1. Понятие административного производства, их виды. Административное производство в деятельности ОВД
2. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан
3. Производство по делам о поощрении
4. Дисциплинарное производство
Заключение
Нормативные акты
Литература
Введение
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА - совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения однородных групп управленческих дел.
Управленческие процедуры распространяются не только на отношения, что регулируются различными отраслями права, но реализуются через государственную исполнительную деятельность. Эта особенность административно-процессуальной деятельности объясняет многочисленность административных производств, поскольку административный процесс обслуживает отрасли права, которые не имеют своих процессуальных форм.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что вопрос о видах административных производств, представляет значительный интерес, прежде всего, с позиций практического применения административно-процессуальных норм. Как известно, в административном порядке разрешаются дела по применению соответствующих правовых норм почти всех отраслей материального права, за исключением уголовного.
Эта особенность административно-процессуальной деятельности предопределяет и многообразие административных производств, если подразделить их, исходя из специфики регулируемых общественных отношений.
Основная цель исследования состоит в изучении и анализе юрисдикционных видов административных производств.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и видам административного производства;
2. Рассмотреть административные производства в деятельности ОВД.
3. Проанализировать производства в административно-юрисдикцион-ном процессе: по жалобам граждан; по делам о поощрениях; дисциплинарное производство.
1. Понятие административного производства, их виды. Административное производство в деятельности ОВД
Как составная часть юридического процесса, административное производство представляет собой определенный комплекс взаимообусловленных действий, обеспечивающих регулирование процессуальных правоотношений, находящихся в логической связи с материальными правоотношениями, имеющих целью установление фактических данных по конкретным делам и официальное закрепление результатов рассмотрения таких дел в правовых актах - документах (постановлениях, решениях).
Такие характерные черты свойственны всем известным видам процессуальной деятельности - процессам гражданскому, уголовному, административному, но в отличие от первых двух, в административном процессе не составляется промежуточных процессуальных актов-документов: только органы прокуратуры выносят постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства; не составляется отдельного процессуального документа о принятии дела к производству; не составляется обвинительного акта; не составляется отдельного процессуального документа об отложении рассмотрения конкретного дела (кроме специальных производств, например, в сфере стандартизации). В административном процессе производство направлено на достижение итогового правового результата и поэтому выносится единственный процессуальный документ - решение по конкретному делу в форме постановления.
В теории административного процесса сложилось определенное соотношение процесса и производства - как общее и особенное, процесс представляется как совокупность производств, производство - часть процесса. Если процесс - понятие более широкое, охватывающее юридическую часть государственной управленческой деятельности, то производство - это уже деятельность, связанная с разрешением определенной, сравнительно узкой группы однородных дел. Именно характер конкретных дел является определяющим критерием группирования процессуальных норм по институтам (производствам), так как при этом учитываются свойства, общие, типичные для данной группы дел или для подавляющего большинства дел определенной категории.
Так, например все дела по жалобам граждан на неправомерные действия должностных лиц объединяет сам характер обращения, который заключается в уведомлении компетентных органов и лиц о нарушении субъективного права или законного интереса гражданина. Причем это свойство сохраняется во всех случаях независимо от содержания жалобы, касается ли она пенсионных вопросов или каких-либо других, главное объединяющее качество - характер обращения.
Руководствуясь названным критерием можно различать следующие производства: по принятию нормативно-правовых актов в сфере управления; по заявлениям и предложениям граждан в органы государственного управления; по жалобам граждан в органы государственного управления; по применению поощрений в сфере государственного управления; дисциплинарное производство, по делам об административных правонарушениях.
Несмотря, на имеющиеся конкретные особенности и различия, названные виды производств связывает воедино коренная общность, дающая основание говорить о каждом из них, как о составной части общего понятия административного процесса.
Таким образом, если различия между названными видами производств носят частный характер, обусловленный конкретными особенностями дел, то факторы, объединяющие их в единый административный процесс, имеют уже принципиальное значение.
Совокупность административных производств - базовая характеристика административной юрисдикции. Различия между производствами проводятся как по субъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету (объекту). Независимо от вида производства основным документом административного дела является письменное заявление (жалоба, протокол, запись обращения). К административному делу относятся и другие документы, которые подаются сторонами административно-правовых отношений и помогают в решении дела (свидетельства очевидцев, потерпевших, экспертные заключения, другие документы, которые касаются дела). Орган, который занимается производством по делу, может требовать либо по собственной инициативе и собственными силами получать необходимые документы.
Каждое производство осуществляется соответственно по определенным стадиям с соблюдением принципов административного процесса. Стадии административного производства - это этапы, через которые проходит административное дело от возникновения до окончания, это совокупность последовательно совершаемых административных действий.
Содержание административной деятельности милиции составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.
В своей административной деятельности органы внутренних дел руководствуются Законом РФ «О милиции», Кодексом РФ об административных правонарушениях, а так же Указами президента, постановлениями и инструкциями правительства, другими законами и правовыми актами.
К полномочиям милиции общественной безопасности в процессе производства по делам об административных правонарушениях, относятся обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на улицах, площадях, объектах транспорта и других общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России и т.д.
Административную деятельность осуществляют в большей степени следующие подразделения милиции общественной безопасности: отдел ГИБДД, участковые инспектора милиции, отдел лицензионно-разрешительной системы (ЛРС), отдел паспортно-визовой службы (ПВС), инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН) и сотрудники дежурной части.
Так, например, участковый уполномоченный при рассмотрении обращений и заявлений граждан должен:
- Осуществлять прием и регистрацию в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции, поступивших от населения сообщений о совершенных на административном участке правонарушениях с последующей обязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных или готовящихся преступлениях в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.
- Рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
- Выявлять при рассмотрении письменных обращений граждан факты и обстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимо получить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению.
- Принимать по письменным обращениям граждан решения. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16.09.2002Г. № 900 О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ.
Дисциплинарное производство и производство по поощрениям в ОВД регулируется Положением о службе в органах внутренних дел и Приказом МВД РФ№ 1038 от 14 декабря 1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел». Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий и поощрений, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению взысканий и объявлении поощрений, а также порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условий службы.
Об этом более подробно будет показано в последующих главах.
2. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан
Одним из наиболее расширенных является производство по делам по обращениям граждан. В этом случае под обращением имеется в виду предложения, заявления и жалобы, которые рассматриваются органами исполнительной власти.
* предложения -- обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства;
* заявления -- обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации;
* жалобы -- обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов;
* ходатайства -- письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод;
* коллективные обращения граждан -- обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.
Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта 1980 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".
Для данного производства характерны следующие стадии:
Первая стадия - возбуждение дела (основание - соответствующее обращение в письменной либо устной форме) производится в форме регистрации поступившего обращения.
Вторая стадия - рассмотрение обращения.
Третья стадия - принятие руководителем решения по обращению.
Производство по заявлениям и предложениям граждан в органы государственного управления обеспечивается в соответствии с их конституционным правом участвовать в управления делами государства и обращаться лично и коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления.
В заявлениях обычно содержатся просьбы граждан об удовлетворении их субъективных прав и законных интересов; в заявлениях высказываются общественные либо государственные интересы по улучшению работы органов государственной власти и управления, о более полном удовлетворении прав и законных интересов определенных слоев населения, трудовых коллективов.
Установлены сроки рассмотрения обращений: 15 дней - в местных органах управления, 30 дней - в центральных (федеральных). Для рассмотрения обращений военнослужащих и членов их семей сроки рассмотрения сокращаются вдвое. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен руководителем, но не более чем на один месяц. На письменные обращения должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме.
Исполнение решения по обращению состоит в оперативном уведомлении гражданина о результатах рассмотрения обращения. Такое решение может быть обжаловано в административном либо судебном порядке.
Производство по жалобам граждан является одним из средств реализации конституционного права на участие граждан в государственном управлении. Правовые основы для производства по обращениям граждан закреплены в ст. 33 Конституции РФ, устанавливающей право граждан обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Помимо этого, в ст. 46 Конституции РФ закреплено право обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Все жалобы граждан можно поделить на два типа:
* административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;
* судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского, арбитражного и конституционного судопроизводства.
Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Порядок рассмотрения первых регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном Уставе Вооруженных Сил, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров, Таможенном и Налоговом кодексах, Кодексе РФ Об административных нарушениях (КоАП РФ) и в некоторых иных актах.
Работа с жалобами граждан -- особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам.
В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.
Первая из них -- стадия первичной обработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их.
В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию.
Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело после разрешения жалобы и контроль за работой с жалобой.
Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.
Вторая стадия -- проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.
Помимо сбора фактических сведений работа с жалобами предполагает тщательное изучение соответствующих правовых норм.
Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.
Третья стадия -- принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения -- главная в любом административном производстве.
Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).
Общий срок рассмотрения жалоб граждан -- один месяц. Из этого правила установлены три исключения.
1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.
2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.
3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных -- в 7-дневный срок.
В случае необходимости срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.
В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:
* о полном удовлетворении жалобы;
* о частичном удовлетворении жалобы;
* об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.).
о разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).
Четвертая стадия производства по жалобам -- исполнение принятого решения. Прежде всего, необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно ответить и устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано.
Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.
Действующее законодательство не ограничивает право граждан на повторное обращение с жалобой в орган, рассмотревший ее, или в вышестоящий орган. Но надо иметь в виду, что такие повторные обращения малоэффективны. Наиболее надежные гарантии объективного и правильного рассмотрения граждан обеспечивается при судебном разбирательстве в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан”.
В суд можно обратиться с жалобами на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или государственных служащих. Можно обжаловать как индивидуальные, так и коллегиальные решения, в том числе выраженные в форме правовых актов, которые, в свою очередь, могут быть как нормативно-правовыми, так и индивидуально-правовыми. Предмет жалобы ограничивается запретом на обжалование действий (решений), проверка которых отнесена законом к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ и действий (решений), в отношении которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования (по уголовным, гражданским делам и делам об административном правонарушении), а также по вопросам, касающимся обеспечения обороны и государственной безопасности России.
Названный Закон РФ от 27 апреля 1993 г. разрешает обращаться с жалобой либо непосредственно в районный суд по месту жительства гражданина или в суд по месту нахождения соответствующего органа, объединения, государственного служащего либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, государственному служащему.
Обращение с жалобой в районный суд препятствует подаче такой же жалобы в вышестоящий орган; подача жалобы в вышестоящий орган не препятствует обращению с такой те жалобой в суд.
В вышестоящем органе жалоба подлежит рассмотрению в месячный срок, если такой орган отказал в удовлетворении жалобы или в месячный срок со дня подачи жалобы гражданин не получил ответа по жалобе, возможно обращение в суд.
Жалоба может быть подана в суд в трехмесячный срок, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод, либо в месячный срок, исчисляемый со дня получения гражданином уведомления об отказе в удовлетворении жалобы рассмотренной вышестоящим органом. Жалоба на отказ в разрешении на выезд из РФ за границу по основанию, что заявитель уведомлён о сведениях, составляющих государственную тайну подаётся соответственно в Верховный суд Республики в составе РФ, областной, городской суд, суд автономной области, суд военного округа по месту принятия решения об отказе в разрешении на выезд.
Жалоба может быть подана как самим заинтересованным лицом, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Неправомерные действия органов военного управления или воинских должностных лиц могут быть обжалованы военнослужащим в военный суд.
По своей инициативе или по просьбе гражданина суд вправе приостановить исполнение обжалованного действия (решения).
Правила рассмотрения в судах дел по жалобам на действия (решения) органов государственного управления следующие: жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя (представителя) соответствующего органа с согласия лица, подавшего жалобу, дело может быть рассмотрено судьей единолично; явка в суд руководителя (представителя) соответствующего органа может быть признана обязательной (ст. 239 Гражданского Процессуального Кодекса).
При признании жалобы обоснованной судебным решением соответствующий орган (должностное лицо) обязываются устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина. Такое решение суда в 10-дневный срок после вступления его в законную силу направляется соответствующему органу либо вышестоящему органу, общественной организации или должностному липу.
С момента вступления в законную силу решение суда об удовлетворении жалобы обязательно к исполнению, а незаконный индивидуальный или нормативный акт считается недействительным. Об исполнении такого решения в месячный срок должно быть сообщено заинтересованному гражданину и суду. При отказе в удовлетворении жалобы на гражданина могут быть возложены судебные издержки. При удовлетворении жалобы судебные издержки возлагаются на соответствующий орган или государственного служащего.
3. Производство по делам о поощренииПоощрение -- это такой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.В настоящее время существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. Создан российский правовой институт поощрения. Он является межотраслевым, в него входят нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права.Действующими правовыми актами закрепляются:* виды правовых поощрений;* основания их применения;* полномочия субъектов власти поощрять;* порядок поощрения (поощрительное производство). Больше всего в рассматриваемом правовом институте норм административного права. Ими закрепляется наибольшее число разных мер поощрения, наиболее разнообразные основания поощрения и самый широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены.Поощрительные административно-правовые нормы находятся во многих источниках. Среди них можно выделить две группы. В административном законодательстве есть масса источников, специальной темой которых является поощрительная деятельность субъектов исполнительной власти. Это: Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное Правительством 27 декабря 1994 г.; Положение о Почетной грамоте Правительства Российской Федерации, утвержденное Правительством 31 мая 1995 г., и многие иные акты центральных федеральных органов.Акты о поощрении издаются также в субъектах Федерации. Вторая группа источников административно-поощрительных норм -- акты, в которых наряду со многими другими включены и одна или несколько поощрительных норм. Это, например, законы «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О милиции», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и многие другие дисциплинарные уставы, КоАП РФ.Административно-правовые нормы регулируют не только основания и систему поощрений, но и поощрительное производство. Особенно много процессуальных норм содержится в актах, регулирующих поощрение государственными наградами, Государственными премиями, премиями и грамотами Правительства Российской Федерации.В централизованном поощрительном производстве можно выделить стадии:* возбуждения дела о поощрении;* общественной и государственной оценки материалов о поощрении. Для этого созданы Комиссия при Президенте по государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства, Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники и другие органы;* принятия решения о поощрении;* исполнения решения.Положением о государственных наградах Российской Федерации в редакции Указа Президента от 6 января 1999 г. достаточно полно регулируется разновидность поощрительного -- наградное производство.Государственными наградами Российской Федерации являются: звания Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания Российской Федерации.Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности либо органами местного самоуправления. После согласования с органами местного самоуправления районов, городов их направляют соответствующим главам исполнительной власти субъектов Федерации или в федеральные органы государственной власти по согласованию с главами исполнительной власти субъектов Федерации.Государственная администрация не является монополистом в поощрительной деятельности. Поощряют все типы администраций: частная, муниципальная, государственная. Во многих случаях государственная администрация начинает поощрительное производство, оформляет необходимые материалы и ставит перед президентами, представительными органами, судами вопросы о поощрении конкретных субъектов права, например, о присвоении почетного звания, досрочном освобождении от отбывания наказания, замене его более мягким. Порядок возбуждения ходатайств о награждении государственными наградами военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, сотрудников органов внутренних дел, работников прокуратуры, таможенной службы, судей определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.Представления к награждению государственными наградами вносятся Президенту Российской Федерации руководителями федеральных органов государственной власти и руководителями органов исполнительной власти субъектов Федерации.Комиссия по государственным наградам при Президенте:* оценивает представление;* готовит материалы, а также проекты указов. На федеральном уровне поощрение производится:1) Президентом Российской Федерации. К исключительной компетенции Президента относится награждение Государственными наградами, присуждение Государственных премий. Он делает это в форме издания специальных указов;2) Правительством Российской Федерации;3) центральными органами исполнительной власти специальной компетенции Российской Федерации;4) иными центральными органами Российской Федерации (Центральным банком, Прокуратурой, Центральной избирательной комиссией).По поручению Президента и от его имени награды могут вручать:* руководители федеральных органов государственной власти;* руководитель службы государственных наград Президента;* руководители органов государственной власти субъектов Федерации;* полномочные представители Президента;* послы Российской Федерации;* военноначальники -- от командиров дивизий и им равных. Президент может поручить вручение государственных наград и иным лицам.Государственная награда вручается награжденному в торжественной обстановке не позднее двух месяцев со дня вступления в силу Указа о награждении. Одновременно награжденному выдается удостоверение к государственной награде.Очень широко на практике используются такие средства морального поощрения, как объявление благодарности, награждение грамотой. К сожалению, сейчас намного меньше, чем раньше, используется такое поощрение, как занесение на Доску Почета (предприятия, вуза, района, города). К военнослужащим, работникам органов внутренних дел, кроме того, применяются такие средства морального поощрения, как снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания, занесение в Книгу почета, награждение нагрудным знаком, награждение личной фотографией служащего, снятого у развернутого Знамени части (органа внутренних дел). О поощрениях военнослужащих, сотрудников ОВД производится запись в учетных карточках, в отношении рабочих, государственных и муниципальных служащих - в их трудовых книжках.4. Дисциплинарное производствоДисциплинарное производство -- это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Можно сказать и так: дисциплинарное производство -- это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарной ответственности.Нормы о дисциплинарном производстве -- это процессуальная форма, использование которой позволяет эффективно осуществить материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности. Это -- составная часть административно - юрисдикционного, а значит, и юридического процесса. Поэтому общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеют большую специфику.Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности милитаризованных служащих, обучающихся урегулирован административно-процессуальными нормами. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил дисциплинарному производству посвящено около 30 статей. Среди действующих правовых актов вряд ли можно найти еще один, который бы столь детально регулировал процедуру наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.Исходя из анализа действующих правовых норм, теоретических положений о стадиях процессуальной деятельности в рассматриваемом производстве можно различить 4 стадии:1) служебное разбирательство (расследование);2) рассмотрение дисциплинарного дела;3) пересмотр дела;4) исполнение наложенного взыскания.
На первой стадии выявляется, был ли совершен дисциплинарный проступок, виновно ли лицо, совершившее такие действия. На второй стадии на основе собранной информации руководитель издает приказ о наложении взыскания на виновного. Последний может приказ обжаловать; в случае подачи жалобы дело пересматривается. А наложенные и не отмененные взыскания должны быть исполнены.
Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода -- поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении самим руководителем проступка. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.
Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверка документов, замеры и т. д. Но во всех случаях от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение, быть выслушанным -- важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.
Если служебное разбирательство проводилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю.
Рассмотрев материалы дела, субъект дисциплинарной власти вправе:
* вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;
* ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;
* направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, профсоюзного комитета, студенческого совета и т. д.);
* наложить на виновного дисциплинарное взыскание;
* если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности;
* при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.
Права начальников по наложению взысканий установлены с учетом особенностей службы в органах внутренних дел. Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.
Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске, но не позднее 6 месяцев со дня его совершения.
Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.
По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа. А на военнослужащих, сотрудников милиции и некоторых иных милитаризованных служащих самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд ) могут налагаться устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно.
Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме актов о наложении взысканий, на практике используются такие варианты:
* издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека;
* одним специальным приказом привлекаются к ответственности несколько человек;
* в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий;
* взыскание налагается решением коллегии.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ должен быть доведен до сведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях(собрании).
Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.
Как всякий административный акт, приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.
Изменить, отменить приказ могут его автор, вышестоящий руководитель и суд.
В дисциплинарных уставах и иных подобных актах обычно не говорится о праве члена устойчивого коллектива обратиться с жалобой в суд. Но такое право он, как и все граждане, имеет в соответствии со ст. 46 Конституции и Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Кстати, в ст. 4 этого Закона прямо сказано: «Военнослужащий вправе ...обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы».
Сотрудник органов внутренних дел также вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации, а в установленных законом и Положением случаях - и в суд. Начальник, превысивший предоставленные ему права по наложению дисциплинарных взысканий, несет за это дисциплинарную ответственность.
В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.
Порядок исполнения приказа во многом зависит от избранного дисциплинарного взыскания. Многие из них имеют только морально-правовое содержание (выговор и т. д.) и их исполнение состоит в их доведении до сведения, оглашении. Если начальник избрал взыскание организационного характера -- понижение в должности, увольнение (исключение) и т. д. -- его нужно выполнить реально.
Дисциплинарный Устав Вооружённых сил РФ большое внимание уделяет регулированию вопросов применения и исполнения дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте.
В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету.
Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, заносятся в их служебные карточки. И вообще, пока член административного коллектива находится в нем или продолжает находиться на военной или иной милитаризованной службе, взыскания должны быть учтены.
После издания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности для виновного возникает особое правовое состояние -- состояние наказанности. Во-первых, в течение срока действия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются. Во-вторых, в это время может быть применено такое поощрение, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В-третьих, совершение нового проступка в течение срока действия взыскания считается повторным нарушением дисциплины и влечет применение более суровых санкций. В-четвертых, наличие дисциплинарного взыскания не позволяет положительно решить вопрос о представлении к очередному званию.
Члены административных коллективов (военнослужащие, сотрудники милиции, студенты и др.) считаются не привлекавшимися к дисциплинарной ответственности по истечении годичного срока давности. Иными словами, если в течение года член коллектива не совершил нового дисциплинарного проступка, дисциплинарное взыскание автоматически теряет юридическую силу и состояние наказанности прекращается.
По общему правилу годичный срок давности исчисляется со дня наложения взыскания, то есть с даты издания приказа. А окончание срока понимается неоднозначно. В ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел и в ст. 33 Дисциплинарного устава таможенной службы сказано, что дисциплинарное взыскание утрачивает силу, если в течение года сотрудник «не подвергался вновь дисциплинарному взысканию». А в Дисциплинарном Уставе Вооружённых сил РФ и многих других актах взыскание утрачивает силу, если в течение года «не совершено нового проступка». Таким образом, в первом случае срок исчисляется от первого приказа до второго, а во втором случае -- от первого приказа до второго проступка.
Устные взыскания, налагаемые на сотрудников органов внутренних дел, считаются снятыми по истечении одного месяца. Совершение нового проступка прерывает течение срока давности погашения взыскания. Со дня издания нового приказа начинается срок погашения обоих взысканий.
Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.
Заключение
В результате проведённого исследования по теме: „Административные производства“ можно сделать ряд выводов:
во-первых, административный процесс имеет сложную структуру, состоящую из специфических административных производств;
во-вторых, каждому из этих производств свойственны характерные черты, вытекающие из особенностей материально-правовых институтов, нормы которых реализуются не непосредственно, а при помощи административно-процессуальных норм;
в-третьих, этот сложный механизм реализации соответствующих правовых норм, многие из которых имеют принудительно-обязательный характер, обусловлен объективными требованиями законности и задачами ее реального обеспечения.
В административно - юрисдикционном процессе производства классифицируют: по предложениям, заявлениям и жалобам граждан; по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное; исполнительное; по применению мер административного пресечения, производство по поощрениям.
Все административные производства объединяет то, что они есть различные проявления единой по своей сути административно-процессуальной деятельности и осуществляются на принципиально единой организационно-структурной основе.
Главное при решении вопроса о структуре административного процесса состоит в отыскании критерия, который давал бы возможность выделить однородные группы административных дел, рассмотрение которых составило бы содержание соответственных видов производств. Таким критерием может служить характер индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. При этом под характером понимаются существенные свойства, общие для данной группы дел.
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. -- М., 1993.
2. Кодекс РФ «Об административных нарушениях» от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ).
3. Трудовой Кодекс РФ. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ.
4. Федеральный Закон РФ от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации”
5. Федеральный Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Закона от 14 декабря 1995 г.).
6. Закон РФ «О милиции» N 1026-1 от 18 апреля 1991 года (в ред. от 10.01.2003 N 15-ФЗ).
7. Указ Президента в редакции от 6 января 1999 г. «Положение о государственных наградах Российской Федерации».
8. Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 „ Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста присяги сотрудника ОВД РФ “ (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 2, ст.70.
9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта 1980 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в редакции Указов Президиума ВС СССР от 04. 03. 80 года и от 02. 02. 88 года).
10. Дисциплинарный Устав Вооружённых сил РФ.
11. Приказ МВД РФ № 1038 от 14 декабря 1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел»
12. Приказ МВД РФ № 900 от 16.09.2002г. «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».
Литература
1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юрист, 2001.
2. Административная деятельность ОВД: Учебник /под ред. В. Я. Кикотя -- М. : Юнити-Дана, 2003.
3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2001.
4. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. -- М.: Проспект, 2004.
5. Кононов П.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры // Государство и право. 2001.
6. Осинцев Д.В. Основы административного права. Курс лекций. М., 2001.
7. Овсянко Д. М. Административное право. М. Юристъ 2000г.
8. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. -- М.: Юридический центр, 2004.