Рефераты

Авторское право и библиотеки

p align="left">В отличие от права собственности на материальные предметы, действие которого никаким сроком не ограничено, авторское право является срочным правом. Оно действует в течение сроков, указанных в ст. 27 , п. 1 , после чего авторское право прекращается и произведение становится неохраняемым (ст. 28, п. 1), т. е. оно переходит в общественное достояние.

Общий срок охраны авторского права начинается со времени создания произведения, продолжает действовать в течение всей жизни автора и прекращается через 70 лет после его смерти. При исчислении этих 70 лет отсчет ведется от 1 января года, следующего за годом смерти автора. Таким образом, срок действия авторского права истекает 31 декабря соответствующего года.

Правило о таком исчислении срока применяется к произведениям, которые были обнародованы в течение жизни автора, если при этом личность автора таких произведений прямо обозначена или не вызывает сомнений.

Если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом и личность автора неизвестна широкому кругу лиц, то срок его охраны истекает через 70 лет (также исчисляющихся с 1 января года, следующего за годом обнародования) с даты обнародования. Вместе с тем законодательством установлено, что в случае раскрытия автором своей личности или в силу каких-либо обстоятельств личность автора более не оставляет сомнений, срок действия авторского права будет определяться по общему описанному выше правилу.

Произведения, обнародованные после смерти автора, получают льготный правовой режим. Они охраняются в течение 70 календарных лет, следующих за годом обнародования. При этом не имеет значения, когда именно умер автор.

Эти положения Закона являются общими для всех произведений, в том числе и созданных в библиотеках.

В связи с тем, что в библиотеках многие произведения создаются в соавторстве, обратим внимание на положение ст. 50, в соответствии с которой авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

В соответствии с Законом автороте права на интеллектуальную продукцию библиотеки, также как и других организаций, подлежат охране и защите, поэтому знакомство библиотечных работников с основными нарушениями авторских прав и мерами их защиты вполне закономерно.

Любые действия, противоречащие нормам закона, являются нарушением авторского права. За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 48, п. 1).

Нарушением авторских и смежных прав являются любые действия, противоречащие нормам закона, а экземпляры произведения, которые изготовлены или используются в нарушение закона, называются контрафактными экземплярами (ст. 48, п. 3).

Самые распространенные нарушения авторских и смежных прав связаны с имущественными правами на использование. Это производимое без согласия правообладателя издание произведения, распространение экземпляров произведения, запись произведения, показ кинофильма или видеофильма, в том числе по телевидению, по кабельной сети и т. п.

В таких случаях следует, прежде всего, добиваться того, чтобы нарушитель прекратил совершать действия, нарушающие права (например, прекратил изготовление тиража книги). Запрет совершения таких действий может быть вынесен судом (арбитражным судом) или единолично судьей до рассмотрения дела по существу (cт. 50, п. 1).

Другая мера защиты - наложение ареста на контрафактные экземпляры, а также на материалы и оборудование, служащие для их изготовления. Эта мера также может быть осуществлена предварительно, до рассмотрения спора по существу. Решение по этому вопросу может быть вынесено либо судом (арбитражным судом), либо единолично судьей (ст. 50, п. 2).

Закон содержит перечень мер, которые могут быть применимы в целях защиты нарушенных авторских прав.

Правообладатель вправе потребовать также признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; возмещения убытков, включая упущенную выгоду; взыскания доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения авторских прав. Эта мера может быть использована взамен возмещения убытков; выплаты компенсации в сумме от 10 до 5000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации. Конкретный размер компенсации устанавливается судом (ст. 49, пп. 2,3).

Рассмотрев историю развития законодательства об авторском праве на протяжении последних столетий, можно сказать, что история развития авторского права - это поиск разумного баланса интересов между автором и обществом, это ряд попыток сбалансировать потребности общества в свободном потоке идей и значений с заинтересованностью автора в справедливом вознаграждении за творческий труд. И Закон «Об авторском и смежных правах» был немаловажной вехой в развитии авторского права. Он позволил Российской Федерации создать современную, на тот момент, систему правовой охраны авторского права, гармонизировать соответствующее законодательство на международном уровне, включиться в информационный и технологический обмен. Но время идет, меняется мир, меняются отношения, появляются новые технологии, и соответственно, происходят изменения в законодательстве.

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

С 1 января 2008 года вступила в действие IV часть Гражданского кодекса РФ, которая отражает все основные современные тенденции в сфере интеллектуальной собственности и вносит существенные изменения в деятельность библиотек.

Часть IV Гражданского кодекса РФ состоит из одного раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (9 глав, 327 статей), который объединяет и систематизирует законодательство РФ в области правовой охраны интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Каждая глава раздела устанавливает специфические особенности, касающиеся прав на результаты интеллектуальной деятельности (авторское право, права, смежные с авторскими, патентное право, право на селекционные достижения, право на топологию интегральных микросхем, право на секрет производства (ноу-хау) и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии) [2].

Часть IV Гражданского кодекса РФ основана на концепции полной кодификации действующего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности. Включает положения всех специальных законов в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. В связи с этим признаются утратившими силу с 1 января 2008 года целый ряд законов: РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 года № 5351-1, Патентный закон от 23.09.1992 года № 3517-1, «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 года № 3523-1, «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 года № 3520-1 и др.

Кроме того, с 1 января 2008 года признаются не действующими на территории РФ "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» от 31.05.1991 года № 2211-1, в которых был раздел IV «Авторское право» [5].

Новые нормы права, включенные в часть IV Гражданского кодекса РФ, с одной стороны, направлены на инновационное развитие интеллектуальной собственности, отражают не только правовые положения экономического и интеллектуального развития российского законодательства, но и учитывают правовые аспекты международного права. С другой стороны, содержат жесткие правила защиты интеллектуальной собственности, строго регулирующие деятельность российских библиотек по использованию информационных ресурсов на электронных носителях и свободному доступу к ним в электронной среде. Предусмотрены серьезные санкции за нарушение авторских прав, в частности допускается возможность ликвидации юридического лица, в том числе библиотеки, на основе решения суда (ст. 1253). Так же допускается возможность предъявления требований о публикации решения суда о допущенном нарушении прав, причем даже при отсутствии вины правонарушителя (ст. 1250).

Новыми являются и положения Кодекса об ответственности за нарушение смежных прав. В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250, 1252, 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

- в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта [60].

В соответствии с новым законом объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В данном случае по сравнению с формулировками статьи 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» законодательство фактически не претерпело существенных изменений.

Стоит отметить, что в статье 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» более подробно детализировались формы выражения произведений. Так, в частности, под письменной формой понималась рукопись, машинопись, нотная запись и т.д. Кроме того, сам список форм выражения произведений был открытым и предусматривал (с расчетом на научно-технический прогресс человечества) и «другие формы» выражения произведений. Редакция ч. 4 ГК РФ исключает такую возможность и, по сути, предусматривает закрытий перечень форм выражения произведений (cт. 1259).

Статья 1298 ГК РФ в качестве особого, не известного ранее действовавшему законодательству объекта авторского права предусматривает произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту. Так, исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение науки, литературы или искусства принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц (cт. 1298).

Опыта создания произведений науки, литературы и искусства на основе государственного и муниципального заказа в библиотеках пока не имеется. Тем не менее, поступают заказы на проведение различных культурно-просветительных и образовательных мероприятий, организацию книжных выставок и тому подобное от исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Это требует написания сценариев, программ проведения мероприятий, составления каталогов книжных выставок, библиографических указателей и других произведений. И в соответствии со ст. 1298 Части IV ГК РФ для выполнения таких работ в библиотеке необходимо заключать государственный или муниципальный контракт [21, с. 58].

Что же касается норм свободного использования произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях, они прописаны в статье 1273, в которой сказано: «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения». Как видно ее нормы не отличаются от норм, существовавших до 1 января 2008 г.

Важным пунктом, существенно повлиявшим на деятельность библиотек, является п. 2 статьи 1274, который гласит: «В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме».

Таким образом, современное законодательство сужает права пользователя библиотеки в тех случаях, когда предоставляемое читателю произведение существует в цифровой форме. При этом на библиотеки накладывается обязанность отслеживать использование электронного произведения и обеспечивать невозможность его копирования [46, с. 13-14].

Данная норма устанавливает запрет на свободное изготовление электронных цифровых копий произведения, его сканирование и оцифровку. Это положение распространяется на произведения, являющиеся охраняемыми объектами авторских прав

Следует также прокомментировать тот факт, что копирование фрагментов официальных документов государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе законов, других правовых актов, решений судов, иных материалов законодательного, административного и судебного характера, официальных документов международных организаций, а также их официальных переводов, содержащихся в правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант» и других, произведений фольклора, народного творчества возможно, поскольку они не являются объектами авторского права (ст. 1259 п. 6).

Библиотека, соблюдая эти положения Гражданского кодекса РФ; очевидно, может предоставлять во временное безвозмездное пользование экземпляры произведений, которые выражены в электронной форме, только в помещении библиотеки, то есть в читальном заме. Это могут быть экземпляры лицензионных электронных изданий на DVD, СД-ROM, находящиеся на постоянном хранении в библиотеке, а также полученные библиотекой в порядке взаимного использования информационных ресурсов [27, с. 35].

Пункт 2 статьи 1274 ГК запрещает создание копий дисков, которых теперь становится все больше у библиотек в таких новых структурах, как медиатеки. Именно там хранятся и используются аудио- и видеозаписи художественных, музыкальных произведений, которые существуют в цифровой форме и записаны на физические носители. Эти диски созданы коммерческими структурами, распространяются через торговые сети, и авторы получают доход от продажи лицензионных дисков. Покупая такие диски, библиотека не имеет права их самостоятельно распространять, т. е. позволять копировать, чтобы не наносить ущерба материальным интересам правообладателя.

Так же в связи с данной нормой среди библиотекарей-практиков распространено убеждение, что копирование информации из сети Интернет запрещено. В некоторых библиотеках даже закрывают записывающие дисководы на компьютерах для пользователей. Однако в глобальной сети есть масса источников, которые являются общественным достоянием. Ограничения на копирование таких материалов в учебных и исследовательских целях ничем не обоснованы, кроме как неправильным пониманием библиотекарями законодательства. Возможность копирования информации в учебных и научных целях чрезвычайно важна. Так как человеческий мозг не в состоянии после прочтения запоминать мегабайты научной информации. И студенту, и ученому необходимо возвращаться к прочитанному, переосмысливать изучаемый материал, поэтому он должен иметь возможность его копировать (если это специально не запрещено правообладателем).

При записи произведения из сети Интернет читатель, возможно, создает экземпляр произведения на своем диске, но делает это в личных целях. А ст. 1273 ГК гласит: «Допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения». В ГК нет статей, запрещающих свободное использование сети Интернет [50, с.11].

Конечно, не следует ударяться и в другую крайность, полагая, что все размещенные в Интернет материалы, находятся в общественном достоянии, или «свободно» доступны. Ошибочно думать, что поскольку документ свободен для просмотра, он так же свободен для использования. Материалы, опубликованные в Интернет, защищены авторским правом и их нельзя воспроизводить без разрешения, разве что на сайте имеется специальное заявление.

Одна веб-страница может содержать множество различных видов авторских прав, например, текстовая статья защищается как литературное произведение; графика, диаграммы и фотографии - как художественные произведения; звуковое сопровождение - как музыкальное произведение; HTML-кодирование и метаданные - как литературная работа. И каждая из этих составных частей веб-сайта защищена [54, с. 119-120].

В отношении электронных хранилищ библиотек. Они не находятся под запретом. При их организации главное разумно применять закон. У библиотеки имеются, по крайней мере, три источника комплектования своего собственного электронного хранилища: издания, на которые истек срок охраны авторского права и они перешли в общественное достояние, издания, на которые с правообладателями заключены договоры и самый перспективный источник - журналы и депозитарии открытого доступа [50, с. 12].

К объектам авторского права, как уже отмечалось выше, относится также и информация на нетрадиционных носителях (аудио- и видеоматериалы; компакт-диски; все виды программ для ЭВМ, включая электронные варианты литературных произведений и др.). При их библиотекарям следует учитывать, что в соответствии ГК РФ продавцы программного обеспечения, компакт-дисков, аудио-, видеоматериалов вправе распространять их только на основании договора с правообладателями, заключенного в письменном виде, где оговариваются их права на дальнейшее использование. При работе библиотек с данными фирмами или физическими лицами, библиотеки должны убедиться в наличии подобной лицензии. Более того, если при покупке продуктов библиотека выступает как юридическое лицо, она должна заключать с продавцом соответствующие соглашения, где оговариваются дальнейшие права на использование [82].

Применительно к массовым пользователям (а библиотека часто выступает и в такой роли) допускается особый порядок заключения договора: путем изложения его типовых условий на передаваемых экземплярах. Речь идет об особом виде авторского договора, так называемой «оберточной» лицензии. И здесь необходимо обратить внимание библиотек на необходимость знакомства с условиями этого договора и их выполнением, что особенно важно при определении перечня видов работ библиотек с этими носителями. Оберточная лицензия, обычно, не дает покупателю широких прав на дальнейшее использование.

Нормы ГК РФ так же затрагиваю вопросы организации работы библиотек с нетрадиционными носителями. Необходимо помнить, что без заключения лицензионного соглашения с правообладателем (изготовителем или распространителем) некоторые варианты использования объектов авторских прав являются нарушением законодательства, так как законом не предусматривается поправки (исключения), дающие библиотекам определенные права в этом плане (исключением является изготовление библиотеками в единственном экземпляре страховой копии или копии взамен утерянной и репродуцирование при посредничестве библиотек для учебных и исследовательских целей отдельных статей и других малообъемных материалов) (ст. 1275).

Некоторые библиотеки изготавливают копии видеоматериалов аудиоматериалов в качестве страховых (в законодательстве сделано исключение на воспроизведение фонограммы для учебных и научных целей) (ст. 1274). Надо отметить, что практически во всех приобретаемых кассетах в оберточных лицензиях оговаривается запрет на снятие копий. Это, безусловно, ограничивает перечень услуг, которые библиотеки могли бы предлагать своим читателям. В некоторых библиотеках, например, предполагалась такая услуга, как перезапись имеющихся в фондах грампластинок на аудиокассеты и выдача этих материалов на дом (грампластинки с уникальными записями на дом не выдаются), а также изготовление высококачественных копий аудиокассет и видеоматериалов, имеющихся в библиотеке, и также их выдача на дом. Такая услуга может осуществляться при наличии соответствующей лицензии. Еще одна немаловажная деталь -- выдавая аудио-, видеоматериалы и компакт-диски на дом, библиотеки не ставят читателям никаких ограничений (помимо сроков), связанных с условиями их дальнейшего использования в соответствии с законодательством.

В соответствии с ГК РФ без соответствующего договора библиотеки с правообладателем она не имеет права выдавать материалы на нетрадиционных носителях и брать за это плату. Сдача всех материалов в прокат -- исключительное право правообладателя. Хотя в существующих в нашей стране экономических условиях это может быть выгодно и читателю, и библиотеке. И в законодательстве можно было бы оговорить определенное количество экземпляров материалов на нетрадиционных носителях, предоставляемых библиотеке для выдачи в прокат без специального разрешения правообладателя. Сейчас же библиотеки, которые оказывают платные услуги, выдавая компакт-диски, пытаются выйти из этого положения, оговаривая, что плата берется не за использование компакт-диска, а за машинное время [82].

Не правомерна и такая распространенная в библиотеках платная услугу как «ночной абонемент». Читатель получает на руки на ночь хранящийся в библиотеке материал - это можно рассматривать как предоставление в прокат. Сдача же материалов в прокат является исключительным правом правообладателя (ст. 1299).

Среди прав на использование, также очень близко касающихся библиотек, особенно публичных, исключительное право правообладателя на публичный показ и публичное исполнение. Практически на всех приобретаемых библиотеками материалах на нетрадиционных носителях (в первую очередь, это касается видеокассет) в оберточной лицензии стоит запрет на публичную демонстрацию (причем не указывается, что это касается лишь платных публичных показов). В законе же исключения для библиотек специально не оговариваются (ст. 1317).

Следовательно, можно сделать вывод, что библиотеки, в соответствии с законодательством, осуществляющие эту деятельность, должны оговаривать это в договоре или получать специальное разрешение у правообладателя.

Это же относится и к публичному исполнению, например, музыкальных произведений, записанных на аудиокассетах или копакт-дисках. Случаи публичного исполнения без согласования с правообладателем в законе перечисляются, но различные мероприятия библиотек, предусматривающие публичное исполнение, в законе не оговариваются (ст. 1324).

Стараясь быть законопослушными, некоторые библиотекари ставят под сомнение правомерность служб ЭДД в новых условиях. Но это преувеличенный страх. Ст. 1275 ГК РФ, разрешающая репродуцирование, допускает создание в цифровой форме временных копий произведений, предназначенных для осуществления репродуцирования. Оцифровка может использоваться как промежуточный технологический процесс для осуществления репродуцирования [50, с. 13].

Безусловно, услуга ЭДД претерпела существенные изменения. Раньше пользователь приходил в библиотеку один раз, заключал договор и в течение определенного времени получал необходимые для работы материалы по электронной почте на домашний или рабочий компьютер. По новому законодательству это делать запрещено. Теперь, пользователь каждый раз должен приходить в библиотеку, получать распечатанный документ или читать его с монитора компьютера в библиотеке, с исключением возможности сделать копию. При этом сам смысл услуги - электронная доставка - теряется. Конечно, существует специальное ПО, которое удаляет автоматически исходный файл, что бы не допускать копирования и за рубежом давно разработаны системы контроля за обслуживанием, но все это недоступно для российских библиотек, за неимением достаточного финансирования [81, с. 16].

Одна из сфер, которую так же затрагивает ГК РФ, это базы данных.

Работа с базами данных - неотъемлемая часть библиотечной технологии: достаточно назвать процесс формирования библиотечных каталогов или пользование заимствованными каталожными записями.

По сравнению с предыдущими версиями законов об авторском праве Часть 4 ГК РФ содержит существенные уточнения в разделе о базах данных.

Статья 1260 «Переводы, иные производные произведения. Составные произведения) дает ключевое определение: под базой данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (cтaтeй, расчетов и т.д.), систематизированных таким образам, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ». При этом требование оригинальности отсутствует.

Помимо уже использовавшихся в предыдущем законодательстве понятий автор, правообладатель, введено понятие составителя, что формулируется следующим образом «составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство)» (cт. 1260).

Статья 1286 дает право без разрешения и без оплаты вносить (технические) изменения в БД для обеспечения ее функционирования и копировать для архивных целей или взамен утраченной. Но применение настоящей статьи не должно наносить неоправданного ущерба нормальному использованию БД и не должно ущемлять законные интересы автора или правообладателя.

Очень серьезно в прописаны вопросы служебных БД, т.е. созданных в порядке выполнения служебного задания работодателя, данного работнику (автору) в пределах установленных для него трудовых обязанностей. В таких случаях исключительное право принадлежит работодателю, если договором не предусмотрено иное. Работник имеет право на вознаграждение за создание и использование БД: размер определяется договором (или судом). Тот же подход используется и для БД, созданных по заказу, договору подряда (приоритет - заказчику), а также по государственному или муниципальному контракту (приоритет в данном случае исполнителю (ст. 1296, 1297, 1298).

В разделе о смежных правах (ст. 1333) законодателем помимо автора, заказчика, работодателя, вводится новое понятие изготовитель БД (ее автор или иное лицо, организовавшее создание базы данных и работе по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов). Различие понятий автор, составитель и изготовитель законодателем не прописывается.

Что касается определения длительности сроков защиты произведения (ст. 1335), то все множество баз данных можно условно разделить на два типа - перманентные (постоянные) и обновляемые. Какая-то небольшая часть баз данных создается один раз и навсегда, т. е. однократно. Для примера, это может быть БД «Полное собрание сочинений А.С. Пушкина с научными комментариями». Ее сделали, и она может использоваться без существенного редактирования 16-20 лет и более. В этом смысле такая БД очень близка к обычному литературному произведению.

Однако большинство БД принципиально имеют другой характер. Они обязательно должны обновляться и пополняться (иногда используется термин актуализироваться), в этом зачастую основной смысл их существования. Примерами могут послужить БД «Законодательство по авторскому праву и соответствующие судебные решения», «Метеонаблюдения на территории Российской Федерации», «Электронный каталог ГПНТБ России»: можно привести огромное количество и других. Без постоянного обновления использование баз данных такого типа теряет смысл, они будут невостребованными (разве что останется исторический интерес). Установленный в ст. 1335 срок защиты таких баз данных 15 лет после последнего обновления [53, с. 25].

Еще одна новация: исключительное смежное право изготовителя БД, содержащей более 10 тыс. самостоятельных информационных элементов (материалов), извлекать из БД материалы и осуществлять их использование в любой форме и любым способом. Под извлечением понимается перенос содержания (всего или существенной части) на другой информационный носитель (ст. 1334).

Но не совсем ясно, что такое - «самостоятельные информационные элементы (материалы)» - ведь с равным основанием это могут быть отдельные слова, фразы, элементы записи в полях, запись в целом. Далее законодателем вводится показатель «10 000 самостоятельных информационных элементов» в качестве правоприменительного параметра, который означает, что закон по отношению к маленьким базам не действует и они фактически не защищены.

В данной главе мы рассмотрели новое законодательство в сфере авторских и смежных прав, вступившее в силу 1 января 2008 г., лишь в тех моментах, где оно непосредственно затрагивает деятельность библиотек: приобретение и использование библиотеками материалов на нетрадиционных носителях; вопросы репродуцирования; изменения в работе ЭДД; охрана законом базы данных; права на материалы, размещенные в сети Интернет. И стало понятным, сколько вопросов, требует детального рассмотрения, обсуждения и правового урегулирования. Остается надеяться, что эти вопросы будут решаться законодателями при непосредственном участии библиотек и с учетом накопленного в различных странах опыта.

ГЛАВА III. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА АВТОРСКОГО И СМЕЖНЫХ ПРАВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Белгородская государственная универсальная научная библиотека (БГУНБ) имеет статус центральной библиотеки региона и является крупнейшей библиотекой области, региональным хранилищем произведений печати, научно-методическим и научно-информационным учреждением, центром общественной и культурной жизни. Сотрудники библиотеки стремятся предоставить каждому свободный доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам.

Библиотека располагает крупнейшим в области универсальным научным фондом изданий, насчитывающим 2,5 млн. единиц хранения. Фонд включает книги, газеты, журналы, ноты, грампластинки, аудио- и видеокассеты, нормативно-технические документы и патенты. Ежегодно в библиотеку поступают свыше 20 тысяч экземпляров документов, в том числе - местный обязательный бесплатный экземпляр печатной продукции.

Диапазон правоприменения законодательства по авторскому праву в деятельности библиотеки обширен, охватывает все основные направления: комплектование, доступность библиотечных фондов, библиотечно-информационное обслуживание, издательскую деятельность и т. д.

Для того, чтобы более детально изучить правоприменительную практику норм законодательства об авторском праве в БГУНБ, рассмотрим работу структурных подразделений библиотеки.

Отдел комплектования. Сотрудники отдела комплектования тщательно следят за тем, что бы все документы, которые заказывает, приобретает и получает в дар библиотека, являлись правомерно введенными в гражданский оборот, т.е. не были контрафактной продукцией. По комплектованию фондов, особенно на традиционных носителях, никаких особых трудностей не возникает.

Что же касается документов в электронном виде, в настоящее время существует множество пиратской (не лицензионной) продукции на оптических носителях (CD и DVD-дисках). По утверждениям специалистов, в США уровень контрафакта составляет 20-25 процентов от общего числа продаваемых дисков, а в России - 60 процентов [42]. Отличить контрафактный CD от лицензионного по внешнему виду сложно, но сотрудники библиотеки в процессе своей деятельности выработали некоторые способы определения подлинности товаров на оптических носителях.

При определении подлинности диска необходимо обратить внимание на следующие факторы:

- Место покупки дисков. Если диск приобретен на рынке, в подземном переходе или в ларьке, вероятность того, что он не является лицензионным, весьма велика. Однако большая часть лицензионной продукции продается через сеть специализированных магазинов. Лучше договориться с издательством и приобретать продукцию непосредственно у официального изготовителя. Именно так чаще всего поступают сотрудники отдела комплектования.

-Упаковка. Лицензионные диски обычно упакованы в серые пластиковые боксы keep case с 2-3-х лепестковыми держателями диска или в прозрачные jewel case (R5), запаянные в целлофан. Диски могут быть в подарочных картонных боксах или многодисковых коробках. Пиратские DVD обычно продают в коробках абсолютно черного цвета с четырехлепестковым держателем (диск снять с него весьма сложно). Часто у пиратских копий упаковка гремит и рассыпается сама собой. Нелицензионный диск обычно имеет разводы на поверхности, вызванные неравномерностью нанесения алюминиевого слоя, отсутствуют голографические наклейки на упаковке.

- Полиграфия. Вложенный в диск буклет или описание треков отсутствует. Полиграфия обложки обычно копирует издания, но часть текста переведена на русский язык, а часть сохранена на английском (на лицензионных дисках такого быть не может). При этом разрешение печати небольшое, картинки могут выглядеть расплывчато. На обложке лицензионного диска цветовая гамма часто намного ярче, чем на пиратской копии.

Печать на самом диске (если она есть) обычно цветная, но низкого качества.

- Лицензия DVD-диска - обычно в комплект к лицензионному диску прикладывается лицензионное соглашение фирмы производителя, в пиратских дисках она отсутствует.

Следует отметить, что в соответствии с основными принципами, изложенными в российских законодательных актах по защите авторских прав, использование продуктов, являющихся объектами авторских прав, должно осуществляться на основании договора с правообладателем (ст. 1235). То есть продавцы программного обеспечения, компакт-дисков, аудио-, видеоматериалов вправе распространять их только на основании договора с правообладателями, заключенного в письменном виде, где оговариваются их права на дальнейшее использование. При работе библиотек с данными фирмами или физическими лицами, библиотеки должны убедиться в наличии подобной лицензии. Более того, если при покупке продуктов библиотека выступает как юридическое лицо, она должна заключать с продавцом соответствующие соглашения, где оговариваются дальнейшие права на использование.

К сожалению, в отделе комплектования, таких договоров не оказалось. Данное обстоятельство свидетельствует о том, при покупке дисков библиотека выступала как массовый пользователь, в таком случае допускается особый порядок заключения договора: путем изложения его типовых условий на передаваемых экземплярах. Речь идет об особом виде авторского договора, так называемой «оберточной» лицензии. Но оберточная лицензия не дает покупателю широких прав на дальнейшее использование.

- Сигнатура (подпись) диска. Это надпись на внутреннем ободе издания - с той стороны, которая проигрывается в плеере. На пиратских дисках она обычно содержит такой набор - например: Godfather-1-DVD-9-FD-0021; по ней в базе данных антипиратских структур легко различить пиратский релиз (впрочем, пираты могут скопировать сигнатуры с оригинальных дисков).

Помимо сигнатуры на поверхность диска может также наноситься информация во время выплавления. Это информация постоянна и не может быть изменена, так как она занесена на поверхность зеркала (часть устройства, в котором при высокой температуре сам диск выплавляется из поликарбоната). Такой информацией, как правило, бывает SID CODE, который выдается с целью идентификации продукции каждого конкретного легального завода. Пиратские заводы такие коды, конечно же, не ставят. То есть внутреннее кольцо диска будет чистым.

Отдел абонемента. В отделе абонемента читателям выдаются книги прошедшие тщательную проверку еще на стадии комплектования.

Фонд отдела насчитывает более 120 000 экземпляров книг по экономике, политике, государству и праву, языкознанию, литературоведению, религии, а также естественно-научную и художественную литературу. Ежегодно объем новых поступлений составляет около 4 000 экземпляров книг и более 40 наименований литературно-художественных и научно-популярных журналов.

Часть фонда отдела предоставлена читателям для свободного выбора.

В отделе читатели могут свободно реализовать свое право на доступ к информации, не опасаясь получить контрафактное издание. Ведь библиотекари четко следят за соблюдением авторских прав.

А вот что касается соблюдением авторских прав читателем, то тут никто не гарантирует, что пользователь, взяв книгу домой, не отсканирует ее. Библиотекари просто полагаются на порядочность своих читателей.

На наш взгляд, в дальнейшем, дабы исключить возможность такого нарушения авторских прав, и повысить гражданскую ответственность с читателями могут быть заключены пользовательские соглашения, в которых будет прописана их ответственность за осуществление противоправных действий. А так же в зале можно повесить объявление или плакат с выдержками из IV Части ГК РФ. В таком случае можно будет сказать, что библиотекари сделали все, дабы обеспечить исполнение норм законодательства об авторском праве. Пока же, на наш взгляд, разъяснительная работа ведется в недостаточном объеме.

Отдел межбиблиотечного абонемента (МБА). Выполняет заказы абонентов, используя ресурсы БГУНБ.

Если читатель живет в Белгородской области и в библиотеке его населенного пункта нет необходимой литературы, то межбиблиотечный абонемент предоставит возможность получить издания из Белгородской государственной универсальной научной библиотеки.

Отдел МБА выдает литературу предприятиям и организациям города Белгорода и области. Производится на основании заключенных договоров.

Пользуясь услугами отдела МБА, любая библиотека России может получить во временное пользование издание из библиотеки.

Осуществляет так же заказ изданий, отсутствующих в фондах БГУНБ. Специалисты отдела МБА находят нужное пользователю издание в крупнейших российских библиотеках: Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы, государственной публичной исторической библиотеке, государственной публичной научно-технической библиотеке, государственной центральной научной медицинской библиотеке, в региональных библиотеках.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты