Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Административная ответственность как средство регулирования общественного порядка и общественной безопасности
1.1. Роль государства в регулировании сферы общественного порядка и общественной безопасности
1.2. Общая характеристика административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
1.3. Система административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Глава 2. Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
2.1 Общие сведения о составе административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность
2.2 Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ
Глава 3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
3.1 Общие вопросы производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
3.2 Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области общественного порядка и общественной безопасности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке. Данная тема продолжает оставаться актуальной и сегодня.
Важность данной темы заключается в том, что административная деликтность представляет собой серьезную угрозу правопорядку в Российской Федерации. Административные правонарушения были и остаются наиболее массовыми видами противоправных деяний (по экспертным оценкам - не менее 100 млн. ежегодно) Мышляев Н.П. Предпосылки разработки концепции административной политики в Российской Федерации // Российский следователь. 2003. №3. - с. 40.. Значительная часть из них, около 76 млн., выявляется органами внутренних дел (далее ОВД), в том числе более 15 млн. - посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Изучение практики деятельности милиции показывает, что в большинстве случаев совершение таких правонарушений, как мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения, вызывает существенный общественный резонанс, обусловливая необходимость оперативной и адекватной реакции со стороны сотрудников ОВД Гапонов О. Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок // Интернет ресурс: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1287186.
Тем самым происходит легитимация вмешательства государства в сферу общественного порядка и общественной безопасности. Конституция РФ закрепила демократический и правовой характер государства, признав в качестве высшей ценности права и свободы человека и гражданина и закрепив обязанность государства признавать, соблюдать и защищать их. Таким образом, необходимость регулирования сферы общественного порядка и общественной безопасности очевидна: данная область требует повышенной стабильности и защиты со стороны государства. Кроме того, такое регулирование, как правило, осуществляется в форме охраны от посягательств различного рода правонарушений. Именно поэтому, законодатель в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) в ст. 2.1, где перечислил задачи законодательства об административных правонарушениях, закрепив тем самым объекты административно-правовой охраны, на одном из приоритетных мест указал защиту общественного порядка и общественной безопасности.
В законодательстве не конкретизируются термины «общественная безопасность» и «общественный порядок». Однако понятие безопасности определено в ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (ред. от 26.06.2008) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - N 15. - ст. 769: «Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Там же определено, что жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Согласно ст. 1 этого же закона к основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Таким образом, регулируя область общественной безопасности и общественного порядка, государство реализует указанный выше конституционный принцип посредством закрепления норм в КоАП РФ, направленных на его проведение в жизнь.
Целью данной работы является осуществление правового анализа положений об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
При написании данной работы автор стремится разрешить следующие задачи:
- определить место и роль уполномоченных государственных органов в регулировании сферы общественного порядка и общественной безопасности;
- охарактеризовать административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
- рассмотреть конкретные составы правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;
- проанализировать общие вопросы и некоторые особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Глава 1. Административная ответственность как средство регулирования общественного порядка и общественной безопасности
1.1. Роль государства в регулировании сферы общественного порядка и общественной безопасности
Основным субъектом обеспечения общественного порядка и общественной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей, которое обязуется обеспечивать безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Кроме того, граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством.
Общественный порядок и общественная безопасность достигаются проведением единой государственной политики в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (ред. от 26.06.2008) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - N 15. - ст. 769
субъектами безопасности, наделенными властными полномочиями в сфере общественной безопасности являются: Президент РФ, Совет безопасности РФ, Правительство РФ, Министерства и государственные комитеты РФ. Каждый из названных акторов, наделяется определенными полномочиями в регулировании рассматриваемой сферы. Однако следует отметить, что особую роль здесь занимают ОВД.
ОВД - часть исполнительной ветви государственной власти, выполняющая наибольший объем работы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений Савюк Л. К. Правоохранительные органы: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - с. 356. Их деятельность определяется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, ведомственными актами и другими нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ.
Система ОВД является централизованной, каждый из элементов которой осуществляет возложенные на него полномочия в соответствии с законодательством РФ. Нельзя также забывать, что возглавляет эту иерархию Министерство внутренних дел РФ (далее МВД РФ).
Составной частью МВД РФ является милиция, которая занимает ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации. - М.: МФПА, 2009. - с. 594. Милиция в РФ - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции» и другими федеральными законами Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (ред. от 22.07.2010) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - N 16. - ст. 503.
Милиция подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. Основной задачей криминальной милиции является осуществление уголовного преследования и предварительного следствия. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Милиции общественной безопасности призвана обеспечивать безопасность личности, общественную безопасность, охрану собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений, и ряд других полномочий.
Правовой основой деятельности милиции является Конституция РФ, Закон РФ «О милиции», ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий.
В процессе административной, т.е. исполнительно-распорядительной, деятельности милиции охраняются от противоправных посягательств определенные виды общественных отношений, которые характеризуются единством, общностью и однородностью Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. -- СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. -- с. 176. Отнесение их охраны к компетенции милиции не является произвольным, а обусловливается самой природой общественных отношений, объективно нуждающихся в особом регулировании и охране.
Административная деятельность милиции регулируется нормами административного права, ее содержанием является: 1) охрана порядка в общественных местах; 2) обеспечение безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов; 3) обеспечение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 4) осуществление лицензионно-разрешительной системы; 5) охрану имущества собственников по договорам.
Каждый вид административной деятельности милиции отличается определенным единством правовых норм, регламентирующих деятельность данного вида, однородностью содержания правоотношений, возникающих в ходе ее осуществления, наличием специальной службы, аппарата или группы сотрудников, осуществляющих эту деятельность.
Следует сказать, что в Законе РФ «О милиции» содержится достаточно широкий перечень обязанностей и прав, которыми наделяется милиция в целом, поэтому целесообразно разделить их на группы в зависимости от характера деятельности:
1) административно-предупредительные меры (проверка документов у граждан и должностных лиц; вхождение в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями; производить в установленных случаях оцепление (блокирование) участков местности; запрещение (ограничение) на отдельных улицах и дорогах движение транспорта и граждан и др.);
2) меры пресечения (административное задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, предметов, товаров, транспортных средств и т.д.);
4) меры административно-процессуального обеспечения (доставление к месту составления протокола, изъятие документов и вещей, отстранение от управления транспортным средством, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и др.).
Особое место среди полномочий милиции занимает право ее сотрудников применять и использовать огнестрельное оружие. Порядок и условия применения оружия сотрудниками милиции урегулирован Законом РФ «О милиции».
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации» внутренние войска участвуют совместно с ОВД в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности при введении военного и чрезвычайного положения, охраняют важные государственные объекты и специальные грузы, обеспечивают территориальную оборону, оказывают содействие Пограничным войскам в охране Государственной границы Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ред. 25.11.2009) // СЗ РФ. - 1997. - № 6. - ст. 711.
Таким образом, в РФ в целях защиты общественного порядка и общественной безопасности создано специальное ведомство - МВД РФ, которое состоит из различных структурных элементов, каждый их которых осуществляет определенные функции в данной области Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008. - с. 294
. Кроме того, органы внутренних дел наделяются достаточно большим набором прав и обязанностей в целях реализации их компетенции. Думается, что таким образом государство стремится придать повышенную стабильность и защищенность сфере общественного порядка и общественной безопасности.
1.2. Общая характеристика административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
Конституция РФ закрепила 4 вида ответственности: уголовная, гражданская, дисциплинарная и административная. Привлечение лица к ответственности предполагает нарушение им предписаний, установленных нормой права.
Административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность - применение в установленном законом порядке уполномоченными органами (должностными лицами) установленных административно-правовыми нормами главы 20 КоАП РФ санкций к лицу, совершившему административное правонарушение в данной сфере, с целью наказания и пресечения подобных проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Говоря об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, следует подчеркнуть следующее Козлов Ю. М. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Юрист, 2004. - с. 15-16:
1. Для административной ответственности характерно, что она наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере реализации исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности. Являясь одним из элементов общего административно-правового регулирования, она используется в случаях нарушения или ненадлежащего исполнения общеобязательных правил поведения, устанавливаемых действующим законодательством и подзаконными административно-правовыми нормами. Особенностью подобных правил является их специальный характер, который находит выражение в правовом регулировании таких управленческих отношений, которые в силу тех или иных причин приобретают важное значение для обеспечения государственной и общественной безопасности и, соответственно, нуждаются в установлении специальных правовых режимов. О специализированном характере общеобязательных правил, разнообразных по своему содержанию, можно судить на основе анализа Особенной части КоАП (гл.5-21).
2. Из общеобязательного характера правил, нарушение которых влечет административную ответственность, следует, что она распространяется на всех физических и юридических лиц, действующих в регулируемой правилами области. При этом не имеет значения форма собственности, ведомственная или иная форма подчиненности субъектов правонарушения. Следовательно, меры административной ответственности не могут применяться руководителями органов исполнительной власти, государственных предприятий и учреждений в отношении подчиненных им работников.
3. Меры административной ответственности применяются в случаях правонарушений не всеми органами и должностными лицами, представляющими в общественных отношениях, регулируемых административным правом, исполнительную власть. Действующее законодательство определяет специальных субъектов применения административной ответственности. Как правило, это органы (должностные лица), в управленческой компетенции которых преобладают правоохранительные функции и полномочия по применению административно-принудительных мер (информация о круге таких специальных субъектов содержится в гл.22-23 КоАП). Такими органами являются суды, а также разнообразные контрольно-надзорные органы и их должностные лица (инспектора, контролеры и т.п.), применяющие меры административной ответственности во внесудебном порядке.
4. Специфической особенностью административной ответственности является и то, что в ее цели входит не только защита административно-правовых норм. Действующее законодательство, включая и Особенную часть КоАП, предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований правовых норм иных отраслей российского права. В этом - универсальное межотраслевое качество правоохранительной функции административной ответственности.
5. Меры административной ответственности применяются не только к физическим, но и к юридическим лицам, т.е. как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам административного права.
6. Для применения мер административной ответственности законодательством установлен особый процессуальный порядок - производство по делам об административной ответственности (раздел IV КоАП РФ). Административно-процессуальные нормы регламентируют деятельность всех специальных субъектов применения административной ответственности (судей, органов внутренних дел и т.д.).
7. Свое непосредственное выражение административная ответственность получает в применении к лицам, совершающим административное правонарушение, особых мер административного принуждения - административных наказаний (гл.3).
8. Основанием административной ответственности является особый вид правонарушения - административное правонарушение (гл.2 КоАП РФ).
В гл. 4 КоАП РФ закреплены основные правила привлечении к административной ответственности и назначения административных наказаний. Анализ санкций статей гл. 20 КоАП РФ показывает, что мерами административной ответственности за административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность, являются Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. - Система ГАРАНТ, 2010 г. - с. 373:
- предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица;
- административный штраф - денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - их принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей;
- административный арест - содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, которая устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток;
- административное приостановление деятельности - временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за совершение административного правонарушения.
Для усиления мер по обеспечению общественной безопасности предусмотрено взыскание в виде лишения специального права хранения и ношения огнестрельного оружия, специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств. В то же время исключены из числа административных взысканий исправительные работы, поскольку применяемые исключительно по месту работы, они по существу являются "штрафом в рассрочку" Студеникина М.С. К проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях // Журнал российского права. - 1998. - № 6. - с. 32 - 34. В соответствии с мировой практикой в целях усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина расширена исключительная компетенция судей за счет отнесения к их ведению наложения (помимо административного ареста) ряда других административных взысканий: лишения специального права, конфискации и возмездного изъятия предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения Борисов Б. А. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. - М.: Юстицинформ, 2006. - с. 3.
В качестве субъектов административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, КоАП РФ выделяет: физических лиц (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), достигших 16 лет и являющихся вменяемыми, юридических лиц и в качестве специальных субъектов выделяет должностных лиц, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, собственников (владельцев) транспортных средств, несовершеннолетних лиц в возрасте от 16 до 18 лет Носков Б. П. Административное право: Учебно-методический комплекс. Часть 1. - Орел: ОрелГТУ, 2007. - с. 258 - 260.
Таким образом, административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, можно позиционировать как часть общей административной ответственности. Однако далее будет показано, что данные административные проступки являются специфическим проявлением посягательств правонарушителей на общественный порядок и общественную безопасность. Вследствие этого со всей уверенностью можно говорить, что данный вид административной ответственности обладает одновременно признаками, характерными как для административной ответственности в целом, так и специфическими, присущими только ей.
1.3. Система административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Законодатель использует каузальный подход не только при расположении глав в структуре КоАП РФ, но и при размещении статей в пределах глав. При этом важно уяснить основы систематизации административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Под системой административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, понимается законодательно определенный порядок расположения взаимодействующих между собой административно-правовых институтов, осуществляющих охрану общественных отношений от противоправных посягательств Колосов Р. Д. Административные правонарушения // Государство и право. - 2002. - № 12. - с. 35 - 40. Глава 20 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» является структурным элементом взаимосвязанной системы, устанавливающей органически неразрывную тотальность, позволяющую решать поставленные задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Систему административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, можно представить следующим образом:
1) Административные правонарушения против общественного порядка (например, ст. 20.1. Мелкое хулиганство);
2) Административные правонарушения против общественной безопасности (например, ст. 20.5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения);
3) Административные правонарушения против здоровья населения и общественной нравственности (например, ст. 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах);
4) Административные правонарушения против установленного порядка управления (например, статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов).
Можно представить и другую систему административных правонарушений в данной области, поскольку, как правило, одно и то же правонарушение, наряду с основным объектом, имеет и факультативный. Соответственно, отнесение конкретного административного правонарушения в ту или иную группу является весьма условным. Однако можно абсолютно точно сказать, что глава 20 КоАП РФ выделена именно по видовому объекту административного правонарушения Антонова В.П. Административная ответственность и проблемы административного права // Государство и право, 2000, № 10. - с. 45- 50.
Таким образом, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, представлены в КоАП РФ в определенной системе. Выделение этой системы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку выстроенная в определенной последовательности и логичности, она позволяет не только вывить виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, но и определить родовой и видовой объекты административного правонарушения, а в ряде случаев, даже и факультативный.
Глава 2. Составы административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности
2.1 Общие сведения о составе административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность (систему) установленных нормами административного права элементов и признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение.
Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием административной ответственности Макарейко Н. В. Административное право: Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2009. - с. 103.
В качестве обязательных признаков состава административного правонарушения выступают: объект и объективная сторона (объективные признаки), субъективная сторона и субъект (субъективные признаки).
1.Объект административного правонарушения - общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами административного права и охраняемые мерами административной ответственности. Выделяют общий, родовой, видовой, непосредственный, дополнительный и факультативный объекты.
В качестве факультативных признаков объекта выступают потерпевший (лицо, которому причиняется вред в результате совершенного правонарушение) и предмет (объект материального мира, который подвергается незаконному воздействию в результате посягательства правонарушителя).
2. Объективная сторона административного правонарушения характеризует внешний акт проступка. Обязательными признаки объективной стороны выступает противоправное деяние (в форме действия или бездействия), вредные последствие и причинная связь между ними. В качестве факультативных признаков объективной стороны выступают способ, орудие, средство, место, время и обстановка совершения правонарушения. Для тех составов, где они указаны, эти признаки являются обязательными.
3. Субъективная сторона административного правонарушения характеризует внутреннюю (психическую) сторону проступка Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. -- М.: Норма, 2008. -- с. 558. Обязательным признаком субъективной стороны является вина, т.е. психическое отношения лица к противоправному деянию и его вредным последствиям.
Вина физического лица может быть выражена в форме умысла (прямого или косвенного) либо неосторожности (небрежности или легкомыслия). Умысел имеет место, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел). Неосторожность имеет место, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Кроме того, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо и наоборот.
В качестве факультативных признаков субъективной стороны выступают мотив и цель правонарушения, которые являются обязательными, если предусмотрены в диспозиции административно - правовой нормы.
4. Субъект административного правонарушения - это лицо, совершившее административное правонарушение и обладающее признаками, указанными в законе. В роли субъектов могут выступать физические лица (граждане РФ, лица без гражданства и иностранные граждане), достигшие 16 лет и являющиеся вменяемыми к моменту совершения правонарушения, и юридические лица, имеющие статут юридического лица к моменту совершения правонарушения.
Кроме того в числе физических лиц выделяются, так называемые, специальные субъекты Душакова Л.А. Административное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - с. 105, а именно: должностные лица, граждане, призванные на военные сборы, лица, имеющие специальные звания, собственники (владельцы) транспортных средств и другие.
Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не позволяют квалифицировать деяние как административное правонарушение, дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению Гуев А. Н. Постатейный комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Экзамен, 2009. - с. 19.
Таким образом, состав административного правонарушения является центральным звеном в институте административной ответственности. Определение всех элементов состава правонарушения является сложным аналитическим процессом, который требует уяснения содержания и значения всех его элементов, необходимых для правильной и точной квалификации деяния как административного правонарушения.
2.2 Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ
Теперь более подробно остановимся на конкретных составах административных правонарушений, предусмотренных гл. 20 КоАП РФ.
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
Объект: общественный порядок и общественная безопасность;
Объективная сторона: ч. 1 - противоправное действие, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества; ч. 2 - действия ч. 1, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка
Субъективная сторона: прямой или косвенный умысел;
Субъект: граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16 лет.
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
Объект: общественный порядок и общественная безопасность;
Объективная сторона: ч. 1 - нарушение установленный порядок организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; ч. 2 - нарушение установленный порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; ч. 3 - организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды;
Субъективная сторона: прямой умысел;
Субъект: граждане, являющиеся для ч. 1, 2 организаторами этих мероприятий, для ч. 3, 4 - участниками.
Статья 20.2.1. Утратила силу.
Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
Объект: общественный порядок и общественная безопасность;
Объективная сторона: ч. 1 - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; ч. 2 - изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду;
Субъективная сторона: прямой умысел;
Субъект: граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности
Объект: общественный порядок и общественная безопасность;
Объективная сторона: ч. 1 - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением нарушения правил пожарной безопасности в лесах и на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте; ч. 2 - действия ч. 1, совершенные в условиях особого противопожарного режима; ч. 3 - нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека; ч. 4 - выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен; ч. 5- продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия; ч. 6 - Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники;
Субъективная сторона: умысел либо неосторожность;
Субъект: граждане для ч. 1, 2, 3, 6; должностные лица, юридические лица.
Статья 20.5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения
Объект: общественная безопасность;
Объективная сторона: нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа)
Субъективная сторона: прямой умысел;
Субъект: граждане, должностные лица.
Статья 20.6. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Объект: общественная безопасность;
Объективная сторона: ч. 1 - невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения; ч. 2 - непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Субъективная сторона: умысел или неосторожность;
Субъект: должностные лица; юридические лица для ч. 2.
Статья 20.7. Нарушение правил гражданской обороны
Объект: общественная безопасность;
Объективная сторона: нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны;
Субъективная сторона: умысел или неосторожность;
Субъект: должностные лица.
Статья 20.8. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему
Объект: общественный порядок и общественная безопасность;
Объективная сторона: ч. 1 - нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему; ч. 2 - нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами; ч. 3 - нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему;
Субъективная сторона: умысел либо неосторожность;
Субъект: граждане для ч. 2; должностные лица для ч. 1; юридические лица для ч. 1, 3.
Статья 20.9. Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения
Объект: общественная безопасность и общественный порядок;
Объективная сторона: установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (за исключением прицелов для охоты), порядок использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации;