Рефераты

Банкротство коммерческих организаций

p align="left">Во-первых, административный управляющий ведет реестр требований кредиторов и созывает собрания кредиторов.

Во-вторых, он контролирует погашение текущих требований кредиторов, рассматривает отчеты должника о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности и предоставляет эти сведения собранию и комитету кредиторов. Если же должник не выполняет свои обязательства, то он требует от лиц, которые предоставили обеспечение, погашения задолженности.

Одновременно административный управляющий наделен большими правами. Он может требовать от руководителя должника любую информацию о текущей деятельности должника, принимать участие в инвентаризации, согласовывать сделки и решения должника. В некоторых случаях управляющий может обратиться в суд и потребовать отстранения руководителя должника, принятия дополнительных мер по сохранению имущества должника или признания недействительными сделки и решения.

Освободить от исполнения обязанностей арбитражного управляющего может только арбитражный суд.

После того, как требования кредиторов в ходе финансового оздоровления будут погашены, полномочия административного управляющего прекращаются.

Если же на предприятии должника вводится внешнее управление, или принято решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, административный управляющий исполняет свои обязанности до утверждения внешнего или конкурсного управляющего.

План финансового оздоровления готовится учредителями должника и утверждается собранием кредиторов. Он должен предусматривать способы получения должником средств, которые необходимы для удовлетворения требований кредиторов по графику погашения задолженности.

По графику погашения задолженности все требования кредиторов, которые включены в реестр, должны быть удовлетворены не позднее, чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления. А требования кредиторов первой и второй очередей должны быть погашены не позднее, чем через шесть месяцев со дня введения финансового оздоровления.

График погашения задолженности вступает в силу после утверждения его арбитражным судом. Если имеется обеспечение исполнения должником своих обязательств, то график должен быть подписан и лицом, которое предоставило обеспечение.

У должника есть право исполнить график погашения задолженности досрочно. Кроме того, в ходе финансового оздоровления в график могут вноситься изменения.

Если собрание кредиторов согласно изменить график, то оно обращается с ходатайством в арбитражный суд и тот утверждает внесенные изменения. Если же кредиторы против внесения каких-либо изменений в график, тогда собрание кредиторов вправе ходатайствовать о досрочном прекращении финансового оздоровления.

В случае изменения графика погашения задолженности, собрание кредиторов может предложить лицам, которые предоставили обеспечение, увеличить его размер.

Если должник не исполняет утвержденный график погашения задолженности в течение 5-ти дней, то эта обязанность переходит к лицу, которое предоставило обеспечение. Это лицо перечисляет денежные средства для расчетов с кредиторами на счет должника. Задолженность перед этим лицом будет погашена после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди.

Организация - должник может досрочно рассчитаться с кредиторами. В этом случае она должна представить в арбитражный суд отчет о досрочном окончании финансового оздоровления. Суд же в свою очередь должен вынести определение. Если вся задолженность должником погашена, жалобы кредиторов признаны необоснованными или вовсе отсутствуют, то производство по делу о банкротстве прекращается. Если же задолженность погашена не полностью, а жалобы кредиторов обоснованы, то суд отказывает в прекращении производства по делу о банкротстве.

Предположим, что должнику не удалось досрочно расплатиться с кредиторами. В этом случае за месяц до окончания финансового оздоровления должник предоставляет административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету должника должны быть приложены:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- отчет о прибылях и об убытках должника;

- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

По данным отчета управляющий составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности и выполнении плана финансового оздоровления. Заключение вместе с копией отчета должника управляющий посылает кредиторам и в арбитражный суд.

Если на дату рассмотрения отчета требования кредиторов должником не удовлетворены, или же должник не представил отчет арбитражному управляющему в положенный срок, управляющий созывает собрание кредиторов.

На собрании кредиторы решают, что им делать в этой ситуации: либо обратиться в суд с ходатайством о введении внешнего управления, либо ходатайствовать о признании должника банкротом.

После того, как в арбитражный суд поступит заключение управляющего или ходатайство собрания кредиторов, назначается заседание для рассмотрения результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов. На заседании арбитражный суд может принять один из трех судебных актов.

Если задолженность погашена, а жалобы кредиторов необоснованны, то суд принимает определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Если есть возможность восстановить платежеспособность должника, то вводится внешнее управление. Если же такой возможности нет, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Финансовое оздоровление может быть прекращено досрочно. Это происходит в том случае, если в арбитражный суд не было представлено соглашение об обеспечении обязательств должника по графику погашения задолженности или же были существенно и неоднократно нарушены сроки удовлетворения требований кредиторов по этому графику.

Если такие события имеют место, то арбитражный управляющий созывает собрание кредиторов. Должник представляет собранию отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. Одновременно административный управляющий сообщает свое заключение о ходе финансового оздоровления.

Заслушав представителя должника и арбитражного управляющего, собрание обращается с ходатайством в арбитражный суд. Либо оно просит ввести внешнее управление, либо - признать должника банкротом и открыть конкурсное производство. К ходатайству собрания кредиторов прилагаются копия протокола заседания собрания кредиторов и список кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании по данному вопросу.

Если окажется, что должник выполняет требования кредиторов по графику погашения задолженности, а жалобы кредиторов необоснованны, то суд выносит определение об отказе в удовлетворении ходатайства собрания кредиторов.

Если суд посчитает, что платежеспособность должника можно восстановить, то вынесет определение о введении внешнего управления.

Если же восстановить платежеспособность должника невозможно, то суд примет решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Проанализировав законодательство в данной области, мы остановились на следующем недостатке юридической техники Закона. В соответствии с п. 1 ст. 84 Закона о банкротстве собрание план финансового оздоровления подлежит утверждению на собрании кредиторов, а вот в п. 2 ст. 84 о необходимости утверждения собранием графика погашения задолженности ничего не сказано, из чего может быть сделан вывод о том, что для этого документа достаточно утверждения арбитражным судом. Ответ на вопрос об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности следует искать в общих положениях о собрании кредиторов. Так, ч. 4 п. 2 ст. 12 Закона относит утверждение и плана финансового оздоровления, и графика погашения задолженности к исключительной компетенции собрания кредиторов.

Также вызывает интерес следующая ситуация: что делать, если положения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности противоречат друг другу? Лебедев К.К. высказал мнение, в соответствии с которым при наличии противоречий между ними большей силой обладает график погашения задолженности как документ более конкретный Лебедев К.К.//Комментарий к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"/Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2009. С. 178..

§4. Внешнее управление

По результатам финансового оздоровления арбитражный суд может принять решение о введении внешнего управления. Внешнее управление - это процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

К сожалению, в настоящее время эффективность этой процедуры является весьма низкой, что отмечается учеными Наумов О. Причины неэффективности внешнего управления//ЭЖ - Юрист. 2002. N 12; Оленин А.Е. Внешнее управление как процедура банкротства//Аудиторские ведомости. 2001. N 3; Ракитин А. Эффект внешнего управления//Журнал для акционеров. 1998. N 1.. Так, В.Ф. Яковлев приводит следующие данные: в 1999 г. по 1200 делам было введено внешнее управление, и только в 66 случаях производство по делу о банкротстве прекращалось в связи с восстановлением платежеспособности должника Яковлев В.Ф. Укрепление правопорядка и законности в экономике - важнейшая задача арбитражных судов//Вестник ВАС РФ. 2007. N 4. С. 9..

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов не более, чем на 18 месяцев. Этот срок может быть продлен арбитражным судом еще на 6 месяцев или же сокращен по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего.

Срок внешнего управления продлевается по решению общего собрания кредиторов.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Поэтому в том случае, если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Для проведения внешнего управления арбитражным судом утверждается внешний управляющий. С момента введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя организации - должника (он отстраняется от должности), и управление делами возлагается на внешнего управляющего.

Статья 278 Трудового кодекса РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)// СЗ РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3 (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 201-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.12.2006 N 271-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 01.10.2007 N 224-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 28.02.2008 N 13-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 07.05.2009 N 80-ФЗ, от 17.07.2009 N 167-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П, Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О, от 03.11.2009 N 1369-О-П) разрешает расторгнуть договор с руководителем предприятия - должника по причине его отстранения от занимаемой должности. Отметим, что за время с момента отстранения руководителя до расторжения с ним трудового договора, заработная плата ему не выплачивается (ст.76 Трудового кодекса РФ).

Прежнее руководство компанией в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязано передать ему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, а также все материальные ценности.

На внешнего управляющего ложится обязанность за организацию ведения бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности. Он должен вести реестр требований кредиторов и заявлять возражения по поводу требований кредиторов к должнику. Кроме того, ему придется принимать меры по взысканию дебиторской задолженности.

Внешний управляющий имеет право:

1) Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.

В процессе внешнего управления свободно могут совершаться только сделки, которые предусмотрены в плане внешнего управления. Остальные сделки (например, получение и выдача займа, выдача поручительства или гарантии, уступка права требования, перевод долга, отчуждение или приобретение акций и долей, учреждение доверительного управления) внешний управляющий может совершать только после согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Крупные сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, могут заключаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Напомним, что крупной сделкой считается покупка или продажа имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов от балансовой стоимости активов должника. Сделка с заинтересованностью - это такая сделка, стороной которой являются заинтересованные по отношению к внешнему управляющему или конкурсному кредитору лица.

Имущество, являющееся предметом залога, продается должником только на открытых торгах и только при согласии кредитора, требования которого обеспечены залогом. Из полученных денег сначала погашаются задолженности перед кредиторами первой и второй очередей, возникшие до заключения договора залога. Затем погашаются требования залогодателя.

2) Заключать от имени должника мировое соглашение.

3) Заявлять отказ от исполнения договоров должника.

В течение 3-х месяцев с момента введения внешнего управления управляющий может отказаться от исполнения договоров и других сделок должника. Это касается тех сделок, которые мешают восстановлению платежеспособности должника, а также убыточных для должника сделок. Исключение составляют договоры должника, заключенные в ходе наблюдения с согласия временного управляющего или в ходе финансового оздоровления.

Расторгается договор с момента получения всеми сторонами заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора. В свою очередь, пострадавшая сторона может потребовать от должника возмещения убытков, которые вызваны его отказом от исполнения договора.

4) Требовать признания арбитражным судом недействительными, сделок и решений, заключенных или исполненных должником до даты введения внешнего управления.

По заявлению внешнего управляющего арбитражный суд может признать отдельные сделки недействительными. Например, это возможно, если в результате сделки, совершенной должником с заинтересованным лицом, должник получает убытки или же если сделка была заключена с кредитором после принятия судом заявления о признании должника банкротом или в течение 6-ти месяцев перед этим событием.

Может быть признана незаконной выплата пая учредителю в течение 6-ти месяцев перед подачей заявления о признании должника банкротом. В случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства этот учредитель должника признается кредитором третьей очереди.

Если же доля учредителю была выплачена уже после подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, эта сделка признается ничтожной. После признания должника банкротом и открытия конкурсного производства требование такого учредителя должника погашается после полного удовлетворения всех требований кредиторов.

После того, как на предприятии введено внешнее управление, на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, объявляется мораторий.

Мораторий - это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Иными словами требования кредиторов, включенных в реестр, откладываются на период проведения внешнего управления.

В течение срока действия моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. В то же время организации - должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:

- о взыскании задолженности по заработной плате;

- о выплате вознаграждений по авторским договорам;

- об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

- о возмещении морального вреда;

- о взыскании задолженности по текущим платежам.

Мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Пени и штрафы за неисполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом. На требования кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не надо. В то же время, пункт 2 статьи 95 Закона о банкротстве требует начислять на такие обязательства проценты. Проценты на суммы требований кредиторов каждой очереди начисляются с момента введения внешнего управления. Начисление процентов прекращается в следующих случаях:

- арбитражный суд вынес определение о начале расчетов с кредиторами;

- требования кредиторов удовлетворены должником или третьим лицом в ходе внешнего управления;

- должник признан банкротом и открыто конкурсное производство.

В ходе внешнего управления кредиторы вправе в любой момент предъявить свои требования к должнику. Для этого им следует обратиться в арбитражный суд, который выносит определение: включать или не включать в реестр требований кредиторов задолженность и в каком размере.

После того, как внешний управляющий приступил к исполнению своих обязанностей, он должен принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию. Затем ему предстоит разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов.

План внешнего управления предусматривает меры и сроки по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и другие расходы должника. Кроме того, план должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника.

Что же может предпринять внешний управляющий для восстановления платежеспособности должника Предпринимательское право Российской Федерации/ под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2009. С.214.?

1. Перепрофилировать основное производство и закрыть нерентабельные цеха.

2. Взыскать всю имеющуюся дебиторскую задолженность или заключить договора уступки прав требования.

3. Должнику могут оказать помощь его учредители. Для прекращения производства по делу о банкротстве учредители должника или третьи лица могут в любое время до окончания внешнего управления удовлетворить все требования кредиторов. Кроме того, они могут передать денежные средства, необходимые для расчетов с кредиторами, должнику на условиях договора беспроцентного займа.

После того, как учредители или третьи лица исполнят обязательства должника, внешний управляющий должен уведомить всех кредиторов, которые включены в реестр кредиторов, об удовлетворении этих требований.

Кроме того, учредители могут принять решение об увеличении размера уставного капитала организации должника. В акционерном обществе такое увеличение проводится путем размещения дополнительных обыкновенных акций.

Внешний управляющий может продать часть имущества должника или все предприятие целиком, а также филиалы или структурные подразделения должника.

Приступать к продаже имущества должника внешний управляющий может только после проведения инвентаризации и оценки имущества. Продавать можно лишь то имущество, отсутствие которого не помешает должнику продолжать свою хозяйственную деятельность.

Продать предприятие в целом можно только по решению органа управления должника. В решении обязательно должна быть указана минимальная цена продажи.

Предприятие или часть его имущества, балансовая стоимость которого превышает 100 000 руб., продается на открытых торгах. Собрание кредиторов или комитет кредиторов определяют порядок и условия проведения торгов, а организует торги либо внешний управляющий, либо специализированная организация, которую собрания кредиторов или комитета кредиторов привлекает для этих целей. Имущество должника, которое относится к ограниченно оборотоспособному имуществу, может быть продано на закрытых торгах.

Начальная цена продажи предприятия или части имущества предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества. Рыночная цена определяется независимым оценщиком, которого должен пригласить внешний управляющий.

Услуги независимого оценщика, а также специализированной организации по проведению торгов оплачиваются за счет имущества должника.

Планом внешнего управления может быть предусмотрено замещение активов должника. Оно производится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. Величина уставных капиталов указанных обществ определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества. Рыночная же стоимость определяется независимым оценщиком с учетом предложений органа управления должника.

Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежит переоформлению на вновь открытые акционерные общества.

Акции созданных акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах. В ходе продажи акций должник должны получить денежные средства, которые необходимы для погашения требований всех кредиторов.

Если после проведенных мероприятий у предприятия - должника отсутствуют признаки банкротства, считается, что его платежеспособность восстановлена.

После утверждения плана внешнего управления собранием кредиторов внешний управляющий приступает к его реализации. О ходе выполнения плана он должен своевременно информировать комитет кредиторов. Когда внешнее управление подойдет к концу, внешний управляющий должен представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.

По результатам проведения внешнего управления управляющий должен представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет.

В состав отчета входят: баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о движении денежных средств; отчет о прибылях и об убытках должника; сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника; расшифровка оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника; сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. К отчету прилагается реестр требований кредиторов.

Внешний управляющий должен представлять отчет и в некоторых других случаях. Например, когда имеются основания для досрочного прекращения внешнего управления или у должника накопилось достаточно средств для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр кредиторов.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из следующих предложений:

- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- о продлении установленного срока внешнего управления;

- о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из таких решений:

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- о заключении мирового соглашения.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Суд утверждает отчет в том случае, если:

- все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворены;

- собранием кредиторов принято решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- между кредиторами и должником заключено мировое соглашение;

- собранием кредиторов принято решение о продлении срока внешнего управления.

Если же требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены, отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника или же имеются обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, то суд не утвердит отчет внешнего управляющего.

После рассмотрения отчета внешнего управляющего суд выносит определение.

Если требования всех кредиторов удовлетворены или заключено мировое соглашение, то суд прекращает производство по делу о банкротстве.

Если платежеспособность должника восстановлена, то должник переходит к расчетам с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. В определении суда устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать 6 месяцев с даты вынесения этого определения.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности.

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

На расчеты с кредиторами каждой очереди отводится по два месяца.

После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Если же расчеты с кредиторами не будут вовремя произведены, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Кроме того, суд может продлить срок внешнего управления или отказать в утверждении отчета внешнего управляющего. В последнем случае через месяц после окончания срока внешнего управления суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Таким образом, мы видим, что Законодатель регламентировал данную процедуру банкротства достаточно подробно, однако на практике арбитражный управляющий может столкнуться с некоторыми трудностями. В основном они связаны с разработкой и содержанием плана внешнего управления. Так, совершенно справедливо Т.П. Прудникова отмечает некоторые недостатки, наиболее часто встречающиеся в планах внешнего: неучет процентов, подлежащих начислению; отсутствие взаимоувязки данных по накоплению средств для погашения требований кредиторов с данными реестра требований кредиторов; существенное превышение сроками реализации мероприятий плана внешнего управления максимальных сроков внешнего управления и др Прудникова Т.П. План внешнего управления//Вестник ВАС РФ. 2008. N 7.

Кроме того, мы обратили внимание на следующий пробел в Законе. Как говорилось выше, план внешнего управления утверждается на собрании кредиторов, после чего в течение 5 дней с даты проведения собрания он направляется в арбитражный суд. Однако Закон не определяет полномочия суда в отношении данного плана? Должен ли суд утверждать его; может ли не утвердить? Думается, что направление утвержденного плана в суд носит технический характер. Суд не имеет права вмешиваться в порядок выражения кредиторами своей воли на осуществление мероприятий плана.

§5. Конкурсное производство

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

Переход к конкурсному производству осуществляется либо от стадии наблюдения (если оно не проводится, то решение об открытии конкурсного производства принимается на первом заседании арбитражного суда), либо от стадии финансового оздоровления, либо от стадии внешнего управления. Конкурсное производство вводится арбитражным судом с момента принятия им решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Различным аспектам конкурсного производства посвящено множество интересных работ Сердитова Е.Н. Конкурсное производство как форма реализации решения арбитражного суда: Дис. ...канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002; Никитина О.А. Конкурсное производство//Закон. 2008. N 6; Николаев Ю.А. О некоторых проблемах при проведении конкурсного производства//Юридический мир. 1997. N 12; Прудникова Т., Голубев В. Банкротство: общие положения, наблюдение, управление, конкурс//Закон. 2008. N 6; Сергеев С.Г. Банкротство ликвидируемого юридического лица//Юрист. 2000. N 10; Дягилев А.В. Процедуры конкурсного производства в процессе банкротства//Юридический мир. 1999. N 10; Дягилев А.В. Конкурсный управляющий на тропе банкротства//Бизнес-Адвокат. 1999. N 17; Петрова В. Конкурсное производство - необходимая процедура при банкротстве банков//Банковский бюллетень. 1997. N 48; Самохвалова Н.В. Правоспособность конкурсного управляющего//Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2001. N 4; Машкина Т.И. Сроки конкурсного производства//Арбитражная практика. 2001. N 3; Моисеева Л.А. О целях и задачах конкурсного производства//Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2007. N 4..

Срок конкурсного производства не может превышать одного года, однако арбитражный суд вправе продлить его еще на шесть месяцев (п.2 ст.124 Закона).

Закон о банкротстве четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства (ст.126), которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.

Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей Ряд авторов, в частности Я.В. Номофилова, обращают внимание на различный подход законодателя в отношении денежных обязательств и обязательных платежей. В первом случае с моментом открытия конкурсного производства законодатель связывает наступление срока исполнения денежных обязательств. Например, если срок возврата суммы займа по кредитному договору или уплаты цены за ранее полученные товары по договору купли-продажи предусматривался через какое-то время, то теперь (после открытия конкурсного производства) у кредиторов появляется право требования к должнику. Во втором случае речь идет лишь об отсроченных ранее обязательных платежах (см.: Номофилова Я.В. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М., 1998).. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, даже если срок их исполнения еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.

Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. По мнению отдельных авторов, это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций Прудникова Т., Голубев В. Банкротство: общие положения наблюдения, управления, конкурса // Закон. 2008. N 6. В отношении данного положения в правовой литературе существует и иная точка зрения. Так, по мнению В.С. Белых, А.А. Дубинчина и М.Л. Скуратовского, формулировка "прекращается начисление... процентов и иных финансовых (экономических) санкций" дает основание усомниться в том, что проценты в этом случае надлежит понимать именно как плату за кредит, а не форму гражданско-правовой ответственности (см.: Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М., 2001. С.176)..

В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной.

В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам: все они совершаются исключительно в порядке, установленном гл.VII Закона о банкротстве. Так, ст.132 Закона предусмотрен порядок передачи имущества, изъятого из оборота, жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона.

В-пятых, при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Например, меры по обеспечению требований кредиторов действуют до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе наложить новые аресты на имущество должника, а также ввести иные ограничения по распоряжению его имуществом.

В-шестых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника, а также иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции, за исключением полномочий принимать решения о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника. В связи с открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.

В-седьмых, введение процедуры конкурсного производства влечет назначение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством РФ. Возмещение расходов, связанных с опубликованием таких сведений, осуществляется за счет имущества должника, а при отсутствии у должника средств - за счет средств кредитора, обратившегося в суд с заявлением о признании должника банкротом (ст.28).

Наряду с этим некоторые ученые считают, что следовало бы предусмотреть личные неблагоприятные последствия для должника, связанные с открытием конкурсного производства. Так, по мнению Л. Щенниковой Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы // Российская юстиция. 1998. N 10., это касается, в частности, ограничения перемещения должника, а также ограничения действия норм, охраняющих неприкосновенность переписки (предлагается на законодательном уровне закрепить обязанность переадресовки всей корреспонденции, поступающей на имя несостоятельного должника, конкурсному управляющему).

Данное предложение, на наш взгляд, не является бесспорным. Безусловно, при решении вопроса о целесообразности внесения предлагаемых изменений в Закон о банкротстве должны быть учтены положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов. Так, ст.23 Конституции РФ закрепляет право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ограничение которого допускается только на основании судебного решения.

Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий утверждается в соответствии со ст.45 Закона о банкротстве.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом.

Помимо общих для всех арбитражных управляющих функций, конкурсный управляющий осуществляет ряд полномочий, связанных со спецификой проведения процедуры конкурсного производства.

Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства законодатель наделяет его рядом правомочий, которые можно разделить на четыре группы Предпринимательское право Российской Федерации/ под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2009. С.214.:

1) правомочия по распоряжению имуществом предприятия-должника;

2) правомочия по формированию конкурсной массы;

3) правомочия по распределению конкурсной массы;

4) иные правомочия при проведении конкурсного производства.

Говоря о первой группе прав, следует заметить, что с момента назначения арбитражным судом конкурсный управляющий принимает все полномочия по осуществлению функций управления предприятием-должником. Конкурсный управляющий становится единственным полномочным представителем всего имущества должника, которое находится на балансе предприятия или у третьих лиц к моменту открытия конкурсного производства. Более того, ранее действовавшие органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего должны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты