Рефераты

Характеристика Самарской области

p align="left">Ведущие банки

ГУ Центрального банка Российской Федерации по Самарской области 443099 г. Самара, ул. Куйбышева, 112

Начальник - Данилин Виктор Алексеевич

Тел.: 32-03-25

Самарский банк Сберегательного Банка России

г. Самара, ул. Ново-Садовая, 305

Председатель - Щуренков Виктор Васильевич

Тел.: 98-11-00

ОАО КБ "СОЛИДАРНОСТЬ"

443099, г.Самара, ул.Куйбышева, 90

Президент - Титов Алексей Константинович

Тел. 33-63-85

ОАО "ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АВТОВАЗБАНК"

445009, Самарская обл, г.Тольятти, ул.Новопромышленная, 22-а

Президент - Прокопенко Вера Владимировна

Тел. 22-15-56, 22-14-47

ОАО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ВОЛГО-КАМСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ»

443099, г.Самара, ул.Алексея Толстого, 116-в

Президент - Юдин Владимир Викторович

Тел. 32-12-01

Факс 32-12-01

ООО КБ "ВОЛГА-КРЕДИТ"

443030, г.Самара, ул.Спортивная, 3

Президент - Оганесян Григорий Дживанович

Тел. 38-04-16

ЗАО КБ "ГАЗБАНК"

443041, Г.Самара, ул.Агибалова, 70

Председатель правления - Бондаренко Александр Викторович

Тел. 41-74-47

E-mail: support@gazbank.ru , image@gazbank.ru

ООО КОММЕРЧЕСКИЙ ВОЛЖСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ БАНК

443041, Г.Самара, ул.Садовая, 175

Председатель правления - Кузин Вячеслав Александрович

Тел. 42-07-29, 42-08-05

ЗАО «НОВА БАНК»

446208, Самарская обл., г.Новокуйбышевск, ул.Дзержинского, 29

Президент - Нефедова Вера Александровна

Тел. 7-51-10, 7-42-62

ОАО ПРОМЫШЛЕННО-КОММЕРЧЕСКИЙ "ЭЛКАБАНК"

443079, Г.Самара, ул. Революционная, 111

Генеральный директор - Таран Сергей Геннадьевич

Тел. 66-09-06

ЗАО КБ "САМАРСКИЙ КРЕДИТ"

443086, г.Самара, ул.Ерошевского, 3-А

Директор - Сойфер Максим Викторович
Тел. 79-02-02, 42-34-24, 34-67-97

ЗАО КБ "ФИА-БАНК"

445904, Самарская обл., г.Тольятти, Новый проезд, 8

Председатель правления - Волошин Анатолий Парфирьевич

Тел. 34-83-61

ЗАО КБ "ЮНИТБАНК"

445026, Самарская обл., г.Тольятти, Ленинский пр., 40

Председатель правления - Кутыржина Людмила Леонидовна

Тел. 34-79-42, 37-01-00

ЗАО КБ "ТОЛЬЯТТИХИМБАНК"

445054, Самарская область, г. Тольятти, ул. Мира, 135

Председатель правления - Чмышук Валерий Владимирович

Тел. 26-76-95

Факс. 28-09-33

ОАО промышленно-коммерческий "ЭЛКАБАНК"

443079, г. Самара, ул. Революционная, 111

Генеральный директор - Таран Сергей Геннадьевич

Тел. 66-09-06

ООО "САМАРСКИЙ ИПОТЕЧНО-ЗЕМЕЛЬНЫЙ БАНК"

443087, г. Самара, пр. Кирова, 206

Председатель правления - Шакуров Ильяс Гумерович

Тел. 56-34-33, 53-56-95

ОАО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК

445703, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Комсомольская, 88

Председатель правления - Вавилин Виталий Владимирович

ОАО "ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БАНК"

443034, г. Самара, пр. Металлургов, 56

Председатель правления - Вахитов Наиль Манцурович

Тел. 54-64-22, 54-51-65

ЗАО КБ "АВТОМОБИЛЬНЫЙ БАНКИРСКИЙ ДОМ"

445930, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Спортивная, 9

Председатель правления - Зильберштейн Михаил Рудольфович

Тел. 42-02-80, 42-02-96

ОАО "ВОЛГАТРАНССТРОЙ-БАНК"

443079, г. Самара, ул. Гагарина, 11-А

Председатель правления - Ожигин Алексей Валерьевич

Тел. 38-48-18, 78-65-64

ЗАО КБ "ЮНИТБАНК"

445026, Самарская обл., г. Тольятти, Ленинский пр., 40

Председатель правления - Кутыржина Людмила Леонидовна

Тел. 34-79-42, 37-01-00

Самарская валютная межбанковская биржа (СВМБ) является уполномоченной Центральным Банком России по купле-продаже валюты и входит в число восьми бирж, на базе которых создается единая биржевая межбанковская система России. Задачей системы является обслуживание внутреннего долга России с использованием современных информационных технологий.

В целом банковский потенциал области достаточен для начала экономического роста, снятия ограничения оборотных средств, но недостаточен для удовлетворения полной инвестиционной потребности региона.

По развитию сети страховых организаций Самарская область занимает лидирующие позиции в Поволжском регионе и в России в целом. В Самарской области самая высокая в Поволжье концентрация страховых компаний - 43, в т.ч. 15 - филиалы крупных московских страховых организаций. По эффективности страховых операций самарские страховщики уступают лишь Москве и Свердловской области. Страховые компании имеют разветвленную сеть филиалов, состоящую из 101 организации. Восемь страховых компаний области входят в 50 крупнейших страховых компаний России по обязательному страхованию.

Динамика страхового рынка свидетельствует о наличии в Самарской области ситуации, соответствующей становлению цивилизованного рынка страховых услуг.

ВЕДУЩИЕ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ

«АСКО-ВАЗ» ОАО

445051, г. Тольятти, ул. Жукова, 36

Генеральный директор - Миляков Валерий Павлович

Тел.: 34-93-80

«АСКО-Мед» ОАО

443010, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 146

Президент - Пивоваров Владимир Александрович

Тел.: 33-36-39

ЗАО «Асоль»

445722, Самарская обл., г. Тольятти. ГСП. ул. Комсомольская.д.88

Генеральный директор Панин Евгений Евгеньевич

Тел.: 70-45-10, 70-45-11, 70-45-12, 70-45-13

ОАО «АСТРО-Волга»

445012, г. Тольятти, ул. Матросова-10

Президент - Антонов Игорь Германович

Тел.: 24-24-45, 41-50-52

000 «Веста»

443099, г. Самара, ул.М.Горького,77

Генеральный директор - Пименов Сергей Николаевич

Тел.: 39-86-67

ЗАО «Вита»

443077, г. Самара, ул. Свободы,180

Генеральный директор - Жуков Алексей Алексеевич

Тел.: 42-64-66

ЗАО «Возрождение»

443009. г. Самара. ул. Куйбышева, 90

Генеральный директор - Закиров Шевкет Заудатович

Тел.: 32-82-94

000 «Иивестфлот»

443099, г. Самара, ул. Горького, 119

Директор - Зорин Алексей Викторович

Тел.: 79-20-69, 79-20-84, 79-20-87

ОАО «Инкасстрах»

443017,г. Самара, ул. Карьерная,7

Генеральный директор - Бочкарев Евгений Николаевич

Тел.: 70-00-02, 42-00-83

000 «НЕГА»

г. Самара, ул. Запорожская, 19

Директор - Бобенко Галина Валерьевна

Тел.: 34-12-76

ОАО «ПК ВОЛГА»

443013, Самара, ул. Чернореченская, д.50

Генеральный директор - Раздьяконов Андрей Вадимович

Тел.: 79-84-00, 79-88-57

ОАО «РОСГОССТРАХ-Самара»

443099, г. Самара, ул. А.Толстого, д. 26

Генеральный директор - Шумаков Юрий Семенович

Тел.: 70-80-03

ЗАО «Самара-АСКО»

443099,г. Самара. Молодогвардейская, 94,А/я 11828

Президент - Цветков Юрий Дмитриевич

Тел.: 32-45-75

ОАО «Самара-РОСНО»

443071. г. Самара, Волжский пр. 19

Генеральный директор - Краснощеков Владимир Петрович

Тел.: 42-06-71

000 «Самарское Страховое Общество»

443016, г. Самара, ул. А Матросова, д.153 «Д»

Генеральный директор - Кокорев Олег Николаевич

Тел.: 51-89-44

ЗАО «Таимрезерв»

443068, г. Самара ул. Ново-Садовая, 106

Генеральный директор - Степанов Виктор Михайлович

Тел.: 34-83-72

ЗАО «Тенал»

445042, г. Тольятти. ул. Дзержинского, д. 27 «А»

Генеральный директор - Курбатова Татьяна Анатольевна

Тел : 70-70-80, 70-56-16

ЗАО "СКИФ-ИНКОМ"

443029, г. Самара, Ленинградская, д.107

Генеральный директор - Кунилов Алексей Николаевич

Тел.: 70-44-81, 70-44-84

Транспорт

Самарская область - один из крупнейших в России транспортных узлов, через который пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.

Основная масса пассажиро- и грузопотоков приходится на автомобильный транспорт. Его удельный вес в общем объеме всех перевезенных грузов составляет 43%. Этому способствует наличие разветвленной сети автодорог с твердым покрытием (более 12,5 тыс. км). По территории области проходит автомагистраль Москва - Челябинск с выходами в районы Казахстана, Средней Азии и Северные районы России. Автотранспортные предприятий области выполняют пассажирские и грузовые перевозки по области и России.

Из 1333 населенных пунктов Самарской области всепогодную автодорожную связь с городами и районными центрами имеют 1036 или 78% сел и деревень.

Плотность автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием в Самарской области составляет 128 км на тысячу квадратных километров, в то время как в среднем по России эта величина всего лишь 26 км.

В Самарской области разработана логистическая система транспортно-экспедиционного обслуживания, которая предусматривает увязку работы всех видов транспорта и промышленных предприятий области, доставку грузов "от двери до двери" с использованием наработанных германских технологий и новейших информационных систем.

Важным элементом транспортной инфраструктуры области является трубопроводный транспорт - на его долю приходится около 30 % общих грузоперевозок.

Следующим по значению для области является железнодорожный транспорт, им перевозится более 20 % грузов. Куйбышевская железная дорога имеет мощные пассажирские и грузовые перерабатывающие, а также ремонтные комплексы в городах Самара, Сызрань, Кинель и Тольятти. Дорога занимает 4-5 место по объему перевозок в России.

Водные транспортные пути области, позволяющие принимать суда системы река-море, имеют развитые подъездные коммуникации, погрузочно-разгрузочные и терминальные комплексы. Через Волго-Донскую и Балтийско-Беломорскую системы Самарская область имеет выходы практически во все порты Средиземноморья, Каспия, Скандинавии и бассейна реки Дунай. Крупнейшим предприятием, выполняющим перевозки по вышеуказанным районам, является нефтеналивное пароходство «Волготанкер». Пароходство наряду с перевозками принимает меры по модернизации существующих и строительству новых судов серии река-море.

Большое значение для области имеет воздушный транспорт. В Самарской области расположены три аэропорта, в том числе недавно ставший международным крупнейший в Поволжье аэропорт "Самара", который принимает воздушные суда любых типов. Ввиду предстоящего расширения географии полетов и совершенствования системы обслуживания предстоит реконструкция международного аэропорта "Самара".

