2. Принятие решения на основе законности в арбитражном процессе
3. Организация системы арбитражных судов (организационно- функциональные принципы)
4. Функциональные принципы арбитражного процесса
5. Право на обращение в арбитражный суд
6. Порядок обжалования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В отличие от судов общей юрисдикции и третейских судов, арбитражный суд РФ осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских правоотношений (имеются в виду экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если:
они вытекают из отношений учреждений, предприятий и организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
они вытекают из отношений предприятий организаций учреждений и граждан с государственными органами.
Арбитражная процессуальная форма защиты права в оптимальной степени приспособлена для установления обстоятельств судебных дел и правильного их разрешения в соответствии с указаниями закона. Во многом это обусловлено ее демократичностью. Основные демократические черты арбитражного судопроизводства заключаются в следующем. Правосудие, как особая форма государственной деятельности осуществляется специально для этого созданным органом - СУДОМ. Идея правового государства, воспринятая в последнее время российской официальной идеалогией, а также правовой доктриной, базируется на теории разделения властей- законодательной, исполнительной и судебной.
При этом имеется ввиду, что правосудие осуществляется независимым судом, наделенным для его эффективного функционирования необходимыми властными полномочиями, а законодательная и исполнительная власть ни прямо ни косвенно не вмешивается в рассмотрение конкретных судебных дел.
При рассмотрении судебных дел все участники равны перед законом и судом, а стороны процессуально равноправны и имеют одинаковые процессуальные возможности.
Любое судопроизводство ведется в условиях действия принципов гласности, состязательности, равноправия сторон, непосредственности, а также равенства перед законом и судом, национального языка судопроизводства.
1. Принципы арбитражного суда
Большинство входящих в соответствующую отрасль права “рядовых” норм формируется под воздействием и в развитие того или иного принципа, либо группы принципов отрасли.
Зная отраслевые принципы, квалифицированный юрист, может составить достаточно четкое представление и о большинстве “рядовых” норм конкретной отрасли права.
Исходя из этимологического значения слова принципами арбитражного процессуального права называют фундаментальные его положения, основополагающие правовые идеи, пронизывающие все арбитражные процессуальные нормы и институты, определяющие такое построение арбитражного процесса, который обеспечивал бы вынесение законных и обоснованных решений.
Принципы есть основание системы норм арбитражного процессуального права, закрепленных прежде всего в Конституции РФ, и в Законе “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. Это- центральные понятия, стержневые начала законов. Правовой принцип находит всегда конкретное закрепление в нормах права, или соответствующий правовой принцип должен быть абстрагирован из норм действующего права.
В принципах арбитражного процессуального права концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению арбитражными судами экономических и иных, отнесенных к их ведению, споров.
Таким образом - ПРИНЦИПЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА - основные положения данной отрасли права, отражающие ее специфику и содержание. Принципы, арбитражного процессуального права определяют, то чем должно быть судебное разбирательство арбитражных дел, чтобы соответствовать идеалам законности, истины и справедливости. Они отражают специфику данной отрасли права, его главнейшие качественные особенности, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования арбитражного процессуального права.
Принципы арбитражного процессуального права выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в целом ряде процессуальных норм, в которых содержаться гарантии реализации на практике общих правовых предписаний. Без гарантирующих норм принципы превращаются в призывы, лозунги. Поскольку принципы арбитражного процессуального права осуществляются в арбитражном судопроизводстве, поскольку они являются не только принципами права, но одновременно и принципами арбитражной судебной деятельности (арбитражного процесса).
Принципы как основные нормативные положения определяют собой структуру и существенные черты арбитражного процессуального права, общие положения, обуславливающие содержания процессуального права в целом, охватывают все его правила и институты, указывают цель процесса и методы достижения этой цели, предопределяют характер и содержание деятельности субъектов арбитражного процессуального права, общие направления развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли права. Все дополнения и изменения, которые вносятся в арбитражное процессуальное законодательство, формулируются прежде всего исходя из принципов отрасли.
Огромное значение принципов в практической судебной правоприменительной деятельности. Прежде всего все принципы арбитражного процессуального прав - весьма важные гарантии правосудия по экономическим и хозяйственным спорам. При рассмотрении экономических и хозяйственных споров суд руководствуется не только конкретными арбитражными принципами, нормами, но и в первую очередь - принципами процессуального права. В свете принципов осуществляется толкование всех норм арбитражного процессуального права, что позволяет суду познать действительный смысл этих норм и правильно их применить, а в конечном итоге - вынести законное обоснованное и справедливое судебное решение.
Арбитражное процессуальное законодательство закрепляет ряд принципов арбитражного процессуального права, образующих в совокупности взаимосвязанную систему. (sustema - целое, составленное из частей соединение)
Под системой понимаются множество элементов, находящихся в соответствующих отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство, соответственно система арбитражного процессуального права включает всю совокупность принципов данной отрасли права в соотношении и взаимозависимости. Система принципов арбитражного процессуального права представляет собой определенное целостное образование, при этом каждый из принципов последовательно раскрывает содержание отрасли права в целом. В зависимости от того в одной или нескольких отраслях права действуют соответствующие принципы, их можно подразделить на межотраслевые и специфические. Арбитражное процессуальное право следует отнести к межотраслевым, поскольку одновременно они действуют и в других отраслях права - судоустройстве и гражданском процессуальном праве. Возможна классификация принципов по объекту регулирования. В этом отношении принципы арбитражного процессуального права распадаются на две большие группы- принципы организации правосудия (судоустройственные) и принципы определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса (функциональные).
Такая классификация принципов арбитражного процессуального права, как и другая любая классификация, до известной степени носит условный характер. В науке существуют и иные классификации принципов процессуального права проводимые по другим критериям. Все принципы отрасли взаимосвязаны и взаимообусловлены. Полное представление об отрасли права и каждом из ее принципов можно получить, изучив всю систему отрасли в сопоставлении и взаимодействии. К принципам организации правосудия относят: осуществление правосудия только судом, выборность судей, сочетание единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении дел, независимость судей, гласность судебного разбирательства, национальный язык судопроизводства. Принципами, определяющими деятельность, или функциональными, является: законность, объективная истина, состязательность, процессуальное равноправие сторон, устность судебного разбирательства, непосредственность, непрерывность судебного разбирательства. Я считаю, что кроме всего выше перечисленного нужно обратить внимание на то, что выступая среди норм арбитражного процессуального права в качестве основных начал, принципы составляют “каркас” всей отрасли арбитражного процессуального права. Возникнув на основе новых взглядов на роль и значение судебной власти в обществе, принципы становятся важными предпосылками развития и совершенствования арбитражного процессуального законодательства в направлении, обеспечивающем надлежащую защиту арбитражными судами прав организаций, независимо от форм собственности, и граждан - предпринимателей. В познавательных целях в юридической науке принято выявлять состав принципов каждой отрасли права, в том числе и арбитражного процессуального права. Термин “состав” употребляется для обозначения перечня предметов, вещей, явлений. В науке арбитражного процесса этим термином обозначается присущая для арбитражного процессуального права совокупность всех принципов, их количественный объем, перечисление. Анализ действующего законодательства, а именно Конституции РФ, Закона “Об арбитражных судах в РФ”, 1, Арбитражного процессуального кодекса РФ, позволяет также выделить следующий состав принципов конкретно арбитражного процессуального права: принцип отправления правосудия, по экономическим и иным спорам только судом (п.1 ст. 118 Конституции РФ), независимости арбитражных судей и подчинения их только закону (п.1 ст.120 Конституции РФ, ст.6 Закона “Об арбитражных судах в РФ”), законности равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности, равноправия сторон, гласности разбирательства дел, диспозитивности, устности, непосредственности (ст.10 АПК РФ), сочетания единоличного и коллегиального состава суда при разрешении отнесенных к ведению арбитражных судов споров (ст.14 АПК РФ), непрерывности судебного разбирательства (ст.117 АПК РФ). Арбитражный процесс имеет тенденцию сближения его процессуальной формы с гражданским процессом, поскольку и те и другие суды отправляют правосудие. Поэтому состав принципов и арбитражного и гражданского процессов аналогичен. Однако это не обозначает, что полностью совпадает содержание каждого принципы, их проявление в процессе защиты права и гарантии. Нужно заметить, что до преобразования системы арбитражей в арбитражные суды (апрель 1992 года) авторы- юристы, исследовавшие проблему принципов арбитражного процесса, включали в состав принципов такие правовые явления, которые “исчезли” и не имеют места в современных условиях функционирования арбитражной судебной системы. Профессор А.А. Добровольский в состав принципов арбитражного процесса включал, например, принцип солидарности хозяйственных интересов сторон, принцип активного воздействия арбитража на предприятия и организации по устранению недостатков в их деятельности, принцип быстроты и оперативности арбитражного производства, принцип арбитрирования, обязательного до арбитражного урегулирования споров. На этот счет существует и еще одна точка зрения, профессор В.Ф. Тараненко также в качестве специфических, свойственных арбитражу принципов выделял принцип арбитрирования, активного воздействия арбитража на улучшение хозяйственной деятельности, принцип оперативности. В настоящее время ни один из этих принципов не действует и не может включаться в состав принципов арбитражного процессуального права. Современный арбитражный процесс построен на принципе состязательности, т е., отстаивании каждой стороной своих интересов в суде. Интересы одной стороны, как собственника, противоположны интересам другой стороны. Поэтому трудно найти солидарность интересов как принцип интереса, а также принцип арбитрирования как метод разрешения спора самими сторонами под руководством судьи арбитражного суда. Правосудие не выдерживает спешки. Поэтому ни в одной норме арбитражного процессуального законодательства не говорится о быстроте и оперативности процесса как его принципе. Обязательный досудебный порядок урегулирования экономических споров утратил свою роль принципа. Соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора требуется только тогда когда оно предусмотрено договором между сторонами или отдельными федеральными законами (п.8, ст.102 АПК РФ). Изменение состава принципов арбитражного процессуального права является убедительным доказательством современного преобразования всего строя арбитражного процесса как формы отправления правосудия по экономическим и иным спорам. Принцип любой отрасли права, в том числе и арбитражного процессуального, между собой тесно взаимосвязаны и образуют одну логическую систему. Только взятые вместе в качестве системы, они характеризуют арбитражное процессуальное право как отрасль и определяют состязательное построение процесса. Нарушение одного принципа, например непосредственности, приводит, как правило, к нарушению другого принципа- законности или всей цепи принципов. Одни принципы в этой системе можно рассматривать в качестве гарантий реализации других. Так, принцип национального языка судопроизводства является гарантией принципа устности, принципа состязательности, диспозитивности. Под классификацией принципов понимается деление их состава на отдельные группы по какому- либо признаку, называемому основанием классификации. В теории процессуальных отраслей права (гражданского, арбитражного) принципы принято классифицировать по такому основанию, как объект регулирования. По этому признаку (основанию) весь состав принципов арбитражного процессуального права делятся на две большие группы принципы организационные, те., определяющие устройство арбитражных судов, и принципы функциональные, те., определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса. Эти две группы принципов находятся во взаимной связи, причем нередко один и тот же принцип выступает и как организационный и как функциональный. Поэтому является верным утверждение, что нет принципов только организационных или только функциональных. особое место среди указанных двух групп принципов арбитражного процесса занимает принцип законности. Он является общеправовым (межотраслевым) принципом характерным для любой отрасли права. Однако в арбитражном процессе этот принцип имеет свою специфику нормативного закрепления, свое содержание и систему гарантий.
2.Принятие решения на основе законности в арбитражном процессе
Законность есть состояние жизни общества, в котором существует качественное, непротиворечивое законодательство, принятые нормы права уважаются и исполняются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами. В случае нарушения закона государство обеспечивает надлежащую защиту нарушенных или оспоренных прав в установленном процессуальном порядке.Арбитражный процесс является одной из форм защиты права. Законность в деятельности арбитражных судов означает полное соответствие всех постановлений арбитражных судов и процессуальных действий судов и участников процесса, совершаемых при рассмотрении экономических и иных споров, нормами материального и процессуального права, т.е. Закону.Принцип законности провозглашен в качестве основного принципа деятельности арбитражных судов в РФ (ст. 6 Закона “Об арбитражных судах в РФ”).Принцип законности в арбитражном процессе по своему содержанию включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального (регулятивного) права и совершать процессуальные действия, руководствуясь законодательством о судоустройстве в арбитражных судах. В соответствии со ст. 11 АПК РФ арбитражные суды разрешают споры на основании Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов РФ и международных договоров РФ. Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышение полномочий, принимает решение в соответствии с законом. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов (аналогия закона и аналогия права). Арбитражный суд в соответствии с законом и международным договором РФ применяет нормы права других государств. При рассмотрении и разрешении споров арбитражные суды руководствуются законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 3 АПК РФ). Это законодательство находится в ведении РФ. Субъекты Федерации не имеют права принимать нормы, регламентирующие процесс в арбитражных судах.Пункт 2 ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ включает принципиальную норму о том, что порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации, определяется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом об арбитражных судах, Арбитражным процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами. Все арбитражные процессуальные нормы трудно или невозможно включить в закон об арбитражных судах или в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. С точки зрения содержания принципа законности важно, что процессуальные нормы, например расположены в актах материально- правового характера, должны приниматься, во- первых, только на федеральном уровне, во- вторых, соответствовать законодательству о судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 3 АПК).
Принцип законности присущ деятельности суда и арбитража в частности, поэтому, как уже отмечалось имеет особое значение.
Это связано с тем, что решение должно приниматься в строгом соответствии с законом при обязательном соблюдении правил судебного или арбитражного производства.
Согласно Конституции РФ государство и всего его органы действуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества прав и свобод граждан. Таким образом, смысл законности состоит в точном и неуклонном использовании законов, иных нормативных актов изданных в государстве, обеспечении правопорядка.
Деятельность государственного арбитража по рассмотрению и разрешению экономических споров должны протекать в рамках строжайшего соблюдения законности с точным соблюдением всех норм, регулирующих арбитражное производство по рассмотрению экономических споров с обеспечением спорящим сторонам активного участия в арбитражном производстве с тем, чтобы экономические споры разрешались в полном объеме, в соответствии с нормативными актами регулирующими спорное правоотношение между сторонами.
Следовательно, принцип законности применительно к деятельности арбитража
означает прежде всего обязанность арбитражных органов:
рассматривать все споры при строжайшем соблюдении норм арбитражного процесса,
разрешать споры и другие отнесенные их компетенции вопросы в полном соответствии с законом или подзаконными актами.
Задача государственного арбитража единообразное и правильное применение законодательства при разрешение экономических споров, что имеет большое значение для укрепления законности в экономических отношениях в целом.
Любое решение государственного арбитража должно строго соответствовать требованиям закона и вместе с тем быть наиболее целесообразным в рамках закона, т. Е., обеспечивать такое разрешение экономических споров, которое, полностью отражало бы требования закона и в максимальной степени учитывало интересы спорящих организаций.
Содержание принципа законности в арбитражном процессе обладает определенной спецификой, обусловленной, во- первых, тем что арбитражи, иные органы, разрешают экономические споры, обеспечивают законы в отношении лиц, чьи права и интересы защищаются. В результате разрешения спора ликвидируется конфликтная ситуация и отношения спорящих сторон приводятся в соответствии с законом.
Во- вторых, арбитражи обязаны реагировать на отступление от закона не участвовавших в споре организаций, в действиях которых коренится первопричина конфликта участников процесса. Разрешая экономические споры иные органы выступают гарантом законности. В условиях, когда экономические связи организаций настолько тесны, что нарушения допускаемые в одном звене хозяйственного комплекса, нередко отражаются на всей взаимосвязанной цепи экономических отношений восстановления правопорядка имеет особое важное значение. Таким образом принцип законности в арбитражном процессе способствует обеспечению надлежащего, соответствующего закону поведения хозяйственных, коммерческих, организаций участвующих в процессе.
В-третьих, органы разрешающие экономические споры, обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством, не допуская нарушений прав участников процесса, соблюдать установленные правила разбирательства дел и ведения по некоторым вопросам предупредительные работы. Никому не позволено нарушать законы, пренебрегать ими. В этом смысл законности. Идея законности четко выражена в законодательстве об арбитраже и арбитражном процессе, о чем говорится в ст. 1 АПК.
Единообразное и правильное применение законодательства при разрешение экономических споров имеет особое важное значение из- за многозначности органов и лиц, имеющих право их решать; органической связи разрешения споров с экономической деятельностью и руководством ею. Единство в применении законодательства в этой сфере содействует нормативному функционированию экономического механизма, обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении экономических споров возложено на государственный арбитраж, использующий в этих целях разнообразные формы.
В.И. Ремнев, пишет, что понятие законности охватывает не только исполнение и соблюдение законодательства, но и его постоянное совершенствование в соответствии с назревшими потребностями общества.
Государственный арбитраж согласно закону вправе вносить предложения по совершенствованию правового регулирования экономических отношений и этим правом он активно пользуется, внося предложения по наиболее глобальным вопросам совершенствования хозяйственного законодательства.
Говоря о принципе законности в арбитражном процессе необходимо отметить, что он неразрывно связан с демократизмом данной процессуальной формы защиты права.
В юридической литературе справедливо подчеркивается неразрывная связь законности и демократии.
Существенное значение для взаимодействие демократии и законности имеют формы ее обеспечения, демократизм средств, используемых для приведения в соответствие с законом поведение организаций и лиц, совершающих правонарушение и защиты нарушенных прав и интересов. Демократизм проявляется таким образом, в гарантиях законности, заложенных в процессуальной форме деятельности правоприменительных органов.
Демократизм арбитражной процессуальной формы позволяет считать, что арбитраж и государственный арбитраж должен в итоге стать центром, обеспечивающим законности всех органов, осуществляющих защиту прав и интересов хозяйственных органов. В этих целях могут быть использованы такие формы, как пересмотр решения иных органов в порядке надзора, разбирательство дел по искам заинтересованной стороны, не согласной с односторонним действием контрагента, предоставление права давать обязательные к использованию указания по результатам анализа и обобщения правоприменительной деятельности в системе, в рамках территории или страны в целом совершенствования контрольной деятельности государственного арбитража. Способствовало бы наиболее последовательному проведению принципа законности в экономических делах страны.
Реализация принципа законности в арбитражном процессе обеспечивается целым рядом процессуальных гарантий. К их числу относятся прежде всего гарантии, составляющие содержание других принципов арбитражного процессуального права, например независимость судей арбитражного суда и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону, равенство сторон перед законом и судом, состязательность процесса и равноправие сторон, гласность разбирательства в арбитражных судах, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства.
Законодатель, детально регламентируя арбитражный процесс, все же допускает возможность судебных ошибок. Поэтому для их устранения и восстановления законности предусмотрены стадии пересмотра арбитражных судебных постановлений, а именно стадия пересмотра решений, не вступивших в законную силу, в апелляционном и кассационном порядке и стадии пересмотра вступивших в законную силу решений и определений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Следует выделить такие гарантии реализации принципа законности, как возможность отвода судьи (ст. 16 АПК РФ), участие прокурора в деле (ст. 41 АПК РФ), участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов (ст. 42 АПК РФ), возможность стороны иметь представителя (ст. 77 АПК РФ), четкий регламент формы и содержания искового заявления (ст. 102 АПК РФ), и ограниченный перечень оснований к отказу в его принятии (ст. 107 АПК РФ). Впервые в арбитражном процессуальном кодексе предусмотрено составление протокола судебного заседания (ст. 123 АПК РФ). В случае обжалования судебных актов в вышестоящий арбитражный суд по протоколу можно проверить законность ведения процесса и совершение отдельных процессуальных действий.
В качестве гарантии принципа законности в арбитражном процессе установлена письменная форма решения и подробно регламентировано его структурное содержание (ст. 126- 127 АПК РФ).
Цель арбитражного процесса состоит в том, чтобы в результате рассмотрения дела были установлены действительные фактические обстоятельства дела, должна быть правильно применена норма материального права.
Норма материального права считаются нарушенные или неправильно примененными, если:
арбитражный суд применил закона, подлежащего применению;
применил закон не подлежащий применению;
неправильно истолкован закон.
Правильному применению закону всегда предшествует процессуальная деятельность сторон и арбитражного суда по установлению оснований возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей сторон, т.е., юридических фактов. Процесс познания в арбитражных судах включает в себя как установление фактов, с которыми стороны связывают возникновение изменений или прекращение пава так и правовую оценку установленных фактов.
Нельзя считать принцип законности реализованным, если по конкретному делу арбитражный суд не установит полно и верно действительные обстоятельства по делу, права и обязанности сторон. Действующее законодательство об арбитражном судопроизводстве предусматривает перечень доказательств, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства (ст.52 АПК РФ ), порядок их представления, истребования( ст.54 АПК РФ), правило оценки доказательств( ст.59 АПК РФ).
Принцип законности означает, что при рассмотрении и разрешении арбитражным судом отнесенных к его ведению споров должна строго соблюдаться установленная арбитражным законодательством процессуальная форма деятельности, т.е. порядок определения лиц, участвующих в деле, возбуждения процесса, извещения и вызов участников процесса, подготовка дела к суду и разбирательству, ведения дела в судебном разбирательстве, обжалование решений или определения, также исполнения решения суда,
Принцип организации системы арбитражных судов является одним из основополагающих принципов всей системы принципов, поэтому существует такая классификация:
принцип назначаемости судей арбитражных судов на должность.
Изначальным организационным принципом арбитражного процесса является принцип выборности судей арбитражных судов. Закон РФ “Об арбитражном суде”, принятый 4 июля 1991 года (ст. 13), предусматривал образование арбитражных судов на началах выборности. Данное положение было закреплено также в ст. 6 Закона “О статусе судей в РФ”.
В настоящее время арбитражные суды формируются иначе и судьи арбитражных судов не избираются, а назначаются на должность.
Существует два пути назначения судей арбитражных судов на должность: одни судьи назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ, другие- Президентом РФ.
Независимо от того, в каком порядке происходит назначение на должность арбитражного судьи, ни одно лицо не может быть представлено к назначению без соглашения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ назначается на должность Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ.
По представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает на должность также заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и других судей Высшего Арбитражного Суда РФ (п.1 ст.8 Федерального конституционного закона РФ “Об арбитражных судах в РФ”).
Председатели, заместители председателей и судьи арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов РФ.
Полномочия судей арбитражных судов арбитражных судов не ограничены каким- либо сроком. (ст. 11 Закона РФ “ О статусе судей в РФ”). Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей ( ст. 8 Закона “Об арбитражных судах в РФ”).
Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел.
Дела в первой инстанции рассматриваются судьями арбитражного суда единолично. При этом они действуют от имени суда. По решению председателя арбитражного суда любое дело может быть рассмотрено в суде первой инстанции коллегиально. При коллегиальном рассмотрении и разрешении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.
Обязательный коллегиальный состав суда предусмотрен при рассмотрении в суде первой инстанции дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также дел о несостоятельности (банкротстве). Все дела апелляционной, кассационной и надзорной инстанции рассматриваются только коллегиальным составом суда (ст. 14 АПК РФ).
Вопросы, возникающие при рассмотрении дел арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде, свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением не знакомят. Оно может учитываться судом при пересмотре решения в случае его обжалования.
Высший арбитражный суд проводит в течение трех лет эксперимент по рассмотрению дел с привлечение арбитражных заседателей (ст. 8 Федерального закона РФ “ О введение в действие АПК РФ” от 5 мая 1995 года).
Принцип независимости судей арбитражного суда.
Принцип независимости судей арбитражных судов отнесен к числу основных принципов деятельности арбитражных судов в РФ (ст. 6 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в РФ”).
Этот принцип означает, что при осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции РФи федеральному закону.
Какое бы то ни было построение воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан не допустимы и влекут за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.
Суждения о фактических обстоятельствах дела, достоверности доказательств, о правах и обязанностях сторон должны быть убеждениями самих судей арбитражного суда, а не суждениями, навязанными им другими лицами извне.
Судья арбитражного суда при разрешении экономических и иных споров обязан применять закон и вправе подчинять свое решение усмотрению глав местной администрации, органов власти, должностных лиц.
Существовавшее ранее (до 1974 года) право органов государственного управления пересматривать решения соответствующих арбитражей в настоящее время, естественно не действует.
Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями (ст.10- 11 Закона “О статусе судей в РФ”). Далее гарантий на три вида условно, т., к., все гарантии закреплены в различных нормах права.
К политическим гарантиям независимости судей арбитражного суда относятся те положения, которые запрещают судьям быть представителями каких- либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения арбитражного суда должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности судей.
К экономическим гарантиям независимости судей арбитражного суда относятся те положения законодательства, которые предоставляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы. Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов (п.3 ст. 9 Закона “О статусе судей в РФ”).
К юридическим гарантиям независимости судей арбитражных судов относятся: установленный законом порядок отправления правосудия, несменяемость, установлены порядок отбора и наделения судей арбитражных судов полномочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему арбитражному суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего арбитражного суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 178 АПК РФ).
Судья, члены его семьи и их имущество находится под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи и всех членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Судья арбитражного суда не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия арбитражным судом решения.
Независимость судей гарантирует неприкосновенность личности судьи (ст. 16 Закона “О статусе судей в РФ”). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.
Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья арбитражного суда не может быть привлечен к какой- либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
В законе регламентирован служебный прядок привлечения судей к уголовной ответственности (п.п. 3- 7 ст. 16 Закона “О статусе судей в РФ”).
Принцип равенства организаций и граждан перед законом и судом.
Этот принцип имеет свои истоки в области конституционного и гражданского права. Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом есть прежде всего элемент правового статуса организаций и граждан в обществе. Этот принцип по своей правовой природе происходит от провозглашаемых в гражданском праве основных начал гражданского законодательства. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого- либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, их судебной защиты (ст.1 ГК РФ).
Равенство организаций перед законом и арбитражным судом в процессе отправления правосудия не зависит от географических, административных факторов и отношений собственности.
Правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности и формы собственности.
Равенство граждан перед законом и арбитражным судом как принцип провозглашается потому, что действующий закон допускает участие граждан в арбитражном процессе, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Равенство граждан перед законом и арбитражным судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Принцип гласности.
В арбитражном процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда (п. 1 ст. 9 АПК РФ). Открытое разбирательство оказывает сильное воздействие на судей, участвующих в деле лиц, их представителей и влияет положительно на ими норм арбитражного процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений.