Рефераты

Авторский договор

Авторский договор

22

Содержание

Введение

1. Авторский договор в системе гражданских правоотношений

1.1 Правовая природа и сущность авторского права

1.2 Понятие авторского договора

2. Классификация авторских договоров

3. Содержание авторского договора

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность изучения данной темы непосредственно связана с той ролью, которую играет авторский договор в системе правоотношений в области регулирования прав и обязанностей в сфере интеллектуального труда.

Способствуя созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, авторское право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями.

Для коммерческого использования произведения чаще всего необходимо наличие определенной организации, принимающей на себя, в расчете на соответствующие доходы, доведение этого произведения до тех, для кого оно предназначается: читателей, зрителей, слушателей. Авторское право исторически возникло в качестве специфического средства правовой охраны интересов издателей и книготорговцев, защищая интересы издательства через защиту интересов автора.

В современном мире тиражирование материальных носителей объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», колеблется между тремя и семью процентами.

Целью данной работы является необходимость охарактеризовать особенности заключения авторского договора.

1. Авторский договор в системе гражданских правоотношений

1.1 Правовая природа и сущность авторского права

Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности Санников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности//Российский судья.- 2008.- № 2. с. 174. Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.

Отдельные элементы авторского права появились очень давно. Можно вполне обоснованно утверждать, что социальное, этическое и политическое значение произведений науки и искусства признавались на протяжении всей сознательной истории человечества Санников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности//Российский судья.- 2008.- № 2.- с. 54.

Уже в Древней Греции существовали правила о сохранении текстов трагедий для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению. Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм и в то же время «никто не собирал урожая там, где ничего не посеял».

Возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.

Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто, на что имеет право.

Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей - и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства. «Закон есть ... общее обещание государства», «где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением» - считали римские юристы, а философ Джон Локк писал, что «свобода людей, находящихся под властью государства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, единое для каждого члена общества и установленное государственной властью, созданной в нем; это - свобода следовать своим собственным желаниям во всех случаях, когда реализация этих желаний не приводит к нарушению закона, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека» Туркин А. В., Подшибихин Л. И., Леонтьев К. Б., Проблемы лицензирования деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами//www.copyright.ru/ru/lib.

С другой стороны, можно рассматривать право как совокупность гарантий, которые предоставляются государством, как «способность обязывать других» (согласно определению понятия права, данному когда-то И. Кантом).

Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров). Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» их позиций в качестве субъектов рыночных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство современных государств не только осуществляет контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, связанных с использованием авторских и смежных прав.

1.2 Понятие авторского договора

Характеристика нормативной природы авторского договора, на мой взгляд, немыслима без соответствующей характеристики таких понятий, как «обеспечение права» и «защита права». Понятия «обеспечение права» и «защита права» являются разными, но имеют и общие черты. Они соотносятся, прежде всего, по объему, причем первое понятие гораздо шире, чем второе Погуляев В. В., Четвертая часть Гражданского кодекса - проблемы и новеллы// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии.- 2008.- №9.- с. 18.

Защита авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно на признание или восстановление авторских прав. То есть здесь мы имеем дело с ситуацией, когда авторские права оспорены или нарушены и их необходимо признать или восстановить, применяя все возможные средства защиты. Законодательно закреплен достаточно широкий перечень способов защиты. К ним можно отнести не только способы гражданско-правовой защиты (возмещение убытков, выплата компенсации), но и способы административно-правовой, а также уголовно-правовой защиты. Все они применяются в случае, когда права авторов либо оспариваются, либо нарушаются.

Что же касается такого понятия, как обеспечение авторских прав, то, как уже говорилось, оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются для того, чтобы данных нарушений не допускать (средства охраны), а также правостимулирующие средства, направленные на побуждение пользователей к законопослушному поведению, создающие режим благоприятствования для удовлетворения интересов авторов и пользователей.

Охрана есть установление общего правового режима, опирающегося на правомерную деятельность. Защита - это совокупность средств, которые предпринимаются, когда авторские права либо интересы нарушены или оспорены. Обеспечение авторских прав включает в себя средства охраны, защиты и правостимулирующие средства. К правостимулирующим относятся международные и национальные средства.

В тексте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель отказался от термина «авторский договор», что, по нашему мнению, является недостатком нового нормативного акта. С нашей точки зрения, в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным образом, в том числе посредством закрепления четкого и понятного определения авторского договора.

Отказавшись от термина «авторский договор», закон использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа, которые предусмотрены ст.ст. 1285-1288 ГК РФ Гражданский кодекс РФ, часть четвертая от 18.12. 2006 № 230 - ФЗ. От того, насколько детально и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права Погуляев В. В., Четвертая часть Гражданского кодекса - проблемы и новеллы// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии.- 2008.- №9.- с. 18.

К средствам обеспечения авторских прав можно отнести и такое средство, как повышение авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским правом, допускают незаконное их использование для получения систематического дохода.

Вывод, который можно сделать, исходя из вышеизложенного, состоит в том, что обеспечение авторских прав - это использование правовых средств, с помощью которых правообладатель может не только защитить их в случае нарушения, но и создать такие условия, при которых вероятность нарушения авторских прав будет минимальна. Таким образом, обеспечение авторских прав - это более широкая система правовых средств, чем защита. При этом защита авторских прав является частью их обеспечения.

2. Классификация авторских договоров

Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует довольно много критериев, опираясь на которые можно провести классификацию существующих авторских договоров. При этом самые разные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны и существенны. Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если эти договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора. Например, ранее действовавшее законодательство предусматривало, а практика выделяет и сейчас три отдельных издательских договора - на издание литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства. Каждый из них обладает известной спецификой, выражающейся в своеобразии предмета, сроках представления и порядке рассмотрения произведения, правах и обязанностях участников.

Нормы четвертой главы Гражданского кодекса РФ позволяет выделить несколько типов авторских договоров:

- лицензионный договор о предоставлении исключительного права на определенные виды использования - наиболее распространенный договор, наиболее важным условием, которого является правильное определение набора видов использования произведения;

- договор о передаче прав на аудиовизуальное произведение - подробный анализ договора смотрите в соответствующем разделе сайта, особенностью которого является его субъектный состав;

- издательский лицензионный договор - договор об издании произведения, характеризующийся соответствующем набором видов использования произведения, условием о количестве экземпляров минимального и максимального тиражей, условий о дополнительных тиражах, а также условия о качестве бумаги, печати и иных условиях. В обязанность издателя также входит начать использование произведение в течение определенного договором срока, либо в течение обычного времени, в течение которого обычно необходимо начать использование. В случае задержки начала использования произведения автор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке;

- договор авторского заказа - договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Автор по условиям такого договора может предоставить право на использование произведения заказчику либо произвести отчуждение исключительного права на произведение в пользу заказчика.

Авторский договор может быть заключен с передачей исключительных прав другому лицу (по такому договору лицо может использовать произведение в установленном порядке определенными способами, а также имеет право запрещать подобное использование другим лицам) или на основе передачи неисключительных прав (использование произведения лицом допускается наравне с другими пользователями таким же способом) Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. с. 321.

Если в договоре прямо не указывается, на какой основе передаются права, то они считаются переданными на неисключительной основе. В свою очередь, лицо, получившее по договору право на использование имущественных прав автора, может передать их другому лицу, но только если это прямо предусмотрено в авторском договоре.

3. Содержание авторского договора

Содержание любого гражданско-правового договора вообще и авторского в частности составляют права и обязанности сторон Моргунова Е. А., Авторское право: Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. с. 234.

Авторский договор является взаимным, то есть обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. Содержание отдельных видов авторских договоров различно. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа отличается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. При этом сразу следует отметить, что действующее законодательство фактически не регулирует содержание авторских договоров, оставляя данный вопрос полностью на усмотрение сторон. В связи с этим, рассматривая права и обязанности сторон, приходится опираться на сложившуюся практику заключения авторских договоров, которая с успехом может применяться сегодня.

Наиболее значимым понятием при характеристике авторского договора является понятие существенных условий авторского договора.

Согласно нормам четвертой части Гражданского Кодекса РФ к ним относятся следующие условия.

В первую очередь авторский договор должен содержать конкретный перечень произведений, имущественные авторские права на которые передаются.

Вторым условием авторского договора является наличие перечня конкретных имущественных прав и способов, которыми могут использоваться произведения, права на которые передаются.

Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Третьим необходимым условием является характер имущественных авторских прав, передаваемых по авторскому договору. Имущественные авторские права могут иметь исключительный либо неисключительный характер. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Четвертым условием является срок, на который передается право на использование произведения. Предусмотренный договором срок использования произведения может равняться всему сроку действия авторского права на произведение (по общему правилу - 70 годам со дня смерти автора или последнего из авторов при соавторстве) либо иному сроку/

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если Правопреемник будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

Пятым условием авторского договора является территория, на которой распространяются полномочия по использованию произведения. В качестве территории действия авторского договора может быть указана территория отдельной страны, нескольких стран или всего мира. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Шестым условием является право на дальнейшую передачу имущественных авторских прав лицом, которому права были переданы.

Единственным основанием осуществлять дальнейшую передачу имущественных авторских прав является прямое указание на такую возможность в авторском договоре. В случае отсутствия такого условия (разрешения далее передавать права) правопреемник по авторскому договору не имеет права осуществлять дальнейшую передачу имущественных авторских прав.

Седьмым условием договора является вознаграждение, которое по общему правилу определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.

Восьмым условием авторского договора может быть предусмотрен особый порядок вступления такого договора в силу. Например: договор считается заключенным с момента исключения правообладателем имущественных авторских прав из коллективного управления соответствующей организации по коллективному управлению имущественными авторскими правами.

При реализации своих прав автор претерпевает и ряд некоторых ограничений, которые выражаются в праве третьих лиц использовать произведения без согласия авторов и без выплаты им вознаграждения Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. с. 323.

В ряде случаев при таком использовании обязательным условием являются указание имени автора, использование только части произведения.

В законодательстве выделяются следующие способы свободного использования произведений авторского права.

Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускается свободное воспроизведение обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях.

Исключением является произведения архитектуры (здания, сооружения), базы данных, программы для ЭВМ (за некоторыми исключениями), репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов.

Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускаются следующие виды использования произведений с обязательным указанием имени автора: цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, критических и информационных целях; использование в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера; воспроизведение в газетах, передача в эфир ранее опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам; воспроизведение в газетах, передача в эфир публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений; воспроизведение произведений для слепых специальными способами (рельефно-точечным шрифтом) без извлечения прибыли Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. с. 324.

Использование произведений путем репродуцирования: допускается репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли с обязательным указанием имени автора и источника заимствования: библиотеками и архивами для восстановления и замены утраченных или испорченных экземпляров; отдельных статей и малообъемных произведений библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях; отдельных статей и малообъемных произведений образовательными учреждениями для аудиторных занятий

Свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения: в отношении произведений, расположенных в местах открытых для свободного посещения (в музеях, выставках), допускается их свободное воспроизведение и передача в эфир, за исключением использования их в коммерческих целях.

Свободное публичное исполнение: допускается свободное исполнение музыкальных произведений в оправданном объеме во время официальных и религиозных церемоний, а также на похоронах.

Свободное воспроизведение для судебных целей: в целях судебного производства допускается использование произведений без согласия автора.

Свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания: при получении права на передачу эфир произведения организация эфирного вещания имеет право без согласия автора перезаписывать данное произведение для собственных передач.

По истечении 6 месяцев организация должна уничтожить такую запись, если иное не согласовано с автором Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. с. 324.

Письменная форма авторского договора является обязательной в силу прямого указания на это факт норм Гражданского законодательства.

Отсутствие письменной формы сделает крайне затруднительной доказуемость перехода имущественных авторских прав (например, при обмене e-mail сообщениями переход имущественных авторских прав доказать будет очень затруднительно, даже если такие сообщения содержат все необходимые условия авторского договора. Использование ЭЦП на сегодняшний день не получило широкого применения в России и предпочтение следует отдавать обычной письменной форме договора).

Закон не предусматривает обязательное нотариальное удостоверение авторского договора: простая письменная форма является достаточным основанием для признания договора заключенным, однако стороны вправе заверить его подписание у нотариуса, в частности, во избежание возможности в дальнейшем для одной из сторон отрицать факт подписания данного договора.

Лицами, уполномоченными передавать имущественные авторские права по авторскому договору являются авторы и иные правообладатели:

1) авторы, но только в том случае, если такие права ими уже не были переданы на исключительной основе третьим лицам. При соавторстве необходимо заключение отдельного авторского договора с каждым из соавторов либо одного авторского договора со всеми соавторами. В случае возникновения споров они должны разрешаться в судебном порядке.

2) наследники авторов, но также только в том случае, если соответствующие права не были переданы ранее на исключительной основе третьим лицам самими авторами или их наследниками Документом, подтверждающим обладание имущественными авторскими правами для наследников является Свидетельство о праве на наследство (по закону либо по завещанию). Эти документы должны прямо предусматривать, что к наследникам переходят имущественные авторские права на все или некоторые произведения автора, либо что к наследникам переходит все наследство, в том числе авторские права, или доля наследства (если между наследниками не был осуществлен раздел наследства). Отдельно следует учитывать, что при существовании нескольких наследников, которые обладают имущественными авторскими правами, необходимо заключение договора с каждым из них.

3) иные правообладатели - юридические и физические лица, обладающие правами на основе авторского договора в отношении соответствующих прав или по иным предусмотренным законодательством основаниям. В случае приобретения имущественных авторских прав у лиц данной группы необходимо анализировать основание обладания имущественными авторскими правами такими лицами.

Выделяется 2 наиболее часто встречающихся случая:

а) прямой авторский договор с автором;

б) ряд договоров, по которым осуществлялась передача имущественных авторских прав, начиная с автора (наследника) до конечного правообладателя.

Во втором случае необходим анализ всей «цепочки» договоров. Такие договоры в первую очередь должны содержать условия, перечисленные ниже, во-вторых, полномочие на дальнейшую передачу полученных от предшествующего правообладателя прав.

В любом случае условия передачи имущественных авторских прав по каждому последующему договору не могут быть шире предыдущего, например:

1) если территория действия предыдущего авторского договора в отношении одних прав составляла территорию Российской Федерации, то в соответствии с последующим авторским договором в отношении тех же прав такая территория не может быть расширена;

2) если по предыдущему авторскому договору были переданы имущественные авторские права на воспроизведение произведения путем записи произведения в память ЭВМ и сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю, то в соответствии с последующим авторским договором соответствующее произведение может быть использовано только в части воспроизведения путем записи произведения в память ЭВМ и сообщения произведения для всеобщего сведения по кабелю.

Таким образом, можно сделать ряд следующих выводов. В основе авторского договора, как и любого другого гражданско-правового договора лежит определенный набор прав и обязанностей, как автора, так и заказчика.

Заключение

Авторский договор является важнейшим, хотя и не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого произведения.

Авторские договора в целом похожи на иные виды договоров, но носят более конкретный характер, и имеют более значительное количество обязательных условий.

Таким образом, рассмотрев особенности регулирования положений авторского договора можно сделать ряд следующих выводов.

В тексте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель отказался от термина «авторский договор», что, по нашему мнению, является недостатком нового нормативного акта. С нашей точки зрения, в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным образом, в том числе посредством закрепления четкого и понятного определения авторского договора.

Отказавшись от термина «авторский договор», закон использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа, которые предусмотрены ст.ст. 1285-1288 ГК РФ.

От того, насколько детально и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права Погуляев В. В., Четвертая часть Гражданского кодекса - проблемы и новеллы// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии.- 2008.- №9. с. 18.

К средствам обеспечения авторских прав можно отнести и такое средство, как повышение авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским правом, допускают незаконное их использование для получения систематического дохода.

Охрана авторских прав в последнее время приобретает все большее значение. И авторский договор, закрепляя взаимные права и обязанности сторон, является важным средством защиты, как прав автора, или его правопреемника, так и прав пользователя.

Список используемой литературы

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993. Официальный текст.- М.: Юстицинформ. 2006. - 47 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 18.12. 2006 № 230 - ФЗ. Принят Государственной Думой 24.11.2006 г., одобрен Советом Федерации 08.12.2006 г. (в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. № 318-ФЗ).

3. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. и изменена 2 октября 1979 г.)//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов.- М.: Вершина, 2006.- 255 с.

4. Близнец И.А. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав//Бухгалтерский учет.- 2008 - № 10.- с. 17-20.

5. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав//Закон. 2007.- № 10.- с. 23-29.

6. Вайпан В.А., Любимов А.П. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности//Право и экономика.- 2008.- № 1. - с. 25-30

7. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрено в Париже 24 июля 1971 г.)//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов.- М.: Вершина, 2007.- 255 с.

8. Гришаев С.П. Правовая охрана произведений науки, литературы и искусства как объектов авторского права по новому законодательству Российской Федерации. - М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 2007.- 170с.

9. Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.- 560с.

10. Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение: Научно-практическое пособие.- М.: Весь мир, 2008.- 464 с.

11. Директива Европейского совета от 25 октября 1993 г. «О согласовании сроков защиты авторских прав»//Право Европейского Союза. Документы и комментарии. - М.: Терра, 2006. - 890 с.

12. Иванкин В. Н., Гражданское право: Конспект лекций.- 3-е ищд. Испр. И доп. - М.: Юрайт - Издат, 2009.- 223с.

13. Моргунова Е. А., Авторское право: Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008.- 239с.

14. Погуляев В.В., Четвертая часть Гражданского кодекса - проблемы и новеллы// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии.- 2008.- №9.- с. 18-22.

15. Санников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности//Российский судья.- 2008.- № 2.- с. 54-59

16. Свечникова И. В., Авторское право: Учебное пособие.- М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2009.- 270с.

17. Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав»//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов.- М.: Вершина, 2007. -255 с.

18. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права//Законодательство.- 2008.- № 8.- с. 15-22.

19. Туркин А.В., Подшибихин Л. И., Леонтьев К. Б., Проблемы лицензирования деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами//www.copyright.ru/ru/lib

20. Яковлев В.Ф., Маковский А.Л. О четвертой части Гражданского кодекса России//Журнал российского права. - 2007. - № 2. - с. 32-34


© 2010 Современные рефераты