В рамках транспортной системы области планируется разработка проекта доставки грузов из стран Западной Европы и Скандинавии по транспортному коридору с использованием существующих коммуникационных направлений, в том числе автомобильных, железнодорожных, водных, воздушных в обход Московского транспортного узла через Самарский узел, связывающий районы Средней Азии, Урала и Сибири, Дальнего Востока.

Побратимские связи городов Самарской области

Международные связи Самарской области развиваются также в рамках сотрудничества между муниципалитетами области и зарубежных регионов.

Побратимские отношения связывают города:

· Самара и Штутгарт (земля Баден-Вюртемберг, Германия), Стара-Загора (Стара-Загорская область, Болгария), Сент-Луис (США);

· Тольятти и Вольфсбург (земля Нижняя Саксония, Германия), Флинт (штат Мичиган, США), Казанлык (Стара-Загорская область, Болгария), Лоян (провинция Хэнань, Китай);

· Сызрань и Пиньдиншань (провинция Хэнань, Китай);

· Отрадный и Бачка Паланка (Автономный Край Воеводина, Сербия и Черногория);

· Похвистнево и Пренцлау (земля Брандербург, Германия).

Сотрудничество между городами сосредоточено, в таких сферах как детское дошкольное образование, школьные обмены, культурные связи, туризм и спорт.

Кроме того, установлены партнерские отношения между городами:

Самара - Гомель, Витебск (Беларусь), Днепропетровск (Украина), Феодосия (Крым, Украина), Чжэнчжоу (провинция Хэнань, Китай);

Тольятти - Надьканижа (область Зала, Венгрия) и Кольмар (регион Эльзас, Франция).

Областные программы

Комплексная целевая программа улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2004-2006 годы

Утверждена Законом Самарской области от 1 апреля 2004 года № 62-ГД

Областная целевая программа "Реконструкция и восстановление мелиоративных фондов Самарской области на 2003-2010 годы"

Утверждена Законом Самарской области от 11 марта 2004 года № 26-ГД

Областная целевая программа "Управление кадровым потенциалом Самарской области" на 2004-2008 годы

Утверждена Законом Самарской области от 12 марта 2004 года № 32-ГД

Областная целевая программа "Развитие туризма в Самарской области" на 2004-2008 годы

Утверждена Законом Самарской области от 12 марта 2004 года № 30-ГД

Областная целевая программа "Разные, но не чужие - мир через культуру" на 2004-2008 годы

Утверждена Законом Самарской области от 11 марта 2004 года № 28-ГД

Областная целевая программа "Развитие культуры малых и средних городов Самарской области" на 2004-2007 годы

Утверждена Законом Самарской области от 9 марта 2004 года № 21-ГД

Областная целевая программа "Улучшение репродуктивного здоровья населения Самарской области" на 2005-2009 годы

Утверждена Законом Самарской области от 11 марта 2004 года № 27-ГД

Комплексная программа развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года

Утверждена Законом Самарской области от 11 февраля 2004 года № 17-ГД

Областная целевая программа «Молодой семье - доступное жилье» на 2003-2010 годы

Утверждена Законом Самарской области от 11 февраля 2004 года № 13-ГД

Областная целевая программа «Создание межвузовских медиацентров в городах Самаре и Тольятти в 2004-2005 годах»

Утверждена Законом Самарской области от 11 февраля 2004 года № 8-ГД

Областная целевая программа "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области" на 2004-2010 годы

Утверждена Законом Самарской области от 11 февраля 2004 года № 6-ГД

Областная целевая программа борьбы с преступностью на территории Самарской области на 2004-2006 годы

Утверждена Законом Самарской области от 11 февраля 2004 года № 5-ГД

Областная целевая программа "Формирование эффективной системы подготовки кадров для агропромышленного комплекса Самарской области" на 2003 - 2005 годы

Утверждена Законом Самарской области от 8 января 2003 года № 1-ГД

Областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Самарской области" на 2002-2005 годы

Утверждена Законом Самарской области от 8 мая 2002 года № 20-ГД

Областная целевая программа «Дома молодежных организаций Самарской области» на 2003-2005 годы

Разработана департаментом по делам молодежи Самарской области (прошла первое чтение в Самарской Губернской Думе)

Экологически безопасное социально-экономическое развитие региона

Областная целевая программа "Экологическое оздоровление территории и населения города Новокуйбышевска Самарской области" на 2001 - 2005 годы

Утверждена Законом Самарской области 9 января 2001 года № 4-ГД

Комплексная целевая программа медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 годы

Утверждена Законом Самарской области от 22 февраля 2001 года № 15-ГД

Целевая программа энергосбережения в Самарской области на 2000 - 2005 годы

Утверждена решением Самарской Губернской думы от 26 июня 2000г. № 394

Комплексная региональная программа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте на 1998-2002 годы и на период до 2015 года

Утверждена решением Самарской Губернской Думы от 25 июня 1998 года № 97.

Экономика Самарской области в 2006 году

На начало 2007 года в Статистическом регистре на территории Самарской области учтено около109 тысяч предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений,40 процентов из них занимается оптовой и розничной торговлей, 14 - проводят операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 10 процентов - составляют обрабатывающие производства, 9 - заняты строительством; 7 - оказывают прочие коммунальные, социальные и персональные услуги, 3,5 - занимаются сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством, 4 заняты на транспорте и связи; на долю других видов экономической деятельности приходится около 14 процентов.

Функционирование отдельных видов экономической деятельности. Промышленное производство

Объем промышленного производства в целом по области за 2006 год вырос на 5 процентов, в том числе по добыче полезных ископаемых - на 1,2, обрабатывающим производствам - на 5,4, производству и распределению электроэнергии, газа и воды - на 6,5 процента.

Среди обрабатывающих производств наибольшие темпы роста в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табак - 107,1; производстве кокса и нефтепродуктов - 105; производстве резиновых и пластмассовых изделий - 122,2, производстве машин и оборудования - 112,2. Снизили темпы по сравнению с 2005 годом текстильное и швейное производство - 90,6; обработка древесины и производство изделий из дерева - 77,4.

По городам области индексы промышленного производства сложились следующим образом: г.Октябрьск - 149,3 процента; г.Отрадный - 126,9; г.Жигулёвск - 120,7, г.Кинель - 120,6; г.Самара - 108,3; г.Новокуйбышевск - 106,7; г.Сызрань - 104,9; г.Чапаевск - 103,1; г.Тольятти - 102,6; г. Похвистнево - 96,8 процента.

Отгрузка товаров собственного производства (в действующих ценах), выполненных работ и услуг по чистым видам экономической деятельности по крупным и средним организациям-производителям, в 2006 году характеризуется следующими данными:

Объем отгруженных товаров

Справочно: 2005г.
в % к 2004г.

млн.руб.

в % к
2005г.

Добыча полезных ископаемых

62482,8

114,9

142,3

Из нее:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

61238,5

114,6

142,9

Обрабатывающие производства

422577,8

119,0

115,2

Из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

35478,8

117,7

102,0

текстильное и швейное производство

2057,3

103,0

119,3

обработка древесины и производство изделий из древесины

380,3

78,6

112,5

целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность

2544,1

121,6

115,6

производство кокса, нефтепродуктов

22350,7

120,8

159,9

химическое производство

44307,8

103,4

120,8

производство резиновых и пластмассовых изделий

19081,9

140,1

113,2

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

37301,0

159,6

118,1

производство машин и оборудования

16943,3

115,5

116,9

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

23625,3

137,5

120,9

производство транспортных средств и оборудования

201649,2

114,6

110,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

58273,1

117,2

114,0

из него:

производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

55674,7

117,0

113,2

сбор, очистка и распределение воды

2598,4

122,4

144,1

В 2006 году продукцию инновационного характера отгружали 24 крупных и средних предприятия обрабатывающих производств. Доля продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по данному виду деятельности составила 31,2 процента, что на 2 процента больше чем в 2005 году.

Строительство

Объём работ, выполненных в 2006 году по виду деятельности «Строительство», составил 33,4 млрд. руб., что на 14,2 процента больше соответствующего прошлогоднего значения. На развитие экономики и социальный сферы, по оценке, в 2006 году использовано 82,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал - 115,5 процента к 2005 году.

За 2006 год предприятиями и организациями всех форм собственности, а также населением за счет собственных и заемных средств, введено в эксплуатацию 685 тыс.кв. метров общей площади жилых домов - 75,3 процента к уровню 2005 года. Из общего итога количество жилья, введенного индивидуальными застройщиками, составило 293,3 тыс. кв. метров. Расширенными темпами вводилось жильё в городах Отрадном, Сызрани, Октябрьске, Кинеле, Чапаевске, Жигулёвске и двадцати одном сельском районе Самарской области.

Из объектов соцкультбыта в г.Новокуйбышевске построена больница (хирургический корпус) на 220 коек, введены офисы врача общей практики в Волжском, Исаклинском, Кинель-Черкасском, Кошкинском, Сергиевском и Ставропольском районах в общей сложности на 380 посещений в смену, в г. Чапаевске введена частная стоматологическая поликлиника на 10 посещений в смену. В Клявлинском районе построен спортивный комплекс общей площадью 1560 кв. метров.

Введен в действие учебный корпус Самарского государственного технического университета общей площадью 3966 кв. метров.

В коммунальном хозяйстве приняты в эксплуатацию 1,74 км газовых сетей, 16,02 км - водопроводных, 3,58 км - канализационных, 4,93 км - сетей теплоснабжения.

Сельское хозяйство

Выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2006 г. в действующих ценах по предварительным данным составил 30 млрд. рублей или 104,7 процента в сопоставимой оценке к уровню 2005 года. Объем продукции в сельскохозяйственных организациях в 2006 году в действующих ценах составил 9394,1 млн. рублей, что на 6 процентов в сопоставимой оценке больше прошлогоднего.

Валовые сборы зерна в 2006 г возросли по сравнению с предыдущим годом на 13,6% и составили 1251тыс. тонн (в весе после доработки). Увеличение валовых сборов зерна произошло за счет повышения урожайности яровой пшеницы на - 0,9%, овса - на 6,4%, озимой ржи - на 11,5%, ярового ячменя - на 24,2%, кукурузы на зерно - в 19,2 раза, гречихи - в 2,3 раза, проса - в 2,9 раза, зернобобовых - на 38,6%. Уменьшились валовые сборы озимой пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы (фабричной) и картофеля, что обусловлено некоторым уменьшением посевных площадей. Увеличение валовых сборов овощей в 2006 году произошло за счет увеличения посевных площадей.

В структуре производства зерна в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился удельный вес ячменя, кукурузы, проса, гречихи, зернобобовых культур, уменьшился - пшеницы, ржи, овса. Основными производителями зерна и технических культур остаются сельскохозяйственные организации. Доля их в производстве зерна составила в 2006 году 81,3%, подсолнечника - 81,2%, сахарной свеклы (фабричной) - 100%.

Фермерами в 2006 году получено 18,6% от общего сбора зерна в хозяйствах всех категорий, подсолнечника - 18,8%. Производством сахарной свеклы (фабричной) фермеры почти не занимались. Производство картофеля сосредоточено в хозяйствах населения, которыми в 2006г. выращено 80,4% общего сбора этой культуры. Наибольшая часть овощей также произведена населением - 90,4%.

К 1 января 2007 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составило 243,9 тыс. голов, в том числе коров - 128,2, свиней - 293,7, овец и коз - 79,7 тыс. голов.

К началу января на хозяйства населения приходилось 53,8 % поголовья крупного рогатого скота, 33,3% свиней, 82,6% овец и коз.

Надой молока на 1 корову в 2006 году в сельскохозяйственных организациях по сравнению с 2005 годом увеличился на 8,4 % и составил 3415 килограммов. От одной курицы-несушки за 2006 год получено по 247 яиц, что меньше уровня 2005 года.

В 2006 году в хозяйствах всех категорий по сравнению с соответствующим периодом прошлого года производство мяса (скот и птица в живой массе), молока увеличилось соответственно на 3,2% и 2,1%, яиц - уменьшилось на 3,9%. Произведено мяса (скот и птица на убой в живой массе) 146,6 тысяч тонн, молока 490,8 тысяч тонн, яиц 299,7 млн. штук.

Транспорт

Работа предприятий транспорта за 2006 год характеризовалась снижением коммерческого грузооборота на 1,1 процента (без учёта потоков газопроводной сети) и объёма перевозок грузов на 2,6 процента относительно 2005 года.

Пассажирооборот транспорта общего пользования (без электротранспорта) за 2006 год составил 6033,4 млн. пассажиро-км (102,6 процента относительно соответствующего 2005 года). Помимо автопредприятий по виду деятельности " Автомобильный транспорт", перевозки пассажиров на маршрутах общего пользования выполнялись автобусами хозяйств организаций других видов деятельности и привлеченными автобусами, находящимися в собственности физических лиц. В 2006 году ими было перевезено 42 млн. человек с пассажирооборотом 277,5 млн. пассажиро-километров.

Потребительский рынок

Обороты оптовой и розничной торговли в 2006 году возросли на 5,8 и 8,7 процента; оборот общественного питания на 3%, объём оказанных населению платных услуг во всех секторах реализации увеличился на 5,5 процента.

В структуре оборота розничной торговли доля продовольственных товаров составила 46,3 процента, непродовольственных товаров - 53,7 процента. В общем обороте розничной торговли удельный вес индивидуальных предпринимателей (реализующих товары вне рынков) в декабре составлял 31,9 процента, крупных и средних организаций - 27 процентов, оборот розничной торговли малых предприятий - 26 процентов, продажа товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках - 15,1 процента.

В видовой структуре объема платных услуг населению удельный вес услуг, " обязательных" к оплате (жилищно-коммунальные, транспортные, связи, ритуальные услуги), в 2006 году составил 64,7 процента (в 2005 году - 65,6 процента).

Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги составил 108,7 процента к декабрю 2005 года, в том числе на продовольственные товары - 108,6, на непродовольственные товары - 104,6, на платные услуги, оказанные населению - 115,7 процента. Темпы роста цен в секторах экономики (в декабре 2006 и 2005 годов по сравнению с декабрем предыдущего года в процентах):

Доходы населения

В 2006 году номинальные денежные доходы в расчете на душу населения составили 133,5 тыс. рублей, в том числе в декабре - 16734 рубля, что выше уровня предыдущего месяца на 38%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросли на 9,9 процента.

В прошлом году население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 337,5 млрд. рублей, оплату обязательных платежей и взносов - 27,1 млрд. рублей, покупку иностранной валюты - 22,2 млрд. рублей, приобретение недвижимости - 8,4 млрд. рублей. Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах составило 26,7 млрд. рублей.

В декабре 2006 года, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, в структуре использования денежных доходов снизились потребительские расходы населения на 3 процента, сократились расходы на покупку иностранной валюты и приобретение недвижимости на 2,7 и 0,2 процента соответственно, но возросли расходы на обязательные платежи и взносы на 0,2 процента, и увеличилась доля сбережений во вкладах и ценных бумагах на 2,6 процента.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за декабрь 2006 года работникам крупных, средних и малых организаций составила 12913 рублей, по сравнению с декабрем 2005 года увеличилась на 25%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учётом индекса потребительских цен, к уровню декабря 2005 года составила 115,1%.

По данным организаций (без субъектов малого предпринимательства), сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2007 года (по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности), просроченная задолженность составила 63,1 млн. рублей (уменьшилась за месяц на 66,8 млн. рублей, или в 2,1 раза). Численность работников, перед которыми организация имеет просроченную задолженность по заработной плате, составила 8 тыс. человек против 17,7 тыс. человек в соответствующем периоде прошлого года.

Рынок труда

В декабре 2006 года на крупных, средних и малых предприятиях и организациях области работало 1237 тыс. человек (83 процента от общей численности занятых в экономике). Численность работающих по сравнению с декабрем прошлого года увеличилась на 0,1 процента.

К концу декабря 2006 года нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах государственной службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 1,8 человека против 2,4 - в декабре 2005 года

К концу декабря 2006 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 25,1 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан. Численность официально зарегистрированных безработных против соответствующего периода прошлого года уменьшилась на 5,3 тыс. человек, или на 18%, и составила 23,9 тыс. человек.

В декабре 2006 года статус безработного получили 4,6 тыс. человек (на 0,7 тыс. человек, или на 14%, меньше, чем в декабре 2005 года). Размеры трудоустройства безработных были на 0,5 тыс. человек, или на 26%, меньше, чем в декабре прошлого года, и составили 1,4 тыс. человек.

На конец декабря 2006 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,5% от экономически активного населения.

Демографическая ситуация

Численность постоянного населения области по оценке на начало января 2007 года составила 3177,4 тыс. человек. За 2006 год численность населения уменьшилась на 11,6 тыс. человек. Число родившихся по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 1,5 процента, число умерших сократилось - на 3,6 процента, превысив число родившихся в 1,6 раза (в 2005г. - в 1,7 раза).

Естественная убыль, как устойчивый и долговременный фактор сокращения населения, наблюдалась на всех территориях области, кроме Автозаводского района г. Тольятти и поселков городского типа Поволжский, Рощинский.

В структуре смертности населения Самарской области на первом месте - болезни системы кровообращения (51,6 % от всех зарегистрированных случаев смерти). Доля умерших от несчастных случаев, отравлений и травм составила 13,4 процента, от новообразований - 12,2 процента.

Положительный миграционный прирост остается единственным элементом, частично замещающим естественную убыль населения. Он формируется за счет межрегиональной миграции внутри России и миграции со странами ближнего зарубежья. В 2006 году миграционный прирост по области составил 6,5 тыс. человек, сократившись по сравнению с 2005 годом на 0,6 тыс. человек. Значительная часть (59,7%) миграционного прироста между областью и странами СНГ и Балтии приходится на Казахстан (865) и Узбекистан (2104.).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число зарегистрированных браков увеличилось на 4,4 процента, число разводов - на 7,4 процента. В целом по области в 2006 году на 1000 образовавшихся брачных пар пришлось 587 распавшихся (в 2005 г. - 571).

Региональная промышленная политика: миф или реальность?

Если же разговор заходит об осуществлении субъектом Федерации своей промышленной политики, то и сегодня многие высокопоставленные федеральные чиновники отказываются понимать, о чем идет речь.

И вдруг в этом году в Санкт-Петербурге выходит солидная монография с вызывающим названием: “Региональная промышленная политика: формирование и реализация”. Автор вызова - самарский губернатор Константин Титов, с которым мы и беседуем.
Корр.: Константин Алексеевич, в названии книги говорится о “реализации”. Значит, уже есть что реализовывать, то есть “региональную промышленную политику”?

Титов: Конечно. Я - практик и пишу о том, что делал и делаю.

Корр.: Губернатор, как лицо, избираемое народом, не может не быть политиком, а политику выгоднее подавать свои дела через публицистику, яркую и доступную. Так сделали Глазьев, Жириновский и др. Вы же избрали научное изыскание - жанр, трудный для восприятия. Почему?

Титов: Потому что хочется не произвести впечатление, а вникнуть, разобраться.

Корр.: А что, никто допреж не вникал?

Титов: Вникали, но прежние наработки плохо используются.

Вот пример. Еще в 80-е годы О.Дмитриева провела исследования бюджетных отношений между федеральным центром и республиками Средней Азии. Ею было доказано, что “незаработанные” средства, полученные этими регионами, привели лишь к тому, что личные доходы их жителей стали выше личных доходов населения промышленных, “зарабатывающих” областей и республик. Что мы с вами и видели! А вот ожидаемого повышения уровня экономического развития республик Средней Азии эти финансовые инъекции не принесли. Примерно то же происходит и сегодня. Неадекватна методика расчета средств, направляемых в регионы из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Чем хуже динамика роста внутреннего регионального продукта, тем более существенные суммы выделяются. Такой подход не стимулирует рост доходной базы регионов, сводит на нет усилия по развитию реального сектора экономики. К чему еще кроме иждивенчества может привести предоставление местным администрациям налоговых льгот одновременно с трансфертами на возникающий дефицит бюджета?

Корр.: Вам выгодны выводы Дмитриевой, вы ведь руководитель сильного, адаптированного к новым экономическим условиям региона.

Титов: К этим выводам автор пришла на основе научного анализа, который с начала 90-х служил базой социально-экономического развития Самарской области. Поэтому естественно, что наши экономические векторы совпадают.

Корр.: Я не экономист, но допускаю, что есть научные изыскания с иными выводами.

Титов: В журналистике один и тот же факт можно осмысливать по-разному, науке такое своеволие несвойственно. Исследование McKinsey Global Institute показало, что в России значительный потенциал риска связан с поддержкой органами власти, как правило, низкоэффективных предприятий.

Корр.: И на каких же принципах рекомендует наука выстраивать политику поддержки центром субъектов Федерации?

Титов: Как мне представляется, необходимо разделить регионы в зависимости от их доходной базы на следующие группы:

1. Регионы-доноры, среди которых следует различать сырьевых доноров и доноров обрабатывающих производств.

2. Регионы-реципиенты.

3. Регионы сферы стратегических государственных интересов страны.

Наиболее льготные условия, думается, должны быть предоставлены регионам-донорам обрабатывающих производств.

Корр.: То есть вы упорно настаиваете на поддержке сильных, промышленно развитых территорий?

Титов: Да.

Корр.: А как это согласуется с постулатами социал-демократии, гласящими о необходимости помощи слабым?

Титов: То о людях. С территориальными образованиями иначе. Здесь надо давать удочку тем, кто умеет ловить. Отдельные территории могут и должны стать, по теории Ж.Будвиля, полюсами роста, реализующими в экономике всей страны функцию прогресса. Для России это справедливо вдвойне, так как во времена СССР промышленность развивалась не по законам конкуренции, регионы специализировались на производстве монопродукта. И сегодня помощь судостроению в Санкт-Петербурге не перечеркивает поддержку автомобилестроения Самарской области.

Корр.: Легко давать советы другим. А давайте поговорим о региональной промышленной политике. Зачем она, собственно, нужна?

Титов: Начать с того, что ушла в прошлое система централизованного планирования и административно-командного управления, и процесс регионализации охватил все аспекты жизнедеятельности, в том числе функционирование российской промышленности.

Второе - в ряде ситуаций рынок обнаруживает свою “недостаточность”, не позволяет достигнуть максимально возможной эффективности.

Третье - в условиях низкого КПД регулирующих законов федерального уровня именно региональные и муниципальные власти вынуждены принимать экономические решения.

Корр.: Взаимоотношения между национальной экономикой и экономикой региона - это взаимоотношения отца и сына?

Титов: Достаточно условное сравнение. Можно вспомнить старшего и младшего братьев. Истина то, что между национальной экономикой и экономикой региона нельзя ставить знак равенства.

Корр.: А если подробнее?

Титов: Понятно, что регион обладает ограниченным политическим и экономическим суверенитетом, ибо функционирует в рамках правовой, финансовой и других национальных систем. Объединение усилий центра и субъекта РФ продуктивно в сферах структуры производства, природных ресурсов, инвестиционного процесса, доходов, занятости. На уровне региона больший приоритет отдается инфраструктуре, расселению, агломерации, экологии.

Корр.: А если вернуться к промышленной политике?

Титов: В целом понятие промышленной политики может быть сформулировано так: стратегия, образ действий, направленные на развитие и повышение промышленного производства, конкурентоспособности продукции и предприятий, повышение качества жизни населения и обеспечение его занятости. Вычленим отсюда качество жизни населения, повышение которого является основной целью промышленной политики на региональном уровне.

Корр.: И каким образом эта цель достигается? Какими реальными рычагами воздействия обладают региональные власти?

Титов: Наука тем и ценна, что помогает обнаружить не очевидные, но реальные взаимосвязи.

Администрация Самарской области в течение вот уже нескольких лет вкладывает огромные по нашим масштабам средства в сельское хозяйство. Средства идут, однако, не на дотации, как того требуют популисты. Мы понимаем, что дотации проедаются ленивым и алчным менеджментом, и поэтому самарские рубли направляются на современные технологии, внедрение которых дает мультипликативный эффект - появляется нужда в новых сельхозмашинах, в средствах защиты и подкормки растений, а их производство можно и должно организовать на нашей территории.

Далее. Есть в науке такое понятие, как “побочный эффект”. Это те издержки, которые ложатся не на потребителей и производителей продукции, а “переходят” к “третьей стороне”. На производительность и качество труда в значительной степени влияют квалификация кадров и их трудоспособность. Вот почему администрация Самарской области также направляет огромные бюджетные средства на системы образования и здравоохранения.

Корр.: Вы называете схемы, по которым бюджетный рубль не дает мгновенного эффекта. А вот самая простая ситуация - к губернатору обращается за помощью владелец или управляющий промышленного АО.

Титов: Экономическая наука дает ориентиры и при выборе местных предприятий, которые стоит поддерживать региону. Объекты промышленной политики разделяются на проблемные, стабильные и лидирующие. Первые являются зоной интересов органов финансового оздоровления, кредиторов, акционеров и т.п. Лидеры - самодостаточны. А вот стабильные компании остаются в “мертвой зоне”. Именно данный сегмент рекомендуется сделать стратегическим направлением региональной промышленной политики.

Корр.: А отраслевая принадлежность имеет значение?

Титов: Вне сомнения. Эффективно функционирующие базовые отрасли обеспечивают поступление в регион первичного дохода, в то время как местные отрасли реализуют функции лишь перераспределения и умножения этого прибытка. Отсюда необходимость поддержки нами базовых отраслей: машиностроения, химии и нефтехимии.

Корр.: Вошел в обиход новый экономический термин “кластер”. Это то же самое, что и “отрасль”, или что-то иное?

Титов: Что-то иное. В моей книге под промышленными кластерами понимаются “группы предприятий (организаций) - от научно-исследовательских до сбытовых, связанные тесной кооперацией и замкнутые на ключевое предприятие (предприятия), удовлетворяющее конечные потребности”. Цель создания кластеров - концентрация возможностей ради повышения конкурентоспособности. Сегодня, в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), нет более значимой цели в промышленной политике. В кластер могут входить предприятия различного профиля самых разных отраслей, органы управления всех уровней - федеральные, региональные, муниципальные, образовательные учреждения любой ступени. Это будет та структурная революция, без которой Россия не сможет восстановить свой статус великой державы. Создание важнейших промышленных кластеров в РФ прогнозируется не ранее 2015-2020 годов. А вот региональные кластеры на базе крупных промышленных регионов могут быть созданы гораздо раньше.

Корр.: И вы хотите, чтобы Самарская область приняла в этой работе самое активное участие?

Титов: Да.

Корр.: А может быть, и стала бы закоперщиком?

Титов: Да.

Корр.: И какие кластеры могут возникнуть или уже функционируют в наших пределах?

Титов: В соответствии с методикой М.Портера и на основе данных госстатистики, департаментов обладминистрации, Губдумы, наших крупнейших предприятий кластеры возможны в таких динамично развивающихся отраслях, как:

- химия и нефтехимия;

- машиностроение;

- автомобилестроение;

- аэрокосмический комплекс;

- пищевая промышленность;

- нефтедобыча;

- металлургия.

Корр.: Я помню, как в первой половине 90-х годов вы настойчиво втягивали самарские предприятия в орбиту поставок комплектующих для ВАЗа. Уже тогда вы создавали кластер?

Титов: Конечно. Если десять лет назад поставщиками АвтоВАЗа было менее десяти самарских предприятий, то сегодня таковых чуть не 200. Более 40% вазовских автомобилей определяются покупателями как конкурентоспособные. И вы видите, как последовательно менеджмент автогиганта совершенствует модельный ряд.

Возможности автомобилестроения поистине неисчерпаемы. С позиций геополитики - это способ освоения территорий. В вооруженных силах автомобиль - основное средство подвижности войск. Автомобиль массового индивидуального пользования изменяет образ жизни, способствует прогрессу культурного потенциала нации.

Корр.: А есть еще в области сложившиеся кластеры?

Титов: Ярко выраженным кластером является пищевая промышленность. Наиболее конкурентоспособную часть кластера представляют пивоварение, производство мясных и молочных продуктов, кондитерский сектор. Обновление оборудования и ввод новых мощностей способствуют тому, что пищевой кластер нашей области имеет шанс занять лидирующие позиции на рынках как близлежащих областей, так и всей России. Более того, открываются возможности экспорта за границу.

Корр.: Можно хотя бы штрихами о перспективах других самарских кластеров?

Титов: Самарский авиационный комплекс должен вновь стать одним из ведущих в стране. На наших предприятиях этой отрасли будет развиваться производство комплектующих, осуществляться ремонт авиатехники. Первыми в России мы разработали областную целевую программу по развитию малой авиации.

На предприятиях - производителях автомобильных комплектующих -станут выпускать изделия для автобусов. Здесь уместно сказать, что одним из направлений рыночной стратегии области является расширение производства комплектующих для крупных машиностроительных компаний страны и мира.

Перспективным направлением представляется производство сельхозмашин и механизмов.

Химический и нефтехимический комплекс, являющийся важнейшим элементом нашего экспортного потенциала, примет участие в реализации областной целевой программы по агрохимическому обеспечению сельскохозяйственного комплекса.

В соответствии с соглашением между администрацией области и ОАО “НК “ЮКОС” объем добычи нефти на нашей территории сохранится на уровне 8-9 млн. тонн в год.

Отмечу, что этап деконцентрации производства, разъединения имущественных и технологических комплексов сменяется обратным процессом - усилением интеграции, созданием промышленно-финансовых групп, холдингов.

Корр.: Укрупнение всегда идет ради концентрации мощи. А концентрация мощи ради чего?

Титов: Ради инновационного обеспечения развития промышленного комплекса области. В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в развитых странах получается за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства. Научными организациями области совместно с обладминистрацией разработана комплексная программа “Инновации - Производство - Рынок: 2002-2005 годы”. Комплексные проекты Программы определяются основными направлениями экономической и социальной политики области, которые, в свою очередь, соотнесены с приоритетами развития науки, технологий и техники РФ, утвержденными Президентом России 30 марта 2002 года. Вот основные направления наших проектов:

- информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;

- космос и авиация;

- новые материалы и химия;

- технологии живых систем;

- транспорт;

- экология и рациональное природопользование;

- энергосбережение.

Замечу, что одним из интегральных показателей эффективности программы является приток в инновационный бизнес талантливой молодежи.

Корр.: Вы все время говорите о конкурентоспособности продукции. Можно несколько слов о такой ее составляющей, как качество?

Титов: И можно, и нужно. Наука формулирует так: “Высокое качество выступает важнейшим преимуществом предприятий в неценовых методах конкуренции, которые преобладают в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой”. И здесь перед нами практически непаханое поле.

Существуют международные стандарты (МС) ИСО серии 9000, определяющие требования к системам качества на предприятиях. В 70 странах мира эти стандарты признаны национальными. В России они внедряются с трудом. Причин много: менеджменту недостает знаний и осознания необходимости перехода на МС ИСО серии 9000, нужно перестраивать соответствующим образом производственные и организационные структуры предприятий, необходимо готовить кадры… Чтобы подвигнуть промышленников к этой работе, в области подготовлено положение о конкурсе предприятий в сфере качества, будет выплачиваться значительная премия.

Корр.: К каким выводами вы приходите в результате исследования состояния промышленной политики в стране и в регионе?

Титов: Стране нужна федеральная концепция промышленной политики, в рамках которой следует обозначить цели и приоритеты, основные направления структурных преобразований и механизмы их реализации, в том числе, конечно, формы и методы государственной поддержки.

Теперь об области. В настоящее время практически невозможно ответить, какова количественная оценка величины социально-экономического потенциала региона в разрезе его основных структурных составляющих и эффективности его использования. Тем не менее качественная характеристика условий социально-экономического развития региона может быть дана. Наше геополитическое положение и системный характер промышленного комплекса определяют высокий мультипликативный потенциал области. Она располагает целым рядом предпосылок развития, вытекающих в том числе из общегосударственных интересов стратегического характера. Прежде всего России нужен организующий центр обширной территории страны, расположенной в границах Поволжского экономического района, на роль которого по экономико-географическому положению, транспортной инфраструктуре и уровню развития можем претендовать и мы.

Беседовал Владимир НАГАНОВ.

(Вставки в текст)

Основой промышленности Самарской области, представляющей собой многоотраслевой комплекс, традиционно являются предприятия, выпускающие сложную высокотехнологичную наукоемкую продукцию и использующие, как правило, разработки научных организаций, также расположенных в Самаре и области.

* * *

По производству промышленной продукции на душу населения Самарская область в 1,5 раза превосходит среднероссийский уровень.

* * *

По объему произведенной промышленной продукции область занимает 5-е место в Российской Федерации и лидирует среди регионов Большой Волги. Около 4% промышленной продукции производится именно в Самарской области, хотя доля области в России по численности населения - всего 2,2%, а по территории - 0,3%.

* * *

В промышленности занято 25% работающего населения области. Таким образом, промышленность для Самарской области является структурообразующей отраслью экономики.

* * *

За последние годы значительно (на 33,9% при росте цен на продукцию на 21,3%) выросла производительность труда в промышленности и составила 522 тыс. руб. в год на человека.

* * *

Значительная часть валютных инвестиций теперь приходит из стран с оффшорными режимами, что свидетельствует о возвращении в экономику региона вывезенных ранее капиталов.

* * *

Происходит восстановление утраченных Россией позиций на мировом рынке вооружений, что гарантирует расширение производства на военно-промышленном комплексе области.

* * *

Самарская область с 1995 года одна из первых среди российских регионов перешла к новой форме господдержки реального сектора экономики - выделению кредитов из средств областного бюджета на возвратной основе. Сегодня эта господдержка трансформируется в предоставление гарантий обладминистрации на период реализации инвестиционных проектов.

* * *

Слабые стороны Самарской области: отсутствие иностранного туризма, гетерогенность экономического пространства, гипертрофированная роль городов-миллионеров (Самары и Тольятти) в пространственной организации области, зависимость бюджета региона от 5-10 крупнейших предприятий, рост социального расслоения населения, высокая вероятность техногенных экологических катастроф.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты