Основные категории и понятия экономической географии
Основные категории и понятия экономической географии
План работы
1 Физико-географическое и экономико-географическое положение
2 Природные условия и ресурсы
3 Отраслевая и территориальная структура хозяйства
Список литературы
1 Физико-географическое и экономико-географическое положение
Географическое положение включает разные по своей внутренней сущности категории: физико-географическое и экономико-географическое положение.
Физико-географическое положение -- это пространственное расположение какой-либо местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого объекта) по отношению к физико-географическим данностям (экватору, начальному меридиану, горным системам, морям и океанам и т. д.).
Соответственно физико-географическое положение определяется географическими координатами (широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью (или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и т. п., положением в составе (расположением) природных (климатических, почвенно-растительных, зоогеографических) зон.
С точки зрения экономической географии физико-географическое положение местности (как и отдельные его составные элементы) необходимо рассматривать как условие (предпосылку) для возможного осуществления какого-либо вида хозяйственной деятельности, т. е. как предпосылку для размещения производительных сил.
Экономико-географическое положение (ЭГП) -- это пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п.
И физико-географическое, и экономико-географическое положение любой местности сугубо индивидуально (неповторимо). Место, которое занимает каждое территориальное образование (местоположение страны, района, населенного пункта, предприятия и т. п.), не только индивидуально само по себе (в системе географических координат), но и в своем пространственном окружении, т. е. в своем расположении по отношению к морю, торговым центрам, путям сообщения и т. п. Следовательно, мест с одинаковым географическим положением нет.
Экономико-географическое положение -- категория пространства, так как образующие его элементы -- это пространственно взаиморасположенные, т. е. находящиеся на определенном расстоянии друг от друга, объекты (страны, районы, предприятия, города, источники сырья, топлива и т. п.). Именно по принципу пространственной близости (отдаленности) различают так называемое «соседское положение» или ближайшее окружение какого-либо объекта, центральное положение, микро- (малое), мезо- (среднее), макро- (большое) положение.
Расстояние (пространство) покрывается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через определенный уровень транспортных издержек. Следовательно, оценку экономико-географического положения любой местности, как одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное, неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.
Экономико-географическое положение не только категория пространства, но еще в большей мере общественно-историческое и экономическое понятие, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.
В самом деле, любой из элементов физико-географического положения (положение по отношению к начальному меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение в составе климатических, почвенно-растительных и других зон и т. д.) практически навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна.
Напротив, все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся к числу тех, которые существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест.
Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического положения является транспортно-географическое положение, то есть расположение местности по отношению к путям сообщения. Как совершенствование техники (средств сообщения) сказывается на экономико-географическом положении местности, особенно наглядно можно проследить на примере Австралии, которая вплоть до 70-х гг. XIX в. в экономико-географическом отношении была одной из самых изолированных стран мира. Появление новых, скоростных, технически совершенных, специальных транспортных средств (суда-рефрижераторы, суда-холодильники для перевозки скоропортящихся видов сельскохозяйственной продукции, танкеры для транспортировки нефти и природного газа в сжиженном виде, рудовозы и другие специальные суда для перевозки сухогрузов -- пшеницы, угля и т. д.) сказалось на транспортно-географическом (соответственно и экономико-географическом) положении этой страны таким образом, что фактически приблизило (по скорости и стоимости перевозок грузов) ее к центрам мировой торговли и важнейшим путям сообщения, сделало из невозможного реальным потребление продукции ее промышленности и сельского хозяйства практически в любой стране и районе мира. В настоящее время Австралия -- один из крупнейших производителей и экспортеров самой разнообразной сельскохозяйственной продукции (масло, сыры, сгущенное молоко, мясо говядины, баранины, овечья шерсть, зерно, хлопок, тростниковый сахар и др.), продукции отраслей горнодобывающей промышленности (железная и марганцевая руда, оловянные, медные, свинцово-цинковые концентраты, уголь, нефть и др.). Очевидно, что изменение экономико-географического положения Австралии, ее роли в международном разделении труда было обусловлено прогрессом техники (транспорта), общим высоким уровнем экономики этой страны.
Изменения в экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами. Например, ослаблением роли или утратой экономического значения того или иного фактора размещения (сырьевого, топливного, энергетического, рабочей силы, потребительского, в том числе и транспортного) и соответственно автоматическим выходом их из состава определяющих связи данной местности с другими местностями (как с источниками сырья, топлива, энергии, рабочей силы или как с районами сбыта продукции) или, наоборот, усилением роли какого-либо из факторов и соответственно усилением его влияния на этот процесс.
Например, экономико-географическое положение Урала как условие возможного развития здесь черной металлургии неоднократно менялось и в разные периоды времени его можно было оценить как весьма удобное на том этапе развития, когда в качестве топлива мог быть использован местный древесный уголь, а в качестве сырья -- своя железная и марганцевая руда; как удобное, когда вынуждены, были использовать привозное топливо (кокс Кузнецкого бассейна России, Донецкого Украины или Карагандинского Казахстана), так как собственного коксующегося угля на Урале нет; наконец, не очень удобное, когда выработали железные и марганцевые руды на большинстве своих месторождений и вынуждены были завозить не только коксующийся уголь, но и железные и марганцевые руды из других мест (Центрально-Черноземный район России, Украина, Казахстан и др.). Дело усугублялось еще и тем, что это необходимо было делать в основном с помощью железнодорожных перевозок, так как возможности для завоза сырья и топлива дешевым морским путем (как в Балтиморе, Филадельфии или Торонто) на Урале нет.
Таким образом, в ходе исторического развития экономико-географическое положение любой местности страны или района, населенного пункта, хозяйственного объекта может в корне измениться. Причина этому -- прогресс в развитии науки, техники, технологии, экономики, организации производства, как в рамках данной местности, так и в ее окружении, то есть в пределах территории связанных с нею других мест.
2 Природные условия и ресурсы
Природа, географическая (природная) среда играет важную роль в жизни и развитии человеческого общества. Природа в широком смысле слова охватывает весь материальный мир. Географическая среда -- часть природы, которая непосредственно связана с жизнью и деятельностью общества, взаимодействует с ним. Важнейшая особенность географической (природной) среды - территориальная неоднородность, делает ее одним из главных факторов расселения людей и размещения производства.
Составные элементы географической (природной) среды -- природные условия и ресурсы.
Природные условия -- это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил существенны для жизни и деятельности общества, но не участвуют непосредственно в материальном производстве (например, рельеф, климат местности, ее географическое положение).
Природные ресурсы - это тела и силы природы, которые непосредственно используются в материальном производстве (например, полезные ископаемые).
Такое деление географической (природной) среды на условия и ресурсы весьма условно и исторически изменчиво. Одни и те же компоненты природной среды могут выступать и как условия, и как ресурсы. Например, вода, солнечный свет, растительность являются и условиями и ресурсами. С развитием общества, его производительных сил все большая часть тел и сил природы из класса условий переходит в класс ресурсов. Например, солнечная энергия, энергия ветра, приливов.
К природным условиям из компонентов природной среды, как правило, относят: климат, почвы, рельеф, геологическое строение, растительный и животный мир местности. Весьма важной составляющей природных условий является также физико-географическое положение местности, в частности ее расположение в той или иной природной зоне земли.
Природные условия влияют практически на все стороны повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Особенно велико их воздействие на здоровье и стоимость жизни населения (затраты на жилье, одежду, продукты питания), продуктивность и специализацию сельского хозяйства, способы и эффективность добычи полезных ископаемых, экономику строительства, водного транспорта, технологические характеристики производства.
Влияние природных условий на жизнь, труд и бытовые особенности населения определяется уровнем их комфортности для человека, для чего используется множество показателей: продолжительность климатических периодов, контрастность температур, влажность климата, ветровой режим, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и др.
Широко распространена оценка природных условий в отношении различных сфер и отраслей хозяйственной деятельности людей (транспорта, промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии). Особое значение имеет она для сельского хозяйства, где производство продукции напрямую связано с использованием земли, солнечной энергии, влаги и других компонентов природного комплекса.
Сельскохозяйственная оценка природных условий основана на сопоставлении параметров их основных характеристик с требованиями различных видов культурных растений и животных к факторам жизни: теплу, влаге, почвам, естественным видам растительности, составляющим кормовую базу для домашних животных, и др.
Агроклиматические условия местности характеризуют показатели тепла и влаги. Количество тепла (термических ресурсов) и влаги (условия увлажнения) -- непременное условие не только жизни сельскохозяйственных растений, но и эффективности их производства (существенно сказывается на урожайности сельскохозяйственных культур и качестве продукции).
Для учета термических ресурсов используют сумму активных (среднесуточных) температур за весь период роста (период вегетации, вегетационный период) растений. При этом выделяют периоды с температурами выше +5, +10, +15 °С.
Условия увлажнения той или иной местности оценивают по количеству осадков (сумма атмосферных осадков за год в миллиметрах) и величине их возможного испарения. Для этой цели используется отношение этих величин, именуемое как коэффициент испаряемости.
Почвенные условия -- другая важная составляющая природной характеристики региона (страны, района), также имеют огромное значение в жизни растений. Показателем ценностных свойств почв является ее плодородие, т, е. способность обеспечивать растение усвояемыми питательными веществами, влагой и давать урожай. Основой для оценки плодородия почвы или ее бонитировки служат материалы обследования механического и органического состава почв, содержание в ней гумуса и элементов питания растений, важнейшие физические свойства и др. Результаты бонитировки почв выражаются в обобщенных относительных показателях -- баллах и используются для практических рекомендаций по поводу возможности выращивания тех или иных видов сельскохозяйственных культур (развития сельскохозяйственных отраслей) в той или иной местности.
Помимо агроклиматических показателей, определяющих плодородие почв, учитывают и другие условия (показатели), имеющие большое значение в сельском хозяйстве: рельеф (степень пересеченности, крутизна и экспозиция склонов), конфигурация и размеры земельных массивов, особенно земель сельскохозяйственного назначения, наличие водоемов (поверхностных и подпочвенных вод), видов (типов) растительности и др.
В процессе обоснования размещения отраслей сельского хозяйства пользуются данными о зональных различиях территории страны (района и т. п.).
Природные ресурсы, обнаруживающие в ходе исторического развития общества тенденцию к постоянному расширению своих видов, в основном подразделяются на минерально-сырьевые (или ископаемые), земельные, водные, биологические и рекреационные. Специфическим видом природных ресурсов является территория, понимаемая как жизненное пространство, на котором возникло, развивается и осуществляет свою деятельность (в том числе хозяйственную) человеческое общество.
Запасы многих природных ресурсов ограничены, в связи, с чем возникает проблема их исчерпаемости. По признаку исчерпаемости природные ресурсы делят на исчерпаемые и неисчерпаемые. В свою очередь, исчерпаемые подразделяются на невозобновляемые (минеральные) и возобновляемые (биологические, земельные, водные).
Очень часто природные ресурсы отождествляются с минеральными ресурсами (полезными ископаемыми). Минеральные ресурсы относятся к категории исчерпаемых, невозобновляемых, их общие запасы по мере использования неуклонно уменьшаются.
По направлению использования минеральные ресурсы принято подразделять на топливно-энергетическое сырье (нефть, уголь, природный газ, сланцы, торф, уран), черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.), цветные металлы (руды алюминия, меди, свинца, цинка, ртути и др.), благородные металлы (золото, серебро, платиноиды), химическое и агрономическое сырье (калийные и каменные соли, апатиты, фосфориты и др.), техническое сырье (алмазы, асбест, графит, слюда, тальк), строительное сырье (глины, пески, известняки и др.), флюсы и огнеупоры.
Наиболее распространенный показатель оценки минерально-сырьевых ресурсов -- запасы полезных ископаемых, т. е. количество минерального сырья в недрах Земли, на ее поверхности, на дне водоемов и в поверхностных и подземных водах.
Запасы полезных ископаемых в недрах измеряются в кубических метрах (горючие газы, строительные материалы и др.), в тоннах (нефть, уголь, руды), килограммах (благородные металлы) или в каратах (алмазы).
Геологические запасы полезных ископаемых имеют различную степень изученности и различную степень точности оценки. Различают общие запасы, т. е. все имеющиеся в наличии, и балансовые -- те, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики. Балансовые запасы по степени достоверности их определения разделяют на категории.
В России различают четыре категории балансовых запасов: А (детально разведанные запасы), В (разведанные месторождения с примерно определенными границами залегания), С1 (разведанные в общих чертах), С2 (предварительно оцененные запасы). Существует также категория прогнозных геологических запасов, оцениваемых как возможные.
В зарубежных странах применяется другая классификация запасов. Выделяют разведанные (конечные извлекаемые), достоверные (извлекаемые при современном уровне развития техники), прогнозные, или вероятные (наличие которых в недрах Земли предполагается на основе научных прогнозов и гипотез).
Очень важным показателем оценки полезных ископаемых является также ресурсообеспеченность, под которой понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования (добычи). Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (как частное от деления объема запасов какого-либо вида полезных ископаемых на объем его годовой добычи), либо его запасами из расчета на душу населения.
Совокупную обеспеченность территории (региона, страны, района) природными ресурсами характеризует понятие «природно-ресурсный потенциал». Его величина складывается из потенциалов отдельных видов природных ресурсов, т. е. представляет собой совокупную оценку структуры, размеров запасов, качества, степени изученности и направления освоения этих ресурсов.
3 Отраслевая и территориальная структура хозяйства
При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур -- отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйственной системы -- вещественных нетерриториальных (отрасли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рассматривается ее территориальная (региональная) структура.
Отраслевая структура хозяйства -- это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.
Отраслевая структура хозяйства представлена отраслями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы),
Производственную сферу образуют отрасли:
* непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);
* доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт и связь);
* связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).
Непроизводственная сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.).
Представленные основные отрасли хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия, транспорт расчленяются на так называемые укрупненные отрасли, а те, в свою очередь, -- на однородные (специализированные) отрасли и виды производства (например, сельское хозяйство распадается на земледелие и животноводство; земледелие -- на зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство - на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т. д.).
В отраслевой структуре хозяйства выделяются также межотраслевые сочетания (комплексы), представленные как совокупность однородных производств в рамках одной отрасли (например, топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически связанные разные отрасли (например, строительный, военно-промышленный, аграрно-промышленный комплексы).
Наиболее сложной структурой среди них отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:
* промышленность, производящую средства производства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.);
* собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);
* отрасли по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, доведению ее до потребителя (пищевая промышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно-складское хозяйство, торговля плодтоварами и общепит).
Важной составной частью хозяйства является инфраструктура, представляющая собой совокупность материальных средств по обслуживанию производства и населения.
В зависимости от выполняемых функций различают производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.
Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и включает транспорт, связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения и устройства, коммуникации и сети (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, телефонные сети и т. п.).
Социальную инфраструктуру в основном образуют отрасли жилищно-коммунального и бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, сети водо- и энергоснабжения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищные объекты, учреждения народного образования, здравоохранения, общепита и т. п,).
Рыночная инфраструктура включает коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с денежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.
Отраслевая структура хозяйства определяется:
* по удельному весу отраслей в общем, объеме производства продукции;
* по численности занятых и стоимости основных производственных фондов (машин, оборудования, инструментов, производственных зданий и сооружений и т. п., используемых в материальном производстве).
Среди перечисленных основным является показатель объема произведенной продукции, позволяющий наиболее объективно судить о соотношении отраслей и их взаимосвязях.
В ходе исторического развития в отраслевой структуре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тенденция, сначала «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство «вторичным отраслям» (обрабатывающая промышленность и строительство), затем «вторичные» -- «третичным» (сфера услуг).
В современной структуре мирового хозяйства доля сферы услуг и других отраслей непроизводственной сферы (третичные отрасли) существенно возросла и уменьшилась доля производственной сферы (первичные и вторичные отрасли). В среднем в мире в непроизводственной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых странах мира этот показатель (занятости) доходит до 50% и выше. В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).
Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны, прежде всего, с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу промышленности, от развития которой зависит рост производительности труда во всех отраслях хозяйства. Удельный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хозяйства составляет всего 2--3%. В новых индустриальных и постсоциалистических странах доля сельского хозяйства также неуклонно снижалась, хотя еще и относительно высока (6 -10% ВВП).
И только в развивающихся странах сельское хозяйство (его доля в ВВП составляет 30-40%) по-прежнему значительно превосходит промышленность (10-20%).
В составе промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатывающих. В последних особо высокими темпами роста выделяются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической промышленности (микроэлектроника, робототехника, органический синтез и др.).
Произошли изменения и на транспорте. В грузообороте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте -- автомобильный (около 80%). И в том и в другом виде перевозок второй -- железнодорожный транспорт (соответственно 15 и 10,2%), Быстро развиваются сравнительно новые виды транспорта: воздушный и трубопроводный.
В пассажирских перевозках воздушный транспорт уже приблизился к железнодорожному (9,2%), в грузовых - трубопроводный (11,8%) также догоняет железнодорожный.
В товарной структуре мировой торговли увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, уменьшилась доля сырья и продовольствия. Возросла торговля технологиями (патентами, лицензиями и т. д.).
Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).
В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.
Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства -- континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.
Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.
Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.
Регион -- самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.
Субрегион -- крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства. В пределах Европы выделяют две крупные части -- Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.
Субрегионы Азии: Центральная и Восточная Азия (Китай, Республика Корея, КНДР, Монголия, Япония), Юго-Восточная Азия (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), Южная Азия (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Мальдивы), Западная Азия (Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция).
Субрегионы Латинской Америки: Средняя Америка (Мексика и страны Центральной Америки и Вест-Индии -- Антигуа и Барбуда, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Куба, Панама, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка), Андские страны (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), страны бассейна Амазонки и Ла-Платы (Аргентина, Бразилия, Гайана, Парагвай, Суринам, Уругвай).
В составе региона Австралия и Океания выделяют: Австралию, Меланезию (Ванутату, Папуа--Новая Гвинея, Соломоновы о-ва, Фиджи, Западное Самоа), Полинезию (Новая Зеландия, Тонга, Тувалу, Кирибати, Маршалловы о-ва) и Микронезию (Микронезия, Науру, Палау).
Регион Северная Америка состоит из двух государств - Канады и США, а СНГ -- из двенадцати (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).
Страна -- территория (местность), границы и целостность которой обусловлены суверенитетом государства, с характерными условиями развития, специализацией и структурой хозяйства.
Другой уровень территориальной структуры (организации) хозяйства мира -- районный, связан с территорией каждой отдельной (конкретной) страны.
Экономический район -- это географически целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи и неразрывно связанная с другими частями общественным территориальным разделением труда.
Образование экономических районов - объективный процесс, обусловленный развитием территориального разделения труда внутри страны. Вследствие того, что его уровень в разных странах может быть разным, наблюдаются различия в территориальной структуре и организации хозяйства в каждой стране.
Различия наблюдаются также и в принципах экономического районирования, определения границ районов и пр.
В России основополагающими служат следующие принципы:
- экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть единого целого народного хозяйства страны с определенным набором вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу, специализацию районов должны определять отрасли, в которых затраты труда и средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Основные контуры границ районов определяются ареалом размещения специализирующих отраслей;
- национальный и административный, предусматривающий полное соответствие выделенных районов образуемым национальным и административным объединениям (республикам, краям, областям и т. д.) в интересах укрепления их единства как целостных территориально-хозяйственных образований.
Территориальная структура (организация) хозяйства России распадается на:
* микроуровень -- административный район, промышленный узел, промышленный центр, промышленный пункт.
Экономические зоны -- обширные территориальные образования, составленные из нескольких (группы) районов, с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.
На территории Российской Федерации выделяют Западную экономическую зону, включающую районы Европейской части страны с Уралом, и Восточную, включающую районы Сибири и Дальнего Востока.
Для Западной экономической зоны характерны дефицит топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая степень концентрации населения и экономической освоенности территории (около 80% населения и основных производственных фондов страны), в составе промышленности преобладание обрабатывающих отраслей. Для Восточной экономической зоны характерны наличие больших запасов топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, слабая заселенность и хозяйственная освоенность территории, в составе промышленности преобладание добывающих отраслей.
Экономические районы также представляют собой крупные территориальные образования, составленные из областей, краев и республик с относительно однородными условиями, с характерной направленностью развития (специализацией) хозяйства, с трудовыми и природными ресурсами, достаточными для относительно самостоятельного комплексного развития производительных сил.
В системе хозяйства России выделяют 11 крупных, или основных экономических, районов, различающихся по условиям развития экономики, специализации и структуре хозяйства: Центральный, Северо-Западный, Северный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Крупные районы разделены на 89 политико-административных единиц, являющихся субъектами Российской Федерации. Последние, в свою очередь, -- на низовые административно-хозяйственные районы. И те, и другие в экономическом отношении являются специализированными звеньями крупных экономических районов.
Промышленный узел (промузел) - группа технологически и экономически связанных производств, компактно размещенных на небольшой территории (нескольких промцентров).
Промышленный центр (промцентр) -- группа невзаимосвязанных разнородных производств (предприятий), размещенных в одном центре (большой город).
Промышленный пункт (промпункт) - территория (малый город или поселок городского типа), на которой размещается одно или более родственных предприятий (одной отрасли).
Широко распространенными в мире формами территориальной организации хозяйства являются специальные экономические зоны (СЭЗ) - территории с наиболее благоприятным режимом финансово-экономической деятельности отечественных и иностранных инвесторов. В зависимости от направления хозяйственной деятельности, поставленных экономических задач или других целей СЭЗ могут создаваться как зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны), где осуществляются операции по складированию и обработке (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.) грузов внешней торговли, как промышленно-производственные зоны, где промышленные компании производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, как торгово-производственные, сервисные, комплексные, технико-внедренческие (для разработки и внедрения новых технологий) или технополисы, транзитные, страховые, банковские, эколого-экономические зоны, туристические центры и др.
В основу отбора зональных территорий положены разные принципы: выгодное географическое положение, высокий уровень развития или дешевизна инфраструктурного обустройства, наличие значительного ресурсного (сырьевого, трудового) потенциала для дальнейшего роста и др.
В России СЭЗ получили незначительное развитие. Изначально (1990--1992 гг.) было объявлено о создании 12--13 зон. Однако в настоящее время многие из этих зон существуют формально и некоторые из них фактически уже распались. Относительно активно развиваются СЭЗ лишь в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге.
Все вышеназванные территориальные образования -- регионы, районы и т. д., составляют основу территориальной структуры (организации) мирового хозяйства. Именно с необходимостью их изучения связано появление (происхождение) таких дисциплин, как экономическая география, а позже -- региональная география, регионалистика, регионоведение, регионология и др., которыми при всем многообразии интерпретаций содержания исследуется один и тот же объект -- территориальная организация общественного производства.
Список литературы
1. Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика. 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Дашков и К, 2009.
2. Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил). - М.: Юрайт, 2010
3. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. - М.: Владос, 2009.