Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву ВТО
p align="left">Министерство уведомляет уполномоченные органы стран происхождения или экспорта демпингового товара (либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который они входят) о введении временных пошлин до начала их применения.
Министерство вправе запросить дополнительную информацию, в том числе конфиденциальную, у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также у коммерческих организаций.
Срок ответа на такого рода запросы - 30 дней (с возможностью продления по мотивированной просьбе не более чем на 10 календарных дней).
Если запрошенная информация не поступила, Министерство принимает решение в ходе расследования на основе той достоверной информации, которая имеется в его распоряжении.
Необходимой процедурой антидемпингового расследования являются слушания сторон. Цель слушаний - дать сторонам возможность изложить свою позицию и аргументацию, в более полной и объективной форме учесть интересы сторон.
Этап слушаний предполагает, что участники процесса в письменной форме излагают свою позицию со ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты и материалы, представляют доказательства.
Антидемпинговый орган концентрируется на изучении имеющихся фактов и представленных доказательств, осуществляет их проверку, оценку и закрепление. Он должен своевременно предоставлять всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с информацией и аргументацией, которые используются в антидемпинговом расследовании.
В ходе расследования Министерство экономического развития и торговли, в соответствии со ст. 6 Антидемпингового кодекса, может учитывать также информацию, изложенную заинтересованными лицами в устной форме. Здесь антидемпинговый (по сути административный) процесс сближается с гражданским процессом.
Однако в этом случае устная информация принимается во внимание лишь в той мере, в какой она затем воспроизведена в письменном виде (на русском языке) и предоставлена в распоряжение других заинтересованных сторон.
В ряде стран этап слушаний регламентирован более детально и в свою очередь подразделяется, например, на: а) слушания одной стороны и б) конфронтационные слушания. В России законодательно этот этап пока не отрегулирован с подобной тщательностью и, очевидно, будет «отрабатываться» практикой.
С целью проверки достоверности информации, получения дополнительных материалов Министерство по согласованию с заинтересованными лицами может проводить расследование на территории страны местонахождения иностранного экспортера и (или) производителя демпингового товара (ст. 6.7. и приложение 1 АК).
Министерство может содействовать встрече заинтересованных лиц, имеющих противоположную точку зрения о предмете расследования, и вправе принимать участие в таких встречах. Отказ заинтересованных лиц от проведения такой встречи не рассматривается как нарушение порядка проведения расследования.
Предварительный этап расследования длится не менее 2 месяцев (в некоторых странах он составляет порядка 6 месяцев). По результатам этого этапа Министерство экономического развития и торговли составляет предварительное заключение о наличии демпинга и существенного ущерба. И если, по мнению Министерства, задержка с введением антидемпинговой пошлины может причинить непоправимый ущерб отрасли российской экономики, Министерство уполномочено представить в Правительство предложение (в форме доклада) о введении временной антидемпинговой пошлины.
Такое развитие событий (введение временной антидемпинговой пошлины) рассматривается российским законодательством как исключительный случай.
Антидемпинговый кодекс разрешает введение временных мер, только если:
- расследование было начато и ведется в надлежащей форме;
- в предварительном порядке был выявлен демпинг и связанный с ним ущерб;
- государственный орган считает такие меры необходимыми, чтобы предотвратить причинение ущерба при продолжении расследования.
Временные меры могут иметь форму (ст. 7.2. АК): временной пошлины; внесения денежного депозита; долгового обязательства, равного величине предварительно оцененной антидемпинговой пошлины (которая не может быть больше демпинговой маржи). В России в качестве еще одной временной меры допускается лицензирование без количественных ограничений (ст. 18, п. 11, Закона РФ от 14.04.1998 г.).
Как известно, антидемпинговое расследование само по себе не препятствует таможенной очистке демпингового товара, но временные меры предстают как исключение из этого правила.
Временные меры не должны вводиться ранее 60 дней с даты возбуждения (инициирования) антидемпингового дела и не могут сохраняться более 4 месяцев, а в крайнем случае, по решению государственного органа, - 6 месяцев.
Если в государстве решается вопрос о введении окончательных антидемпинговых пошлин в размере ниже демпинговой маржи, срок временных мер в таких «чрезвычайных обстоятельствах» может быть продлен и до 9 месяцев.
