Анализ современного опыта исполнительного производства в Российской Федерации
p align="left">В то же время вопрос этот - один из наименее изученных в российской правовой науке. Впервые на стадии указала Л.Н. Завадская, отметив, что существуют действия, характерные для подготовительной стадии исполнительного производства Завадская Л.Н. Реализация судебных решений, вынесенных в порядке искового производства: Дис. ... канд. юр. наук. М., 1979. С. 104 - 105.. М.К. Юков предложил использовать стадийность производства в качестве критерия объединения норм исполнительного права в институты Юков М.К. Теоретические проблемы гражданского процессуального права: Дис. ... докт. юр. наук. Свердловск, 1982. С. 189.. В 1990 г. И.М. Зайцев выделил: 1) начало исполнительного производства; 2) применение к должнику установленных законом принудительных мер; 3) реальное восстановление нарушенного субъективного права; 4) завершение исполнительного производства Зайцев И.М. Процессуальные функции гражданского судопроизводства. Саратов, 1990. С. 121.. И.М. Зайцев и В.В. Худенко обозначили пять стадий: возбуждение, подготовку, "собственно исполнение", обжалование и проверку Зайцев И.М., Худенко В.В. Стадии исполнительного производства в гражданском процессе//Российская юстиция. 1994. № 6. С. 39 - 41.. В последнее время также были предложены несколько классификаций стадий. Например, В.М. Шерстюк указывает о наличии трех стадий: 1) возбуждения; 2) совершения исполнительских действий и 3) окончания Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. 3-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 513.. И.В. Решетникова считает, что существуют: 1) возбуждение и подготовка к непосредственному исполнению; 2) осуществление исполнительного производства; 3) окончание исполнительного производства Пособие по исполнительному производству для судебных приставов-исполнителей: Учебное пособие / Отв. ред. проф. И.В. Решетникова. М., 2000. С. 109., а Д.Х. Валеев - 1) возбуждение; 2) подготовка к принудительному исполнению; 3) применение мер государственного принуждения к должнику; 4) обжалование действий судебного пристава-исполнителя Исполнительное производство / Под ред. Я.Ф. Фархтдинова. СПб., 2002. С. 29..
В то же время нужно отметить, что, несмотря на достаточно широкое использование понятия "стадия процесса исполнения", стадийность исполнения по-прежнему остается одним из наименее изученных в теоретическом плане вопросов. Научное обоснование стадийности исполнения предполагает разработку таких основных категорий, как сущность стадии исполнения, классификация и критерии выделения стадий, задачи и действия, характерные для той или иной стадии Малешин Д.Я. Движение дела по стадиям в исполнительном производстве//Исполнительное право. 2006. № 1. С.22..
Поскольку процесс исполнения судебных постановлений - гражданский, правоприменительный процессы и процесс социального управления соотносятся между собой как часть и целое, то указанные выше критерии выделения стадий могут быть, с нашей точки зрения, использованы при анализе стадийности процесса исполнения судебных постановлений.
Кроме того, обоснование стадийности исполнения будет более правильным как с логических, так и с общетеоретических позиций в случае использования общефилософских методов исследования. Учитывая, что исполнение судебных постановлений представляет собой деятельность, мы считаем выделение в ней определенных стадий с применением деятельностного подхода наиболее обоснованным.
Таким образом, общая схема стадийности любой деятельности в полной мере может быть применена и в отношении исполнения судебных постановлений. Использование деятельностного подхода позволяет нам предположить, что исполнение развивается в рамках четырех стадий: возбуждения, подготовки, осуществления и окончания. В то же время обоснование стадийности будет более аргументированным, если применять и другие методы исследования. В частности, сравнительный анализ, а также системный подход позволяют нам при анализе стадийности исполнения использовать критерии выделения стадий в процессах более высокого уровня: гражданском, правоприменительном и социального управления.
Исходя из указанных критериев и общих положений стадийной организации деятельности, можно выделить следующие признаки стадии процесса исполнения судебных постановлений. Во-первых, полагаем, что любая стадия - это система, система процессуальных действий. Будучи частью деятельности, стадия, в свою очередь, также является деятельностью с соответствующими элементами как статичного, так и динамичного характера. Другими словами, это отдельная деятельность более низкого уровня и в то же время часть деятельности более высокого уровня. Во-вторых, любая стадия обладает самостоятельной задачей. Выполнение такой задачи обусловливает совершение особых действий. В-третьих, любой стадии присуще качественное своеобразие ее содержания, т.е. специфика совершаемых процессуальных действий. В-четвертых, любая стадия обособлена во времени. В-пятых, результаты стадии должны быть закреплены в процессуальном документе. Соответственно, критерием выделения стадии процесса исполнения является, по нашему мнению, совокупность указанных признаков:
1) самостоятельное положение в системе деятельности по исполнению;
2) наличие самостоятельной задачи;
3) качественное своеобразие содержания;
4) обособленность во времени;
5) закрепление результатов в процессуальном документе.
Используя этот критерий, следует выделять в процессе исполнения судебных постановлений четыре стадии:
1) возбуждение;
2) подготовку;
3) осуществление мер принудительного исполнения;
4) окончание Малешин Д.Я. Понятие стадии исполнительного производства // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2002. № 4. С. 119 - 120..
Обжалование действий судебного пристава и определений суда по вопросам исполнения не является, по нашему мнению, отдельной стадией процесса исполнения. Выше мы уже отмечали, что развитие деятельности может осложняться и в определенных случаях движение может повторяться вновь до устранения возникших препятствий. Поэтому, исходя из указанных условий стадийности общей теории деятельности, обжалование следует рассматривать, на наш взгляд, как дублирование некоторых предшествующих той или иной стадии действий. Иными словами, в процессе обжалования происходит повторное движение деятельности в той или иной стадии (либо в отдельных действиях), сопровождающееся устранением возникших преград стандартного развития деятельности по исполнению. Поэтому обжалование мы не рассматриваем в качестве стадии. Кроме того, следует учитывать, что цель исполнения не всегда может быть выполнена. В таких случаях деятельность по исполнению может прекратиться на любой текущей стадии.
Стадию исполнения судебных постановлений можно, с нашей точки зрения, определить как обособленную во времени, обладающую качественным своеобразием содержания и направленную на выполнение самостоятельной цели часть системы процессуальных действий по исполнению судебных постановлений.
Подчеркнем, что разработанная стадийность касается исполнения постановлений как имущественного, так и неимущественного характера. Разница между исполнением указанных постановлений заключается прежде всего в совершении действий, составляющих только одну стадию - осуществление мер принудительного исполнения. В остальных же стадиях действия по исполнению во многом одинаковы. Поэтому полагаем, что исполнение указанных постановлений должно осуществляться по стадиям возбуждения, подготовки, применения мер принудительного исполнения и окончания.
Проект Исполнительного кодекса впервые предусматривает стадийную организацию исполнительного производства. Выделены пять стадий: 1) возбуждение и подготовка; 2) обеспечение; 3) осуществление; 4) распределение взысканных сумм между взыскателями; 5) завершение Игнатенко А.А., Кириленко Н.В., Матвеев А.В., Шерстюк В.М., Ярков В.В. К разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации // Законодательство. 2001. № 8. С. 85.. В то же время указанная классификация вызывает некоторые замечания.
Раздел ИК РФ о стадиях можно, с нашей точки зрения, разделить на четыре подраздела, соответствующих стадиям. Учитывая, что целью введения нормативной регламентации постадийного движения дела является, по нашему мнению, повышение эффективности исполнения путем установления правильной логической последовательности совершения исполнительских действий, то наличие в этой сугубо специальной части ИК иных подразделов, не затрагивающих стадийное деление исполнения, может негативно отразиться на соблюдении последовательности совершения исполнительских действий.
Подчеркнем, что возбуждение и подготовка, согласно сформулированной выше классификации, являются двумя самостоятельными стадиями. Проект ИК предусматривает подраздел 11 "Возбуждение и подготовка исполнительного производства", объединяющий регламентацию этих двух стадий. Однако, учитывая, что возбуждение и подготовка не должны совпадать как по времени, так и по содержанию, такое разграничение должно сохраниться и при нормативной регламентации. В противном случае эффективная реализация стоящих перед этими группами действий самостоятельных целей будет достаточно затруднительна. Кроме того, предусмотренная в проекте стадия обеспечения исполнительных действий состоит преимущественно из подготовительных действий. То есть действия по подготовке фактически отнесены к двум разным стадиям. Очевидно, что такое разъединение однородных действий не может положительно отразиться на эффективности подготовки. Поэтому полагаем, что должны быть выделены две отдельные стадии и соответственно два отдельных подраздела: возбуждение и подготовка Деготь Б.Е. Стадии исполнительного процесса//Современное право. 2005. № 5. С.10..
Движение дела в стадии возбуждения заключается, по нашему мнению, в последовательной смене выдачи исполнительного документа, предъявления его в службу судебных приставов и вынесения судебным приставом постановления о возбуждении исполнительного производства, а также в совершении некоторых других действий, связанных с вышеперечисленными. Стадия подготовки состоит, на наш взгляд, из трех групп действий: 1) действий, направленных на добровольное исполнение; 2) действий, направленных на установление местонахождения должника или его имущества; 3) некоторых иных действий, обеспечивающих эффективное осуществление исполнительных действий.
Стадия осуществления заключается, с нашей точки зрения, в применении мер принудительного исполнения. Перечень таких мер установлен в законодательстве. Они могут быть имущественного и неимущественного характера. Так, например, при обращении взыскания на имущество стадия осуществления состоит из ареста и реализации имущества, а также распределения взысканных денежных средств. Предусмотренная в проекте стадия "распределение взысканных сумм между взыскателями" не может быть самостоятельной стадией по следующим причинам. Во-первых, эти действия затрагивают только исполнение судебных постановлений имущественного характера и не касаются иных мер принудительного исполнения. Поэтому эта стадия будет автоматически отсутствовать при исполнении судебных постановлений неимущественного характера. Во-вторых, полагаем, что распределение следует рассматривать в качестве действия, составляющего основную стадию осуществления исполнительных действий, о чем подробнее будет сказано ниже.
Последняя стадия должна именоваться, по нашему мнению, как "окончание исполнительного производства". Такая точка зрения основана на разработанной концепции о двух формах окончания: прекращении исполнительного производства и возвращении исполнительного документа.
Ряд замечаний вызывает постадийное распределение тех или иных действий по исполнению. Так, разъяснение судебного акта, отсрочка и рассрочка исполнения, согласно проекту включенные в состав стадии осуществления исполнительных действий, являются, на наш взгляд, подготовительными действиями, о чем более подробно будет указано ниже. Нормы Исполнительного кодекса о добровольном исполнении должны касаться, по нашему мнению, прежде всего стимулирования такого исполнения. Полагаем, что стимулирование добровольного исполнения является по своей природе подготовительным действием.
Исходя из того что нормы о последовательном движении дела по стадиям являются общими и затрагивают любое исполнительное производство, независимо от особенностей мер принудительного исполнения, раздел этот должен находиться в общей части ИК Малешин Д.Я. Стадии исполнительного производства // Законодательство. 2002. № 8. С. 56.. В каждом подразделе следует, по нашему мнению, определить, во-первых, задачи соответствующей стадии и, во-вторых, последовательность совершения исполнительских действий, затрагивающих исключительно динамику развития дела и не касающихся особенностей исполнения того или иного исполнительного документа.
Кроме того, считаем, что в разделе Исполнительного кодекса о стадиях должна быть отражена главным образом динамика исполнительного производства. Общие нормы, не регулирующие стадийное развитие исполнения, не должны быть включены в состав этого раздела. Например, ввиду того что приостановление исполнительного производства возможно на любой стадии, нормы, регулирующие этот вопрос, имеют, по нашему мнению, общий характер и должны содержаться в общей части кодекса. Поэтому вряд ли обоснованно включать их в раздел о стадиях.
Таким образом, исходя из разработанной стадийности исполнительного производства, а также указанных замечаний, полагаем, что в основу структуры раздела о стадиях должно быть положено развитие исполнения по четырем стадиям: возбуждению, подготовке, осуществлению и окончанию.
2.3 Классификация субъектов исполнительного производства
Все участники гражданского исполнительного права являются субъектами гражданских исполнительных правоотношений, возникающих в связи с его исполнением.
Понятие субъектов гражданского исполнительного права намного шире понятия субъектов исполнительного производства, поскольку в него включаются все участники по любому делу, которое принудительно исполняется Марданов Д.А. Классификация субъектов гражданского исполнительного права//Исполнительное право. 2006. № 2. С.56..
Субъекты исполнительного производства - граждане, организации и должностные лица, принимающие участие в процессе принудительного исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов Исполнительное производство / Под ред. Я.Ф. Фархтдинова. СПб.: Питер, 2004. С. 67..
Субъекты гражданского исполнительного права - это все участники принудительного исполнения конкретного исполнительного документа, вынесенного по решению юрисдикционного органа. Субъекты гражданского исполнительного права занимают различное правовое положение, наделены разным объемом прав и обязанностей, поэтому по своим правомочиям, по характеру заинтересованности в исполнении разделяются на группы. Субъекты гражданского исполнительного права - физические и юридические лица, участвующие в порядке исполнения юрисдикционных актов.
В научной литературе о квалификации субъектов гражданского исполнительного права имеются различные мнения.
Так, И.Б. Морозова предлагает разделить участников исполнительного производства на следующие группы:
1) основные участники исполнительного производства;
2) лица, содействующие исполнению Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство. М.: Городец, 2004. С. 62..
М.А. Викут предложила следующую классификацию участников исполнительного производства:
1) стороны, т.е. лица, имеющие как материальную, так и процессуально-правовую заинтересованность в результатах исполнительного производства;
2) представители сторон, т.е. лица, имеющие только процессуально-правовую заинтересованность в результате исполнительного производства;
3) переводчик, понятые, специалисты - лица, юридически не заинтересованные в результате исполнительного производства, но содействующие его законному завершению Викут М.А. Участники исполнительного производства // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В.В. Яркова, М.А. Викут, Г.А. Жилина. Екатеринбург, 2000. С. 506 - 511..
О.В. Исаенкова предлагает разделить всех участников исполнительного производства на три группы:
1) лица, осуществляющие принудительное исполнение;
2) стороны (взыскатель и должник);
3) лица, содействующие исполнительному производству (представители сторон, прокурор, переводчик, понятые, специалисты, работники ОВД, хранители имущества, аукционисты и другие реализаторы арестованного имущества) Исаенкова О.В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции: Дис. д.ю.н. Саратов: СГАП, 2003. С. 275..
Г.Д. Улетова дополняет данную классификацию еще одним видом участников - налоговые органы, банки и иные небанковские финансовые учреждения, другие органы, организации, должностные лица и граждане, в случаях, предусмотренных федеральным законом, т.е. лица, не имеющие процессуальной и материальной заинтересованности в результатах исполнительного производства, но содействующие законной реализации юрисдикционных актов Улетова Г.Д. Сравнительный анализ исполнительного производства по законодательству Казахстана и России // Заметки о современном гражданском и арбитражном праве / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Городец, 2004. С. 315 - 325..
Ю.Л. Мареев, И.П. Гришин считают, что всех участников следует разделить на группы:
1) стороны;
2) орган судебного исполнения;
3) суд;
4) лица, содействующие исполнительному производству Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 379 - 389..
В.М. Шерстюк по целям участия классифицирует субъекты на четыре группы:
1) органы принудительного исполнения;
2) суд (судья);
3) стороны;
4) другие участники исполнительного производства Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 495..
В.М. Шерстюк, М.Д. Олегов в своей совместной работе приводят следующую классификацию субъектов исполнительного производства: 1) органы принудительного исполнения; 2) органы и организации, исполняющие требования актов юрисдикционных органов или обеспечивающие совершение исполнительных действий; 3) суды общей юрисдикции и арбитражные суды; 4) лица, участвующие в исполнительном производстве (стороны, иные участники исполнительного производства, содействующие исполнению) Исполнительное производство. Практикум для старших судебных приставов: Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: Статут, 2000. С. 39..
М.Д. Олегов в дальнейшем предлагает следующий вариант квалификации:
1) суд;
2) судебный пристав-исполнитель;
3) органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов;
4) стороны Гражданское процессуальное право России: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М.: Юристъ, 2002. С. 497 - 502..
Н.Н. Чигорин дает такую классификацию субъектов: 1) органы, исполняющие юридические акты; 2) стороны; 3) суд; 4) прокурор; 5) лица, содействующие исполнению; 6) лица, чьи права могут быть так ли иначе затронуты (нарушены) при исполнении решений Чигорин Н.Н. Обращение взыскания на ценные бумаги в исполнительном производстве. Автореф. к.ю.н. М., 2003. С. 15..
По взгляду В.В. Яркова, по своей процессуальной роли, возможностям воздействия на ход исполнительного производства, по характеру своей заинтересованности субъекты исполнительного производства квалифицируются на пять групп:
1) органы принудительного исполнения;
2) суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
3) стороны исполнительного производства;
4) органы, исполняющие требования исполнительных документов;
5) лица, содействующие процессу исполнения Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: БЕК, 2001. С. 111; Ярков В.В. Субъекты исполнительного производства // Закон. 2004. № 12. С. 26 - 32.. А.А. Максуров предлагает условно участников гражданского исполнительного правоотношения подразделить на три группы: 1) органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов либо обеспечивающие исполнительные действия (налоговые органы, банки и иные кредитные организации); 2) лица и организации, непосредственно способствующие совершению исполнительных действий (переводчик, специалист, понятые, сотрудники милиции); 3) факультативная группа - участники гражданского исполнительного правоотношения, которые могут появиться (а могут и не появиться) в зависимости от характера требований исполнительного документа Максуров А.А. Гражданское исполнительное правоотношение // Гражданское исполнительное право: Учебник / Под ред. А.А. Власова. Экзамен, 2004. С. 44 - 89..
Д.Х. Валеев писал о квалификации субъектов исполнительного производства Валеев Д.Х. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве". СПб.: Питер, 2003. С. 103.:
1) властные органы, осуществляющие исполнение;
2) лица, участвующие в исполнительном производстве;
3) лица, содействующие исполнительному производству.
В.Ф. Кузнецов считает, что субъектами исполнительного производства являются: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (городские, сельские поселения и иные муниципальные образования), суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд Российской Федерации, судебные приставы-исполнители, судебные приставы субъектов Российской Федерации, взыскатель, должник, органы прокуратуры, налоговые органы, банки и иные кредитные учреждения, оценщики, риэлторы, регистраторы, органы опеки и попечительства и др. Субъекты исполнительного производства могут быть разделены на группы и виды в зависимости от критерия, который положен в основу их дифференциации Кузнецов В.Ф. Система исполнительного производства (вопросы теории и практики): Дис. д.ю.н. Челябинск, 2004. С. 97..
Участники стадии исполнительного производства в гражданском процессе Англии подразделяются на четыре большие группы: 1) лица, участвующие в исполнительном производстве; 2) суд; 3) органы принудительного исполнения; 4) лица, содействующие проведению исполнительного производства Гладышев С.И. Исполнительное производство Англии. М.: Лекс-Книга, 2002. С. 60..
Таким образом, полагаем, что в связи с принятием новых процессуальных законов наиболее приемлемой будет следующая квалификация субъектов гражданского исполнительного права:
1) органы, осуществляющие исполнение;
2) лица, участвующие в гражданском исполнительном праве;
3) органы и организации, исполняющие требования юрисдикционных органов;
4) лица, содействующие исполнению.
К первой группе относится судебный пристав-исполнитель - лицо, наделенное властными полномочиями, который является обязательным субъектом гражданского исполнительного права. Вторая группа включает стороны (должник и взыскатель), представителей сторон, прокурора. Третья группа состоит из органов, организаций, исполняющих требования юрисдикционных органов: налоговые органы, банки и иные кредитные организации, Министерство финансов РФ (органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ), а также другие органы, организации, должностные лица и граждане. В четвертую группу входят переводчики, понятые, специалисты и другие лица.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не дает полного перечня участников исполнительного производства и их правового положения. Состав субъектов гражданского исполнительного права не является неизменным и постоянным. Он зависит от стадии исполнения и характера совершаемых действий, оснований вступления в процесс тех или иных участников, поэтому в исполнительном кодексе Российской Федерации необходимо закрепить правовое положение субъектов гражданского исполнительного права.
2.4 Проблемы и пробелы исполнительного производства
В процессуальной науке практически не исследован вопрос об исполнении судебных актов по искам о признании и преобразовательным. Осуществить их при помощи традиционного механизма принудительного исполнения зачастую невозможно, а иной порядок ни процессуальным законодательством, ни законодательством об исполнительном производстве не урегулирован.
Хотя о существовании названной проблемы упоминается в целом ряде научно-теоретических исследований Деготь Е.А. Бесплатность исполнения - причина безответственности//ЭЖ-Юрист. 2006. № 36. С.4; Маганова Т. Долгий путь к исполнению//ЭЖ-Юрист. 2005. № 33. С.5., ни одного специального комплексного ее исследования нет.
Многие процессуалисты придерживаются той точки зрения, что исполнительное производство и применение мер принудительного исполнения возможно только при осуществлении решений, обязывающих должника к совершению каких-либо действий в пользу управомоченного лица, то есть при исполнении решений по искам о присуждении Зайцев И.М. Процессуальные функции гражданского судопроизводства. Саратов, 1990. С. 108; Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 377.. В исках о признании правовая определенность достигается самим содержанием судебного акта, вследствие чего такие решения на первый взгляд не нуждаются в принудительном исполнении.
Однако в преобразовательных исках и исках о признании такая принудительность носит иной, специфичный, характер.
Л.Н. Завадская выделяет в качестве самостоятельной характеристики судебного решения принудительность как возможность внешнего воздействия на поведение субъектов, как утверждение воли, закрепленной в нормах права либо в судебном решении, действующую лишь в случаях противоправного поведения субъектов, уклоняющихся от реализации судебных решений, и в зависимости от вида судебного решения проявляется по-разному. В решениях о присуждении она выступает как возможность осуществления права помимо воли обязанного лица (исполнимость), а в решениях о признании и преобразовании носит опосредованный характер, что находит свое выражение в возможности применения организационных, административных, дисциплинарных мер, направленных в конечном итоге на осуществление решений. Принудительность представляется автору более широким по объему понятием, чем исполнимость Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М., 1982. С. 15..
Действия иных лиц в рамках исполнительного производства (банков, работодателей, хранителей имущества должника и других) являются вторичными (производными) и исполнительными не являются Кузнецов В.Ф. Правовой механизм принудительного исполнения судебных актов и постановлений. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 20.. Под исполнительными понимаются совершаемые уполномоченными должностными лицами от имени органа принудительного исполнения действия, обеспечивающие и осуществляющие принудительное исполнение. Следовательно, до возбуждения исполнительного производства действия перечисленных лиц не являются исполнительными, но при этом будут принудительными, поскольку совершаются помимо воли обязанного лица. В конечном итоге все сводится к определению объема понятий исполнительного производства и принудительного исполнения. Выдвигается положение о том, что содержание института принудительного исполнения гораздо шире института исполнительного производства и, соответственно, законодательство о принудительном исполнении включает в себя законодательство об исполнительном производстве Чечот Д.М., Игнатенко А.А., Дымкина М.Ю. Некоторые аспекты концепции исполнительного кодекса РФ // Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2002. С. 232..
Между тем действующее законодательство не дает оснований для такого вывода. В первую очередь речь идет о ст. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", называющей сферу действия этого акта как закона, определяющего условия и порядок именно принудительного исполнения судебных и иных актов. Логично предположить, что процесс принудительного исполнения регламентируется именно законодательством об исполнительном производстве. Подтверждает этот вывод и норма ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве", называющая единственным органом принудительного исполнения в Российской Федерации службу судебных приставов и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, деятельность которых также охватывается действием законодательства об исполнительном производстве. Все иные органы и лица, исполняющие требования исполнительных документов, органами принудительного исполнения не являются.
Таким образом, если понимать исполнительное производство как систему правовых норм, регулирующих юридическую деятельность по принудительному осуществлению исполнительных документов Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 533., - а именно такое определение основано на положениях действующего законодательства, - приходится констатировать, что исполнительное производство суть принудительное исполнение. Несмотря на то что действия иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, исполняющих требования судебных актов и актов других органов (налоговых органов, банков, иных кредитных организаций), предусмотрены законодательством об исполнительном производстве (ст. 5 Закона "Об исполнительном производстве"), органом принудительного исполнения является только судебный пристав-исполнитель. Следовательно, только его деятельность будет деятельностью по принудительному исполнению. До тех пор пока взыскатель не инициирует исполнительное производство, действия иных лиц по осуществлению исполнительного документа не будут являться исполнительными. Только с момента возбуждения исполнительного производства такие действия (если они производятся на основании постановлений судебного пристава-исполнителя) будут являться и исполнительными, и принудительными (если понимать осуществление принудительных действий только как прерогативу службы судебных приставов).
Между тем существуют судебные решения, исполнить которые через службу судебных приставов невозможно. Следует согласиться с мнением ученых, которые говорят о наличии ряда актов, не подлежащих принудительному исполнению Ярков В.В. Современные проблемы правосудия в Российской Федерации // Реформа гражданского процессуального права: Материалы междунар. конф. / Под общ. ред. М.М. Богуславского, Н.А. Трунка. М., 2002. С.13.. Таковы решения по искам о признании, многим преобразовательным искам. Поскольку реализация судебного решения не сводится только к его принудительному исполнению в рамках исполнительного производства, помимо гражданско-процессуальной формы исполнения правоведы предлагают выделять административно-правовую, исполняемую должностными лицами либо административными органами Кузнецов В.Ф., Ярков В.В. Проблемы реализации судебных решений о признании // Правоведение. 1988. № 3. С. 73..
Основная цель исков о признании - ликвидация правовой неопределенности в отношениях сторон, уточнение их прав и обязанностей (позитивный иск) либо отсутствия таковых (негативный) Шумкова И.В. О пробелах и проблемах исполнительного производства//Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 12. С.15; Косткина О. О некоторых проблемах исполнительного производства //Исполнительное право. 2006. № 3. С.34..
Решения по искам о признании не нуждаются в принудительном исполнении, поскольку правовая определенность достигается самим содержанием судебного акта.
Подчас судебного признания недостаточно, необходим еще и официальный документ, предусмотренный законом, - свидетельство о расторжении брака, ордер, свидетельство о регистрации права на недвижимое имущество и т.д. В таком случае только совокупность решения и акта образует фактический состав, который необходим для наступления соответствующих правовых последствий.
Исполнение судебных актов по искам о признании и преобразовательным не всегда сопровождается выдачей установленного законом документа. В отдельных случаях этот процесс заключается только в осуществлении уполномоченными на то органами, организациями в установленном законом порядке государственной регистрации либо фиксации прав или ограничения прав граждан и юридических лиц без выдачи соответствующего документа. Так, при исполнении судебного решения о расторжении брака органы загса не только вносят соответствующую запись, но и выдают свидетельство о расторжении брака, что и образует фактический состав из совокупности решения суда и предусмотренного законом официального документа. В то же время, исполняя требования судебного акта о дисквалификации физического лица путем внесения записи об этом в реестр дисквалифицированных лиц, уполномоченная на ведение реестра Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству осуществляет только фиксацию ограничения прав дисквалифицированного без выдачи какого-либо официального документа. В данном случае сложный фактический состав образует совокупность судебного решения и действий по фиксации ограничений прав дисквалифицированного лица в соответствующем реестре.
Именно выдача документа либо осуществление акта регистрации или фиксации определенного права лица на основании судебного решения является в конечном итоге тем правовым последствием, к которому стремится обратившийся за судебной защитой. Это образует особую форму исполнения - назовем ее реализацией (для отличия от исполнительного производства).
Под реализацией следует понимать особую форму исполнения судебных актов, заключающуюся в осуществлении органами, организациями и лицами в установленном законом порядке государственной регистрации, фиксации прав (ограничения прав) граждан и юридических лиц и (или) выдаче им предусмотренных законом документов на основании решения суда по ряду дел неискового производства.
Процедура принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, как она урегулирована в действующем законодательстве, применима в основном к решениям о присуждении.
Отсутствие специальной регламентации осуществления решений о признании и преобразовании в законодательстве об исполнительном производстве можно расценить как законодательный пробел, требующий восполнения.
Законодательство об исполнительном производстве регулирует в том числе разнообразные исполнительные процедуры, которые можно разбить на группы: 1) принудительное исполнение судебных актов и актов других органов через службу судебных приставов; 2) исполнение требований судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями в случаях, предусмотренных федеральным законом; 3) исполнение требований судебных и иных органов другими лицами в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Реализация в перечне процедур не фигурирует. Однако осуществление установленного законом порядка государственной регистрации, фиксации прав (ограничения прав) граждан и юридических лиц и (или) выдачи органами, организациями, лицами предусмотренных законом документов на основании решения суда представляет собой не что иное, как исполнение предписаний судебных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Логичным было бы закрепление реализации в качестве исполнительной процедуры в Федеральном законе "Об исполнительном производстве". Каждую из этих процедур можно именовать особой формой исполнения, понимая под формой "вид, тип, устройство, структуру, внешнее выражение чего-нибудь, обусловленное определенным содержанием" Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во "Русский язык", 1981. С. 761.. Если считать исполнительное производство родовым понятием, реализацию можно рассматривать как подвид (подгруппу), в него входящую.
Нормативное регулирование реализации законодательством об исполнительном производстве могло бы устранить проблему, не позволяющую в настоящее время считать ее исполнительной процедурой.
Существует ряд особенностей, отличающих реализацию от исполнительного производства.
Прежде всего отметим различные правовые источники, регулирующие процесс исполнения в том и в другом случаях. В исполнительном производстве таковыми являются нормативные правовые акты, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств или иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержания от совершения этих действий Настольная книга судебного пристава-исполнителя / Под ред. В.В. Яркова. М., 2001. С. 91.. Источниками исполнительного производства являются Федеральные законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", другие федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов (ст. 2 Закона "Об исполнительном производстве").
Реализация регламентируется нормативными правовыми актами, содержащими нормы, регулирующие условия и порядок осуществления установленного законом порядка государственной регистрации, фиксации прав (ограничения прав) граждан и юридических лиц и (или) выдачи органами, организациями и лицами предусмотренных законом документов на основании решения суда по ряду дел неискового производства. В условиях законодательной неурегулированности этого процесса единого источника реализации не существует, как нет и единого законодательства о реализации. Не регламентируется этот вид исполнения и законодательством об исполнительном производстве. Приходится констатировать, что источниками реализации является многочисленный ряд законодательных актов, определяющих порядок приведения в жизнь теми или иными специальными органами возложенных на них федеральным законом обязанностей по исполнению требований судебных актов. В перечне таких источников назовем Федеральные законы "Об актах гражданского состояния", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О рынке ценных бумаг", "Об акционерных обществах". Эти нормативно-правовые акты определяют порядок исполнения тех или иных действий, связанных с реализацией, а также компетенцию, полномочия, ответственность органов, осуществляющих требования судебных актов.
Таким образом, источники исполнительного производства и источники реализации различны, и положение это может быть устранено только включением реализации в процесс исполнительного производства, регулируемый соответствующим законодательством. Это создаст правовые основания для отнесения реализации к исполнительному производству.
Реализация включает в себя и выдачу различных документов. Судебный пристав-исполнитель осуществляет требования исполнительных документов, открытый перечень которых содержится в п. 1 ст. 7 Закона "Об исполнительном производстве". Судебные акты к их числу не относятся, поскольку исполнительными документами могут быть признаны только федеральным законом, а федерального закона на этот счет нет.
Реализацией исполняются требования судебных актов, которые исполнительными не являются. Это значит, что при реализации исполнительные документы, как их определяет законодательство об исполнительном производстве, отсутствуют.
Особенностями отличается и субъектный состав реализации в сравнении с исполнительным производством.
Традиционно в правоотношениях в качестве их элементов выделяют субъект, объект и содержание. Каждый из них по-разному проявляет себя в исполнительном производстве и в реализации.
Объектом правоотношений в исполнительном производстве служат действия субъектов, направленные на исполнение, осуществляемые на основе принципа диспозитивности. Объектом реализации также выступают действия субъектов, но направлены они на исполнение актов, которые законодатель к исполнительным не относит.
Содержание правоотношений в исполнительном производстве представляет собой взаимосвязанные и корреспондирующие права и обязанности субъектов правоотношений: с одной стороны, судебного пристава-исполнителя, выполняющего свои функции административно-правовыми методами, с другой - права и обязанности других участников исполнительного производства. Содержание правоотношений по реализации составляют права и обязанности органов, исполняющих требования судебных актов (органы загса, учетно-регистрационные органы в сфере недвижимости и др.), с одной стороны, и иных участников реализации - с другой.
К субъектам исполнительного производства относятся судебный пристав-исполнитель - основной и обязательный субъект, являющийся представителем исполнительной власти и обладающий властными полномочиями, а также стороны, суд, прокурор и иные субъекты Настольная книга судебного пристава-исполнителя / Под ред. В.В. Яркова. М., 2001. С. 91..
Иное дело - субъектный состав реализации, главной отличительной особенностью которой выступает как раз отсутствие в ней судебного пристава-исполнителя, без которого невозможно исполнительное производство.
При осуществлении реализации нет и должника, как он понимается в исполнительном производстве. Поскольку по смыслу п. 2 ст. 29 Закона "Об исполнительном производстве" взыскатель - это гражданин либо организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный лист, отсутствие исполнительного листа означает невозможность возбуждения исполнительного производства. Вне рамок исполнительного производства не может быть ни взыскателя, ни должника. Органы, исполняющие требования судебных актов, должниками считаться не могут, поскольку объем прав, предоставленных законом должнику в исполнительном производстве, не совпадает с тем объемом прав, который у них наличествует.
По существу, в реализации действуют только взыскатель и органы, исполняющие требования судебных актов.
Причем и фигура взыскателя здесь неоднозначна. Лицо, выигравшее процесс, не может считаться взыскателем в том смысле, который придает этому участнику процесса законодательство об исполнительном производстве. Обычно взыскателем признается субъект, в пользу которого выдан исполнительный документ. Судебное решение таковым не является.
Полномочиями по непосредственному исполнению судебных актов через реализацию наделены органы загса; местного самоуправления в лице органов опеки и попечительства; учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; реестродержатели, осуществляющие ведение реестров акционеров акционерных обществ; федеральные органы власти, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности при исполнении судебных актов, связанных с внесением сведений в реестр лицензий, другие.
Полномочия по исполнению судебных актов делегируются названным органам не через законодательство об исполнительном производстве, а через различные нормативные правовые акты, принятые специально с целью регламентации их деятельности. Так, ведение реестров лицензий осуществляется на основании Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", где определена правовая основа деятельности лицензирующих органов, перечень которых содержится в Постановлении Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". Полномочия налоговых органов по осуществлению регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Очевидно, что субъектный состав реализации иной, нежели исполнительного производства. Различия касаются как правового положения субъектов, так и оснований их участия в соответствующих правоотношениях, в рамках которых было разрешено юридическое дело и выдан исполнительный документ.
Отличается особенностями и характер ответственности субъектов за неисполнение требований исполнительных документов в процессе реализации и в исполнительном производстве.
В ходе реализации не применяются меры исполнительной процессуальной ответственности, характерной для исполнительного производства.
Под исполнительной процессуальной ответственностью следует понимать специфический вид ответственности, предусмотренный непосредственно законодательством об исполнительном производстве Валеев Д.Х. Процессуальные гарантии прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Казань, 2001. С. 127.. Процессуальная ответственность наступает за нарушение процедуры принудительного исполнения, процессуальной формы в исполнительном производстве, в связи с чем может быть реализована только непосредственно в ходе принудительного исполнения.
Первым необходимым условием для применения исполнительной ответственности является наличие у взыскателя исполнительного документа, который он, реализуя принцип диспозитивности, предъявляет в службу судебных приставов. Вторым выступает возбуждение исполнительного производства на основании этого документа. И наконец, в случае неисполнения кем-либо из участников принудительного исполнения соответствующего законодательства в отношении его могут быть применены меры процессуальной ответственности.
Ответственность за неисполнение судебных актов посредством реализации осуществляется за рамками исполнительного производства, и основания ее применения формально с исполнительным производством не связаны. Следовательно, отсутствуют необходимые условия для наступления процессуальной ответственности - нет исполнительных документов, отвечающих требованиям ст. 8 Закона "Об исполнительном производстве", соответственно, не может быть возбуждено исполнительное производство, а значит, и законодательство об исполнительном производстве, включая нормы о процессуальной исполнительной ответственности, к реализации не может быть применено Марданов Д.А. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве//Адвокат. 2005.№ 1. С.18..
Для того чтобы устранить такой законодательный пробел, необходимо прежде всего внести соответствующие изменения в законодательство об исполнительном производстве. С этой целью в Законе "Об исполнительном производстве" следует предусмотреть отдельную статью "Ответственность за невыполнение требований судебных актов по осуществлению установленного законом порядка государственной регистрации, фиксации прав граждан и юридических лиц и по выдаче установленного законом правоустанавливающего документа":
"1. Невыполнение гражданами или должностными лицами требований судебных актов, касающихся осуществления установленного законом порядка государственной регистрации и (или) фиксации прав и (или) ограничения прав граждан и юридических лиц и (или) выдачи установленного законом правоустанавливающего документа, является основанием для наложения судом на указанного гражданина или должностное лицо штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.
2. Порядок наложения штрафа определяется федеральным законом.
3. Необоснованный отказ в надлежащем оформлении установленных судебным решением прав служит основанием для привлечения виновных к ответственности.
4. При наличии в действиях виновных, не выполняющих требования судебных актов или препятствующих их выполнению, признаков состава преступления суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, связанном с невыполнением гражданами или должностными лицами требований судебных актов, касающихся осуществления установленного законом порядка регистрации и (или) фиксации прав и (или) ограничения прав граждан и юридических лиц и (или) выдачи установленного законом правоустанавливающего документа, сообщает об этом прокурору".
Федеральным законом, который может установить административную ответственность за неисполнение требований судебных актов посредством реализации, является КоАП РФ. Для законодательного закрепления порядка наложения такой ответственности следует дополнить гл. 17 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти" статьей о правонарушениях при осуществлении судебных актов посредством реализации под названием "Неисполнение требований судебных актов, касающихся осуществления установленного законом порядка государственной регистрации и (или) фиксации прав и (или) ограничения прав граждан и юридических лиц". В статье надлежит отразить следующее содержание:
"Неисполнение гражданами или должностными лицами требований судебных актов, касающихся осуществления установленного законом порядка государственной регистрации и (или) фиксации прав и (или) ограничения прав граждан и юридических лиц и (или) выдачи установленного законом правоустанавливающего документа, определенного судебным актом, влечет наложение на указанного гражданина или должностное лицо штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток".
Органом, уполномоченным рассматривать дела об этих правонарушениях, будет суд, что следует зафиксировать в гл. 23 КоАП, посвященной субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
Расположение норм о реализации в законодательстве об исполнительном производстве поможет решить проблему осуществления требований судебных актов по преобразовательным искам и искам о признании. В конечном счете законодательное обозначение процесса реализации в виде одной из процедур принудительного исполнения положительно скажется на эффективности судебной защиты, которая более не будет зависеть от добросовестности должностных лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, полагаем, необходимо реформирование правового регулирования исполнительного процесса, законодательное определение модели действий субъектов исполнительного производства таким образом, чтобы эта модель упорядочила исполнительные правоотношения, придав устойчивость оправдавшим себя правовым конструкциям, для нормативного закрепления в Исполнительном кодексе РФ, и принятие кодифицированного источника гражданского исполнительного права - Исполнительного кодекса РФ должно решить многие, если не большинство, проблем, возникающих в процессе исполнительного производства. Очевидны важность разработки оптимального механизма принудительного исполнения и особая роль в этом процессе Исполнительного кодекса Российской Федерации, с принятием которого многие связывают свои надежды на улучшение количественных и качественных показателей исполнения, что, несомненно, способствовало бы реформированию исполнительного законодательства и практики его применения.
Ответственность за неисполнение судебных актов посредством реализации осуществляется за рамками исполнительного производства, и основания ее применения формально с исполнительным производством не связаны. Следовательно, отсутствуют необходимые условия для наступления процессуальной ответственности - нет исполнительных документов, отвечающих требованиям ст. 8 Закона "Об исполнительном производстве", соответственно, не может быть возбуждено исполнительное производство, а значит, и законодательство об исполнительном производстве, включая нормы о процессуальной исполнительной ответственности, к реализации не может быть применено Марданов Д.А. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве//Адвокат. 2005.№ 1. С.18..
Для того чтобы устранить такой законодательный пробел, необходимо прежде всего внести соответствующие изменения в законодательство об исполнительном производстве. С этой целью в Законе "Об исполнительном производстве" следует предусмотреть отдельную статью "Ответственность за невыполнение требований судебных актов по осуществлению установленного законом порядка государственной регистрации, фиксации прав граждан и юридических лиц и по выдаче установленного законом правоустанавливающего документа":
"1. Невыполнение гражданами или должностными лицами требований судебных актов, касающихся осуществления установленного законом порядка государственной регистрации и (или) фиксации прав и (или) ограничения прав граждан и юридических лиц и (или) выдачи установленного законом правоустанавливающего документа, является основанием для наложения судом на указанного гражданина или должностное лицо штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.
2. Порядок наложения штрафа определяется федеральным законом.
3. Необоснованный отказ в надлежащем оформлении установленных судебным решением прав служит основанием для привлечения виновных к ответственности.
4. При наличии в действиях виновных, не выполняющих требования судебных актов или препятствующих их выполнению, признаков состава преступления суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, связанном с невыполнением гражданами или должностными лицами требований судебных актов, касающихся осуществления установленного законом порядка регистрации и (или) фиксации прав и (или) ограничения прав граждан и юридических лиц и (или) выдачи установленного законом правоустанавливающего документа, сообщает об этом прокурору".
Федеральным законом, который может установить административную ответственность за неисполнение требований судебных актов посредством реализации, является КоАП РФ. Для законодательного закрепления порядка наложения такой ответственности следует дополнить гл. 17 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти" статьей о правонарушениях при осуществлении судебных актов посредством реализации под названием "Неисполнение требований судебных актов, касающихся осуществления установленного законом порядка государственной регистрации и (или) фиксации прав и (или) ограничения прав граждан и юридических лиц". В статье надлежит отразить следующее содержание:
"Неисполнение гражданами или должностными лицами требований судебных актов, касающихся осуществления установленного законом порядка государственной регистрации и (или) фиксации прав и (или) ограничения прав граждан и юридических лиц и (или) выдачи установленного законом правоустанавливающего документа, определенного судебным актом, влечет наложение на указанного гражданина или должностное лицо штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток".
Органом, уполномоченным рассматривать дела об этих правонарушениях, будет суд, что следует зафиксировать в гл. 23 КоАП, посвященной субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
Расположение норм о реализации в законодательстве об исполнительном производстве поможет решить проблему осуществления требований судебных актов по преобразовательным искам и искам о признании. В конечном счете законодательное обозначение процесса реализации в виде одной из процедур принудительного исполнения положительно скажется на эффективности судебной защиты, которая более не будет зависеть от добросовестности должностных лиц.
Установленный ст.81 ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок взыскания исполнительского сбора в большей степени отстаивает интересы государства, а не взыскателя, вследствие чего работа судебного пристава-исполнителя в ряде случаев ограничивается возбуждением исполнительного производства, а целью является получение с должника исполнительского сбора. Тем самым, ничего по существу не сделав для исполнения судебного или иного постановления государство уже обеспечило себе гарантируемый Законом исполнительский сбор, а собственно исполнительное производство зачастую остаётся без внимания.
Предлагается изменить порядок взыскания исполнительского сбора. Установить, что исполнительский сбор взыскивается не сразу по истечении предусмотренного законом срока для добровольного исполнения, то есть до совершения судебным приставом-исполнителем каких-либо действий по исполнению и тем более до достижения реальных результатов исполнения, а в зависимости от совершённых им действий. Размер исполнительского сбора должен быть установлен в пропорциональной зависимости от результата исполнения, а именно от размера взысканной в пользу взыскателя суммы.
Предусмотренный ст.89 ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок вознаграждения исключает заинтересованность судебного пристава-исполнителя в результативности исполнительного производства по конкретному делу и снижает проявление приставом инициативы при совершении исполнительных действий.
Предлагается установить наряду с действующей системой вознаграждения судебных приставов-исполнителей прогрессивный размер вознаграждения, рассчитанный по примеру расчёта госпошлины при обращении истца в суд. Прогрессивный размер вознаграждения судебного пристава-исполнителя должен увеличиваться и стоять в прямой зависимости от размера подлежащей ко взысканию суммы и от размера реально взысканной суммы. То есть, чем больше размер суммы взыскания по исполнительному листу, тем выше будет размер возможного вознаграждения. Однако размер получаемого приставом вознаграждения должна быть пропорционален от реально взысканной приставом в пользу кредитора суммы, то есть стоять в пропорциональной зависимости от результативности конкретного исполнительного производства. Выплачиваемая судебному приставу-исполнителю сумма вознаграждения может быть подвергнута налогообложению.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. -1993. - № 237.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006)// Собрание законодательства РФ.2002. № 30. ст. 3012.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 05.12.2006) //Собрание законодательства РФ.2002. № 46. ст. 4532.
4. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" (ред. от 03.03.2007) // Собрание законодательства РФ. № 30. ст. 3590.
5. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"(ред. от 05.02.2007)// Собрание законодательства РФ.1998. № 31. ст. 3813.
6. Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ред. от 03.11.2006)// Собрание законодательства РФ.1997. № 30. ст. 3591.
7. Постановление Правительства РФ от 27.05.1998 № 516 "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций"// Собрание законодательства РФ. № 22. ст. 2472.
8. Постановление Правительства РФ от 07.07.1998 № 723 "Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества"(ред. от 30.12.2005)//Собрание законодательства РФ. № 28, 1998. ст. 3362.
9. Приказ Минюста РФ от 03.08.1999 № 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности" (ред. от 12.01.2004)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 34-35. 30.08.1999.
Научная и специальная литература
10. Арефьева Н.Н. Договор банковского кредитования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.
11. Боннер А.Т. Исполнительное производство: отрасль российского права или стадия процесса? // Законодательство. 2004. № 8. С. 64.
12. Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963.
13. Валеева Р.Х. Гражданские взыскания в русском дореформенном процессе //Правоведение. 1961. №1. С.152.
14. Валеева Р.Х. Органы исполнения судебных решений по советскому гражданскому процессуальному праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1961.
15. Валеев Д.Х. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве". СПб.: Питер, 2003.
16. Валеев Д.Х. Формирование концепции исполнительного производства в юридической науке России // Юридический мир. 2002. № 12. С. 4 - 11.
17. Валеев Д.Х. Система принципов в исполнительном производстве// Исполнительное право. 2006. № 1. С. 12.
18. Васковский Е.В. Курс гражданского процесса. М., 2004, Т.1.
19. Викут М.А. Участники исполнительного производства // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В.В. Яркова, М.А. Викут, Г.А. Жилина. Екатеринбург, 2000.
20. Гладышев С.И. Исполнительное производство Англии. М.: Лекс-Книга, 2002.
21. Гражданский процесс. Общая часть / Под ред. Г.Л. Осокиной. М., 2004.
22. Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003.
23. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2004.
24. Гурвич М.А. Особые производства в гражданском процессе // Социалистическая законность. 1958. № 8. С. 28.
25. Деготь Е.А. Бесплатность исполнения - причина безответственности//ЭЖ-Юрист. 2006. № 36. С.4
27. Добровольский А.А. Исковая форма защиты права. М., 1965.
28. Завадская Л.Н. Реализация судебных решений, вынесенных в порядке искового производства: Дис. ... канд. юр. наук. М., 1979.
29. Зайцев И.М. О функциях гражданского судопроизводства // Межвузовский сб. науч. трудов: Проблемы применения норм гражданского процессуального права. Свердловск, 1986.
30. Зайцев И.М. Процессуальные функции гражданского судопроизводства. Саратов, 1990.
31. Зайцев И.М., Худенко В.В. Стадии исполнительного производства в гражданском процессе//Российская юстиция. 1994. № 6. С. 39 - 41.
32. Иващенко А.П. Место исполнительного производства в системе российского права//Исполнительное право. 2006. № 2. С.14.
33. Игнатенко А.А., Кириленко Н.В., Матвеев А.В., Шерстюк В.М., Ярков В.В. К разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации // Законодательство. 2001. № 8. С. 85.
35. Исаенкова О.В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2003.
36. Исполнительное производство / Под ред. Я.Ф. Фархтдинова. СПб., 2004.
37. Исполнительное производство. Практикум для старших судебных приставов: Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: Статут, 2000.
38. Каллистратова Р.Ф. Институт "особого участия" государственных и общественных организаций в советском гражданском процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1954.
39. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)/Под ред. В.М. Жуйкова, М.К. Треушникова. М., Городец, 2007.
40. Косткина О. О некоторых проблемах исполнительного производства //Исполнительное право. 2006. № 3. С.34.
41. Кузнецов В.Ф. Система исполнительного производства (вопросы теории и практики): Дис. д.ю.н. Челябинск, 2004.
42. Кузнецов В.Ф., Ярков В.В. Проблемы реализации судебных решений о признании // Правоведение. 1988. № 3. С. 73.
43. Кузнецов В.Ф. Правовой механизм принудительного исполнения судебных актов и постановлений. М.: Изд-во МГУ, 2003.
44. Куракова Н.В. Место исполнительного производства в системе права // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 11. С. 47.
45. Маганова Т. Долгий путь к исполнению//ЭЖ-Юрист. 2005. № 33. С.5.
46. Малешин Д.Я. Движение дела по стадиям в исполнительном производстве//Исполнительное право. 2006. № 1. С.22.
47. Малешин Д.Я. Понятие стадии исполнительного производства // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2002. № 4. С. 119 - 120.
48. Малешин Д.Я. Стадии исполнительного производства // Законодательство. 2002. № 8. С. 56.
49. Малько А.В. Стимулы и ограничения как парные юридические категории // Правоведение. 1995. № 1. С. 3.
50. Марданов Д.А. Источники гражданского исполнительного права//Исполнительное право. 2006. № 3. С.11.
52. Марданов Д.А. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве//Адвокат. 2005.№ 1. С.18.
53. Марданов Д.А. Понятие, значение принципов гражданского исполнительного права//Исполнительное право. 2006. № 1. С. 5.
54. Мозолин В.П. О гражданско-процессуальном правоотношении // Советское государство и право. 1995. № 6. С. 53.
55. Морозов В.П. Правовые взгляды и учреждения при социализме. М, 1967.
56. Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство. М.: Городец, 2004.
57. Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: БЕК, 2001.
58. Научно-практический комментарий к федеральному закону Российской Федерации «Об исполнительном производстве» (постатейный) /Под ред. В.М. Шерстюка, М.К. Юкова, издание второе, исправленное, дополненное и переработанное, М., Городец, 2004.
59. Невский И.А. Исполнимость судебных постановлений как внутренней проявление результата судебной деятельности//Исполнительное право. 2006. № 3. С.13.
60. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во "Русский язык", 1981.
61. Пиджаков А.Ю. Институт принудительного исполнения в России: история и современность//Исполнительное право. 2006. № 1. С.17.
62. Пособие по исполнительному производству для судебных приставов-исполнителей: Учебное пособие / Отв. ред. проф. И.В. Решетникова. М., 2000.
63. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации/Под ред. П.В. Крашенинникова издание третье, исправленное и дополненное, М., Статут, 2006.
64. Рего А.В. К вопросу о сущности исполнительного производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 10. С. 36.
65. Рогожин Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (постатейный). М., Юстицинформ, 2005.
66. Сергун А.К. Принудительное исполнение судебных решений // Советское государство и право. 1980. № 3. С. 119.
67. Словарь русского языка: В 4 т. АН СССР, Ин-т рус. яз. Т. 4 / Под ред. А.П. Евстигнеевой. М.: Русский язык, 1985 - 1988.
68. Стучка П.И. Избранные труды по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964.
69. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 2004.
70. Улетова Г.Д. Сравнительный анализ исполнительного производства по законодательству Казахстана и России // Заметки о современном гражданском и арбитражном праве / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Городец, 2004.
71. Хрестоматия по гражданскому процессу / Под общ. ред. проф. М.К. Треушникова. М., 1996.
72. Худенко В.В. Участники исполнительного производства. Диссертация ...канд. юр. наук Саратов, 1972.
73. Чечот Д.М., Игнатенко А.А., Дымкина М.Ю. Некоторые аспекты концепции исполнительного кодекса РФ // Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 2002.
74. Чигорин Н.Н. Обращение взыскания на ценные бумаги в исполнительном производстве. Автореф. к.ю.н. М., 2003.
75. Шумкова И.В. О пробелах и проблемах исполнительного производства//Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 12. С.15.
76. Юков М.К. Теоретические проблемы гражданского процессуального права: Дис. ... докт. юр. наук. Свердловск, 1982.
77. Ярков В.В. Исполнительное производство: современное состояние // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 12. С. 22.
78. Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" (постатейный) и к Федеральному закону "О судебных приставах". М.: Юристъ, 1999.
79. Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 1996. № 2. С. 37, 45 - 47.
80. Ярков В.В. Современные проблемы правосудия в Российской Федерации // Реформа гражданского процессуального права: Материалы междунар. конф. / Под общ. ред. М.М. Богуславского, Н.А. Трунка. М., 2002.
81. Ярков В.В. Субъекты исполнительного производства // Закон. 2004. № 12. С. 26 - 32.
Судебная практика
82. Постановление Пленума ВАС РФ от 03.03.1999 № 4 "О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции"// Вестник ВАС РФ. 1999. № 4. С. 6.
83. Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"// Вестник ВАС РФ. 2003. № 2. С.12.
84. Определение № 74В05пр-20 "Обзор законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. № 8.С.6.