. Чтобы вывезти товары за границу по самому короткому пути, применялся небольшой по грузоподъемности транспорт, так как Килийский рукав Дуная не позволял проходить судам с осадкой более 6 футов (1 фут - 33 см).
В середине XIX века наблюдается подъем дунайских портов. Только в 1846 году Измаил посетило 138 судов, среди них 50 русских, 45 - турецких, 38 - греческих, 8-австрийских, 2 - английских. Поражение России в Крымской войне (1853-1856 гг.) стало главным препятствием в развитии дунайской торговли и на протяжении 20 лет Россия фактически была устранена с Дуная. После победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. государственная граница России была установлена по Килийскому гирлу Дуная и по реке Прут.
В начале 80-х годов XIX века перед русским правительством стала задача создания пароходного общества на Дунае. 3 июля 1881 года было утверждено «Положение о срочном товаро-пасажирском пароходном сообщении между городами Одессой и Измаилом с заходом в Килию и Рени». Каждые две недели в Измаил, затем в Килию, из Килии в Рени, из Рени в Измаил и через Сулину в Одессу совершал срочные рейсы пароход предпринимателя. Скорость судна была равна 7 узлам. Второй пароход Ю.Е. Гагарина «Федор», переименованный в 1883г. в «Измаил», совершил 18 рейсов в порт Рени. Цель его была благородной - открыть русскому коммерческому флоту путь на Дунай, и на новое, еще неизвестное дело он тратил весь свой капитал.
Постепенно налаживались регулярные каботажные перевозки между русскими дунайскими портами. Однако развитие капиталистического производства, рост выпуска продукции требовали новых рынков сбыта товаров. Нужно было устанавливать тесные торговые связи с придунайскими странами. В одиночку решить этот вопрос Гагарин не мог. Его личных средств на это оказалось недостаточно.
В 1883 году дело, начатое Гагариным, переросло в торговую компанию. 125 лет назад появляется первое русское пароходное общество «Князь Юрий Гагарин и Ко». С 21 ноября 1883 года впервые в истории отечественного торгового судоходства на Дунае Россия устанавливает регулярные международные торговые связи с придунайскими государствами.
Чтобы удержаться на берегах Дуная в конкурентной борьбе с пароходными компаниями других иностранных держав, необходимо было иметь сильный торговый флот. Поэтому спустя несколько лет, в 1886 году, пароходное общество князя Гагарина было преобразовано в акционерное общество под названием «Черноморско-Дунайское пароходство». Это общество открыло дорогу русским товарам по великой европейской реке и доказало выгодность пароходного сообщения на Дунае.
14 октября 1944 года по решению Государственного Комитета Обороны СССР для обеспечения перевозок по Дунаю советских войск и техники, а также народнохозяйственных грузов в городе Измаиле было создано Советское Дунайское государственное пароходство.
Рост товарооборота, развитие судоходства по Дунаю требовали оснащения пароходства качественно новыми судами. В 50 - 60-е годы было построено 75 новых буксиров и толкачей типа: «Владивосток», «Киев», «Москва», «Рига», «Иваново», «Корнойбург», а в 70 - 80-е годы речной флот пароходства пополнился мощными толкачами типов «Сергей Авдеенков», «Запорожье», «Ленинград» и 19 самоходными сухогрузными судами серии «Капитан Антипов». Наряду с этим из эксплуатации выводился устаревший флот.
В 1957 году в Килийской части дельты Дуная был открыт глубоководный канал Прорва, что способствовало развитию морских перевозок и флота УДП.
19 мая 1978г. на основе межправительственного соглашения четырех стран - Болгарии, Венгрии, Советского Союза и Чехословакии - создано международное хозяйственное судоходное предприятие.
С 1984г. действовала лихтеровозная транспортно-технологическая система, обслуживаемая лихтеровозами «Борис Полевой», «Павел Антокольский», «Анатолий Железняков» и «Николай Маркин». Система работала по следующим направлениям: порты Черного и Средиземного морей, Ближнего Востока, Северной и Восточной Африки.
Советское Дунайское пароходство в 80-е годы представляло собой крупное комплексное предприятие, только транспортный флот которого насчитывал более 1000 единиц дедвейтом около 1 млн. тонн. СДП обеспечивало перевозки внешнеторговых грузов страны, грузов иностранных владельцев в бассейне реки Дунай, а также на порты Черного, Средиземного, Красного морей Юго-Восточной Азии, Западной и Северной Европы.
В 1983 году Советское Дунайское пароходство было награждено орденом Дружбы народов.
Позднее уже в 90-е годы флот Украинского Дунайского пароходства пополнился серией из шести морских судов, построенных в Португалии.
В 2001 году «Украинское Дунайское пароходство» первому в стране присвоен статус национального перевозчика.
Стоит добавить, что приоритетным направлением деятельности Дунайского пароходства является предоставление транспортных услуг юридическим и физическим лицам с гарантированным качеством перевозок, удобством и безопасностью доставки грузов и пассажиров. Основное направление компании сосредоточено на удовлетворении потребностей и интересов клиента, а также на развитии продолжительного сотрудничества.
В первую очередь нужно добавить то, что на самом деле благодаря тому, что Украина полностью расположена в Европе и дает возможность стране осуществлять различные морские грузоперевозки по (о чем уже упоминалось выше) Дунаю, выгодные для экономики государства.
Список используемой литературы
1. «Водные маршруты Украины» . И.Е. Кацнельсон, 2001г. 2. «Энциклопедия истории Украины», 2005г.3. «Тайна истории Украины-Руси» Олесь Бузина, 2005г.4. «История Украины» Михайло Бердута, 2009г.