Продление действия временных мер не допускается. В этом одно из отличий временных мер от окончательных антидемпинговых пошлин.
Временные меры должны быть прекращены в случаях:
- истечения установленного срока;
- принятия иностранным производителем/экспортером антидемпингового обязательства;
- истечения срока самого расследования;
- вынесения заключения/определения об отсутствии демпингового импорта, наносящего ущерб.
Само расследование как стадия антидемпингового процесса может быть приостановлено или прекращено без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин, если иностранный экспортер (в письменной форме) добровольно принимает на себя обязательство отказаться от демпинговых цен или сократить демпинговый импорт до приемлемого объема и если это устраняет ущерб или угрозу причинения ущерба. На практике это, как правило, выражается в том, что экспортер повышает цену.
Указанное обязательство может требоваться и/или приниматься только по окончании предварительного расследования. Предложение иностранного экспортера о принятии обязательства представляется Министерством в Правительство. Принимается обязательство иностранного экспортера Правительством России.
Выполнение иностранным экспортером такого обязательства может гарантироваться правительством страны экспортера в лице уполномоченного органа соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств).
Обязательства иностранного экспортера не могут быть приняты, если их исполнение практически неосуществимо в силу большого количества экспортеров либо по другим существенным причинам, о которых Министерство экономического развития и торговли должно сообщить иностранному экспортеру.
В случае принятия от иностранного экспортера указанного обязательства расследование может быть продолжено по решению Министерства или по инициативе иностранного экспортера.
Если в ходе расследования выяснится, что на российском рынке нет ни ущерба от демпинга, ни его угрозы, ни самого демпинга, то ценовое обязательство иностранного экспортера автоматически утрачивает силу.
Министерству экономического развития и торговли России дано право потребовать от иностранного экспортера, взявшего ценовое обязательство, периодически представлять информацию о выполнении обязательства. И Министерство может осуществлять проверку полученной информации. Отказ от представления такой информации рассматривается как нарушение обязательства.
В данном положении можно усмотреть элементы некоей экстратерриториальной юрисдикции по отношению к иностранным юридическим лицам, носителем которой в силу законодательства выступает российское Министерство. Впрочем, такого рода положений в антидемпинговом законодательстве достаточно много (например, право уполномоченного антидемпингового органа проводить расследование в стране местонахождения экспортера/производителя), и все эти положения внутреннего права санкционированы правом ВТО. Это еще один пример взаимного переплетения внутреннего права и международного права; такое переплетение выводит эти системы на новое качество.
Расследование должно быть прекращено, а по закону - даже и не может быть начато, если выяснится, что демпинговый импорт - незначителен (менее 3 %; из нескольких таких стран в совокупности - менее 7 %), а демпинговая маржа является минимальной - менее 2 %. Российским заявителям - инициаторам антидемпингового дела следует учитывать эти моменты и указывать в заявлении как можно больше стран, из которых импортируется демпинговый товар, - с тем чтобы «перекрыть» порог в 7 %.
При расчете ущерба от демпинга могут быть использованы различные методы, в частности:
а) метод определения индивидуальной демпинговой маржи для любого экспортера/производителя демпингового товара;
б) метод кумуляции. Он применяется, когда демпинговый импорт идет сразу из нескольких стран и превышает указанный выше «порог» в 7 %, а также минимальную маржу. Метод кумуляции означает, что антидемпинговые расследования объединяются, чтобы произвести суммированную оценку влияния такого импорта;
в) метод выборки. Он применяется, когда число экспортеров, производителей, импортеров и типов товаров, охваченных антидемпинговым расследованием, слишком велико. В такой ситуации практически невозможно определить объем наносимого демпингом ущерба другими методами. Поэтому антидемпинговый орган вправе: либо обоснованно выбрать какое-то число заинтересованных лиц (или товаров) с использованием статистических данных, либо ограничиться в целях расследования наибольшей долей импорта из какого-то одного государства. Антидемпинговый кодекс (ст. ст. 6, 9) требует, чтобы любой отбор экспортеров, производителей, импортеров, товаров по возможности осуществлялся бы на основе консультаций, при наличии согласия.
Если расследование ведется с использованием метода выборки, то «избранные» экспортеры/производители в итоге облагаются индивидуальной антидемпинговой пошлиной, а не подвергнутые выборке экспортеры/производители - пошлиной на основе средневзвешенной демпинговой маржи (при этом не учитываются экспортеры/производители с нулевой или минимальной маржой).
Определение демпинговой маржи должно производиться честно - таково требование права ВТО (ст. 2.4. АК).Обычно сопоставление нормальной и экспортной цены осуществляется с учетом одних и тех же условий и времени торговли - как правило, при условии «франко-завод». Однако антидемпинговый орган должен делать поправки на обстоятельства: различия в условиях поставок, налогообложении, количествах и характеристиках товаров и др.
По результатам расследования Министерство представляет в Правительство России предложения (в форме доклада) о применении антидемпинговых мер.
До вынесения окончательного решения Министерство должно информировать все заинтересованные стороны об основных рассматриваемых фактах, на основе которых принимается решение о применении окончательных мер. Такое объявление должно осуществляться заблаговременно, с тем чтобы стороны имели возможность для защиты своих интересов.
Доклад Министерства рассматривается в Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Комиссия выносит окончательное заключение. На основе этого заключения готовится предложение (проект решения Правительства) о введении антидемпинговых мер.
Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии (его заместителем, проводившим заседание).
Проект решения Правительства РФ, подготовленный Комиссией, считается согласованным и вносится в Правительство с приложением протокола соответствующего заседания Комиссии.
Если Комиссией Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике по результатам расследования сделаны выводы о нецелесообразности введения антидемпинговых мер, повторное заявление в отношении того же товара может быть принято к рассмотрению не ранее чем через год.
Повторное расследование, чтобы определить, нужно ли сохранять антидемпинговые меры, проводится по инициативе Правительства или на основании запросов заинтересованных лиц.
Основанием для принятия Правительством решения о повторном расследовании служит предложение Комиссии, подготовленное в соответствии с докладом Министерства экономического развития и торговли.
После принятия Правительством решения о введении антидемпинговых мер (либо о прекращении их действия) Министерство уведомляет о нем уполномоченные органы стран происхождения товара или стран экспорта (либо органы союза государств, в который они входят), а также известных иностранных экспортеров/производителей товара.
Стадия исполнения решения, принятого по результатам расследования
В результате расследования, таким образом, должно быть решено: применять или не применять антидемпинговые меры. Если не считать случай принятия экспортером ценового обязательства, единственной антидемпинговой мерой является повышение ставки таможенной пошлины на импорт демпингового товара.
Антидемпинговая пошлина - это дополнительный таможенный (косвенный) налог, взимаемый сверх базовой ставки таможенной пошлины, если, конечно, таковая взимается. Главные функции, которые выполняет антидемпинговая пошлина, - это фискальная и регулятивная.
Обеспечивается исполнение решения о взимании антидемпинговой пошлины системой Государственного таможенного комитета РФ.
В основу антидемпинговой пошлины при ее исчислении кладется величина демпинговой маржи. И в целом антидемпинговая пошлина, по сравнению с таможенной пошлиной, носит персонифицированный, индивидуальный характер, устанавливается для каждого конкретного случая отдельно. Плательщиком антидемпинговой пошлины может быть только импортер соответствующего товара.
Антидемпинговые пошлины могут применять к товарам как отдельных поставщиков, так и к товарам всех поставщиков из соответствующей страны.
К антидемпинговым пошлинам наиболее близко по правовой природе стоят компенсационные пошлины. Главное отличие между ними состоит в том, что компенсационная пошлина вводится при установлении факта предоставления иностранному экспортеру субсидии.
ГАТТ (статья VI, п. 5) запрещает одновременное применение антидемпинговой и компенсационной пошлин для того, чтобы устранить последствия, вызванные демпингом или экспортной субсидией. Если коротко, антидемпинговые и компенсационные пошлины не могут иметь кумулятивное действие: применение одного вида пошлин исключает применение другого вида.
Введение антидемпинговой пошлины - единственная контрмера, которая разрешается правом ВТО (международным правом) со стороны государства-импортера, понесшего ущерб или находящегося перед угрозой ущерба в результате должным образом установленного демпинга. Это реакция государства-импортера на действия иностранного предприятия в виде поставок демпингового товара.
В то же время государство-импортер и в данном вопросе не получает карт-бланша. Право ВТО детально регламентирует порядок введения антидемпинговых пошлин и правовой режим их применения.
Введение в отношении импортируемого товара антидемпинговой пошлины меняет правовой режим, в котором данный товар находился до этого. До этого товар пользовался, по общему правилу согласно праву ВТО, режимом наиболее благоприятствуемой нации. После введения антидемпинговых пошлин товар «вырывается» из данного режима и «помещается» в другой правовой режим. Следовательно, режим применения антидемпинговых пошлин есть правомерное исключение из сферы действия режима наиболее благоприятствуемой нации.
Главным назначением антидемпинговой пошлины является устранение ущерба от демпинга. В этом смысле антидемпинговые меры не направлены против демпингового импорта вообще: демпинг допустим и возможен, если не ведет к существенному ущербу. Нет ущерба - нет и антидемпинговых пошлин.
В результате ведения антидемпинговой пошлины практически ликвидируются условия для демпинга: ввозимый товар теряет преимущество перед аналогичным/подобным товаром страны-импортера. Собственно, антидемпинговые пошлины - это средство торговой защиты, и применяться они должны только таким образом, чтобы восстановить нормальные условия конкуренции.
При введении антидемпинговых пошлин обратное действие им не придается (ст. 10 АК): пошлины не взимаются с товаров, поступивших до даты возбуждения антидемпингового дела. Тем самым в антидемпинговый процесс закладывается некий принцип «юридической безопасности» в отношении иностранного производителя/экспортера.
Правда, в отдельных случаях из этого общего правила допускаются исключения: антидемпинговые пошлины могут вводится с использованием принципа обратного действия, если демпинговый импорт и имеющиеся запасы демпингового товара не позволяют иначе устранить существенный ущерб (ст. 10 АК). К таким случаям относится и ретроспективное распространение антидемпинговых пошлин на период взимания временных пошлин (если они вводились).
Виды ставок антидемпинговой пошлины не так уж часто напрямую устанавливаются в законодательстве государств. В Законе РФ «О таможенном тарифе» (ст. 3) перечислены виды ставок пошлин (без указания на то, о каких именно пошлинах идет речь). Это надо понимать так, что указанные в Законе виды ставок могут применяться и при установлении антидемпинговых пошлин.
Величина ставки антидемпинговой пошлины должна быть такой, чтобы цена демпингового товара стала на уровне или выше цены аналогичного/подобного отечественного товара, устраняла бы наносимый ущерб и не препятствовала бы созданию отрасли национальной экономики. Величина ставки может быть равна демпинговой марже или ниже ее, но не может превышать размер маржи.
На стадии исполнения решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажное значение приобретают правила определения страны происхождения товаров. В целом это самостоятельный правовой вопрос; нормы, задействованные в его регулирование, образуют отдельный правовой институт во внутригосударственном праве. Соответственно международно-правовые нормы, предписывающие, каким должен быть внутренний правовой режим в данном вопросе, образуют отдельный комплексный международно- правовой институт определения страны происхождения товаров. В значительной степени этот институт - тоже часть права ВТО (как и антидемпинговое право).
В российском законодательстве правила определения происхождения товаров установлены в Законе «О таможенном тарифе» (раздел V).
В пакет соглашений ВТО входит специальное Соглашение по правилам происхождения, нацеленное на устранение «разнобоя» во внутригосударственных правилах, на унификацию, гармонизацию внутригосударственных правовых институтов, касающихся правил определения страны происхождения товаров.
Антидемпинговый кодекс (ст. 9.2.) не содержит ясного указания на то, должны ли антидемпинговые пошлины распространяться на товары, экспортированные из некоторых страны, или же на товары, произведенные в некоторых странах (при том, что термины «страна происхождения» и «страна производства» не всегда совпадают). Этот вопрос во многом остается на усмотрение национального законодательства.
Сфера применения антидемпинговой пошлины зависит от государства-импортера. Она может быть:
- расширена до всех производителей/экспортеров конкретного товара из того или иного государства (союза государств)
- ограничена определенными производителями/экспортерами товара либо их объединениями
Величина ставок антидемпинговой пошлины для разных лиц, поставляющих один и тот же товар (например, компьютерные дискеты, поступающие из трех различных стран), может различаться.
В российском законодательстве предписано, что меры по защите экономических интересов (антидемпинговые пошлины) должны применяться на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товаров.
Срок действия антидемпинговой пошлины ограничен 5 годами (статья 11.3. АК). Впрочем, допускается «повторное расследование» демпинговой ситуации, в результате чего может быть вновь введена «окончательная» антидемпинговая пошлина.
Существует, надо отметить, довольно обширная практика «обхода» принятых антидемпинговых мер. Зачастую если антидемпинговая пошлина введена на импорт из одной страны, иностранные предприятия-производители могут наладить производство и поставку этого товара из другой страны либо организовать «отверточное производство» в стране-импортере.
Многие страны самостоятельно решают проблему обхода антидемпинговых пошлин. В Законе США «О тарифе», например, регламентируются вопросы последующей доработки товара, экспортируемого из страны, на которую распространяются антидемпинговые меры. По Закону под эти меры попадают и товары (как правило, телевизоры, видеомагнитофоны), которые по своим характеристикам, предназначению, методам рекламы, каналам торговли сходны с товарами, облагаемыми антидемпинговыми пошлинами.
Право ВТО пока, однако, не содержит каких-либо «антиобходных» положений, хотя активные попытки сформулировать их предпринимались ведущими развитыми странами, в частности ЕЭС/ЕС. Видимо, можно ожидать продолжения этой темы на новом раунде переговоров в рамках ВТО.
По результатам Уругвайского раунда на Марракешской конференции была принята специальная Декларация (Решение) министров от 15.12. 1993 г. по предупреждению попыток обхода антидемпинговых мер. В ней подтверждается стремление к «единообразному регулированию» с целью создания прочной правовой базы для защиты членов ВТО от подобной практики. Занимается этим вопросом Комитет по антидемпинговой практике.
Результатом антидемпингового расследования, как было указано выше, может стать решение о прекращении/приостановлении дела в случае, когда иностранный экспортер принимает на себя обязательство, устраняющее существенный ущерб отрасли национальной экономики.
В этом видится некая диспозитивность, возможность вариантов поведения, в рамках которых маневрирует экспортер: пошлина - или обязательство. Если обязательство принято, выполнение его становится обязанностью. Односторонний отказ от обязательства не допускается. В противном случае расследование может быть начато повторно.
Обязательство может быть двух видов: добровольный отказ от демпинговых цен; сокращение импорта товара. В ответ на принятие обязательства государство страны-импортера обязуется не устанавливать антидемпинговые пошлины - получается своеобразная сделка с публичной властью.
Отличительная особенность антидемпингового обязательства в том, что оно может быть принято в любое время после возбуждения антидемпингового дела при наличии положительного предварительного заключения.
Инициатива принятия (возложения) такого обязательства может исходить как со стороны самого экспортера, так и от властей страны-импортера.
Если по результатам расследования вынесено окончательное заключение о наличии демпинга и ущерба, обязательство продолжает действовать в соответствии с его условиями до устранения негативных последствий. Если же ущерб не устраняется, власти страны-импортера вправе аннулировать обязательство, а экспортер вправе предложить новое обязательство.
Часто обязательство сократить демпинговый импорт приобретает официальную или неофициальную форму соглашения о добровольном ограничении экспорта (ДОЭ) между предприятием-экспортером и государством-импортером. В такой ситуации оказывались и российские поставщики на зарубежные рынки (например, применительно к поставкам российской стали в США).
Добровольные ограничения экспорта не предусмотрены антидемпинговым правом ВТО, хотя и активно используются некоторыми государствами в борьбе с демпингом или - в действительности зачастую - с конкурентами.
Что касается регламентирования мер ответственности за нарушение антидемпингового процесса, то российское законодательство в этом вопросе - достаточно пробельно.
В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) содержится статья 16.3 «Перемещение товаров и(или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов РФ и других запретов и ограничений».
В статье 16.22 КоАП предусмотрены меры ответственности «за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ». В статьях предусмотрены различные штрафы, налагаемые на граждан, должностных лиц и юридических лиц.
В уголовном кодексе имеются две статьи (ст.ст. 178 и 194 УК), которые могут показаться близкими к данному вопросу. Одна из них (ст. 178) касается ответственности за установление монопольно низких цен. Однако статья относится к недобросовестной конкуренции, тогда как антидемпинговая практика - это «всего лишь» нечестная конкуренция.
Другая статья (ст. 194) касается уклонения от уплаты таможенных платежей. Но как трактовать понятие «уклонение» (да еще в свете широкой международной практики «обхода антидемпинговых мер») - не ясно.
Стадия пересмотра решения о введении антидемпинговых мер в административном порядке. Стадия пересмотра принятого решения в антидемпинговом процессе служит в качестве гарантии законности и обоснованности применения антидемпинговых мер.
Пересмотр - это новое разбирательство дела соответствующим компетентным органом. В результате пересмотра принятое решение об антидемпинговых мерах:
а) может быть оставлено в силе;
б) может быть изменено;
в) может быть отменено.
Административные пересмотры инициируются как властями страны-импортера, так и заинтересованными лицами. Процедура пересмотра - едина и для антидемпинговых пошлин, и для принимаемых иностранным производителем/экспортером обязательств. Осуществляют административный пересмотр в стране-импортере те же органы, что и ведут расследование. Любой пересмотр должен быть завершен не более чем за 12 месяцев.
Различают три разновидности административных пересмотров:
- завершающий пересмотр;
- временный пересмотр;
- пересмотр для новых экспортеров.
Завершающий пересмотр инициируется в преддверии истечения 5-летнего срока действия антидемпинговых мер, когда есть опасность возобновления демпинга и ущерба по окончании срока.
Процедура инициирования данного вида пересмотра предусматривает публикацию в заключительном году действия антидемпинговых мер уведомления об этом, после чего производители страны-импортера вправе возбудить пересмотр (до истечения 5 -летнего срока действия антидемпинговых мер).
Временный пересмотр открывается в связи с изменившимися обстоятельствами по инициативе властей или заинтересованных лиц при условии, что истекло не менее года после окончательного установления антидемпинговых мер.
Этот вид пересмотра начинается, когда в непрерывном применении антидемпинговых мер больше нет необходимости или, наоборот, принятые меры оказываются недостаточными.
Пересмотр для новых экспортеров означает быстрое определение индивидуальной величины демпинговой маржи в связи с импортом новыми производителями/экспортерами аналогичного/подобного товара (ст. 9.5. АК).
Процедуры обжалования в судебном порядке. Если все же остаются разногласия по итогам окончательного решения в антидемпинговом расследовании и/или по итогам административного пересмотра, возможны судебные процедуры обжалования принятых решений и действий. Порядок проведения такого рода обжалования в полной мере оставлен на усмотрение национального законодателя (ст. 13 АК).
Национальные суды должны обладать компетенцией осуществлять пересмотр/обжалование окончательных решений о введении антидемпинговых пошлин или об обязательствах, принимаемых на себя иностранным производителем/экспортером.
Процедуры обжалования антидемпинговых решений и действий в судебном порядке могут предполагать два этапа:
- обращение в национальные суды и осуществление процессуальных действий в соответствии с внутренним правом;
- обращение в судебные и квазисудебные инстанции, функционирующие в соответствии с правилами двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.
В России можно предположить обращение к внутригосударственному суду по результатам антидемпингового процесса:
- в связи с обжалованием решения (акта), принятого по итогам расследования (или пересмотра);
- в связи с тем или иным действием (бездействием) антидемпинговых органов.
Индивидуализированное Постановление Правительства о введении антидемпинговой пошлины в отношении конкретного товара из известной страны (это - индивидуальный, ненормативный акт) подлежит обжалованию в Верховном Суде РФ; в его юрисдикции дела об оспаривании ненормативных актов Правительства.
Постановления Правительства о введении мер по защите экономических интересов без индивидуализации потенциального плательщика (это - нормативный акт) подлежит обжалованию в Высшем арбитражном суде.
Если обжалуются ненормативные акты федеральных министерств и ведомств , такие дела по экономическим спорам из административных отношений подведомственны арбитражным судам. Возможным истцам при этом, правда, стоит знать правило: арбитражные суды рассматривают дела с участием иностранных лиц, если ответчик находится на российской территории (ст. 212/1 АПК).
Дела, связанные с нормативными актами министерств и ведомств, должны рассматриваться Верховным судом РФ (ст. 116 ГПК).
Законом «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц в ходе проведения расследования (ст. 20). Имеются в виду должностные лица Министерства экономического развития и торговли, а также
Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.
Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.
Бывает и так, что административные и судебные процедуры внутри государства не приводят к устранению разногласий, не устраняют конфликта интересов. В этом случае проблема пересмотра/обжалования поднимается на межгосударственный уровень, передается в специальные механизмы, которые могут быть созданы на основании двусторонних и многосторонних международных договоров.
Такие механизмы существуют на региональном уровне, в частности в рамках интеграционных межгосударственных объединений (например в НАФТА).
Свой механизм урегулирования споров создан в рамках ВТО - на универсальном уровне. Правовой основой процедур урегулирования споров в рамках ВТО служит Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. Договоренность входит в пакет соглашений ВТО - в право ВТО.
Договоренность вместе с соответствующими положениями Антидемпингового кодекса (ст.ст. 17, 18) применяется и к спорам по вопросам антидемпингового процесса. На уровне данного механизма в споре задействованы уже сами государства, представляющие, помимо собственных интересов, интересы своих предприятий - производителей/экспортеров и импортеров.
Антидемпинговый кодекс (ст. 17.2) обязывает государства благожелательно рассматривать представления других государств по поводу антидемпингового процесса и предписывает проведение консультаций. Если же на консультациях не удается достичь взаимоприемлемого решения, спор передается на рассмотрение Органа по разрешению споров.
Орган по разрешению споров создает специальную третейскую группу (ст. 17.6. АК). Третейская группа должна определить, правильно ли были установлены факты в ходе антидемпингового процесса и была ли оценка этих фактов «беспристрастной и объективной».
Примечательно положение Антидемпингового кодекса о том, что третейская группа должна толковать его положения в соответствии с «обычными правилами толкования», свойственными международному праву. Национальным органам государств разрешается применять любое «допустимое толкование» (ст. 17.6.II), и оно будет признаваться. Тем самым Антидемпинговым кодексом закрепляется презумпция приоритета того толкования, которое дается национальными органами.
Одна из особенностей механизма рассмотрения споров в рамках ВТО состоит в том, что непосредственно заинтересованные лица (предприятия) в деле не участвуют. Они могут подключаться к разбирательству посредством представления необходимых документов, организации экспертиз и т.п.
Процедуры рассмотрения спора в третейской группе сводятся к изучению фактов (доказательств), изложенных в письменном виде, и проверке этих фактов; проводятся встречи-слушания с участием спорящих сторон - представителей государств. Третейская группа вправе запрашивать информацию и у третьих лиц; использовать конфиденциальную информацию.
Затем третейская группа составляет вопросы по делу и направляет их сторонам. Постепенно проявляются обстоятельства, имеющие значение для дела, предмета спора и его разрешения, на основе которых третейская группа готовит и направляет сторонам спора предварительный доклад. Если замечаний по нему нет, он рассматривается как окончательный, если замечания есть - они учитываются.
При необходимости могут создаваться специальные консультативные группы экспертов, в задачу которых входит подготовка консультативных докладов по тому или иному запрашиваемому факту. Учреждаются такие группы по правилам Дополнения 4 к Договоренности по урегулированию споров, и в последующем они остаются в подчинении третейской группы.
Принимается решение по спору Органом по разрешению споров, как правило, на «основе негативного консенсуса», т.е. при отсутствии возражений хотя бы с одной стороны (ст. 2.4. Договоренности). Другими словами, решение принимается автоматически, если нет оппозиции; никто не против (в отличие от «позитивного консенсуса», когда решения принимаются, если все - «за».
Метод негативного консенсуса помогает нейтрализовать позицию самой страны-ответчика.
Если доклад третейской группы принимается Органом по разрешению споров, то Орган определяет приемлемый период реализации содержащихся в нем рекомендаций. В противном случае наступает вторая фаза рассмотрения спора.
Второй инстанцией в механизме разрешения споров в ВТО является Апелляционный орган. Он разбирает жалобы по делам, рассмотренным третейскими группами.
Если принятые решением Органа по рассмотрению споров рекомендации не выполняются, «государство-истец» получает право на ответные меры.
В качестве альтернативного способа разрешения споров в рамках ВТО предусмотрена возможность использования арбитража. Он может рассматривать споры по вопросам, определенным самими сторонами.
