Рефераты

Административный процесс

Административный процесс

27

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

1.1. Понятие и сущность административного процесса

1.2. Принципы административного процесса

9

2.ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

16

2.1. Понятие и признаки административного правонарушения

2.2. Порядок производства по делам об административных правонарушениях

26

3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

56

ГЛОССАРИЙ

59

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

61

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие должны нести в современном правовом государстве ответственность за принимаемые ими решения и осуществляемые действия (бездействие), за издание незаконных правовых актов управления, за необоснованное применение к физическим или юридическим лицам мер административного принуждения. Важнейшим правовым институтом, защищающим нарушенные органами исполнительной власти права и свободы человека и гражданина, является административное судопроизводство.

Административное судопроизводство неразрывно связано с содержанием и принципами современного правового государства. Система правового государства и ее функционирование обеспечивается надлежащим образом организованной судебной властью с собственными материальными и процессуальными правовыми атрибутами. Важнейшим признаком правового государства должно являться наличие специализированного правосудия (конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства), посредством которого осуществляется в стране судебная власть. Данное исследование посвящено изучению основных признаков и принципов правового государства, с одной стороны, и анализу института административного судопроизводства, с другой.

Административное судопроизводство в правовом государстве осуществляется в зависимости от созданной в стране судебной системы общими судами или специализированными административными судами. В настоящей работе отстаивается идея формирования в Российской Федерации специализированных административных судов.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации особенно подчеркнула важность проблемы реализации гражданином права на судебную защиту своих прав и свобод. В соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции РФ граждане могут обжаловать в суд действия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц. Именно осуществление и неотчуждаемость этого права являются ключевыми направлениями создания и укрепления российского правового и демократического государства.

Необходимость учреждения в стране административной юстиции по осуществлению административного судопроизводства основана на ст. 118 и 126 Конституции РФ, согласно которым правосудие в судах общей юрисдикции осуществляется посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства, а Верховный Суд РФ есть высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. К числу административных дел относятся дела по защите прав и свобод граждан от незаконных решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, дела о признании недействующими нормативных или ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также дела, возникающие из административно-правовых споров.

Среди ученых-специалистов не существует единого мнения по вопросу создания в России административных судов; институт административного судопроизводства продолжает развиваться благодаря исследованиям ученых-административистов и законопроектной деятельности в области формирования и развития специализированного правосудия как формы осуществления судебной власти в Российской Федерации.

Теория административной юстиции развивалась в работах П. Ф. Елисейкина, А. Т. Боннера, Д. М. Чечота, Н. Г. Салищевой, И. А. Жеруолиса и многих других советских юристов. В настоящее время разработкой данного вопроса занимаются такие ученые-юристы как Старилов Ю.Н., Бахрах Д.Н., Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. и другие.

Актуальность настоящего исследования не представляет сомнение. Ведь в сфере государственного управления, регулирования и контроля находятся так или иначе все граждане и юридические лица. В своей жизнедеятельности они постоянно соприкасаются с решениями и действиями служащих и должностных лиц, администрации и органов исполнительной власти.

Целью работы является рассмотрение понятия и принципов административного процесса, выявление понятия и признаков административного правонарушения, определение порядка производства по делам об административных правонарушениях, а также выявление перспектив развития административного судопроизводства в России.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Нормативную базу исследования составляют действующие в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовые акты. В работе проанализированы проекты таких законов, как «О федеральных административных судах в Российской Федерации» и Кодекс РФ об административном судопроизводстве, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, данные судебной статистики и международно-правовые  документы,  в  которых  регулируются  вопросы построения и осуществления судебной власти посредством административного судопроизводства.

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

1.1. Понятие и сущность административного

процесса

Конституция Российской Федерации в статье 118-й предусматривает, что судебная власть осуществля-ется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, т.е. Конституция создала нормативную базу для фор-мирования специальной системы судов, призванных рассматривать административные дела.

