Техническое нивелирование железнодорожной трассы
Техническое нивелирование железнодорожной трассы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования.
"Петербургский государственный университет путей сообщения министерства путей сообщения Российской Федерации"
(ПГУПС)
Кафедра "Инженерная геодезия"
Контрольная работа
По дисциплине "Инженерная геодезия "
Техническое нивелирование железнодорожной трассы
Выполнил: студент III курса,
Шифр 08 - СЖДц - 602
Бобров Евгений Викторович
Проверил:
Санкт - Петербург 2010.
Задание:
В журнале нивелирования вычислить превышения, используя отсчёты по чёрным и красным сторонам реек, вычислить средние превышения и отметки связующих точек, выполнить постраничный контроль.
Определить невязку нивелирного хода и уровнять его. Вычислить отметки горизонта инструмента для станций, имеющих промежуточные точки и по ним найти отметки этих точек.
Вычислить элементы железнодорожной кривой и пикетажные значения главных её точек.
Построить продольный профиль оси железнодорожной трассы, используя отметки земли из журнала нивелирования. Нанести на него проектную линию, вычислить проектные отметки бровки земляного полотна и рабочие отметки. Нанести на продольный профиль железнодорожную кривую и подписать её численные характеристики.
Нарисовать схему железнодорожной кривой.
Исходные данные:
Из таблицы 2.1 по первой букве фамилии и последней цифре шифра выбираем индивидуальные исходные данные (Бобров Е.В.08-СЖДц-602):
Отметки начального и конечного реперов НРп16=22,775м., НРп37=24,387м.
Номера начального и конечного пикетов трассы ПКнач=ПК1, ПКкон=ПК11;
Угол поворота трассы У = 12°26? поворот влево;
Радиус кривой R =1200 м.;
Длина переходной кривой l = 120 м.;
Пикетажное положение вершины угла поворота ПКву = 6 + 15, 20;
Дирекционный угол начального направления трассы бнач = 48°05?;
Поперечник на ПК16.
Журнал технического нивелирования
Номера станций
Номера точек
Отсчёты по рейкам, мм.
Превышения, мм.
Средние превышения, мм.
Отметки горизонта инструмента, м.
Отметки, м.
Примечания
Задние
Передние
Проме-жуточные
+
-
+
-
Вычис-ленные
Уравнен-ные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
Рп16ПК1
05865369
20056790
14191421
1420
22,775+321,355
22,77521,358
Рп16ПК1
2
ПК1ПК2
06525432
27887572
21362140
2138
+619,217
19,223
ПК1ПК2
3
ПК2ПК3
05155298
28787661
23632363
2363
+916,854
16,863
ПК2ПК3
4
ПК3ПК4
09515735
27267507
17751772
1774
+1215,081
15,092
ПК3ПК4
5
ПК4+75ПК5
17496532
14366219
0518
313313
313
16,841
+1515,384
16,32315,408
ПК4+75ПК5
6
ПК5ПК6
27607543
05735355
21872188
2188
+1817,581
17,599
ПК5ПК6
Постраничный контроль
43122
53510
5001
15389
2501
7695
17,581 - 22,775 = - 5, 194
-5194
-5194
-5194
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
7
ПК6
+65
ПК7
2653
7436
1011
5796
2890
1642
1640
1641
20,252
+21
19,222
17,599
17,362
19,243
ПК6
ПК7
8
ПК7
+40
ПК8
2780
7562
0390
5171
0632
2390
2391
2391
22,023
+24
21,613
21,391
21,637
ПК7
ПК8
9
ПК8
ПК9
2688
7469
0743
5526
1945
1943
1944
+27
23,557
23,584
ПК8
ПК9
10
ПК9
+60
ПК10
1693
6477
1320
6103
2704
373
374
374
25,277
+30
23,930
22,573
23,961
ПК9
+60
ПК10
11
ПК10
ПК11
1935
6717
1403
6185
532
532
532
+33
23,462
24,496
ПК10
ПК11
12
ПК11
Рп37
1775
6558
1886
6670
111
112
112
+36
24,351
24,387
ПК11
Рп37
Постраничный контроль
55743
42204
13762
223
6881
112
24,351-19,222
=
Постраничный контроль
6770
6770
6770
6770
Общий контроль
98865
95714
18763
15612
9382
7806
22,775-24,351 =
1,576
Общий контроль
1576
1576
1576
Обработка журнала технического нивелирования трассы
Вычисление превышений между связующими точками [6], [7]:
h ч = a ч - b ч ; h кр = a кр - b кр ,
где ач, акр - отсчёты по чёрной и красной сторонам задней рейки;
bч, bкр - отсчёты по чёрной и красной сторонам передней рейки.
1.0586 - 2005 = - 1419
2.5369 - 6790 = - 1421
3.0652 - 2788 = - 2136
4.5432 - 7572 = - 2140
5.0515 - 2878 = - 2363
6.5298 - 7661 = - 2363
7.0951 - 2726 = - 1775
8.5735 - 7507 = - 1772
9.1749 - 1436 = 0313
10.6532 - 6219 = 0313
11.2760 - 0573 = 2187
12.7543 - 5355 = 2188
13.2653 - 1011 = 1642
14.7436 - 5796 = 1640
15.2780 - 0390 = 2390
16.7562 - 5171 = 2391
17.2688 - 0743 = 1945
18.7469 - 5526 = 1943
19.1693 - 1320 = 0373
20.6477 - 6103 = 0374
21.1935 - 1403 = 0532
22.6717 - 6185 = 0532
23.1775 - 1886 = - 0111
24.6558 - 6670 = - 0112
Из превышений hч и hкр вычисляем средние превышения hср [8], [9]:
h ср = ( h ч + h кр ) /2
1. (-1419 + (-1421)) /2 = - 1420
2. (-2136 + (-2140)) /2 = - 2138
3. (-2363 + (-2363)) /2 = - 2363
4. (-1775 + (-1772)) /2 = - 1774
5. (0313 +0313) /2 = 0313
6. (2187 +2188) /2 = 2188
7. (1642 +1640) /2 = 1641
8. (2390 +2391) /2 = 2391
9. (1642 +1640) /2 = 1641
10. (1945 +1943) /2 = 1944
11. (373 +374) /2 = 374
12. (-111 + (-112)) /2 = - 112
Вычисляем последовательно отметки связующих точек [11]:
H i = H i-1 + h ср ,
где Hi - отметка последующей связующей точки;
Hi-1 - отметка предыдущей связующей точки;
hср - среднее превышение между связующими точками, м.
1.22,775 + (-1,420) = 21,355
2.21,355 + (-2,138) = 19,217
3.19,217 + (-2,363) = 16,854
4.16,854 + (-1,774) = 15,080
5.15,080 + 0,313 = 15,393
6.15,393 + 2,188 = 17,581
7.17,581 + 1,641 = 19,222
8.19,222 + 2,391 = 21,613
9.21,613 + 1,944 = 23,557
10.23,557 + 0,374 = 23,931
11.23,931 + 0,532 = 24,463
12.24,463 + (-0,112) = 24,351
Приступаем к постраничному контролю вычислений, используя формулу:
(?а - ?b) /2 = ?h/2 ?h ср = Н к - Н н ,
где ?а - сумма всех задних отсчётов [3];
?b - сумма всех передних отсчётов [4];
?h - алгебраическая сумма вычисленных превышений [6], [7];
?hср - сумма всех средних превышений [8], [9];
Нк, Нн, - отметки конечной и начальной точек на данной странице журнала [11]. Первая страница:
(43122 - 53510) /2 = (5001 - (-15389)) /2 ? 2501 + (-7695) = 17,581 - 22,775 = - 5194 мм = - 5194 мм - 5194 мм = - 5, 194 м;
Вторая страница:
(55743 - 42204) /2 = (13762 + (-223)) /2 6882 + (-112) = 24,351 - 17,581 = 6770 мм = 6770 мм 6770 мм = 6,770 м;
Определяем невязку нивелирного хода:
f h = H Рп кон выч - H Рп кон исх ,
где HРп кон выч - отметка конечного репера, полученная из вычислений;
HРп кон исх - исходная отметка этого репера [12] (из исходных данных);
f h = ?h ср - ( H Рп кон исх - H Рп нач исх ),
где ?hср - сумма средних превышений по всему ходу,
HРп нач исх - исходная отметка начального репера.
fh = ?hср - (HРп кон исх - HРп нач исх) = 1,576 - (24,387 - 22,775)
= - 0,036,HРп кон выч = HРп кон исх + fh = - 0,036 + 24,387 = 24,351 м
Сравниваем фактическую невязку нивелирного хода с допустимой невязкой, мм, ¦f h ¦ ? f h доп = 50vL, где L - длина хода км.
¦fh¦ = ¦-36мм¦ < fh доп = 50v1 = 50мм,
Вычисляем поправки в отметки связующих точек:
дH i = - ( f h /n),
где n - число станций в нивелирном ходе,
i - порядковый номер станции.
дH1 (ПК1) = - (-36/12) ·1 = +3 мм; дH2 (ПК2) = - (-36/12) ·2 = +6 мм;
дH3 (ПК3) = - (-36/12) ·3 = +9 мм; дH4 (ПК4) = - (-36/12) ·4 = +12 мм;
дH5 (ПК5) = - (-36/12) ·5 = +15 мм; дH6 (ПК6) = - (-36/12) ·6 = +18 мм;
дH7 (ПК7) = - (-36/12) ·7 = +21 мм; дH8 (ПК8) = - (-36/12) ·8 = +24 мм;
дH9 (ПК9) = - (-36/12) ·9 = +27 мм; дH10 (ПК10) = - (-36/12) ·10 = +30 мм;
дH11 (ПК11) = - (-36/12) ·11 = +33 мм;
дH12 (ПК12) = - (-36/12) ·12 = +36 мм.
Уравненные отметки точек:
H i урав = H i выч + дH i
НПК1уравн = 21,355 + 0,003 = 21,358 м;
НПК2уравн = 19,217 + 0,006 = 19,223 м;
НПК3уравн = 16,854 + 0,009 = 16,863 м;
НПК4уравн = 15,081 + 0,012 = 15,092 м;
НПК5уравн = 15,384 + 0,015 = 15,408 м;
НПК6уравн = 17,581 + 0,018 = 17,599 м;
НПК7уравн = 19,222 + 0,021 = 19,243 м;
НПК8уравн = 21,613 + 0,024 = 21,637 м;
НПК9уравн = 23,557 + 0,027 = 23,584 м;
НПК10уравн = 23,931 + 0,030 = 23,961 м;
НПК11уравн = 24,463 + 0,033 = 24,496 м;
НПК12уравн = 24,351 + 0,036 = 24,387 м;
Вычисляем отметки горизонта инструмента для всех станций, где есть промежуточные точки:
H ГИ = H i уравн + а i ч
И для контроля:
H ГИ = H i+1 уравн + b i+1 ч ,
где Hiуравн, Hi+1уравн - уравненные отметки соответственно задней и передней точек на данной станции,
аiч, bi+1ч - отсчёты на заднюю и переднюю точки по чёрным сторонам реек.
Результаты записываем в журнал [10].
Отметки промежуточных точек:
H i = H ГИ - С i,
где Сi - отсчёт по рейке на промежуточной точке.
№5.HГИ = H4уравн + а4 ч = 15,092 + 1,749 = 16,841 м.
Контроль: HГИ = H5уравн + b5ч = 15,408 + 1,436 = 16,844 м.
Отметка промежуточной точки ПК4 + 75
HПК4+75 = HГИ - СПК4+75 = 16,841 - 0,518 = 16,323 м.
№7.HГИ = H6уравн + а6 ч = 17,599 + 2,653 = 20,252 м.
Контроль: HГИ = H7уравн + b7ч = 19,243 + 1,011 = 20,254 м.
Отметка промежуточной точки ПК6 + 65
HПК6+65 = HГИ - СПК6+65 = 20,252 - 2,890 = 17,362 м.
№8.HГИ = H7уравн + а7 ч = 19,243 + 2,780 = 22,023 м.
Контроль: HГИ = H8уравн + b8ч = 21,637 + 0,390 = 22,027 м.
Отметка промежуточной точки ПК7 + 40
HПК7+40 = HГИ - СПК7+40 = 22,023 - 0,632 = 21,391 м.
№10.HГИ = H9уравн + а9 ч = 23,584 + 1,693 = 25,277 м.
Контроль: HГИ = H10уравн + b10ч = 23,961 + 1,320 = 25,281 м.
Отметка промежуточной точки ПК7 + 40
HПК9+60 = HГИ - СПК9+60 = 25,277 - 2,704 = 22,573 м.
Расчёт железнодорожной кривой Элементы круговой и переходной кривой рассчитывают по формулам:T = R•tg ( У/2) К = р •R•У?/180? Б = R ( sec ( У/2) - 1) Д = 2Т - К m = Ѕ l ( 1 - l 2 /120R 2 ) p = l 2 /24R ( 1 - l 2 /112R 2 ) T p = p•tg ( У/2) Б р = р•sec ( У/2) Д р = 2Т р - 2 ( 0,5l - m) Ведомость расчёта кривой (кривая (поворот влево))Исходные данные:Угол поворота трассы У = 12°26? поворот влево; Радиус кривой R =1200 м.; Длина переходной кривой l = 120 м.; Пикетажное положение вершины угла поворота ПК ВУ = 6+15 , 20 Элементы кривых:Круговой:Т = 1200•tg (12°26?/2) = 130,71 м,K = 3.14•1200•12,4333°/180° = 260,40 м,Д = 2•130.71 - 260,4 = 1,02м,Б = 1200 (sec (12°26?/2) - 1) = 7,098 м;Переходной:m= Ѕ120· (1-1202/ (120·12002)) =60м, (сдвижка начала кривой по оси абсцисс)Тр = p·tg (У/2) = 0,5·tg (12°26?/2) = 0,054 м,Бр = p·sec (У/2) = 0,5·sec (12°26?/2) = 0,50 м,Др = 2Тр - 2 (0,5l - m) = 2·0,054 - 2· (0,5·120 - 60) = 0,108 м;Сдвижка по оси ординат Тс:p = 1202/ (24·1200) · (1 - 1202/ (112·12002)) = 0,50 м*Полученные значения элементов кривой совпадают со значениями из таблиц для разбивки кривых на железных дорогах [Д.И. Власова, В.Н. Логинова (стр. 191)].Суммированные значения Тс, Кс, Дс, Бс:Тангенс суммированный: Тс = Т + Тр + m = 130,71 + 0,054 + 60 = 190,764 мДлина железнодорожной кривой: Кс = К + l = 260,40 + 120 = 380,4 мДомер суммированный: Дс = Д + Др = 1,02 + 0,108 = 1,128 мБиссектриса суммированная: Бс = Б + Бр = 7,098 + 0,50 = 7,598 мКонтроль: 2Тс - Кс = Дс; 2·190,764 - 380,40 = 1,128 мВычисление пикетажного положения главных точек кривой: ВУ
ПК6 + 15, 20
-Тс
1 90,764
НК
4 + 24,436
+Кс
3 80,40
КК
8 + 04,836
НК
4 + 24,436
+Кс/2
1 90, 20
СК
6 + 14,636
Вычисление пикетажа. Контроль:
ВУ
ПК6 + 15, 20
+Тс
1 90,764
8 05,964
-Дс
1,128
КК
4 + 23,308
ВУ
ПК6 + 15, 20
-Дс/2
0,564
СК
6 + 14,636
Вычисление пикетажа:
ПКнк = ПКву - Тс = 615,20 - 190,764 = 424,436 м
ПКкк = ПКнк + Кс = 424,436 + 380,40 = 804,836 м
ПКск = ПКнк + Кс/2 = 424,436 +190,20 = 614,636 м
Контроль:
ПКнк = ПКву + Тс = 615,20 + 190,764 = 805,964 м
ПКкк = ПКнк - Дс = 424,436 - 1,128 = 423,308 м
ПКск = ВУ + Дс/2 = 615,20 - 0,564 = 614,636 м
Вычисление уклонов каждого участка проектной линии:
i = h/d,
где h - превышение между конечными точками этого участка, отсчитываемое по шкале высот; d - длина участка проектной линии.
iI = hI/dI = 3м/300м = - 0,01 = - 10 ‰, iII = hII/dII = 0м/300м = 0 ‰,
iIII = hIII/dIII = 4,8м/400м = 0,012 = +12 ‰;
Проектные отметки бровки земляного полотна для всех пикетов и плюсовых точек трассы.
H? i = H? i-1 + i + d,
где H?i - проектная отметка последующей точки трассы;
H?i - 1 - проектная отметка предыдущей точки трассы;
i - уклон; d - горизонтальное расстояние между точками.
H?ПК1 = 21,00 м; H?ПК4 = H?ПК1 + i·d = 21,00 - 0,01·300 = 18,00 м;
H?ПК7 = 18,00 м; H?ПК11 = H?ПК7 + i·d = 18,00 + 0,012·400 = 22,80 м;
H?ПК2 = H?ПК1 + i·d = 21,00 - 0,01·100 = 20,00 м;
H?ПК3 = H?ПК2 + i·d = 20,00 - 0,01·100 = 19,00 м;
H?ПК4 = H?ПК2 + i·d = 19,00 - 0,01·100 = 18,00 м; => H?ПК5,6,7 = 18,00 м;
H?ПК6+65 = H?ПК6 + i·d = 18,00 + 0,012·65 = 18,78 м;
H?ПК7+40 = H?ПК7 + i·d = 18,00 + 0,012·40 = 18,48 м
H?ПК8 = H?ПК7 + i·d = 18,00 + 0,012·100 = 19,20 м, или
H?ПК8 = H?ПК7+65 + i·d = 18,78 + 0,012·35 = 19,20 м;
H?ПК9 = H?ПК8 + i·d = 19,20 + 0,012·100 = 20,40 м;
H?ПК9+60 = H?ПК8 + i·d = 21,60 + 0,012·60 = 22,32 м;
H?ПК10 = H?ПК9 + i·d = 20,40 + 0,012·100 = 21,60 м;
H?ПК11 = H?ПК10 + i·d = 20,60 + 0,012·100 = 22,80 м;
Общий контроль:
Н'кон - Н'нач = ? i•d = ? h = 22,80 - 21,00 = - 0,01•300 + 0•300 + 0,012•400
1,8 м = 1,8 м
Рабочие отметки ( высоты насыпей и глубины выемок):
НРi = Н'I - Hi,
где Н'I, Hi - проектная отметка и отметка земли в данной точке.
НПК1 = 21,00 - 21,36 = - 0,64 м;
НПК2 = 20,00 - 19,22 = 0,78 м;
НПК3 = 19,00 - 16,86 = 2,14 м;
НПК4 = 18,00 - 15,92 = 2,08 м;
НПК4+75 = 18,00 - 16,32 = 1,68 м;
НПК5 = 18,00 - 15,41 = 2,59 м;
НПК6 = 18,00 - 17,60 = 0,40 м;
НПК6+65 = 18,78 - 17,36 = 1,42 м;
НПК7 = 18,00 - 19,24 = - 1,24 м;
НПК7+40 = 18,48 - 21,39 = - 2,91 м;
НПК8 = 19,20 - 21,64 = - 2,44 м;
НПК9 = 20,40 - 23,58 = - 3,18 м;
НПК9+60 = 22,32 - 22,57 = - 0,25 м;
НПК10 = 21,60 - 23,96 = - 2,36 м;
НПК11 = 22,80 - 24,50 = - 1,7 м;
Вычисление и контроль элементов участка трассы и профиля.
Направление
б
Контроль
Углы поворота
Управ
Улев
бн
48°05?
-
±У1
-12°26?
-
12°26?
бпр
35°39?
-
±У2
-
бк
35°39?
-
?Управ = - ?Улев = 12°26?бк - бн = - 12°26??Управ - ?Улев = - 12°26?
Проверка общей длины трассы.
Длины участков трассы, м
прямых
кривых
площадок
уклонов
424,436
380,4
300
300
195,164
400
?пр = 619,60
?кр =380,4
?пл =300
?укл =700
?пр + ?кр = 1000,00 м?пл + ?укл = 1000,00 м
Длина участка трассы: Sобщ = ПКкон - ПКнач = 1000,00 м
Проверка разности проектных отметок
Длина уклонов
d, м
Уклоны
i, ‰
Превышения
h, м
Отметки
Н, м
+
-
+
-
300
0,01
3,00
400
0,012
4,80
Нк=22,80
Нн=21,00
? (+h) =4,80
? (-h) =3,00
Нк - Нн= =1,80
?h = 1,80