В Канаде действует многопартийная система, однако на протяжении всей ее истории у власти сменяют друг друга две партии - либералов и консерваторов, причем различия в программах между ними минимальны.
Либеральная партия Канады (ЛП) оформилась как общеканадская в 1873. Первоначально объединяла защитников «прав провинций», сторонников свободной торговли и большей самостоятельности по отношению к Великобритании; опиралась на теоретическое наследие английского манчестерского либерализма, североамериканского радикализма и французской революции 1848. Либералы отстаивали государственную собственность на средства сообщения и связи, но противились расширению государственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Однако с 1930-х ЛП перешла к более активной социальной политике, включая помощь безработным, выплаты субсидий фермерам и т.д. Продолжая защищать свободное предпринимательство, либералы допускали государственное экономическое регулирование, «канадизацию» экономики и введение государственных программ социального обеспечения. ЛП декларирует свою приверженность либеральным принципам «индивидуальной свободы, ответственности и достоинства человеческой личности в рамках справедливого общества и политической свободы в рамках подлинного участия для всех», а также правового государства. Либералы провозглашают равенство шансов для всех членов общества, поощрение культурного разнообразия и двуязычия. ЛП находилась у власти в 1873-1878, 1896-1911, 1921-1926, 1926-1930, 1935-1957, 1963-1979, 1980-1984 и с 1993. Входит в Либеральный Интернационал.
На выборах в Палату общин в 2000 партия собрала 40,8% голосов и завоевала 172 места. Обещала не допустить размывания и «скрытой приватизации» медицинского страхования и осуществлять «либеральный, умеренный и сбалансированный план» развития страны в духе «золотой середины между выплатой государственного долга, справедливым уменьшением налогов и инвестициями в здравоохранение, исследования и инновации, развитие семьи и детства, а также в сохранение окружающей среды». Либеральное правительство заявляет о намерении «разделить плоды экономического развития» между всеми канадцами.
Лидер - премьер-министр Канады Пол Мартин.
Консервативная партия Канады (КПК) основана в 1854. В 19 в. отстаивала протекционистскую экономическую и торговую политику, чтобы защитить канадскую промышленность и рынок от зарубежной конкуренции. Консерваторы подчеркивали свою приверженность идее сильного правительства и близость к британской короне. Они традиционно отстаивали свободное предпринимательство, однако с 1930-х допускали возможность более активного государственного вмешательства в экономическую жизнь, контроля над ресурсами, защиты инвестров и потребителей. В духе времени КПК была в 1942 переименована в Прогрессивно-консервативную партию (ПКП). Однако, признавая экономические и социальные функции государства, партия стремилась ограничить их и свести к минимуму. В 1980-1990-х она проводила неоконсервативный политический курс, добивалась сокращения социальных расходов, развития свободной торговли и укрепления политического сотрудничества с США
Консерваторы находились у власти в Канаде в 1867-1873, 1878-1896, 1911-1921, 1926, 1930-1935, 1957-1963, 1979 и 1984-1993. В 1987 в ПКП произошел раскол: правые консерваторы из Альберты и Британской Колумбии создали Партию реформ, критиковавшую налоговую политику федерального правительства и приток иммигрантов из стран Азии. С 1990-х годов Партия реформ, преобразованная в 2000 в Канадский реформистский консервативный альянс, была ведущей оппозиционной силой в Палате общин. В 2004 ПКП и альянс воссоединились в КПК. Она выступает за сокращение налогов (особенно, на фирмы и прибыли) и государственного долга, за бездефицитный бюджет, «более эффективное» правительство и «более ответственную» социальную политику, а также за укрепление традиционных семейных. политических и нравственных ценностей. В основу экономики, по мнению КПК, должна быть положена свободная рыночная конкуренция, а государство призвано лишь поощрять частную инициативу, вкладывать средства в образование и исследования, защищать общественные нормы и законы и оказывать помощь лишь наиболее нуждающимся. В сфере государственного устройства консерваторы выступают за введение выборов в Сенат и системы пропорционального голосования на выборах в Палату общин, за использование практики народных референдумов и т.д.
На выборах в Палату общин в 2000 ПКП получила 12,2% голосов, а Реформистский консервативный альянс - 25,5%. Обе партии имели в парламенте соответственно 12 и 66 мандатов. Лидер воссоединенной КПК - Стивен Харпер.
Квебекская партия (КП) - создана в 1968. Добивается признания квебекской нации и ее права на самоопределение, осуществления политического отделения франкоязычной провинции Квебек от Канады при сохранении экономической «ассоциации» между обоими государствами. В социально-экономической области программа партии была близка к социал-демократии, выдвигая требования обеспечения полной занятости, прогрессивной налоговой реформы, расширения государственного сектора и контроля в экономике и прав профсоюзов на производстве (включая участие в управлении предприятиями). Позднее эти лозунги были смягчены, но общая социал-демократическая направленность КП сохранилась. В сфере духовной жизни квебекские сепаратисты выступают за сосуществование культур при одновременном поощрении развития французского языка, как единственного государственного в Квебеке. Квебекская партия находилась у власти в провинции в 1976-1985 и с 1994. В федеральных выборах не участвует. Лидер партии и премьер-министр провинции Квебек - Люсьен Бушар.
Квебекский блок (КБ) - партия социал-демократического толка, образована в 1990 квебекскими сепаратистами специально для участия в федеральных выборах. В провинциальных выборах в Квебеке не участвует; поддерживает Квебекскую партию. Блок отстаивает идею самоопределения квебекской нации и политического суверенитета Квебека. КБ обвиняет федеральные власти в ущемлении прав и интересов Квебека в экономической, финансовой, социальной, политической, международной и культурной областях. Выступая за «устойчивое развитие» общества и повышение качества жизни, квебекские сепаратисты заявляют о «провалах неолиберализма» и необходимости «преобладающей роли государства» в условиях «квебекской модели» и «динамичного отношения между государством, рынком и гражданским обществом», без какой-либо гегемонии одного из этих факторов и при сокращении разрыва между богатыми и бедными. Пока Квебек остается в составе Канады, КБ выдвигает требования сокращения федеральных налогов на лиц со средними (а не крупными) доходами, развития и расширения системы страхования от безработицы, увеличения федеральных трансфертов для нуждающихся лиц и категорий населения, а также на нужды здравоохранения, отказа от сокращения расходов на социальные нужды, запрета на использование штрейкбрехеров на федеральных предприятиях, ратификации международных соглашений в области экологии и прекращения практики ограничения гражданских свобод под предлогом борьбы с терроризмом. В области внешней политики квебекские сепаратисты призывают к увеличению помощи странам «Третьего мира», ограничению интервенций за рубежом строгими нормами международного права, а также созданию американской континентальной валюты.
В 1993-1997 КБ был ведущей оппозиционной партией в канадском парламенте. На федеральных выборах 2000 получил 10,7% голосов и 38 мест в Палате общин. Лидер - Жиль Дюсепп.
Новая демократическая партия (НДП) оформилась в 1961 на базе существовавшей с 1932 Федерации кооперативного содружества и части профсоюзов, входящих в Канадский рабочий конгресс. НДП - социал-демократическая партия, член Социалистического Интернационала. Выступает за осуществление программы «экономических, политических и социальных перемен» и развитие общества «к равенству, социальной справедливости и демократии». Новые демократы намереваются построить «социальное демократическое общество», в котором сочетаются «устойчивый прогресс и социальное, экономическое и политическое равенство». Производство и распределение должны быть «ориентированы на общественные и индивидуальные потребности в рамках окружающей среды и устойчивой экономики, а не руководствоваться извлечением прибылей». НДП требует взять под контроль монополии в области производства и распределения с помощью экономического и социального планирования. Она обещает «расширить применение принципа общественной собственности», укрепить достоинство и свободу человеческой личности. Добивается проведения Канадой более независимой и мирной внешней политики и достижения большей социальной справедливости в мире.
Наиболее прочными позициями НДП обладает в провинциях Саскачеван, Манитоба, Британская Колумбия и Онтарио, где она неоднократно находилась у власти. На федеральных выборах 2000 собрала 8,5% голосов и имеет 13 мест в Палате общин. Лидер - Джек Лейтон.
Зеленая партия Канады (ЗПК) выросла из экологического, правозащитного, женского, антивоенного и иных социальных движений. Первая зеленая партия в Канаде была основана в 1983 в Британской Колумбии, а затем зеленые распространили свою деятельность на всю страну. Партия выступает за «устойчивое развитие» в гармонии с окружающей средой, социальную справедливость, развитие «демократии снизу», ненасилие, децентрализацию, равноправие между полами, сохранение биологического и культурного разнообразия. В хозяйственной области зеленые - за экономическую систему, ориентированную на местные нужды, «самопомощь» и человеческие потребности в рамках «естественных границ Земли». На федеральных выборах 2000 ЗПК получила 0,8% голосов. В Палате общин в настоящее время не представлена.
Помимо основных, в Канаде действует множество других партий самого различного толка: Партия христианского наследия (правая, основана в 1987), Партия естественного закона, троцкистские организации (Социалистическая левая, Социалистическая альтернатива, Интернациональный рабочий комитет, Социалистическое действие, Новая социалистическая группа. Интернациональные социалисты, Партия социалистического равенства, Рабочее сопротивление), маоисты (Коммунистическая партия Канады (марксистско-ленинская), Марксистско-ленинская партия Квебека.
Социально-экономическое положение Канады
Территория: по размерам общей площади (9985 тыс. кв. км) Канада уступает только России. Территория делится на Арктический регион, центральную равнинную часть, Тихоокеанское побережье, восточную и западную географические зоны. Располагает множеством островов на восточном, северном и западном побережьях. Лежит в арктическом, субарктическом и умеренном климатических поясах. Рельеф центра материковой части и Канадского Арктического архипелага равнинный, западной и восточной частей страны -- гористый. На территории имеется густая сеть рек и озер, разнообразная растительность.
Население -- 33,4 млн. чел. (июль 2007 г.), среднегодовые темпы его прироста в 2000--2006 гг. составили 0,9%. Рождаемость составляет 10,75, смертность -- 7,9 на 1 тыс. чел. (2007 г.). Рост за счет иммигрантов, в основном из стран Азии, в 2005 г. составил 262 тыс. чел. Около 11% всех канадцев считается имеющими британское происхождение (англоканадцы), 9% -- французское (франкоканадцы), 13% -- происходящими из других стран Европы, 4,5% -- из стран Восточной и Юго-Восточной Азии, 35,8% -- смешанного происхождения, 18,6% -- канадского происхождения; 1,7% принадлежат к коренным жителям -- индейцам и эскимосам (инуи-там). Около 46% верующих является католиками, 36% -- протестантами; мусульман насчитывается 7,5%, православных христиан -- 1,4%. В Канаде два официальных (государственных) языка -- английский и французский; на уровне разговорной речи обоими владеет 17% населения, только английским -- 67% и только французским -- 14%.
Уровень и система образования. Школьное образование обязательно для детей с 6 до 14--16 лет (в зависимости от провинции). На последней ступени средней школы образование делится на академическое и практическое (профессиональное) направления. Окончание старшей средней школы дает право на поступление в университет. В стране 75 университетов и 195 колледжей (2000 г.). Высшее образование платное, со значительными дотациями государства. Расходы на послешкольное образование на 70% финансируются за счет провинций, федерального правительства и муниципалитетов (1998 г.). Широко развита система образования для взрослых. Грамотно более 99% взрослых.
На здравоохранение затрачивается 9,6% ВВП, около 70% общих расходов покрывается за счет государства (1999 г.). Ожидаемая продолжительность жизни в 2007 г. -- 80 лет (мужчины -- 77 лет, женщины -- 84 года).
Уровень жизни -- один из самых высоких в мире. В 1999 г. индекс человеческого развития равнялся 0,936 (второе место в мире вместе с Австралией и Швецией).
История. Первооткрывателем Канады считается французский исследователь Жак Картье (1534 г.), хотя еще в 1497 г. английская экспедиция под командованием Джона Кабота достигла острова Ньюфаундленд. Первое французское поселение (Квебек) возникло в 1608 г. До создания в 1663 г. королевской администрации страной фактически управляли торговые компании. Колонизация Канады проходила в борьбе между Англией и Францией. В 1670 г. была создана британская Компания Гудзонова залива. К 1758 г. английским владением стал весь остров Ньюфаундленд и Тихоокеанское побережье. В 1791 г. окончательно оформились границы британских колоний в Северной Америке. В 1867 г. в соответствии с принятым английским парламентом Актом о Британской Северной Америке была создана федерация под названием "доминион Канада". С 1931 г. -- фактически самостоятельная страна, член Содружества.
Государственное устройство: конституционная парламентская демократия с федеративным устройством. Глава государства -- английский монарх, которого представляет генерал-губернатор, назначаемый им по совету премьер-министра Канады, причем в последнее время -- из числа канадских граждан. В провинциях монарха представляют лейтенант-губернаторы. Формально премьер-министр Канады и возглавляемый им кабинет являются советниками монарха; на практике исполнительную власть возглавляет Кабинет. Он состоит из премьер-министра и министров, являющихся членами парламента от партии, набравшей на выборах наибольшее число голосов. Кабинет определяет правительственную политику и разрабатывает основную часть законодательных инициатив. В провинциях исполнительную власть возглавляют премьеры, местные органы самоуправления -- муниципалитеты, советы графств и др. -- фактически создаются властями провинций и им подчинены.
Высший законодательный орган Канады -- двухпалатный парламент. Палата общин (308 мест) избирается сроком на 5 лет пропорционально численности населения провинций (территорий). Сенат из 105 членов назначается генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра в соответствии с нормой территориального представительства. Главная задача Сената -- анализ правительственных законопроектов силами специальных сенатских комитетов, с акцентом на социально-экономические аспекты. Провинциальные законодательные собрания однопалатные, порядок их функционирования сходен с Палатой общин.
Высший судебный орган Канады -- Верховный суд из 9 человек, назначаемых Кабинетом по совету премьер-министра. Суды независимы от других ветвей власти. Верховному суду подчинены налоговый (казначейский), апелляционный и другие федеральные суды, а также система провинциально-территориальных судебных органов. Судебная система провинции Квебек имеет значительные отличия от судов других провинций.
В административно-территориальном отношении Канада делится на 10 провинций (Ньюфаундленд, Остров Принс-Эдуард, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Квебек, Онтарио, Манитоба, Саскачеван, Альберта, Британская Колумбия) и 3 территории: Юкон, Нунавут и Северо-Западная территория. Столица -- Оттава (1,1 млн. чел.), другими крупными городами являются Торонто (5,0 млн. чел.), Монреаль (3,5 млн. чел.), Ванкувер (2,1 млн. чел.).
В крупных городах проживает более 3/4 всех канадцев (2002 г.).
Объем ВИД -- 1127 млрд. долл. по ППС (2006 г.), на душу населения -- 34 610 долл. Темпы экономического роста: среднегодовые темпы прироста ВВП в 2006 г. составили 2,8% по сравнению с 4,5% до начала 70-х гг. и 2,8% в 1990--2000 гг. Норма валового накопления в 2000 г. составляла 20%. Денежная единица -- канадский доллар, курс которого к доллару США -- 1:0,88 (2006 г.).
Экономическая политика после Второй мировой войны неоднократно менялась. В первые послевоенные годы и до конца 80-х гг. традиционно важную (иногда определяющую) роль в экономике играло государство, которому принадлежала значительная собственность; через госрасходы перераспределялась крупная доля ВВП, теория Кейнса с 1945 г. считалась официальной правительственной доктриной.
Высокие темпы роста, обеспечивавшиеся значительными инвестициями в первичные отрасли хозяйства, были прерваны энергосырьевым кризисом 70-х гг. В дальнейшем кризисы приобрели регулярный характер. Безработица, достигшая в 1983 г. 11,9%, до 1998 г. не опускалась ниже 8%. Но в 1990-х гг. она стала следствием вынужденных мер по либерализации экономической политики, явившейся в значительной мере результатом ослабления торговых барьеров и вступления страны в НАФТА. Хозяйственному росту, начавшемуся после 1993 г. и длившемуся до конца 90-х гг., существенно способствовала активизация правительственной экономической политики: меры по дерегулированию, по частичной приватизации госимущества, избавление от излишков прямого участия государства в хозяйственной жизни. Доля совокупных расходов центра и провинций с 50% ВВП в 1992 г. снизилась к 1999 г. до 38,7%; в то же время в ряде областей сохраняется полноценное участие государства (развитие Севера, атомная энергетика, строительство объектов инфраструктуры и др.). Подписание соглашений о свободной торговле с США (1988 г.) и вступление в НАФТА (1994 г.) ускорили реструктуризацию экономики. Процесс разгосударствления экономики был приостановлен к концу 90-х гг. ввиду противоречивых итогов неолиберальных мер. Стабилизировать социально-экономическое положение помог малый бизнес, на предприятиях которого работает около 2/3 канадцев.
Денежно-кредитная сфера в конце XX в. была сравнительно неустойчива из-за значительных перемен во внутри- и внешнеэкономической политике. Неравномерно менялся и курс доллара США к канадскому доллару: 1984 г. -- 0,77, 1991 г. -- 0,87, 1993 г. -- 0,78, 1999 г. -- 0,67. Главной целью денежной политики с начала 90-х гг. стало подавление инфляции, в том числе путем установления ориентиров роста цен в 1--3% в год. В результате темпы инфляции с 5,6% в 1991 г. снизились к 2002 г. до 2,2% и к 2006 г. -- до 2,0%.
Налогово-бюджетная сфера. Бюджетная система Канады трехуровневая. Расходы федерального бюджета в 90-е гг. относительно ВВП заметно сократились -- с 24,1% в 1992 г. до 17,3% в 2001 г. В результате регулярный дефицит федерального бюджета сменился в 2003 г. профицитом в 6,3 млрд. долл. (в 2005 г. -- 1,8 млрд. долл.). Существенно снизились размеры государственной (федеральной) задолженности по отношению к ВВП: с 71% в 1996 г. до 53% в 2001 г. (в 2006 г. -- 65,4%). В то же время растут расходы бюджетов провинций и территорий, составляющие в совокупности около половины консолидированного бюджета; бюджеты регионов сводятся с дефицитом. Дотации от бюджетов других уровней составляют около 15% в доходах региональных и около 25% -- в доходах местных бюджетов.
Основными источниками доходов федерального бюджета служат подоходные налоги (60% в 2003 г.), а в региональных бюджетах -- подоходные, налоги на потребление и поимущественные налоги. Снизилась доля бюджетных расходов на обслуживание госдолга -- до 20% федерального и 15% региональных бюджетов к началу XXI в.
Отраслевая структура экономики. На сельское, лесное хозяйство и рыболовство приходится 2,3% ВВП, промышленность и строительство -- 29,2%, услуги -- 68,5% (2006 г.). Экономически активное население по основным сферам занятости делится следующим образом: сельское хозяйство -- 2%, промышленность и строительство -- 19%, услуги -- 75% (2004 г.). Вес добывающих отраслей в структуре ВВП снижается: с 7,5% в середине 70-х до 5,5% к концу 90-х гг. Основные виды продукции: нефть, главным образом из провинций Альберта и Саскачеван,-- 137,4 млн. куб. м (2002 г.); внутренние потребности покрываются собственным производством при значительных объемах экспорта и импорта. По производству природного газа Канада находится на третьем месте в мире (после США и России) -- 171,3 млрд. куб. м (2002 г.); до 83% газа добывается в провинции Альберта. Около 70% продукции этих отраслей экспортируется, в основном в США. Из других видов минерального сырья важную роль играет добыча золота (164,7 т), железной руды (36,6 млн. т), меди (691 тыс. т), никеля (0,2 млн. т), урана, кобальта, платины и др. (1998 г.). В 1999 г. произведено 588 млрд. кВт-ч электроэнергии. Около 80% нетопливного сырья экспортируется, на 4/5 -- в США.
Обрабатывающая промышленность дает около 18% ВВП (1999 г.), представлена прежде всего производством транспортного оборудования, химических продуктов, электротехнической и электронной отраслями, деревообрабатывающей промышленностью и др. Развивается высокотехнологическое производство -- в "долине Оттавы" около 500 компаний занимаются биотехнологией, телекоммуникациями и т. п. Строительная отрасль дает 5,4% ВВП (1999 г.).
Хорошо развиты сельское, лесное хозяйство и рыболовство. В стране насчитывается 280 тыс. ферм, средний размер которых 246 га. В 90-е гг. выращивалось в год от 23 до 30 млн. т пшеницы, 12--15 млн. т ячменя, овес, рожь. Имеется около 15 млн. голов крупного рогатого скота (1999 г.), 12 млн. голов свиней (2000 г.), производится 850 тыс. т мяса птицы (1999 г.), 7,5 млн. т молока и сливок (2000 г.). Рыболовство и добыча мехов дают 0,1%, лесное хозяйство -- 0,6% ВВП (1999 г.).
Транспорт: высокоразвитая сеть железных и шоссейных дорог, в основном на юге, авиатранспорта, трубопроводов. Транспорт дает 4% ВВП. Железные дороги осуществляют 13,4% всех транспортных и складских услуг. До 90% междугородных пассажирских и 75% всех грузовых перевозок осуществляется автотранспортом; в стране зарегистрировано 18 млн. ед. автотранспорта (1999 г.).
Связь. На связь и коммунальные услуги приходится 7% ВВП (1999 г.), в том числе половина из них -- на телекоммуникации. Телефонизировано 98% жилого фонда страны, 42% жилищ подключено к Интернету. В оптовой и розничной торговле производится по 6,4% ВВП (1999 г.).
Социальная сфера: уровень безработицы в 2006 г. составил 6,4%. Из 14,7 млн. работающих страхованием по безработице охвачено 13,1 млн. чел. (2002 г.). Средний размер выплат составляет 269 долл. в неделю. Членами профсоюзов является около 71% всех работающих. Система социального обеспечения включает комплекс программ всех уровней власти, включая денежные дотации, пособия, налоговые льготы и т. д.
Внешнеэкономические связи. В 90-е гг. экспорт товаров и услуг возрастал на 8%, импорт -- на 7% в год. К концу 90-х гг. за границу продавалось до 40% товаров и услуг -- на 10% больше, чем в конце 80-х гг. Объем экспорта составляет 405 млрд. долл. США (2006 г.), основные товары -- автомобили и запчасти (23,2%), машины и оборудование (22,4%), промтовары (18,4%); главные партнеры -- США (83,8%), ЕС (5,5%), Япония (2,5%). Объем импорта в 2006 г. составил 353 млрд. долл. США. Основные товары -- машины и оборудование (32,7%), автомобили и запчасти (21,8%), промтовары (19,5%);
Экология Канады
Но, несмотря, казалось бы, на неисчерпаемые природные ресурсы Канады (в ее недрах - 60 видов различных минералов, 15% мировых запасов пресной воды, половина территории покрыта лесами), современные тенденции в сфере природопользования вызывают возрастающую тревогу канадцев. Хищническое истребление лесных ресурсов привело к тому, что лесовосстановительные работы не в состоянии противостоять исчезновению лесов. Например, в провинции Британская Колумбия они вырублены на 90 млн. га, а восстановлены лишь на 38% этой площади. И это не считая огромного ущерба лесам от естественных причин - болезней, лесных пожаров и т. д. А эрозия земель и засоление почв наносят непоправимый урон. Только в провинции Онтарио ежегодные убытки от эрозии почв оцениваются в 168 млн. долл.
Крайне остро стоит в Канаде вопрос о кислотных осадках, наносящих большой урон природе, хозяйству и здоровью человека. США интенсивно загрязняют не только свою, но и канадскую окружающую среду. Примерно 50% кислотных дождей, выпадающих в Канаде, происходят из США. Влиянию кислотных осадков в Канаде подвержены около 45% водоемов, значительные лесные массивы.
Под угрозой в Канаде находятся и запасы питьевой воды, главным образом из-за интенсивного загрязнения ее источников. Так, в Великих озерах обнаружено около 1000 химикатов, попадающих туда с промышленными и другими стоками, а также из воздуха. Многие неорганические химикаты не улавливаются песчаными фильтрами водопроводных станций. Так, в питьевой воде г. Торонто концентрация кадмия и ртути превышает норму. По настоянию санитарной службы Торонто с учетом опыта ряда европейских городов на городском водопроводе внедрена опытная установка для доочистки воды с помощью активированного угля. Такие установки необходимы, пока не будет решена проблема удаления токсинов из вод Великих озер.
Важнейшей задачей экологического характера в Канаде стало сохранение ее некогда богатого животного мира. В период колонизации Северной Америки, 300 лет назад, фауна Канады насчитывала 190 видов млекопитающих, 500 видов птиц, 43 вида пресмыкающихся, 44 вида земноводных. В наши дни ее животный мир значительно сократился. Так, совсем исчезли ньюфаундлендский волк, морская норка, калан, черноногий хорек, лабрадорская гага, дикая индейка, странствующий голубь, гремучая змея. За этот же период существенно изменилось 25% канадского ландшафта, что привело к исчезновению местообитания многих видов животных. Уничтожение лесных массивов в Британской Колумбии, Онтарио и Квебеке, использование в сельском хозяйстве ядохимикатов нанесли непоправимый урон их популяциям. Сократилось число морских птиц на Атлантическом побережье, уменьшились популяции бобров, росомах, белохвостого оленя, крупных хищников. Подобная ситуация выдвигает на первый план вопросы охраны окружающей среды.
Государственное регулирования устойчивого развития
С того момента, как концепция устойчивого развития была впервые привнесена на мировую сцену, определение, данное этому термину, почти всегда ассоциировалось с защитой окружающей среды. В настоящее время эта концепция имеет гораздо более широкое толкование (оно охватывает защиту и содействие развитию прав человека, поддержание местных и туземных сообществ, аспекты равноправия, так же как и традиционные заботы о состоянии окружающей среды). На протяжении последнего десятилетия правительства стран, бизнес и отдельные граждане смогли более детально ознакомиться с языком и преимуществами принципов устойчивого развития. Корпоративная культура, существующая в некоторых крупнейших транснациональных компаниях, сместила свой акцент в сторону предоставления долгосрочных преимуществ для будущих поколений. И для многих корпораций поиск пути интеграции управления состоянием окружающей среды с социальными и экономическими выгодами уже преобразовался в стратегию ведения бизнеса с выигрышем.
Экономическому развитию, как пути к глобальной устойчивости и более высокому уровню жизни, все еще не придается достаточного внимания. Многие мировые лидеры в составе мирового сообщества признают, что придание развитию устойчивости должно являться высшей целью всей экономической политики. Они также признают, что для продвижения и поддержки темпов роста торговли, которая является устойчивой с точки зрения как внешней среды, так и социальной, а также соответствует традиционным экономическим меркам, один из важных компонентов - это участие в разработке и применении международных стандартов и схем оценки соответствия.
Стандарты охватывают многие стороны нашей жизни - от здоровья и безопасности до международной торговли. Созданы стандарты и для тестирования качества воздуха и воды, и для устойчивой деятельности в области менеджмента лесов. Стандарты позволяют также переправлять продукцию через границы, что дает компаниям возможность более эффективной конкуренции на мировых рынках. Стандарт, разработанный в рамках интересов сохранности окружающей среды какой-либо страны (он оказывает влияние на всех потенциальных импортеров и экспортеров), является существенным компонентом для получения доступа на рыночное пространство данной страны.
Программы и службы, связанные с выполнением стандартов, успешно скоординированные и организованные, содействуют развитию открытых рынков. Вместе с тем они также могут несправедливо ограничивать или препятствовать доступу на определенные сектора рынка. Для многих в составе международного сообщества по стандартизации, включая Канадский совет по стандартам, проблема заключается в том, чтобы обеспечить условия, при которых стандарты не создавали бы барьеров для ведения торговли. Развитие механизмов облегчения ведения международной торговли и минимизации препятствий доступа на иностранные рынки остается постоянной целью международного сообщества по стандартизации.
Национальные органы по стандартизации путем установления общих рамок своей деятельности, основанных на наилучшей международной практике, способны предоставить долгосрочные решения многочисленных проблем, связанных с устойчивым развитием.
Опыт Канады
В Канаде существует единственный национальный орган по аккредитации: Канадский совет по стандартам. Совет по стандартам содействует развитию добровольной стандартизации как средства развития национальной экономики, повышения уровня здравоохранения и благосостояния, защиты интересов потребителей. Он также способствует развитию торговли и международного сотрудничества. Он осуществляет координацию и надзор над деятельностью Системы национальной стандартизации (NSS), которая включает организации Канады и более 15 000 граждан, вовлеченных в разработку добровольных стандартов и деятельность по оценке соответствия, на национальном и международном уровнях. Совет по стандартам предоставляет услуги по аккредитации органов по разработке стандартов, сертификации продукции, органов инспекции, сертификации персонала, испытательных и калибровочных лабораторий, организаций, зарегистрированных по ИСО 9000 и ИСО 14000 и организаторов обучения аудиторов.
Далее перечисляются некоторые примеры инициатив, предпринятых в Канаде, которые напрямую связаны с проблемой устойчивого развития:
Канадский совет по стандартам при помощи своей Системы национальных стандартов основал партнерские отношения со многими организациями, такими как Совет национальных исследований и Канадская ассоциация аналитических лабораторий по проблемам окружающей среды (CAEAL). Это позволяет Совету по стандартам предлагать аккредитацию в области широкого спектра предметов и программ, таких как анализ окружающей среды, анализ в сельском хозяйстве, анализ пищевых продуктов и анализ минеральных веществ. Эти программы предоставляют канадцам более продвинутый и скоординированный процесс определения того, надежно ли проводится тестирование.
Более 400 лабораторий аккредитованы Программой аккредитации лабораторий Канадского совета по стандартам (PALCAN). Аккредитация Канадским советом по стандартам при осуществлении программы PALCAN - это гарантия того, что системы качества лабораторий и техническая компетенция находятся в соответствии с национальными и международными стандартами.
Среди наиболее широко распространенных когда-либо стандартов, которые приняты более чем 600 000 организациями в более чем 160 странах, серия стандартов системы менеджмента качества ИСО (ИСО 9000) и серия стандартов системы менеджмента окружающей среды ИСО (ИСО 14000) имеют аналогичное широкомасштабное внедрение, проводимое канадскими компаниями. Использование систем менеджмента окружающей среды и качества обеспечивает этим компаниям способ производства при малых затратах, непрерывное обучение и улучшение путем внедрения полного цикла процесса/поставки. Научные исследования подтверждают, что менеджеры, которые использовали системы менеджмента качества и/или окружающей среды на своем опыте добились улучшения в сфере финансового менеджмента, отношений с потребителями и поставщиками, а также в рамках повышения конкурентоспособности. Улучшение в одной сфере экономической деятельности, как правило, сопровождается положительными результатами в другой.
Более 1000 канадских компаний зарегистрированы на соответствие ИСО 14001. С самого начала программа аккредитации систем менеджмента окружающей среды (EMS), проводимая Канадским советом по стандартам, развивалась ежегодно устойчивыми темпами. Серия стандартов ИСО 14000, получая повсеместную поддержку международного сообщества, представляет собой один из наиболее влиятельных добровольных инструментов для улучшения окружающей среды. Организации, зарегистрированные на соответствие ИСО 14001, производят регулярный мониторинг и измерения показателей окружающей среды, относящихся к их деятельности, продукции и услугам.
В сотрудничестве с органами здравоохранения Канады Совет по стандартам также проводит работу по квалификации аккредитованных органов по регистрации системы менеджмента качества (QMS) с целью регистрации QMS изготовителей медицинских изделий с точки зрения их соответствия стандартам. Канадское техническое законодательство требует, чтобы продаваемые в Канаде медицинские изделия были обозначены и изготовлены при наличии QMS, которая соответствует международным стандартам ИСО 13485 или ИСО 13488.
Поддерживая приверженность лесной промышленности Канады к устойчивому развитию, Совет по стандартам руководит программой устойчивого менеджмента лесной промышленности (SFM). В рамках программы Совет по стандартам оценивает опыт органа по регистрации в плане проведения сертификации по международному стандарту SFM. Предпосылкой для этой программы может стать требование, чтобы органы по регистрации были аккредитованы в рамках программы аккредитации EMS. Эти аккредитованные органы по регистрации зарегистрировали организации, в сферу компетенции которых входит более 127 миллионов гектаров, на соответствие стандарту ИСО 14001 и 32 миллиона гектаров на соответствие национальному стандарту. Сертифицированные в Канаде площади охватывают 78% всех площадей леса, предназначенных для коммерческого использования. Это достижение способствовало улучшению показателей состояния окружающей среды и устойчивых методов работы предприятий лесной промышленности Канады.
Все возрастающее число канадских компаний, заинтересованных в управлении показателями окружающей среды, присоединяются к добровольным кодексам поведения, которые не только содействуют защите интересов потребителя, повышению безопасности продукции и услуг, но также поддерживают и создают новые рынки сбыта для канадских предприятий. Например, ассоциация лесозаготовителей Канады (FPAC) стала первой международной промышленной ассоциацией (в 2002 г.), которая потребовала, чтобы все компании-члены представили документацию по менеджменту лесной промышленности на тщательное рассмотрение независимой третьей стороной. Один из стандартов, на соответствие которому компании-члены могут обратиться с заявкой о регистрации к органам по регистрации EMS, аккредитованным советом по стандартам, является Национальный стандарт Канады по устойчивому менеджменту лесной промышленности (SFM), разработанный Канадской ассоциацией по стандартам (CAS/CSA Z809 - SFM System). Благодаря этой программе FPAC в 2002 г. получил премию промышленного фонда ГЛОБУС за достижения в охране окружающей среды.
Аналогично предприятия розничной торговли начали прислушиваться к возрастающим проблемам в области окружающей среды и результатов устойчивого развития. Дом Depot, один из крупнейших в мире дистрибьюторов продукции лесной промышленности, был среди первых предприятий, которые стали проводить политику по реализации продукции, требуя сертификации от своих продавцов, показывая тем самым, что продукция поступила из участков леса, находящихся под ответственным управлением.
Канада также была вовлечена в международные соглашения с целью оказания содействия другим странам, предоставлении безопасной питьевой воды для их граждан. Совет по стандартам и CAEAL сотрудничали с пан-американской организацией здравоохранения по разработке услуг в области аккредитации лабораторий по контролю качества воды в Латинской Америке. Эта добровольная программа аналогична программе аккредитации канадских лабораторий, основанная на ИСО/МЭК 17025, представляющая собой международный стандарт по технической компетенции и качеству во всех областях испытаний и калибровки.
Как отдельный аспект своего обязательства в рамках глобальных целей устойчивого развития, совет по стандартам оказывает поддержку и содействие участию развивающихся стран в деятельности по международной стандартизации. В лице Канадского консультативного комитета по развивающимся странам (CAC/DEVCO) он принимает участие в большом числе международных и региональных мероприятий (например, в азиатско-тихоокеанском регионе, на американском континенте), цель которых состоит в содействии решению проблем стандартизации и усилении и увеличении объема участия развивающихся стран в международной стандартизации. Совет по стандартам выступил спонсором участия многих представителей развивающихся стран в международных заседаниях, а также принял участие в различных мероприятиях по обмену опытом и курсах обучения. В сотрудничестве с канадским департаментом Министерства иностранных дел Совет по стандартам оказывает помощь Боливии в выполнении требований, связанных с преодолением технических барьеров в торговле (TBT) в рамках деятельности Всемирной торговой организации (WTO), путем предоставления им комплекта канадской экспортной документации, учитывающей интересы потребителя.