В широком представлении юристов советской эпохи, административные дела - это дела о мелком хулиганстве и прочих мелких нарушениях, перечис-ленных в законах об административных правонару-шениях. Хотя, с моей точки зрения, употребление тер-мина «административные правонарушения» вообще не совсем правомерно, поскольку речь идет о мелких проступках, которые в других странах иногда попада-ют в уголовные кодексы либо в специальные кодексы о проступках и правонарушениях. «Административное правонарушение» - как термин сегодня существует, но как явление не всегда предмет административного судопроизводства Старилов  Ю. Н. От административной юстиции к административному судопроизводству. Воронеж, 2003. С. 47..

Предметом административного судопроизводства являются конфликты, возникающие в сфере государ-ственной и любой другой публичной власти. Основная масса этих дел, это конфликты между гражданами и представителями государственной власти либо мест-ного самоуправления.

Поучителен опыт иностранных государств, где действуют разные правовые акты о судебном контроле за административными органами. В Англии этим заняты обычные суды. В Польше действует Высший административный суд, состоящий из 192 судей, а в регионах функционируют 10 филиалов. В Австрии есть Административный суд. В Германии и Франции административные суды создаются парламентами и действуют как в масштабе страны, так и в землях и департаментах. В Республике Беларусь в штаты общих судов введены должности судей по административным делам и исполнительному производству. В Албании судебный контроль предусмотрен Кодексом гражданской процедуры (1991 г.), в Хорватии с 1991 года действует Акт об административных спорах, в Эстонии - Закон об административной процедуре, в Литве эту сферу регулируют с помощью Кодекса гражданской процедуры, в Польше есть Кодекс административной процедуры, в Румынии - Закон 1990 года об административных процедурах, в Македонии - Закон об основной административной процедуре (1987 г.) и Закон об административных спорах (1977 г.) Загряцков  М. Д.  Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве // Административная юстиция. Конец XIX -- начало XX вв.: Хрестоматия. Т. 1. С. 240..

Обеспечение в нашей стране полноценной системы осуществления административного судопроизводства не может быть сведено к разовым мерам. Это крупная реформа, в пределах которой нужно разработать общую концепцию, определить объем административной юрисдикции, разработать и принять комплекс законов, ввести новые процедуры, сформировать систему административных судов, подготовить специальные судейские кадры.

Исходя из сказанного, можно определить возможный объем и характер административного судопроизводства. Следует прежде всего установить природу соответствующих дел. Это - административные дела, возникающие в сфере государственного управления и регулирования, споры, возникающие из административных правоотношений, дела по защите прав и свобод граждан в сфере управления.

Все эти дела можно разделить на четыре категории. Во-первых, обжалование гражданами актов и действий должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, нарушающих их права преимущественно публичного характера. Речь идет об отказе предоставить публичную информацию, определенные документы, провести регистрацию юридических действий, об ограничениях и нарушениях в процессе выборов, о препятствиях к занятию должности на государственной службе, к участию в обсуждении проектов актов, о невыполнении служебных функций и т.д. Сюда же примыкают составы административных правонарушений, совершаемых должностными лицами, предусмотренные КоАП.

Правонарушения граждан по составам, содержащимся в КоАП, могут быть отнесены к этой же группе.

Во-вторых, споры между гражданами, юридическими лицами и государственными органами, должностными лицами по поводу правовых актов последних. Это могут быть ненормативные акты Правительства, министерств и ведомств, а также региональных органов исполнительной власти, так и нормативные акты, нарушающие права других органов, организаций и граждан. Например, согласно ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд. Какой? В Конституционный Суд и Высший Арбитражный Суд согласно их юрисдикции и в административные суды Бахрах  Д. Н., Россинский  Б. В., Старилов  Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004. С. 59..

В-третьих, тематические споры. Изучение практики показывает, насколько велик объем правонарушений бюджетного, налогового, санитарно-эпидемиологического, экологического, таможенного законодательства. И здесь административное судопроизводство могло бы существенным образом помочь устойчивости императивных норм.

В-четвертых, в сфере административного судопроизводства могут быть споры о компетенции в системе органов исполнительной власти. Случаев нарушений компетенции, вмешательства, подмены, воспрепятствования и использования полномочий очень много в отношениях между Президентом РФ, Правительством РФ и министерствами, ведомствами. В субъектах Федерации много скрытых и явных конфликтов между губернатором (главой администрации) и его департаментами, управлениями. Сохраняют остроту административные споры «по вертикали» между однородными федеральными и региональными органами. Сейчас они гасятся и разрешаются либо неформальными средствами, либо с помощью согласительных комиссий. Но этого явно мало.

1.2. Принципы административного процесса

Понятие «принцип» имеет латинское происхождение и в пере-воде на русский язык означает «основа», «первоначало».

Исходя из этимологического значения этого слова, принципами административного процесса называют фундаментальные его положения, основополагающие правовые идеи, закрепленные в нормах права наиболее общего характера.

Принципы есть основание системы норм административного про-цессуального права, центральные понятия, стержневые начала всей системы процессуальных законов.

Принципы административного процесса выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в це-лом ряде процессуальных норм, в которые включаются гарантии реализации на практике общих правовых предписаний Уткин Д.В. Административное судопроизводство в современном правовом государстве: Автореф. дисс. канн. юр. наук. - Воронеж, 2004. С. 23..

Анализ действующего законодательства, а именно: Конститу-ции Российской Федерации, законодательства о судебной системе РФ позволяет выделить следующий состав принципов административного процесса: принцип отправле-ния правосудия только судом (п. 1 ст. 118 Конституции); принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Рос-сийской Федерации и федеральному закон (п. 1 ст. 120 Конститу-ции РФ), принцип законности; принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом; принцип состязательности; принцип диспозитивности; принцип равноправия сторон; прин-цип гласности разбирательства дел; принцип сочетания устности и письменности; принцип непосредственности; принцип государ-ственного языка судопроизводства.

Принцип осуществления правосудия только судом. Данный принцип имеет конституционное закрепление и провозглашается в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации, в которой за-писано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Содержание этого принципа легко раскрывается на примере уголовного В административном процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третей-ские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты пра-ва выражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончатель-ное решение принимается судом, например, по трудовым спорам после КТС решение по заявлению заинтересованного лица при-нимает суд; б) на суд возложена обязанность проверки законнос-ти в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; в) и, наконец, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ). Правосудие - специальный вид государ-ственной деятельности и осуществляется только судьями, наде-ленными полномочиями в установленном порядке, и в строго процессуальной форме, установленной процессуальным законом.

Принцип независимости судей. Этот принцип провозглашен в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции РФ и феде-ральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции). Независимость судей - важнейший принцип правосудия.

Судьи рассматривают и разрешают административные дела в услови-ях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вме-шательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответ-ственность.

Независимость судей обеспечивается целым рядом конституци-онных гарантий (ст. 120--124 Конституции РФ), конкретизирован-ных в нормах законодательства о судебной системе Российской Федерации Папелиашвили Г. Административно-процессуальная защита прав и свобод граждан // Законность. 2003.

№ 10. С. 15 - 17..

Вопросы, возникающие при рассмотрении дел судом в колле-гиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председа-тельствующий в заседании голосует последним. Судья, не соглас-ный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение.

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом. Равенство граждан перед законом и судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к рели-гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Равенство в процессуальных правах организаций не зависит от места нахождения организации, юридического статуса, подчинен-ности, географических факторов и иных обстоятельств.

Принцип государственного языка. В силу ст. 71, 118 Конституции РФ суды общей юрисдикции являются федеральными судами, по-этому судопроизводство в них должно вестись на государственном языке.

Судопроизводство по административным делам ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, входящей в состав Россий-ской Федерации, на территории которой находится соответствую-щий суд. В военных судах судопроизводство ведется на русском языке.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на кото-ром ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объясне-ния и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства, прино-сить жалобы на родном языке или на любом свободно выбран-ном языке общения.

Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком судопроизводства, -- бе-зусловное основание к отмене судебного решения.

Принцип гласности. В административном процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда (ст. 123 Конституции РФ и ст. 9 ФКЗ «О судебной системе Российской федерации»). Открытое разбирательство оказывает положитель-ное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влия-ет на соблюдение ими норм процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обо-снованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.

Принцип законности. Законность в деятельности судов означает полное соответствие всех их постановлений и совершаемых процессуальных действий нормам как материального, так и процессуального права, т.е. за-кону.

Принцип законности провозглашен в качестве основного прин-ципа в Российской Федерации. Человек, его права и свободы, го-ворится в ст. 2 Конституции РФ, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж-данина -- обязанность государства.

Принцип законности по своему содержанию включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального регулятивного) права и совершать процессуальные действия, во исполнение норм административного процесса Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2000. № 11. С. 5 - 12..

Принцип диспозитивности. Принцип диспо-зитивности заключается в возможности участвующих в деле лиц и в первую очередь сторон распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Этот принцип определяет движение процесса по делу, переход его из одной стадии в другую. В соот-ветствии с принципом диспозитивности возбуждение дела, определение предмета и основания иска, обжалование ре-шения, обращение его к исполнению зависят от волеизъявления стороны (истца). Начало диспозитивности пронизывает все административное судопроизводство от возникновения конкретного дела до исполнительного производства. Заключение миро-вого соглашения определяется волей обеих сторон, а признание иска зависит от позиции ответчика. Стороны сами выбирают спо-собы защиты. Суд без обращения к нему с иском (заявлением) заинтересованных лиц не возбуждает дела.

Принцип состязательности. Истоки принципа состязательности находятся в противоположности материально-правовых интере-сов сторон в административном процессе. Если принцип диспозитив-ности определяет возможности сторон и других лиц, участвую-щих в деле, по распоряжению объектом спора и движением про-цесса, то принцип состязательности определяет их возможности и обязанности по доказыванию оснований заявленных требова-ний и возражений, по отстаиванию своей правовой позиции.

Условием реализации принципа состяза-тельности выступает процессуальное равноправие сторон, поскольку состязаться в отстаивании своих субъективных прав и охраняемых законом интересов стороны могут лишь в одинаковых правовых условиях с использованием равных процессуальных средств.

Принцип процессуального равноправия сторон. В основе этого принципа лежат экономические и правовые начала, которые ста-вят участников судебного процесса в равное положение. Дан-ное состояние в сфере регулятивных отношений в свою очередь положено в основу равноправия сторон в административном процессе.

Суть данного принципа выражается в установленных процес-суальным законом равных возможностях сторон на защиту своих прав и интересов. Предоставляя одной стороне конкретные про-цессуальные права, закон наделяет аналогичными правами и дру-гую сторону.

Принцип сочетания устности и письменности. Административный процесс строится на сочетании двух начал: устности и письменности. Традиционно преобладающее значение в этом сочетании придает-ся устности, хотя известно, что сторонам, суду и другим участни-кам процесса приходится закреплять свои отношения и совершать процессуальные действия в письменной форме.

В административном процессе закреплены нормы, обя-зывающие суд, стороны, других участников процесса совершать процессуальные действия в устной форме, т.е. фиксирующие принцип устности.

Так, заседание суда ведется в устной форме. Председательству-ющий в заседании суда в устной форме открывает заседание, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению; секретарь судеб-ного заседания проверяет явку участников процесса; суд устно разъясняет сторонам и другим лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности. Объяснения лиц, участвую-щих в деле, заключения экспертов заслушиваются. Вопросы всем участникам процесса задаются также в устной форме и протоко-лируются.

Принцип непосредственности. Этот принцип определяет способы восприятия судом доказательств по делу. В силу данного принципа суд должен основывать свое решение по делу исключительно на доказательствах, проверенных и исследованных в заседании суда. Суд обязан всемерно стремиться к тому, чтобы сведения о необхо-димых для разрешения спора фактах были получены из первоис-точников, хотя копии документов или выписки из них не исклю-чаются. Если для дела имеет значение лишь часть документа, представляется надлежащим образом заверенная выписка из него. Подлинные документы предъявляются, когда обстоятельства дела согласно законодательству должны быть удостоверены только та-кими документами.

2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

2.1. Понятие и признаки административного правонарушения

Основанием административной ответственности является ад-министративное правонарушение. Административным правона-рушением признается противоправное, виновное действие (без-действие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях установлена административная ответ-ственность.

От преступления административное правонарушение отлича-ется меньшей степенью общественной опасности. Администра-тивная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если эти они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности Мельникова В.И. Административно-процессуальные нормы: общий обзор // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 109 - 112..

Административное правонарушение обладает четырьмя при-знаками: общественной опасностью, противоправностью, винов-ностью и наказуемостью.

1. Общественная опасность административного правонаруше-ния состоит в том, что оно реально причиняет или может причи-нить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущер-ба, так и в иной форме.

2. Административное правонарушение - это противоправное деяние, то есть деяние, нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушения норм различ-ных отраслей права - административного, земельного, экологиче-ского и других. Административное правонарушение нарушает нор-мы административного и других отраслей права, охраняемых уста-новлением административной ответственности за их нарушение.

3. Административное правонарушение может быть совершено
только виновно. Вина - это психическое отношение лица к дея-нию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

4. Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за соверше-ние которого установлена административная ответственность.

Административное правонарушение как основание админист-ративной ответственности, содержит юридический состав, то есть определенные элементы только при наличии которых воз-можно наступление административной ответственности и приме-нение административного взыскания. К составу административ-ного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются об-щественные отношения, за нарушения которых установлена ад-министративная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непо-средственный объект. В качестве общего объекта администра-тивного правонарушения выступает вся совокупность общест-венных отношений, за нарушения которых устанавливается ад-министративная ответственность, то есть все объекты правона-рушений, предусмотренные КоАП и законодательными актами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП в главы (например, админист-ративные правонарушения, посягающие на права граждан). Не-посредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при соверше-нии конкретного административного проступка. Непосредствен-ные объекты конкретизируются применительно к конкретным статьям КоАП (например, нарушение права гражданина на озна-комление со списком избирателей, участников референдума).

Объективная сторона административного правонарушения характеризует его как противоправный акт поведения правона-рушителя, выражающийся в действии или бездействии. Объек-тивная сторона характеризует его как противоправный акт пове-дения правонарушителя, выражающийся в действии или бездей-ствии. Объективная сторона правонарушения характеризует кон-кретное деяние (действие или бездействие), его последствия и причинную связь между ними Серкяев П. Ведение административного судопроизводства - конституционный долг законодателей // Российская юстиция. 2003. №. 12. С. 54..

В зависимости от объективной стороны, составы правонару-шения подразделяются на формальные и материальные. Для норм с формальным составом для привлечения к ответственности необходим сам факт нарушения правовой нормы, безотноситель-но от наступивших последствий (например, управление транс-портными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средст-вом лицу, находящемуся в состоянии опьянения). Нормы с мате-риальным составом включают в себя противоправное деяние, на-ступившие последствия, а также связь между ними (например, нарушение водителями правил дорожного движения или экс-плуатации транспортных средств, повлекшее причинение мате-риального ущерба).

Важным вопросом является вопрос о субъектах администра-тивного правонарушения. Согласно КоАП субъектами админист-ративной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Административной ответственности подлежит физическое ли-цо, достигшее к моменту совершения административного право-нарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных об-стоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав не-совершеннолетних.

Юридическое лицо признается виновным в совершении адми-нистративного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за на-рушение которых КоАП или законами субъекта Российской Фе-дерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности в КоАП означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы зако-нодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный поря-док возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлече-нии к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административ-ную ответственность за одно и то же административное правона-рушение; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит ад-министративной ответственности на основании закона, действо-вавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Субъективная сторона административного правонарушения включает вину правонарушителя, мотивы совершения правона-рушения и его цель. Вина правонарушителя является основным элементом субъективной стороны административного правона-рушения и выражается в форме умысла или неосторожности.

Данное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последст-вия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Указанное правонарушение признается совершенным по не-осторожности, если лицо, его совершившее, предвидело воз-можность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеян-но рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя Должно было и могло их предвидеть.

В качестве критерия деления административных правонару-шений на виды выступает родовой объект, то есть общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, государственного управления. Формально виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта, объединены в КоАП в главы раздела II Особенной час-ти.

На основе данного критерия можно выделить следующие ви-ды административных правонарушений.

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (Глава 5. ст.ст. 5.1-5.44). К ним, в частности, относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком изби-рателей, участников референдума; вмешательство в работу изби-рательной комиссии, комиссии референдума; неисполнение ре-шения избирательной комиссии, комиссии референдума; нару-шение порядка предоставления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референ-дума; незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением,
избирательным блоком, инициативной группой по проведению
референдума и другие.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоро-вье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (Глава 6. ст.ст. 6.1-6.14). Они включают, в частности: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо на-
родной медициной (целительством); незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных ве-ществ, а также оборот их аналогов; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; занятие проституцией; получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, и ряд других.

3. Административные правонарушения в области охраны соб-ственности (Глава 7. ст.ст. 7.1-7.28). Это, в частности: само-вольное занятие земельного участка; уничтожение специальных знаков; нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использо-вания и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны и другие.

4. Административные правонарушения в области охраны ок-ружающей природной среды и природопользования (Глава 8. ст.ст. 8.1-8.40) Эти правонарушения, в частности, включают: несоблюдение экологических требований при планировании, тех-нико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуата-цию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребле-ния или иными опасными веществами; сокрытие или искажение экологической информации; порча земель; нарушение требова-ний по рациональному использованию недр и другие.

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (Глава 9. ст.ст. 9.1-9.14) К ним, в
частности, относятся: нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов дея-тельности в области промышленной безопасности опасных про-изводственных объектов; нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений; нарушение требований норма-тивных документов в области строительства; нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ и ряд других.

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве,
ветеринарии и мелиорации земель (Глава 10. ст.ст. 10.1-10.14).
Это, в частности: нарушение правил борьбы с карантинными,
особо опасными и опасными вредителями растений, возбудите-лями болезней растений, растениями-сорняками; нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов живот-новодства; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одно-временных массовых заболеваниях животных; проведение ме-лиоративных работ с нарушением проекта и другие.

7. Административные правонарушения на транспорте (Глава 11. ст.ст. 11.1-11.29). Они, в частности, включают такие правонару-шения, как: действия, угрожающие безопасности движения на же-лезнодорожном транспорте; действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил использования воздушного пространства; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления, и ряд других.

8. Административные правонарушения в области дорожного движения (Глава 12. ст.ст. 12.1-12.36). К ним относятся, в частности, такие правонарушения, как: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; управ-ление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов; управ-ление транспортным средством при наличии неисправностей или
условий, при которых эксплуатация транспортных средств запре-щена; нарушение правил применения ремней безопасности или
мотошлемов; превышение установленной скорости движения и
другие правонарушения в данной области.

9. Административные правонарушения в области связи и ин-формации (Глава 13. ст.ст. 13.1-13.24). Это, в частности: само-вольные установка или эксплуатация узла проводного вещания; самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования; нарушение правил охраны линий или сооружений связи; использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи и ряд других.

10. Административные правонарушения в области предпри-нимательской деятельности (Глава 14. ст.ст. 14.1-14.25). К дан-
ному виду относятся, в частности, следующие правонарушения:
осуществление предпринимательской деятельности без государ-ственной регистрации или без специального разрешения (лицен-зии); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реа-лизация которых запрещена или ограничена; нарушение законо-дательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нару-шением санитарных правил; продажа товаров, выполнение работ
либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин; обман потребителей и другие правонарушения.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты