p align="left">Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
В порядке особого производства арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК РФ).
В порядке особого производства разрешаются дела, в которых отсутствует спор о праве, а на разрешение суда ставится вопрос об установлении юридического факта (ст. 30 АПК РФ). В теории права такие факты понимаются как конкретные обстоятельства, с наступлением которых нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
В АПК РФ закреплен порядок рассмотрения и разрешения дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан-предпринимателей (гл. 28 АПК РФ). Дела о банкротстве всегда подведомственны арбитражному суду независимо от того, участвуют ли в деле юридические или физические лица. Они рассматриваются коллегиальным составом судей. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.
Впервые в АПК РФ предусмотрена процедура упрощенного производства. Упрощенная форма судопроизводства - более короткая и простая процедура, которая может быть осуществлена даже без проведения судебного заседания, только на основе письменных документов. Эта форма используется в том случае, если стороны не возражают против нее или если, речь идет о бесспорных или небольших делах. Например, газоснабжающая организация поставила газ, а он не оплачен. Спора здесь нет, но есть документы, подтверждающие поставку газа.
Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 30 АПК РФ). Так, оспаривание в арбитражном суде решений третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляется лицами, участвующими в третейском разбирательстве, путем подачи заявления.
Вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору, возникшему из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.
Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (решения иностранных судов), решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные арбитражные решения), признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом (гл. 31 АПК РФ).
Исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения производится принудительно на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, вынесшим определение о признании и приведении их в исполнение. Эти решения могут быть предъявлены к принудительному исполнению в срок, не превышающий трех лет со дня вступления их в законную силу. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству взыскателя по правилам, предусмотренным гл. 10 АПК РФ.
Таким образом, компетенция арбитражных судов весьма широка. Поэтому процедура рассмотрения дел дифференцирована с учетом различий в их характере.
ТЕМА 2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ
План:
1. Понятие и критерии подведомственности дел арбитражным судам.
2. Подведомственность арбитражным судам дел, возникающих их гражданских правоотношений.
3. Подведомственность арбитражным судам дел, возникающих их административных правоотношений
4. Иные дела, подведомственные арбитражным судам
5. Подсудность дел арбитражным судам. Виды подсудности
6. Передача дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд
1. Понятие и критерии подведомственности дел арбитражным судам
Под подведомственностью или предметной компетенцией понимается круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов РФ.
В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ» судебная власть в РФ осуществляется только судами. Судебную систему РФ составляют:
- Конституционный Суд РФ;
- Система судов общей юрисдикции;
- Система арбитражных судов
У каждого из этих судов законом определен свой круг дел, который они правомочны рассматривать и разрешать. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного производства. Его полномочия определены ст. 3 ФКЗ «О конституционном суде РФ» от 21 июля 1994 г № 1-ФКЗ (с изм. от 05.04.2005 № 2-ФКЗ). Он решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного производства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или органов.
Возникновение полисистемности в судоустройстве как следствие создания самостоятельной ветви судебной власти- арб. судов - повлекло за собой проблемы, связанные с разграничением подведомственности между арб. судами и судами общей юрисдикции.
Система судов общей юрисдикции рассматривают уголовные, административные, дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (например, из публичных правоотношений).
В соответствии со ст. 4 и 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, указанным законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве)» и др.
До принятия нового АПК определить подведомственность того или иного спора арбитражному суду возможно было опираясь на критерии подведомственности, выработанные и широко использованные процессуальной наукой и практикой. К таким критериям, позволявшим разграничить предметную компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции относили: субъектный состав участников спора и характер спорного правоотношения. Критерий субъектного состава участников спора означал, что арбитражные суды рассматривали экономические споры, участниками которых были юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Второй критерий означал, что арбитражным судам были подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений
Совокупность этих критериев позволяло определять подведомственность дел арбитражным судам.
Имеет ли сейчас значение эти критерии для определения подведомственности дел арбитражным судам? Принятый в 2002 г. новый АПК РФ изменил подходы к определению подведомственности дел арбитражным судам, расширив пределы их юрисдикции.
Субъектный состав участников определен в п. 2 ст. 27 АПК РФ 2002 г. Ими могут быть:
1) организации, обладающие статусом юридического лица. Однако не все споры между организациями подведомственны арбитражному суду. Например, спор некоммерческой организации с государственным органом об отказе в регистрации изменений в ее учредительные документы не является экономическим по своему характеру и, следовательно, подведомственен суду общей юрисдикции;
2) граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ст. 23 ГК РФ.);
3) образования не являющиеся юридическими лицами и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (например, участвующие в делах о несостоятельности (банкротстве);
4) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота или публично-правовых отношений, споры которых отнесены к подведомственности арбитражных судов;
5) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, их должностные лица, прокуроры, когда им предоставлено право участия в арбитражном процессе;
6) иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Аналогичная норма содержалась и в АПК 1995 г.(ч.6 ст. 22). Однако наличие такой нормы не исключало альтернативной подведомственности экономических споров с участием иностранных лиц, поскольку гражданское процессуальное законодательство относило к подведомственности судов общей юрисдикции дела с участием иностранных лиц, в том числе в силу соглашения сторон. Новый АПК РФ принципиально изменил ситуацию, отнеся все экономические споры с участием этих лиц по общему правилу к ведению арбитражных судов, за исключением случаев, когда иное правило предусмотрено международным договором РФ.
К тому же, ч.4 ст. 27 АПК РФ устанавливает, что заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В арбитражной практике были случаи привлечения в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, с целью прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, не является субъектом спорного правоотношения, и в связи с этим его привлечение к участию в деле не должно повлечь за собой изменения подведомственности спора.
Таким образом, указание в ст. 27 АПК на многообразие состава участников арбитражного процесса фактически отводит на второй план значимость субъектного состава при определении подведомственности.
Статус юридического лица и индивидуального предпринимателя имеет значение только при определении подведомственности арбитражному суду экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, да и то ст. 28 нового АПК РФ допускает возможность расширения субъектного состава этих споров за счет других участников этих споров.
Как же определяет новый АПК подведомственность дел арбитражным судам?
АПК РФ 2002 г. ключевую роль в разграничении подведомственности отводит предметному критерию, поскольку определяющим моментом компетенции арбитражных судов и в Конституции (ст. 125) и в ст. 4,5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» является указание на экономические споры.
Термин "экономические споры" в законодательстве не определен, однако положения § 1 гл. 4 АПК РФ с учетом задач судопроизводства в арбитражном суде, определяемых в ст. 2 АПК РФ, в значительной степени позволяют дать его понимание, относя к экономическим спорам, подведомственным арбитражному суду, споры, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономи-ческую деятельность.
По общему правилу, сформулированному в ст. 27 АПК и в других статьях гл. 4 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. Это правило, в основе которого и лежит предметный принцип позволит разграничить подведомственность между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
2. Подведомственность арбитражным судам дел, возникающих их гражданских правоотношений
В отличие от АПК 1995 г., который содержал примерный перечень экономических споров, подведомственных арбитражному суду, новый АПК РФ 2002 г. такого перечня не дает. Однако в нем определяются категории дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, а также определяются правила судопроизводства, по которым эти дела должны рассматриваться судом.
Согласно ст. 28 АПК арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Исходя из сложившейся практики можно дать примерный перечень таких споров:
1. О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами. Для подведомственности этих споров арбитражному суду необходимо наличие одного из двух условий -- соглашения сторон или прямого указания закона -- иначе производство по рас-смотрению такого искового заявления будет прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Такое положение имеет материально-правовую основу: оно логически вытекает из принципа свободы договора, закрепленного в гражданском законодательстве.
В какой форме должно быть выражено соглашение сторон? На практике принята письменная форма соглашения. Совершение ответчиком действий, свидетельствующих о том, что он не возражает против рассмотрения спора арбитражным судом, не является доказательством наличия соглашения. Вместе с тем, если истец в своем исковом заявлении указывает, что с ответчиком достигнуто устное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного суда, судья должен принять исковое заявление, однако на стадии подго-товки дела истребовать от сторон соглашение в письменном виде. В случае непредставления сторонами письменного соглашения производство по делу прекращается на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Передача преддоговорного спора в арбитражный суд может также вытекать из закона, предусматривающего в определенных случаях обязательность заключения того или иного договора. Число таких случаев в законодательстве незначительно и в основном связано с принудительным сохранением сложившихся хозяйственных связей (например, при поставках в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), с поставками продукции для государственных нужд и т.д.
2. Об отказе коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
3. Об отказе в заключении основного договора, основанного на предварительном договоре (ст. 429 ГК РФ).
4. Большую группу экономических споров, подведомствен-ных арбитражным судам, составляют споры о защите права собственности. К числу таких споров относятся и споры о признании права собственности.
Согласно ст. 12 ГК РФ признание права -- это один из способов защиты гражданских прав. Признание права собственности посредством обращения в арбитражный суд является способом судебной защиты права собственности, когда оно оспаривается третьими лицами.
Такой способ защиты может быть использован собственником спорного имущества, например, в том случае, когда возникает спор о праве собственности на часть здания и т.п.
5. Об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения (виндикационные иски).
6. О нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения (негаторные иски)
3. Подведомственность арбитражным судам дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Особенностью этих дел является то, что во всех случаях одной из сторон в споре всегда будет государство в лице его органов или муниципальное образование. Дела этой категории дел рассматриваются в порядке административного судопроизводства;
Кодекс значительно расширяет пределы юрисдикции арбитражных судов, относя к их подведомственности дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1 ст. 29 АПК). Таким образом, для отнесения к подведомственности арбитражного суда дел об оспаривании нормативных правовых актов необходимо наличие трех условий: во-первых, спор должен возникнуть из административных либо иных публично-правовых отношений (например, налоговых, таможенных); во-вторых, такой акт должен нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности или создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; и в-третьих, рассмотрение дел об оспаривании тех или иных нормативных правовых, актов в соответствии с федеральным законом должно быть отнесено к компетенции арбитражных судов.(ст. 13 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», ст. 43 ФЗ «О рынке ценных бумаг», ст. 138 НК РФ.
Так, Налоговый кодекс РФ (ст. 138) относит к подведомственности арбитражных судов оспарива-ние организациями и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов, изданных налоговыми органами.
Большую группу подведомственных арбитражному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении этих споров необходимо иметь в виду следующее: во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер (т.е. быть адресованным конкретному лицу или группе лиц); во-вторых, этот акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения не могут быть предметом обжалования); в-третьих, круг органов и должностных лиц, чьи ненормативные правовые акты и решения могут быть признаны недействительными или незаконными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается -- оспариваться могут ненормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств и т.д. По этим же правилам должны оспариваться решения и действия судебных приставов-исполнителей (ст. 197 АПК
Необходимо обратить внимание на то, что защита от незаконного акта государственного или иного органа может осуществляться не только путем обращения в арбитражный суд с иском о признании его недействительным. Другим способом защиты может служить опровержение требований другой стороны, основанных на таком акте. Правовым основанием для такого способа защиты является ст. 13 АПК РФ, которая закрепляет следующее правило - арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Например, контролирующий орган принимает акт о наложении на организацию штрафа. Если ему не предоставлено право взыскания штрафа в бесспорном (безакцептном) порядке, он должен будет обратиться с иском в арбитражный суд. Организация в свою очередь может обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта контролирующего органа о наложении штрафа либо, в случае предъявления последним иска, обосновывать свои возражения по этому иску тем, что акт не соответствует закону.
В числе дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, АПК РФ называет дела об административных правонарушениях, если федеральным зако-ном их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов (п. 3 ст. 29).
Таким федеральным законом, который относит к компетенции арбитражных судов некоторые дела об административных правонарушениях, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 г. (КоАП РФ) Согласно ст. 23.1 этого Кодекса арбитражные суды правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц в указанных случаях к административной ответственности, а в соответствии со ст. 30.1 в арбитражный суд могут обжаловаться постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Арбитражным судам подведомственны и дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Для обращения государственных органов, органов местного самоуправления, иных контрольных органов в арбитражный суд с требованием о взыскании указанных платежей и санкций необходимым условием является предварительное направление требования об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или неуплата этой суммы в установленный срок (ч. 2 ст. 213 АПК РФ). При этом подобное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, если федеральным законом предусмотрен иной порядок взыскания указанных платежей.
Перечень не является закрытым, поскольку в ст. 29 АПК указывается и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арб. суда.
4. Иные дела, подведомственные арбитражным судам
1. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. (ст. 30 АПК, рассматриваются в порядке особого производства); В частности, арбитражному суду подведомственны дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом как своим собственным; факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте; факта принадлежности правоустанавливающего документа (ст. 218).
Постановлением пленума ВАС РФ от 31.10. 1996 г. № 13 «О применении АПК РФ при рассмотрении дел в суде 1 инстанции» определены 4 условия, при наличии которых в совокупности арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов:
- если согласно закону факт порождает юридические последствия, т.е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной эконом. деятельности;
- если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;
- если заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;
- если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
2. Новые положения появились в АПК в части, касающейся форм взаимодействия арбитражных судов и третейских судов, оказания содействия в их развитии. К подведомственности арбитражных судов согласно ст. 31 АПК, отнесены дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (новая категория дел) и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
При этом юрисдикция арбитражных судов распространяется как на «внутренние» третейские суды, образованные в соответствии с ФЗ «О третейских судах» от 24 июля 2002 г., так и на международный коммерческий арбитраж, действующий на основе Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» (1993 г.).
Кроме того, АПК РФ предусматривает не только возможность сторон третейского разбирательства ходатайствовать перед арбитражным судом об отмене решения третейского суда или испрашивать приведения его в исполнение, но и обратиться с заявлением о принятии обеспечительных мер в отношении иска, рассматриваемого в третейском суде (ч.3 ст. 90), а также с заявлением об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции (ст. 235).
3. Значительно расширяется подведомственность арбитражных судов и за счет отнесения Кодексом к их подведомственности дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных государственных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 32 АПК).
4. Специальное правило подведомственности сформулиро-вано в ст. 33 АПК РФ. Фактически в данной статье устанав-ливается исключительная компетенция арбитражных судов в отношении:
- рассмотрения дел о несостоятельности (банкрот-стве);
- по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
- по спорам об отказе в государственной реги-страции, уклонении от государственной регистрации юриди-ческих лиц, индивидуальных предпринимателей;
- по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ, вытекающих из деятель-ности хозяйственных товариществ и обществ (за исключени-ем трудовых споров);
- о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
- и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде независимо от субъектного состава участников правоотноше-ний, из которых возник спор.
Новыми в этой связи для арбитражных судов являются споры, возникающие в сфере корпоративных отношений с участием акционеров-физических лиц, которые до введения в действие гл. 4 АПК РФ рассматривались судами общей юрисдикции.
Изменилась в силу ст. 33 АПК РФ и подведомственность арбитражных судов в части рассмотрения дел о защите нематериальных благ. С одной стороны, подведомственность арбитражных судов ограничена по сравнению со ст. 22 АПК 1995 г. только защитой деловой репутации. Споры же о защите чести и достоинства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, к подведомственности арбитражного суда теперь не относятся.
Вместе с тем по правилам специальной подведомственности все споры о защите деловой репутации должны рассматриваться в арбитражном суде, в том числе и в тех случаях, когда в качестве ответчика привлекается, например, автор публикации - физическое лицо. До АПК РФ 2002 г. привлечение к участию в деле о защите деловой репутации физического лица означало прекращение производства по делу в арбитражном суде.
По новому Кодексу юридическое лицо, как и гражданин-предприниматель, вправе обратиться в арбитражный суд с требованием к любому лицу об опровержении порочащих его деловую репутацию сведений или о признании этих сведений не соответствующими действительности, о возмещении убытков, причиненных распространением таких сведений. В качестве порочащих могут рассматриваться такие сведения, которые носят дискредитирующий характер, например, подрывающие деловую репутацию юридического лица, индивидуального предпринимателя, наносящие ущерб их бизнесу и т.д.
Для решения вопроса о принятии такого дела к производству арбитражного суда важно, чтобы речь шла о защите деловой репутации лица именно в сфере предпринимательской деятельности. Так, Президиум ВАС РФ при рассмотрении одного дела посчитал не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде спор о защите деловой репутации. С иском в арбитражный суд к газете "Московский комсомолец" обратилось управление муниципальной милиции, по мнению которого, публикацией в газете была задета деловая репутация истца. Однако Президиум отметил, что в указанной публикации не затрагивается репутация истца в сфере предпринимательской деятельности, поэтому производство по делу должно быть прекращено.
Кроме прямого указания на группы и категории дел, подведомственных арбитражному суду АПК РФ устанавливает, что федеральным законом к подведомственности арбитражного суда могут быть отнесены и другие дела (ч. 3 ст. 27, п. 5 ст. 29, п. 6 ч. 1 ст. 33). Это означает, что компетенция арбитражных судов может расширяться путем уста-новления соответствующих норм федеральным законом.
Так, в соответствии со ст. 90 ФЗ "Об исполнительном производстве" в арбитражный суд стали обжаловаться действия (отказ в совершении действия) судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом. До вступления в силу названного Закона жалобы на действия судебного исполнителя, в том числе и в связи с исполнением исполнительного документа, выданного арбитражным судом, рассматривались судом общей юрисдикции.
Рассматривая вопрос о подведомственности дел арбитражному суду и о разграничении подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции, необходимо упомянуть о правиле "приоритета общесудебной подведомственности". Это правило, закрепленное в ч. 4 ст. 22 ГПК РФ, устанавливает, что при объединении нескольких связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду обшей юрисдикции, а другие -- арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде обшей юрисдикции, если эти требования разделить невозможно.
Практическое значение института арбитражно-судебной подведомственности проявляется в процессуально-правовых последствиях несоблюдения правил о подведомственности дел арбитражному суду. Если дело не является подведомственным арбитражному суду, судья прекращает производство по делу (п. 1 ст. 150 АПК РФ).
5. Подсудность дел арбитражным судам
Родовая подсудность. Если нормы о подведомственности устанавливают круг дел, отнесенных к рассмотрению и разрешению арбитражных судов как отдельной системы юрисдикции иных органов, то институт подсудности в арбитражном процессе позволяет распределить дела, подведомственные арбитражным судам, между различными элементами арбитражно-судебной системы. В зависимости от того, какой признак принимается за основу такого распределения: уровень арбитражного суда в системе или место (территория) рассмотрения дела -- подсудность делится на родовую и территориальную.
Родовая подсудность разграничивает дела между арб. судами различного уровня. Общий принцип разграничения родовой подсудности, закрепленный в ч. 1 ст. 34 АПК РФ, можно определить следующим образом: все дела, подведомственные арбитражным судам, подсудны арбитражным судам субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ. Речь идет о разграничении предметной компетенции ВАК РФ и арбитражных судов субъектов РФ.
При этом под судами субъектов РФ понимаются действующие в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах арбитражные суды. Все они имеют статус федеральных судов. По содержанию и объему компетенции все арбитражные суды субъектов РФ равны между собой. Это обстоятельство имеет важное значение для определения родовой подсудности, поскольку в случае невозможности рассмотрения того или иного дела в одном арбитражном суде оно может быть рассмотрено в другом арбитражном суде того же уровня, т.е. в арбитражном суде, находящемся на территории другого субъекта РФ.
Часть 2 ст. 34 АПК РФ определяет дела, подсудные Высшему Арбитражному Суду РФ:
1) дела об оспаривании нормативных правовые актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерация и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и ин<ж эко-номической деятельности;
3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектам Российской Федерации.
При этом Высший Арбитражный Суд РФ не может при-нять к своему производству и разрешить дело, подсудное арбитражному суду субъекта РФ.
Территориальная подсудность позволяет разграничить предметную компетенцию арбитражных судов одного ровня в зависимости от места рассмотрения спора. Территориальная подсудность может быть разделена на несколько видов:
а) общая территориальная подсудность формирует основное правило разграничения компетенции одноуровневых арбитражных судов.
В соответствии с этим правилом иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или по месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ);
б) подсудность по выбору истца или альтернативная подсудность (ст. 36 АПК РФ) означает, что истцу предоставляется возможность выбора арбитражного суда, в который будет предъявлен иск. Истец может выбирать между арбитражным судом по месту нахождения ответчика и другим арбитражным судом:
- иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в Российской Федерации;
- иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином Российской Федерации и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или по месту нахождения имущества ответчика;
- иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора;
-иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юриди-ческого лица или его филиала, представительства;
- иски, о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.
Если в деле участвуют ответчики, находящиеся на территории разных субъектов РФ, иск к таким ответчикам может быть предъявлен по выбору истца в арбитражный суд по месту нахождения одного из них;
в) исключительная подсудность (ст. 38 АПК РФ) характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в ст. 38 АПК арбитражным судом:
- иски о признании права собственности на здания, сооружения, земельные участки, об изъятии зданий, сооружений, земельных участков из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения, предъявляются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка;
- иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, в том числе, когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется по месту нахождения органа транспорта;
- заявление по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации организации-ответчика на территории Российской Федерации. Если же такая организация не имеет государственной регистрации на территории России, то заявление должно подаваться в Арбитражный суд Московской области (например, споры между российскими организациями, осуществляющими деятельность на территории Байконура в Республике Казахстан и т.п.).
Исключительные правила подсудности установлены по делам, связанным с признанием и приведением в исполнение решений третейских судов, иностранных судов.
Исключительные правила территориальной подсудности установлены арбитражным процессуальным законодательством в отношении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и дел о несостоятельности;
г) подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска. В этот же арб. суд предъявляется исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. (ст. 50 АПК).
д) договорная подсудность. Правила о договорной подсудности (ст, 37 АПК РФ) позволяют сторонам по соглашению определять место рассмотрения спора. Однако такое соглашение возможно лишь в отношении общей и альтернативной территориальной подсудности. Исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон.