В Италии невозможно соскучиться. Красота страны, обаяние её народа, разнообразие местных культур, богатство её кухни и вин, высокое качество её дизайна и техники, слава её художников, скульпторов, писателей, музыкантов и кинематографистов, величие её памятников истории и архитектуры постоянно восхищают, чаруют и бодрят вас. Итальянский язык, повседневный и деловой, широкое использование итальянцами уменьшительных слов и прозвищ для подчеркивания дружественности и близости с окружающими дают поистине чувственное наслаждение. Во всей истории и политике Италии с времён Древнего Рима до сегодняшних дней присутствует дух интриги и даже скандала. Итальянцев больше, чем все другие европейские нации, отличает стиль. Понятие «fare bella figura», что означает «хорошо выглядеть» или «производить хорошее впечатление», является в Италии не светской модой, а социальным императивом. Некоторые люди с холодностью говорят, что Италию отличает «победа стиля над сущностью». Стиль есть составная часть сущности- это поможет объяснить причину успеха итальянского дизайна и итальянской моды во всём мире. Итальянская культура распространилась по всему миру. Итальянцы отличаются наиболее европейским образом мыслей из всех европейских наций. Он сложился, как и сама итальянская нация, в результате долговременной раздробленности страны, а некоторые древние противостояния и по ныне каждую неделю воплощаются на ее футбольных полях в течение футбольного сезона.
Италия - именно та страна, которую должен посетить каждый, кто интересуется европейской историей и культурой. В то же время здесь находятся и прославленные курорты, причём на любые вкусы - прекрасные средиземноморские пляжи, горнолыжные посёлки, тихие деревушки с домашним вином и сыром. Где бы в Италии не остановится даже в глубокой провинции, рядом непременно окажется памятник культуры, который в другой стране считался, был главной достопримечательностью, а здесь - всего лишь рядовой элемент пейзажа. Земля Италии хранит память минувших веков.
Италия - страна интриг и загадок!!!
Природные рекреационные ресурсы
Площадь Италии 301 тыс. кв. км.
Италия - типичная средиземноморская страна, расположенная в центральной части Южной Европы. Ее территория включает Паданскую низменность, обращенные к ней склоны Альпийской горной дуги, Апеннинский полуостров, крупные острова Сицилия и Сардиния и многочисленные мелкие острова (Эгадские, Липарские, Понцианские, Тосканский архипелаг и др.) на севере, в материковой части, Италия граничит с Францией, Швейцарией, Австрией и Югославией. На юге она (через Тунисский пролив) соседствует с Африкой. Апеннинский полуостров глубоко вдается в средиземное море. Берега Италии омываются морями: на западе - Лигурийским и Турренским, на юге Ионическим, на востоке Адриатическим.
Положение Италии в центре Средиземноморского бассейна, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, всегда играло важную роль в жизни страны. В ХХ в. особое значение приобретает положение Италии на пути от стран Ближнего Востока с их богатыми нефтяными месторождениями к индустриальным районам Зарубежной Европы, промышленность которых потребляет ближневосточную нефть.
С бурным развитием воздушного транспорта, особенно после 2-й мировой войны, страна оказалась на перекрестке важнейших мировых воздушных путей, соединяющих между собой страны Европы, Америки, Азии и Африки.
Географическое положение Италии чрезвычайно важно и в стратегическом отношении. НАТО считает Италию основой всей своей военной системы в Южной Европе и во всем Средиземноморье. Италия имеет форму сапога, протянувшегося вниз от средней части Южной Европы. «Носок» этого «сапога» лежит в Средиземном море, почти упираясь в Сицилию, а «каблук» с городом Бриндизи - в Ионическом. Расстояние от северной границы до «носка» по национальной сети автострад составляет около 1600 км. Самая северная точка Италии - перевал Бреннер - находится на одной широте со столицей Швейцарии Берном, а южная оконечность Сицилии - на одной широте с ливийским городом Триполи. Вся северная пограничная область окаймлена Альпами, включая зубчатые гребни Доломитовых Альп, а вдоль всего полуострова, от Генуэзского залива до Мессинского пролива протянулся Апенннийский хребет, вершины которого до начала лета покрыты снегом.
Почти 4/5 поверхности Италии занимают горы и возвышенности, и менее 1/4 ее площади приходится на Паданскую равнину и узкие прибрежные низменности.
В материковой части Италия отделена от остального континента высочайшей в Европе горной системой Альп. Выгнутая к северо-западу гигантская дуга Альп тянется с запада на восток на 1200 км. Самую высокую, западную их часть составляет древний герцинский массив, сложенный кристаллическими породами. Именно здесь находятся высочайшие вершины Альп: Монблан (4807 м), Монте-Роза (4634 м), Червина (4478 м). Вершины этих гор покрыты мощными ледниками. К югу Альпы снижаются до 1000 м над уровнем моря (Приморские Альпы). К востоку цепь гор расходится веером, и высота их снижается до 2000 м. (Карнийские Альпы).
Наряду с кристаллическими породами в центральных и, особенно в Восточных Альпах широко распространены известняки.
Горные цепи Альп перерезаны многочисленными долинами и перевалами, доступными в течение всего года. В зимней Италии у горнолыжников отличные возможности : можно кататься месяц и ни разу не повторить спуск. Червиния самый высокий Итальянский курорт. Редко где ещё в Европе удастся подняться на подъёмнике над облаками, затем проехать через них, выехать и кататься уже под ними Зима здесь очень солнечная, снег лежит с декабря по конец мая. Трентино, Венето, Валь - ди - Фьемме, Андало - Паганелла - всё это небольшие курорты, идельные места для занятий зимними видами спорта. Итальянские зимние горнолыжные курорты, удовлетворят запросы самых изысканных, выссокотребуемых к комфорту и развлечениям, людей разных социальных сословий. Для всех найдется местечко, казавшееся раем зимой.
По перевалам проходят автомобильные и железные дороги, в некоторых местах горы пронизаны тоннелями.
Естественные ресурсы Альп давно и всесторонне используются человеком. Достаточно вспомнить хотя бы о больших запасах энергии, содержащихся в альпийских реках, о добыче строительных материалов. В живописных альпийских долинах с их благодатным климатом издавна селился человек, и сейчас там много городов (Аоста, Сондрио, Больцано и др.)
На юго-западе Альпы переходят в Апеннинские горы, которые, окаймляя Лигурийский залив, тянутся дальше через весь Апеннинский полуостров. Апеннины - одни из самых молодых гор на земле. По своей протяженности (1500км) они превышают Альпы, но намного уступают им по высоте. Их самая высокая точка - гора Корно достигает лишь 2914 м над уровнем моря. Вершины Апеннин не доходят до снеговой границы и лишены вечных снегов, лишь на восточных склонах Монте-Корно единственный в Апеннинах ледник спускается до высоты 2690 м.
Апеннины очень разнообразны по своему геологическому строению и рельефу. Горы в Тоскана, центральных Апеннинах, Кампании и Бразиликате сложены конгломератами, песчаниками и известняками, а также глинистыми сланцами и мраморами. Южнее в Калабрии они сложены древними изверженными и метаморфическими породами. Эти же породы характерны и для гор Сицилии и Сардинии.
В связи с широким распространением известняков в Италии во многих районах - в Восточных Альпах, Северных и Центральных Апеннинах, на плато Мурдже и Гаргано, в Сицилии, Сардинии встречаются все формы поверхностного и закрытого карста: воронки, колодцы, карровые поля, гроты пещеры. В Альпах находится одна из самых глубоких пещер мира - Антрио-дель-Коркья (805 м). Всего в Италии насчитывается около 70 крупных пещер и несколько сотен гротов. Во всем мире известен Голубой грот на берегу острова Капри. Издавна пещеры и гроты служили в Италии местами поселений, храмов, погребений. В наше время они привлекают внимание многочисленных туристов. Некоторые пещеры благодаря постоянной влажности воздуха, наличию минеральных источников, паров, грязей имеют лечебное значение. В то же время карстовые явления наносят большой вред хозяйству, иссушая и обедняя почвы, мешая строительству зданий и дорог.
Характерная черта геологического строения Италии - широкое распространение вулканических пород. Здесь находятся вулканы разных типов и в разной стадии развития. Есть потухшие, а так же действующие - Этна, Везувий и Стромболи. Везувий (2181 м) составляет самую выразительную деталь неповторимого неаполитанского пейзажа; последнее, сильное извержение здесь произошло в 1944году. Самый активный вулкан в Италии, крупнейший в стране и в Европе - Этна (3340 м) на востоке Сицилии, который в последние годы извергается примерно раз в 3 - 5 лет; наиболее сильное извержение зафиксировано в 1669. Вулкан Стромболи (926 м) находится севернее Сицилии на Липарских островах в Тирренском море, и назван «маяком Средиземноморья» за частые извержения. В Италии можно наблюдать разнообразные природные явления, связанные с вулканизмом, - выбросы водяного пара под высоким давлением на острове Искья, углекислого газа в собачьем гроте близ Неаполя; горячие минеральные источники в Тоскане (Флоренция ); грязевые вулканы в Эмилианских Апеннинах.
Единственная обширная низменность Италии - Паданская равнина, занимающая большую часть бассейна реки По. Остальные, незначительные по площади низменности тянутся по побережьям. Паданская равнина постепенно снижается с запада на восток. В ее холмистой западной части расположены фруктовые сады и виноградники, а в низовьях р. По - животноводческие, зерновые и свекловодческие районы. Паданская равнина не только главная житница Италии, но и наиболее развитый в промышленном отношении район страны.
Италия - одна из немногих европейских стран, где часто бывают землетрясения. Нередко они носят там катастрофический характер. В ХХ в. в стране зарегистрировано свыше 150 землетрясений. Зона наибольшей сейсмической активности занимает Центральную и Южную Италию. Последнее сильное землетрясение произошло в ноябре 1980г. Оно охватило обширную территорию - 26 тыс. кв. км (от города Неаполя до города Потенца).
Вытянутость территории Италии с севера на юг вызывает большие климатические различия между отдельными районами - от умеренного теплого климата Паданской равнины до ярко выраженного субтропического в Сицилии, поскольку Италия простирается на 10 градусов широты.
Собственно средиземноморским можно назвать лишь климат полуостровной и островной Италии. Климат Паданской равнины с таким же жарким летом, как и на Апеннинском полуострове, но с холодной и туманной зимой можно считать переходным от субтропического к умеренному. Здесь влиянию теплого Лигурийского моря препятствуют Приморские Альпы и Апеннины, в то же время сюда свободно проникает более холодный воздух с Адриатики. Средняя температура января на Паданской равнине - около 0, а июля - +23-24. Осенью здесь активно образуются циклоны. Зимой всегда выпадает снег, нередко бывают морозы до 10. Из 600 - 1000 мм годовых осадков половина приходится на весну и лето. Нередки в Северной Италии сильные, даже катастрофические ливни. Летние дожди часто сопровождаются грозами и градом.
Климат Альп изменяется с высотой от умеренно теплого до холодного. В горах снег держится несколько месяцев, а на вершинах гор никогда не тает.
Больше всего осадков получают склоны Карнийских Альп - 3000 мм. В остальных Альпийских районах выпадает ежегодно в среднем 1000 мм.
Средиземноморский климат отчетливо выражен на юге Апеннинского полуострова и на островах. Лето здесь сухое и жаркое (средняя температура июля - +26), зима мягкая, теплая (средняя температура января - +8-10). В северных и центральных частях Апеннинского полуострова средние температуры иные - +24 в июле и +1,4-4 в январе. Снег на Апеннинском полуострове выпадает очень редко. С марта по октябрь на юге Италии дует сирокко - сухой и жаркий ветер из Африки, приносящий повышение температуры до +30-35 и красноватую пыль.
Средиземноморский режим осадков (максимум - зимой, минимум - летом) характерен для всей полуостровной и островной Италии.
В Апулии расположено самое засушливое место в Италии, где выпадает всего 197 мм в год.
В верхней части Апеннинских гор климат холодный, а в замкнутых межгорных долинах - резко континентальный.
Приморские районы Италии, особенно Лигурийская Ривьера, побережья Ионического моря, островов Сицилия и Сардиния, отличаются особой мягкостью климата. Здесь разница между средними температурами самого холодного месяца (января) и самого жаркого (июля) примерно 15. Поэтому по побережьям Италии, особенно на Лигурийской Ривьере, цепочкой тянутся известные климатические курорты.
Лучшее время для поездок в Италию - весна, начало лета и осень, хотя на Пасхальной неделе центры итальянских городов переполнены туристами, а в апреле и мае забиты экскурсионными группами итальянских школьников. Сентябрь и начало октября, когда цены в отелях и на авиабилеты снижаются, часто особенно красивы благодаря солнечным дням во время сбора винограда. Зима это лучшее время для любителей оперы, а также для хождения по магазинам в Милане, Риме или Винеции, когда в них меньше покупателей. Но на юге еще до конца февраля сады покрываются розовыми цветами миндаля.
На сравнительно небольшой, узкой и гористой территории Италии нет пространства для развития длинных и полноводных рек. Итальянские реки большей частью коротки, это скорее горные потоки, стекающие прямо в море или образующие сравнительно небольшие речные системы. Только в северной Италии есть развитая сеть рек, которые круглый год питаются ледниковыми талыми водами и обильными осадками. Ось северо-итальянской речной сети самая крупная и полноводная река Италии - По длиной 670 км при ширине от 100 до 800 и более метров. Площадь ее бассейна занимает около 1/4 территории страны. Начинаясь на западе, в Альпах, По течет на восток через всю Паданскую равнину и впадает в Адриатическое море. Местами, в низовьях русло По лежит выше окружающей равнины. Это потребовало сооружения многочисленных дамб для защиты от наводнений, которые здесь не редкость. По с притоками и каналами образует крупную судоходную систему.
Левые притоки По стекают с Альп, а правые - с Апеннин. Левые притоки питаются преимущественно талыми ледниковыми водами летом. Апеннинские притоки По - небольшие бурные горные реки наиболее полноводные весной, когда тает снег и идут обильные дожди, и дождливой осенью.
Остальные реки материковой части Италии, не входящие в систему По, наиболее полноводны в июне, в результате таяния зимнего снега и выпадения летних дождей.
Самая крупная река Апеннинского полуострова - Тибр, длина которого достигает 405 км, а ширина всего 150 м. От Рима до устья Тибр судоходен.
Через систему озер, притоков и каналов Тибр связан с другой значительной рекой полуострова - Арно. И Тибр, и особенно Арно печально знамениты своими разрушительными наводнениями. Огромные убытки хозяйству и памятникам культуры причинило, например, наводнение во Флоренции в 1966г.
Крупные реки Апеннинского полуострова средиземноморского типа, т.е. они полноводны осенью и зимой и мелеют летом. Многочисленные мелкие реки летом совсем пересыхают, а осенью и зимой превращаются в бурные потоки.
Итальянские реки давно используются человеком для производства электроэнергии, снабжения водой населенных пунктов и промышленных предприятий, а также в небольших размерах - для судоходства. Более 60 % общих запасов гидроэнергоресурсов Италии сосредоточенно в Альпах. Практически все эти ресурсы уже используются имеющимися ГЭС.
Термальные курорты неотьемлимая часть водных ресурсов. Термы в области Венето - Абано Терме и Монтегротто Терме, образующие единый комплекс, известны своими теплыми источниками, содержащими хлористый натрий, бром и йод и выходящеми на поверхность с температурой +87 градусов. Это современные курорты состоящие из сотни отелей, каждый из которых имеет свой термальный басен, сад или парк, где можно прекрасно отдохнуть и одновременно произвести оздоровительные процедуры. Абано и Монтегротто прекрасно расположены по отношению к историческим центрам Италии, недалеко и до озера Гарда. Монтекатини Терме, небольшой тосканский курортный городок с многочисленными термальными источниками, находится на полпути между Флоренцией и Пизой. Лечебницы здесь имеют свой эстетический центр, где применяются новые методы в области ухода за лицом, кожей и телом. В Монтекатини уютные добротные отели с парками, бассейнами, центрами красоты, множеством развличений и разнообразной экскурсионной программой. Кьянчано Терме расположен в регионе Тоскана всего в полутора часах езды от Рима. Этот курорт прославился благодаря своим минеральным источникам, обладающим целебной силой. Мягкий климат и свежий воздух также способствует релаксации и оздоровлению организма. Кьянчано Терме обладает сетью современных отелей, предлагающих своим гостям курортное лечение в сочетании с отдыхом.
Большая часть озер Италии находится в предгорьях и горных районах Альп и на Адриатическом побережье. Это обширные, площадью до 370 кв. км, водоемы ледникового происхождения с глубинами более 400 м. Озерные котловины имеют мягкий и здоровый климат. Берега Альпийских озер славятся курортами мирового значения.
Адриатическое побережье Италии - всемирно знаменитое курортное место, которое славится своим мягким климатом, живописными пейзажами, превосходными песчаными пляжами и развитой инфроструктурой.
Озера близ Адриатического побережья - это перегороженные песчаными косами бывшие лагуны. Они мелки, вода в них соленая.
Озера центральной Италии - Больсена, Вико, Альбано, Неми, Браччано образовались в результате заполнения водой кратеров некоторых потухших вулканов.
Еще более разнообразна растительность Италии. Однако густая заселенность, многовековая человеческая деятельность привели к тому, что в стране всюду, за исключением высокогорья, преобладают культурные ландшафты. Леса занимаю лишь 20 % территории, главным образом в горах и на холмах, равнины же практически безлесны.
Довольно монотонный пейзаж густозаселенной и почти целиком возделанной Паданской равнины кое-где оживляют дубовые, реже - березовые или сосновые рощи. Аллеи тополей, ив, белых акаций окаймляют дороги, берега каналов и рек.
По прибрежным низменностям Апеннинского полуострова и островов широкой полосой тянутся вечнозеленые деревья и кустарники. Из дикорастущих видов здесь выделяются вечнозеленые каменные и пробковые дубы, пинии и альпийские сосны, мастиковые деревья, пальмы, кактусы, агавы. Однако преобладают здесь культурные виды, прежде всего субтропические - цитрусовые, оливы миндаль, гранат, инжир, рощи пробкового дуба, насаженные человеком.
В горах Италии ярко проявляется высотная поясность.
Поскольку Альпы и Апеннины расположены в разных природных зонах, пояс субтропической растительности характерен лишь для подножий Апеннин. На высоте 500-800 м над уровнем моря в Апеннинах субтропическая растительность сменяется широколиственными лесами. В Альпах же они представляют собой нижний растительный пояс. Это преимущественно дубовые леса, с примесью каштана, граба, ясеня, бука. Из культурных растений в этом поясе распространены фруктовые деревья, виноградники, встречаются посевы ржи, овса, картофеля. Выше начинается пояс смешанных хвойно-буковых лесов. Нижняя граница их в Альпах - 900 м, а в Апеннинах - 2000 м. Весной и осенью среди буковых рощ пасутся стада, летом их отгоняют еще выше.
На высоте около 1500м в Альпах и 2000м в Южных Апеннинах и на Сицилии начинается самый высокий лесной пояс - хвойные леса, состоящие из различных видов сосны, европейских видов елей, пихты.
Выше хвойных лесов начинаются субальпийские высокотравные луга.
Они сменяются альпийскими лугами. Особенно славятся богатыми и сочными горными лугами Альпы. Горные луга используются как летние пастбища. Выше горных лугов до самых вершин или ледников склоны покрыты мхами и лишайниками. В Апеннинах чаще, чем в Альпах, попадаются обнаженные склоны результат вырубки леса, эрозии и оползней.
В связи с истреблением лесов, увеличением плотности населения и площади обрабатываемых земель в Италии мало сохранилось диких животных. Лишь в труднодоступных районах Альп и Апеннин, преимущественно в заповедниках, встречаются медведи, волки, серны, косули, на острове Сардиния - муфлон, лань, дикий лесной кот. Широко распространены кабаны. В Альпах много лисиц. Гораздо лучше сохранились мелкие хищники и грызуны (ласки, куницы, сурки, белки), а также зайцы. Повсеместно распространены ежи и летучие мыши. Богат мир пресмыкающихся и птиц. Италия изобилует ящерицами, змеями, черепахами. Фауна птиц насчитывает около 400 видов. В горах встречаются ястреб-тетеревятник, гриф, беркут, в высокогорьях Альп - глухарь, рябчик, белая куропатка, стриж. На равнинах, по берегам озер, много гусей и уток. Из морских рыб важное промысловое значение имеют кефаль, треска, сардины, тунец, камбала, а из речных - карп, форель, угорь.
Для охраны флоры и фауны в Италии создано четыре национальных парка: Гран-Парадизо, Стельвио, Чирчео, Абруцио. Это лишь небольшие островки дикой природы общей площадью около 2 тыс. кв. км. Гран-Парадизо и Стельвио созданы в Альпах для охраны высокогорной флоры и фауны. Абруцио образован в тех же целях в наиболее высокой части Апеннин. Чирчео создан на побережье для охраны на только лесов, но и своеобразных береговых форм - гротов, обрывов и п.т. Создаются защитные области по охране почв от эрозии. Однако все эти меры далеко не достаточны для сохранения итальянской природы от быстрого и неуклонного изменения ее деятельностью человека.
Отсутствие правильной организации охраны природы приводит к дальнейшему истреблению лесов, нерациональному использованию земель под строительство, сокращению площадей национальных парков, уничтожению лесной фауны. В результате обезлюдения горных сел на брошенных землях, расположенных большей частью на крутых склонах, усиливается эрозия почв, опасность оползней и наводнений.
Очень заметно загрязнение внутренних и морских вод. Многие реки уже стало опасно использовать для водоснабжения городов. Промышленные отходы многочисленных прибрежных предприятий загрязняют Средиземное море, наносят ущерб прибрежной фауне и флоре. Так, сброс сточных вод в лагуну близ города Кальяри на острове Сардиния подвергает опасности фламинго и других редких птиц, останавливающихся здесь во время сезонных миграций. Безудержный рост приморских туристских центров привел к тому, что около половины итальянских берегов можно теперь считать разрушенными или, во всяком случае, потерянными для рационального развития туризма.
В угрожающем состоянии находится среда обитания в крупных промышленных городах. Итальянские города стоят на одном из последних мест в мире по озеленению. Развитие промышленности и автомобильного транспорта привело к загрязнению воздуха, которое в центрах химической промышленности превышает все допустимые нормы.
В целом в Италии с каждым годом все более обостряются проблемы защиты окружающей среды, на решение их не выделяется достаточно денежных средств. Положение дел осложняется бесконтрольной деятельностью частных предпринимателей.
Антропогенные (культурно исторические) памятники
Италия сыграла важную роль в формировании истории и культуры стран Западной Европы. Две тысячи лет назад эта страна была центром Римской империи. В её подчинении находилась большая часть Западной Европы и Средиземноморского побережья. Язык римлян, латынь, лег в основу нескольких современных европейских языков - не только итальянского, но и французского, испанского, португальского и румынского. Римская архитектура, законы, литература и инженерное искусство оставили огромный след в мировой культуре.
В XV веке Италия стала центром движения, которое получила название Ренессанс. Это было время, когда учёные экспериментировали и разрабатывали новые идеи. Итальянские художники, скульпторы, архитекторы, и писатели были самыми почитаемыми людьми в Европе. Итальянские здания, возведенные в то время, украшены знаменитыми на весь мир росписями и скульптурами.
В Италии великое множество объектов, достойных внимания.
Италия знаменита своими художественными сокровищами и бесподобными пейзажами. Двумя ее величайшими поклонниками были жившие здесь английские поэты - романтики XIX века Перси Баши Шелли и Джордж Гордон Байрон. Шелли который утонул в бурю на маленьком суденышке вблизи от берегов Специи, называл Италию «раем изгнанников», а Байрон 28 апреля 1814 г писал Аннабелле Милбанк «Италия - это мой магнит». Н.В. Гоголь в одном из писем говорил «Вся Европа - для того, чтобы смотреть, а Италия - для того, чтобы жить. Вот моё мнение:кто был в Италии, тот скажет «прощай» другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю».
Интересно, что итальянцы во все времена, начиная от средневековых поэтов Боккаччо и Данте, говорили о своей стране очень по разному. Столетиями Италию изображали в виде падшей женщины или даже борделя. Многие из современных проблем Италии коренятся именно в её истории как страны множества отдельных воюющих между собой городов государств, позднее подповшей под власть других европейских держав.
Подобно многим другим городам древности, античный Рим ушел в землю. Дома и церкви строили прямо с верху, и только кое где можно было увидеть фрагменты почти целиком ушедших в землю развалин. Через тысячу с лишнем лет после падения Заподной Римской империи остатки города стали появляться на свет, извлекаемые из глубины двадцати и более метров. Со времен поздней античности новое строительство в Риме велось поверх старых зданий: термы Траяна возведены на руинах дворца Нерона - Золотого дома; термы Диоклетиана - на двух храмах и нескольких общественных и частных зданиях. Римляне не всегда разрушали фундаменты памятнеков, на которых строили, или разбирали те, что разваливались. Запрет языческих культов, закрытие языческих храмов в конце IV в, обнищание населения и набеги варваров усугубили упадок великого Рима. Жители больше не строили нового и не поддерживали старые здания в должном состоянии; статуи и предметы культа, не разграбленные варварами, растаскивались самими жителями. Форум, Палатенский дворец, Колизей превращались в общественные помойки, зарастали травой и покрывались пылью времен. В конце V в Теодорих, правитель Остгодского королевства в Италии, восстановил театр Помпея, поощрял строительство новых зданий и реставрацию терм, цирков, канализации и акведуков. Многое можно увидеть и в наше время.
20 апреля 1863 г, научные круги взволновало известие о чрезвычайно важной находке в Прима Порта. Некто Джузеппе Гальярди обнаружил глубоко в руинах статую императора Августа, прекрасно сохранившуюся. Римский Папа немедленно потребовал продать ему этот шедевр в музей Кьярамонти, где он и доси находится. Методы исследования античности развивались в XIX в, постепенно бобеждал филологический подход: критический метод применявшийся к текстам , распространялся на изучение произведений искусства и памятники, которые старались дотировать, идентифицировать, опредилять их место положение. 1850 году были закончены раскопки на Форуме, его планировка была хорошо изучена. 1845 году было определено место расположения Камиции - место народных собраний в Древнем Риме. Начиная с этого времени были предприняты и другие раскопки. На Палатине археологи нашли так называемый, Дом Ливии, остатки храма Аполлона, считавшегося в ту эпоху храмом Юпитера Победителя, а так же многочисленные остатки императорских дворцов. Археологические раскопки разыскивают до сих пор бесценные памятники нашего прошлого.
Итальянская архитектура долго сле-довала средневековым традициям, что выражалось в основном в ис-пользовании многих мотивов готики. Вместе с тем сама итальянская готи-ка на северную не походила она тя-готела к спокойным крупным фор-мам, ровному свету, горизонтальным членениям архитектуры, широким поверхностям стен Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад со-здан в XIX в). Храм отличается ши-рокими пролётами, единым свет-лым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное по-толочное перекрытие В 1296 г во Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтар-ную часть собора огромным купо-лом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период раннего Возрождения. В 1334 г по проекту Джотто было начато стро-ительство колокольни собора, так называемой кампанилы -- строй-ной прямоугольной башни с по-этажными горизонтальными члене-ниями и красивыми готическими окнами, стрельчатая арочная форма которых ещё долго сохранялась в итальянской архитектуре.
Среди наиболее известных го-родских дворцов -- палаццо делла Синьория во Флоренции. Предпола-гают, что его построил Арнольфо ди Камбио. Это тяжёлый куб с высо-кой башней, облицованный грубым камнем. На фасаде -- окна разной величины, незаметный вход распо-ложен сбоку. Здание определяет облик старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на пло-щадь. Могучий дворец служил сим-волом независимости Флоренции. Более нарядно ритмически органи-зованное палаццо Публике в Сиене (1298--1310 гг.). Его фасад выходит на площадь дель Кампо. Подобная амфитеатру, расположенному на склоне холма, площадь как нельзя лучше приспособлена для созерца-ния различных зрелищ множеством народа. Площадь дель Кампо -- пер-вый в Европе праздничный центр города, где устраивались турниры и
театральные представления. До сих пор каждый год здесь происходят конные состязания между город-скими округами. Им предшествует красочный парад участников в сред-невековых костюмах.
Раньше, чем в архитектуре и живопи-си, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основате-лем которой был Никколо Пизано (около 1220 -- между 1278 и 1284). Его творчество раз-вивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление поздне-римских и раннехристианских сар-кофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выда-ющимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальней-шее формирование. Кафедра из бело-го, розово-красного и тёмно-зелёно-го мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапе-тах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Хри-ста, между ними располагаются фи-гуры пророков и аллегорических до-бродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.
Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, -- фонтан на площади Перуджи Украшенный многочисленными рельефами и ста-туями фонтан Фонте Маджоре, окон ченный в 1278 г, стал гордостью го-рода Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду По лулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музеи во фрагментах. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.
Особое место в истории италь-янской скульптуры конца XIII -- на-чала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 -- после 1314). Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более из-вестным мастером, чем его знамени-тый отец. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прослав-ленного скульптора Микеланджело.
Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизан-ском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.
Сложные многофигурные релье-фы, украшающие кафедры в соборе Пизы и церкви Сант-Андреа в Пи-стойе, охвачены порывистым движе-нием. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Их жесты естественны, лица вырази-тельны. Особенно экспрессивны та-кие драматические сцены, как «Рас-пятие» и «Избиение младенцев».
Переплелись между собой много-численные фигуры; матери, пытаясь спасти своих детей, вступают в
схватку с солдатами; даже львы, под-держивающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от ярости.
Статуям Джованни Пизано прису-щи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках. Но его Небесные Царицы почти суровы, полны сильного внутреннего чувст-ва; их лица с резким прямым профи-лем обращены к Спасителю. Мать обменивается с Ним долгим при-стальным взглядом.
Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знамени-тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.), принадлежащий перуДжор-джо Вазари (1511--1574), итальян-ского архитектора, живописца и ис-торика искусства.
Первое жизнеописание в книге Вазари посвятил Чимабуэ (настоя-щее имя Ченни ди Пепо; около 1240 -- около 1302), которого он на-звал родоначальником нового италь-янского стиля живописи. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы. Его образам свой-ственны отвлечённость и статич-ность. Хотя Чимабуэ в творчестве следовал византийским традициям, он старался выразить в своих рабо-тах земные чувства, смягчить жёст-кость византийского канона.
Поиски нового гораздо реши-тельнее обнаружили себя в произве-дениях Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 -- около 1330), поклон-ника позднеантичной живописи. Ка-валлини жил и работал в Риме. Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере; 1291) и фресок (цер-ковь Санта-Чечилия ин Трастевере, около 1293). Живописец придавал изображениям объёмность и мате-риальную осязаемость. Достижения Каваллини пере-няЯ Джотто ди Бондоне (1266 или 1267--1337), величайший худож-ник Проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи.
Наиболее известные произве-дения Джотто -- фрески в капелледель Арена в Падуе (1304-- 1306 гг ), названной так потому, что на её мес-те когда-то находилась арена цирка. Капелла была построена в самом на-чале XIV в. падуанским банкиром Энрико Скровеньи, который заказал Джотто выполнить росписи, а Джо-ванни Пизано -- статую Мадонны с Младенцем.
Сравнительно небольшая капелла имеет форму вытянутого прямо-угольника. Тот, кто переступает её порог, останавливается в радостном изумлении: столько света и просто-ра в сравнительно небольшом поме-щении. Это впечатление возникает благодаря фрескам Джотто с их сия-ющими красками и ясностью форм. На холодновато-синем фоне выделя-ются фигуры, написанные в жёл-тых, розовых, зелёных тонах. Рос-пись посвящена жизни Богоматери и Христа. На стене у входа помещён «Страшный суд», напротив находит-ся «Благовещение».
Дуччо ди Буонинсенья (около 1255--1320), старший современ-ник Джотто и основатель сиенской школы живописи, в своем творчест-ве придерживался традиций визан-тийской иконописи Его крупней-шая работа -- огромный алтарный образ «Маэста» («Величие») Когда икону переносили из мастерской в Сиенский собор, в городе было устроено всенародное торжество В центре вытянутой горизонтальной композиции восседает на троне Мадонна с Младенцем Их окружа-ют святые и ангелы, а также отдель-ные, меньшие по размерам сцены, посвященные Богоматери и Христу Оборотная сторона доски состояла из множества небольших, полных драматизма изображений на темы Страстей Господних.
К кругу Дуччо принадлежал Си-моне Мартини (около 1284--1344), крупнейший и изысканнейший мас-тер сиенской живописи XIV в. Росписи Симоне Мартини, украша-ющие зал Маппамондо (Карты Ми-ра) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том, что, несмот-ря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его твор-ческом воображении рождались не-обычные образы.
Особенно хорошо известен ал-тарный образ «Благовещение» (1335 г.), ныне находящийся в гале-рее Уффици во Флоренции. Это цен-тральная часть алтарной картины, ка-ждая деталь которой отмечена утончённой красотой. Произведе-ние отличают богатство цвета на фоне матового золота, певучий ритм линий. Изящная Мария, коленопре-клонённый ангел, между ними пре-красная золотая ваза с белыми лили-ями, словно отлитые из золота лёгкие декоративные детали фона -- всё проникнуто тонкой поэзией.
Петрарка писал уже после кончи-ны Мартини: «Я знал двух художни-ков -- оба они талантливы и велико-
лепны: это Джотто во Флоренции, чья слава среди современников ве-лика, и Симоне из Сиены».
Заключение
Как мы увидели, Италия страна противоречий, в которой конформизм уживается с анархией, крайнее богатство с крайней бедностью, а религиознось с о скандалами. Один писатель противопоставил блестящую поверхность Италии ее «таинственной душе».
Италия страдает от безработицы, наплыва иммигрантов, загрязнения окружающей среды, роста стоимости жилья, роста преступности от социальных последствий экономических реформ.
Италия никогда не исчезала с исторической карты Европы. Паметнеки, ставшие его символами, - Колизей, Пантеон, Колона Трояна, - были свидетелями многих ключевых событий европейской истории. Со стремлением открыть «подлинную Италию» связано становление не только археологии, но и истории искусства. Свой вклад в изучение древних памятников внесли художники, скульпторы, архитекторы, и поэты, грезившие об идеальной красоте античного искусства.
Список литературы
1. Большая Ежегодник БСЭ - 1990 г.
2. Зарубежная Европа. Серия "Страны и народы". - М.: Мысль, 1983
3. Смирнова, А.А. Шибанова. По материкам и странам: книга для чтения по географии материков. - М.: Просвещение, 1981г. - статья "Разбушевавшаяся стихия".
4. Галкина Т.А., Красновская Н.А. Италия. Серия "У карты мира". - М.: Мысль,1985 г.
5. Брук. Население мира: этно-демографический справочник. - М.: Наука, 1981 г.
6. Античная Италия. Пер с французкого: И. Ионова. 2001г.