p align="left">На переговорах 1999/00 года сложилась аналогичная ситуация, только в контексте растущих цен на железную руду. Австралийские добывающие компании оказывали давление на японских производителей стали с целью вернуть цены на железную руду на уровень 1998 года (в 1998/99 году цены упали на 11%). 27 января компания SNIM вновь привлекла к себе всеобщее внимание, заключив договор с крупнейшей компанией Франции Usinor (повышение цен составило 5,42% на рудную мелочь и 5,85% на кусковую руду). Французская компания пошла на скромное повышение цен, чтобы избежать более высокого их роста. Этот договор тут же повлек за собой серию новых соглашений между сталеплавильными компаниями Германии и их поставщиками в Канаде, Бразилии и Швеции.
Однако крупнейшие производители железной руды полностью отвергли повторение сценария 1993 года, когда в качестве базовых цен были приняты цены договора между SNIM и Sollac. Консолидация экспортеров железной руды позволила им поднять цены на более высокий уровень, нежели удалось участникам ранних соглашений. Тем не менее, этот уровень мог бы быть выше, если бы компании-производители железной руды действовали более организованно.
Система определения цен на годичный период не всегда выгодна участникам рынка, поскольку эти цены не меняются в зависимости от различных событий влияющих на рынок в течение года. В результате добывающие руду компании не получили в этом году крупных прибылей от роста рынка стали. Кроме того существует некоторый "эффект запаздывания", поздней реакции цен на рынок. Немалую роль в этом играет и наличие крупных складских запасов руды у сталелитейных компаний и добывающих компаний. При сложившейся системе рынок железной руды более устойчив к изменениям, нежели рынок стали.
Роль ТНК на мировом рынке железной руды
Рынок железной руды сильно сконцентрирован. На девять стран приходится около 95% мирового экспорта железой руды. Рынок считается крайне стабильным, за последние десять лет основным постоянным изменением было уменьшение доли России и Украины в мировом экспорте железорудного сырья. Доля этих стран в мировом экспорте железной руды уменьшилась с 9% в 1990 году до 5% в 1998 г. За этот период суммарная доля Бразилии и Австралии выросла более чем на 10% - до 67% мирового экспорта.
Концентрация рынка железной руды в еще большей степени видна при анализе взаимосвязей компаний ее производящих. 9 компаний в 1997 году обеспечивали около 77% экспортных поставок железной руды, однако если учитывать состав акционерного капитала этих компаний, то количество крупных производителей значительно уменьшается. Третьей по величине горнодобывающей компании мира Rio Tinto принадлежит 53% австралийской компании Robe River и 59,3% акций канадской Iron Ore Canada (IOC) а также 100% акций австралийской компании Hamersley. Бразильской торговой компании-оператору Caemi принадлежит 84,7% акций компании MBR и 50% акций канадской QCM. Бразильская компания Samitry владеет 51% пакетом акций компании Samarco, а 42% акций Samitry владеет бразильская компания Belgo-Minera. Эта компания контролируется одной из пяти крупнейших европейских компаний-производителей стали Arbed. Компания Ferteco (третий по величине экспортер железных руд в Бразилии) принадлежит крупнейшей немецкой сталеплавильной компании Thyssen-Krupp Stahl. Крупнейшему экспортеру железных руд Австралии, компании BHPIO принадлежит 49% акций бразильской Samarco. В свою очередь одна из крупнейших японских торговых компаний-операторов Mitsui владеет пакетами акций в австралийских BHPIO и Robe River а также бразильской Caemi. В 2000 году произошла новая волна слияний между компаниями, производящими железную руду. Подобная структура владения сосредотачивает мощности по добыче железной руды в руках 3-4 промышленных групп, которые и оказывают влияние на рынок. Немалая доля акционерного капитала добывающих компаний в итоге принадлежит непосредственным потребителям железорудного сырья.
Из числа общих характеристик экспортно-ориентированных добывающих компаний можно выделить следующие особенности организации производства:
1) Общая схема системы экспорта представляет собой цепочку месторождение - железнодорожный транспорт - морской порт - потребитель. Компания стремится поставить под свой контроль все звенья этой цепочки.
2) Подавляющее большинство исследованных компаний владеют железной дорогой (рудопроводом) от месторождения до экспортного порта или компаниями-операторами осуществляющими перевозки по этому маршруту. Основной целью является увеличение пропускной способности железной дороги.
3) Все экспортеры железной руды стараются иметь доступ к специализированным морским портам, занимающиеся исключительно экспортом железорудного сырья. Чаще всего этот морской порт принадлежит компании, или близким к ней коммерческим структурам. Основными характеристиками порта
4) Некоторые компании имеют свой морской флот (BHP), обеспечивающий доставку товара потребителю.
Железорудная отрасль в некоторых странах мира
Данная глава посвящена подробному анализу территориальной организации железорудной отрасли в некоторых странах-экспортерах железной руды. Каждая страна экспортер характеризуется своими особенностями, однако подробно мы рассмотрим лишь самые различные из них. Для остальных - отметим лишь общие особенности.
Бразилия
В Бразилии подтвержденные запасы железных руд оцениваются в 11 млрд.т. (6,4% мировых). Наиболее крупные месторождения разведаны в штатах Минас-Жерайс (среднее содержание железа - 30%, однако добываются и руды с содержанием железа более 60%) и Пара (месторождение Караджас - содержание железа более 60%). Крупный железорудный бассейн (Морру ду Урукум) расположен также в штате Мату-Гроссу.
Конституцией Бразилии от 1891 года было утверждено положение о том, что владелец земли является также и владельцем природных ресурсов, содержащихся в ней. Также было определено разрешение на их разработку иностранными компаниями. В 1981 году Бельгия, Франция, Великобритания и США скупили множество месторождений железной руды практически за бесценок. Была основана английская компания Itabira Iron Ore Co., которая купила месторождения железорудной провинции Итабира в штате Минас-Жерайс и железную дорогу, ведущую от месторождений к порту Витория. Компания была выкуплена американским предпринимателем Персивалем Фаркухаром в 1919 году. Железная руда была впервые экспортирована из Бразилии в США в 1930 году. Однако регулярный характер экспорт железной руды стал приобретать лишь к концу 30-х годов. В 1930 году президент Бразилии Хетулио Варгас выступил за национализацию природных ресурсов страны. С 1940 года компания Itabira Mineracao начала стабильные поставки железной руды в США. Однако в 1942 году она была национализирована и переименована в CVRD (Compahnia Vale do Rio Doce). Уже к 1949 году на эту компанию приходилось около 80% всего экспорта железных руд из Бразилии. В 1952 году операции компании поставлены под прямой контроль правительства Бразилии. В 40-е гг. были основаны большинство современных добывающих компаний Бразилии. Рост экспорта потребовал наращивания пропускной способности порта в Витории - компанией CVRD были построены два рудных причала. В 1962 году компания заключает первые долгосрочные контракты на поставку железной руды. К этому времени она уже занимает 6-е место в списке крупнейших экспортеров железной руды. В 1966 году CVRD строит собственный рудный порт Тубарао. В 1969 году CVRD строит первый завод для производства металлизированных окатышей в порту Тубарао. На протяжении 70-х гг. компанией организуется геологическое подразделение и проводятся семилетние поиски новых месторождений железной руды (совместно с USGS). В это же время в порту Тубарао совместно с испанскими, японскими, итальянскими компаниями строятся заводы по производству металлизированных окатышей (суммарная мощность выросла до 22 млн.т. окатышей в год). В 1975 году CVRD стала самой крупной компанией в мире по объемам экспорта железных руд (доля рынка - 16%). В 1976 г. дублируется железная дорога Итабира-Витория, в 1978 г. начинается строительство железной дороги к месторождению Караджас в штате Пара, в 1985 г. начинается его промышленная разработка.
В настоящий момент компания CVRD является крупнейшей в мире горнодобывающей компанией. Компания разрабатывает не только месторождения железных руд, но является также крупным производителем и экспортером марганца, золота и многих других видов минерального сырья, размеры прибыли этого концерна достигают $900 млн. в год. В 1997 году компания CVRD была приватизирована. Условия аукциона были очень жесткими: суммарное количество акций принадлежащих производителям и потребителям железной руды не должно превышать 45% голосующих акций, ни один покупатель не мог приобрести более 45% голосующих акций. Кроме того, количество акций принадлежащих сталеплавильной компании производящей более 8 млн.т. в год или торговой компании-оператору с оборотом более 30 млн.т. в год не может превышать 10%. Победителем стал консорциум Valepar возглавляемый крупнейшим производителем стали в Бразилии - корпорацией CSN. За $3,1 млрд. консорциум приобрел 25% акций CVRD (34% голосующего пакета). Остальные акции были приобретены группой пенсионных фондов (39%), компаниями Eletron (17%), Bndespar (9%), американским Nation's Bank и фондом Investvale. Правительство оставило за собой "золотую акцию", гарантирующую право вето.
Территориально, деятельность компании в области железорудного сырья делится на две не связанные системы - Северную и Южную. Северная система включает в себя месторождение Караджас в штате Пара, одноколейную железную дорогу (900 км.) от месторождения до принадлежащих компании морского порта Понта да Мадейра и завода окатышей (см. карту). Месторождение Караджас является уникальным по запасам железных руд при высоком содержании железа. В первый год работы (1985) добыча составила 15 млн.т., во второй - 25 млн.т., в третий - 35 млн.т. Северная система работает на полную мощность (около50 млн.т. в год). В ближайшем будущем производство железной руды увеличить будет невозможно из-за полной загрузки железнодорожной трассы и морского порта. Компания планирует модернизацию железной дороги, что позволит увеличить ее пропускную способность на 5 млн.т. в год.
Южная система создана на основе железорудной провинции Итабира в штате Минас-Жерайс. В нее входит несколько шахт в районе одноименного города (на карте не нанесены шахты Тимбопеба - производство железной руды 10 млн.т. в год, Брукуту - 5 млн.т., Капанема - 5,8 млн.т., Бау - 3 млн.т. и Фазендао - 1 млн.т.), обогатительный завод мощностью 20 млн.т. в год и железная дорога E.V.F.M. от шахт до принадлежащего компании морского порта Тубарао (пропускная способность 80 млн.т.). В порту Тубарао расположены 7 заводов по производству металлизированных окатышей, суммарной мощностью 26 млн.т. в год. (2 завода принадлежит CVRD, остальные находятся в совместном владении с компаниями Японии, Испании, Италии и Южной Кореи). Южная система производит около 50 млн.т. железных руд в год. В 1985 году на нее приходилось около 70 млн.т., однако в связи с началом разработки месторождения Караджас и истощением месторождений производительность шахт снизилась. СVRD планирует увеличить производство железных руд на южных месторождениях до 61 млн.т. к 2003 году. Ежегодно компания CVRD производит около 100 млн.т. товарных железных руд, около 70% которых поставляется на экспорт (Япония - 18%, Германия и Южная Корея - по 9%, Китай - 7%, Франция, Италия, Испания и Великобритания и США - по 3%, другие страны Европы - около 6%, а также Аргентина, Тайвань, Филиппины, Бахрейн и др.).
Вторым по величине производителем железных руд в Бразилии (и пятой в мире) является компания MBR (Mineracao Brasileiras Reunidas). В 1999 году этой компанией было произведено около 26 млн.т. железной руды. Компания была основана в 1965 году на основе месторождений штата Минас-Жерайс (шахты Агуас Кларас и Мутука). В настоящий момент компании принадлежит 6 железорудных шахт к юго-востоку от города Белу-Оризонти. Этот район является основным районом добычи для большинства добывающих железную руду компаний. Компания MBR экспортирует около 85% добываемой железной руды через принадлежащий ей порт Гуаиба недалеко от Рио-де-Жанейро. Пропускная способность морского порта около 25 млн.т. в год. Компании MBR принадлежит 33% акций железнодорожной компании MRS, такой же пакет акций принадлежит металлургической компании CSN, которая также ведет добычу железной руды в этом районе (около 7 млн.т. в год), 21% акций контролируют добывающие компании Ferteco и Usiminas. Компанией MBR владеют международная торговая компания-оператор Caemi Mineracao e Metalurgia S/A (85% акций), американская сталеплавильная компания Bethehem Steel Co. (5%), и несколько сталеплавильных компаний Японии (10%). Компания компенсировала потери, связанные с истощением месторождений Агуас-Кларас и Мутука вводом рудников Капао-Шавьер, Тамандуа и Капитао-ду-Мато в 1997 году, что увеличило ее производственные мощности до 32 млн.т. в год.
Компания Ferteco произвела в 2000 году около 20 млн.т. железной руды, в 1999 году закончила строительство морского порта Сепетиба недалеко от Рио-де-Жанейро пропускной способностью 25 млн.т. в год. До этого Ferteco использовала железную дорогу CVRD до порта Тубарао, что увеличивало транспортные издержки компании. Теперь компания отгружает через порт Тубарао около 10 млн.т. в год, главным образом с шахты Фабрика, которая подсоединена к дороге CVRD. Вторая шахта компании использует новый порт. Экспорт компании составляет около 12 млн.т. (главным образом в Германию, на металлургический комбинат Thyssen Krupp Stahl - 6,7 млн.т.).
Компания Samarco ежегодно производит около 11 млн.т. товарной железной руды. Компании принадлежат два завода по производству окатышей (суммарная мощность - 12 млн.т. в год) в порте Понта-ду-Убу и рудник Эрмано, связанные рудопроводом. Кроме того, компании принадлежит обогатительная фабрика мощностью 9,5 млн.т. в год. 49% акций компании принадлежит австралийскому концерну BHP, 51% - компании Samitry, вся продукция компании идет на экспорт.
