Машиностроение в народнохозяйственном комплексе Донбасса и Приднепровья
Машиностроение в народнохозяйственном комплексе Донбасса и Приднепровья
10
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ХЕРСОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Реферат по дисциплине «Размещение производительных сил»
на тему:
«Машиностроение в народнохозяйственном комплексе Донбасса и Приднепровья»
Херсон
2006
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
3. МАШИНОСТРОЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Данный реферат представляет собой характеристику машиностроения Донбасса и Приднепровья в системе народного хозяйства этого региона. Как известно, Восток Украины, где находятся эти территории, представляет собой сугубо промышленную территорию. Сельское хозяйство в целом занимает здесь только 8% народного хозяйства. Все остальное - промышленность, и в основном - машиностроение (в том числе и тяжелое) и металлургия.
Реферат содержит 3 пункта. В первом дана краткая географическая справка о положении территории Донбасса и Приднепровья. Второй пункт характеризует общую картину народного хозяйства региона, а третий - место машиностроения в народном хозяйстве региона. В реферате также рассмотрены проблемы машиностроения, а также негативные стороны влияния машиностроения на окружающую среду.
1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
Донбасс и Приднепровье являются основной топливно-энергетической базой центрального и южного районов Европейской части бывшего СССР. Расположен на территории Донецкой и Днепропетровской областей Украины и Ростовской области России. Открыт угольный бассейн был еще в начале 18-го века, однако промышленно освоен лишь к концу 19-го.
Площадь Донбасса и Приднепровья составляет около 60 тыс. км2 (для сравнения, площадь Украины - 603,7 тыс. км2), что составляет примерно 10% территории Украины. Балансовые запасы до глубины 1800 м составляют около 76 млрд. тонн. Основными центрами добычи являются Донецк, Макеевка, Лисичанск, Горловка.
Население украинской части Донбасса и Приднепровья составляет около 9112 тыс. человек. Около 92% городское население.
Что же касается рельефа местности, то он преимущественно равнинный. На Северо-Востоке - Донецкий кряж, на Севере - Приднепровская низменность, на Западе - Приднепровская возвышенность.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
Народное хозяйство - это совокупность отраслей и сфер экономики государства (региона), взаимосвязанных разделением труда. Народное хозяйство включает в себя отрасли материального производства и непроизводственной сферы.
Как известно, народное хозяйство состоит из двух основных отраслей - промышленности и сельского хозяйства.
Что касается народного хозяйства Донбасса и Приднепровья, то основную его часть все-таки составляет промышленность, на сельское хозяйство тем временем приходится лишь около 8% в доле народного хозяйства.
Сельское хозяйство. Как уже упоминалось, в Донбассе и Приднепровье сельское хозяйство занимает около 8%. В основном вся отрасль сосредоточена в сельских районах региона - преимущественно в пограничных с Центром, Югом и Севером Украины (в этих регионах сельское хозяйство на более высоком уровне). Специализация сельского хозяйства в регионе: в растениеводстве - посевы зерновых и технических культур - выращивание пшеницы, кукурузы, подсолнечника; в животноводстве - подсобные хозяйства по выращиванию птицы, крупного рогатого скота. Соответственно, в регионе налажена система сбыта продукции растениеводства и животноводства - хлебобулочных изделий, мясо-молочной продукции и так далее.
Промышленность. Промышленность занимает центральное место в системе народного хозяйства Донбасса и Приднепровья. Так сложилось, что данный регион во времена Советского Союза был определен как преимущественно промышленный (этому способствовало географическое положение - все-таки Криворожский железорудный бассейн (Кривбасс) и Донецкий угольный бассейн (Донбасс) определяют промышленную направленность региона). И хотя освоена эта территория в качестве промышленной была еще задолго до появления Советской власти на территории Украины, именно в годы пятилеток и Великого строительства были сооружены крупнейшие заводы и предприятия промышленности. На территории Донбасса и Приднепровья развиты такие отрасли промышленности как: угольная, горнодобывающая, машиностроительная (в том числе тяжелое машиностроение), химическая, железорудная, производство стройматериалов, пищевая и легкая промышленность. К крупнейшим промышленным предприятиям региона относятся Донецкий металлургический завод, Днепропетровский металлургический завод, Днепропетровский трубопрокатный завод, Электрометаллургический завод «Днепроспецсталь», «Криворожсталь» и другие. Как видно из описания, доминирующей является все-таки угольная и горнодобывающая промышленность.
3. МАШИНОСТРОЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
Машиностроение занимает одно из ведущих мест в системе народного хозяйства Донбасса и Приднепровья, немногим уступая угольной и горнодобывающей промышленности. В основном машиностроение региона представлено тяжелым машиностроением. Это производство больших машин (к примеру, комбайнов) и оборудования для других профилирующих отраслей промышленности региона и государства в целом.
Машиностроение Донбасса и Приднепровья носит в основном не экспортный характер. То есть практически вся продукция отрасли закупается отечественными покупателями. С одной стороны, это неплохо. Во-первых, украинским предприятиям гораздо удобнее работать на украинском оборудовании, так как оно более приспособлено к специфике работы украинских предприятий и не требует дополнительного обучения персонала. Во-вторых, украинское оборудование всегда дешевле иностранного. Для украинских покупателей это немаловажно. Но, с другой стороны, есть и негативные черты. К примеру, наличие только отечественных покупателей говорит о неготовности предприятий машиностроения к внешней конкуренции. Это особенно актуально в то время, когда Украина стремится к интеграции в Европейский Союз и во Всемирную Организацию Торговли. Вступление хотя бы в одну из этих организаций откроет границы для зарубежных покупателей. Скорее всего, со временем цены в странах Евросоюза станут приемлемыми для украинских покупателей - Украине ничего не останется делать, как выходить на международный уровень цен - и машиностроение Донбасса, не привыкшее к конкуренции извне, может потерпеть крах как отрасль. Есть и еще одна проблема, вытекающая из предыдущей. Продукты отрасли машиностроения Донбасса и Приднепровья в основном адаптированы под украинских покупателей. Как известно, украинские предприятия и особенность их работы очень сильно отличаются от европейских и мировых стандартов. Это обусловлено политикой еще Советского Союза, которая была направлена на то, чтобы западные технологии не были применимы к отечественному производству. К сожалению, по сей день в Украине еще далеко не все отрасли перешли на новые технологии. Переход к новым технологиям в нашей стране довольно болезненный, так как требует огромных финансовых затрат и капитальных вложений. А на Западе множество технологий усовершенствуются с огромной скоростью, обновляясь довольно часто. К сожалению, в Украине это на данный момент невозможно. Поэтому и инвесторы не особо обращают внимание на машиностроение Донбасса и Приднепровья. Это огромная проблема Украины на пути евроинтеграции.
Еще одна существенная проблема машиностроения региона - это экологическое воздействие предприятий. Дело в том, что плотность объектов машиностроения в регионе очень велика. В каждом городе находится по несколько крупных предприятий машиностроения. Это способствует ухудшению экологической обстановки. Последствий уже много. Во-первых, ситуацию обострила Чернобыльская авария. Во-вторых, количество инфарктов, сердечно-сосудистых заболеваний, детской смертности, не дожития до среднеукраинского возраста продолжительности жизни и заболеваний органов дыхательных путей угрожающе растет. К тому же все большие площади земли становятся непригодными для посевов. Сельское хозяйство итак занимает ничтожно малую часть системы народного хозяйства, а с годами ситуация только ухудшается. Остановить это в силах только государственная программа, которая бы не только официально, но и реально на практике внедряла бы системы защиты населения от отходов машиностроения. Пока что таковые разрабатываются или действуют только на бумаге.
Следует отметить, что в последние годы (лет 10) профессии отрасли машиностроения становятся непрестижными и отрасль испытывает недостаток квалифицированных кадров. Непрестижность отрасли можно объяснить всего лишь одним, но очень существенным фактором - несоответствие оплаты труда затратам на труд. Дело в том, что практически все работы на машиностроительных предприятиях являются вредными для здоровья. Естественно, это требует возмещение затрат на поправку здоровья работников и профилактику заболеваний, в том числе и профессиональных. Медицинское обслуживание в Украине хоть и находится на высоком уровне, но ограниченность финансирования не позволяет обеспечить достойное обслуживание самого густонаселенного региона Украины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видно из написанного, машиностроение занимает одно из центральных мест в машиностроении Донбасса и Приднепровья. Несмотря на это существует и ряд проблем, решение которых требует огромные затраты, как по времени, так и по финансовому обеспечению.
К таковым проблемам относятся и слабое финансирование со стороны государства, в то время, как для других инвесторов эта отрасль является непривлекательной; и неблагоприятное экологическое воздействие; и недостаток трудовых ресурсов - профессии машиностроения не являются престижными и высокооплачиваемыми на данный момент.
Однако, несмотря на это, отрасль продолжает развиваться и внедрять программы, способствующие поднятию уровня конкурентоспособности предприятий машиностроения. Этот процесс очень длительный и проходит довольно медленно, но главное - это уверенная направленность в сторону евроинтеграции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Розміщення продуктивних сил под ред. В.В. Ковалевского и О.Л. Михайлюк, учебное пособие - К.; „Освіта”, 1996.
2. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) - М.; «Гардарики», 2001
3. Контурные карты Економічна і соціальна географія світу, 10 класс - К.; НВП „Картографія”, 2001.