Рефераты

Особенности социально-экономического развития стран Балтии

p align="left">[3; c.487]

· морской транспорт

Эстония обладает современными глубоководными портами с развитой инфраструктурой. Наиболее крупный эстонский порт ( мощность до 5 млн т) -Мууга. В настоящее время в грузообороте Таллиннского порта доминирует перегрузка жидких и генеральных грузов. Доля транзитных грузов - ?. Таллиннского порт считается единственным серьёзным конкурентом латвийских портов по перевалке нефти. Общий грузооборот Таллиннского порта в 2000 г. составил 29,4 млн т. [3; c.487]

· железнодорожная сеть

протяжённость железных дорог Эстонии - 1000 км. Особенность эстонских железных дорог - большая протяжённость узкоколейных дорог, на которые приходится почти половина длины всей железнодорожной сети. По железным дорогам осуществляют более 90% транзитных перевозок через территорию Эстонии. Наибольшую часть железнодорожного транзита составляют нефтепродукты, зерно, металлы. [3; c.488]

· автомобильный транспорт

Плотность сети автомобильных дорог Эстонии велика- 669 км на 1000 км кв. Она сопоставима с плотностью автомобильных дорог в странах Северной Европы и лишь немного отстаёт от показателей Западной Европы. Транзитный индекс, характеризующий качество оказываемых услуг (время, затраченное на перевалку и хранение груза, а также на прохождение необходимых таможенных процедур), ставит Эстонию в Балтийском регионе на второе место после Финляндии. Однако Эстония имеет некоторые преимущества перед Финляндией, связанные с более низкими расценками оказываемых услуг. Поэтому ежегодный прирост грузооборота эстонских портов составляет 13-15%. [3; c.489]

3.10 Сфера услуг

В структуре ВВП доля сферы услуг в странах Балтии превышает 60%, наибольший показатель в этом плане у Латвии-70%. По показателям занятости населения в сфере услуг лидируют Латвия (68%) и Эстония (69%) в Литве - 56%. Туризм и рекреация всегда были важной отраслью хозяйства для стран Балтии. В настоящее время для жителей стран СНГ получение виз стало проблематичным, что связано с переориентацией рынка туризма на местных жителей и туристов с Запада, что в итоге повлекло за собой огромные убытки. Много внимания в стране уделяют развитию инфраструктуры туризма, особенно транспортной. Развитие портового обслуживания стало важнейшим фактором экономического роста для стран Балтии. В целом, на транспортные услуги приходится около 5-7% ВВП стран, около 5-8% населения работает на транспорте. [3; c.492; c.529]

Литва, Латвия, Эстония - государства с экономиками постиндустриального типа. В секторе услуг каждой из трёх стран в настоящее время занято до 60% экономически активного населения и создаёт около 70% ВВП. Весомое место в энергетическом хозяйстве занимает производство электроэнергии на АЭС и ГЭС. Энергетическое хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев, а у Литвы и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В машиностроении развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала. Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию, зависит от импортных поставок сырья (хлопок). В пищевой промышленности главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой и играет важную роль в экономике.

Глава IV.Внешнеэкономическая деятельность

4.1 Внешнеэкономические связи. Инвестиционная деятельность

Внешнеэкономические связи Латвии.

Конец 1990-х гг. отмечен постоянным ростом объемов внешней торговли. Основной тенденцией стало увеличение разрыва между экспортом и импортом в сторону импорта. Главные группы партнеров Латвии во внешней торговле - это страны ЕС и СНГ. [17]

Несмотря на переориентацию страны на западноевропейский рынок Россия продолжает оставаться важнейшим внешнеторговым партнером Латвии. Она является основным поставщиком топлива (66%) и различного минерального сырья (60%). В настоящее время Россия к тому же занимает первое место по числу созданных в Латвии совместных предприятий (они связаны в основном с торгово-посредническими операциями). В структуре импорта Латвии, впрочем как и Литвы и Эстонии, преобладают: минеральное сырьё, продукция химической промышленности, машины и электрооборудование, продовольствие. В последние годы Латвия проводит активную политику по установлению торговых отношений с отдельными субъектами Российской Федерации. Заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве с Якутией, Марийской и Чувашской республиками, Омской областью. Латвия первой из стран Балтии вступила в 1998 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО), что дает ей возможность пользоваться многими привилегиями в торговле со 132 странами. [17]

Структура экспорта Латвии (2006 г) Диаграмма 1.

Источник: составлена автором по данным [19].

Инвестиционная деятельность.

Реальная макроэкономическая ситуация в Латвии по основным показателям отстает от своих балтийских соседей, которые начали развиваться в равных стартовых условиях. В 2005г. в структуре инвестиционных вкладов доля финансовых услуг составила 21%, внутренней торговли - 19%, промышленности - 18%, связи - 14%, предпринимательских посреднических услуг - 12%, транспорта - 8%, других - 8%. Наибольший рост инвестиций наблюдался в частном секторе. По данным Банка Латвии, наибольший удельный вес в структуре накопленных ПИИ в экономику страны принадлежит США - 12%. Затем следуют Германия - 11%, Дания - 11%, Эстония - 10%, Швеция - 9%, Финляндия и Россия - по 6%, Великобритания - 5%, Норвегия - 4% и т.д. К числу крупнейших российских инвесторов в экономику Латвии можно отнести «Транснефть» - 61,8 млн. долл., «Газпром» - 19,3 млн. долл. и «Лукойл» - 15 млн. долл. инвестиций. В целях привлечения иностранных инвесторов в сентябре 2000г. был утверждён законопроект, согласно которому инвестор, вкладывающий в экономику Латвии более 10 млн. латов (16 млн. долл.) в течение 3 лет может рассчитывать на льготные условия налогообложения. Отечественный предприниматель слишком слаб, чтобы вложить минимум 16 млн. долл. в производство, а западный инвестор не торопится модернизировать старое, построенное в 70-80гг., производство, а предпочитает внедриться в банковскую и высокоэффективную телекоммуникационную сферы. В результате, отечественный промышленный потенциал Латвии исчезает, а возникающее производство уже принадлежит иноинвестору. [17]

Внешнеэкономические связи Литвы.

Финансовый кризис в России (1998 г.) отразился на структуре внешней торговли Литвы. Германия обогнала Россию по объему товарооборота с ней и стала ее ведущим торговым партнером (Россия занимает четвертое место). Наиболее важные торговые партнеры страны в настоящее время -- Германия, Латвия, Белоруссия, Россия и Дания. [16]

Структура экспорта Литвы (2006 г)

Диаграмма 2.

Источник: Составлена автором на основе [19].

Инвестиционная деятельность.

Литва долгое время отставала от других стран Балтии по объему иностранных капиталовложений, однако с 1997 г. наметился их рост. Для финансирования инвестиционных проектов был основан Литовский банк развития (ЛБР), 36% акций которого принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), а 64% -- правительству Литвы. В стране созданы благоприятные условия для деятельности иностранных банков. Главным инвестором в настоящее время являются США, на долю которых приходится 26,6% всех иностранных капиталовложений. Затем идут Швеция (12,3%), Германия (11,4%), Великобритания (7,5%), Финляндия (6,1%). Россия, главный торговый партнер Литвы, входит лишь во вторую десятку иностранных инвесторов. Для привлечения иностранных инвесторов введены льготы, отменены налоги на земельные участки и недвижимость. Наиболее привлекательны для зарубежных инвесторов такие сектора экономики страны, как текстильная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность. К сферам особенного стимулирования иностранных инвестиций можно отнести охрану окружающей среды, энергетику, туризм. Важным стимулом для развития экономики страны стал принятый в 1995 г. закон о свободных экономических зонах. [16]

Внешнеэкономические связи Эстонии.

Транзит и связанные с ним виды деятельности обеспечивают 15--25% ВВП Эстонии. С 1991 г. в стране проводят уникальную по либеральности внешнеторговую политику: в ней отсутствуют тарифные и иные торговые барьеры. Либерализация внешней торговли в значительной степени содействовала стабилизации и развитию экономики Эстонии. [13; c.58]

Основные направления внешнеторговой деятельности Эстонии были утверждены парламентом страны. Они предусматривают: 1)создание благоприятной среды для эстонских производителей путем заключения двух- и многосторонних соглашений; 2)закрепление позиций Эстонии в международной торговле.

Структура экспорта Эстонии (2006 г)

Диаграмма 4.

Источник: Составлена автором на основе [14].

В Эстонии проводится политика диверсификации каналов экспорта, который направляется более чем в 140 стран. Главные страны-импортеры -- Финляндия (22,6%), Россия (11,1%), ФРГ (10,8%), Швеция (9,0%). Обозначилась тенденция роста товарооборота со Швецией и сокращения доли в нем России и Финляндии.

В настоящее время на долю России приходится 13-- 15% эстонского экспорта и 10--12% импорта. По объемам торгового оборота с Эстонией Россия занимает в регионе третье место после Швеции и Финляндии. Падение объясняется стремлением Эстонии переориентировать торгово-экономические отношения с России на Запад, диверсифицировать структуру экспорта. Около 44% российского экспорта в Эстонию приходится на топливо: Россия сохраняет монополию на поставки газа. В российском импорте из Эстонии преобладают транспортные средства, компьютерная техника, продовольственные товары. Происходит нарастание контактов Эстонии с отдельными регионами России -- Санкт-Петербургом, Ленинградской и Псковской областями (как между государственными структурами, так и между частными и общественными организациями). Особое место в экономической политике Эстонии отводится субъектам Федерации, входящим в Ассоциацию экономического сотрудничества Большого Урала. Прослеживается четкая тенденция расширения торговых связей со странами ЕС. [3; c.491]

Инвестиционная деятельность.

По степени приватизации и либерализации экономики Эстония может рассматриваться как одна из наиболее успешных среди стран Центральной и Восточной Европы. Особенностью экономического развития Эстонии является большой объем получаемых иностранных инвестиций. В расчете на душу населения она получает больше инвестиций, чем Латвия, Литва и Россия, вместе взятые, и в среднем в пять раз больше, чем страны СНГ. Более половины всех инвестиций в Эстонии было направлено в пищевую, текстильную и электронную промышленность, а также в транспорт и связь. Основными инвесторами выступают шведские и финские компании. Россия занимает третье место. В числе крупнейших российских предприятий, вложивших капиталы в экономику Эстонии, можно назвать Лентрансгаз, Газпром, Самарский авиационный завод. По западной классификации, Эстония занимает 18 место в мире по степени экономической свободы, а по степени инвестиционной привлекательности в Центрально-Восточной Европе занимает второе место после Венгрии. Эстония имеет наиболее ощутимые успехи в развитии экономики по сравнению с другими странами Балтии и государствами СНГ, она раньше других стран вышла из экономического кризиса. МВФ в качестве условия предоставления кредитов выдвинул требование, чтобы бюджетный дефицит в стране не превышал 4%. Уже с 1995 г. показатель бюджетного дефицита в Эстонии ниже этой величины. [3; c.488-489]

4.2 Сотрудничество с Республикой Беларусь

Занимая важное геополитическое и геостратегическое положение в центральной части Европы, Республика Беларусь потенциально может исполнять роль моста между Востоком и Западом, Севером и Югом региона. Через территорию Беларуси транзитом проходят поставки энергоресурсов из Азии в Европу. Это перекресток важнейших торговых путей Центрально-Восточной Европы. Во многом поэтому необходимо чтобы внешнеполитические приоритеты включали в себя поддержание и развитие дружественных отношений с соседними государствами.

В целом заинтересованность Беларуси в сотрудничестве со странами Балтии, в особенности с Латвией и Литвой, обусловлена не только торгово-экономическими, но и рядом других объективных факторов. Среди них можно назвать следующие:

географический фактор определяет близость стран Балтии и общие границы Беларуси с Латвией и Литвой; страны Балтии также представляют для Республики Беларусь большой интерес в качестве транзитных партнеров;

политический фактор обусловлен тем, что для белорусского государства крайне важны сохранение и укрепление добрососедских отношений с балтийскими республиками, а также их возможная поддержка на международной арене;

экономический фактор связан с тем, что Беларусь и страны Балтии являются естественными торгово-экономическими партнерами;

национально-культурный фактор определяется историческим прошлым, тесными культурными связями между Беларусью и странами Балтии, а также заинтересованностью Беларуси в поддержке белорусских национальных меньшинств, проживающих на территории балтийских республик;

экологический фактор обусловлен тем, что Беларусь заинтересована в сотрудничестве со странами Балтии в области окружающей среды, особое внимание уделяется зоне Браславских озер, бассейнам рек Неман, Вилия, Западная Двина.

С 1996 г. начинается второй период в развитии отношений Беларуси со странами Балтии, который длится до сегодняшнего дня. В данный период наблюдается уменьшение контактов в политической сфере, что выражается, прежде всего, в снижении уровня и интенсивности связей между высшим политическим руководством. Со стороны балтийских государств были фактически прекращены отношения с Национальным собранием Республики Беларусь, что связано с непризнанием этой структуры со стороны ОБСЕ, ЕС и Совета Европы и сокращением связей белорусской республики с этими организациями. Не способствуют развитию белорусско-балтийских отношений и разные внешнеполитические курсы. В среде белорусских политологов высказываются опасения, что в результате вступления стран Балтии в ЕС их рынок стал практически закрыт для Беларуси, что может негативно повлиять на развитие сотрудничества во всех сферах.

Торгово-экономические связи Беларуси с Латвией, Литвой и Эстонией находятся на более высоком уровне, чем сотрудничество в политической сфере. Тем не менее, Республика Беларусь заинтересована не только в развитии торгово-экономических отношений и социально-культурных связей со странами Балтии, но и в развитии политических контактов, в возможной поддержке балтийских республик на международной арене и взаимодействии на многосторонней основе.

Место и роль Беларуси во внешней политике стран Балтии.

Внешнеполитические приоритеты Латвии, Литвы и Эстонии направлены на: 1)полную интеграцию в европейские и североатлантические политические, экономические и военно-политические структуры, прежде всего в ЕС и НАТО; 2)обеспечение и развитие конструктивных отношений с соседними странами; 3)позитивное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми дружественными странами; 4)развитие регионального сотрудничества. Членство в западноевропейских структурах рассматривается Латвией, Литвой и Эстонией как гарантия безопасности и стабильности этих государств, что позволило бы избавиться от зависимости от России, минимизировать ее влияние в регионе.

Беларусь занимает во внешней политике Латвии и Литвы особое место. Стабильность и демократическое развитие в Беларуси принципиально важны для балтийских государств. В политической области страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Ее суть заключается в том, что в Беларуси должны пройти внутренние демократические преобразования, такие, как расширение полномочий парламента, улучшение ситуации с правами человека, создание института омбудсмена и отмена смертной казни. В рамках этой общей позиции "белорусская" политика отдельных стран Балтии несколько отличается.

· Политика Латвии заключается в перемещении основного потенциала двусторонних отношений в плоскость торгово-экономического сотрудничества. Латвийская Республика избегает официальных политических контактов с Минском. Двусторонние белорусско-латвийские отношения характеризуются слабыми межпарламентскими связями, немногочисленными официальными контактами, отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтральны, чему во многом способствуют экономические интересы.

· Наиболее концептуально разработана в отношении Беларуси политика Литвы. Это государство стремится играть роль посредника между Беларусью и европейскими структурами, что может позитивно отразиться на ее международном имидже. Литва при помощи политических заявлений и четко очерченной позиции в отношении внутриполитической ситуации в Беларуси пытается влиять на политику официального Минска.

· Между Беларусью и Эстонией наблюдается отсутствие политических контактов, встреч на высшем отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтральны, чему во многом способствуют экономические интересы.

Таким образом, проведение демократических преобразований в Беларуси, на котором настаивают Евросоюз, ОБСЕ и Совет Европы, способствовало бы расширению политического сотрудничества между странами Балтии и Республикой Беларусь. В балтийских государствах прочно утвердилась идея прагматического подхода к двусторонним отношениям со странами СНГ, прежде всего с Россией и Беларусью. Именно торгово-экономические связи являются надежной основой для развития добрососедских отношений. Транзит является одним из приоритетных направлений экономик стран Балтии. Для Латвии и Литвы, владеющих такими крупными портами на Балтике, как Вентспилский и Клайпедский, Беларусь является важным партнером в области транзита. В свою очередь, через территорию Беларуси проходят транзитные грузы стран Балтии в СНГ и страны Азии.

Можно констатировать, что отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского государства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров. В условиях некоторой изолированности и ограниченности политических контактов Беларуси с государствами Западной и Центральной Европы расширение сотрудничества с соседними, помимо России, государствами представляется необходимым для белорусского государства. Активизация "балтийского" вектора внешней политики Беларуси представляется важной по следующим причинам:

· возможность расширения рынков сбыта белорусской продукции;

· уменьшение чрезмерной зависимости Беларуси от влияния России;

· создание климата сотрудничества и доверия в субрегионе и на региональном уровне, укрепление европейской безопасности в целом

· активизация балтийского вектора белорусской внешней политики способствовало бы нормализации отношений с Западноевропейскими государствами и США. [8; c.55-60]

4.3 Диспропорции в социально-экономическом развитии стран, входящих в регион

Внутренние различия Латвии

1) Центральная Латвия (Земгале). Экономическое значение Центральной Латвии определяется прежде всего расположением в ней столицы страны-Риги. На долю которой в настоящее время приходится почти половина промышленного производства Латвии. Основными отраслями промышленности стали машиностроение, текстильная и пищевая. Особое место в Центральном районе занимает город-курорт Юрмала.

2) Курземе. Спецификой Курземе является то, что на его территории находятся два морских незамерзающих порта -- Вентспилс и Лиепая.

3) Видземе выделяется как основной сельскохозяйственный район страны. Природные условия здесь наиболее благоприятны для развития молочного животноводства. Промышленность связана с переработкой сельскохозяйственного сырья.

4) Латгалия (Латгале). Главный город Латгалии, второй по численности населения в стране -- Даугавпилс. Основные промышленные предприятия Даугавпилса специализируются на производстве электроинструментов, ремонте тепловозов и вагонов, выпуске искусственного и льняного волокна.

Внутренние различия Литвы

1) Восточный район. Промышленному развитию района благоприятствовали нахождение в нем столицы страны г. Вильнюс, а также хорошо развитая транспортная сеть, обеспеченность сельскохозяйственными, лесными ресурсами, минерально-строительными материалами. В сельском хозяйстве района отраслями специализации являются производство зерновых и зернобобовых культур, а также картофеля. Вильнюс - крупнейший промышленный центр страны. Ведущие отрасли промышленности -- приборостроение, станкостроение, производство электротехнических изделий.

2) Южный район. Южная Литва всегда занимает важное место в хозяйстве страны, давая почти треть производимой в ней промышленной продукции. Главные отрасли ее промышленности -- машиностроение, химическая, легкая, пищевая.

3) Северная Литва -- основной сельскохозяйственный район страны. В структуре посевов здесь преобладают зерновые, особенно озимая пшеница. Из технических культур наиболее важны сахарная свекла и лен.

4) Западный район. Хозяйственный и культурный центр Западной Литвы -- г. Клайпеда. В Клайпеде была создана первая в стране свободная экономическая зона. Базой для СЭЗ послужил экспортный порт с нефтяным терминалом.

Внутренние различия Эстонии

1) Северо-Западный район, включающий в себя Таллин и прилегающие к нему территории, занимает самое главное место в хозяйстве страны. Таллин -- столица, крупнейший промышленный центр и морской порт Эстонии.

2) Северо-Восточный район -- это, прежде всего, эстонский сланцевый бассейн. Район располагает большей частью стратегически важной для Эстонии промышленности.

3) Юго-Восточный район Эстонии разнообразен в природном отношении. Северо-восточная часть района выделяется хорошо развитым сельским хозяйством.

4) Юго-Западный район обладает значительными (в масштабах Эстонии) природными ресурсами -- торфом, строительным лесом, рыбой. Самый крупный город района -- Пярну (крупный курортный центр).

5) Западный район. Основное богатство района -- рыба. Ее переработка -- важнейшая отрасль здешней промышленности.

4.5 Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона

Одним из результатов политического и экономического реструктурирования в странах Балтии в течение 1990-ых, была интенсификация социальной стратификации. В настоящее время литовское общество глубоко дифференцировано по уровням доходов, разрыв достигает 12--14 раз. Даже по официальным оценкам, на грани нищеты находится 18% населения. Риск бедности в Латвии заметно выше, чем в среднем в Европейском Союзе, об этом свидетельствуют данные проведенного в 2005 году исследования: 19% домохозяйств в Латвии находятся на грани нищеты, то есть каждая пятая семья в Латвии за чертой бедности. По исследованиям Всемирного банка, в настоящее время за чертой бедности проживает 9% населения Эстонии. [24]

Всемирный банк сравнил уровень жизни в сегодняшней Латвийской Республике и в Латвийской Советской Социалистической Республике первой половины 1980-х. Выяснилось, что за последние 25 лет по объему экономики Латвия на фоне 130 стран мира опустилась на 9 позиций. В 1980--1984 годах среди 130 стран мира ЛССР по объему экономики занимала 75-е место, а к 2001--2005 годам скатилась на 8 позиций вниз -- до 83-го места. При этом соседние Литва и Эстония за четверть века практически не утратили позиций в мировой экономической табели о рангах. Таким образом, данные, приведенные Всемирным банком по Эстонии и особенно Литве, ясно демонстрируют, что в соседних странах трансформация от советской к рыночной экономике прошла значительно успешнее, нежели в Латвии. В настоящее время латвийская экономика развивается достаточно бурно в 2006 году ВВП Латвии вырос на 11,9%, свидетельствуют данные Центрального статистического управления. Наибольшее влияние на рост оказали торговля и коммерческие услуги. Торговля, на которую приходится 20,9% в структуре ВВП Латвии, за год выросла на 17,4%, коммерческие услуги -- на 17,6%, транспорт и связь -- на 9,3%, обрабатывающая промышленность -- на 6,2%, строительство -- на 13,6%. [24]

Согласно уровню Европейского рейтинга конкурентоспособности (ЕРК), который составляется британской исследовательской организацией Robert Huggins Associates, Латвия занимает последнее место среди 25 стран ЕС. Она является 113-й среди из 118 регионов Евросоюза. Как на фоне ЕС, так и на фоне евроновичков, Латвия выглядит государством с очень низкой конкурентоспособностью. По этому параметру страна, в 4,6 раза отстает от Брюсселя (1-е место) и ровно в 4 раза от Праги (7-е), и даже уступает соседним Эстонии (109-е) и Литве (110-е). Экономические преобразования, проводимые в Прибалтийских государствах, вызвали существенные изменения социально-экономического положения ее населения, прежде всего рост безработицы. На 1 января 2000 г. уровень занятости в Эстонии составил 55,1%, уровень безработицы 13,7%. В Литве безработица достигла 11,3%, в Латвии-8,5%. [24]

В настоящее время остро встала проблема пополнения кадров с высшим образованием и реформирования науки. Процесс сокращения численности ученых, проходящий в странах Балтии в последние 10 лет, в меньшей степени затронул Литву, где она уменьшилась на 30% (в Латвии -- на 70, в Эстонии -- на 50%). В эстонском правительстве есть точка зрения о том, что маленькая страна не должна иметь свою Академию наук, вкладывать средства в организацию научных исследований. Для более активного привлечения молодежи в науку все наиболее крупные академические институты переданы соответствующим высшим учебным заведениям. Так, Таллинский технический университет присоединил три академических института. Научные исследования на 70% финансирует государство, остальные средства поступают из коммерческих структур, международных грантов, различных фондов. Проблема школьного образования связана с принятием закона об основной школе и гимназии и о переходе с 2007 г. на эстонский язык обучения. Британская исследовательская организация Robert Huggins Associates сообщает, что Латвия занимает последнее место в ЕС по объемам финансирования высшего и профессионального образования. Одновременно с самым низким финансированием латвийское высшее и профессиональное образование выделяется феноменально высокими показателями по числу принятых в учебные заведения студентов. Впрочем, это характерно для многих стран-евроновичков, и в Robert Huggins Associates замечают: сочетание данных факторов говорит о том, что качество образования в этих странах пока не отвечает западноевропейским стандартам. [24]

Можно отметить наличие структурной безработицы, выражающейся в нехватке высококвалифицированной рабочей силы. Все годы после провозглашения независимости в странах последовательно проводится курс на ассимиляцию русскоязычного населения, идет процесс вытеснения русского языка как языка межнационального общения и ликвидации образования на русском языке. Что в конце концов вызвало отток квалифицированной рабочей силы, ощутимее всего этот процесс затронул Эстонию. Повышенное внимание общественности и политиков к трудовым ресурсам понятно. Экономика Эстонии на подъеме, при этом, после вступления в ЕС и открытия границ в стране произошел большой отток квалифицированных специалистов в "старые" страны Евросоюза. И официальная безработица снизилась до уровня примерно 1,7%, что на деле позволяет говорить об ее отсутствии. Ко всему этому необходимо добавить программу России по поддержке добровольного переселения соотечественников. И как бы эстонские политики не говорили о том, что данная программа не окажет никакого влияния на Эстонию, страх все-таки присутствует. При этом все государственные и частные лица, ратующие за приток трудовых ресурсов в страну, забывают или не хотят публично вспоминать проблеме эстонского языка.

После обретения независимости существенно изменились характер и направления внешнеэкономических связей стран Балтии. Важное место во внешнеторговом обороте заняло оказание услуг (банковских, транспортных, рекреационных и др.) Важными внешнеторговыми партнерами государств Балтии традиционно являются Россия, Беларусь и Украина. Значительно возрастает роль государств Северной и Западной Европы. Значительных масштабов достигли зарубежные инвестиции в экономику стран Балтии. Среди крупнейших инвесторов - Великобритания, Германия, США. В политической области страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского государства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров. Экономические преобразования в странах Балтии привели к усугублению таких проблем как рост безработицы, проблема бедности, межэтнические проблемы, нехватка квалифицированных специалистов.

Заключение

Балтийский регион не обладает большими запасами минерально-сырьевых ресурсов. Промышленное значение имеют запасы горючих сланцев в Эстонии. Добывается сырьё для промышленности строительных материалов, а также торф. Специфика геополитического положения региона заключается в его расположении на стыке зон экономических и военно-политических интересов стран Запада (ЕС, НАТО) и России. Современная демографическая ситуация в государствах Балтии характеризуется как неблагоприятная: отрицательный естественный прирост, а также миграционный отток населения. Все три государства являются высоко урбанизированными. Удельный вес городского населения приближается к 70%. В национальном составе населения всех трёх государств преобладают титульные этносы. Социально-правовое положение русскоязычного населения (русских, украинцев, белорусов) является одной из острых проблем межэтнических и межгосударственных отношений. Литва, Латвия, Эстония - государства с экономиками постиндустриального типа. В секторе услуг каждой из трёх стран в настоящее время занято до 60% экономически активного населения. Энергетическое хозяйство Эстонии основано на использовании в качестве топлива горючих сланцев, а у Литвы и Латвии базируется преимущественно на привозном топливе. В машиностроении развивается преимущественно неметаллоёмкое машиностроение с участием иностранного капитала. Легкая промышленность стран Балтии выпускает разнообразную продукцию, зависит от импортных поставок сырья (хлопок). В пищевой промышленности главной проблемой остаётся низкая конкурентоспособность продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Транспортная система стран Балтии имеет ярко выраженный транзитный характер, обладает развитой инфраструктурой играет важную роль в экономике.

После обретения независимости существенно изменились характер и направления внешнеэкономических связей стран Балтии. Важное место во внешнеторговом обороте заняло оказание услуг (банковских, транспортных, рекреационных и др.). Важными внешнеторговыми партнерами государств Балтии традиционно являются Россия, Беларусь и Украина. Значительно возрастает роль государств Северной и Западной Европы. Значительных масштабов достигли зарубежные инвестиции в экономику стран Балтии. Среди крупнейших инвесторов - Великобритания, Германия, США. В политической области страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского государства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров. Однако экономические преобразования в странах Балтии привели к усугублению таких проблем как рост безработицы, бедность, межэтнические противоречия, нехватка квалифицированных специалистов.

В настоящее время Прибалтийские государства отличают политическая стабильность, благоприятные условия для бизнеса, дешевизна рабочей силы и близость к емким рынкам сбыта богатых стран.

Список использованных источников

1) Бунакова Т.М. Экономическая география СНГ и стран Балтии / Т.М. Бунакова, И.А. Родионова. М., 1996.

2) Голубчик, М.М. Экономическая и социальная география: учебник / М.М. Голубчик. М., 2005.

3) Ратанова М. П. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: пособие для вузов / под ред. М.П. Ратановой. - М., 2004.

4) Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / под ред. С.Б. Лаврова, Н.В. Каледина. М., 2002.

5) Стреха Н.А. География для поступающих в вузы: страны мира/ Н.Л. Стреха- 2-е изд.- Мн.: Аверсэв, 2005.

6) Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах» 2006г Минстат РБ. Минск, 2006

7) Лицкевич О.С. «Балтийская динамика»/ О.С. Лицкевич // Белорусский экономический журнал 2000, № 3,с.144-147.

8) Халиманович Н. «Общая характеристика двусторонних отношений Беларуси со странами Балтии (1990-2002)» /Н. Халиманович // Международные отношения. 2002,№2 c.55-60

10) Зайцев Б. «Исследование на тему последствий расширения ЕС в Балтийском регионе»/ Б.Зайцев // Компас.2004,№12 c. 52-55.

11) Карнитис Э. «Стратегия развития народного хозяйства Латвии» / Э. Карнитис // Белорусский экономический журнал 2001,№ 4. c. 13-19.

12) Симиндей В. «Латвийский узел» Балтийского транзита» / В. Симиндей // Мировая экономика и международные отношения. 2001, № 4. С. 107-112.

13) Георгинова Е. «Балтийский цугцванг»/ Е. Георгинова// Евразия 2005, №6 с.51-59

14) Коседовский В. «Между западом и Россией: проблемы трансформации и развития государств центральной пограничной зоны» / В. Коседовский// Белорусский экономический журнал 2004, №4 с. 14-24.

15) Жигарас Ф., Маловикас А. «Социальные проблемы и пути их решения в Литовской Республике» / Ф.Жигарас, А. Маловикас // Белорусский экономический журнал 2005, №3 с. 115-126.

16) http://www.polpred.com/ litva

17) http://www.polpred.com/ latvia

18) https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/en.html

19) https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/lg.html

20) https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/lh.html

21) http://www.wgeo.ru/europe/est.shtml

22) http://www.wgeo.ru/europe/lva.shtml

23) http://www.wgeo.ru/europe/lia.shtml

24) http://www.ruskijdombaltii.lv/index.php?name=topics&gid=26

25) http://www.em.gov.lv/em/2nd/?lng=en&cat=51

26) http://www.latvija.lv/RU/WebLinks/Economics

27) http://www.latvija.lv/RU/WebLinks/Economics/tirdznieciba

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты