Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства
2. Определение товарного знака
3. Определение иностранных инвестиций
Задача
Библиографический список используемой литературы
Реферат
Антимонопольное законодательство представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, является главным инструментом, ограничивающим монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию. Созданию полноценной конкурентной среды в России, развитию рыночной экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок, мешает существование монополий и несовершенство антимонопольного законодательства.
В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти -- антимонопольный орган. Таким образом, антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях. Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, то есть устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом не предусмотрены какие-либо ограничения в отношении количества, структуры и местоположения территориальных органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.
Федеральный антимонопольный орган, как установлено п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.
К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:
* содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
* предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
* государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:
* направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
*дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
* разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
* контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
* контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.
Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования. Отличительная особенность этих средств заключается в том, что основной целью их закрепления в законодательстве является обеспечение здоровой конкурентной среды на товарном рынке, а также то, что они применяются компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в установленном порядке. Этот порядок предусматривает, в частности, формы антимонопольного реагирования и соблюдение регламентированного актами процесса рассмотрения дел и применения мер ответственности.
В литературе правовые средства антимонопольного регулирования в зависимости от цели их применения предлагается классифицировать следующим образом:
- средства, используемые в целях отграничения сфер и объектов антимонопольного регулирования;
_ средства, применяемые для предупреждения противоправных антиконкурентных проявлений и контроля за экономической концентрацией;
- средства, применяемые с целью пресечения правонарушений в сфере конкуренции.
С 30 октября текущего года в России вступила в силу статья 178 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность за нарушения антимонопольного законодательства. В частности, за злоупотребление доминирующим положением или ценовой сговор нарушители могут быть лишены свободы на срок до семи лет. Сейчас за ценовой сговор предусмотрена лишь административная ответственность.
Статья 178 УК РФ будет применяться, если в результате нарушения антимонопольных законов гражданам, организациям или государству был причинен крупный ущерб (более миллиона рублей), или благодаря незаконным действиям был получен доход в крупном размере (свыше пяти миллионов рублей).
Так называемый "второй антимонопольный пакет", ужесточающий ответственность за нарушение антимонопольных законов, был принят в России в августе 2009 года. В мае заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский отмечал, что ведомство не планирует "массовой посадки", несмотря на принятие законопроекта.
22 октября текущего года стало известно, что президент России Дмитрий Медведев поручил правительству и своей администрации проверить новое антимонопольное законодательство на коррупцию. В российских деловых СМИ сообщали, что это поручение является фактическим ответом на требование Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). РСПП, проанализировав в начале октября "второй антимонопольный пакет" ФАС, потребовал от правительства лишить антимонопольное ведомство права на законотворчество.
1. Определение товарного знака
Понятие товарного знака юридически определено в статье 1 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров": Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц. Товарный знак может быть словесным, изобразительным, комбинированным, объемным, звуковым и т.п. Регистрация товарного знака законодательно защищает право на его использование.
2. Определение иностранных инвестиций
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.
Задача
В ежедневной газете "Коммерсантъ" было опубликовано следующее сообщение: "В г. Находке из Дальневосточного реестра исчезли документы на 3 млн. акций судоходной компании "Приско Сахалин", принадлежащих Приморскому морскому пароходству (ПМП). Сейчас два офиса Находкинского филиала реестра опечатаны сотрудниками милиции и службой охраны ПМП. Подробности случившегося пока не разглашаются"
Субъектами правоотношения выступают судоходная компания "Приско Сахалин" и Приморское морское пароходство.
Объектом являются акции.
Основанием возникновения отношений является договор, сертификат.
Содержанием является участие на получение акционерами части прибыли в виде дивидендов, участие в управлении АО и на часть имущества, оставляющего после его ликвидации.
Последствия: могут списаться злоумышленниками крупные консолидированные пакеты акций компаний из сферы мелкого и среднего бизнеса с целью получения контроля над их имущественными активами, получение выгоды от продажи незаконно списанных акций.
Владельцем акций является указанное в реестре лицо. Право собственности на них может быть подтверждено соответствующим документом - выпиской, которая не является ценной бумагой и лишь указывает на факт владения определенным количеством ценных бумаг на данный момент времени. Если реестр компании ведется независимым регистратором и акции не переданы в депозитарий, то единственным документом, удостоверяющим право собственности на них, является выписка с лицевого счета. При этом сам акционер не может контролировать сохранность записей.
Регистратор сравнивает подписи и печати на передаточном распоряжении с хранящимися у него образцами и в случае их сходства в трехдневный срок переводит акции со счета продавца на счет покупателя. Сотрудник регистратора не должен обладать специальными криминалистическими познаниями, проверять подлинность подписи акционера, интересоваться у акционера и нотариуса, действительно ли выдавалась доверенность с правом отчуждения акций.
Лицом, ответственным перед акционерами за надлежащее ведение реестра, даже в случае его передачи регистратору, остается эмитент (п. 4 ст. 44 ФЗ "Об акционерных обществах"). По смыслу ст. 403 ГК РФ регистратор в данном правоотношении является третьим лицом. Должник (эмитент) отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо (ст. 403 ГК РФ). Законом прямая ответственность регистратора перед акционерами за ущерб, причиненный незаконным списанием акций, не предусмотрена. Следовательно, эмитент, являясь лицом, на которое возложена обязанность по надлежащему ведению и хранению реестра, несет перед владельцами ценных бумаг ответственность в соответствии с общими правилами ГК РФ (глава 25 ГК РФ).
Собственник может потребовать возмещения убытков от эмитента, т.е. фактически от самого себя. Поскольку регистратор не имеет материальной заинтересованности в надлежащей проверке документов на подлинность, то это может спровоцировать конфликт интересов эмитента и регистратора и повлечь, в частности, участие последнего в корпоративном конфликте на стороне злоумышленников.
Библиографический список используемой литературы
Нормативные документы:
1.Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" Федерального закона от 11.12.2002 N 166-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ
2.Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2004 г. № 140 "Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях кредитными организациям антимонопольного законодательства и иных нормативных актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг"
3.Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. № 1 7. Ст. 1918; 1998. № 48. Ст. 5857; 1999. № 28. Ст. 3472; 2002. № 52 (ч. II). Ст. 5141.
4.Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г.)
Литература:
1.Анохин B.C. Предпринимательское право: Учеб. пособие для вузов: - М.: ВЛАДОС, 1999. С.85
2.Гусева Т.А. Предпринимательское право: Учеб. пособие для вузов. - М.: РИОР, 2004.С.102
3.Дойников И.В. Предпринимательское право: Учеб. пособие. - М., 1998. С.124
4.Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. - М.: Юриспруденция, 2003. С.25
5.Ершова И.В., Иванова Т.Н. Предпринимательское право: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. С.96