Акционерные общества как субъекты гражданского права
Глава 2. Органы управления акционерным обществом2.1. Роль общего собрания акционеровВ соответствии со ст. 47 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерного общества.В отличие от первой редакции ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» (от 26 декабря 1995 г.), разделявшей компетенцию общего собрания акционеров по составу входящих в нее полномочий на исключительную и общую, новая редакции этой статьи (от 7 августа 2001 г.) отказывается от такого деления и устанавливает, что фактически все вопросы, перечисленные в ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах», составляют исключительную компетенцию общего собрания акционеров.К исключительной компетенции общего собрания акционеров относится решение следующих вопросов (ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах»):1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;2) реорганизация общества;3) ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;4) определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;5) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;6) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;7) уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций;8) образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;9) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;10) утверждение аудитора общества;10.1) выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года;11) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;12) определение порядка ведения общего собрания акционеров;13) избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;14) дробление и консолидация акций;15) принятие решений об одобрении сделок в случаях, предусмотренных ст. 83 ФЗ «Об акционерных обществах» (сделки, в совершении которых имеется заинтересованность);16) принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 79 ФЗ «Об акционерных обществах»;17) приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных ФЗ «Об акционерных обществах»;18) принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;19) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;20) решение иных вопросов, предусмотренных ФЗ «Об акционерных обществах».Компетенция общего собрания акционеров законодательно ограничивается только теми полномочиями, которые зафиксированы в ФЗ «Об акционерных обществах», и не может быть произвольно расширена акционерами или органами управления общества. Фактически можно говорить о том, что ФЗ «Об акционерных обществах» дал исчерпывающий перечень полномочий.Анализ норм Федерального закона позволяет в дополнение к уже названным определить перечень таких вопросов.В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров принимает решения по следующим вопросам:- об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 16);- об утверждении договора о присоединении и передаточного акта (п. 2 ст. 17);- о порядке и об условиях разделения при реорганизации общества в форме разделения, о создании новых обществ, о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса (п. 3 ст. 18);- о порядке и об условиях выделения при реорганизации общества в форме выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса (п. 2 ст. 19);- о порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или на паи членов производственного кооператива (п. 3 ст. 20);- об уменьшении уставного капитала общества путем погашения акций, поступивших в собственность общества, в силу несвоевременной оплаты их учредителем и нереализованных в течение года с даты приобретения (п. 1 ст. 34);- о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) (п. 3 ст. 42);- о сроке выплаты дивидендов, если он не определен уставом общества, о порядке выплаты дивидендов (п. 4 ст. 42);- об утверждении внутренних документов общества, регламентирующих порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания (п. 5 ст. 49);- об утверждении количественного состава счетной комиссии (п. 1 ст. 56);- об установлении размеров вознаграждений и компенсаций членам совета директоров (п. 2 ст. 64);- о передаче полномочий единоличного исполнительного органа по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (п. 1 ст. 69);- о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего (п. 4 ст. 69);- о возмещении расходов по подготовке и проведению внеочередного общего собрания акционеров инициаторам его проведения (п. 8 ст. 55);- об одобрении сделок, на которые уставом общества распространен порядок одобрения, предусмотренный ФЗ «Об акционерных обществах» для крупных сделок (п. 1 ст. 78);- об освобождении акционера от обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 80 ФЗ «Об акционерных обществах» (п. 3 ст. 80);- об установлении размеров вознаграждений и компенсаций, выплачиваемых членам ревизионной комиссии (п. 1 ст. 85);- о проведении ревизионной комиссией (ревизором) проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества как по итогам деятельности общества за год, так и во всякое другое время (п. 3 ст. 85);- о расширении перечня документов, которые общество обязано хранить, обеспечивать к ним доступ акционеров и по их требованию предоставлять им копии за плату (ст. 89).Таким образом, перечисление в ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания акционеров, нельзя считать исчерпывающим. Можно сделать вывод о существовании феномена скрытой исключительной компетенции общего собрания акционеров, которая реально формируется отдельными нормами закона, регулирующими конкретные вопросы. Это важно иметь в виду при разработке устава акционерного общества и определении компетенции общего собрания акционеров, поскольку игнорирование вопросов, входящих в так называемую скрытую исключительную компетенцию, не только провоцирует нарушение процедуры принятия решения по ним, но и сужает объем полномочий общего собрания акционеров Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А. Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2006. С. 385..2.2. Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного обществаСовет директоров (наблюдательный совет) общества относится к коллегиальным органам управления общей компетенции.В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 уставом общества может быть предусмотрено, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.В структуре органов управления акционерного общества и выделяет следующие пять функций совета директоров (наблюдательного совета):1. Определение стратегии развития общества и принятие годового финансово-хозяйственного плана. В рамках этой функции советам директоров рекомендовано утверждать по представлению исполнительных органов финансово-хозяйственный план (бюджет) - документ общества, в котором должны быть отражены планируемые на год расходы по каждому из направлений деятельности общества, а также средства общества на покрытие этих расходов. В рамках данного документа, в частности, должны найти отражение план производства, план маркетинговой деятельности, бизнес-план инвестиционных проектов, осуществляемых обществом. При этом для удобства использования и надлежащего контроля за исполнением плана рекомендуется, чтобы совет директоров утверждал единый документ, содержащий планируемые финансово-экономические показатели за год, вносил в него по мере необходимости изменения и дополнения в течение года. Это не препятствует обществу составлять отдельные документы планирования различных направлений своей деятельности (маркетинг, инвестиции), которые должны соответствовать финансово-хозяйственному плану.2. Обеспечение эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. В процессе реализации этой функции Кодекс корпоративного поведения рекомендует в уставе общества утверждение процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества отнести к компетенции совета директоров.3. Контроль за созданием системы управления рисками. Реализация этой функции дает возможность оценить риски, с которыми сталкивается общество в процессе осуществления своей деятельности, и минимизировать негативные последствия таких рисков.4. Реализация и защита прав акционеров, а также содействие разрешению корпоративных конфликтов. В целях осуществления этой функции Кодекс корпоративного поведения рекомендует отнести к компетенции совета директоров назначение должностного лица - корпоративного секретаря общества (далее - секретарь общества), который отвечает за соблюдение указанных процедур.5. Обеспечение эффективной деятельности исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью. В рамках реализации этой функции Кодекс корпоративного поведения рекомендует предусмотреть в уставе возможность для совета директоров приостановить полномочия генерального директора (управляющей организации, управляющего), назначаемого общим собранием акционеров. При этом совету директоров рекомендуется приостанавливать полномочия генерального директора (управляющей организации, управляющего), в частности, если выявлены нарушения в исполнении данным лицом своих обязанностей. Таким образом, если исполнительные органы общества назначаются общим собранием акционеров, рекомендуется в уставе общества отнести к компетенции совета директоров вопрос о приостановлении полномочий генерального директора (управляющей организации, управляющего), а также о сроках и основаниях приостановления полномочий такого лица.Учитывая, что эффективность деятельности исполнительных органов общества в значительной степени зависит от квалификации высших должностных лиц, необходимо создавать условия для привлечения к управлению обществом высококвалифицированных специалистов. Одним из таких условий является установление в уставе общества дополнительных, не предусмотренных законодательством требований к кандидатам на должности генерального директора (управляющей организации, управляющего), членов правления и руководителей основных структурных подразделений, а также к их вознаграждению. Принимая во внимание, что обеспечение эффективной деятельности общества относится к функциям совета директоров, определение таких требований к квалификации и размеру вознаграждения с позиций Кодекса корпоративного поведения целесообразно отнести к компетенции совета директоров.Реализация всех перечисленных функций будет успешной в том случае, если компетенция совета директоров четко определена в уставе общества в соответствии с его задачами.Законодательство оставляет возможность отнесения к компетенции совета директоров дополнительных вопросов, помимо уже предусмотренных. Эти вопросы должны быть определены таким образом, чтобы исключить неясность в разграничении компетенции совета директоров, исполнительных органов и общего собрания акционеров.К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с действующим законодательством относятся:1) определение приоритетных направлений деятельности общества;2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 ст. 55 ФЗ «Об акционерных обществах»;3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;4) определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с положениями гл. VII ФЗ "Об акционерных обществах" и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;5) увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" это отнесено к его компетенции;6) размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных ФЗ "Об акционерных обществах";7) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных ФЗ «Об акционерных обществах»;8) приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных ФЗ «Об акционерных обществах»;9) образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;10) предложение рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;11) предложение рекомендаций по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;12) использование резервного фонда и иных фондов общества;13) утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено ФЗ «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;14) создание филиалов и открытие представительств общества;15) одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных гл. X ФЗ «Об акционерных обществах»;16) одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, предусмотренных гл. XI ФЗ «Об акционерных обществах»;17) утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;18) иные вопросы, предусмотренные ФЗ «Об акционерных обществах» и уставом общества.Анализ вопросов, отнесенных к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), позволяет сделать следующее замечание. Все перечисленные вопросы составляют исключительную компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества (напомним, что согласно п. 2 ст. 65 ФЗ «Об акционерных обществах» вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества). Исключительная компетенция может быть представлена в трех видах: абсолютная, относительная и дополнительная.Абсолютная исключительная компетенция совета директоров (наблюдательного совета) охватывает решение тех вопросов, которые в соответствии с процедурой их решения все отнесены к компетенции только совета директоров (наблюдательного совета) (с четким перечислением исключений), т.е. процедура не предусматривает возможности их решения в другом порядке. Это следующие вопросы:1) определение приоритетных направлений деятельности общества;2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров общества, за исключением случаев, когда по требованию органов и лиц, определенных в Законе, совет директоров (наблюдательный совет) не принимает решения о созыве внеочередного собрания либо принимает решение об отказе в его созыве; в этом случае внеочередное общее собрание может быть созвано лицами, требующими его созыва;3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;4) определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с положениями гл. VII ФЗ "Об акционерных обществах" и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;5) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг;6) предложение рекомендаций по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;7) предложение рекомендаций по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;8) использование резервного и иных фондов общества;9) утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено ФЗ "Об акционерных обществах" к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;10) создание филиалов и открытие представительств общества;11) утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;12) одобрение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки;13) одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.Относительная исключительная компетенция совета директоров (наблюдательного совета) охватывает решение тех вопросов, которые определены в ФЗ «Об акционерных обществах» как исключительная компетенция совета директоров (наблюдательного совета) при условии, что уставом общества это отнесено к его компетенции либо, наоборот, иное не установлено уставом общества. К этим вопросам относятся:1) вынесение на решение общего собрания акционеров следующей группы вопросов:- реорганизация общества;- увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;- дробление и консолидация акций;- принятие решений об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;- принятие решений об одобрении крупных сделок;- приобретение обществом размещенных акций;- принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;- утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;2) увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категории (типов) объявленных акций;3) размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;4) приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг;5) образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий;6) приостановление полномочий единоличного исполнительного органа общества, управляющей организации или управляющего;7) образование временного единоличного исполнительного органа общества.2.3. Компетенция исполнительных органовВ соответствии со ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» руководство текущей деятельностью хозяйственных обществ осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным и коллегиальным исполнительными органами общества (правлением, дирекцией).Единоличный исполнительный орган акционерного обществаСогласно ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) избирается общим собранием общества на срок, определенный его уставом. Вместе с тем избрание единоличного исполнительного органа может быть отнесено уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (ст. 65 ФЗ «Об акционерных обществах»).Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) может быть избран как из состава акционеров общества, так и из иного круга лиц. Правда, в последнем случае согласно ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», участвуя в общем собрании общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, единоличный исполнительный орган имеет право только совещательного голоса. В акционерном обществе этот вопрос никак не регламентирован, но, очевидно, его решение возможно в том же порядке.Здесь необходимо отметить еще одну особенность. В качестве единоличного исполнительного органа может выступать только физическое лицо. Единственным исключением является тот случай, когда общество передает полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, в роли которого выступает коммерческая организация.Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются ФЗ «Об акционерных обществах», иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым им с обществом.Согласно п. 2 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» единоличный исполнительный орган общества:а) действует без доверенности от имени общества, в том числе представляет его интересы;б) совершает сделки от имени общества;в) утверждает штаты;г) издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.Единоличный исполнительный орган несет персональную ответственность за состояние учета и отчетности, договорной, платежной и трудовой дисциплины, а также за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием).ФЗ «Об акционерных обществах» (п. 3 ст. 69) содержит специальную норму, направленную на ограничение совмещения лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, должностей в органах управления других организаций. Такое совмещение допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.Согласно старой редакции п. 4 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров могло в любое время расторгнуть договор с единоличным исполнительным органом, что определялось положениями п. 3 той же статьи, которая устанавливала, что «на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом действия законодательства о труде распространяются в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона». Однако если старая редакция ФЗ «Об акционерных обществах» фактически этими положениями и ограничивалась в регулировании вопроса о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, то уже в новой редакции эти вопросы урегулированы более детально.Во-первых, в новой редакции ФЗ «Об акционерных обществах» (абз. 1 п. 4 ст. 69) говорится уже не о расторжении договора с единоличным исполнительным органом, а о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа. На наш взгляд, новая формулировка более корректна, поскольку точнее отражает правовой механизм происходящего в связи с принятием общим собранием акционеров или советом директоров решения по данному вопросу. Кроме этого такая формулировка в полной мере соответствует ст. 48 и 65 ФЗ "Об акционерных обществах", в которых при определении компетенции общего собрания и совета директоров речь идет именно о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, а не о расторжении договора с ним.Во-вторых, у совета директоров (наблюдательного совета) общества появляется право принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа. Правда, возникновение и реализация этого права советом директоров (наблюдательным советом) связаны с некоторыми обязательными условиями, которые должны действовать одновременно:решение вопроса об образовании исполнительных органов уставом общества отнесено к компетенции общего собрания акционеров;право совета директоров (наблюдательного совета) принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа должно быть предусмотрено уставом общества;наряду с принятием решения о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа совет директоров обязан принять еще два решения: а) об образовании временного единоличного исполнительного органа и б) о проведении внеочередного общего собрания акционеров;повестка внеочередного общего собрания акционеров должна предусматривать два вопроса: а) о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа и б) об образовании нового единоличного исполнительного органа.В-третьих, регулируется ситуация, когда образование единоличного исполнительного органа осуществляется общим собранием акционеров, а единоличный исполнительный орган не может исполнять свои обязанности.В этом случае совет директоров в безусловном порядке*(259) вправе принять решение об образовании временного исполнительного органа и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа и об образовании нового исполнительного органа.По второй и третьей ситуациям решения советом директоров (наблюдательным советом) принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества без учета голосов выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета).Временные исполнительные органы, образованные решением совета директоров (наблюдательного совета), осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества.Коллегиальный исполнительный орган акционерного обществаКоллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) образуется в том случае, если уставом общества предусмотрено его образование наряду с образованием единоличного исполнительного органа.Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) в соответствии с п. 1 ст. 70 ФЗ «Об акционерных обществах» действует на основании устава общества, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества (положения, регламента или иного документа), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений.Таким образом, в отличие от единоличного исполнительного органа в отношении коллегиального исполнительного органа императивной нормой устанавливается обязательность наличия внутреннего документа общества, которым регламентируется его деятельность. Анализ практики работы коллегиальных исполнительных органов акционерных обществ показывает, что они еще не стали теми самостоятельными исполнительными органами, статус которых определяет ФЗ «Об акционерных обществах».В практике акционерных обществ компетенция коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции), как правило, включает следующие наиболее типичные вопросы:- организация эффективного оперативного управления текущей деятельностью общества;- организация и обеспечение выполнения решений общего собрания участников и совета директоров (наблюдательного совета) общества;- выработка и осуществление текущей хозяйственной политики общества в целях повышения его прибыльности и конкурентоспособности;- разработка и представление общему собранию общества годовых планов работ общества, подготовка документов финансовой отчетности, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества, проектов распределения его прибылей и убытков;- разработка текущих и перспективных планов реализации уставных задач по направлениям деятельности общества;- разработка и представление на утверждение общего собрания участников общества проектов внутренних нормативных, инструктивных, методических и других документов, регламентирующих деятельность общества;- разработка условий проектов договоров, определяющих права и обязанности единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа;- совершение сделок по распоряжению имуществом общества; предметом таких сделок является имущество, стоимость которого составляет от 10 до 25% балансовой стоимости активов общества на дату принятия решении о совершении такой сделки.Количественный состав коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) определяется уставом общества, а персональный состав утверждается решением общего собрания участников или советом директоров (наблюдательным советом) общества по представлению единоличного исполнительного органа (генерального директора, директора).ФЗ «Об акционерных обществах» не регулирует вопросы о сроках образования коллегиального исполнительного органа. Рациональное решение этого вопроса может быть в том случае, если его регулирование будет осуществляться уставом общества. На наш взгляд, коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) может быть образован на срок от одного года до пяти лет. По истечении определенного уставом срока общее собрание участников или совет директоров должны рассмотреть вопрос об избрании нового коллегиального исполнительного органа. При этом лица, избранные в состав коллегиального исполнительного органа, могут переизбираться неограниченное число раз.Уставом общества должно быть предусмотрено, что права и обязанности членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и других) по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются договором, заключаемым с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным на это советом директоров (наблюдательным советом) общества.Работой коллегиального исполнительного органа руководит председатель, функции которого выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества.Важным вопросом обеспечения нормальной деятельности коллегиального исполнительного органа является определение кворума для проведения его заседаний.Согласно п. 2 ст. 70 ФЗ «Об акционерных обществах» кворум для проведения заседания коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) определяется уставом или внутренним документом общества и должен составлять не менее половины числа избранных членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). В случае если количество членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) становится менее количества, составляющего указанный кворум, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение: а) об образовании временного коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и б) о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) или в) если в соответствии с уставом общества это отнесено к его компетенции, образовать коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекцию).В полномочия председателя коллегиального исполнительного органа входит: во-первых, подписание всех документов от имени общества и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции); во-вторых, осуществление действий без доверенности от имени общества в соответствии с решениями коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), принятыми в пределах его компетенции.Глава 3. Правовое положение акционеров в акционерном обществе3.1. Юридическая природа прав акционеровАкционер - это лицо, участвующее в формировании уставного капитала акционерного общества, имеющее обязательственные права (права требования) в отношении этого акционерного общества, удостоверенные специальными эмиссионными ценными бумагами - акциями, находящимися у него на праве собственности, и зарегистрированное в реестре акционеров этого акционерного общества.Таким образом, юридическая природа прав акционера определена характером правоотношений, которые возникают между участником хозяйственного общества и самим хозяйственным обществом в части возникновения у него некоего объема обязательственных прав (прав требования) к обществу как при его создании, так и в процессе переуступки этих прав другому участнику или участникам. В связи с этим обязательственные права (права требования) можно рассматривать как правовую основу для построения системы прав акционера как участника хозяйственного общества.Система прав акционеров: классификация Предлагается следующий вариант классификации прав акционеров:1) безусловные права акционеров;2) права акционеров, обусловленные категориями акций;3) права акционеров, обусловленные типом акционерного общества;4) права акционеров, реализация которых связана с возникновением определенных обстоятельств.3.2. Гарантии соблюдения прав акционеровСпециальное правовое значение понятия «гарантия» разъясняют юридические словари Энциклопедический юридический словарь. М., 2005. С. 53; : гарантия (франц. garantie, от garantir - обеспечивать) по гражданскому праву - один из способов обеспечения (исполнения) обязательства, применяемый в отношениях между организациями. Применительно к правам акционеров акционерного общества можно говорить о двух группах гарантий.Первая группа - гарантии реализации прав акционеров. При этом необходимо учитывать два аспекта, которые позволяют говорить о внутреннем делении этой группы на гарантии по осуществлению прав и гарантии по соблюдению прав. И в том и в другом случае речь идет о возможности акционера реализовать эти права, но в первом случае это зависит только от акционера, во втором - от внешнего влияния. Важно подчеркнуть, что, несмотря на такое деление, система гарантий едина, и она включает следующие гарантии:1) четкую фиксацию определенного объема прав акционеров в Законе;2) обязанность акционерного общества осуществлять информирование акционера о разных аспектах деятельности общества и его органов управления по инициативе как акционера, так и общества;3) законодательное установление процедур, которые позволяют акционерам реализовывать их права;4) законодательное закрепление требования к органам управления и должностным лицам при реализации ими своих прав и обязанностей действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.Вторая группа - это гарантии восстановления нарушенных прав. Эта группа гарантий основывается на возможности акционера в судебном порядке восстановить уже нарушенные права.Рассматривая вопрос о праве акционеров на информацию, Ломакин Д. выделяет две функции, выполняемые информацией: во-первых, она служит гарантией защиты иных прав акционеров; во-вторых, позволяет акционеру наиболее целесообразно осуществлять свои права Ломакин Д. Право акционеров на информацию//Хозяйство и право. 2006. № 11. С. 162..Таким образом, российское законодательство об акционерных обществах содержит нормы, определяющие гарантии соблюдения прав акционеров. Однако наличие системы гарантий соблюдения прав акционеров, тем более что она находится в процессе становления и развития и не исключает возможности реального нарушения этих прав. В этом случае начинает действовать система гарантий по восстановлению нарушенных прав. Основой этой системы является положение ФЗ «Об акционерных обществах» об обращении акционеров в суд по восстановлению нарушенных прав. Так, согласно п. 8 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах», «акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований настоящего Федерального закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества, в случае если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы».Глава 4. Прекращение акционерного общества4.1. Особенности реорганизации акционерного обществаРеорганизация представляет собой сложный процесс, который имеет свои последствия с точки зрения корпоративного управления, что, безусловно, оказывает воздействие на права акционеров и кредиторов.ГК РФ предусматривает пять различных форм реорганизации общества: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК РФ).В принятом 18 ноября 2003 г. постановлении Пленума ВАС РФ № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах» Постановлении Пленума ВАС РФ № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах» от 18 ноября 2003 г. по многим спорным вопросам реорганизации были даны необходимые разъяснения.Пленум разъяснил, что нормы Закона об АО, определяющие порядок реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (ст. 16-19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществ может осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение (выделение) - в целях образования одного или нескольких новых акционерных обществ Пункт 20 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"..При реорганизации АО нередко складывались непростые ситуации, ставившие в невыгодное положение акционеров.Для защиты интересов акционеров в ходе реорганизации закон устанавливает систему правил, гарантирующих доступ акционеров к информации о реорганизации, их участие в процессе принятия решений, а также, в определенных случаях, их право на выход из общества.Прежде всего, сообщение об общем собрании, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, должно быть сделано не позднее чем за 30 дней до его проведения.Информация о проведении общего собрания, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании, в течение 30 дней до проведения собрания.Акционерам должна быть предоставлена дополнительная информация. Так, Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров предусматривает, что к такой дополнительной информации (материалам) относятся:- обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о разделении, выделении или преобразовании либо в договоре о слиянии или присоединении, утвержденном (принятом) уполномоченным органом общества;- годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее трех лет;- квартальная бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за последний завершенный квартал, предшествующий дате проведения общего собрания.В процессе реорганизации акционеры приобретают дополнительные права. Так, право голоса по вопросам повестки дня, касающимся реорганизации, имеют не только акционеры - владельцы обыкновенных акций, но и акционеры - владельцы привилегированных акций. Решение по вопросу реорганизации принимается большинством в 3/4 голосов.Владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части их акций, если они голосовали против принятия решения о реорганизации или не принимали участия в голосовании по данному вопросу. Выкупленные обществом акции в связи с проведением его реорганизации погашаются.Если у акционера выкуплена часть принадлежащих ему акций, то он имеет право на конвертацию (получение акций) оставшихся у него акций на условиях, предусмотренных ст. 18 и 19 Закона об АО. При выкупе у акционера всех имеющихся у него акций участие акционера в реорганизуемом обществе прекращается и в состав участников создаваемых в результате реорганизации обществ он не входит.Для защиты интересов акционеров закон ввел нормы, устанавливающие, что при принятии обществом решения о разделении или выделении общества каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против такого решения или не принимавший участия в голосовании, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения (выделения), предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих акций.В случае нарушения указанных требований акционер может обратиться в суд с иском о признании недействительным решения общего собрания акционеров реорганизуемого общества.Реорганизация может иметь важные последствия для кредиторов общества, поэтому законодательство гарантирует их интересы следующими способами.Орган управления общества должен уведомить кредиторов о реорганизации. Такое уведомление должно быть сделано не позднее 30 дней с даты:- принятия решения о реорганизации в форме разделения или выделения;-принятия решения о реорганизации последним из обществ, участвующих в реорганизации, в случае слияния или присоединения.Общество должно уведомить кредиторов путем направления им письменного уведомления и опубликования соответствующего решения в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц.Как известно, на основании п. 3 ст. 60 ГК РФ и п. 6 ст. 15 Закона об АО в случаях, когда утвержденный при реорганизации разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника общества, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.4.2. Основания для ликвидации акционерного обществаЛиквидация общества влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.Акционерное общество может быть ликвидировано в добровольном порядке. В этом случае совет директоров выносит вопрос о ликвидации общества на решение общего собрания акционеров. Общее собрание решает вопрос о ликвидации общества и о назначении ликвидационной комиссии. Решение по этим вопросам принимается большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Основанием для принятия такого решения может быть: истечение срока, на который общество было создано, достижение цели, ради которой оно создавалось.Акционерное общество может быть ликвидировано в принудительном порядке по решению суда. Основания для такой ликвидации предусмотрены ГК РФ и Законом об АО. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ коммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в случае:- допущенных при ее создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;- неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // ЭиЖ. 2000. № 5..Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам предоставлено право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски, в том числе о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.Следовательно, суд первой инстанции, установив неоднократное нарушение Обществом законодательства о налогах и сборах, обоснованно по заявлению налогового органа принял решение о ликвидации Общества.Вместе с тем согласно абзацу второму пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.При этом в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 № 50 указано, что обязанности по проведению ликвидации юридического лица должны возлагаться на лица или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица.Следует обратить внимание на то, что положение п. 2 ст. 61 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции РФ, поскольку, по конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 5..Норма, содержащаяся во взаимосвязанных положениях п. 4 ст. 99 ГК РФ и п. 5 и 6 ст. 35 Закона об АО (имеется в виду редакция Закона от 24 мая 1999 г.), на основании которой акционерное общество подлежит ликвидации по решению суда, если стоимость его чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по конституционно-правовому смыслу данной нормы в системе норм гражданского законодательства предполагается, что отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации акционерного общества призвано отображать его фактическую финансовую несостоятельность, а именно: отсутствие доходности, неспособность исполнять свои обязательства перед кредиторами и исполнять обязанности по уплате обязательных платежей, при том что акционеры имели возможность предпринять меры по улучшению финансового положения общества или принять решение о его ликвидации в надлежащей процедуре.Норма, содержащаяся во взаимосвязанных положениях пп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 3 ст. 61 ГК РФ и п. 6 ст. 35 Закона об АО, предусматривающая право налоговых органов предъявлять в суд по основаниям, указанным в законе, требования о ликвидации акционерных обществ, признана не противоречащей Конституции РФ.В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.ЗаключениеТаким образом, основываясь на проведенном анализе, можно сделать выводы, что акционерное общество обладают общей правоспособностью, т.е. имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Для участия в гражданском обороте акционерному обществу необходимо иметь дееспособность. Дееспособность означает, что юридическое лицо своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности. В отличие от граждан у юридического лица право- и дееспособность возникает и прекращается одновременно.Исходя из положений ст. 66 и 96 ГК РФ акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.В соответствии со ст. 47 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерного общества.Совет директоров (наблюдательный совет) общества относится к коллегиальным органам управления общей компетенции.В соответствии со ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» руководство текущей деятельностью хозяйственных обществ осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным и коллегиальным исполнительными органами общества (правлением, дирекцией).Юридическая природа прав акционера определена характером правоотношений, которые возникают между участником хозяйственного общества и самим хозяйственным обществом в части возникновения у него некоего объема обязательственных прав (прав требования) к обществу как при его создании, так и в процессе переуступки этих прав другому участнику или участникам. В связи с этим обязательственные права (права требования) можно рассматривать как правовую основу для построения системы прав акционера как участника хозяйственного общества.Список источников и литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года в ред. Федерального закона № 22-ФЗ от 21 марта 2005 года // Российская газета. 1994. 8 декабря; 2004. 3 июля; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон № 14-ФЗ от 26 января 1996 года в ред. Федерального закона № 19-ФЗ от 2 февраля 2006 года // Российская газета. 1996. 6, 7, 8 февраля 1996 года; 2006. 5 февраля.
2. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1
3. Постановлении Пленума ВАС РФ № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах» от 18 ноября 2003 г.
4. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // ЭиЖ. 2000. № 5.
5. Акционерные общества в СССР: опыт и перспективы. Пермь, 1991.
6. Гражданское право: Учебник в 2 Т. Т. 2. Полутом 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2006.
7. Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А. Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2006.
8. Долинская В.В. Акционерное право. М. 2004.
9. Долинская В.В. Акционерное право. М.,2004.
10. Долинская В.В. Торговые общества: сравнительный анализ//Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 1992. № 3.
11. Инструкция Центрального банка РФ от 17 сентября 1996 г. № 8 с изменениями и дополнениями от 6 ноября 1996 г. «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России. 1996. № 46, 64. Подп. «а» п. 13.3.
12. Леонов С. К возрождению акционерного дела/ / Экономические науки. 2002. № 2.
13. Ломакин Д. Право акционеров на информацию//Хозяйство и право. 1996. № 11.
14. Тарасов И. Учение об акционерных компаниях. М., 2005,
15. Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России. Л., 1973.
16. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. I. СПб., 1908.
17. Энциклопедический юридический словарь. М., 2005.