Список источников и литературы……………………………………………...28
Введение
В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение. Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть как одна из трех ветвей государственной власти.
Во-вторых, с решением конструктивных задач, возникающих в ходе реализации концепции административной реформы, цель которой - создание эффективного механизма (организационного, правового, кадрового, информационного и т.д.) управления государством, реализации в жизнь его политики и законов.
Административно-правовые нормы касаются жизни каждого человека, ибо направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение благоприятной среды обитания.
Предметом административного права является и целенаправленное воздействие на деятельность предприятий, учреждений, организаций. Пределы и методы такого воздействия - важнейший фактор строительства правового государства, которое поощряет расширение сферы рыночных экономических регуляторов применительно к организации деятельности хозяйствующих субъектов.
Эффективность правового регулирования общественных от-ношений во многом зависит от того, насколько содержание права адекватно потребностям развития общественных отно-шений. И в зависимости от изменений этих потребностей ме-няются роли, объемы и соотношение основных составляющих права -- его институтов и отраслей.
В связи с введением с 1 июля 2002 г. нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) резко обостри-лась актуальная проблема изучения в юридических вузах и на факультетах страны уже признанного необходимым и изучаемого почти по-всеместно специализированного курса -- «Административная от-ветственность» (хотя именоваться он может и иначе, например, «Административная деликтология», «Административная юрис-дикция», «Административное принуждение» и т. п.).
Административная ответственность как учебная дисциплина, изучаемая в настоящее время во многих юридических вузах и факультетах страны, представляет собой комплекс знаний, уме-ний и навыков, необходимых будущим специалистам для веде-ния профессиональной деятельности во всех отраслях и сферах, так или иначе связанных с обеспечением законности и право-порядка в области административно-правового регулирования общественных отношений, предусмотренных действующим конституционным, административным, налоговым, таможен-ным, финансовым, экологическим, природоохранным и дру-гим законодательством.
Целью данной работы стоит раскрытие понятия и основания административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, признаков административной ответственности, принципов и стадий административной ответственности.
Данная работа базируется как на современном российском законодательстве об административной ответственности, так и на анализе трудов таких ученых, как Е.В. Додин, Н.Г. Салищева, Л.Л. Попов, А.П. Шергин.
1. Законодательство об административной ответственности
В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об ад-министративных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Россий-ской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами законодательства об административных правонару-шениях являются: защита личности, охрана прав и свобод чело-века и гражданина, охрана здоровья граждан и санитарно-эпиде-миологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного по-рядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонару-шений, а также предупреждение административных правона-рушений.
Что касается Кодекса РФ об административных правонару-шениях как единственного на сегодняшний день федерального законодательного акта, аккумулирующего в себе все основопо-лагающие правовые нормы, составляющие в совокупности ин-ститут административной ответственности, то он основывается, прежде всего, на положениях Конституции РФ, а также на об-щепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Причем на этот счет в ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ прямо сказано: «Если междуна-родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об админи-стративных правонарушениях, то применяются правила между-народного договора».
Структурно КоАП РФ состоит из пяти разделов: «Общие по-ложения», «Особенная часть», «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административ-ных правонарушениях», «Производство по делам об административных правонарушениях» и «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях», аккумулируя в себе как материальные нормы, так и нормы процессуального права. При-чем содержащиеся в нем материально-правовые нормы выходят далеко за границы охраны чисто управленческих отношений, о чем явно свидетельствуют положения Особенной части КоАП РФ, предусматривающей составы административных правонару-шений, посягающих на права граждан, на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на собственность, на институты государственной власти и пр.
Объединение же всех материальных и процессуальных норм об административной ответственности воедино (чего не было в предыдущем кодексе -- КоАП РСФСР, поскольку кроме него эту сферу частично затрагивали Таможенный кодекс РФ, Налого-вый кодекс РФ и иные законодательные акты) дает возможность правоприменителям лучше ориентироваться в соответствующих правилах, поскольку число лиц, управомоченных применять ад-министративно-правовые санкции, достаточно велико и их кон-кретные полномочия в этой сфере во многом отличаются друг от друга. Такое положение дел непременно должно отразиться и на повышении уровня законности административно-юрисдикционной деятельности, что также немаловажно в условиях по-строения в России правового государства.
Говоря о законодательстве Российской Федерации в области административной ответственности, нельзя не затронуть во-прос о разграничении предметов ведения и полномочий Рос-сийской Федерации и ее субъектов в этом вопросе, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
общих положений и принципов законодательства об ад-министративных правонарушениях;
перечня видов административных наказаний и правил их применения;
административной ответственности по вопросам, име-ющим федеральное значение, в том числе администра-тивной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Феде-рации;
порядка производства по делам об административных пра-вонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонаруше-ниях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Кроме того, в соответствии с законодательством о судебной системе (а именно -- Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1274, законодатель-ством о защите прав несовершеннолетних (а именно -- Феде-ральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних» Собрание законодательства РФ. 25.04.2005 № 17. Ст. 1485, и с уста-новленной системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, которая утверждена Указом Президента РФ от 09 марта 2004г. №314 Собрание законодательства РФ, 26.12.2005, N 52 (3 ч.), ст. 5690, КоАП РФ в разделе III определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам, подведомственность дел об админи-стративных правонарушениях комиссиям по делам несовер-шеннолетних и защите их прав, а также подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных данным кодексом, федеральным органам исполнительной вла-сти. Обо всем этом также прямо сказано в частях 2--4 ст. 1.3 КоАП РФ.
За пределами ведения Российской Федерации субъекты Рос-сийской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование в сфере борьбы с административными право-нарушениями, которое строится по двум основным направле-ниям -- это самостоятельное определение видов административ-ных правонарушений, посягающих на общественные отношения и полномочия, урегулированные региональным законодатель-ством, а также определение основ компетенции муниципаль-ных органов власти в борьбе с административными правонару-шениями. При этом принимаемые ими в данной сфере законы не должны противоречить регулирующим те же общественные отношения федеральным законам, а также вторгаться в сферы, регулируемые в рамках предметов исключительного ведения Рос-сийской Федерации и ее совместного с субъектами Российской Федерации ведения (ст.ст. 71, 72 Конституции РФ), если подан-ному вопросу был издан федеральный закон.
2. Административная ответственность
2.1 Понятие и признаки административной ответственности
Административная ответственность - это вид юридической от-ветственности, которой присущи все признаки последней и ко-торая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, со-вершившему административное правонарушение (администра-тивный проступок) Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - С.15..
Основные признаками (характерные черты) административ-ной ответственности можно свести к следующему:
- во-первых, она является составной частью администра-тивного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоу-правления в рамках внеслужебного подчинения и т. п.);
- во-вторых, фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной -- преступление, дисциплинарной -- дис-циплинарный проступок, материальной -- причинение матери-ального вреда (ущерба), или гражданско-правовой деликт;
- в-третьих, в отличие от других видов юридической от-ветственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответствен-ность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-право-вая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс со-ответственно), административная ответственность урегулиро-вана нормами именно административного права, которые содержат как исчер-пывающие перечни административных правонарушений, ви-дов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административ-ной ответственности;
- в-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной -- только физические лица;
- в-пятых, процедура (процесс) привлечения к администра-тивной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юри-дической ответственности (в частности, уголовной и граждан-ско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые га-рантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уго-ловным и гражданским процессом);
- в-шестых, административное наказание как мера адми-нистративной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что су-щественно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответ-ственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права;
- в-седьмых, административное наказание как мера адми-нистративной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов (глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых более 50 видов несудебных ор-ганов, а также судей -- и это только федеральный уровень), тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисципли-нарной властью (в пределах их компетенции), уголовные на-казания -- только судом, меры гражданско-правовой и матери-альной ответственности -- в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);
- в-восьмых, практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сбли-жает с ответственностью дисциплинарной, где так же, как и при административной ответственности, лицо считается подвергну-тым взысканию (наказанию) в течение установленного срока (один год, хотя методика его отсчета все же разная).
Несмотря на имеющиеся отличия административной от-ветственности от других видов юридической ответственности, следует отметить, что общим для всех для них является то, что основанием возникновения любого вида юридической ответ-ственности всегда является тот или иной вид правонарушения (административного, дисциплинарного, уголовного и пр.). Но это не только правонарушение, перечень таких оснований бо-лее широк.
2.2 Основания административной ответственности
Так, основаниями административной ответственностиследует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - С.17.. Среди та-ковых принято выделять следующие:
нормативное основание, т. е. наличие норм права, уста-навливающих административную ответственность и регулиру-ющих ее;
фактическое основание, каковым является деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые пред-писания, охраняемые административными санкциями (т. е. на-личие административного правонарушения);
3) процессуальное основание, каковым является право-применительный акт компетентного субъекта о назначении ад-министративного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.
Представляется уместным привести здесь слова известного отечественного ученого-административиста Е.В. Додина: «Ад-министративный проступок служит фактическим основанием административной ответственности. Административный про-ступок -- это конкретный жизненный случай, требующий при-менения административно-правовой санкции. Поэтому вполне естественно, для того, чтобы применить санкцию, необходима норма права, которая должна определить юридическую значи-мость этого жизненного случая. Эта правовая норма, а с ней и акт, содержащий ее, выступает в качестве юридического осно-вания административной ответственности» Додин Е.В. Основания административной ответственности// Ученые записки. Выпуск 1 (18). М., 1964. С.79.. Что же касается процессуального основания административной ответственно-сти, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактиче-ское, поскольку любые нормы права, устанавливающие юри-дическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) пол-номочным на то органом или должностным лицом индивиду-альных юридических актов, основанных на требованиях соот-ветствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, нормативное и фактическое основания администра-тивной ответственности (т. е. конкретное противоправное де-яние и норма права, устанавливающая административную от-ветственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы (такой акт именуется как постановление о назначении административного наказания) самой административной ответственности как та-ковой не будет Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. - М.: Юринформцентр, 2001. - С.18..
Фактическим основанием для наступления административ-ной ответственности является нарушение правовых норм, охра-няемых административными санкциями, -- административное правонарушение (административный проступок, администра-тивный деликт).
Действующее законодательство (ст. 2.1 КоАП РФ) определяет административное правонарушение как противоправное, вино-вное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правона-рушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки, такие, как обще-ственная опасность, противоправность, виновность и наказу-емость деяния.
Таким образом, административное правонарушение -- это, во-первых, деяние, т. е. либо действие -- как активная форма поведения лица, либо бездействие - как пассивная форма по-ведения лица, выражающаяся в неисполнении предусмотренной правовой нормой обязанности. Деяние, характеризующееся как административное правонарушение, -- это осознанный волевой акт человеческого поведения (в единстве его двух составляю-щих -- физического и психического), выражающийся на прак-тике в подконтрольном сознанию и мотивированном совер-шении строго определенного (предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) действия или бездей-ствия. Его характеризуют цель, средства, результат, мотивы и психологическое отношение личности к содеянному Салищева Н.Г. Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. - М.:ИГП РАН, 2001.- 155-159.
Юридическим выражением признака общественной опасно-сти административных правонарушений является их противо-правность (и это отражено в определении). Противоправность как признак административного правонарушения состоит в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или, наоборот, -- не совершает действия, предписанного ему нормой права, т. е. бездействует. Причем для привлечения лица к административной ответственности не требуется на-личия вредных последствий от противоправного действия или бездействия -- достаточно наличия самого факта нарушения (невыполнения) предписаний правовой нормы, т. е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям, охраняе-мым нормами КоАП РФ.
Административное правонарушение -- это всегда винов-ное деяние, т. е. виновность -- это обязательный признак административного правонарушения (и это также отражено в формулировке его понятия). Вина -- это психическое от-ношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его по-следствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосто-рожности. Это касается физических лиц как субъектов адми-нистративных правонарушений. Что же касается юридических лиц, то в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Фе-дерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
И последний обя-зательный признак административного правонарушения -- это его наказуемость, который означает, что любое конкретное дей-ствие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством (нормами КоАП РФ или законов субъек-тов Российской Федерации) предусмотрена административная ответственность. И это также отражено в самом определении по-нятия административного правонарушения.
2.3 Цели, функции и стадии административной ответственности
Цель административной ответственности опосредуется через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупре-дительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще ка-рательной или штрафной) и сигнализационную Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 438-439..
Первая призвана осуществлять общее предупреждение пра-вонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, пре-дотвращающее его противоправное поведение. Вторая же, соб-ственно, и проявляется в тех неблагоприятных последствиях, ко-торые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противо-правного деяния. А третья (сигнализационная) функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, на-пример, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо по-вторное в течение года совершение однородного административ-ного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к ад-министративной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.
Некоторые авторы, например А.Б. Агапов, Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.,2000.С. 13.
выделяют и та-кую функцию административной ответственности, как создание предпосылок ограничения последствий вреда возможного пра-вонарушения -- ограничительная функция: она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного на-казания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение. Сюда же следует, пожа-луй, отнести и дисквалификацию как вид административного наказания.
В то же время, цели административной ответственности можно определить и через цели административного наказа-ния как меры этой ответственности. А данные цели имеют яв-ную предупредительную и профилактическую направленность, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонаруше-ния и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». Отметим, что про-филактическая (предупредительно-воспитательная) функция ад-министративной ответственности в настоящее время выводится законодателем на передний план.
Рассматривая юридическую, в том числе и административ-ную ответственность как некое материальное охранительное отношение, можно сделать вывод о том, что это правоотноше-ние, являясь по своей природе длящимся, имеет определенные стадии своего развития. Причем за основу выделения опреде-ленных стадий юридической ответственности следует брать соотношение степени познания совершенного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и долж-ностными лицами и изменений, происходящих в правовом ста-тусе правонарушителя (т. е. в объекте правоотношения ответ-ственности).
В этой связи различные авторы выделяют свои концепции о стадиях юридической ответственности. Основное различие в этих концепциях состоит в том, что их авторы по-разному определяют момент возникновения право-отношения ответственности, и если их объединить воедино, то наиболее уместное деление административной, как и любой дру-гой юридической ответственности, на отдельные самостоятель-ные стадии будет, пожалуй, следующимШиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998. С. 41 - 48:
стадия возникновения юридической ответственности (на-чинается с момента совершения правонарушения и длится до момента обнаружения его должностными лицами компетентных государственных органов);
стадия конкретизации юридической ответственности (на-чинается с момента обнаружения правонарушения должност-ными лицами компетентных органов государства и заканчи-вается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкрет-ным лицом);
3) стадия реализации юридической ответственности (начинается с момента вступления в законную силу правоприменительного акта государственного органа, признающего факт совершения правонарушения конкретным лицом, и закан-чивается моментом окончания исполнения наказания (взы-скания).
2.4 Принципы ад-министративной ответственности
Под принципами административной ответственностисле-дует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение: наступление административ-ной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли; наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя; законность привлечения к административной ответственности; справедливость административной ответственности и ее индиви-дуализация; своевременность ответственности, а также принцип целесообразности привлечения к административной ответствен-ности. И, наконец, повсеместно должен применяться принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. С. 22-27..
Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административ-ного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев -- бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой админи-стративной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные све-дения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего наме-рения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.
Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правона-рушении, а следовательно, и об ответственности за него. На-личие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вы-званных им результатов, а юридическое лицо признается вино-вным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установ-лена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм и правил.
Принцип законности привлечения к ответственности означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в слу-чаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством пред-усмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и вся-чески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких, как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры административного наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, про-цедуры рассмотрения дела об административном правонару-шении по существу, сбора, фиксирования и исследования до-казательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).
Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип Общая теория права: Учебник для вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. М., 1998. С. 325-327.поп bisinidет («не дважды за одно»), согласно которому никто недолжен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, на-пример, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только под-вергается штрафу по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).
В то же время принцип «не дважды за одно» нельзя противо-поставлять такому принципу, как принцип двусубъектности от-ветственности, характерному именно для административного права. Этот принцип означает, что, например, за совершение по сути одного правонарушения допускается привлечение од-новременно юридического лица к административной и физи-ческого лица, непосредственно виновного в этом, -- к админи-стративной или уголовной ответственности. Так, в частности, если при перемещении через таможенную границу России не-задекларированного товара неким абстрактным акционерным обществом при наличии признаков так называемой «коммер-ческой» контрабанды таможня выяснит, что недекларирование товара произошло по вине конкретного сотрудника этого акци-онерного общества, уполномоченного в силу своих служебных обязанностей на совершение данной процедуры (процедуры де-кларирования), то наряду с привлечением к административной ответственности самого юридического лица по ст. 16.2 КоАП РФ («Недекларирование либо недостоверное декларирование това-ров и/или транспортных средств») должно быть привлечено к уголовной ответственности и конкретно виновное в этом физи-ческое лицо по ст. 188 УК РФ («Контрабанда»). То есть, право-нарушение по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответствен-ности может быть два.
Справедливость как принцип юридической ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного администра-тивного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение того или иного административного право-нарушения правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ соверше-ния правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоя-тельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы Особен-ной части КоАП РФ или принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных право-нарушениях.
Индивидуализация наказания -- непременное условие его результативности. Индивидуализация административной ответ-ственности является частью принципа ее справедливости и озна-чает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совер-шил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Иными словами, если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного право-нарушения.
Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответ-ственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слиш-ком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. 4.5 КоАП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения либо при совершении длящихся проступков -- два месяца с их обнаруже-ния (по отдельным категориям административных правонарушений этот срок составляет один год). Сроком давности ограничено также исполнение постанов-ления о наложении административного наказания -- один год со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).
Целесообразность как принцип юридической ответственно-сти -- это соответствие избираемой в отношении правонару-шителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, в частности, применительно к лицам, привле-каемым к ответственности за совершение административных правонарушений, правоохранительными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление и административное задержание правонарушителей. Такие меры могут быть использованы, а могут использованы и не быть. Выбор правоприменителем соответствующей меры при-нуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.
Целесообразность как принцип административной ответ-ственности проявляется также и в наличии предусмотренной законом (ст. 2.9 КоАП РФ) юридической возможности для пра-воприменителя (судьи, органа или должностного лица, уполно-моченного решить дело об административном правонарушении) освободить лицо, совершившее административное правонаруше-ние, от административной ответственности при малозначитель-ности совершенного проступка (т. е. по сути -- при отсутствии назначения административного наказания) и ограничиться при этом устным замечанием.
Неотвратимость как принцип административной ответ-ственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А реа-лизация данного принципа является существенным фактором эффективной борьбы с правонарушениями вообще и админи-стративными правонарушениями в частности, а также является одним из основных показателей качества всей правоохрани-тельной и правоприменительной деятельности уполномочен-ных на это государственных органов и должностных лиц.
В теории права существуют основания исключения юриди-ческой ответственности и освобождения от юридической ответ-ственности. Принципиальное отличие между ними в том, что если в первом случае при совершении правонарушения (точнее даже -- объективно противоправного поступка) ответственно-сти нет вообще и быть не может в силу ряда юридически ого-воренных и имеющих место в реальности условий или состоя-ний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее.
Условиями, исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и саму административную ответствен-ность, являются:
невменяемость физического лица (когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях);
отсутствие в деянии признаков юридического состава ад-министративного правонарушения;
казус Административная ответственность: Вопросы теории и практики / Под ред. Н.Ю.Хаманевой. - М.: ИГП РАН, 2004. - с. 87- 90..
Так, если нет хотя бы одного из элементов со-става правонарушения, то нет и самого правонарушения, а без правонарушения не может быть и ответственности за него.
Вменяемость же лица, привлекаемого к административной от-ветственности, равно как и его возраст, является характеристикой субъекта правонарушения, который в совокупности с другими элементами образует состав правонарушения. Это обстоятельство от-ражено во многих законах, в том числе и в ст. 2.8 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический харак-тер и противоправность своих действий (бездействия) либо руко-водить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного бо-лезненного состояния психики.
Причем законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицинский и юридический.
Медицинский критерий невменяемости указывает на различ-ные формы болезненных расстройств психической деятельности человека. Таковых в КоАП РФ указано четыре:
хроническое психическое расстройство (например, ши-зофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и иные длительные формы расстройства психики, имею-щие устойчивый характер и тенденции к прогрессированию);
временное (т. е. краткосрочное) психическое расстройство (например, алкогольный психоз (так называемая «белая го-рячка»), временное расстройство психики, вызванное тя-желым душевным потрясением (патологический аффект), и прочие болезненные состояния психики, заканчивающи-еся выздоровлением);
3)слабоумие, т. е. либо врожденный (олигофрения), либо приобретенный в результате изменений мозга при раз-личных заболеваниях (деменция) дефект психики, прояв-ляющийся в слабости интеллекта;
4) иное болезненное состояние психики (различного рода за-болевания, как таковые психическими не являющиеся, но сопровождающиеся временным расстройством психики).
Юридический критерий невменяемости заключается в отсут-ствии улица способности осознавать фактический характер и про-тивоправность своих действий или бездействия (это интеллекту-альный аспект), а также руководить ими (это волевой аспект).
Несколько сложнее дело обстоит при наличии некоторых об-стоятельств, исключающих общественную опасность совершен-ного противоправного деяния (непреодолимая сила, необходи-мая оборона и крайняя необходимость).
К обстоятельствам непреодолимой силы относятся обстоятельства, не зависящие от воли и желания лица, но которые преодолеть он просто не в силе, и они становятся на пути исполнения им взятых на себя обяза-тельств и ведут к совершению правонарушения. К таковым отно-сятся: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и иные природные явления, в ряде случаев аварии и пр. А вот необходи-мая оборона и крайняя необходимость -- это в некотором роде оценочные характеристики, зачастую во многом зависящие от обстоятельств конкретного правонарушения.
Необходимая оборона -- это защита гражданином своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов другого лица, общества или государства от противоправного посягатель-ства независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью в этом к другим лицам или органам власти. Как та-кового института необходимой обороны КоАП РФ напрямую не предусматривает.
Крайняя необходимость -- это причинение лицом вреда охра-няемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам обще-ства и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней необходимости регламентирован в ст. 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представ-ляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости мо-жет быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридиче-ским лицом.
Правонарушение -- это деяние всегда виновное, т. е. умыш-ленное или неосторожное. Неосторожную вину следует отличать от невинного причинения вреда или казуса (случая), при котором юридическая ответственность (в том числе и административная) не наступает (исключается). Суть казуса состоит в том, что лицо, совершившее то или иное деяние, формально закрепленное как правонарушение, но при этом не должно и не могло предвидеть общественно опасные (общественно вредные) последствия своих действий. Например, это очень распространено при дорожно-транспортных происшествиях.
Исходя из принципа законности, юридическая ответствен-ность может быть наложена на конкретное лицо только при наличии в его действиях либо бездействии признаков состава конкретного правонарушения, т. е. объекта противоправного посягательства, объективной стороны противоправного деяния, субъекта правонарушения и его отношения к содеянному -- субъ-ективной стороны правонарушения. И для того, чтобы застра-ховать людей и их коллективы от необоснованных обвинений в совершении правонарушений в законодательстве стран с демо-кратическим характером общества, в том числе и в России, вы-работан принцип неответственности, именуемый презумпцией невиновности.
Принцип презумпции невиновности является конституци-онным (содержится в ст. 49 Конституции РФ) и означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установ-лена вступившим в законную силу приговором суда. Обви-няемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустра-нимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Применительно к институту административной ответствен-ности этот принцип сформулирован в ст. 1.5 КоАП РФ:
1) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
2) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, счи-тается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановле-нием судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;
3) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
4) неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Данный принцип распространяется как на физических, так и на юридических лиц, привлекаемых к администра-тивной ответственности, и исходит из того, что всякое со-мнение, которое не представляется возможным устранить в установленном законом порядке, должно истолковываться в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Иными сло-вами, существует законом установленное предположение, что лицо даже при наличии фактических обстоятельств, свиде-тельствующих о признаках объективной стороны правонару-шения (т. е. конкретного деяния, противоправного результата и наличия причинной связи между ними), считается неви-новным до тех пор, пока не будет доказано обратное. При-чем бремя доказывания ложится не на это лицо, а на ор-ганы обвинения.
Заключение
Таким образом, административная ответственность - это вид юридической от-ветственности, ко-торая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, со-вершившему административное правонарушение. Административная ответственность обладает следующими признаками:
- она является составной частью администра-тивного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами;
- фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
- административная ответственность урегулиро-вана нормами именно административного права, которые содержат как исчер-пывающие перечни административных правонарушений, ви-дов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административ-ной ответственности;
- субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
- административное наказание как мера адми-нистративной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов и др.
Основаниями административной ответственности служат наличие норм права, уста-навливающих административную ответственность и регулиру-ющих ее (нормативное основание); деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые пред-писания, охраняемые административными санкциями (т. е. на-личие административного правонарушения) - это фактическое основание; и процессуальное основание - право-применительный акт компетентного субъекта о назначении ад-министративного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.
Цель административной ответственности опосредуется через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупре-дительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще ка-рательной или штрафной) и сигнализационную.
В своем развитии административная ответственность проходит следующие основные стадии:
- стадия возникновения юридической ответственности (на-чинается с момента совершения правонарушения и длится до момента обнаружения его должностными лицами компетентных государственных органов);
- стадия конкретизации юридической ответственности (на-чинается с момента обнаружения правонарушения должност-ными лицами компетентных органов государства и заканчи-вается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкрет-ным лицом);
- стадия реализации юридической ответственности (начинается с момента вступления в законную силу правоприменительного акта государственного органа, признающего факт совершения правонарушения конкретным лицом, и закан-чивается моментом окончания исполнения наказания (взы-скания).
Таким образом, существование административной ответственности как такой призвано осуществлять общее предупреждение пра-вонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону. Ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, пре-дотвращающее его противоправное поведение.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 2), ст. 1274.
4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984, №27, ст. 909.
5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1274.
6. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 25.04.2005 № 17. Ст. 1485.
7. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 09 марта 2004г. №314 // Собрание законодательства РФ, 26.12.2005, N 52 (3 ч.), ст. 5690.
8. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М., 2000.
9. Административное право. Серия «Учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
10. Додин Е.В. Основания административной ответственности// Ученые записки. Выпуск 1 (18). М., 1964.
11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Н.Г.Салищевой, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова и др. - М.: ТК Велби, 2002.
12. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н.Топорниной. - М.: Юристъ, 1997.
13. Общая теория права: Учебник для вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. М., 1998.
14. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление. Гражданин. Ответственность (Сущность, применение и эффективность административных взысканий). Л., 1975.
15. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000.
16. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
17. Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. М., 1998.
18. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. - М.: Юринформцентр, 2001.
19. Салищева Н.Г. Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. - М.:ИГП РАН, 2001.
20. Административная ответственность: Вопросы теории и практики / Под ред. Н.Ю.Хаманевой. - М.: ИГП РАН, 2004.