Экономическое развитие германских городов Берлина и Бранденбурга
Экономическое развитие германских городов Берлина и Бранденбурга
Реферат по теме:
Демографическое устройство Берлина
Берлимн (нем. Berlin) - столица Германии, самый большой город Германии как по количеству населения, так и по площади. После Лондона Берлин - второй по количеству населения и пятый по площади город Евросоюза.
Основные аэропорты Берлина - аэропорт Schonefeld (Шонефельд) и аэропорт Tegel (Тегель).
Берлин - одна из 16 земель в составе Федеративной Республики Германия. Город расположен на берегах рек Шпрее (с этим связано «прозвище» Берлина «Spree-Athen» - «Афины на Шпрее») и Хафель в центре федеральной земли Бранденбург, частью которой он не является (с 1920).
Около 1200 года на месте современного Берлина располагались два торговых поселения - Кёльн и Берлин. Точная дата получения ими городских прав неизвестна. Городские права Кёльна впервые упоминаются в 1237 году, городские права Берлина - в 1244 году. В 1307 году города объединились и образовали общую городскую управу. В 1400 году население объединённого Берлина составляло 8000 человек. Историческое название «Кёльн» нашло своё отражение в названии берлинского района «Нойкёльн».
Берлин был столицей Пруссии и после создания Германской империи стал её столицей.
После Второй мировой войны в соответствии с решениями Ялтинской конференции Берлин, хотя и находился на территории советской зоны оккупации Германии, был разделён четырьмя державами-победительницами на оккупационные секторы. Позднее три сектора оккупации союзников были преобразованы в Западный Берлин, получивший статус особого государственного образования, но безусловно тесно связанного с ФРГ. Передвижение между секторами Берлина длительное время оставалось свободным, и в целях предотвращения утечки населения в западные секторы правительством ГДР было принято решение о возведении Берлинской стены, окружившей с 13 августа 1961 года Западный Берлин. Берлинская стена, ставшая одним из главных символов холодной войны, просуществовала до 1989 года. После объединения Германии в 1990 году её столицей стал воссоединённый Берлин. К 1994 году туда переехали из Бонна бундестаг, администрация президента и федерального канцлера.
Сегодня Берлин является одним из важнейших промышленных, научных и культурных центров. В Берлине очень развито велосипедное движение. Все дороги оснащены специальной полосой для велосипедистов, а также специальными небольшими светофорами для велосипедистов. Автобусы на остановках (есть и 2-х этажные автобусы, как и поезда-электрички Эсбана (SBahn)) накреняются автоматически к месту остановки, чтобы было легче входить пенсионерам и людям с велосипедами.
Берлин. Бранденбург.
Берлин является крупнейшим городом Германии и одновременно самостоятельной федеральной землей. Он занимает площадь 889 кв. км. и в административном плане разделен на 23 района. В городе проживает 3,47 млн. жителей.
Объединение Германии коренным образом изменило рамочные условия, предопределяющие экономическое развитие Берлина и приоритеты во внешнеэкономических связях. В 1990-92 гг. отмечался значительный рост инвестиций и приток товаров потребительского назначения, выросло число занятых на производстве и в сфере услуг. Однако уже в 1993 г. стали нарастать проблемы, связанные со структурным дисбалансом городского хозяйства. Четко обозначилась тенденция на сокращение инвестиций в экономику Берлина по государственным и коммерческим каналам, хотя в абсолютных величинах объем капиталовложений значителен (в период с 1996 г. по 2000 г. будет освоено 300 млрд. марок).
По состоянию на конец 1997 г. - начало 1998 г. фиксируется стагнация развития экономики Берлина. По разным оценкам экономический рост в 1997 г. составил от 0,7 до 1%. Характерно, что в западной части города экономика развивалась более динамично (отмечен рост 1,3%), чем в восточной (спад - 1,8%). Наиболее тяжелое положение сохранялось в торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности.
В 1997 г. предприятия, которые оценивали свое положение как неудовлетворительное, по оценкам ТПП Берлина, в количественном отношении по-прежнему преобладали. В начале года таких предприятий было 32%, в конце - 31%. Положительным образом характеризовали свои перспективы соответственно 13% и 20% предприятий. Одной из причин пессимизма производителей является сохраняющийся низкий спрос на внутреннем рынке, что связано со снижением инвестиционной активности, особенно в строительстве, сокращением бюджетного финансирования, уменьшением потребления домашними хозяйствами.
Благоприятная экспортная конъюнктура пока не отражается на промышленности Берлина, т.к. она преимущественно ориентирована на внутреннее потребление, и ее структурная перестройка не завершена.
Большинство берлинских предпринимателей скептически оценивали перспективы 1998 года и не ожидали конъюнктурного оживления. Исключение составляет банковский сектор, сферы услуг и туризма.
К промышленным объектам, с которыми связываются надежды на рост производства и создание рабочих мест, относятся, в первую очередь подразделения западногерманских и зарубежных компаний, обосновавшихся в Берлине, например, «Мерседес-Бенц» (линия по производству двигателей), сигаретная фабрика «Филипп Морис», завод по производству мотоциклов БМВ, проекты с участием концернов «Кока-Кола», «Форд», «Жиллетт» и т.д. Ожидается, что с их участием будут привлечены инвестиции в объеме 70 млрд. марок.
К наиболее динамично развивающимся отраслям городского хозяйства в перспективе будет относиться сфера услуг. Речь идет, в первую очередь, о гостиничном сервисе и общепите. Средства массовой информации также вступают в фазу интенсивного развития.
Конъюнктурные преимущества получат предприятия, предоставляющие услуги в области компьютерного обеспечения, маркетинга, рекламы, консалтинга, инжиниринга, лизинга, а также переподготовки кадров и организации выставок и деловых конгрессов. Дополнительные рабочие места образуются в результате выделения соответствующих подразделений из структуры промышленных предприятий и приватизации некоторых государственных учреждений.
При анализе динамики развития сферы услуг отмечаются два определяющих фактора:
Во-первых, рост во многом зависит от спроса на услуги со стороны промышленных предприятий города. Однако правления компаний общегерманского значения, которые, как правило, оформляют соответствующие заказы, в Берлине представлены слабо. По прогнозам, головные конторы ведущих фирм ФРГ переберутся в Берлин нескоро.
Во-вторых, в западной части ФРГ уже сложилась межрегиональная устойчивая структура отраслевых компаний, предоставляющих услуги, и конкуренция берлинских фирм с ними, по крайней мере в краткосрочной перспективе, будет малоэффективной.
По прогнозам, в 1998 г. темпы роста ВВП в Берлине составят около 1%. При этом его катализатором, как полагает, в частности ТПП Берлина, должно стать развитие отраслей, ориентированных на производство товаров для экспорта. В случае закрепления положительной тенденции, в 1999 г. темпы роста могут достигнуть 2%.
По прогнозам Немецкого института экономических исследований, среднегодовой рост ВВП в Берлине в период до 2000 г. составит 1,5%. С учетом изменений производительности труда по отраслям число занятых к 2000 г. достигнет 1,5 млн. В последующие 5 лет экономический потенциал будет возрастать такими же темпами.
В период с 2005 по 2010 гг. темпы роста ВВП составят 2%. При этом структура занятости претерпит изменения: в обрабатывающей промышленности и строительной индустрии будет занято примерно по 10% трудовых ресурсов, в сфере услуг - более 30%. Возрастет значение миграции рабочей силы на местном уровне - между Берлином и Бранденбургом.
Руководство земли в силу ограниченности бюджетных ресурсов не в состоянии оказывать существенное стимулирующее воздействие на экономику. Проблема бюджетного дефицита в 1997 г. оставалась весьма острой. Одна из основных причин - перманентное сокращение налоговых поступлений. Оказалась также недостаточно эффективной программа приватизации - поступления в бюджет 6 млрд. марок от продажи муниципальной собственности добиться не удалось. ТПП Берлина полагаал, что в 1998 году следует обеспечить бездефицитность бюджета путем дальнейшей приватизации и осуществления мер экономии.
По прогнозам, в 1998 г. доход бюджета от продажи муниципальной собственности может составить 6,2 млрд. марок.
Проблемы с бюджетом используют сторонники объединения земель Берлина и Бранденбурга. Они полагают, что такое решение позволит упростить и удешевить административную систему, объединить финансовые ресурсы и более гибко использовать их.
В достаточно сложной экономической ситуации правительство и деловые круги Берлина вынуждены искать дополнительные стимулы для оживления внешнеэкономических отношений. 77% предприятий земли поддерживают деловые связи с зарубежными партнерами. В 1997 г. экспорт из Берлина вырос на 10%.
В структуре экспорта Берлина преобладают готовые изделия, прежде всего продукция машиностроения и электротехника. В импорте основное место занимают продукты питания и готовые изделия.
Главными торговыми партнерами Берлина являются Франция, Великобритания, Нидерланды, Италия, Россия и Польша.
В экспорте России в Берлин основное место занимают природный газ и нефтепродукты /более 60%/, химические полуфабрикаты и металлы. Продукции машиностроения было поставлено на З млн. марок и электротехники - на 5 млн. марок.
В импорте РФ из Берлина преобладают продовольствие (31%) и электротехнические изделия (22%). Заметное место занимают химические товары, автомобили, энергетическое оборудование, фармацевтика.
Правительство и деловые круги Берлина все большее значение придают развитию торгово-экономических отношений с Россией, в т. ч. на региональном уровне, например, с Москвой. При этом правительство Берлина пытается использовать не только традиционные формы стимулирования экспорта, рассматривая Россию главным образом как рынок сбыта готовой продукции, но и способствуют участию берлинских фирм в совместных проектах в РФ.
К наиболее значительным проектам кооперационного сотрудничества между Россией и Берлином можно отнести следующие:
Реконструкция системы связи с участием берлинской фирмы «Алкатель Сель» в Перми. Проект находится в завершающей стадии реализации.
Осуществление ряда проектов с участием берлинских фирм в Республике Коми.
Фирма «Алкатель Сель» осуществляет поставку телекоммуникационного оборудования для модернизации системы связи. Компания «Интермед» поставляет медицинское оборудование для учреждений системы здравоохранения Республики. Фирма «Нагема» планирует принять участие в реализаиии проекта, связанного с улучшением продовольственного обеспечения жителей Республики, в частности, будет поставлена линия по производству вафель. Ведутся переговоры между республиканскими предприятиями и фирмой «Bемекс» по совместным проектам в производственной сфере.
Берлинские компании сотрудничают с партнерами из Татарстана. Фирма «Берлин-Хеми» поставляет оборудование для производства медицинских инъекционных препаратов. «Интермед» участвует в производстве медицинского оборудования. «Алкатель Сель» модернизирует телекоммуникационную систему в Республике. «Нагема» имеет соглашение в области реконструкции предприятий, производящих с/х оборудование и оборудование для пищевой промышленности региона.
В Челябинске компания «Алкатель Сель» участвует в производстве телекоммуникационного оборудования.
Общий объем поставок в рамках этих региональных соглашений составляет около 130 млн. марок.
В производстве и модернизации пассажирских вагонов дальнего следования на Тверском вагоностроительном заводе и заводах МПС РФ принимает участие «Дойче Ваггонбау», Берлин. Развитие сотрудничества затруднено из-за нерешенности вопросов финансирования с российской стороны.
Проект по совместному производству современной женской и мужской одежды на текстильных предприятиях в Москве и области, в Калининграде и области предложен берлинской фирмой «Штайльманн Остойропа». Однако для его реализации, по информации немецкой стороны, до настоящего времени в указанных регионах не найдены партнеры.
В стадии реализации находится проект поставки текстильного оборудования для АО «Елис-Мода» в г. Перми, который осуществляет фирма «Текстима Экcпорт-Импоpт», г. Берлин.
Бранденбург.
Федеральная земля Бранденбург (административный центр Потсдам) входит в состав так называемых новых федеральных земель (НФЗ), как составная часть бывшей ГДР. Территория земли составляет более 20 тыс. кв. километров, население - более 2,5 млн. человек.
Бранденбург является одной из развитых в экономическом отношении среди новых федеральных земель. Ее роль для Берлина сравнима по своему значению с ролью Московского региона для Москвы. Не случайно в настоящее время экономические связи Московской области и земли Бранденбург оцениваются как весьма развитые и перспективные. Внутренний валовой продукт (ВВП) федеральной земли по итогам 1996 года составил 68 млрд. марок, что на 3,1% выше, чем в предыдущем году. По данному показателю Бранденбург вышел на первое место среди новых федеральных земель ФРГ. При этом ВВП на душу населения составил 26 тыс. марок, что за исключением Берлина также является наивысшим показателем среди НФЗ.
На долю промышленности в земле Бранденбург приходится 44% ВВП. Среди наиболее развитых отраслей: угледобывающая промышленность (около 50% всей восточногерманской добычи бурого угля), нефтеперерабатывающая - более 12 млн. тонн нефти в год, из них 11 млн. тонн российской, черная металлургия (металлургический завод в Айзенхюттенштадте), химическая промышленность, ряд секторов машиностроения (подъемно-транспортное оборудование, оборудование для угольной промышленности, производство грузовых автомобилей и железнодорожного подвижного состава, оборудование для производства и распределения электрической энергии).
Продолжается начавшийся в 1994 году рост показателей внешней торговли земли Бранденбург. В 1997 году ее внешнеторговый оборот превысил 11 млрд. марок, что в 2 paзa больше, чем в 1993 году. Особая динамика роста (более, чем на 65%) отмечается в экспорте товаров всех групп.
Основное место в экспорте занимают черные металлы и изделия из них (28%), автомобили (10%), продовольствие (8%), изделия из бумаги (7%), электротехнические изделия (4%).
В импорте преобладают машины и оборудование, а также российская нефть.
Главными торговыми партнерами земли Бранденбург в 1997 году были: Россия - 31,5%, Франция - 10,1%, Польша - 9,91%, Нидерланды - 7,7%. Рост поставок нефти и особенно цен на этот товар обусловили существенное, на 40%, увеличение товарооборота между РФ и землей Бранденбург. В 1996-97 гг. доля России во внешней торговле этой земли достигла более 30%.
Импорт России из Бранденбурга sa последние 3 года снизился в 2,4 раза. В российских закупках в Бранденбурге преобладают готовые товары (80,8%), заметна роль продовольствия (13,1%), доля полуфабрикатов невелика (5,9%), а закупка сырья почти отсутствует (0,3%). Положительное сальдо нашей страны с этой федеральной землей выросло до 1,2 млрд. марок. На Бранденбург приходится значительная доля положительного сальдо торгового баланса России с ФРГ в целом.
Велика доля земли Бранденбург в общем товарообороте России с НФЗ. Так, в 1997 году на эту землю пришлось более 41% российской торговли со всеми восточногерманскими землями.
Земля Бранденбург играет ключевую роль в системе нефте- и газопоставок из России в Западную Европу. С реализацией проектов поставок ямальского газа роль этой земли возрастает еще больше. В структуре поставок из России в Бранденбург резко преобладает топливно-сырьевые товары (почти 90%) и полуфабрикаты (9%). Доля готовой продукции крайне незначительна (1%). Подобная ситуация требует безотлагательных усилий как с одной, так и с другой стороны по выработке новых концепций взаимовыгодного и перспективного экономического сотрудничества, включая развитие производственной кооперации. При этом стороны должны рассматривать друг друга как равноправные партнеры, способные к плодотворному сотрудничеству. Необходимо создание политических и экономических условий, чтобы немецкая сторона перестала бы видеть в России лишь рынок сбыта готовой продукции и источник энергоносителей и сырья.
Снижение импорта РФ из Бранденбурга в 90-е годы вызывает соответствующую реакцию в деловых кругах этой земли. Они понимают, что ситуация с большим дисбалансом и однобокостью в структуре экспорта и импорта не может оставаться вечной. Она опасна в своей неопределенности не только для России, но в известной степени и для экономики земли Бранденбург. Многие оценивают нынешнюю структуру экономических взаимоотношений как бесперспективную. С другой стороны, многие предприниматели земли Бранденбург понимают, что в ситуации спада промышленного производства в НФЗ, высочайшим за всю послевоенную истории Германии уровнем безработицы, полагаться только на помощь и сотрудничество с новым «старшим братом» (западными федеральными землями), а также другими странами ЕС является непозволительной роскошью и потерей времени.
Наиболее быстрым и эффективным путем разрешения сложившейся ситуации может и должна стать широкомасштабная экономическая кооперация с Россией. При этом здесь нет необходимости все начинать «с нуля». Необходимо формирование в среде чиновников и частных предпринимателей мысли о необходимости восстановления утраченных позиций во взаимовыгодных и, в свое время, достаточно объемных совместных проектах, в налаживании прерванных связей между российскими и немецкими предприятиями и организациями. Представители среднего и мелкого бизнеса с обеих сторон в наибольшей степени заинтересованы в развитии многостороннего сотрудничества, в том числе и на региональном уровне.
Строительство жилья для военнослужащих на территории России. С 1993 года фирмой «Бук Инпар» (г. Пинов) осуществляется проект поставки в Россию контейнерных жилых объектов через компанию «Конверсия-жилье» с использованием немецких кредитов. Премьер-министр земли Бранденбург М. Штольпе в 1996 году выступил с инициативой продолжения этой программы в 1998-2001 гг. Он заявил о готовности предоставить в этой связи новый кредит в размере до 600 млн. марок. В октябре 1996 года в Москве было подписано соглашение, согласно которому строительные фирмы Бранденбурга поставят в Россию товары и услуги на сумму 150 млн. марок в год. Всего запланировано строительство 4 тыс. квартир.
Проект самолета Ту-134 на 100 пассажиров с двигателями «БМВ/Роллс-Ройс». Россия и Украина значительно опережают западные фирмы «Боинг», «Аэробус» и «Макдонелл-Дуглас» в разработке самолета данного класса. Сейчас на этом самолете используются двигатели запорожского авиазавода. Со своей стороны «БМВ/Роллс-Ройс» предлагает двигатель собственной конструкции БР-710, полагая, что это откроет хорошие возможности для сбыта такого самолета на мировом рынке. В этой связи правительство земли Бранденбург предпринимает усилия с целью получения политической поддержки проекта и государственных гарантий со стороны правительства России.
При этом позиция немецкой стороны основывается на простой продаже произведенных в ФРГ двигателей российским авиастроителям, а также своем участии в переоборудовании самолетов на западные стандарты при российском финансировании всех связанных с этим затрат. Однако, с точки зрения российских интересов, представляется оправданной схема совместной доработки самолета на основе полномасштабной кооперации с частичным германским финансированием и созданием, в последующем, лизинговой германо-российской фирмы.
Международный центр кооперации в области технологий. В мае 1997 г. в Москве был подписан протокол между землей Бранденбург и Московской областью о принципах деятельности. Правительство Бранденбурга готово финансировать данный проект, характеризуя его как «важный». Немецкая сторона рассчитывает на финансовое содействие и с российской стороны.
Проект по реконструкции металлургического комбината «Северсталь». В июне 1997 года подписан договор о намерении между немецкой фирмой «Эко-Шталь» (г. Айзенхюттенштадт, Бранденбург) и российской фирмой «Северсталь» (г. Череповец).
Правительство Бранденбурга полагает, что данный проект настолько важен, что его реализация может оказать реальное положительное воздействие на политические связи между РФ и Европейским Союзом. Механизм финансирования проекта до настоящего времени не определен.
Одновременно правительство Бранденбурга оказывает политическую поддержку фирме «Эко-Шталь» в возобновлении поставок стального листа московским автомобильным заводам ЗИЛ и «Москвич», а также Горьковскому автомобильному заводу. В свою очередь «Эко-Шталь» закупает в России стальной прокат ежегодно на 90-100 млн. марок.
Проект модернизации парка дорожно-строительной техники. Предложен бранденбургской фирмой «Тельтомат Машинен». Подписано соответствующее соглашение с Автодором России. Идет проработка технических и коммерческих сторон данного проекта, однако проект имеет имеет слабые перспективы, поскольку немецкая сторона пoлагает что реальные работы могут быть начаты лишь после принятия решения по предоставлению данному проекту гарантий правительства России.
Модернизация транспортной инфраструктуры России. Проект был предложен фирмой «Миттенвальдер Геретебау». Во время встречи премьер-министра земли Бранденбург с председателем правительства России в июне 1997 года в Берлине были обсуждены основные вопросы модернизации российских автодорог, а также автобусного парка. Источники финансирования и гарантий в настоящее время не определены.
Создание спутниковой системы навигации и связи. Соглашение подписано между НПО им. Лавочкина и фирмой «Сатком саттелитенгезельшафт» и «ЕС Энд Фау». В настоящее время осуществляется проработка технических вопросов. Реализация проекта представляется маловероятной ввиду недостаточности финансовых и научных ресурсов немецких фирм, а также отсутствия у них должного практического опыта проведения подобных крупномасштабных работ. Тем не менее, имеющиеся наработки и контакты могут быть использованы в дальнейшем при создании глобальной евро-российской информационно-коммуникационной спутниковой системы связи.
Совместные российско-германские проекты в области конверсии. Немецкий банк «Кредитанштальт фюр Видерауфбау» совместно с «Бизнес Дивелопмент Банк» предложили кредитную линию в размере 50 млн. марок для финансовой поддержки инвестиций создаваемых конверсионных мелких и средних частных фирм. Немецкая сторона рассчитывает на гарантию данного проекта со стороны российского правительства. Предварительное согласие Министерства финансов России, по данным немецкой стороны, уже имеется.
Перечисленные проекты свидетельствуют о заинтересованности правительственных и деловых кругов земли Брандербург в восстановлении и углублении торгово-экономических связей с Россией. Вместе с тем следует отметить, что «зa кадром» остается значительное число средних немецких фирм, которые готовы обсуждать вопросы кооперационного взаимодействия с российскими партнерами. Это тем более важно, поскольку Бранденбург имеет наиболее выгодное географическое положение и серьезный кадровый потенциал с опытом и знаниями в области сотрудничества с бывшим СССР.
Кроме того в настоящее время продолжается процесс формирования устойчивых связей обновленных немецких структур, которые все в большей мере обращают свой взгляд на Польшу. Учитывая, что «особый статус» (т. е. существенная финансовая поддержка) НФЗ принят по крайней мере до 2003 года, необходимо использовать этот факт, предпринимая усилия по ориентации части выделяемых денег на поддержку и развитие кооперационных связей с Россией.
Наиболее крупными предприятиями, традиционно сотрудничающими с Россией являются бывшее SKET, в настоящее время преобразованное в шесть самостоятельных фирм, и SKL Motoren und Systemtechnik.
Уровень сотрудничества SKET с Россией в основном определяется степенью деловых контактов предприятия SKET Walzwerkstechnik (наиболее крупного из шести) с нашей страной. В настоящее время в стадии реализации находится проект по сооружению завода по производству проката в г. Старый Оскол. Доля предприятия SKET составила 114 млн. марок. Рассматривается возможность финансирования данного проекта в рамках кредитной линии в размере 1 млрд. марок, открытой для кредитования поставок немецких товаров в Россию в соответствии с договоренностью между «Внешэкономбанком» (Москва) и банком АКА (Франкфурт-на-Майне). У фирмы имеются намерения по участию в проектах по сооружению: завода проката ВИЛС в Москве; установки по производству рельсов в г. Оскол; прокатных станов по производству проволоки в Белорецке, Магнитогорске и Северостали, высококачественной стали в Перми, специальных профилей в г. Нижний Сергий; мотальной установки в г. Челябинске;
Самым значимым совместным проектом предприятия SKL с Россией в последние годы было создание совместного предприятия SKL-ASTRA, в котором с российской стороны должен был участвовать судостроительный завод им. Ленина, г Астрахань. В соответствии с намерениями, в 1994 году сторонами были подготовлены проекты соответствующих договоров, и SKL поставил в Россию запасные части и специальное оборудование на 1 млн. марок.
Однако в нынешних условиях руководство SKL не считает целесообразным продолжать работу по созданию совместного предприятия. Основными причинами являются произошедшая в последние годы децентрализация судоходных компаний в России, а также невыполнение российской стороной своих обязательств. Так, российские судоходные компании предпочитают заключать прямые договоры с германским предприятием. Поставленные в Астрахань запасные части и оборудование не были оплачены и использовались для ремонта судовых двигателей без согласования с немецким партнером. В настоящее время представительства фирмы SKL в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, а также в Киеве и Риге выполняют координирующие функции.
Помимо названных проектов, указанные фирмы участвуют в других совместных работах с российскими фирмами и предприятиями, сведения о которых, по взаимной договоренности, не разглашаются.
К числу организаций, в сферу компетенции которых входят проблемы внешних экономических связей Саксонии-Анхальт относятся:
Министерство экономики, технологии и вопросов Европы земли Саксония-Анхальт (Ministerium fьr Wirtschaft, Technologie und Europaangelegenheiten des Landes Sachsen-Anhalt). Адрес: Wilhelm-Hopfner-Ring 4, 39116 Magdeburg, тел. 0391/5 67-01, факс 67-4443. Ответственный за контакты с российскими организациями - Dr. Behrendt, тел. 0391-567-4361.
Торгово-промышленная палата г. Магдебург (Industrie und Handelskammer Magdeburg). Адрес: Alter Markt 8, 39104 Magdeburg, тел. 0391/569-30, факс 0391/569-3193. Руководитель торгово-промышленной палаты (ТПП) - Вольфганг Мерц (Wolfgang Mцrz). Ответственный за контакты с российскими организациями - руководитель отдела торговли и внешнеэкономических связей госпожа Г. Дюрна (Frau G. Dyrna), тел. 0391/569-3130. Членами торгово-промышленной палаты г. Магдебург являются около 37 000 крупных, средних и мелких предприятий и фирм, расположенных в северной части федеральной земли Саксония-Анхальт.
Торгово-промышленная палата Галле-Дессау (Industrie und Handelskammer Halle-Dessau). Адрес: Georg-Schumann-Platz 5, 06110 Halle/Saale, тел. 0345/212-60, факс 0345/202-9649. Членами торгово-промышленной палаты Галле-Дессау являются предприятия и фирмы, расположенные в южной части федеральной земли Саксония-Ангальт. Функциями ТПП являются: выставление и заверение таможенных документов; информирование и оказание консультаций по вопросам таможенных тарифов, таможенному и внешнеэкономическому праву; информирование о возможных партнерах в других федеральных землях, регионах и за рубежом; ежемесячная публикация материалов по актуальным вопросам внешней торговли; организация семинаров, встреч с экспертами, коллективных стендов на выставках в ФРГ и за рубежом, деловых поездок.
Общество содействия экономике земли Саксония-Анхальт WISA (Wirtschaftsforderungsgesellschaft fur das Land Sachsen-Anhalt). Адрес: Schleinufer 16, 39104 Magdeburg, тел. 0391/568-9930, факс 0391/568-9950. Основной задачей общества является поиск инвесторов для развития экономики Саксонии-Анхальт, в том числе за рубежом.