Рефераты

Авторское право

ще одним основанием прекращения авторского договора является взаимное соглашение сторон о прекращении данных правоотношений. Указанное соглашение может быть достигнуто в любой момент действия договора и зафиксировано в различных формах, например таких, как предоставление отступного, прощение долга. Данным соглашением стороны также устанавливают последствия прекращения авторского договора, которые полностью зависят от усмотрения сторон. Одним из видов соглашений о прекращении авторского договора можно считать новацию, под которой понимается соглашение о замене одного обязательства другим. Стороны могут в любой момент согласовать изменение предмета или объекта договора, способа использования произведения, перенесение срока представления произведения и др.

Другим основанием прекращения авторского договора может считаться невозможность его исполнения, при условии, что она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает. Этими обстоятельствами могут быть стихийные явления природы (наводнение, землетрясение, обвал и т. п.), некоторые общественные явления (запрещающие акты органов власти, военные действия, общественные беспорядки и т. п.), а также случайные события, за которые должник не несет ответственности. Так, случайная утрата произведения изобразительного искусства не является основанием привлечения художника к ответственности перед заказчиком за непредставление данного произведения к установленному договором сроку. В том случае, если неисполнение авторского договора вызвано обстоятельством, за которое должник несет ответственность, обязательство по авторскому договору видоизменяется, поскольку взамен первоначального обязательства наступает ответственность должника за неисполнение. Но не следует забывать, что пользователь несет ответственность и за случайно наступившую невозможность использования произведения. Еще один момент, на который надо обратить внимание, - это то, что невозможность исполнения в качестве основания, прекращающего действие авторского договора, должна носить окончательный, а не временный характер. Так, в случае, если произведение не может быть создано в срок, предусмотренный договором, в силу того, что произошла задержка тех событий, которые должны быть в нем отражены, то данное обстоятельство может послужить основанием для расторжения авторского договора, но не для его прекращения в связи с невозможностью исполнения. При этом бремя доказывания обстоятельств, которые вызвали невозможность исполнения, по общему правилу лежит на стороне, утверждающей наличие таких обстоятельств.

К основаниям прекращения авторского договора относится и смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве стороны договора. Смерть автора прекращает существующее обязательство, так как создание и доработка произведения не могут быть произведены без личного участия самого автора. Но если передаваемое произведение уже практически пригодно для использования, то прекращение авторского договора в данном случае не имеет достаточных оснований. Хотя, вне всякого сомнения, в такой ситуации последнее слово всегда остается за заказчиком, поскольку при желании он легко может сослаться на необходимость участия автора в доработке произведения и его подготовке к использованию. Но следует отметить, что закон в этих условиях не содержит требования заключения нового договора с наследником, который, в свою очередь, не может на этом настаивать. В данном случае имеет место правопреемство, в результате которого умершего автора замещает в договоре его наследник. Если же умерший автор не имел наследников по закону и не оставил завещания, то авторский договор прекращается автоматически, так как в соответствии со ст. 552 ГК УССР 1964 г. авторское право прекращается в связи с переходом по праву наследования к государству.

Случай ликвидации юридического лица (прекращение без правопреемства), когда аннулируются в установленном законом порядке все обязательства данного юридического лица, включая и обязательства, вытекающие из авторских договоров, не освобождает заказчика от ответственности за неисполнение тех его обязанностей, которые должны были быть исполнены им ранее. При реорганизации юридического лица авторский договор не прекращается и подлежит исполнению правопреемником.

Наконец, в случаях, предусмотренных законом или договором, авторский договор может быть прекращен в одностороннем порядке автором либо пользователем. Для предотвращения конфликтных ситуаций между сторонами имеет смысл в авторском договоре предусмотреть те основания, которые дают сторонам право на расторжение договора. Если же в договоре эти вопросы не прописаны, следует руководствоваться общегражданским правилом о том, что по требованию одной из сторон договор, может быть, расторгнут, лишь при существенном нарушении его другой стороной. Под существенным нарушением договора одной из сторон подразумевается ущерб для другой стороны, превышающий заложенный доход при заключении договора.

Нетрудно заметить, что приведенная норма носит слишком абстрактный характер, в силу этого ее применение также может привести к различным спорам между сторонами. Поэтому надо четко уяснить, что малозначительное отступление сторон от условий договора, такое, как небольшая задержка одной из сторон с исполнением, лежащих на ней обязанностей, не является основанием для одностороннего отказа от авторского договора.

Порядок прекращения авторского договора в связи с проанализированными основаниями специально в авторском законодательстве не прописан. Иногда, к примеру, по истечении срока действия авторского договора, это происходит автоматически, в иных ситуациях прекращение договора согласовывается сторонами, в том числе путем обмена письмами, либо происходит на основе одностороннего заявления одной из сторон. В случае, если одна из сторон не изъявила согласия на расторжение договора или не согласилась с тем основанием, по которому оно производится, спор подлежит разрешению судом. Заявление о расторжении авторского договора может быть подано стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок.

Основным последствием прекращения авторского договора является аннулирование прав и обязанностей сторон. Иногда вместе с этим возникают обязательства, связанные с урегулированием имущественных последствий прекращения договора, к примеру, в связи с уплатой либо возвратом авторского вознаграждения. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник - М.: Проспект. 2000.С.275-282.

2.Ответственность по авторскому договору

При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность. Под ответственностью по авторскому договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Ее реализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отношений. Эти особенности проявляются в том, что количество мер принуждения значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение договора и возвращение сторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторые другие.

В российской правовой науке распространен взгляд на ответственность как на возложение на нарушителя каких-либо дополнительных имущественных обременении в виде лишения его определенных имущественных прав или возникновения для него новых имущественных обязанностей. Оценивая с этих позиций меры воздействия на нарушителей, которые применяются в авторских договорах, можно заключить, что основные из применяемых в данной сфере санкций мерами ответственности в общепринятом смысле не являются. Действительно, такие меры, как принудительное взыскание обусловленного договором гонорара, возврат аванса в связи с непредставлением произведения, одностороннее расторжение договора ввиду допущенного нарушения и т. д., не возлагают на нарушителя каких-либо дополнительных обременении и, следовательно, в точном смысле ответственностью считаться не могут. Поэтому многие ученые предлагают учитывать специфику авторских отношений и принять более широкое и с практической точки зрения значимое толкование ответственности, включив в него любые меры, оказывающие на нарушителя неблагоприятное воздействие (хотя в теоретическом плане подобная трактовка весьма уязвима). Например, обязанность возвратить полученный по договору аванс не является для автора дополнительным обременением, но имеет для него отрицательное значение. В случае пользователя досрочное расторжение договора предопределяет напрасно затраченные им усилия на подготовку использования произведения.

Известно, что ответственность по авторскому договору имеет своей основной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны; за счет нарушителя. Поэтому принудительные меры воздействия (взыскание не выплаченного по договору гонорара, требование возврата аванса, возмещение убытков и др.) обращены не на личность нарушителя, а на его имущество и выполняют восстановительную (компенсационную) функцию. По новому авторскому законодательству сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду, что усиливает функции ответственности. Раньше этого не было предусмотрено.

К важным особенностям ответственности за нарушение авторского договора относится несовпадение между собой ответственности автора и ответственности пользователя ни по основаниям, ни по объему, так как ответственность автора в случае его вины заключается в возмещении реального ущерба, причиненного заказчику. Иные убытки заказчика, например упущенная выгода, возмещению не подлежат. Пользователь же несет ответственность независимо от своей вины в неисполнении обязанностей по договору, причем отвечает перед автором в полном объеме.

Заслуживает внимания тот факт, что Закон «Об авторском праве и смежных правах» передает вопросы, связанные с регулированием оснований, формы и объема ответственности, на усмотрение самих сторон, устанавливая лишь предельный размер ответственности автора по авторскому договору заказа. Это означает, что законодатель отказался от прежней жесткой регламентации ответственности сторон по авторскому договору. По соглашению сторон могут вводиться штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств. Также стороны самостоятельно определяют и те нарушения, которые могут служить основанием для применения предусмотренных договором санкций. Далее будут рассмотрены наиболее типичные нарушения обязанностей по авторскому договору и следующие за ними возможные санкции.

Ответственность автора за нарушение обязанностей по договору заключается: в возврате полученного им гонорара, в одностороннем расторжении заключенного с ним договора, в возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки. Условия реализации этих санкций определяются самими сторонами в конкретном авторском договоре. Договор также предусматривает применение мер принуждения самостоятельно либо лишь при одновременном расторжении авторского договора. При их нечетком определении в договоре имеет смысл следовать общим положениям гражданского законодательства. В первую очередь должна быть установлена вина автора в нарушении договорных обязанностей. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. При этом ни форма вины, ни ее степень на размер ответственности не влияют. Если же неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязанностей явилось результатом объективных причин (болезнь, стихийные бедствия и др.), автор ответственности не несет.

Возмещение убытков как мера ответственности может быть применено только в случае наличия факта их причинения и установления размера. Убытки пользователя могут включать расходы на подготовку произведения к опубликованию, утрату или повреждение его имущества (пропажа переданных автору материалов), неполученные доходы, на которые пользователь рассчитывал в случае исполнения автором своих обязательств. Однако убытки подлежат возмещению в полном объеме только при наличии готового произведения как предмета авторского договора. В противном случае автор возмещает заказчику лишь реальный ущерб; упущенная же последним выгода возмещению не подлежит. Обязанности по возмещению убытков накладывается на автора при наличии причинной связи между допущенным им нарушением условий договора и наступившими последствиями. Обосновывает данную связь пользователь. Если выявлено умышленное или случайное содействие пользователем увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением автором своих обязательств, суд имеет право уменьшить размер ответственности автора.

Если в действиях автора присутствует признак противоправности, к нему применяются любые предусмотренные договором или законом санкции. Другими словами, основанием для применения санкций может служить лишь неисполнение или ненадлежащее исполнение автором лежащих на нем обязанностей по договору. К наиболее типичным нарушениям обязанностей относятся: просрочка автора в представлении произведения; не соответствующее условиям договора или недобросовестное выполнение заказанной работы; отказ автора от внесения исправлений в произведение, предложенных ему в порядке и пределах, установленных договором; нарушение обязанности лично выполнить работу; передача произведения для использования третьим лицам без согласия контрагента по договору о передаче исключительных прав, которые подробнее рассматриваются ниже.

Первым основанием для применения к автору санкций довольно часто является просрочка в передаче произведения заказчику, причем ее длительность не имеет значения. Даже самая незначительная просрочка может стать причиной расторжения договора. Однако если автор ссылается на объективные причины просрочки, например серьезную длительную болезнь, изменившиеся внешние обстоятельства (принятие нового законодательства в период работы над юридической монографией), действие стихийных бедствий и т.п., то они могут быть приняты судом в расчет. Следует добавить, что если автор болел в течение месяца, то оправданием ему будет служить только этот месяц. Просрочкой также считается несвоевременная сдача произведения автором после доработки при оговоренном сроке. Непредставление произведения подразумевает его сдачу в недооформленном или некомплектном виде, несоблюдение порядка передачи произведения, если он четко оговорен нормативным актом или договором. Так, например, в одном из дел автор передал в обусловленный срок рукопись рецензенту, тогда как в договоре четко говорилось о сдаче произведения заведующему редакцией, и поэтому суд признал автора просрочившим исполнение обязанности по договору.

Если организация-заказчик не получила произведение в обусловленный договором срок не по вине автора, она может расторгнуть с ним договор исходя из общегражданского правила, закрепленного Гражданским кодексом Украины. При расторжении договора по этой причине и при отсутствии вины автора у организации нет права применить к нему иные меры ответственности, а именно: взыскать причиненные убытки. Довольно часто прекращение договора невыгодно самому заказчику. Он может и не воспользоваться своим правом на одностороннее расторжение договора с допустившим просрочку автором, что имеет некоторые важные правовые последствия. Если в результате изучения произведения после принятия заказчик придет к выводу о его непригодности, он может отклонить произведение только по этому новому основанию, не ссылаясь на допущенную автором просрочку.

Заказчик вправе требовать расторжения договора, возврата аванса или применить иные санкции, если автор отступил от условий договора при выполнении им заказанной работы или недобросовестно ее исполнил. Отступление автора от условий заключенного договора касается лишь его объекта. Другими словами, подразумевается несоответствие жанра, назначения, темы, объема и других параметров произведения обусловленному договором объекту. Существенность отступлений от условий договора оценивается в процессе рассмотрения произведения и зависит от точности и детальности определения в договоре требований к объекту. Обычно автору предоставляется возможность устранить допущенные отступления от условий договора, особенно если они носят незначительный характер, например небольшое превышение объема. Факт отступления от условий договора доказывается заказчиком. Плюс ко всему автор имеет право в судебном порядке обжаловать решение заказчика об отклонении произведения, требуя проверки обоснованности расторжения договора по этому основанию. Бывают случаи, когда изменение объекта договора происходит по не зависящим от автора причинам: тема утратила актуальность, в ходе исследовательской работы появились новые данные, изменившие коренным образом взгляд на проблему. Если в результате автор создает доброкачественное и оригинальное произведение, но существенно расходящееся с оговоренным в договоре объектом, заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Но если автором будет доказано, что отступление от условий договора произошло не по его вине, а в силу объективных причин, к нему нельзя применить иные меры ответственности.

Недоброкачественность произведения также может служить основанием для расторжения договора. Понятие недобросовестности в данном случае не совпадает с понятием вины. Здесь имеется в виду не просто вина автора, создавшего некачественное произведение, а то, что автор умышленно совершил неправомерные действия или допустил грубую неосторожность, создавая произведение. К неправомерным действиям относятся неправомерное использование чужих произведений, представление своего ранее опубликованного произведения под видом нового, искажение фактов в документальном произведении, искажение оригинала при переводе, включение в рукопись непроверенных данных, подлежащих проверке автором (по Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г).

Нередко неправомерные действия затрагивают охраняемые законом права и интересы третьих лиц, и те могут инициировать расторжение авторского договора так же, как и любая из сторон договора. Существует широко распространенное заблуждение о том, что пользователь произведения, не заинтересованный в расторжении договора ввиду понесенных им затрат на подготовительные работы, якобы не несет ответственности перед третьими лицами, в отличие от другой стороны, недобросовестно выполнившей свои обязанности по договору. Но по действующему законодательству ответственность в этом случае возлагается и на недобросовестного автора, и на пользователя произведения. Субъект, совершивший неправомерные действия, несет перед потерпевшим ответственность в основном за нарушение личных неимущественных прав, а имущественная ответственность перед потерпевшим возлагается на пользователя произведения, который должен возместить потерпевшему все имущественные потери, размер которых может быть больше или меньше авторского вознаграждения, выплаченного автору-нарушителю. В условиях невозможности взыскания пользователем со своего недобросовестного автора полученные последним суммы немедленное расторжение договора с ним, если на этом настаивают лица, потерпевшие от его неправомерных действий, может оказаться морально и экономически оправданным.

Одной из обязанностей автора по договору является учет замечаний заказчика в отношении представленного произведения, высказанных в пределах условий договора. Эти замечания делаются в письменной форме в течение срока, установленного для рассмотрения произведения, и не могут предъявляться более оговоренного в договоре числа раз. При этом сторонами должен быть согласован точный срок устранения отмеченных недостатков. Но если все эти условия выполнены, а автор отказывается делать в произведении какие-либо изменения или создает только видимость исправлений, к нему применяются предусмотренные договором санкции. Если автор находит, что заказчик в своих требованиях выходит за пределы договора или его замечания неконкретны, противоречивы, ему надо это доказать. Отказ автора от внесения в произведение изменений может быть обоснован также идейными или теоретическими возражениями. В этих случаях заказчик может отклонить произведение как непригодное и отказаться от договора, но не имеет права взыскать с автора убытки или применить иные меры ответственности.

Бывают случаи, когда необходимость внесения в произведение изменений диктуется новой жизненной ситуацией уже после его одобрения. Обычно условия внесения таких исправлений и дополнений оговариваются сторонами дополнительно, так как в большинстве авторских договоров они заранее не определяются. Отказ автора от переработки одобренного произведения дает заказчику право расторгнуть договор. Однако в этом случае за автором сохраняется все выплаченное (причитающееся) вознаграждение, учитывая состоявшееся одобрение произведения.

Еще одним из оснований расторжения авторского договора и применения иных санкций считается нарушение автором обязанности лично создать произведение, определенное договором. Следовательно, передача прав и обязанностей по договору другому лицу, равно как и привлечение соавторов, изменение авторского коллектива и т. д. могут происходить лишь с согласия заказчика и оформляться соответствующим изменением договора. При этом подразумеваются лица, вносящие творческий вклад в создание произведения, а не оказывающие автору техническое содействие, которых он может приглашать без согласия заказчика, если только в договоре не указано обратное. Необходимо заметить, что оправданием автору не может служить его стремление закончить работу к обусловленному сроку, привлечь к созданию произведения более опытного специалиста, высокое качество созданного произведения и т. п. Во всех подобных ситуациях автор должен получить согласие заказчика, которое дается последним по собственному усмотрению.

Нарушение автором обязанности не передавать право на использование произведения третьим лицам в течение всего срока действия договора без предварительного письменного согласия противоположной стороны дает пользователю право расторгнуть договор, взыскать выплаченное автору вознаграждение и применить иные санкции по договору. Но нарушением договора не будет считаться передача автором, связанным издательским договором, права на публичное исполнение произведения или передача произведения (его части) для использования тому, же заказчику.

Вопрос о третьих лицах, заключивших с автором договоры относительно использования одного и того же произведения, четко решен в действующем законодательстве. Приобретатель исключительных авторских прав по авторскому договору вправе потребовать от любых третьих лиц прекращения использования произведения всеми теми способами, на которые он имеет исключительные права.

Помимо вышеописанных нарушений авторских обязанностей по договору существуют и менее значительные нарушения, влекущие для авторов определенные отрицательные последствия. За уклонение от содействия заказчику в подготовке произведения к использованию (чтение корректуры, консультирование режиссера и актеров, участие в обсуждениях произведения и т.д.) конкретным авторским договором могут быть установлены особые санкции. Автор также возмещает убытки заказчика, вызванные необходимостью внесения в подготовленное к использованию произведение исправлений и дополнений. Так, в издательском договоре особо оговаривается разрешенный объем правки корректуры верстки, который в настоящее время устанавливается на уровне 2-3% стоимости всего набора произведения. Правка сверх этого объема, если ее необходимость связана с виной автора, оплачивается за его счет, т.е. возмещается издательством за счет авторского гонорара, но обычно не свыше установленного договором предела. Инструкция о нормах издательской и авторской правки, утвержденная Госкомиздатом СССР 11 июня 1986, г.//Нормативные материалы по издательскому делу: Справочник / Сост. В. А. Маркус. М., 1987. С. 163-169

Очень часто авторским договором предусматривается обязанность пользователя использовать произведение. Нарушением данной обязанности будет считаться факт неиспользования произведения в обусловленный договором срок. Ответственность за указанное нарушение, как правило, применяется в форме выплаты автору всего причитающегося по договору вознаграждения, но возможен и такой вариант, когда автор в этом случае использует свое право: просто откажется от договора и потребует возврата переданных по нему экземпляров произведения. При этом автор может одновременно использовать обе возможности. Но он вправе не настаивать на выплате ему гонорара и ограничиться только расторжением договора. Если автор не расторгает договор, заказчик может использовать произведение без выплаты автору какого-либо дополнительного вознаграждения, кроме ранее согласованного в договоре. Если договор расторгнут, для использования произведения заказчик должен заключить с автором новый договор, предусматривающий выплату нового авторского вознаграждения. Именно так трактует подобную ситуацию судебная практика.

Надо учитывать, что пользователь несет ответственность вне зависимости от причин, которые не позволили ему использовать произведение. В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. сказано, что обязанность выплаты автору гонорара наступает как при наличии вины организации, так и в том случае, когда одобренное произведение не было выпущено в свет в установленный договором срок по не зависящим от организации обстоятельствам (изменение профиля организации, плана ее работы и др.), если иное не предусмотрено законодательством. При расторжении по указанным обстоятельствам договора организацией до истечения срока выпуска, одобренного ею произведения в свет право автора на получение полной суммы вознаграждения, возникает с момента расторжения договора. Пользователь (заказчик) освобождается от ответственности за нарушение обязанности по использованию произведения только в том случае, если сумеет доказать, что не мог использовать произведение по обстоятельствам, зависящим от автора. К примеру, в соответствии с договором автор обязан внести в уже одобренное произведение исправления и дополнения, если этого требуют изменившиеся обстоятельства. Отказ автора выполнить данную обязанность является основанием освобождения пользователя (заказчика) от обязанности выплачивать ему оставшуюся часть авторского вознаграждения. Однако в целях защиты прав автора от возможных злоупотреблений со стороны пользователя в данной ситуации законодатель установил определенные ограничения на предъявление автору требований о доработке уже одобренного произведения. Во-первых, использование произведения в одобренном виде должно быть объективно невозможно, так как оно создаст у лиц, для которых предназначено, неправильное представление о предмете произведения, нанесет вред обществу и т. д. Во-вторых, имеются в виду не все зависящие от автора обстоятельства, а лишь те, которые не просто не были известны пользователю в момент одобрения произведения, но и не могли быть ему известны (к таковым можно отнести новые обстоятельства, которые в момент одобрения произведения не существовали, а также те, которые хотя и существовали, но вследствие определенных причин объективно не могли быть известны пользователю). Если пользователь был в состоянии выяснить недостатки произведения перед его одобрением, например, с помощью рецензирования, но не сделал этого, то считается, что он действовал ненадлежащим образом и поэтому должен сам компенсировать неблагоприятные последствия своих действий. В-третьих, должна быть объективная возможность устранения имеющихся в произведении недостатков. Бремя доказывания существования указанных обстоятельств возлагается на пользователя. Отсутствие хотя бы одного из данных обстоятельств означает, что авторское вознаграждение должно быть выплачено в полном размере, а договор, расторгнут, даже если произведение и не было использовано. Данная норма также подлежит применению и в том случае, если устранение недостатков в одобренном произведении невозможно и необходимо создание нового произведения.

Конечно, ответственность пользователя не ограничивается лишь нарушением обязанности по использованию произведения. Одним из оснований ответственности может послужить факт утраты либо повреждения пользователем материального носителя, в котором воплощено произведение. Это будет тем более важно, если носитель уникален и его гибель повлекла утрату самого произведения. В случае порчи, уничтожения или пропажи оригинала картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, предоставленного пользователю, у автора возникает право требовать возмещения всех издержек по восстановлению произведения (если это возможно) или оплаты полной стоимости оригинала. Для предотвращения конфликтных ситуаций необходимо включить в авторский договор конкретный размер компенсации, которая выплачивается автору в случае утраты, гибели либо порчи оригинала произведения. В том случае, если пользователь откажется исполнить предусмотренные договором обязательства и выплатить автору оговоренную компенсацию в добровольном порядке, последний имеет право обратиться в суд за защитой своих имущественных интересов.

Еще одним основанием для привлечения пользователя к ответственности является факт нарушения целостности произведения. Часто при использовании произведения пользователь нарушает принадлежащее автору право на защиту произведения от искажения, например, вносит без согласования с ним изменения, снабжает произведение дополнительными элементами (комментариями, предисловиями и т. п.). Как правило, в авторских договорах не предусматривается за это нарушение специальных санкций по сравнению с теми мерами защиты, которые охраняют указанное право авторов безотносительно к договору. В такой ситуации автор имеет право требовать от пользователя устранения выявленного нарушения, восстановления целостности произведения, публикации сообщения о допущенном нарушении, прекращения использования произведения в искаженном виде и т.п. Но при заключении авторского договора стороны могут предусмотреть и специальные меры ответственности пользователя за данное нарушение, например такие, как право автора на расторжение договора в одностороннем порядке с взысканием всего вознаграждения. Если имело место сокращение объемов переданного произведения без предварительного согласования данного вопроса с автором, то в такой ситуации пользователь обязан выплатить авторское вознаграждение, исходя из объема всего предоставленного произведения.

Также стороны могут предусмотреть в договоре специальную санкцию за такое нарушение пользователя, как предоставление произведения для использования иному лицу (при условии, что пользователь не имеет такого права в соответствии с заключенным договором). Но даже в том случае, когда авторский договор не предусматривает специальной санкции за указанное нарушение, у автора есть иные возможности защитить свои нарушенные права. Например, по его требованию договор пользователя с третьим лицом может быть признан недействительным, а с нарушителей авторских прав в пользу автора взысканы все причиненные убытков.

выводы и предложения

В своей работе я рассмотрела основные вопросы и проблемы, касающиеся авторского договора. Конечно, в рамках одной курсовой работы полностью раскрыть данную тему невозможно. По каждому конкретному вопросу и проблеме, затронутым мною в работе (проблемы, виды авторского договора и т. д.) можно написать по такой же курсовой.

Но все, же в заключении хотелось бы еще раз перечислить то, что мне удалось сделать.

В первой главе я попыталась раскрыть понятие, виды и правовое регулирование авторского договора. Рассмотрев эти вопросы я пришла к следующими выводам:

во-первых, в современном законодательстве, как и в науке, нет четкого и согласованного понятия авторского договора. Моя точка зрения такова, что все-таки данной определение должно быть дано в законодательном порядке;

во-вторых, так же в законодательном порядке необходимо более точно и подробно расписать виды авторского договора;

в-третьих, конечно, надо как можно скорее принять раздел Гражданского кодекса «Интеллектуальная собственность».

Во второй главе я рассмотрела содержание авторского договора, и пришла к выводу, что необходимо на законодательном уровне закрепить хотя бы диспозитивные положения, регулирующие содержание авторского договора.

И, наконец, третью главу я посвятила вопросам прекращения и оснований ответственности по авторскому договору. В данном случае следует отметить, что и здесь существует ряд спорных и неоднозначных положений. Необходимо более детально прописать в законодательстве ответственность соавторов.

Вообще, конечно, в современном законодательстве вопросам авторского договора уделено слишком малое внимание. С одной стороны это, конечно, способствует реализации принципа свободы договора, а с другой создает ряд проблем на практике.

И все же будем надеяться, что в скором времени большинство из затронутых мною в курсовой работе проблем авторского договора будут решены.

список использованных источников

1. Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года.

2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений(Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971г.).

3. Всемирная Конвенция Об Авторском Праве (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года).

4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.

5. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 года.

6. Договор ВОИС по авторскому праву.

7. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

8. Кодекс Законів про працю України: текст відповідає офіційному станом на 1 грудня 2005р.// Школа. - 2006.

9. Закон Украины «Об авторских и смежных правах» в редакции Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об авторских и смежных правах» от 14 июля 2001г.// Голос Украины - 16.08.2001. - №146.

10. Авторское право и смежные права: (Тематический выпуск)// Труд и право.-1999.-№5-6.-с.3-220.

11. Ананьев Е.В. Авторский договор как способ защиты авторского права.//Современное право. -1999.-№6.-с.33-39.

12. Бакунцев А.В. Авторский договор в дореволюционном праве России//Интеллектуальная собственность.-2000.-№3.-с.42-46.

13. Бакунцев А.В. Основные проблемы авторского права в русской цивилистике второй половины XIX века//Вестник Московского университета.-Сер.10, Журналистика.-2000.-№1.-с.36-47.

14. Ваксберг А.И. Издательство и автор. Правовые взаимоотношения.-2-е изд. доп.- М.: Искусство, 1958.-259с.

15. Григорян С.А. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. (ТРИПС)// Государство и право.-2000.-№4.с.71-80.

16. Гришаев С.П. Как охраняется право интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства в СССР и за рубежом//Науч.-инфор. Внедрен. Фирма «Юкис». - М..: Б. И., 1991.-68с.

17. Гульбин Ю.Т. Особенности авторского договора как способа передачи имущественных прав на программное обеспечение ЭВМ//Юридический мир.-2000.-№8.-с.21-30.

18. Дозорцев В. А. Авторский договор и его типы. // Социалистическая законность. 1984. №5. С. 23-29.

19. Дозорцев В.А. Система законодательства об интеллектуальных правах//Юридический мир.-2001.-№9.-с.4-13.

20. Завидов Б.В. Вопросы назначения и проведения экспертизы по делам о нарушении авторских им смежных прав//Юрист.-2000.-№10.-с.45-50.

21. Зенин И.А. Вознаграждение изобретателей и рационализаторов в СССР. М.,1968.

22. Зенин И.А. Материальное стимулирование авторов изобретений. (Правовые вопросы). М.: Издательство Московского университета.1974

23. Зенин И.А. Наука и техника в гражданском праве//М.: Издательство МГУ.,1977.

24. Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. - М.: Издательство МГУ.,1992.

25. Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск,: Издательство Красноярского университета, 1987.

26. Леонтьев Ю.Б. Авторское вознаграждение: коллизии и рекомендации.//Патенты и лицензии.-2000.-№5.-с.13-16.

27. Минков А.С. Контракт! Как много в этом звуке…/(Об авторском договоре)//Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права.-2000.-№1.-с.68-71.

28. Пастухов О.М.. Авторское право в Интернете.// Школа. - 2004.

29. Савельева И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986.

30. Степанов О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору// Вестник Московского университета. Сер.11. Право.-1997.-36.-с.102-106.

31. Ступников А.М. Интеллектуальная собственность: государственно-правовой механизм охраны//Юрист.-2000.-311.-с.42-45.

32. Сутулов Д.М. Авторское право. Издательские договоры, авторский гонорар. - М.: Юридическая литература, 1966.

33. Туркин А.В Леонтьев К.Б. Четвертая часть Гражданского кодекса: Поиски здравого смысла в лабиринтах амбиций.// http://www.copyright.ru/

34. Хаметов Р. Каким быть авторскому договору.// Интеллектуальная собственность. 1997.-№3-4.С. 53-64

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты