Машиностроение - это важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, которая включает в себя станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническую промышленность, а также радиоэлектронику и вычислительную технику. Эта отрасль отличается от других целым рядом особенностей, непосредственно влияющих на его географию. Главное - это наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. Сложно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. По этой причине производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро.
С/х машиностроение
Первые предприятия сельскохозяйственного и продовольственного машиностроения основаны в Украине свыше 140 лет тому назад. Первенцом отрасли является Одесский завод сельскохозяйственных машин, теперь ОАО "Одессельмаш", полностью реконструированный с применением современных технологий машиностроения, он изготовляет почти всю гамму землеобрабатывающей техники.
Современное сельскохозяйственное и продовольственное машиностроение Украины объединяет 96 предприятий, изготовляющих разнообразное оборудование для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и расположенных в таких областях:
На предприятиях отрасли работает почти 140 тыс. чел, из которых свыше 40 тыс. - высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические специалисты.
Исследованиями, разработкой и внедрением новых машин и механизмов для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности занято 22 научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждения, где работает свыше 5 тыс. научных работников и конструкторов.
Энергетическое машиностроение
Энергетика Украины базируется на использовании тепловых, атомных и гидравлических электростанций общей установленной мощностью 55 млн кВт.
Предприятия машиностроения имеют возможность удовлетворять потребности отечественной энергетики, а также увеличивать поставки энергетического оборудования на экспорт благодаря его большому экспортному потенциалу и высокому технико-экономическому уровню. За последние годы значительно сократились заказы на энергетическое оборудование для отечественных электростанций.
Следует подчеркнуть, что НПО "Турбоатом", (Харьков) - один из признанных в мире разработчиков и изготовителей мощных турбин для тепловых, атомных и гидравлических электростанций, на котором работают 5928 человек.
Первая турбина мощностью 50 МВт была изготовлена в 1935 году, через два года, для Зуевской ГРЭС была изготовлена турбина мощностью 100 МВт. А в 1940 году завод разработал и изготовил первую в СССР газовую турбину мощностью 1 тыс. МВт.
На этом предприятии изготовлено около 400 паровых и 350 гидравлических турбин, все они на уровне лучших зарубежных образцов.
Большую часть своих изделий предприятие экспортирует, 47% экспорта приходится на Россию. Однако через низкую платежеспособность энергетических предприятий Украины и России производственные мощности этого предприятия задействованы лишь на треть.
В 1998 году предусмотрено поставку энергетического оборудования АЭС "Пакш" (Венгрия), АЭС "Ловиза" (Финляндия), ГЭС "Батман (Турция), ГЭС "Тис Аббай" (Эфиопия).
Правительство Украины уделяет большое внимание развитию производства энергомашиностроительной отрасли. Постановлением Кабинета Министров Украины от 10.07.97 г. № 731 "О комплексных мерах относительно реализации Национальной энергетической программы Украины до 2010 года" предусмотрено обеспечить:
- продолжение строительства энергоблоков высокой (№ 2 Хмельницкой АЭС, № 4 Ровенской АЭС) и средней (№ 3,4 Хмельницкой АЭС) степени готовности с целью введения их в действие до 2000 года;
- выполнение первоочередных работ и реконструкции действующих АЭС для повышения безопасности их функционирования, а так же создания ядерно-топливного цикла.
Перспективной в энергетике является реализация производства малых парогазовых установок мощностью 50-70 МВт на основе оборудования отечественных производителей: газовые турбины и котлы-утилизаторы - НПО "Машпроект (Николаев), паровые турбины - ОАО "Турбоатом" (Харьков). Строительство главного проекта, который должен инвестироваться ЕБРР, будет выполнено на базе Крымской АЭС.
С целью широкого внедрения восстановительных источников энергии и более эффективного использования производственных мощностей предприятий, Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 февраля 1997 года, одобрено Комплексную программу строительства ветровых электростанций.
Обеспечение производства особенно сложных частей ветротурбин предусмотрено на базе ПО "Южный машиностроительный завод" (Днепропетровск) и ОАО "Оснастка" (Нововолынск).
Все предприятия подотрасли находятся в стадии приватизации, а ОАО "Теком" - полностью приватизировано.
Для создания и организации производства новых видов продукции мирового уровня необходимо техническое переоснащение действующих предприятий с использованием передовых достижений лучших зарубежных фирм и инвестиций.
Как пример можно привести подписанный контракт с фирмой SIMENS, по турбоустановки 320 МВт для модернизации Змиевской ТЭС. В этом проекте объединяются самые современные достижения турбостроения, выполненные фирмой SIMENS, которая должна поставить цилиндры высокого давления и оборудования управления турбогенератором, а ОАО "Турбоатом" будет поставлять цилиндры среднего и низкого давления и конденсаторы.
Нефтегазохимическое машиностроение
Ресурсная база нефтяной и газовой промышленности, положенная в основу Национальной программы "Нефть и газ Украины до 2010 года", основывается на результатах подсчета начальных потенциальных ресурсов углеводородов суши Украины. Всего на суше Украины подсчитано начальных добываемых ресурсов углеводородов в количестве 8417.8 млн т условного топлива (у.т.), из которых нефти с конденсатом 1706.2 млн т и газа - 6711.6 млрд куб. м (1 т у.т. эквивалентна 0.67 т нефти, или 830 куб. м газа, или 1.2 т угля).
Около 27% ресурсов Украины сосредоточены на значительных глубинах (5-7 км). Остаточные неразведанные ресурсы составляют 5010 млн т у.т. нефти с конденсатом 1136.5 млн т и газа 3873.5 млрд куб. м.
Украина в составе бывшего СССР изготовляла лишь 7% оборудования и инструмента для нефтегазовой промышленности, все остальное получено от предприятий России и Азербайджана.
Теперь предусмотрено полное обеспечение нефтяной и газовой промышленности современным оборудованием, а также узлами и запасными частями к нему.
Машиностроительные предприятия Украины освоили выпуск 59 наименований изделий. Среди них: вертлюг УВ-250, ротор Р-400, ключ машинный для бурильных и обсадных труб КМ-1, ключи подвесные гидравлические КПГР-10 и КПГР-12, арматура фонтанная на давление 21 и 35 Мпа, цементирующий агрегат УНБ 160х40, установка для бурения на воде "Украина-20".
Развитие нефтегазохимического машиностроения Украины позволит:
- полностью обеспечить потребности нефтяной и газовой промышленности современным отечественным оборудованием, в том числе импортозаменяемым;
- обеспечить бурение скважин глубиной до 6500 м, бурить скважины в нефтегазоносных регионах мира, повысить нефтегазоконденсатоотдачу месторождения, повысить глубину переработки нефти с 50 до 80%, строить и ремонтировать нефтегазотрубопроводы современным оборудованием, вести поисковые и эксплуатационные бурения и добычу нефти и газа на континентальном шельфе Черного и Азовского морей;
- расширить поставки продукции и развитие экспортного потенциала нефтегазопромышленного машиностроения;
- увеличить поступления в Государственный Бюджет Украины;
- повысить уровень занятости населения
Российское машиностроение - комплекс отраслей промышленности, выпускающих средства производства, транспорта, предметы потребления длительного пользования, а также оборонную продукцию. Этот комплекс включает в себя более 3300 только крупных и средних предприятий, на которых работают около 3,9 млн. человек, что составляет 34,5% трудоспособного населения, занятого в промышленности Российское машиностроение - комплекс отраслей промышленности, выпускающих средства производства, транспорта, предметы потребления длительного пользования, а также оборонную продукцию. Этот комплекс включает в себя более 3300 только крупных и средних предприятий, на которых работают около 3,9 млн. человек, что составляет 34,5% трудоспособного населения, занятого в промышленности. Официальное отнесение предприятия к машиностроению и металлообработке происходит в статистике по коду Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) через основной вид деятельности предприятия, если его код лежит в интервале от 14100 до 14891. Что касается научных и конструкторских организаций, то их формальное включение в эту отрасль зависит также от кода, под которым они зарегистрированы в органах статотчетности.
Правда, коды ОКОНХ прекращают действовать уже в ближайшее время, так как с 1 января 2003 года введен общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированный с соответствующей классификацией Европейского Союза, по которому отрасль машиностроения и металлообработки присутствует в разделе D - обрабатывающие производства, включающем подразделы:
· DJ - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
· DK - производство машин и оборудования;
· DL - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
· DM - производство транспортных средств и оборудования.
В дальнейшем, при детальных расшифровках кодов, будет выделяться примерно тот же круг предприятий, который ранее очерчивался понятием машиностроение и металлообработка. Работа эта не проста даже для специалистов, поэтому до окончательного введения классификатора ОКВЭД установлен переходный период в два года, в течение которого оба классификатора будут действовать параллельно.
Что касается рыночного подхода к понятию отрасли, то грани между различными отраслями, определявшимися ранее по принадлежности к министерствам, постепенно стираются и их анализ становится более удобным, а классификация более логичной в привязке к тем рынкам, на которые выходит их продукция. Так, предприятия машиностроительного комплекса удобно агрегировать в пять групп:
· группа так называемого инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, нефтяное, строительно-дорожное), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;
· группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности производителей и переработчиков сельхозпродукции, а также, частично, от спроса населения;
· электротехника, приборостроение, станкостроение - группа наукоемких, так называемых, комплектующих отраслей, развивающихся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение;
· автомобильная промышленность, производство которой в части легковых автомобилей, как и отраслей, выпускающих товары длительного пользования, ориентировано на конечных потребителей (домашние хозяйства), а в части грузовых автомобилей и автобусов - на потребности предприятий, фирм и местных исполнительных органов власти;
· предприятия оборонного профиля, производящие машиностроительную продукцию для нужд Министерства обороны или Рособоронэкспорта.
Что касается подъемно-транспортного машиностроения, имевшего код ОКОНХ 14150, то из-за своей многогранности при рыночном подходе оно оказывается в разных группах.
Краны или подъемное оборудование для металлургических производств может быть отнесено к инвестиционной группе, так же как портальные и башенные краны. Эскалаторы, канатные дороги, подъемники и лифты востребованы в ЖКХ, муниципальных, торговых и других предприятиях, близких к конечным потребителям. Тали и транспортеры могут приобретать домашние, фермерские хозяйства, предприятия многих других отраслей и т.д. В целом подъемно-транспортные машины и механизмы несомненно являются важной составляющей машиностроительного комплекса, всех его отраслей и подотраслей. Между собой они объединяются не столько по технологиям проектирования и производства (хотя и это имеет место), сколько по вопросам безопасности, надежности, лицензирования, страхования, сервисного обслуживания при эксплуатации и надзора. Таким образом, имеются вполне убедительные основания для создания профессионального объединения (союза или гильдии) производителей подъемно-транспортной техники, о чем было объявлено еще в 2001 году. Проект его создания поддержан Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, но из-за технических проблем не реализован до сих пор.