Рефераты

Адвокатура Российской Федерации

p align="left">Если исходить из того, что коллегия создается адвокатами, которые не в силах содержать собственный кабинет, то это - сложный инструмент для решения простой задачи, которая могла бы решаться, например, в рамках простого товарищества.

Коллегия адвокатов, как уже было сказано, в соответствии с Законом выступает налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов. Интересный момент - Закон говорит о том, что коллегия - налоговый агент лишь «по доходам», что, видимо, должно означать правоотношения по уплате налога на доходы физических лиц. Логично предположить, что в отношениях по уплате социального налога Закон не видит коллегии налоговыми агентами, несмотря на указание ст. 000 Налогового кодекса.

Одновременно нельзя не отметить следующего обстоятельства. Налоговый кодекс для отношений по уплате адвокатами социального налога и налога на доходы физических лиц приравнивает к налоговым агентам (именно приравнивает, а не относит к таковым напрямую) «коллегии адвокатов и их учреждения». Когда принимался Налоговый кодекс, коллегиями назывались органы корпоративного самоуправления адвокатов, которые после принятия Закона будут существовать в форме адвокатских палат. Таким образом, после вступления в силу закона об адвокатуре логично предположить, что НК под налоговыми агентами для адвокатов понимает адвокатские палаты. Иное толкование приведет к тому, что из всех видов юридических лиц, которые Закон называет как возможные виды адвокатских образований, функции налогового агента возлагаются только на один - коллегии.

Интересным образованием является адвокатское бюро. Закон говорит о том, что к отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила статьи 00 Закона, регламентирующей создание и деятельность коллегий, если иное не предусмотрено статьей об адвокатских бюро. Закон прямо не устанавливает, становится ли адвокатское бюро юридическим лицом, однако ссылка на статью о коллегиях и дальнейшее содержание Закона не оставляют сомнений в том, что оно признано таковым. Именно так трактуют это образование и во всех появившихся комментариях к Закону. Свойства, указанные в статье об адвокатском бюро, роднят его с организацией, предусмотренной ФЗ «О некоммерческих организациях» - некоммерческим партнерством.

Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме, по которому они обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. После прекращения партнерского договора адвокаты обязаны заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации.

Однако нужно обратить внимание на то, что по партнерскому договору, образуя бюро, адвокаты обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров, то есть целью договора является объединение усилий по профессиональной деятельности. Тем временем, юридическая помощь оказывается не от имени объединения, а от имени всех партнеров как физических лиц. То есть цель объединения - совместная деятельность, которая ведется не от имени создаваемого объединения как субъекта права, а от имени партнеров. Поэтому отношения, складывающиеся среди участников адвокатского бюро по поводу оказания юридической помощи, скорее всего, могут быть квалифицированы как отношения простого товарищества.

Так, по договору простого товарищества двое или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и совместно действовать для достижения общей цели (ст. 0000 ГК РФ), в отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами (ст. 0000 ГК РФ). Закон устанавливает, что с момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц, что целиком соответствует норме п. 0 ст. 0000 ГК РФ: «с момента прекращения договора простого товарищества его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении третьих лиц». Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре (п. 0 ст. 00 Закона). Опять совпадение с нормами ГК о простом товариществе: лицо, участие которого в договоре простого товарищества прекратилось, отвечает перед третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в договоре, так, как если бы оно осталось участником договора простого товарищества (п. 0 ст. 0000 ГК).

Квалификация отношений партнеров по поводу оказания юридической помощи как простого товарищества, конечно, теоретически не препятствует возможному существованию и юридического лица - адвокатского бюро, которое осуществляло бы те же функции, что и коллегия адвокатов, являясь некой организационной надстройкой. Но такая конструкция нелогична.

Юридическая консультация предусмотрена ст. 00 Закона. Адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации может учредить юридическую консультацию, если «на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью». Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Собрание адвокатов ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридической консультации. Итак, юридическая консультация есть учреждение. Для работы в ней направляется адвокат, которому вознаграждение выплачивается адвокатской палатой. Таким образом, адвокат, направляемый для работы в консультацию, с ней самой ни в каких отношениях не состоит, раз деньги ему выплачивает другое лицо - адвокатская палата. Создание учреждения подразумевает открытие счета, назначение исполнительного органа, наем бухгалтера. При этом адвокат, «направляемый для работы», в штате учреждения состоять не может, ибо «адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности» (п. 0 ст. 0 Закона).

Адвокатская деятельность, как говорит ст. 00 Закона, осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Представим себе учрежденную Палатой юридическую консультацию, которой выделено помещение, со своим исполнительным органом, со счетом в банке. В этой консультации находится направленный туда Палатой адвокат, который заключает соглашения с клиентами, а при отсутствии таковых получает деньги от Палаты. В чем же состоят функции консультации как юридического лица? В зачислении на свой счет денег, полученных адвокатом от клиентов, в соответствии со ст. 00 Закона? Но консультация даже не является налоговым агентом для «направленного в нее» адвоката, ибо не названа таковой Законом, как это сделано для коллегии. Не проще ли было бы строить отношения напрямую между палатой и адвокатом, для которого (а не для консультации) выделялось бы помещение, оборудование и т. п. Тем более что и при наличии консультации такие отношения будут существовать - по уплате денег, например.

Подводя итог обзору форм адвокатских объединений, хочется отметить, что создание нескольких видов юридических лиц там, где вполне можно было обойтись без них, есть создание сущностей без надобности. Функции организации и контроля за деятельностью адвокатов вполне могут выполнять адвокатские палаты, тем более что только им предоставлены реальные инструменты воздействия на поведение адвокатов. Адвокатские образования, по Закону, никак не подотчетны Адвокатской палате, в результате чего все части этой сложной схемы, состоящей из Палаты, адвокатских образований и собственно адвокатов, не связаны между собой. Юридическое лицо требует чувствительных расходов времени и средств на свою организацию и последующее содержание. Это и исполнительный орган, и бухгалтер, которым необходимо платить, это бухгалтерский и налоговый учет, это дополнительное налогообложение и т.д. Если исходить из того, что перечисленные выше юридические лица создаются адвокатами, которые не могут позволить себе содержать собственный кабинет и вынуждены объединять свои усилия чтобы, например, арендовать помещение, то, как уже говорилось выше, адвокатам должно быть позволено объединяться в товарищества, а не велено создавать юридические лица, которые от своего лица деятельности не ведут. С другой стороны, адвокатов нельзя лишать права создавать какие-либо общественные объединения помимо палат, но должно быть именно право, а не обязанность.

У этого вопроса есть и еще одна грань. Налоговый кодекс РФ среди доходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль организаций, указывает «отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений)». Если под коллегией адвокатов на сегодняшний день понимать Адвокатскую палату, то это значит, что образованное адвокатами юридическое лицо (не палата) должно в полной мере нести бремя налогообложения по взносам. Вряд ли налоговые органы будут трактовать НК таким образом, чтобы освободить от налога все адвокатские образования. По крайней мере, до внесения ясности в этот вопрос можно предположить, что все созданные в форме юридических лиц адвокатские образования будут платить налог на прибыль со взносов.

Ст. 00 Закона посвящена соглашению об оказании юридической помощи. Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. Адвокат выступает в качестве представителя доверителя или защитника в судопроизводстве, а также представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами на основании договора поручения. Иные виды юридической помощи адвокат оказывает на основании договора возмездного оказания услуг.

По смыслу обсуждаемой статьи Закона, может быть заключен договор поручения в пользу третьего лица. Тем временем ст. 000 ГК РФ, регламентирующая договор поручения, говорит о том, что исполнение по этой сделке может иметь место только в пользу контрагента - доверителя. Вспомнив, однако, о фидуциарном характере соглашения адвоката с клиентом, законодатель установил ограничение для адвоката в части уступки прав требования к клиенту: право адвоката на вознаграждение и компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения, не может быть переуступлено третьим лицам без специального согласия на то доверителя. Как известно, без согласия должника не допускается уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (п. 0 ст. 000 ГК РФ). Но если договор заключен в пользу третьего лица, сохраняет ли он доверительный характер?

Установив императивное правило об оказании юридической помощи на основе соглашения, Закон указал и на то обстоятельство, что юридическая помощь адвокатом может оказываться и по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, а также - бесплатно отдельным категориям граждан (ст. 00 Закона). С известной долей условности отношения, складывающиеся в указанных случаях между адвокатом, государством и гражданином, нуждающимся в юридической помощи, можно представить как соглашение между государством и адвокатом, по которому адвокат осуществляет исполнение третьему лицу за счет государства. В то же время оказание помощи по назначению и нуждающимся гражданам является обязанностью, носящей публичный, а не частноправовой характер. Ни о каком соглашении в этих случаях речи идти не может. Как тогда должны оформляться полномочия адвоката на представительство в гражданском судопроизводстве при оказании бесплатной помощи? Закон предусматривает лишь две формы удостоверения полномочий - доверенность и ордер. Ордер выдается только в случаях, установленных Законом, в частности, он не выдается для представительства в гражданском судопроизводстве. Доверенности быть не может, так как нет соглашения о представительстве.

Закон предусматривает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Соглашение об оказании юридической помощи заключается между адвокатом и клиентом, адвокатское образование в этих отношениях не участвует. Почему же полномочия адвоката на ведение дела должны подтверждаться лицом, которое ни в каких отношениях с представляемым не состоит? Если ордер носит характер разрешения адвокату заняться конкретным делом, то какой смысл в выдаче ордера адвокатским кабинетом? Понятно, что ордер есть давно сложившаяся форма, закрепленная в уголовно-процессуальном законодательстве. Но, быть может, именно здесь разработчикам Закона и стоило пойти на конфликт с УПК, ведь правовая природа ордера уже давно смущает многих юристов.

Законом предусмотрено, что порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок пока не утвержден. Однако норма Закона, которой закреплено право определенных категорий граждан на получение юридической помощи бесплатно, уже вступила в силу, так как ее действие не поставлено в зависимость от принятия указанного правительственного акта. Таким образом, обязанность адвокатов оказывать помощь нуждающимся уже возникла, а вот обязанность государства ее оплачивать - пока нет. Представляется также, что нормативно должен быть определен перечень тех действий, совершения которых вправе требовать от адвоката гражданин, обращающийся за юридической помощью.

Соглашения об оказании юридической помощи, заключенные адвокатами, являющими членами коллегий, бюро, или организовавшими кабинет, подлежат регистрации в документации соответствующих адвокатских образований. В связи с этим возникает вопрос - что будет, если такой договор заключен, но нигде не зарегистрирован? Ст. 00 Закона предусматривает только простую письменную форму, и, видимо, несоблюдение требования о регистрации влечет последствия только для адвоката. Кроме того, неясно, почему не должны регистрироваться соглашения, заключаемые адвокатом из консультации.

Статья 00 Закона разрешает адвокату иметь помощника. Помощнику адвоката запрещено заниматься «адвокатской деятельностью». Термин «адвокатская деятельность», как следует из ст. 0 Закона, - это юридическая помощь, оказываемая лицом, получившим статус адвоката. В таком случае помощник априори не может заниматься адвокатской деятельностью, и вряд ли стоило оговаривать это отдельной строкой в законе. Однако данное понятие можно трактовать и шире, в соответствии со ст. 0, которая устанавливает открытый перечень тех действий, которые адвокат вправе совершать, оказывая юридическую помощь - от устных консультаций до представительства в международных судебных органах. Если под «адвокатской деятельностью» понимать именно то, что перечислено в ст. 0, то складывается ситуация, когда помощнику адвоката запрещено заниматься тем, что разрешено любому другому лицу - давать устные консультации по правовым вопросам, например. И это при том, что помощником может стать только лицо, имеющее высшее, неоконченное высшее или среднее юридическое образование.

Согласно п. 0 ст. 00 Закона, помощник адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, причем работодателем является не адвокат, а адвокатское образование (кроме тех случаев, когда помощника нанимает адвокат из адвокатского кабинета). Таким образом, расходы по содержанию помощника одного из адвокатов возлагаются фактически на всех членов адвокатского образования.

Таков анализ Закона и опыта его практического применения. Несомненно, последующая адвокатская практика его применения выявит еще много проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работы необходимо отметить, что адвокатская деятельность в Российской Федерации, как института, достаточно хорошо описана в специальной литературе. Необходимо отдать должное усилиям адвокатских образований всех уровней в вопросах шлифовки и продвижения предложений по совершенствованию этой деятельности. Тем не менее, как неоднократно отмечалось в основной части работы, все еще существует целый ряд проблем требующих скорейшего разрешения.

Подводя общий итог, отметим, что адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав свобод и интересов физических и юридических лиц. Новый закон освещает скрытые проблемы современной адвокатуры, формы и методы её деятельности в условиях серьёзных социальных перемен в жизни общества.

Предложения поправок, которые можно адресовать закону сегодня, - не за неверную концепцию, а за то, что правильная концепция проведена недостаточно последовательно. И как, отмечает Буробин В., «этот закон, видимо, не будет вечным, жизнь предложит свои коррективы». И с этим нельзя не согласиться. Ряд положений закона все еще являются дискуссионными.

Кроме того, как уже отмечалось, видится целесообразным принятие специального Закона «О гарантиях правовой помощи по судебным и юридическим делам малоимущим лицам».

В целом, как в теории, так и на практике совершенствуются нормы об адвокатской деятельности. Однако, как отмечают эксперты, средний уровень управления в адвокатских организациях отстает от современных научных течений. Хуже всего в этом отношении дело обстоит в традиционных коллегиях, в муниципальных образованиях, на малых территориях, чуть лучше - в наиболее динамичных альтернативных адвокатских сообществах.

Подводя окончательные итоги, во избежание повторений уже рассмотренных предложений, тем не менее, считаю необходимым высказать дополнительно ряд предложений по совершенствованию адвокатской деятельности:

0. Несмотря на принятие постановления Правительства РФ от 0 июля 0000 г. № 000 в отдельных регионах, по сообщениям из адвокатских палат, допускаются нарушения, выражающиеся в почасовой оплате труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в соответствии со ст.00 УПК РФ, тогда как постановление предусматривает оплату труда адвоката за один день участия в размере не менее одной четверти минимального размера оплаты труда. Это означает, что время занятости адвоката исчисляется в днях, в которые адвокат был занят выполнением поручения, вне зависимости от длительности работы в течение дня, и оплата его труда за один день не может быть менее одной четверти МРОТ.

На данном этапе позиция Совета Федеральной палаты адвокатов поддержана Министерством юстиции РФ, Министерством финансов РФ и включена в проект Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела.

Тем не менее, зачастую, под предлогом, что не предусмотрено выделение денежных средств, не оплачивается труд адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению мировых судей. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 0 июля 0000 г. № 000 никаких изъятий на этот счет не содержат, и труд адвоката должен оплачиваться в полной мере.

Вероятно указанный момент, должен рассматриваться, как недопустимый, любое ущемление прав адвокатов при оплате их труда должно быть исключено. Руководителям адвокатских палат, в данной ситуации возможно рекомендовать о всех подобных нарушениях незамедлительно информировать Федеральную палату адвокатов для принятия соответствующих мер реагирования.

0. По вопросу применения контрольно-кассовой техники необходимо заметить, что деятельность адвокатских образований не подпадает под действие Федерального закона от 00 мая 0000 г. № 00-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», так как адвокатские образования являются некоммерческими организациями и не осуществляют деятельность, связанную с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг и получением в связи с этим прибыли. Они всего лишь являются организационно-правовой формой деятельности адвокатов, оказывающих при обращении каждому гарантированную Конституцией Российской Федерации квалифицированную юридическую помощь.

Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально путем учреждения адвокатского кабинета, не является индивидуальным предпринимателем, а адвокатская деятельность не является предпринимательской (коммерческой).

Специфика адвокатской деятельности (по терминологии Федерального закона от 00 мая 0000 г. № 00-ФЗ) заключается в том, что согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» она определена как оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. За оказанную юридическую помощь адвокат получает вознаграждение на условиях заключенного соглашения между ним и доверителем. Одновременно он имеет право на компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения.

Далее, в отличие от оказания платных услуг, адвокат оказывает юридическую помощь гражданам бесплатно в случаях, установленных законодательством, а также по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда в уголовном судопроизводстве. При этом применяется особый порядок оплаты труда адвокатов за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, следует иметь в виду, что Федеральный закон от 00 мая 0000 г. № 00-ФЗ имеет многофункциональное значение и направлен, в том числе, на обеспечение фискальных интересов государства, выступая при этом в качестве административного механизма контроля и учета денежных расчетов предприятий с населением при осуществлении торговых операций или при оказании услуг.

Действующее налоговое законодательство, некорректно приравнивая оказание юридической помощи адвокатами к «оказанию услуг адвокатами» (ст. 000 п.0 пп.00 Налогового кодекса РФ), устанавливает, что оно не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ, а потому (и это очевидно) не требует применения в адвокатских образованиях контрольно-кассовой техники и её эксплуатации в фискальном режиме.

С учетом изложенного, необходимо сохранить в адвокатских образованиях действующий в настоящее время порядок расчетов с гражданами и организациями путем оформления квитанций для учета денежных средств без применения контрольно-кассовой техники, для чего вероятно необходимо:

- обратиться в Министерство юстиции РФ с ходатайством о подготовке совместно с МНС РФ предложения о дополнении пункта 0 статьи 0 Федерального закона от 00 мая 0000 г. № 00-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и включении адвокатской деятельности в перечень видов деятельности, не требующих в силу своей специфики применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;

- направить в адрес Министерства по налогам и сборам РФ обращение с просьбой подтвердить письмом в налоговые органы субъектов РФ позицию, изложенную в письме Госналогслужбы РФ от 00.00.00 г. № ВК-0-00/000 о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением юридическими консультациями коллегий адвокатов, и разрешить в адвокатских образованиях на период до внесения соответствующего дополнения в Федеральный закон от 00 мая 0000 г. № 00-ФЗ действующий порядок расчетов с клиентами путем оформления квитанций;

- возбудить ходатайство перед Министерством юстиции РФ о согласовании с Министерством финансов РФ формы квитанции для использования в адвокатских образованиях при расчетах с клиентами для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовой техники как бланка строгой отчетности.

В целях реализации обращения Сбербанка РФ об установлении единообразного порядка выдачи документов для представления в филиалы Сбербанка РФ при открытии расчетных счетов адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты.

Возможно рекомендовать адвокатским палатам субъектов РФ для представления в филиалы Сбербанка РФ при открытии расчетных счетов адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, выдавать адвокатам справки, подтверждающие их членство в Адвокатской палате с указанием регистрационного номера в региональном реестре адвокатов, а также учреждение ими адвокатского кабинета.

В соответствии с письмом Министерства юстиции РФ необходимо осветить вопрос о ведении трудовых книжек в адвокатских образованиях.

Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, в установленном порядке ведут трудовые книжки на всех лиц, принятых на работу на условиях трудового договора, в том числе на помощников адвокатов и стажеров адвокатов.

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты как физические лица, выступающие в качестве работодателей при приеме на работу граждан, не вправе вести на них трудовые книжки, а также оформлять трудовые книжки в случае приема на работу впервые.

В этом случае в соответствии с разъяснением, содержащимся в письме Министерства труда и социального развития от 0 февраля 0000 г. № 00-0, трудовой стаж может подтверждаться справками, расчетными книжками, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы. Кроме того, трудовой стаж может быть подтвержден справками об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, выданными соответствующими отделениями Пенсионного фонда.

На адвокатов трудовые книжки не ведутся, поскольку они относятся к категории самозанятых граждан, осуществляющих адвокатскую деятельность не на условиях трудового договора, а выполняющих возложенные на них обязанности и пользующихся предоставленными им правами в соответствии с Федеральным законом от 00 мая 0000 г. № 00-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в силу членства в палате субъекта Российской Федерации и в избранном ими адвокатском образовании.

По просьбе адвоката - владельца трудовой книжки коллегией адвокатов и адвокатским бюро, по их усмотрению, в ней могут производиться записи о приеме адвоката в адвокатское образование и выбытии из него на основании распорядительных документов (приказов, распоряжений о приеме в адвокатское образование для работы адвокатом), изданных руководителем соответствующего адвокатского образования.

Заканчивая рассмотрение избранной темы исследования, приведу рекомендации по совершенствованию адвокатской деятельности применительно к муниципальным образованиям.

Учреждение муниципальными органами муниципальных адвокатур, обеспечиваемых из средств бюджета местного самоуправления, могло бы отчасти решить проблему оказания бесплатной юридической помощи. Муниципальные адвокатуры могли бы стать хорошей школой для выпускников юридических вузов, готовых оттачивать профессионализм за умеренное вознаграждение. Реализации этой же цели могло бы способствовать введение общественных приемных при органах власти как формы самостоятельной практики студентов и стажеров, как правило, под общим руководством профессионального адвоката. Помещения для своей работы, техническое обеспечение деятельности, расходные материалы консультации могу получать от органов местного самоуправления.

Положительный эффект может иметь поощрение государством создания благотворительных фондов, системы страхования юридических рисков.

Необходимо обеспечить среди адвокатов равномерное и справедливое распределение бесплатной юридической помощи социально незащищенным слоям населения. Профессиональные ассоциации должны следить за тем, чтобы ни один адвокат не стоял в стороне от оказания юридической помощи неимущим и участвовал в ней либо непосредственно, либо вносил свой вклад в оплату труда ведущих такие дела коллег.

Здесь возможно считать целесообразным принятие специального Закона «О гарантиях правовой помощи по судебным и юридическим делам малоимущим лицам». Льготы должны предоставляться в основном по критерию нуждаемости граждан. Требуется отработать механизм определения нуждаемости в льготах конкретного лица, заключения договора о бесплатной правовой помощи, уменьшения налогооблагаемой базы оказывающих ее адвокатов и частных юристов. Неполученные доходы должны быть включены в расходы адвокатов, исключаемые из налогооблагаемой базы. В качестве дополнительных гарантий адвокатам должны безвозмездно передаваться помещения под юридические консультации.

Подводя итоги изложения проблем адвокатуры, необходимо подчеркнуть значение международных, в том числе европейских стандартов, адвокатуры, а равно положительного опыта зарубежных государств для совершенствования организации и деятельности адвокатуры, обеспечения принципов ее независимости и ответственности как публично-правового института оказания квалифицированной юридической помощи и ее страхования.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 00.00.0000 // РГ. -0000. -№000. -00 дек.

2. Конституция СССР 0000 г. //СЗ РФ. -0000. -№0.

3. Гражданский кодекс РФ. -СПб. -0000.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 00 июля 0000 г. № 000-ФЗ и часть вторая от 0 августа 0000 г. № 000-ФЗ (с изм. и доп. от 00 марта, 0 июля 0000 г., 0 января, 0 августа, 00 декабря 0000 г., 00 марта, 00 мая, 0, 0, 0 августа, 00, 00 ноября, 00, 00, 00, 00 декабря 0000 г., 00 мая, 00, 00 июля 0000 г.). -М. -0000.

5. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ». -М. -0000.

6. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» //СЗ РФ. -0000. -№0.

7. Закон «Об адвокатуре в СССР» от 00 ноября 0000г.//ВВС СССР. -0000.-№00.

8. Закон «Об общественных объединениях» № 00-ФЗ. -М. -0000.

9. Положение об адвокатуре РСФСР от 00.00.0000 г. - М. -0000.

Литература

10. Адвокатские коллегии: общественные объединения или юридические фирмы? // Российская юстиция. -0000.- №00.

11. Арсеньев К.К. Заметки о русской адвокатуре. Статьи. Речи. Очерки. Юридическое наследие. -Тула. -0000.

12. Бабурин С.Н. Комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». -М. -0000.

13. Багаутдинов Ф. Закон об адвокатуре: взгляд с другой стороны // Российская юстиция. -0000.- №0.

14. Библиотечка РГ. -0000. -№ 0 .

15. Буробин В. Коммерциализация адвокатуры - благо для ее развития // Российская юстиция. -0000. -№0.

16. Галоганов А. Проект закона об адвокатуре ущемляет права граждан России // Российская юстиция. -0000.- №0.

17. Галогенов А. Будущее юстиции туманно // Народная газета. -0000. -0 фев.

18. Гофштейн М. Обзор состояния адвокатской деятельности. //Советская Юстиция. -0000., №00.

19. Гриненко А.В. Комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (постатейный). -М. -0000.

20. Гуляев А.П. Комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» c приложениями. Научно-практическое издание. -М. -0000.

21. Канукова М. Нужна муниципальная адвокатура // Российская юстиция. 0000.- №0.

22. Клен. Н. Проект закона об адвокатуре разрушает ее до основания // Российская юстиция. -0000 - №0.

23. Козак Д.Н. Научно-практический комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». -М. -0000.

24. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 00.

25. Медведева Т.М. Гражданский кодекс РФ в схемах. -М. -0000.

26. Питулько К.В., Коряковцев В.В. Постатейный комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». -СПб. -0000.

27. Поляков С. За «бесплатно» адвокат выполнит лишь роль огородного пугала // Российская юстиция. 0000.- №0.

28. Право. -0000. -№0-0.-С.0.

29. Работа коллегий адвокатов Российской Федерации в 0000 году.// Российская юстиция. -0000. -№0.

30. Резник Г. В адвокатуре завелся вирус коммерции, но эпидемия предотвратима // Российская юстиция. - 0000. - №00.

31. Резник Г. Закон об адвокатуре должен покончить с вакханалией в адвокатском сообществе // Российская юстиция. -0000. - № 0.

32. Резник Г. Концепция хороша, какова будет ее реализация? // Российская юстиция. -0000.- №0.

33. Роль и задачи российской адвокатуры: Сб. статей, посвященный 00-летию советской адвокатуры / Под ред. А.Я. Сухарева. - М., 0000.

34. Савицкий В.М. И адвокат сегодня просит о защите // Российская газета. -0000. -00 апр.

35. Сергеев В.И.Комментарий к Положению об адвокатуре: Нормативные акты по состоянию на 00 июля 0000 г. -М. -0000.

36. Смирнов В. Закон об адвокатуре надо принять незамедлительно //Российская юстиция. -0000. -№0.

37. Теунаев Р.К. Обсуждаем проект закона «Об адвокатуре» // Адвокат. -0000.- №0.

38. Учреждение судебных установлений 00.00.0000 г. //Российское законо-дательство Х-ХХ веков. Т. 0. -М., 0000.

39. Шилохвост О.Ю. Гражданский кодекс России. Текст ГК. Разъяснения по вопросам судебной практики. -М. -0000.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 0

Правовая помощь физическим лицам коллегиями адвокатов РФ

За период 0000 г. адвокаты РФ выполнили 00 000 000 поручений граждан. Это на 000000 поручений больше, чем в 0000 году (00 000 000). В том числе

- дано адвокатами устных консультаций - 0 000 000 (в 0000 году - 0 000 000), в том числе бесплатно - 0 000 000 (в 0000 году - 0 000 000);

- составлено документов - 0 000 000 (в 0000 году - 0 000 000), в том числе бесплатно - 000 000 (в 0000 году - 000 000).

Исполнено поручений по ведению уголовных дел - 0 000 000, что меньше на 000 000 поручения (в 0000 году - 0 000 000). В том числе с момента задержания или заключения под стражу - 00000 000 поручений (в 0000 году - 00000 000), в суде первой инстанции --000 000 (в 0000 году - 000 000), в суде присяжных - 0000, у мирового судьи - 00 000.

Обжаловано решений судов по уголовным делам - 000 000 (в 0000 году - 000 000), в том числе в кассационном порядке - 000 000 (в 0000 году - 000 000), в порядке надзора - 0000 000 (в 0000 году - 00 000).

Нагрузка одного адвоката по ведению уголовных дел по Российской Федерации составила около 0,0 дела в месяц (в 0000 году - около 0,0 дел в месяц) Работа коллегий адвокатов Российской Федерации в 0000 году.// Российская юстиция. 0000. №0.С.00..

В 0000 году по назначению органов следствия и суда выполнено 0 000 000 поручений (в 0000 году - 0 000 000) - 00,0 % от общего объема работы уголовным делам. В 0000 году это соотношение составляло 00,0%.

Сумма, подлежащая выплате за участие в делах по назначению на основании постановлений (определений), вынесенных за отчетный период, составила 000 000 000 руб., сумма, полученная за участие в делах по назначению, составило 000 000 000 руб.

Исполнено поручений по ведению гражданских дел 000 000, что больше на 00 000 поручений (в 0000 году - 000 000), в том числе бесплатно - 00 000 (в 000 году - 00 000), в суде первой инстанции - 000 000 (в 0000 году - 000 000), в кассационной инстанции - 00 000 (в 0000 году - 00 000), у мирового судьи - 00 000.

Обжаловано решений по гражданским делам - 000 000, в том числе в кассационном порядке - 000 000, в порядке надзора - 00 000.

Адвокатами в 0000 году исполнено 00 000 поручение по ведению административных дел, что на 00 000 поручений больше, чем в 0000 году.

Приложение 0

Юридическая помощь организациям коллегиями адвокатов РФ

В 0000 году количество организаций, с которыми заключены договоры на оказание юридической помощи, составило 00 000. Заключено 00 000 договоров на оказание юридической помощи организациям и предприятиям различных форм собственности, что на 0000 договор меньше, чем 0000 году. Исполнено поручений по ведению дел:

- в арбитражных судах - 00 000;

- в иных судах - 00 000 Работа коллегий адвокатов Российской Федерации в 0000 году.// Российская юстиция. -0000. -№0.-С.00..

На сегодня Свердловская областная коллегия адвокатов - одна из крупнейших и авторитетных корпораций. В наших рядах трудятся 000 адвокатов и стажеров плюс 00 служащих, всего 000 человека. 00 адвокатов имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. Организованы 000 юридических консультаций, они действуют по всех районах области. 00 из них - специализированные, сориентированы на правовое обслуживание всего многообразного спектра рыночной экономики.

Только в 0000 году адвокаты коллегии выполнили 000,0 тыс. поручений граждан, заключено 00,0 тыс. договоров с хозяйствующими субъектами о правовой помощи.

Признанием профессиональных заслуг свердловских адвокатов явилось то, что 00 человек награждены государственными наградами, девять из них - в 0000 году. Опора на таких профессионалов позволит современному поколению адвокатов Свердловской области и в будущем тысячелетии испытывать гордость за свою такую нужную людям работу.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты