p align="left">В Китае самыми продуктивными по валовому объему получаемой сельскохозяйственной продукции являются долина нижнего течения р.Янцзы, провинция Сычуань и субтропическая провинция Гуандун. Сбор нескольких урожаев в год, использование орошения и широкое применение удобрений являются здесь нормой. Провинции Хунань, Сычуань и Цзянсу - крупнейшие в стране производители риса. Бoльшую часть сахарного тростника возделывают в провинциях Гуандун и Гуанси. В субтропических районах Китая выращивают, в основном на экспорт, мандарины, апельсины, личжи и ананасы.
За период с 1952 по 1957 общая площадь под сельскохозяйственными культурами выросла на 11%, однако впоследствии несколько сократилась благодаря более интенсивному использованию сельскохозяйственных угодий и получению с них нескольких урожаев. Таким образом, потери пахотных земель и сокращение площадей посевов были с лихвой компенсированы. Средняя урожайность всех зерновых культур в период с 1950 по 1997 существенно возросла: пшеницы - в 5 раз, кукурузы - почти в 4 раза, риса - в 3 раза. Повышение урожайности произошло в основном после 1975 в связи с большей доступностью азотных удобрений. В настоящее время в Китае в среднем вносится более 240 кг удобрений на 1 га посевной площади.
В 1970-е годы Китай закупил за рубежом более 12 современных химических заводов по производству мочевины. Вместе со значительно менее эффективными небольшими отечественными предприятиями, производящими преимущественно углекислый аммоний, эти заводы в 1992 поставили почти 16 млн. т азотных удобрений, что превратило Китай в крупнейшего производителя этого основного элемента питания растений.
В результате приватизации земля в коммунах была поделена между семьями и обрабатывается на основе семейного подряда. Вначале земля отдавалась в аренду на короткий срок (1-3 года), но вскоре была введена система долговременного владения (50 лет и более). Контрольные цифры сначала были снижены, а затем полностью отменены. Проведение целого ряда корректировок в ценах на зерно и мясо послужило стимулирующим фактором для повышения производительности труда и привело к значительным изменениям в структуре посевов. В 1997 валовой сбор зерновых в Китае составил 492 млн. т, в том числе риса - ок. 185 млн. т. На втором месте по значению из продовольственных культур стоит пшеница, которую выращивают на равнинах Северного, Северо-Восточного, Восточного и Южного Китая. По сбору кукурузы (105 млн. т) Китай удерживает второе место после США. Среди других продовольственных культур выращивают просо, гаолян, овес, рожь, гречиху и др., из корнеплодов - картофель, батат, из бобовых - сою. Китай - крупный производитель многих сортов чая.
Из технических культур важное место принадлежит хлопку (40% площадей земель, отведенных под эти культуры, 4,3 млн. т в 1997), льну, джуту, конопле, табаку (крупнейшие сборы в мире). Среди масличных культур лидируют арахис, кунжут, подсолнечник. Валовой сбор масличных в 1997 составил 21,5 млн. т. Из сахароносных культур преобладают сахарный тростник и сахарная свекла, а из плодовых - цитрусовые, ананасы, бананы, манго, яблоня, груша и др. В течение 1980-х годов урожаи масличных культур и фруктов более чем удвоились, а сахарного тростника и табака даже утроились.
Животноводство, традиционно занимавшее второстепенное место в сельскохозяйственной деятельности в связи с недостатком кормов и ограниченностью пастбищных угодий, стало развиваться ускоренными темпами. По поголовью свиней (442 млн. голов в 1995) Китай занимает первое место в мире. Производство свинины - главного мясопродукта Китая - выросло более чем в два раза. В 1995 в Китае насчитывалось 158 млн. голов крупного рогатого скота и 277 млн. голов овец и коз. В 1997 было произведено 53,5 млн. т мяса. В начале 1990-х годов ок. 20% выращенного в Китае зерна шло на корм скоту.
В Китае на протяжении 4000 лет практикуется шелководство. Тутового шелкопряда разводят в южных и восточных районах, а дубового - в Северо-Восточном Китае.
Хотя в настоящее время Китай в основном обеспечивает себя продуктами питания, перспектива дальнейшего производства продовольствия представляется далеко не оптимистичной. При росте численности населения необходимость в увеличении производства пищевых продуктов будет сохраняться, а рост потребностей в кормовом зерне столкнется с необходимостью расширения производства удобрений, повышения расходов воды на орошение и ограниченностью земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного использования. По прогнозам западных специалистов, в 21 в. ежегодная потребность Китая в импортном зерне составит от 55 до 175 млн. т.
Рыбное хозяйство.
Искусственное разведение многих видов рыбы в пресноводных водоемах, главным образом семейства карповых, всегда занимало важное место в хозяйстве Китая. Реформы способствовали восстановлению и модернизации традиционных методов рыбоводства. В результате продукция пресноводных водоемов выросла почти в 4 раза. Стала увеличиваться и добыча морепродуктов. Морские отмели используются для выращивания рыбы, креветок, моллюсков и водорослей. Кроме того, для рыборазведения используются рисовые поля.
По улову рыбы и добыче морепродуктов в середине 1990-х годов Китай удерживал первое место в мире (21,1 млн. т).
Транспорт
Восточный Китай, на который приходится треть территории страны, является самым густонаселенным районом мира, однако даже здесь транспортная сеть остается слабо развитой. Общий прирост протяженности китайских железных дорог по сравнению с 1979 составил менее 10%. За этот же срок число пассажирских вагонов увеличилось почти на 70%, а объем пассажирских перевозок - в три раза. Железнодорожные грузовые перевозки за период с 1970 по 1990 возросли вдвое, превысив 1,5 млрд. т в год. Основной объект грузовых перевозок на железнодорожном транспорте - каменный уголь, составляющий более 40% общего тоннажа. В связи с тем, что подавляющая часть залежей высококачественного угля сосредоточена на севере страны, а бурно развивающиеся отрасли промышленности - на юге, среднее расстояние перевозки угля в настоящее время составляет ок. 750 км. В середине 1990-х годов при общей протяженности железнодорожных путей 54 тыс. км двухколейные дороги составляли лишь 25%, а электрифицированные - ок. 12%. Локомотивный парк примерно наполовину состоит из паровозов и лишь на 15% из электровозов.
Быстрыми темпами увеличивались автомобильные перевозки. Общая протяженность шоссейных магистралей в 1995 составила 1,15 млн. км (ок. 85% дорог проложены до 1992), а суммарный объем пассажирских автоперевозок - 10,5 млрд. человек и грузовых - 9,5 млрд. т. Благодаря дотациям проезд в общественном городском транспорте стоит недорого, но автобусный парк устарел и автобусы вечно переполнены. Несмотря на то, что число личных автомобилей остается очень низким (один автомобиль на 480 человек), улицы крупных городов быстро заполнили такси и автомашины, принадлежащие государственным учреждениям и фирмам.
На внутренние водные пути, традиционно игравшие главную роль в перевозке людей и грузов, в настоящее время приходится лишь несколько процентов пассажирских и менее 10% грузовых перевозок. Внутренние судоходные пути имеют протяженность ок. 110 тыс. км, причем 2 тыс. из них принадлежат древнему Великому каналу. Бoльшая часть внутренних речных грузо- и пассажироперевозок приходится на р.Янцзы и ее бассейн (с общей длиной судоходных путей 17 тыс. км).
Выйдя на арену международной торговли, Китай вынужден был заняться развитием морского судоходства. В 1996 КНР по тоннажу морского флота (17 млн. т) заняла 10-е место в мире. Морской флот состоит из универсальных и комбинированных судов, сухогрузов, танкеров. Суммарный объем грузов, обрабатываемых ежегодно в крупных китайских портах, достигает 500 млн. т. По уровню деловой активности Шанхай далеко обогнал другие китайские порты, обрабатывая почти 30% всего грузооборота. На втором месте (15% грузооборота) стоит Циньхуандао - главный угольный порт в провинции Хэбэй.
Китайские авиакомпании, образованные после раздела единой национальной авиакомпании в 1984, провели модернизацию самолетного парка, главным образом за счет закупки «Боингов-747» и других американских авиалайнеров. Однако уровень обслуживания на китайских авиалиниях и статистика в сфере безопасности полетов оставляют желать лучшего. Всего в стране действуют ок. 500 внутренних и 60 международных авиалиний; в 1995 авиатранспортом было перевезено почти 1 млн. т грузов и 5,5 млн. пассажиров.
Внешнеэкономические отношения
Вплоть до 1960 вся внешняя торговля Китая, за небольшим исключением, велась с СССР и его европейскими союзниками (главным образом с Чехословакией, Польшей и Восточной Германией). В период ухудшения отношений между КНР и СССР Китай производил закупки зерна в Канаде и Австралии, импортировал оборудование для промышленных предприятий из Японии и Западной Европы. Развитие внешней торговли возобновилось в начале 1970-х годов. После того как в 1971 Китай заявил о политике «открытых дверей» в отношении западных стран, его внешнеторговый оборот всего за 4 года утроился. К 1980 он вырос еще в два раза и продолжал расти, хотя и значительно медленнее, вплоть до 1988, преодолев рубеж в 100 млрд. долл. Большое значение внешней торговли для экономического развития Китая наглядней всего можно проиллюстрировать долей экспорта в общем объеме ВВП: в 1980 она составляла ок. 13%, а в 1992 достигла 35%, т.е. была выше показателя доли экспорта в экономике Японии. Общий объем внешней торговли КНР в 1997 достиг 325 млрд. долл.
Несмотря на многократные попытки добиться во внешней торговле хотя бы приблизительного баланса между экспортом и импортом, со времени начала экономических реформ в 1979 каждые три года из четырех Китай заканчивал с дефицитом торгового баланса. Структура экспорта претерпела существенные изменения в 1980-е годы. Если в начале этого десятилетия пищевые продукты и минеральное сырье (нефть и уголь) составляли 40% общего объема китайского экспорта, то к его концу они едва достигали 20%. За этот период доля готовых изделий в экспорте поднялась с 50 до 75%. Изменилась и структура импорта: доля готовой продукции выросла с 65 до 82% от общей стоимости импортных поставок.
Что касается отдельных видов товаров, то в конце 1980-х годов стоимость экспорта готовой одежды превысила суммарную стоимость экспорта нефти, крупнейшей экспортной статьи Китая на протяжении многих лет. На третье и четвертое место вышли хлопчатобумажные ткани и морепродукты. Основными торговыми партнерами Китая в 1980-х - первой половине 1990-х годов являлись Гонконг, Япония, США и Германия, причем Гонконг, в свою очередь, занимался реэкспортом многих товаров, закупленных в Китае. В число факторов, делающих китайский экспорт конкурентоспособным на мировых рынках, входит низкая стоимость труда китайских рабочих, крупные иностранные инвестиции в легкую промышленность, быстрое повышение качества готовой продукции, выпускаемой на предприятиях, принадлежащих гонконгским бизнесменам, и неоднократная девальвация китайского юаня. Все это привело к резкому изменению характера торгового баланса между Китаем и США в пользу Китая. Если в 1990 в Соединенных Штатах экспорт в Китай несколько превышал импорт из КНР, то к 1993 дефицит США составил ок. 20 млрд. долл., уступив лишь дефициту в торговле с Японией, а в 1998 превзошел его. В 1990-е годы увеличился поток иностранных туристов в КНР, и в середине 1990-х годов страну посетили 26 млн. человек. По размерам доходов от туризма (10,2 млрд. долл.) Китай занял 9-е место в мире.
В 2004 объем экспорта составил 583,1 млрд. долл. США, объем импорта - 552,4 млрд. долл. США. Китайский экспорт направляется в США (23%), Гонконг (16%), Японию (12%), Южную Корею (4%), Германию (4%) и др. Товары ввозятся из Японии (16%), Тайваня (11%), Южной Кореи (10%), США (8%), Гонконга (7%), Германии (5%).
Религия
Китай - государство, где сосуществуют различные религии. Помимо трех мировых религий - буддизма, ислама и христианства - в Китае еще существует своеобразное традиционное религиозное учение - даосизм. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств все еще сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожия.
По данным, опубликованным Управлением по религиозным делам при Госсовета Китая, в настоящее время в стране насчитывается примерно 100 миллионов буддистов, 17 миллионов мусульман, 12 миллионов протестантов и 4 миллиона католиков. При этом религия в Китае оказывает на общественную и политическую жизнь страны не столь большее влияние, как в других странах.
В самом начале мы поговорим с вами о буддизме. Буддизм, имеющий уже более чем 2000-летнюю историю, проник в Китай из Индии и до сих пор остается самой влиятельной религией в таких районах страны, как Тибет, Внутренняя Монголия, а также там, где проживают дайцы и другие национальные меньшинства. Ныне в стране имеются около 9500 буддийских храмов и монастырей, 200 тысяч монахов приняли постриг.
Китайское буддийское общество было создано в 1953 году и являлось организацией, объединяющей между собой буддистов разных национальностей Китая. Его основная цель и задача - выполнять роль моста между компартией и народным правительством, с одной стороны, и буддистами различных национальных регионов страны, с другой, устанавливая дружественные контакты и поддерживая культурный обмен с буддистами из других стран. В стране сейчас действует 14 буддийских институтов, открытых Китайским буддийским обществом. История даосизма, насчитывающая уже 1700 лет, является автохтонной религией Китая. Он оказался самой влиятельной религией в сельских районах, где проживали ханцы и некоторые национальные меньшинства.
Ныне число последователей даосизма трудно пересчитать. Китайское даосское общество, созданное сорок лед тому назад, является национальной организацией даосов. Оно призывает всех последователей даосизма унаследовать и развивать лучшие традиции этого учения, оказывать правительству всестороннюю поддержку в проведении политики свободы вероисповедования, содействовать исследовательской работе, связанной с даосизмом, и отстаивать мир во всем мире. Это общество открыло Китайский даосский институт. Ныне в стране насчитываются 1500 даосских храмов и монастырей, более 25 тысяч даосских монахов и монахинь.
Ислам проник в Китай из арабских стран 1300 лет тому назад и получил особо широкое распространение в Синьцзян-уйгурском автономном районе, Нинся-хуэйском автономном районе, а также в провинциях Ганьсу, Цинхай и Юньнань, где компактно проживают мусульмане. В настоящее время в стране насчитывается более 26 тысяч мечетей.
Китайское исламское общество, созданное в 1953 году, является всекитайской организацией исламских кругов.
Оказывать активную помощь народному правительству проведении политики свободы вероисповедования, защищать Родину, призывать исламских деятелей и мусульман различных национальностей активно участвовать в государственном строительстве, развивать дружеские связи и контакты с мусульманами из других стран мира, отстаивать мир во всем мире - такова основная цель этого общества. Общество открыло 9 исламских духовных институтов.
Католицизм проник в Китай достаточно рано, примерно в 7 веке. В настоящее время в стране насчитывается 4600 церквей, около 4 миллионов католиков и 4000 священников. В стране работают 11 семинарий и более 10 женских монастырей.
Ассоциация китайских католиков-патриотов и Коллегия китайских епископов являются национальными католическими организациями самого высшего ранга в стране. Ассоциация китайских католиков-патриотов является массовой организацией, которая основана в 1957 году.
Христианство, проникшее в Китай в 19-м веке, обычно ассоциируется с протестантством. Сейчас в стране имеется 12 тысяч церквей, примерно 12 миллионов христиан, более 18 тысяч священников. Кроме того, в стране открыты 13 духовных учебных заведений.
Китайское общество христиан представляет из себя всекитайскую ортодоксальную организацию страны, которое было создано в 1980 году. Оно является одним из членов Мировой ассоциации христиан.
Уважение и охрана свободы вероисповедания - основной политический курс, проводимый китайским правительством вот уже на протяжении достаточно длительного времени по отношению к религиозным вопросам. Свобода вероисповедования рассматривается как основное право граждан, охраняемое Конституцией и законом. Выбор вероисповедания - частное дело гражданина. Конституция, юридические законы и государственная политика гарантируют религиозную свободу совести каждому гражданину и предоставляют ему свободу выбора.
В конституции КНР записано, что "никаким государственным органам, общественным организациям и отдельным лицам не разрешается принуждать граждан исповедовать или не исповедовать какую-либо религию, не разрешается также дискриминировать их за исповедание и не исповедание какой-либо религии". В ней также сказано, что "нормальная религиозная деятельность пользуется законной поддержкой государства". Вместе с тем, Конституция указывает, что "никто не может использовать религию в ущерб общественному порядку, причинять вред здоровью граждан и вмешиваться в просветительную деятельность государства". Религиозные организации и их деятельность не должны быть подконтрольны зарубежными силами.
Более того, "Закон КНР о национальной районной автономии", "Общие положения гражданского кодекса", "Закон об образовании", "Кодекс о труде", "Закон об обязательном 9-летнем обучении", "Закон о выборах в Собрания народных представителей", "Закон об организации комитетов сельских жителей" и "Закон о рекламе" и другие также содержат соответствующие статьи, гарантирующие свободу вероисповедания граждан. Граждане, вне зависимости от их вероисповедания, имеют право избираться и быть избранными в исполнительные и законодательные органы, законное имущество религиозных организаций находится под охраной государства, образование и религия отделены друг от друга, граждане, верующие или неверующие, имеют равное право на образование, народы различных национальностей должны взаимно уважать язык и письменность, обычаи и традиции, а также вероисповедания друг друга, гражданина не могут дискриминировать за его религиозные взгляды при приеме на работу, в объявлениях и торговых этикетках не допускается публикация содержания, дискриминирующего национальные достоинства и религиозные убеждения.
Китайское правительство обнародовало еще ряд законов и законоположений, гарантирующих законное право и законные интересы религиозной деятельности. Опубликованы и "положение по управлению религиозной деятельности иностранцев, проживающих в КНР", которые подчеркивают необходимость уважать свободу вероисповедания иностранцев, находящихся в Китае, защищать их дружественные контакты и научно-исследовательскую деятельность с китайскими коллегами в религиозно-теоретической сфере.
Законы Китая, гарантируя свободу вероисповедания граждан, подчеркивают и их обязанности. В Китае любой человек, любая организация и любая религия должны отстаивать интересы народа, защищать достоинство закона, национальную сплоченность и единство государства. Никому не позволено нарушать общественный порядок под предлогом совершения религиозных ритуалов, ставить под угрозу жизнь граждан. Все это полностью соответствует содержанию Устава и конвенции ООН о правах человека.
Культура
Китайская культура -- одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Но появилось уже и понятие бога - на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города.
В XII в. до н. э. государство Шан было завоевано племенем чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии.
Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана -- первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.
Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища и одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различия даже в языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.
Социальные отношения регулировались конфуцианством с помощью культа предков. Предок рода обычно был общим для целой деревни: старейшины общицы занимали и культовые должности. Простые китайцы имели в своем доме алтарь с табличками имен своих предков, представители высших рангов строили специальные храмы. Уважение к своим предкам подразумевало и уважение к существующему социальному порядку, к предкам вышестоящих чиновников и императора, который один имел право приносить жертвы небу. Нормы семейных и нравственных отношений поднимаются до официального уровня. Одним из важнейших требований к государственным служащим был высокий уровень образования: для продвижения по службе чиновнику приходилось сдавать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. нашего века).
Поскольку конфуцианство было идеологией иерархии на основе определенных кровно-родственных связей, многие китайские царства считались "варварскими". Собственно китайскими считались "срединные царства". Отчасти отношение к другим народам как варварам сдерживало захватническую политику верхов -- не имело смысла владеть людьми, неспособными стать полноценными подданными. Земли варваров также считались непригодными для земледелия. Именно эта идеология замкнутости и необходимости обороны была воплощена в строительстве Великое Китайской стены (IV--III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. Стена высотой от 5 до 10 м и шириной 5--8 м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.
Конфуцианство идеологически сдерживало и развитие института рабства. Первоначально он маскировался под видом "усыновления" и "залога детей". В истории Китая нередки случаи частичной отмены рабства, множество победоносных восстаний "низов", необычайно высок уровень социальной мобильности -- вплоть до получения рабом высшего ранга знатности и превращения крестьянина в императора (в случае основания новой династии вождем восстания).
В середине 1-го тыс. до н.э. возникло множество философских школ. С конфуцианством успешно конкурировал (и дополнял его) даосизм. Его основатель Лао Цзы в форме афористических парадоксов рисовал умиротворяющую картину природы, в которой противоположности сами собой переходят друг в друга или совпадают. Весь мир идет предначертанным путем (дао), и мудрость состоит в том, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем. Государственную власть Лао Цзы включал в число четырех величественных сил мира, но возражал против возможности любых сколько-нибудь активных действий, нарушавших исконный социальный порядок. На практике даосские жрецы превратились в гадателей, шаманов, определяющих, например, соотношение злых и добрых сил в данной местности. Иногда по совету даосов люди покидали города и деревни или, наоборот, усиленно заселяли какие-то земли. Возможно, под влиянием даосизма верховным божеством в конце эпохи Чжоу стало небо (Тянь).
Даосизм не поощрял активных действий, направленных на изменение существующего общественного строя.
На рубеже V-IV вв. до н. э. возникает учение иной направленности -- моизм. Его основоположник Мо Цзы выступал против разобщения на царства, на семьи -- проповедовал необходимость всеобщей любви. Очевидно, моизм послужил идеологией борьбы за объединение страны, которая закончилась созданием империи Цинь (221- 207 гг. до н. э.). Моисты критиковали порядок передачи ранга по наследству, ратовали за возможность возвышения простого человека. В то же время, отрицая роскошь, моизм признавал удовлетворение лишь простейших потребностей человека. В IV-III вв. до н. э. возникла школа легистов, которые хотели произвол сановников как носителей высшего знания заменить законом. В это время во многих китайских царствах осуществляются социальные реформы. Так, Шан Янь в царстве Цинь ввел новое территориальное деление - на пятки и десятки, ликвидировал привилегии знати, давно не имевшей заслуг, ввел обязательный раздел больших семей, разрешил свободно продавать и покупать землю, ввел новую систему рангов - за военные заслуги, но позже было разрешено и приобретение рангов за деньги. Переход к поземельному налогу в ряде царств произошел еще в VI в. до н. э.
Изменение социально-экономической ситуации привело к развитию искусств и ремесел. Бронзовые изделия делались сложнее и наряднее, применялась инкрустация из камней и цветных металлов; получили распространение бронзовые зеркала, украшенные золотом и серебром, резные диски и украшения из нефрита. Появились разнообразные изделия из лака: полотняная или деревянная основа многократно покрывалась соком лакового дерева. Серебристые, красные и черные узоры на этих изделиях состоят в основном из перистых завитков.
Здания возводились на платформах; их основой служил каркас из столбиков и балок, стены возводились из глины, а с II в. до н. э. - из кирпича. Черепичные крыши украшали декоративные диски с пожеланиями счастья и богатства. Самыми высокими были дворцовые здания, рассредоточенные по городу и соединенные переходами и подвесными галереями. Дворцы строили из кирпича красного цвета, расположенные рядом административные здания -- из желтого. Многие городские дома были двухэтажными. Столица ханьской империи Чанъ-ань была обнесена стеной с двенадцатью воротами.
Вождь народного восстания Лю Бан (202 г. до н. э.), свергнувший династию Цинь и основавший династию Хань, вначале руководствовался принципами даосского неделания (что выражалось прежде всего в мягкости налоговой политики). Но расцвет империи Хань был связан с полным воцарением конфуцианства с характерным для него культом предков. Дороги к подземельям с гробницами знати охраняли керамические фигуры зверей и обрамляли каменные пилоны. На стенах гробниц гравировались изображения стражей в длинных халатах, животных - символов сторон света (феникс, дракон, черепаха, тигр), легендарные герои, сцены охоты, битв и даже покушений на императоров. Боги изображались в одежде чиновников. Ханьские погребения и дворцы украшались фресками, включая портреты, глиняными скульптурами (3 тысячи воинов в могиле Цинь Шихуанади).
Уже в период борьбы царств (IV-III вв. до н. э.) постепенно складывался общекитайский язык. Этому процессу содействовал и иероглифический характер китайской письменности: соотнесенность знаков с предметами, а не со словами, позволяла использовать их в различных языках. Лишь к I в. до н. э. иероглифы приобрели почти современные очертания (потеряли изобразительность).
Развитие с конца VIII в. до н. э. летописания, обогащение его комментариями и опытом риторики привело к появлению во 11-1 вв. до н. э. первой сводной истории Китая - "Исторических записок" Сыма Цяня.
В конце IV в. до н. э. на основе народно-песенной традиции и мифологического материала поэт Цюй Юань создал крупные лирико-эпические произведения (аналог элегий и од) - "Скорбь отлученного", "Вопросы к небу". Один из первых людей государства Чу, он озабочен проблемами падения нравственности, отстаивает идею федеративного объединения китайских царств (объединение осуществилось в результате победы одного царства над остальными). Его последователь Сунь Юй (290--223 гг. до н. э.) также основывается на народном творчестве и ораторских традициях. В цикле "Девять изменений" он описывает свои настроения посредством аналогий с временами года. Его тяготение к даосскому мировоззрению сказывается и в независимой позиции по отношению к власть имущим. Оды поэта - это поэзия любовной тоски, они рисуют идиллическую любовь на лоне природы.
Система имперского управления включала создание общегосударственных культов, основанных на народных традициях, в противовес местным аристократическим. Музыкальная палата Юэфу занималась сбором и обработкой народных песен. Возникли и авторские подражания фольклору - лирика в стиле юэфу
Развитие театрализованных зрелищ привело к превращению актеров в особую касту, которой в столице был выделен особый квартал, но театр как таковой еще не возник.
Наряду со старым конфуцианством возникает его мистический вариант, который к концу II в. н. э. утверждается как государственный и приобретает значение религии. В начале II в. превращается в религию и даосизм.
В позднеханьской империи проживало около 60 млн. человек (одна пятая населения земного шара). В крупнейших городах проживали до полумиллиона человек. Но этнический состав очень изменился. Коренное население в начале I в. н. э. сильно сократилось из-за ряда стихийных бедствий. В то же время большие массы переселились в пограничные округа. Туда же переселялись и кочевники, признавшие власть императора (в частности, гунны и сяньби). После победы над цянами значительные их массы были переселены в центральные районы империи.
В конце III в. в столичной области "варвары" составляли более половины населения. В начале IV в. в северную часть страны, ослабленную междуусобицами, начавшимися после распада ханьской империи, хлынули кочевые и полукочевые племена. Именно вожди этих племен возглавляли правительства сменяющих друг друга враждующих государств. Правительства этих царств копировали китайский чиновничий аппарат, опирались на китайских советников, но сохраняли свое обособленное положение. Возникает как бы двойное управление. Основой хозяйства становятся индивидуальные земельные наделы, им противостояло крупное землевладение "сильных домов", имеющих свои воинские подразделения и подчинявших себе всю округу. Однако высший слой "сильных домов" доступа к центральной власти не имел.
В 1-11 вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в V- VII вв.: в V в. в буддийских монастырях -- 3000 человек, в VI в. -- 82 700, в VII в. на севере страны в 30 000 монастырей около 2 млн. человек. С конца IV в. буддизм был признан государственной религией (что не влияло на отношение к другим религиям). Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи будд.
Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии высекали храмы в скалах, строили башни и пагоды в честь буддийских святых. В пещерах и столбы высекались в форме пагод, фигуры будд имели индийские очертания. Стены и потолки покрывали рельефы и фрески с беспорядочно расположенными изображениями святых и небесных музыкантов. Но позже образы приобрели местные черты, проявилось чисто китайское мастерство линейного ритма. Первые пагоды (Сунюэсы, 523 г.) имели округлые очертания, как у индийских башенных храмов.
Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.
Для литературы того времени характерны пессимизм и мотивы душевного одиночества, расцвела лирическая поэзия. Цао Чжи (194- 232 гг.) писал о человеческих страданиях во время войны, Жуань Цзи и Цзи Кан выступали против деспотизма. Новатором поэтической формы стал поэт-отшельник Тао Юаньмин (365-427 гг.). Его лирика, наполненная философскими раздумьями о смысле жизни, о человеке послужила образцом для поэтов следующих эпох. В фантазии "Персиковый источник" он изобразил идеальное общество людей, ушедших от политики и живущих своим трудом. С печалью говорил поэт о том, что в его окружении не нашлось даже любопытных, которые захотели бы посмотреть на это общество, обнаруженное рыбаком в укромной долине. Буддийские истоки просматриваются в пейзажной и философской лирике Се Линъюаня (385-433 гг.). Во времена династий Тан (618-907 гг.) и Сун (589-617 гг.) формируется централизованное государство с жесткой иерархией (что соответствовало идеалу махаяны). Претенденты на чиновничьи, а потом и на военные должности должны были сдавать экзамены, демонстрируя свои философские и литературные познания. В принципе к экзаменам допускались все, кто не принадлежал к простому люду, но три четверти кандидатов были из семей знати и чиновников. Ориентация общества на необходимость сдавать экзамены вызвала развитие системы образования: в столице имелось восемь училищ, существовали школы и училища в уездных городах. Появились крупные библиотеки. Указом императора учреждены две академии: Лес Кистей и Собрание Мудрых, открывается школа актеров Грушевый Сад. Во второй половине IX в. книги печатают с помощью резных досок, составлен словарь литературного языка, активизируется перевод санскритских текстов. В связи с развитием международных отношений появляются труды по географии.
В конце VI - начале VII в. создан жанр литературной новеллы. В прозе долгое время господствовал "параллельный стиль", полный литературных и исторических намеков. В начале IX в. конфуцианское по сути движение "за возрождение древности" (Хань Юй и Лю Цзунъюань) вызвало к жизни новые жанры с ярко выраженной поучительностью. Появляются любовные, фантастические и авантюрные новеллы, городская повесть, сказовый жанр, берущий начало в буддизме.
Поэзия этой эпохи считается едва ли не наивысшим достижением китайской литературы. Стихи сочиняли все: "Полное собрание танских стихов" включало произведения 2300 поэтов. Наиболее значительными фигурами в поэзии этого времени признаны Мэнь Хаожань, Ван Вэй. Даосское мировоззрение позволило поэту Ли Бо глубоко прочувствовать мир природы. Легенда гласит, что и погиб он, пытаясь поймать отражение луны в реке.
В струящейся воде
Осенняя луна.
На южном озере
покой и тишина.
И лотос хочет мне
Сказать о чем-то грустном,
Чтоб грустью и моя
Душа была полна.
Более рационалистична поэзия конфуцианца Ду Фу. Его стихи называют "поэтической историей" - они наполнены болью народных страданий и гражданскими мотивами, хотя он воспевал и китайскую архитектуру, живопись и музыку Социальную тему развивали и "Новые народные песни" Бо Цзюйи. Архитектура в период династии Тан приобрела монументальный характер. Города строились как крепости и были разделены стенами на ячейки (чтобы продолжать оборону и внутри города). Дворцы, состоящие из множества деревянных зданий под черепичными крышами с загнутыми углами, утопали в садах. Платформы зданий облицовывали камнем, колонны и балки покрывали красным лаком. Сложные узорные кронштейны перераспределяли нагрузку крыши на балки и служили своеобразным украшением. Широкие выносы крыши затеняли окна от солнца.
Пагоды строились на возвышенностях и даже в городе окружались зеленью. Наиболее знаменитой является Даньята -- Больша пагода диких гусей в Сиани (652--704 гг.). Квадратная и массивная, она достигает 60 м в высоту. Украшение сведено к кирпичным карнизам, разделяющим здание на ярусы, арочным окнам и конической крыше.
Скульптура стала более пластичной. Наиболее известны из творений этого периода статуя Будды Вайрочаны в Лунмыне (672--676 гг.), статуи монастыря Дуньхуан, выполненные из лессовой глины. Свирепо таращатся страшные духи -- охранители входов, изящны фигуры танцовщиц и круглолицых бодисатв. Шедевром считаются шесть плит из погребения императора Тай-цзуна с динамичными изображениями лошадей.
Фарфор и керамика эпохи Тан еще повторяют древние изделия из белой глины. Сосуды округлы и массивны. Это тяжелые белоснежные кувшины и чаши или зеленые с синими и желтыми пятнами. В погребениях сохранилась керамическая скульптура малых форм.
Веками совершенствовавшаяся китайская живопись тушью (по шелку и бумаге) достигла своего расцвета. Получают распространение и картины жанра "цветы и птицы" -- правда, изображались и насекомые, и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой. На поэтичных картинах Ван Вэя, уже упоминавшегося литератора, на золотистом шелке проступают едва намеченные черной тушью туманные дали. Именно его картины стали образцом для художников эпохи Сун.
К IX в. китайцы осознают себя как единый народ. Трансформируется на китайской почве и буддизм. Представление о бесконечном ряде перевоплощений сменяет идея о возможности достичь просветления уже в этой жизни. Буддизм становится идеологией, пригодной для бунта. Указы в 842--845 гг. фактически остановили рост влияния буддизма.
Постепенно была ликвидирована надельная система землепользования. К концу Х в. крупное землевладение поглотило мелкое и наступало на казенные земли. Наряду с демократизацией низших слоев чиновничества (потомственные служащие составляли только половину этого сословия) происходит сращивание высшего чиновничества с древней аристократией - представители этих слоев занимают должности без экзаменов. Сохраняется большесемейная и клановая организация в деревне. Идеологией Китая снова стало преображенное конфуцианство.