Компания Samitry производит около 12 млн.т. железной руды в год, около 90% произведенной продукции идет на экспорт (преимущественно в Бельгию).
Сталеплавильная компания CSN добывает руду на собственной шахте Каса до Педро (около 7 млн.т. в год) только для внутреннего потребления.
В Бразилии также ведет добычу железных руд консорциум Rio Tinto. На единственной шахте Корумб (штат Мату-Гроссу) производится около 1,7 млн.т. железной руды в год.
Особенностью развития железорудной отрасли Бразилии является огромные внешние инвестиции со стороны развитых стран. Так, например, стоимость разработки месторождения Караджас составляла $4,6 млрд. Собственные средства компании CVRD составили 41% от этой суммы, остальные деньги были оформлены в кредит. Существенную роль сыграла система долгосрочных контрактов, компания получила письма заинтересованности со стороны сталеплавильных компаний на поставки руды общим объемом 15 млн.т. в год. На все бразильские компании в 1998 году приходилось 33,1% мирового экспорта железной руды. Сама территориальная организация отрасли очень похожа на типично колониальную структуру с сетью дорог, ведущих от месторождений полезных ископаемых к морским портам, откуда они отправляются на экспорт. Доля доходов страны от экспорта железной руды снизилась по сравнению с 1980 годом с 7,7% до 5,5% в 1995, однако все равно продолжает оставаться довольно высокой.
Правда, за последние два года производство стали в Бразилии выросло с 26,5 млн.т. в 1998 году до 45,6 млн.т. в 2000 году (за период с 1985 года по 1998 год производство стали в Бразилии выросло всего на 6,8 млн.т.). Если подобные темпы роста в сталеплавильной промышленности продолжатся, то Бразилия, возможно превратится в крупного экспортера стали, железная руда станет сырьем внутреннего потребления. Возможно некоторое уменьшение доли Бразилии на мировом рынке железной руды.
Швеция - домашняя шахта Западной Европы
В начале 1998 года подтвержденные запасы железных руд Швеции составили 3 млрд. т. Среднее содержание железа в руде - 51%. Отличительным качеством железной руды является высокое содержание магнетита, что удешевляет процесс обогащения. Швецию часто называют "домашней шахтой Европы". Эта страна является самым древним поставщиком железных руд в страны Западной Европы. Уже с середины XVII века она была главным экспортером железных руд в Англию, Францию и другие европейские страны.
Экспорт железорудного сырья стал быстро расти с 1890 года, когда была основана компания LKAB (Рис.1). Железная руда, наравне с высококачественной древесиной долгое время были основными продуктами экспорта Швеции, а железорудная отрасль доминировала в шведской экономике вплоть до середины 70-х. Это объясняется, не только, высоким содержанием железа в руде по сравнению с другими европейскими странами, но и близостью Швеции к потребителям сырья. В эпоху высоких транспортных издержек это было одним из определяющих факторов конкурентоспособности товара. Надо отметить, что во времена военных конфликтов в регионе спрос на шведскую железную руду всегда находился на высоком уровне, из-за перевода промышленности в военный режим. В то же время несколько изолированное положение страны уберегло ее от участия в большинстве из них. Неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 года обеспечил неучастие в обеих мировых войнах, что не только сохранило производственный потенциал и трудовые ресурсы Швеции, но и обогатило страну за счет поставок воюющим сторонам. Так, например, Швеция поставляла железную руду в фашистскую Германию.
LKAB изначально была и остается монополистом в железорудной отрасли Швеции. Основанная в 1890 году как частная компания, в 1907 году она продала 50% своих акций государству. А еще через 50 лет государство выкупило оставшийся пакет. Для Швеции вообще свойственна концентрация производства и монополизации в ведущих отраслях на уровне компаний. На долю 200 крупнейших компаний приходится почти по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.
В межвоенный период Швеция по темпам роста ВВП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны (падение промышленного производства было ниже уровня 1925 года на 25%); и в начале 30-х гг., когда безработица среди членов профсоюзов достигала 30%. Как видно из рисунка в это время экспорт железных руд из Швеции резко сокращался. После второй мировой войны поставки железорудного сырья из этой страны имели крайне важное значение для восстановления экономики Западной Европы.
Особенностью экономики Швеции является политика "рыночного социализма" - доминирование двух основных целей: полная занятость и выравнивание доходов. В качестве результатов подобной политики рассматриваются исключительно большой государственный сектор (при этом имеется ввиду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) и активные манипуляции на высокоразвитом рынке труда. В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем около 5% в год в 1960-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости. Государственная политика обеспечивала стабильное экономическое процветание страны до середины 70-х годов. Однако с середины 70-х гг. в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и энергетическим кризисом 1973-1975 гг. положение страны заметно усложнилось. Около 25% промышленного производства приходилось на отрасли пораженные кризисом - горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Экспорт железной руды всего за один год сократился с 34 млн.т. в 1974 г. до 21 млн.т. в 1975. В результате роста цен на нефть издержки на рабочую силу возросли в 1975-1976 гг. на 40%.
После некоторого экономического подъема в 1980-81 гг. мировая сталелитейная промышленность испытала жесткий кризис. Экспорт железной руды сократился в этот период до 13 млн.т. Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно сказались на черной металлургии Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по середину 80-х предоставляло в значительных объемах субсидии пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии и горнодобы-вающей промышленности. С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций, начиная с августа 1977 года. Кроме того, в железорудной промышленности наблюдался потрясающий рост производительности труда (за 1980-е гг. он превысил 100%). Из графика видно, что прежние объемы экспорта стране восстановить не удалось. С удешевлением транспортных перевозок на рынок железной руды вышли страны с дешевыми трудовыми ресурсами, богатыми и дешевыми железными рудами. В то же время рудники компании LKAB к 1990 году достигли глубины более 775 метров, их производительность снижалась, с учетом дорогих трудовых ресурсов это практически ликвидировало преимущество географического положения.
На протяжении 80-90-х гг. компания пошла на беспрецедентные финансовые затраты с целью снижения издержек на всех стадиях производства, увеличения производительности рудников и улучшение качества продукции. Важным направлением деятельности компании стала специализация на производстве высококачественных металлизированных окатышей (за 30 лет их доля в произведенной продукции выросла с 15,6% в 1970 году, до 76% в 2000 году). Сейчас окатыши составляют более 80% экспорта компании. Эта мера стала в какой-то мере вынужденной. Дело в том, что шведские руды содержат довольно много фосфора, и когда спрос на них начал падать, компания стала подвергать их дополнительному измельчению с целью снижения содержания этого элемента. Это дополнительное измельчение сделало возможным увеличить производство окатышей, особенно учитывая увеличение количества электропечей в Западной Европе.
В 1994 году, при вступлении в Европейский Союз Швеция была вынуждена привести нормативные документы, регулирующие горнодобывающую отрасль в соответствие с законами ЕС. Были отменены закон требующий от иностранных компаний получения специального разрешения на геологоразведочные работы, закон об обязательных государственных "золотых" акциях в предприятиях отрасли, отменено временное ограничение (25 лет) на владение месторождениями, отменены все налоги и отчисления кроме обычного корпоративного налога. В принципе, такие изменения должны были привести к демонополизации отрасли. Однако за исключением кратковременного приобретения 1,7% пакета акций LKAB никаких изменений не произошло. Пакет вскоре был вновь продан государству.
В настоящий момент компания LKAB разрабатывает два рудника - Кируна (среднее содержание железа - 60%) и Малмбергет (содержание железа около 50%), рудник Сваппаваара был закрыт в 1999 году. Оба рудника разрабатываются подземным способом, протяженность подземных выработок составляет около 20 км. В 1997 году на руднике Кируна был запущен в разработку горизонт 1045 м., в 1999 году на руднике Малмбергет введен горизонт 1000 м. Производственные издержки были снижены за счет высокой автоматизации производства, в частности был освоен метод дистанционного бурения и погрузки руды, что позволило ввести режим ночного бурения, которое ранее не проводилось по соображениям безопасности. Осваивается технология откачивания пустой породы непосредственно к месту захоронения. Она должна заменить сложную систему подъемных механизмов и грузовиков. Все вышеперечисленные меры ведут к снижению производственных издержек и повышению производительности рудников.
Обогащение руды производится на пяти принадлежащих компании заводах, расположенных в Малмбергете, Сваппавааре и Кируне. Новые технологии сделали рентабельной разработку гематитовых месторождений Малмбергета. На стадии обогащения также были достигнуты значительные успехи в снижении издержек, за счет уменьшения потребления электроэнергии и автоматизации процесса.
В течение 90-х гг. LKAB установила полный контроль над железнодорожной системой, связующей рудники и обогатительные заводы компании с морскими портами Нарвик (Норвегия) и Лулео (Швеция), путем создания компаний-операторов. Закупка новых вагонов и локомотивов позволила компании добиться снижения транспортных издержек в 1996-1998 гг. на 30%. Компания планирует модернизировать железнодорожное полотно, с целью увеличения его пропускной способности. В результате всех проведенных мероприятий ожидается увеличение производства товарных железных руд до 30 млн.т. к 2005 году.
Борьба компании с издержками превратилась для LKAB в борьбу за выживание. В результате LKAB стала передовой компанией по части технологий подземной добычи полезных ископаемых и в области качества металлизированных окатышей для производства продуктов прямого восстановления железа. Жесткая специализация на производстве высококачественного железорудного сырья, сделала возможным экспорт окатышей во многие страны по всему миру. В наиболее удаленных регионах основным продуктом экспорта компании являются окатыши для производства ППВ.
Кроме того, рудники компании LKAB являются своеобразным полигоном для отработки новых методов добычи полезных ископаемых, принадлежащие компании научные и технологические подразделения приносят ей стабильный доход, продавая технологии отработанные на рудниках корпорации.
Мавритания
Железорудная промышленность развивалась в этой стране довольно медленно. Первые месторождения были обнаружены в 1935 году в области Кедиа д'Иджиль (содержание железа около 68%), однако первые исследования о потенциальной добыче были проведены лишь в 1948. Через 4 года была создана компания Mauritanian Company of Iron Mines (MIFERMA) начались подготовительные работы к добыче. В 1960 году Мавритания обрела независимость, и лишь в 1963 году первый корабль с железной рудой был отправлен во Францию.
В 70-е годы добыча железной руды велась на месторождении Кедиа д'Иджиль. По мере выработки верхних, богатых слоев этого месторождения его рентабельность начала снижаться. В условиях сокращения спроса на руду на мировом рынке в этот период стало невозможным компенсировать падение рентабельности за счет повышения цен. В 1974 году компания MIFERMA была национализирована и переименована в SNIM. Около 20% уставного капитала было внесено арабскими инвесторами. В сложившихся обстоятельствах компания SNIM приступила к освоению новых месторождений в рамках национального проекта "Гельб". В 1984 году началась промышленная разработка месторождения Гельб Рейн. Несмотря на то, что среднее содержание железа в рудах этого месторождения составляло около 38%, его эксплуатация была признана рентабельной. Был построен завод по обогащению руды и производству концентрата с содержанием железа 66%. Следующим важным этапом стала разработка в 1994 году месторождения Маудат (содержание железа около 66%), обнаруженное в 1987 году, что позволило компании поддерживать производство и экспорт железорудного концентрата на уровне 11-12 млн.т. в год. Вся произведенная железная руда отправляется на экспорт. Основными потребителями мавританской железной руды являются Италия и Франция (примерно по 27%), Бельгия - 15%, Германия - 10% и Великобритания - 8%. На другие страны (США, Япония, Тунис, Финляндия, Нидерланды) приходится около 5% экспортных поставок компании.
Подтвержденные запасы железных руд Мавритании оцениваются в 400 млн.т. (общие - 700 млн.т.), при среднем содержании железа 50%. Компании принадлежит 5 железорудных шахт (Сеяла, Роэсса и Тазадит - на месторождении Кедиа д'Иджиль, Рейн - месторождение Гельб Рейн и Маудат на одноименном месторождении). На четырех шахтах имеются заводы по первичному измельчению железной руды. В Рейне также существует обогатительная фабрика мощностью 4 млн.т. (планируется модернизировать до 6 млн.т. к 2002 году). Также компания SNIM разрабатывает проект строительства в Рейне фабрики окатышей. Месторождения компании связаны с рудным портом в Нуадибу единственной в стране железной дорогой, пропускной способностью около 15 млн.т.
Особенностью Мавритании является то, что железорудная отрасль в этой стране не получила бурного развития, несмотря на то, что эта страна вполне могла бы претендовать на роль второй "домашней шахты" Европы. Тем не менее экспорт железной руды имеет для Мавритании крайне важное значение, формируя в отдельные годы до 40% доходов национального бюджета. С учетом большого внешнего долга такая ситуация ставит страну в прямую зависимость от кредиторов. Возможно именно этим и объясняются факты заключения первого контракта в 1993 и 2000 годах.
Другие страны
США и Канада
Между этими двумя странами сформировались двусторонние потоки железной руды. Это произошло в связи с тем, что около 1/3 компаний, занятых в черной металлургии в обеих странах связаны общим акционерным капиталом.
Австралия
Территориальная организация железорудной отрасли в этой стране аналогична Бразилии, и также как в Бразилии ростом экспорта Австралия обязана огромным внешним инвестициям (прежде всего из Японии) и большими запасами высококачественных железных руд. Однако в отличие от Бразилии, производство стали в Австралии не развивается, оставаясь на уровне 5-7 млн.т./год.
Индия
Несмотря на высокое качество железных руд и большие запасы месторождений, разрабатываемых открытым способом, а также выгодное географическое положение между двумя главными рынками сбыта экспорт железной руды из Индии практически не растет. Это связано с очень низкой степенью автоматизации добычи (так, например на руднике Чирия осуществляется селективная ручная добыча кусковой руды) и низкой развитостью инфраструктуры (на втором по величине руднике Гуа скопилось около 30 млн.т. рудной мелочи, разработка месторождения ведется селективно: в первую очередь разрабатываются лучшие участки). Российская компания "Тяжпромэкспорт" подала заявку на покупку индийской компании IISCO (запасы руды на принадлежащих компании месторождениях оцениваются более чем в 2 млрд.т.).
ЮАР
Экспортные возможности ЮАР обладают большим потенциалом. Наиболее перспективным считается месторождение Сайшен (запасы - 1 млрд.т.), которое можно разрабатывать открытым способом на протяжении еще 35 лет. Другие железорудные месторождения страны либо исчерпаны, либо труднодоступны.
Китай
В Китае многочисленные (около 2000) месторождения железных руд расположены в восточной и юго-восточной частях страны. Однако, по оценочным данным, около 1700 железорудных месторождений в стране не подлежат освоению из-за низкого содержания железа (в среднем около 32%) и высокого содержания вредных примесей - алюминия и фосфора в рудах. Проведенная ревизионная оценка этих месторождений показала, что на каждые 100т. руды лишь 48 т. пригодны для использования в металлургическом процессе, и то после обогащения.
Глава 3. Методика преподавания изучаемой темы в школьном курсе географии
Даже, проработав несколько лет учителем в школе, трудно оставаться в стороне от чего-то нового, не творить, «вариться в собственном соку». Время заставляет идти в ногу, а иногда даже и экспериментировать. Тем не менее каждый учитель должен знать, что определяет характер современного урока? Но каким бы он не был, в первую очередь он для учеников. Поэтому урок должен включать: 1) состав содержания, которое выносится на урок и обязательно включенные в содержание оценочные и методологические знания; 2) выбор адекватных изучаемому содержанию методов и средств обучения, позволяющих так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе; 3) выбор таких форм обучения, которые будут способствовать развитию интереса школьников к обучению в целом и к предмету географии в частности; 4) объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения, о котором школьникам сообщается в начале урока; 5) создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - учитель.
Таким требованиям отвечают уроки 9,10-х классов по географии.
В 9 классе учащиеся расширяют свои географические знания, знакомятся с отдельными ее ветвями, тем самым накапливают необходимые знания, умения и навыки для работы в 10-ом классе, который является последним в получении знаний по географии.
В теме «Природные ресурсы России» учащиеся знакомятся с классификацией природных ресурсов и узнают, что они различаются и поделены на группы: а) те, которые непосредственно использует человек (в потреблении), т. е. для жизни; б) используемые в производстве материальных благ; в) используемые для отдыха, т. е. рекреационные.
Есть и различия по принципу исчерпаемости; они делятсяна две группы - исчерпаемые и не исчерпаемые; в свою очередь исчерпаемые бывают невозобновимые и возобновимые. Применив такую характеристику, учащиеся должны сделать вывод, что сырье я черной металлургии, т. е. полезные ископаемые - исчерпаемые и невозобновимые природные ресурсы. Следовательно, при их использовании используются независимо от объемов их потребления, например железные руды много или мало, все равно ее запасы будут только истощатся. Поэтому задача рационального использования в данном случае заключается в том, чтобы выбрать оптимальную стратегию разработки конкретных месторождений.
Дальнейшее знакомство происходит при изучении металлургического комплекса России, один из уроков посвящен черной металлургии, где знакомятся с составом комплекса, определяют ее значение; выявляют особенности, проблемы.
Что должно остаться в памяти у 9-ти классников к 10-му классу. Во-первых, что является сырьем для черной металлургии; во-вторых, факторы, влияющие на размещение предприятий черной металлургии; в-третьих, типы металлургических предприятий; в-четвертых, головная ее продукция; в-пятых, география черной металлургии России (крупнейшие центры).
При изучении природных ресурсов в 10-омклассе учащиеся выполняют практическую работу по ресурсообеспеченности мира отдельными видами сырья, где собирают данные ресурсов по их запасам и добыче, оформив в виде таблицы. На основе этих данных определить на сколько лет хватит мировому сообществу угля, нефти, железной руды и обосновывают актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.
Ресурсы
Запасы
Добыча
РД
Уголь
Нефть
Железная руда (млн. т)
63400
527
Далее необходимо рассмотреть проблему истощения минеральных ресурсов и пути их решения.
Знакомясь с географией промышленности в 10 классе, учащиеся определяют, что отрасль относится к старым.
Разработка урока, посвященная географии отраслей мировой промышленности (черной металлургии).
Цель: продолжать знакомить учащихся с отраслями промышленности, сформировать у десятиклассников представление о черной металлургии мира, о значении и роли отрасли в МХ. Составе. Связи с другими отраслями МХ; проанализировать особенности взаимосвязи металлургических предприятий по поставкам сырья, топлива, энергии; познакомить с особенностями размещения предприятий черной металлургии; продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.
Оборудование: политическая карта мира, карта «Черная металургия мира», атласы, учебник, коллекция полезных ископаемых и металлов, таблица «Мировая выплавка стали».
Организация деятельности на уроке:
Организационный момент.
Беседа по воспроизведению знаний за 9 класс.
Что такое металлургический комплекс?
Что собой представляет сырьевая база для получения черных металлов?
Какие вы помните типы предприятий черной металлургии?
Что такое металлургическая база?
Какие факторы оказывают влияние на размещение предприятий данной промышленности?
Какое значение имеет черная металлургия в МХ?
С какими другими отраслями промышленности имеет тесные связи?
Обобщение и переход к изучению нового материала.
Черная металлургия - родна из самых «географичных» отраслей МХ, рассмотрение которой должно способствовать развитию географического мышления учащихся. Поэтому ее желательно характеризовать по развернутому плану, который указан на стр. 159 учебника.
О значении отрасли в МХ - длительное время она определяла едва ли не в первую очередь экономическую мощь любой страны, но в 70х- годах темпы развития металлургии как одной из типичных старых отраслей довольно резко замедлились.
Назовите главные причины снижения темпов развития отрасли. (этому способствовали энергетический и сырьевой кризисы).
Проанализируйте данные таблицы «Мировая выплавка стали» и объясните причины нейстойчивого производства стали в 90-е годы?
Год
Мировая выплавка стали (млн. т)
1950
200
1960
350
1970
600
1980
700
1985
720
1990
765
1992
700
1993
725
1999
800
Такое замедление объясняется многими причинами, но в первую очередь - сырьевой и энергетический кризис - резкий спад в добыче, переработке и потреблении сырья и энергоресурсов; уменьшение металлоемкости производства в эпоху НТР и снижение расхода стали на единицу готовой продукции, повышение требований к качеству металла, снижение общего спроса на черные металлы (вытесняются пластмассами и экологический фактор) и др.
2) Сырьевую и топливную базу отрасли составляют бассейны железной руды и коксующегося каменного угля, важнейшие из которых обозначены на картах атласа (стр. 4,17).
3) Представление о мировой добыче железной руды и выплавке отражает таблица 5 на стр. 123 учебника, данные позволяют, во-первых, составить 2 перечня (по убывающей), а во-вторых рассчитать долю отдельных регионов в мировой добыче и выплавке (рис. 29).
4) Первая десятка стран по размерам добычи железной руды определяется по рис. 28 на стр. 122. При этом желательно подвести учащихся к выводу о том, что 2/3 всей мировой добычи приходится на Россию, Украину, Китай, Бразилию и Австралию.
5) Главные металлургические районы (и центры0 определяются по карте в атласе (стр. 17). Конечно, они могут быть названы только в виде отдельных примеров: Чикагский район в США; Рурский и Верхне-Силезский в Западной Европе; Токайский и Осакский в Японии; Южный на Украине. Главным вопросом остаются факторы, оказывающие влияние на размещение предприятий черной металлургии:
а) Ориентация на территориальное сочетание бассейнов коксующегося каменного угля и железной руды - примеры Китай (Аньшань), Индия (Дамодар) - 2 примера на дом привести.
Б) Ориентация на каменного угольные бассейны (Донбасс) Украина; Кузбасс (россия) - 2 примера привести самостоятельно.
Лидерами по производству кокса является Западная Европа% страны СНГ, США, Япония, Китай
В) Ориентация на железорудные бассейны - Магнитогорск, Липецк (Россия); Кривой Рог (Украина); Лотарингия (Франция); - 2 примера привести самостоятельно.
Г) Ориентация на грузопотоки коксующеогося угля и железной руды - Череповец (Россия); Краков (Польша), Косице (Словения), Таранто (Италия). - 2 примера привести самостоятельно.
Сильно заметен сдвиг к морю (Западная Европа, Япония, США) - назовите центры.
Д) Ориентация на потребителя - определяется переходом от сооружения огромных комбинатов к строительству специлизированных минизаводов, имеющих более свободное размещение. (США, Япония, Италия, Испания, Бразилия, Мексика, Корея, Тайвань)
6) Заслушивается сообщение на тему: «Черная металлургия и окружающая среда».
7) Главные страны - экспортеры и страны - импортеры железной руды показаны на рис. 28 и на карте атласа (стр. 17). Рисунок позволяет определить, какая часть общей руды направляется на экспорт; наиболее велика она в Либерии, Венесуэле, Швеции, Австралии. Экспорт и мипорт стального проката показана на рис. 29.
8) Перспективы развития и размещения отралси объясняет учитель.
3.Закрепление изучаемого материала.
Какая тенденция размещения черной металлургии оказывает все большее влияние на ее географию?
Какие изменения в размещении черной металлургии происходят в настоящее время?
Чем объяснить, что от создания комбинатов черной металлургии в настоящее время все больше переходят к созданию заводов малой мощности?
Домашнее задание: выучить Т. Б. §1, п. 7, стр. 120-121. На контурной карте нанести страны лидеры по добыче железной руды; страны - экспортеры и импортеры железной руды. Выполнить таблицу: «Страны производители рудного сырья для черной металлургии в мире».
Страна
Добыча, в млн. т.
Уголь
Мерганцевая руда
Железная руда
В школьном курсе географии, начиная еще с природоведения, учащиеся впервые знакомятся с горными породами и минералами. В 6-ом классе в теме «Литосфера» есть еще одна возможность познакомится с минеральными ресурсами. Расширяют свои знания школьники и в 7-ом классе, изучая отдельные материки и океаны, где неоспоримым вопросом является рельеф и полезные ископаемые.
В 8-ом классе учащиеся более подробно знакомятся с минеральными ресурсами России. Поэтому поэтапно можно знакомить учащихся с материалом, которого нет в учебнике, но знания необходимы для дальнейшей работы.
Приведу небольшие примеры таких дополнений по теме «Минеральные ресурсы».
В 5-ом классе ребят можно заинтересовать вопросом: «А как ищут руду?». Ответ можно найти в различных энциклопедиях, а урок от этого только выиграет.
Уже давно разрабатываются основные месторождения полезных ископаемых. Но геологи не прекращают поиски новых, хотя находить месторождения становится все труднее: выходящие на поверхность руды большей частью уже давно открыты. И только в слабоизученных, отдаленных районах еще можно найти руду на поверхности.
Поисковое дело - трудная наука. Поисковик должен сочетать и обширные геологические знания, и опыт практической работы. В геологической разведке сейчас используются новые методы: геологические, геофизические и даже космические. Но в силе остаются и старые приемы. Геолог должен много ходить. Не зря в песне поется, что геологи - работяги, геологи - коняги. Ему надо осмотреть все доступные выходы пород на поверхность. А для этого приходится взбираться по склонам гор, пробираться сквозь дремучие леса, а иногда и сплавлятся по рекам на плоту. И надо все время внимательно смотреть и прямо под ногами.
Найдя что-то интересное, геолог проводит шлиховую съемку: на лотке рыхлых отложений долины. После смыва легких частиц остается тяжелый осадок (шлих), а в нем - рудные минералы. Шлих высушивается и аккуратно заворачивается в пакетик из бумаги. Минерологи составляют шлиховую карту, значками показывая на ней содержание различных минералов на разных участках. По тому много или мало того или иного элемента в породах, определяют вероятные расстояния до основного рудного тела: чем ближе к нему, тем выше содержание рудных элементов а породах. Дальше всего от жилы «улетают» очень подвижные пары ртути. Ртутный ореол - первый признак наличия рудного тепла. Ближе к руде обнаруживается серебро, свинец, цинк, медь и, наконец, олово. Это обычный набор металлов в полиметаллическом месторождении. Сейчас геологи используют геофизические методы: например, магнитные исследования могут указать на присутствие железной руды. Так, Курская магнитная аномалия была открыта по отклонению стрелки компаса.
Обнаружить руды помогает изучение электрической проводимости толщи горных пород и сейсмические исследования, т. е. измерения скорости прохождения через породы волн, вызванных сильным ударом (при землетрясениях) или специально произведенными взрывом. Волны движутся с разной скоростью в зависимости от свойств пород и прежде всего их плотности. Так можно «узнать в лицо» ту или иную породу, содержащую руду.
В 7-ом или 8-ом классах разнообразить урок можно, включив в его сообщение о том, что самая главная руда - железная и ее спутник марганец. Эти два элемента - соседи в таблице Д. И, Менделеева, а в природе они спутники.
Слово «железо» произошло от санкритского слова «джальжа» (металлическая руда). Люди впервые овладели железом за 4-5 тысячелетий до н. э. На поверхности они находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда и охоты. Их сейчас находят при археологических раскопках всех континентах. На некоторых языках железо именуется»небесным камнем». И это справедливо, потому что первое железо, с которым познакомились люди, было железо метеорита. У этого железа неизменным спутником является никель.
Полярная экспедиция Д. Росса в 1818 г. обнаружила, что эскимосы Баффиновой Земли делали ножи и наконечники гарпунов из железа, отделенного ими с большим трудом от крупного метеорита, лежащего на берегу бухты Мелвил. В Аргентине видели метеорит, весивший примерно 15 т. Местные жители отпилили от него 6 больших кусков железа. В Мексике был найден большой метеорит с глубокой щелью, в которой сохранился сломанный конец медного лезвия.
Самый древний предмет из железа - бусы из полых трубочек, найденные при раскопках египетских захоронений конца 4 в. до н. э. В этом железе - 7,5% никеля. А вот в колонне, изготовленной в Дели в 415 г. из чистого железа, массой 6,5 т. никеля нет. Древние индийские металлурги получили чистое железо, растирая руду в порошок, т. применили метод порошковой металлургии, возрожденной только в 20 в.
В мире разведано около 800 млрд. т. железных руд - этих запасов хватит человечеству примерно на 400 лет. Но, конечно, будут найдены новые месторождения.
У железной руды есть постоянный спутник - марганец. Только на дне Тихого океана оказалось 1500 млрд. т. железо-марганцевых конкреций. Их разработка - дело будущего.
Месторождения марганцевых руд образуются также в прибрежных частях морских бассейнов. Марганец открыл в 1774 г. в минерале пиролюзит шведский химик, аптекарь Карл Шееле, тот самый, что открыл кислород, хлор, вольфрам и молибден. Марганец знают по известной «марганцовке». При изготовлении лекарств его использовали еще до н. э. В чистом виде марганец в природе не встречается. В рудах присутствует в соединении с кислородом и углеродом. Это, например, силикат марганца (соединение с кремнием) - родонит, розовый или малиновый, им отделаны колонны станции «Маяковская» в Московском метро.
Тесты являются эффективным заданием для самоконтроля. Они помогают учащимся разобраться в том, что они знают, а чего не знают. При неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ. Можно утверждать, что выполнение тестовых заданий в определенной мере способствует формированию мотива учения.
Поскольку выполнение заданий осуществляется, как правило индивидуально, это дает возможность составлять различные по уровню трудности варианты заданий, измерять время на выполнение каждого из них, т. е. использовать элементы дифференцированного подхода. Одним из наиболее важных преимуществ тестовых заданий является высокая степень объективности выставляемых оценок, поскольку имеется возможность точного подсчета числа верных и неверных ответов.
Существует несколько видов тестов, которые можно применять на уроках, посвященных черной металлургии, среди них тесты на нахождение соответствия. Учащиеся с помощью цифр или букв должны обозначить соотношения, например:
Центр Страна
Волта-Редонда а) Румыния
Авилес б) Польша
Краков в) Бразилия
Галац г) Испания
Это могут быть тесты с множеством выбора, где правильный ответ выделяется из нескольких предложенных вариантов.
1. С магматическими породами связаны месторождения полезных ископаемых
а) полиметаллов
б) железных руд
в) марганцевых руд
г) фосфоритов
Тесты - альтернативы, когда даются один правильный, а другой неправильный. Учащимся предлагается выбрать верный ответ и его аргументировать
А) Таранто - металлургический центр Италии;
Б) Бхилаи - крупнейший металлургический центр Пакистана.
Тесты дают большую экономию времени, они позволяют за несколько минут закрепить существенные признаки многих понятий, выявить причинно-следственные связи. Закономерности. Они освобождают учащихся от трудоемкой письменной работы. При выполнении тестовых заданий учащиеся мало пишут, но зато больше думают, сравнивают, делают обобщения. Тесты облегчают труд учителя при проверке заданий. Использование тестов в учебном процессе позволяет вносить разнообразие в методические приемы, повышает интерес школьников к географии.
Один из вариантов тестовых заданий при тематическом контроле знаний учащихся в теме: «Металлургия мира».
1. Какие из перечисленных ниже стран занимают 2 первых места а мире по добыче железной руды?
А) Россия, б) США, в) Китай, г) Бразилия.
2. Долго лидером по выплавке стали была Япония, выберите страну, которая сейчас ее обогнала по этому показателю.
А) США, б) Китай, в) Россия, г) Бразилия.
Добыча железной руды в 2000 году составила (млн. т)
А) 900, б) 980, в) 1100, г) 2000Выплавка стали в 2000 году в мире составила (млн. т.)А) 350, б) 820, в) 770, г) 600Наиболее богаты минеральными ресурсами:А) Росси, США, Канада, Австралия, КитайБ) Япония, Швейцария, ВеликобританияВ) Ближний ВостокГ) ЮАР, Канада, Австралия6. Главными импортерами железной руды в мине являются а) Япония, б) США, в) Австралия, г) Западная Европа.7. Какие природные ресурсы относятся к категории исчерпаемых и невозобновимых:а) плодородие почв, б) энергия ветра, в) марганцевые руды, г) энергия приливов и отливов8. Какое из высказываний верно:Крупнейшим экспортером железной руды в западном полушарии является: а) Мексика, б) Канада, в) США, г) Бразилия.9. Какая общая черта объединяет города Шеффилд, Таранто, Питсбург, Череповец?А) они относятся к числу крупнейших городов мираБ) расположены на побережье морей Атлантического океанаВ) являются крупнейшими центрами черной металлургии.10. Какое из утверждений верно:а) марганцевые и хромовые руды - сырье для черной металлургииб) титановые и алюминевые руды - сырье для черной металлургии.11. Какие страны практически полностью экспортируют добываемую железную руду: а) Австралия, Либерия, б) Индия, Китай, в) Украина, Германия, г) Бразилия, Канада. ЗаключениеИсторически, география месторождений железной руды определила географическое положение сталеплавильного производства в период его возникновения и развития в странах Западной Европы, а затем и Северной Америки. Однако по мере истощения месторождений и роста потребления металла, потребности в металле быстро росли. В XX веке уже сама сталеплавильная промышленность определила географию железорудной отрасли путем геологической разведки и разработки новых месторождений. Однако, обретя независимость от территориальной близости источников железорудного сырья, через формирование централизованного рынка, сталеплавильная промышленность, похоже, утратила контроль над этой отраслью. Современные рыночные механизмы, определяющие взаимоотношения производителей и потребителей железной руды, обладают рядом специфических черт, тормозящих дальнейшее развитие рынка. Австралия и Бразилия представляли интерес для сталеплавильных компаний прежде всего благодаря богатейшим месторождениям железной руды. Однако крупнейшими экспортерами железорудного сырья эти страны стали благодаря громадным инвестициям со стороны этих же компаний, в том числе в виде долгосрочных контрактов, гарантирующих сбыт независимо от конъюнктуры рынка. Именно внешние инвестиции в инфраструктуру, и производственные мощности позволили им снизить производственные издержки и увеличить экспорт. Если рассматривать географическую структуру направлений экспорта железной руды, то невольно приходишь к выводу о том, что многие экономические и географические факторы, уже не имеют прежнего значения. Австралия и Бразилия поставляют железную руду как в страны Атлантического сегмента рынка, так и в страны Тихоокеанского, причем в объемах составляющих около 20% общего объема экспорта этих стран. Разница в расстояниях Бразилии и Австралии до Японии составляет более 7000 морских миль. Бразильские руды стоят на японском рынке в среднем на $5 за тонну дороже. Даже скидки, предоставляемые бразильскими производителями японским потребителям по сравнению с европейскими, компенсируют эти повышенные транспортные затраты лишь отчасти. Если принять во внимание, какие битвы происходят каждый год во время ценовых переговоров за каждые 0,5-1$ то становится неясным экономическая выгода от этих поставок. Причина же такого несоответствия рыночной схеме довольно проста. Ни Япония, ни Западная Европа не желают зависеть от поставок одного крупного поставщика железных руд, даже если географически это получается выгоднее. Зависимость основных производителей и потребителей железной руды друг от друга еще больше увеличивается, если принять во внимание концентрацию экспорта в руках небольшого количества промышленных групп и активное участие в акционерном капитале добывающих компаний их непосредственных потребителей. По многочисленным прогнозам суммарная доля Австралии и Бразилии в мировом экспорте железных руд возрастет в ближайшие 10 лет до 70% Действительно, транспортные издержки Бразилии при доставке железной руды в Японию существенно выше, однако у Бразилии заключены долгосрочные контракты со сталеплавильными комбинатами Японии и Западной Европы, также как и у Австралии. Роль системы долгосрочных контрактов была крайне важна для Западной Европы и особенно для Японии в 60-х гг. Однако ее закрепление создало ряд условий, усложняющих конкурентную борьбу на мировом рынке железной руды. Когда производитель стали знает свой график закупок железной руды на несколько лет вперед, то новой добывающей железную руду компании гораздо сложнее выйти на рынок, и найти спрос. На основе проделанной работы можно выделить следующие факторы, определяющие современную организацию железорудной промышленности мира: наличие месторождений железной руды система долгосрочных контрактов, фактически блокирующая появление новых участников на рынке железной руды и ослабляющая конкуренцию концентрация производительных сил в руках узкого круга компаний политические мотивы стран-импортеровМировой рынок железорудным сырьем представляет собой отлаженную систему, устойчивую к любым изменениям. Реальными новыми игроками на рынке могут выступить лишь образовавшиеся после распада СССР новые государства и другие бывшие коммунистические государства. Однако, ресурсная база Китая делает экономически невыгодной добычу железной руды в этой стране, а из пост советских государств значительными запасами железных руд обладают лишь Россия, Украина и Казахстан. Казахстан, в силу своего географического внутриматерикового положения, может рассчитывать на потребление своей железорудной продукции лишь со стороны России и прилежащих государств, а потому не может оказывать влияние на мировой рынок железорудного сырья. Проведенная работа доказывает, что при налаживании экспорта железных руд из Украины и России компании не смогут найти существенного спроса на свою продукцию на мировом рынке, прежде всего из-за глубоких исторических и экономических связей между сталеплавильными компаниями и экспортерами железной руды, а также системы долгосрочных контрактов. Между тем, географическое положение Украины и России является существенным конкурентным преимуществом национальных производителей железной руды. Украина и Россия не могут претендовать на лидирующие позиции на мировом рынке железной руды, однако занять место в первой пятерке экспортеров вполне способны. Для осуществления этой цели необходима заинтересованность потребителя железной руды в ее добычи на территории этих стран, которой может стать финансовое участие в акционерном капитале добывающих компаний. Только в этом случае становится возможными инвестиции и реализация экспортно-ориентированной схемы производства. Такое развитие событий может обеспечить лишь четко сформулированная государственная политика, способная привлечь инвестиции на национальный рынок. Список литературыМаксаковский В.П. "Историческая география мира", Экопрос, Москва, 1999 Волков А.М. "Швеция: социально-экономическая модель", Москва, "Мысль", 1991
Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира, Гардарики, Москва, 2001.
"Минеральные ресурсы развитых капиталистических и развивающихся стран (на начало 1988года)", Министерство Геологии СССР, 1988
"Минеральные ресурсы мира на начало 1998 года", Министерство природных ресурсов РФ, Москва, 1999
"Черные металлы" №11/12, 1998, "Технико-экономическое сравнение агломерации железных руд и производства окатышей"
"Черные металлы" №4, 1999 "Под знаком глобализации: сотрудничество между экономическими регионами в области черной металлургии"
"Черные металлы" №6, 1999 "Современное положение и перспективы Бразилии как производителя стали"
AME Mineral Economics, Iron Ore Outlook, February 2000
Duoglas. A. Irwin "How did the United States become a net exporter of Manufactured goods"
Jose E. Galdon Sanchez, James A. Schmitz, Jr "Threats to Industry Survival and Labor Producivity: World Iron-ore Markets in the 1980's" , Federal Reserve Bank of Minneapolis, Report 263
Mining Annual Review 1994 - 1998
Sweden in figures 2000, официальный статистический сервер Швеции
William S.Kirk, "Significant Events affecting iron ore prices since 1958"
William S.Kirk "Iron Ore", U.S. Geological Survey
University of Oxford Centre for Brazilian Studies, Working Papers (Germano Mendes de Paula, "The Export Perfomance of the Brazilian Minerals Sector")
Официальный сайт компании Broken Hill Proprietary
Официальный сайт компании Companhia Vale do Rio Doce
Официальный сайт компании Ferteco
Официальный сайт компании Iron Ore Canada
Официальный сайт компании Luossavaara Kiirunavaara AB
Официальный сайт компании Mineracao Brasileiras Reunidas
Официальный сайт промышленной группы Rio Tinto
Официальный сайт компании Robe River
Официальный сайт компании Hamersley Iron
Официальный сайт компании Societe Nationale Industriele et Miniere
Статистический сервер Канады
Также использованы материалы Металл-Информ, Metal Bulletin, Financial Times, Reuters, УНIАН, ПРОМЕТАЛЛ, Металл Украины, Metalfond, Interfax, MetalTorg, www.rusmet.ru, www.rumet.ru, и др.