Рефераты

Московская агломерация: возникновение и основные аспекты развития

Московская агломерация: возникновение и основные аспекты развития

2

Московская агломерация: возникновение и основные аспекты развития

Содержание.

I Вступление…………………………………………………………………….3

II Основная часть

2.1 Москва: от Кремля до Мытищ…………………………………………………..5

2.2 Москва и вечные вопросы……………………………………………………….6

2.3 Транспорт - пульс Москвы…………………………………………………….10

2.4 Проблема экологии…………………………………………………………….13

"Агломерации - раковая форма городов"

Мишель Руж, исследователь агломераций.

ХХ век - век урбанизации, век, когда некогда аграрные страны сосредоточили почти всё население в городах, век, в который люди заперли себя в замкнутом пространстве, люди, которые забыли, что такое воздух без запаха бензина, которые не видят звёзд по ночам, так как они затянуты смогом… Но проблема даже не в этом, ужасно то, что нам это даже нравится. Город как вирус или, скорее как наркотик всё больше и больше затягивает всё живое. И определение этому наркотику уже найдено. Город - очаг зарождения и распространения нового - в науке, технике, производстве, культуре, искусстве. Город - двигатель прогресса.

Виктор Гюго писал, что город выполняет роль мозга. Ещё одно его назначение - быть центром своего окружения. Но именно как вирусы, города ничтожно малы по отношению к остальной площади суши - все города планеты занимают не более 1% площади суши, а живёт в них свыше 40% населения Земли.

Если крупные города были названы чудовищами, приговорёнными к непрерывному росту, то об агломерациях - тесных скоплениях городов - так можно сказать с ещё большим основанием. Многих этот рост пугает, и агломерации становятся объектом яростной критики.В них видят результат хаотического разрастания городов, расплывающихся подобно масляному пятну. Разбухающий гигантский город и окружающее его скопление так же расплывающихся поселений-спутников похоже на болезнь или на стихийное бедствие. Это какое-то неудержимое половодье, лавина, безжалостно сметающая всё на своём пути.

Но есть и прямо противоположные точки зрения. Агломерации характеризуют в качестве ключевых форм современного расселения, прочат им большое будущее, считая, что они внесут решающий вклад в совершенствование расселения, в улучшение условий жизни людей.

Однако независимо от того, как относятся люди к агломерациям, они - объективная реальность, имеющая свои законы развития. Города перерастают в агломерации, поглощая пригороды и образуя зоны сплошной застройки, функционально тесно связанные с ядром города (маятниковые миграции, культурно-бытовые связи, производственные связи предприятий и их филиалов и т. д.). Такое срастание стимулируется развитием транспорта, растущей "достижимостью" любой точки агломерации.

Урбанизация создаёт сложнейший узел противоречий, которые и заставляют рассматривать агломерацию как нечто действительно глобальное. Существует несколько аспектов: экономический, экологический, социальный и территориальный (последний выделен достаточно условно, так как он объединяет все предыдущие).

Экономический аспект заключается в том, что если раньше концентрация промышленности давала дополнительный эффект, то позже на передний план выступили негативные моменты: транспортный паралич (пробки), трудности водоснабжения, проблемы экологии. В связи с этим промышленность вынуждена "уходить" из крупных городов, её место занимают другие функции. Это и научные и научно-исследовательские и опытно-конструкционные разработки, финансово-управленческие и др.

Экологические проблемы агломераций состоят в том, что они концентрируют все виды загрязнения окружающей среды, оказывая прямое и косвенное влияние на огромные территории.

Социальный аспект агломераций действительно глобальный. Он особенно проявляется в резких различиях качества жизни в богатых "зелёных" пригородах и в трущобных кварталах вокруг "заводских" агломераций.

Пространственный аспект связан со всеми предыдущими. "Расползание" агломераций означает распространение городского образа жизни на всё большие территории, а это, в свою очередь, ведёт к обострению экологических проблем, к растущим транспортным потокам, к оттеснению всё дальше и дальше сельскохозяйственных зон.

Субурбанизация (отток населения в пригородные зоны) - стихийный процесс, именно он способствовал некоторому сокращению населения городских ядер, однако он вовсе не ведёт к равномерному "рассасыванию" населения, а скорее означает "расползающуюся" концентрацию. Этот процесс обусловливает и социальное расслоение населения.

Глобализм процесса разрастания агломераций особенно нагляден на примере развивающихся стран. Рост агломераций ведёт здесь к стремительному росту "псевдогородского населения" (отсюда: "трущобная урбанизация"). Миллионы людей в города гонит безземелье, отсутствие шансов найти работу в сельской местности. Они и пополняют население "трущобных кварталов" агломераций. Подсчитано, что свыше 1/3 городского населения развивающихся стран живёт в трущобах, причём их доля постоянно растёт.

Москва: от Кремля до Мытищ.

…Впервые Москва была упомянута в летописях как село Кучково. Даже не верится, что теперь это просто необъятный город с множеством спутников, с миллионами жителей, с огромным и бурным прошлым, которое можно с лёгкостью проследить по карте Москвы и Московской области.

Первое датированное упоминание о Москве относится к 1147 году. Каких-то конкретных сведений о Москве в нём не даётся, зато тверская летопись сообщает, что деревянный "город" (крепость, Кремль) был построен в 1156 году при впадении Неглинной в Москву-реку (теперь часть Кремля у Боровицкой башни). В 1367 году, при Дмитрии Донском, вокруг Москвы были возведены каменные стены, предопределившие в основном расположение стен современного Кремля. В XVI веке население Москвы исчислялось примерно в 100 тыс. чел. В 1535-1538 годах основная часть посада (слободы, окружавшие Москву), лежавшая между Неглинной и Москвой-рекой, была обнесена каменными стенами Китай-города. В 1571 году Москва была сожжена крымскими татарами. С восстановлением и расширением посада, для его безопасности, была построена каменная стена Белого города(1580-1590 годы), шедшая по линии современного Бульварного кольца. Посад, разраставшийся за стенами Белого города, был укреплён деревянными стенами и валом, который был позже назван Земляным. В XVII веке территория Москвы уже не вмещалась в пределы Земляного города, и она вынуждена шагнуть дальше.

В 1712 году Пётр I перенёс столицу в Петербург. Это вызвало сравнительно большой отток населения, особенно среди дворянства, но уже во второй половине XVIII века, после освобождения от обязанностей службы, дворянство начинает вновь возвращаться в Москву. Тем не менее, чёрная полоса для Москвы ещё не закончилась. Указ 1714 года о запрещении возводить каменные строения всюду, кроме Петербурга, приостановил строительство Москвы. Лишь с 30-ых годов XVIII века Москва снова начинает строиться.

Огромные потери и разрушения, нанесённые Отечественной войной в первой половине XIX века, компенсируются в его второй половине: если население Москвы в 1811 году составляло 262-275 тыс. чел., то в 1848 оно возрастает до 350 тыс., в 1862 - до378 тыс. чел., а в 1897 достигает 1039 тыс.

XIX век принёс Москве эпоху развития индустрии и облик промышленного города. Начало ХХ века - революцию. Тем не менее, с первых лет более или менее мирного периода начался рост населения. За 13 лет, с 1926 (2019 тыс. чел.) по 1939 год, население Москвы увеличилось на 2107 тыс. чел. или больше чем удвоилось.

На протяжении этого периода Москва всё продолжала расти. Постановлением президиума ВЦИК 3 июня 1929 года Москва становится центром области управления и одноимённого округа. К 1930 году из состава Московского округа Москва была выделена в особую административную единицу. В том же 1930 году был утверждён пятилетний план развития Московской области, который предусматривал большое развёртывание тяжёлой индустрии. Именно в этом постановлении и начинают зарождаться те самые города-спутники, которые выросли из "рабочих" посёлков, образовавшихся вокруг заводов. Тем не менее, последовавший Генеральный план развития Москвы 1935 года не принёс каких-либо новых решений в отношении будущей Московской агломерации. Этот Генплан глубоко затронул лишь одну сферу развития Москвы - жилищное строительство. Тем не менее, постоянно растущие и постепенно заглатывающие окраины зоны жилой застройки также привели к росту Московской агломерации.

С 1941 по 1945 год для Москвы снова началась чёрная полоса. К концу войны окраины города пришли в запустение: стёкла на окнах нижних этажей были выбиты, а на верхних - всё ещё заклеены крест на крест, редкие магазины находились в подвалах, а по самой окраине ощетинились противотанковые "ежи"… Тем не менее, Москва стала восстанавливаться почти сразу же после войны. Конечно, на устранение последствий войны ушло много лет, но благодаря тому, что реконструкция началась почти сразу, Москва не успела разрушится ещё больше. С усилием "перевалив" через послевоенную пятилетку, экономика Москвы вновь пошла в гору, и столица снова начала расти.

Территория Москвы значительно расширилась в начале 60-ых годов. Её граница была установлена по Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД), что привело к увеличению площади почти в 2,5 раза. В черту города вошли Тушино, Бабушкин, Перово, Кунцево. Также в административное подчинение Моссовета перешёл город-спутник Зеленоград. Следующим важным событием стало утверждение Генерального плана развития Москвы в 1971 году. Этот Генплан делал упор на строительство промышленных зон (абсолютно нового для того времени способа размещения производства) за чертой города, а также расположенных вокруг них новых микрорайонов. Это и было рождение тех "заводских" посёлков, из которых выросла Московская агломерация. Благодаря всему вышеперечисленному, население Москвы к 1986 году превысило 8500 тыс. чел. Естественно Москва снова начала расти, ей стало тесно, и она была вынуждена шагнуть за пределы МКАД. Снова стали искать выход, и, кажется, нашли. 20 июля 1999 года был утверждён последний на данный момент Генплан развития не только Москвы, но и её агломерации, с учётом всех её аспектов (экономического, экологического, социального и территориального) и всех её особенностей…

…Теперь Москва насчитывает около 9800 тыс. чел. Она - центр своего окружения. Общая численность её агломерации около12000 тыс. чел., в её составе свыше 50 городов и несколько десятков посёлков городского типа, сотни сельских поселений. Московская агломерация - соседство очень разных по своей величине городов (16 городов-"стотысячников"), по времени образования (ровесники Москвы - Дмитров и Волоколамск, детища екатерининской административной реформы - Подольск и Бронницы, развившиеся из фабричных сёл - Озёры и Щёлково, новостройки первых пятилеток - Электросталь и Фрязино), по профессии. Примечательно обилие "городов науки". Среди них крупные центры: электронной промышленности - Зеленоград, ядерных исследований - Дубна, авиационной техники - Жуковский.

Москва и вечные вопросы.

Город находит в агломерации, в формировании пояса спутников средство решения своих собственных проблем. Москва здесь не исключение. Дальнейшая концентрация населения, производственной и прочей деятельности угрожает ещё большим ухудшением экологической обстановки. Да и территориальные ресурсы Москвы уже практически исчерпаны. В этих условиях Москва совершенно естественно начала расти за счет спутников, выводя в них филиалы своих предприятий и учреждений.

Агломерация для решения вечных городских проблем - размещения производства, расселения людей, устройства сложных транспортных сооружений и многого другого, в чём нуждается и без чего не может обойтись современный крупный город - располагает большими по сравнению с самой Москвой возможностями. Обладая большими резервами, агломерация наследует и приумножает разнообразные и огромные возможности Москвы.

В полувековой, после Генерального плана 1935 года, практике развития и реконструкции Москвы ведущее место занимало жилищное строительство. Оно велось в больших объёмах и было достаточно централизовано, так как имело одного заказчика.

В жилищном строительстве появились некоторые достижения: была отработана система массового строительства, которая основывалась на комплексном проектировании новых жилых районов и микрорайонов за чертой города, на использовании типовых проектов как жилых, так и общественных зданий и учреждений и возведения их в кратчайшие сроки из-за постоянно растущей концентрации населения.

Сейчас в строительстве жилищного комплекса прослеживаются, в общем-то, те же принципы, естественно заметно усовершенствованные. Самое серьёзное различие заключается в том, что тогда проектированием и строительством жилищного комплекса занималось только государство. Теперь же этим могут заниматься и частные предприятия, но, тем не менее, значительную долю заказов составляют государственные.

На данный момент самым важным событием в строительстве жилищного комплекса является постановление последнего Генплана (20 июля 1999 года), о переустройстве жилого фонда города. В ходе этого переустройства жилищный комплекс увеличится со 179 до 220-230 млн. кв. м общей площади. НО! Самое главное состоит в том, что значительный объём этой площади предусматривается получить за счёт реконструкции 5- и 9-этажной застройки и надстройки и модернизации 5-этажных блочных, кирпичных и панельных домов, а не за счёт ещё большей стихийной застройки агломераций. Это позволяет надеяться, что Москва уже не будет разрастаться и "съедать" все окружающие территории с такой скоростью.

Ещё одна важная тенденция - рассеивание учреждений обслуживания и деловой активности от исторического центра Москвы к её агломерации. Судя по плану Правительства Москвы, к 2020 году "сердце" Москвы постепенно передаст функции массового обслуживания вначале срединным районам города, а потом - агломерации. Уже сейчас на окраинах Москвы развивается сеть центров обслуживания и крупных рекреационно-спортивно-развлекательных комплексов на озеленённых территориях.

Другой причиной возникновения агломерации был, является до сих пор и наверняка ещё будет рост промышленности.

В промышленном строительстве по сравнению с жилищным комплексом обстановка сложилась совершенно по-другому.

До ХХ века нашу страну по праву можно было считать аграрной, а не индустриальной. Сейчас ситуация изменяется с точностью до наоборот, причём эта перемена наметилась ещё в самом начале XX века (если не в конце XIX) и к середине нашего столетия уже превратилась в стихийный процесс. Тем не менее, промышленное строительство скорее напоминало какую-то кустарщину: единого заказчика не было, строительство и реконструкция велись штучно, зачастую без учёта интересов города, а ещё чаще вопреки им. Проектирование осуществляли десятки проектных организаций, подчинённых различным министерствам, причём никто не имел права вмешиваться в такое строительство, даже если территорию и ресурсы использовали нерационально, здания строились без намёка на архитектуру (в плане чисто эстетическом), и совершенно разные предприятия и даже промышленные комплексы с лёгкостью совмещались. Такие "мелкие" недочёты вовсе не были редкостью… Помимо всего прочего, пожалуй, стоит добавить, что некоторые из таких вот министерств вообще находились вне Москвы и даже при большом желании могли очень приблизительно представлять себе её особенности и все те многочисленные факторы, которые влияют на размещение производства. Была и ещё одна "мелочь", которую можно было бы назвать забавной, если бы не самый настоящий трагизм положения - в штате этих организаций часто вообще не было ни одного архитектора…

Итак, решительное постановление пришло сверху: "Срочно необходимо принять меры! Так больше продолжаться не может! "…

…Вот, собственно, и вся предыстория постановления Генплана 1971 года "о производственных зонах". Постановление это направило все свои идеи и усилия по трём основным направлениям: во-первых, по сообществам заводов, находившихся чуть ли не в нынешнем центре, вдоль Москвы-реки (для тех времён это не было редкостью), но эти заводы уже постепенно теряли свою значимость, и правительство начало больше заботиться об их устранении из производства, чем об их развитии; были такие скученные сообщества и на периферии ( они также постепенно влились в производственные зоны, но произошло это несколько позже), однако с ними дела обстояли не так плохо, так как при их формировании были оставлены свободные, резервные участки для последующей достройки или переустройства; и, наконец, произошло просто эпохальное событие: появилось абсолютно новое понятие - "производственная зона" (территория, на которой сосредоточены не только производственные предприятия, но и складские зоны, транспортные подъезды, санитарно-защитные зоны, а так же резервные территории, т.е. территории для дальнейшего развития предприятий).

Производственные зоны казались просто блестящим выходом из создавшейся плачевной обстановки, являясь не просто отдельными кучками заводов, а рациональным размещением производства. Но их самое главное достоинство состояло в том, что они не только обеспечивали нужды индустрии, но и являлись местом работы для значительной массы населения, которое появилось в районах-новостройках, расположенных у границ города, так же как и сами новые промзоны. Вывод был один - производственная зона заключает в себе как достоинства предыдущих форм размещения производства, так и свои собственные плюсы. Можно было смело назвать промзону идеальным решением.

…Стоит добавить, что все эти плюсы справедливы и для данного момента нашей жизни, но как бы печально это не было, идеальных идей не бывает. Скоро, очень скоро промзона обнаружила все свои минусы, а то, что их не хотели замечать - уже другое дело, что, собственно, и привело к последствиям, которые оказались намного хуже её изначальных недостатков. Уже сейчас все производственные зоны в основном застроены. В Москве не так много свободного места ни для ведения массового жилищного строительства, ни для дальнейшего развития других сфер столичной экономики: предприятий бытовых услуг, торговли, организаций бытового обслуживания и прочего мелкого бизнеса. Проблема же экологии столь велика, что ей будет посвящен отдельный раздел. Остаётся лишь добавить, что все эти проблемы действительно глобальны, но всё же есть надежда на их разрешение, так как наблюдается снижение роста промышленности в целом; происходит массовая реконструкция, повышение эффективности производства (интенсификация), переход к мини-производству.

…Московская агломерация вытянута на восток - именно там сосредоточена большая часть промзон. Это не случайное совпадение, а логичная закономерность. Московская агломерация сложилась именно таким образом по нескольким причинам. Во-первых, многие из нынешних крупных промзон выросли из рабочих посёлков вокруг промышленных предприятий. Необходимое для них сырьё поставлялось в основном с Урала, поэтому по своему расположению предприятия тяготели к сырью, а значит и к востоку. Но это не единственная причина. На восток и юго-восток шли все крупные железные дороги (в том числе и Транссибирская магистраль) - одни из них уходили в глубь Сибири, другие - на юго-восток, к чернозёмным плодородным землям. И ещё одной причиной являлся водный транспорт (особенно повлияла на такое расположение агломерации связь Москвы и Нижнего Новгорода) - Москва стоит на Москве-реке, на притоке Оки, которая в свою очередь впадает в Волгу, то есть Москва относится к Волжской системе водного транспорта… Неудивительно теперь, что большинство промзон тяготеют к востоку. Всего их 66, и большинство из них находится за чертой города. Крупные производственные комплексы Московской агломерации сосредоточены не только в старых промышленных центрах, таких как Мытищи (вагоностроение), Люберцы (машиностроение, в том числе и вертолётостроение), Павловский Посад (текстильный центр), но и в многих новых городах столичной области, в основном обслуживающих ВПК. Калининград - центр ракетно-космической техники, Жуковский - лидер российского авиастроения. Так же в Московской агломерации сосредоточены крупные центры машиностроения (Подольск, Чехов, Балашиха и т.д.) и находится центр чёрной металлургии - Электросталь.

…Вряд ли, полное переосмысление понятия "промзона" произойдёт скоро - скорее наоборот, несмотря на то, что эта тенденция уже намечается. Это и есть те вполне реальные перспективы, на которые Москва может надеяться благодаря Генплану принятому 20 июля 1999 года.

Было принято решение завершить новое жилищное строительство частично на территориях реорганизуемых промышленных зон, где предусматривается сокращение производственных площадей с 20,9 до 15,6 тыс. га. Часть освобождаемых территорий - около 1,2 тыс. га - войдёт в систему общегородских центров обслуживания и деловой активности. Около 1,9 тыс. га отойдёт под жилищное строительство. 2,2 тыс. га в охранных зонах рек Лихоборки, Хапиловки, Нищенки и других после реабилитационных мероприятий (восстановления почвы, ликвидации последствий строительства, производства и др., посадки деревьев) вновь станут естественной частью природного комплекса Москвы.

Статус промышленных зон предполагается снять с 16 из 66 промзон. Полностью ликвидируются промышленные объекты в пределах исторического центра столицы, а это значит, что производственную эстафету перехватывает агломерация.

Совершенствование территориальной и технологической организации сохраняемых производственных территорий, проведение на них природоохранных мероприятий позволит создать дополнительно около 300000 новых рабочих мест.

Транспорт - пульс Москвы.

Без транспорта не было бы нынешней Москвы: её удачное географическое положение привело к ней все дороги, бывшая деревушка оказалась на пересечении всех торговых путей.

Действительно, Москва не была бы столицей без дорог, которые все ведут в Москву, а значит и без транспорта. Москва - как живой организм, её сердце постоянно поддерживает её жизнь, её кровь - транспортные потки - постоянно циркулируют, принося жизнь и всё для неё необходимое даже в самые отдалённые её уголки. Как живое существо, Москва сазу же замирает от транспортного паралича и может погибнуть, как от малокровия, от полной остановки транспортного потока.

Только транспорт может обеспечить связь между Москвой и её агломерацией, благодаря ему они живут одной жизнью, как один организм, как единое целое.

Агломерация имеет звёздную конфигурацию, вытягиваясь лучами вдоль 11 железнодорожных радиусов. Ежедневно в Москву из Подмосковья приезжает на работу около 600 тыс. человек, навстречу им движется поток в 150-200 тыс.

…До последнего постановления Генплана 1999 года жилищное строительство в основном размещалось на периферии и непосредственно за её пределами, то есть уже в самой агломерации. В то же время места приложения труда как оставались, так и остаются до сих пор в основном в центральной и срединной частях города. Поэтому в 1990 году Правительство Москвы одобрило проект Института Развития Генерального Плана г. Москвы "о дальнейшем развитии и улучшении транспортной инфраструктуры" на последующие 10 лет.

Вот некоторые замыслы, которые учитывали постоянный рост агломерации:

важное место в организации пассажироперевозок всегда отводилось и отводится до сих пор электрифицированным железным дорогам. Пригородно-городские железные дороги являются составной частью общей системы скоростного пассажирского транспорта и обеспечивают скоростные связи города-центра с населёнными пунктами Московской агломерации. В связи с тем, что сеть железных дорог в пределах Московской агломерации и города уже сформировалась, было решено повысить её провозную и пропускную способность, а так же скорость перевозки пассажиров;

был поднят ещё один "больной" вопрос: городу нужны новые виды транспорта, обеспечивающие его связь с аэропортами, городами-спутниками, крупными зонами отдыха. Нужна своя экологически чистая система для транспортного обслуживания. Всё это было нужно тогда, всё это нужно и сейчас, возможно даже больше, чем раньше;

было решено, что основными транспортными каналами, связывающими центр Москвы и её агломерации, останутся магистрали. Они должны были превратиться в сеть магистральных улиц с непрерывным движением, которые должны были обеспечить быстрые и удобные связи населённых пунктов агломерации между собой и с центральной частью.

К сожалению, эти планы так и остались планами - ни один из этих пунктов так и не был выполнен. Не только никаких новых видов транспорта не появилось, но даже обычный транспорт не заменялся по мере износа, экологическая обстановка серьезно ухудшилась, электрички всё так же ползут от станции к станции, и в них всё так же ездят стоя…

Вывод: на сегодняшний день уровень транспортной инфраструктуры столицы вполне можно назвать неудовлетворительным. На самом деле, здесь подошли бы намного более сильные выражения. Тем не менее ещё не всё потерянно, есть совсем неплохие перспективы.

…Постановлением Генплана, одобренного Правительством Москвы 20 июля 1999 года, были внесены значительные изменения в политику жилищного и промышленного строительства, децентрализации обслуживания и деловой активности. Столь серьёзные изменения невозможны без радикального преображения долгие годы отстававшей транспортной инфраструктуры столицы. Генплан предусматривает увеличение протяжённости магистралей с 1245 до 1900 км, реконструкцию существующих и строительство новых развязок, тоннелей и эстакад, коренное переустройство системы внешнего транспорта.

При строительстве МКАД, в целом уже завершённого, на основных автомобильных въездах в Москву были построены, а так же ещё планируется строить дальше новые многоуровневые развязки. Это позволяет существенно увеличить пропускную способность дорог, связывающих Москву и её пригороды.

Правительство не оставляет свои попытки ввести новые виды транспорта. Тем не менее эта перспектива не так призрачна, как десять лет назад. Генпланом предусматривается развитие новых видов транспорта. К 2020 году предполагается вывести экспресс-метрополитен за черту города по направлению к пригородам (например к Мытищам, к Внукову и т.д.), связать аэропорты Москвы скоростной транспортной системой железных дорог "город-аэропорт" (Шереметьево, Внуково, Домодедово, также в эту систему входит Зеленоград из-за близкого расположения к аэропорту Шереметьево). Так же в рамках экспериментального проекта предполагается строительство линии монорельсового транспорта.

Остаётся лишь добавить, что эти перспективы дают надежду на то, что отстающая уже столько лет столичная инфраструктура наберёт обороты и выведет жизнь в агломерации на такой же высокий уровень, как и в столице.

"Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней",

Ле Корбюзье о "высокой миссии городов".

Давно отмечено, что городам присущи некоторые черты живого организма: они также потребляют ресурсы, перерабатывают материалы и энергию, в них производятся новые продукты и образуются отходы, то есть, как и любой живой организм, город характеризуется "обменом веществ". В него ввозят сырьё, полуфабрикаты, продовольствие и т.д.; он живёт за счёт кислорода окружающей атмосферы; он выкачивает грунтовые воды или снабжается водой из близлежащих водоёмов; город в огромном количестве использует энергию топлива, добываемого, как правило, далеко за его пределами. Если сравнить ввоз и вывоз основных пищевых продуктов, строительных материалов, промышленного сырья и топлива, то, оказывается, что импорт превышает экспорт в среднем в 10 раз, а по некоторым статьям (строительный камень, песок) в сотни раз. Поэтому можно сделать вывод, что город является замыкающим звеном в цепи ресурсных циклов (ресурсный цикл - ряд превращений, которым подвергается сырьё до состояния конечного продукта, готового для потребления), то есть город потребляет конечный продукт. Подсчитано, что на всех этапах ресурсного цикла в окружающей среде рассеивается около 98% ресурсов, причём не исходных, а трансформируемых. Они возвращаются не в те места, где они добывались, а в города.

Вывод: загрязнение среды - природные ресурсы, оказывающиеся не на своём месте. Это особенно относится к Московской агломерации, так как она объединяет Москву, то есть глобального потребителя, и сельскую местность - основного поставщика. Агломерация является идеальной средой для размещения производства, это и объясняет ее вполне трагическую судьбу.

Когда в России началась эпоха широкого развития индустрии, было принято решение проектировать новые города и новые промышленные районы старых городов по-другому. Эта новая планировка учитывала только промышленную целесообразность, оставляя инфраструктуры, обслуживающие человека, неразвитыми и подавляя экологические требования. Весь потенциал, которым обладал город - территория, энергетика, людские ресурсы, поверхностные и подземные воды - всё безжалостно отдавалось промышленности почти без остатка.

Серьезные последствия не заставили себя ждать: выбросы промышленных отходов в атмосферу и в водоёмы, неограниченное выкачивание грунтовых вод, которое приводит к образованию пустот в грунте, почвы повреждены и истощены захоронениями отходов химическими и научно-испытательными предприятиями; из-за такого тяжёлого состояния почв, атмосферы, окружающей среды в целом, растительность уже с трудом выживает в экстремальных условиях Москвы и её агломераций…

По данным Москомприроды на 1998 год, в атмосферу Москвы и её агломерации

Было выброшено 1737,3 тыс. тонн загрязняющих веществ, из них предприятиями - 134,3 тыс. тонн, 70% которых составляют оксиды азота. Наиболее крупными источниками загрязнения являются предприятия энергетики. Огромные выбросы осуществляют ТЭЦ-22 и ТЭЦ-27, находящиеся за пределами МКАД. Другим источником загрязнения является транспорт: в 1998 году в воздушный бассейн Москвы и её агломерации было выброшено 1603 тыс. тонн загрязняющих веществ. Анализ показывает, что прирост количества автотранспортных средств в последние годы замедлился: так, в 1995 году он составил 11%, в 1997 - 6%, в 1998 - 5%. Также реализация топлива (по которой рассчитывается доля выбросов в атмосферу) существенно сократилась. Это, а также кризис промышленности, объясняет то, что загрязнение атмосферы в 1998 году по большинству ингредиентов осталось на уровне 1997 года.

Загрязнение водной среды является другой насущной проблемой Московской агломерации. Часть вод перед сбрасыванием в водоёмы подвергается очистке, при этом образуется около 5 млн. тонн осадков ежегодно. Их утилизация и захоронение представляют серьёзную проблему. Большие площади под Москвой занимают поля фильтрации, на которых происходит очитка сточных вод. Самые большие из них находятся под Люберцами. Тем не менее около 80% сточных вод остаются загрязнёнными. Что же касается загрязнения водоёмов, то общая масса загрязняющих веществ, сброшенных в реки Московской агломерации за последние годы, уменьшилась на 10%.

В Москве и её агломерации ежегодно образуется около 13 млн. тонн различных отходов, из них 42% поставляют станции по обработке сточных вод, 25% - промышленность, 20% - коммунальное хозяйство и 13% - строительная индустрия. Объём перерабатываемых отходов составляет не более 10% от образующихся, остальные подлежат захоронению и выбросу в водоёмы. Что касается захоронений отходов на территории Московской агломерации, то примеров можно привести множество: так, под Загорском находится крупнейший могильник радиоактивных отходов, а в районе Люберец недавно обнаружено захоронение продуктов разработки бактериологического оружия.

Есть ли выход? Оказывается, есть. В целом существует три стратегических направления, в которые и нужно направить огромный потенциал, которым обладает Москва и её пригороды.

Первое из них - инженерно-технологическое. Его задача - разработка новых, безопасных технологий: безотходных и малоотходных, улавливание опасных ингредиентов промышленных отходов, улучшение санитарно-гигиенического обустройства рабочих мест с применением индивидуальных средств защиты. Это направление призвано решить проблему "в корне", но на это уйдёт не одно десятилетие. Второе направление - организационно-юридическое. Оно отвечает за контроль над предприятиями в соответствие с экологическими требованиями. Эта сфера в условиях перехода России к рыночным отношениям развивается сравнительно интенсивно. Появились официальные документы, регулирующие взаимоотношения между предприятиями и обществом в экологическом плане. И, наконец, третье направление - планировочное, которое позволит оптимально использовать природные ресурсы и свести к минимуму отрицательное воздействие неизбежных загрязнителей.

Это всё в общем. Есть и вполне реальные перспективы, предложенные последним Генпланом. Во-первых, на базе последних достижений научно-технического прогресса предусматривается применение экологически безвредного топлива, совершенствования инженерной инфраструктуры, применение прогрессивных методов планировки и застройки. Во-вторых, предусматривается формирование системы охраняемых территорий в пределах Москвы и её агломерации. В-третьих, площадь территорий в границах московского природного комплекса, использование которых регулируется, увеличится с 30,3 до 35,1 тыс. га.

Список литературы.

- Малая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия.

Энциклопедия для детей. География. М., "Аванта+" 1994г.

Москва. Иллюстрированная история, том 2-ой. М., "Мысль" 1986г.

Москва-2000: какой ей быть? Сборник статей под редакцией Л.В. Вавакина. М., "Стройиздат" 1990г.

С.Б. Лавров, Ю.Н. Гладкий. Глобальная география. 11 класс. М., "Дрофа" 1999г.

Москвоведение 8-9 классы. Атлас. М., "ДиК" 1998г.

"Зелёный Мир", № 5-99. "Проект концепции обеспечения экологической безопасности Москвы".

"Архитектура и строительство России", № 3-4.97. А.Н. Гусейнов, Г.И. Воронцов, "Экологическое осмысление городских структур".

"Архитектура и строительство Москвы", № 1-2000. В.И. Ресин, "Московское градостроительство: шаг в XXI век".

- Москвоведение. География Москвы и Московской области. 8-9 классы. М.,

"Экопрос" 1995г.


© 2010 Современные рефераты