Рефераты

Административная ответственность

Административная ответственность

18

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Административная ответственность"

Введение

В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение.

Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть как одна из трех ветвей государственной власти.

Во-вторых, с решением конструктивных задач, возникающих в ходе реализации концепции административной реформы, цель которой - создание эффективного механизма (организационного, правового, кадрового, информационного и т.д.) управления государством, реализации в жизнь его политики и законов Административное право: Учебник. Л.Л. Попов.2005. ст. 133 (Глава 12).

Административно-правовые нормы касаются жизни каждого человека, ибо направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение благоприятной среды обитания.

Предметом административного права является и целенаправленное воздействие на деятельность предприятий, учреждений, организаций. Пределы и методы такого воздействия - важнейший фактор строительства правового государства, которое поощряет расширение сферы рыночных экономических регуляторов применительно к организации деятельности хозяйствующих субъектов.

Эффективность правового регулирования общественных отношений во многом зависит от того, насколько содержание права адекватно потребностям развития общественных отношений. И в зависимости от изменений этих потребностей меняются роли, объемы и соотношение основных составляющих права - его институтов и отраслей.

Административная ответственность в данной системе, является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Административная ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества.

Термин ответственность достаточно многообразен. Его существование предопределено общественным характером человеческого поведения и отражает взаимосвязь общества и отдельного человека. Жить в обществе и быть свободным от него, от его законов, нельзя: в любых жизненных ситуациях человек должен сопоставлять поступки с существующими в обществе нормами и ценностями, с интересами других людей. В свою очередь общество сопоставляет свои интересы и поведение с деятельностью субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение или наказывая нарушителя).

Точность в понятиях и оценках положений о данном виде ответственности, с учетом её конституционно-правовой природы, установление её согласованности внутри себя, а также с иными отраслями права, является важной предпосылкой согласованности и системности российского законодательства, способствует единообразию правоприменительной деятельности, укреплению законности и правопорядка.

1. Понятие, особенности и виды административной ответственности

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

При наличии юридического факта - административного правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание.

В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Одно из часто используемых определений административной ответственности звучит так:

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административных наказаний к физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение Правоведение: Учебник для высших учебных заведений, Магистр-Пресс, 2004, ст. 24.

Административная ответственность бывает как:

Позитивная административная ответственность - это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность - это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, ст. 139.

Выделают следующие особенности административной ответственности:

- является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

- регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

- нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

- фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

- субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

- реализуется посредством применения мер административных наказаний;

- к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

- привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

- к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

- меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях) Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, ст. 139.

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными Статья 23.1 КоАП РФ или исполнительными органами Статьи с 23.2 по 23.69 КоАП РФ.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться:

- материальные (административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности);

- психологические (предупреждение);

- организационные лишения (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства).

2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение: наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли; наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя; законность привлечения к административной ответственности; справедливость административной ответственности и ее индивидуализация; своевременность ответственности, а также принцип целесообразности привлечения к административной ответственности. И, наконец, повсеместно должен применяться принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. С. 22-27..

Выделяют следующие Принципы административной ответственности:

- принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

- индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

- ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

- ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

- принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

- принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

- принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

- принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

- принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально
быстро).

С учетом перечисленных принципов административной ответственности можно определить Цели административной ответственности:

1. защита правопорядка;

2. воспитание граждан в духе уважения к закону;

3. восстановление социальной справедливости;

4. предупреждение совершения новых правонарушений.

Цели административной ответственности опосредуются через функции, которые они выполняет:

1. штрафная (карательная) ответственность - состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой - средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

2. воспитательная ответственность - состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

3. компенсационная ответственность - состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Основания административной ответственности:

Нормативное основание административной ответственности - система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности - совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности - вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

3. Законодательство об административной ответственности

В соответствии со статьей 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законодательство об административной ответственности - система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, ст. 141.

Система законодательства об административных правонарушениях состоит:

1. КоАП;

2. законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1. общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2. перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4. порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5. порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний Статья 1.3. КоАП РФ.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

- защита личности;

- охрана прав и свобод человека и гражданина;

- охрана здоровья граждан;

- охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- защита общественной нравственности;

- охрана окружающей среды;

- охрана установленного порядка осуществления государственной

- власти;

- защита общественного порядка и общественной безопасности;

- защита собственности;

- защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

- защита общества и государства;

- предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

- во времени;

- в пространстве;

- по кругу лиц.

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е.распространяется и на лицо которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

1. общего действия (распространяется на все субъекты);

2. специального действия.

При этом выделяются виды специальных субъектов:

- несовершеннолетние;

- должностные лица;

- военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- юридические лица Российской Федерации;

- индивидуальные предприниматели;

- иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее при
влеченные к административной ответственности).

4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Правонарушение - это деяние всегда виновное, т.е. умышленное или неосторожное.

В теории права существуют основания исключения юридической ответственности и освобождения от юридической ответственности за совершенное правонарушение. Принципиальное отличие между ними в том, что если в первом случае при совершении правонарушения (точнее даже - объективно противоправного поступка) ответственности нет вообще и быть не может в силу ряда юридически оговоренных и имеющих место в реальности условий или состояний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, - установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают.

Условиями, исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и саму административную ответственность, являются:

1. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, - 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

2. Крайняя необходимость - противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

3. Невменяемость - состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Так, если нет хотя бы одного из элементов состава правонарушения, то нет и самого правонарушения, а без правонарушения не может быть и ответственности за него.

Вменяемость же лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и его возраст, является характеристикой субъекта правонарушения, который в совокупности с другими элементами образует состав правонарушения.

Согласно ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Юридический критерий невменяемости заключается в отсутствии улица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (это интеллектуальный аспект), а также руководить ими (это волевой аспект).

Несколько сложнее дело обстоит при наличии некоторых обстоятельств, исключающих общественную опасность совершенного противоправного деяния (непреодолимая сила, необходимая оборона и крайняя необходимость).

К обстоятельствам непреодолимой силы относятся обстоятельства, не зависящие от воли и желания лица, но которые преодолеть он просто не в силе, и они становятся на пути исполнения им взятых на себя обязательств и ведут к совершению правонарушения. К таковым относятся: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и иные природные явления, в ряде случаев аварии и пр. А вот крайняя необходимость - это в некотором роде оценочные характеристики, зачастую во многом зависящие от обстоятельств конкретного правонарушения.

Крайняя необходимость - это причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней необходимости регламентирован в статье 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости может быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридическим лицом.

Особо следует отметить Обстоятельства освобождения от административной ответственности - установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Заключение

Ответственность - понятие классовое. В каждом конкретном случае определяется и реализуется с учетом социальных, исторических, экономических, идеологических и других объективных и субъективных условий конкретной политической системы. Поэтому ответственность представляет собой особый вид социальной связи элементов, общества и является одним из важнейших институтов организации общественной жизни.

Можно выделить два аспекта понимания ответственности и ее реализации:

Первый связан с осуществлением долга, с должным поведением (самоорганизацией поведения), соответствием своего поведения социальным обязанностям, как общим, так и специальным (например, быть честным, добрым, не красть, не убивать
и т.п.); ее условно называют активной, перспективной ответственностью.

Второй ориентирован на оценку поведения, отклоняющегося от норм и его результатов, последствий, т.е. ответственность за содеянное. По времени также ответственность является ретроспективной. Данная ответственность носит правовой характер и является предметом изучения юридических наук.

Административная ответственность является одной из разновидностей юридической ответственности. Она, как и уголовная, дисциплинарная и материальная, устанавливается государством посредством издания правовых норм; нарушений (неисполнение) этих норм влечет наказание (взыскание); порядок наложения взыскания и его исполнения определяется государством.

Административная ответственность в юридической литературе рассматривается как следствие правонарушения.

В административном праве под административной ответственностью принято принимать ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях прямо предусмотренных законом народным судом (народными судьями), за нарушение общеобязательных административно-правовых норм, выраженную в применении к нарушителям установленных административных санкций.

Исходя из изложенного, в качестве характерных черт (признаков) административной ответственности можно выделить следующее:

1) наступает при совершении лицом правонарушения;

2) устанавливается преимущественно нормами административного права;

3) субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане и должностные лица)

4) поступает во внесудебном порядке;

5) порядок наложения взыскания регламентируется административно-процессуальными нормами;

6) не влечет последствий в виде судимости;

7) играет важную роль в профилактике преступлений.

Следовательно, административная ответственность - это предусмотренная нормами административного права обязанность лица отвечать за свое неприкосновенное деяние (действие или бездействие) и нести наказание в установленном законом порядке.

Список литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.11.2008 №197-ФЗ

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г., Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, №52 (ч. 2), ст. 1274.

4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений), Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984, №27, ст. 909.

5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ, в ред. Федерального конституционного закона от 05.04.2005 №3-ФКЗ, КонсультантПлюс, ст. 1.

6. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 09 марта 2004 г. №314, в ред. Указа Президента РФ от 07.10.2008 №1445, КонсультантПлюс, ст. 2.

Литература

7. Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, стр. 139-143.

8. Административное право: Учебник. Издание второе, Л.Л. Попов, 2005, КонсультантПлюс, стр. 133-135 (Глава 12, раздел 1)

9. Административное право: Учебник. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю., ЗАО Юстицинформ, 2007, стр. 92-94

10. Правоведение: Учебник для высших учебных заведений, М.И. Абдуллаев, Магистр-Пресс, 2004, стр. 151

11. Административная ответственность: Учебное пособие, И.В. Тимошенко, Москва, «Март», 2004, стр. 22-27.


© 2010 Современные рефераты