Соглашения об использовании арбитража доводятся до сведения всех участников заблаговременно - до начала арбитражного процесса. О решении арбитража должен уведомляться Орган по разрешению споров.
Для каждого из этапов процесса рассмотрения споров в рамках ВТО характерны свои сроки и достаточно детализированная регламентация.
Комитет по антидемпинговой практике ВТО. В рамках ВТО учрежден и действует специализированный Комитет по антидемпинговой практике. В его функции входит получение всей информации об антидемпинговых мерах, применяемых участниками ВТО. Комитет консультирует стороны, составляет отчеты, обобщает практику, готовит предложения к раундам многосторонних торговых переговоров по унификации антидемпинговых правил, контролирует соблюдение участниками ВТО статьи VI ГАТТ и Соглашения по применению статьи VI ГАТТ.
Дважды в год участники ВТО обязаны предоставлять в Комитет отчеты об антидемпинговых мерах в отношении товаров из любых стран, в том числе не являющихся участницами ВТО.
Заключение
Итак, практике антидемпинговых процессов в мире миновало немногим более ста лет. Практика антидемпинговых процессов в России, можно, сказать, только начинается.
Благодаря международному праву - праву ВТО - правовой режим проведения антидемпинговых процессов внутри государств унифицируется. Антидемпинговое право в государствах ставится под контроль и регулирование посредством права ВТО.
Российским предприятиям следует осваивать эти процедуры и практику, активнее включаться в процессы защиты собственных экономических интересов с использованием тех механизмов, которые предоставляют им российское законодательство и право ВТО.
Самые общие рекомендации российским предприятиям, логично вытекающие из всего вышеизложенного, можно было бы сформулировать следующим образом:
- вести разумную ценовую политику на внешних рынках;
- не наращивать слишком быстро экспорт в другие страны; соизмерять объемы экспорта с экономической системой и законодательством страны-импортера;
- отслеживать рынок по «своему товару» в России и появление на нем конкурентных товаров, а также цены на них;
- привлекать в штат необходимых специалистов (например, выпускников Всероссийской академии внешней торговли);
- не игнорировать запросы и вопросники антидемпинговых властей - в России и за рубежом;
- обзаводиться договорными связями с юридическими фирмами, специализирующимися на антидемпинговых делах;
- объединяться в потоварные ассоциации, ассоциации производителей/экспортеров, импортеров/потребителей или вступать в уже существующие ассоциации;
- разработать свои локальные нормы, регулирующие внутренний порядок работы по антидемпинговым делам.
Ассоциации производителей, потребителей, экспортеров/импортеров, торгово-промышленные палаты должны осваивать тонкости антидемпингового процесса с тем, чтобы своевременно выступить на защиту интересов российских предприятий, подверженных демпинговому натиску со стороны нечестных иностранных конкурентов.
Антидемпинговым властям в России также необходимо продолжать усилия по отстраиванию правовой и организационной инфраструктуры антидемпингового процесса, усилению своей регулирующей роли, восполнению имеющихся пробелов.
Был бы, например, полезен нормативный акт ведомственного уровня, в котором Министерство экономического развития и торговли в рамках своей компетенции системно изложило и детализировало бы порядок осуществления вверенных ему антидемпинговых процедур.
Министерству, видимо, тоже нужно иметь хорошие контакты с российскими юридическими фирмами, которые могли бы подключаться к антидемпинговому процессу в России, к защите интересов российских предприятий перед лицом демпингового импорта.
Стоит подумать о периодической публикации под эгидой Министерства материалов об антидемпинговой практике в других странах (с использованием имеющихся информационных возможностей, например через журнал «Внешнеэкономический бюллетень» или путем издания специализированного «антидемпингового вестника») - на основе той информации, которая поступает из Комитета по антидемпинговой практике ВТО.
Специалисты считают: расходы предприятий по антидемпинговому процессу должны, с бухгалтерской и налоговой точки зрения, относиться на себестоимость продукции (это поможет предприятиям-экспортерам в случае антидемпинговых расследований против их товаров за рубежом).
В недалекой перспективе хорошо было бы подготовить и принять (возможно, в форме постановления правительства) российский «Антидемпинговый кодекс», предусматривающий все аспекты и все стадии процесса.