Банкротство юридического лица как способ его ликвидации
p align="left">Анализ зарубежного законодательства позволяет утверждать, что процедуру мирового соглашения можно разделить на два основных типа: первое предусматривает договоренность между должником, кредиторами, а иногда и заинтересованными сторонами, направленную на восстановление платежеспособности должника. Второе предусматривает процедуру распределения средств от продажи имущества должника, отличную от применимой в конкурсном производстве.
Мировое соглашение первого типа в некоторых странах (в частности, в Англии) применяется крайне редко, поскольку восстановление платежеспособности не является основной целью мирового соглашения (существуют другие отработанные процедуры, такие как "Лондонский подход", направленные на спасение компаний до начала формальных процедур несостоятельности) Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие. - М., Волтерс Клувер. 2006. - С. 55..
Другая задача мирового соглашения в процедурах несостоятельности (банкротства) - это продажа бизнеса и распределение полученных в ее результате средств.
Дело в том, что по законодательству ряда стран процедура, эквивалентная внешнему управлению, не предусматривает порядка выплат кредиторам. Внешний управляющий может продать бизнес, но задача погашения требований кредиторов возлагается на конкурсного управляющего в последующих ликвидационных процедурах. Поэтому, чтобы избежать необходимости начала конкурсного производства, в таких случаях часто используют эквивалент мирового соглашения Шатохина К.А. Банкротство предприятий // Безопасность бизнеса. - 2006. - № 1. - С. 14..
Одним из примеров, когда мировое соглашение может быть предпочтительнее конкурсного производства, является ситуация, когда должник находится в процедурах банкротства по законодательству сразу нескольких стран.
По своей юридической природе мировое соглашение является сделкой, с которой законодатель связывает определенные правовые последствия. Вместе с тем мировое соглашение является одним из способов прекращения производства по делу о банкротстве. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. № 43 уточняется, что в определении об утверждении мирового соглашения в соответствии с п. 7 ст. 85 АПК РФ говорится о прекращении производства по делу.
Иногда мировое соглашение расценивают как "соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок" Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве). - М., Юстицинформ. 1998. - С. 112..
Заметим, что еще в начале XX столетия российские цивилисты высказывали точку зрения, согласно которой мировое соглашение имеет исключительно внепроцессуальное, гражданско-правовое значение Моисеев С.В. Мировое соглашение в арбитражном судопроизводстве // Российская юстиция. - 1999. - № 10. - С. 12.. Согласно данной позиции оно представляет собой гражданско-правовой договор, прекращающий существующее обязательство между сторонами, по поводу которого возник спор.
По Закону о банкротстве 2002 г. мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве (п. 1 ст. 150).
Сторонами мирового соглашения являются должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
Закон о банкротстве 2002 г., так же как и Закон о банкротстве 1998 г., допускает участие в мировом соглашении третьих лиц. Речь идет о лицах, принимающих на себя часть обязательств должника либо обеспечивающих исполнение этих обязательств. После вступления мирового соглашения в силу такие лица становятся стороной мирового соглашения как гражданско-правового договора.
2.2 Упрощенные процедуры банкротства
Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства, применяемых помимо ликвидируемого к отсутствующему должнику, должнику, не способному покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, бездеятельному должнику.
Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 1. - Ст. 6. не предусматривал упрощенных процедур банкротства. Эти нормы появились в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 222.. Содержатся они и в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.. Вместе с тем указанные нормы не конструируют новых процедур банкротства. Они лишь предусматривают особенности применения и порядка осуществления уже установленной и регламентированной процедуры - конкурсного производства, закрепленной в предшествующих главах Законов о несостоятельности 1998 г. и 2002 г.
В связи с этим возникает вопрос о содержании понятия "процедура" и соотношении терминов "процедуры банкротства" (применительно к наблюдению, внешнему управлению, финансовому оздоровлению, конкурсному производству, мировому соглашению) и "упрощенные процедуры банкротства". Но в условиях отсутствия легального определения и дискуссионности данного вопроса его освещение в рамках настоящей статьи нецелесообразно. Поэтому процедуру банкротства мы будем трактовать как совокупность предусмотренных законодательством о несостоятельности юридических и фактических действий, направленных на достижение конкретного определенного законом результата с конечной целью удовлетворения требований кредиторов.
Упрощенная процедура банкротства как установленный законодательством особый сокращенный порядок применения специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства, характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используется только одна процедура банкротства - конкурсное производство). Поскольку упрощенная процедура банкротства реализуется в условиях особой хозяйственной ситуации, складывающейся в отношении должника, то она приводит и к некоторой предопределенности 11. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - М., БЕК 2001. - С. 190. решения суда (т.к. сразу открывается конкурсное производство с последующей ликвидацией должника). Ведь субъект, подпадающий под упрощенную процедуру банкротства, уже фактически не осуществляет деятельность, приносящую прибыль (доход). Поэтому в интересах гражданского оборота как можно скорее от такого субъекта избавиться, что, собственно, и решает законодательство о несостоятельности Эбзеев Б.Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа // Государство и право. - 1999. - № 2. - С.35..
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
- в общем порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, если его имущества достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов;
- в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве), если его имущества не достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов.
Следует отметить, что нормы о банкротстве ликвидируемого должника могут быть применены только по отношению к юридическим лицам Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 3. - С. 11., и лишь к тем категориям, к которым применимы нормы законодательства о банкротстве. Так, Закон о несостоятельности 1998 г. распространял свое действие на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.
Сфера применения Закона о несостоятельности 2002 г. более широка, поскольку действие указанного Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Если юридические лица не могут выступать в качестве должников в конкурсном процессе, то законодательство в таких случаях должно предусматривать иные механизмы, направленные на удовлетворение требований кредиторов. Так, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4746. учредители (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Но в некоторых случаях мы сталкиваемся с явными недоработками. Так, политическая партия является общественным объединением (Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях") Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950., по обязательствам которого его участники (члены) не отвечают (п. 2 ст. 117 ГК РФ). В самом Законе о политических партиях наличествуют нормы, регулирующие ликвидацию этого юридического лица в обычном порядке, - при достаточности имущества для удовлетворения требований всех кредиторов. Ликвидация политической партии в условиях недостаточности имущества для удовлетворения требований всех ее кредиторов Законом специально не регламентируется. А наличие запретительной нормы Закона о несостоятельности 2002 г. приводит нас к неутешительному выводу: либо Закон презюмирует, что долговые обязательства политических партий никогда не превысят имеющееся имущество (это утверждение не может являться аксиомой), либо политическую партию, обладающую всеми признаками несостоятельности, нельзя будет ликвидировать по этой причине, и соответственно кредиторы будут защищены в меньшей степени, чем обычно. Ситуация, аналогичная политическим партиям, складывается и в отношении религиозных организаций.
По общему же правилу, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном:
- если заявление о признании должника банкротом подано в период с 01.03.1998 по 02.12.2002 - параграфом 1 главы Х "Особенности банкротства ликвидируемого должника" Закона о несостоятельности 1998 г.;
- если заявление о признании должника банкротом подано после 02.12.2002 - параграфом 1 главы ХI "Особенности банкротства ликвидируемого должника" Закона о несостоятельности 2002 г.
Причины, по которым должник - юридическое лицо ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть и не связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех. Важно другое. Если в процессе ликвидации выясняется, что должник не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация должна продолжаться в соответствии с нормами Закона о несостоятельности.
Упрощение процедуры банкротства ликвидируемого должника касается в первую очередь признаков банкротства. В качестве обязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов на фоне уже принятого решения о ликвидации. Это может быть известно как исполнительным органам управления, так и ликвидационной комиссии должника.
При достаточности для удовлетворения требований кредиторов стоимости имущества должника - юридического лица, принявшего решение о ликвидации, его ликвидация по решению арбитражного суда в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности, исключается Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 г. № А56-29610/00 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 1. - С. 24; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2002 г. № Ф04/1684-415/А27-2002 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 9. - С. 32..
В случае установления в ходе ликвидации юридического лица недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61 ГК РФ) правом Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 7542/97 // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 10. - С. 27; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2002 г. № Ф04/1684-415/А27-2002 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 8. - С. 25; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 августа 2002 г. № А42-3823/02-5 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 10. - С. 22. на обращение в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом обладают только указанные в Законе лица: ликвидационная комиссия, собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредитель (участник) должника или руководитель должника (п. п. 2, 3 ст. 174 Закона о несостоятельности 1998 г., п. п. 2, 3 ст. 224 Закона о несостоятельности 2002 г.).
При обнаружении того, что стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если же ликвидационная комиссия не создана, но решение о ликвидации уже принято, то заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.
Руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника не позднее одного месяца с момента обнаружения недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. Заявление подается тем лицом, которое имеет право подписи на момент направления его в арбитражный суд. Неисполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность лиц, обязанных его подписывать, по обязательствам, возникшим после истечения указанного срока.
Недостаточность (или достаточность) имущества должника для полного удовлетворения требований всех кредиторов может быть достоверно установлена при составлении промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения. При наличии достоверной информации об имущественном положении должника вывод о достаточности имущества может быть сделан и ранее составления промежуточного ликвидационного баланса.
Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г. Самары обратилась с заявлением в Арбитражный суд Самарской области о признании Закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Кристалл", г. Самара, несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.
Как видно из материалов дела, согласно учетным данным налогоплательщика Закрытым акционерным обществом "Научно-производственное объединение "Кристалл" за первый квартал 2002 г. представлена нулевая отчетность, сведения об осуществлении деятельности в 2002 г. не представлены.
Отчетность 2004, 2005 гг. в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Промышленному району не представлена. Последняя налоговая и бухгалтерская отчетность была представлена 21.07.2003. Согласно сведениям о движении денежных средств на расчетных счетах ответчика, представленных Открытым акционерным обществом "Башпромбанк", г. Уфа, КБ "Транснациональный банк", г. Самара, Федеральным депозитным банком, г. Москва, должник не осуществляет операции по банковским счетам: по счету 40702810000710000093, открытому в Открытом акционерном обществе "Башпромбанк", - с 01.10.2004, а по расчетным счетам в Транснациональном банке и Федеральном депозитном Банке - с момента их открытия.
Суммарная просроченная (свыше трех месяцев) кредиторская задолженность без учета пеней и штрафов по состоянию на 18.10.2005 составляет 66559273 руб. 63 коп.
В соответствии со ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом, независимо от размера кредиторской задолженности.
Статья 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает, что предусмотренные параграфом 2 гл. XI указанного Федерального закона положения применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев с даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
В соответствии со ст. 21.1 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ) "юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом", то есть по решению регистрирующего органа.
Согласно п. 3 Информационного письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100 при поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно п. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу п. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается в случае, если имеются заявления (возражения) кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из реестра.
При таких обстоятельствах производство по делу прекращено неправомерно Постановление ФАС Поволжского округ по делу №А55-31440/05-24 от 13 июня 2006 года//Вестник ВАС РФ.-2006.- № 8.- С.45..
Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд приводит к наступлению в качестве специальной меры субсидиарной ответственности:
- по обязательствам должника, возникшим после истечения срока для направления заявления должника (п. 1 ст. 9 Закона о несостоятельности 1998 г., п. 2 ст. 10 Закона о несостоятельности 2002 г.);
- по неудовлетворенным требованиям кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей должника (п. 2 ст. 176 Закона о несостоятельности 1998 г., п. 2 ст. 226 Закона о несостоятельности 2002 г.).
К этой ответственности будут привлекаться лица, на которые законодательством о несостоятельности возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления (п. 1 ст. 9 Закона о несостоятельности 1998 г., п. 2 ст. 10 Закона о несостоятельности 2002 г.). В качестве таковых выступают собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника, председатель и члены ликвидационной комиссии (ликвидатор).
В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ к ликвидационной комиссии полномочия по управлению делами юридического лица переходят с момента ее назначения. Следовательно, с момента назначения ликвидационной комиссии на ее председателя и членов возлагаются обязанности по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом, а до ее назначения - на руководителя должника.
В отличие от Закона о несостоятельности 1998 г. в Законе о несостоятельности 2002 г. в качестве общей санкции за нарушение его норм предусмотрено возмещение убытков. Подобная ответственность возлагается на руководителя должника или учредителя (участника) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, членов органов управления должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора). Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности. Соответственно ее применение будет основано на общих положениях гражданского права.
Ранее существовала возможность дисквалифицировать руководителя должника и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) в случае неисполнения обязанности по обращению в суд (п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве 1998 г.). Законом о несостоятельности 2002 г. подобная санкция не предусмотрена.
Для обращения в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника важным условием является наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица. От наличия или отсутствия решения о добровольной ликвидации юридического лица зависит, в частности, возможность рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника по заявлению его кредитора Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 года № А56-29610/00 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 1. - С. 24..
В случае если дело о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных Законом для банкротства ликвидируемого должника (п. 3 ст. 225 Закона о несостоятельности 2002 г.).
Если же после принятия заявления о банкротстве ликвидируемого должника суд признал недействительным решение общего собрания о ликвидации организации, то производство по делу о банкротстве ликвидируемого должника должно быть прекращено. Перевод в этом случае конкурсного процесса в обычные рамки недопустим, даже при условии наличия всех признаков, требуемых для инициирования процесса по делу о банкротстве в обычном режиме.
Сложнее обстоит дело, если заявление о признании должника несостоятельным подает кредитор. Ведь зачастую кредитор, осознав, что его требования не будут удовлетворены, стремится к скорейшей ликвидации должника. В такой ситуации находятся, например, банки, которые формируют резерв на возможные потери по ссудам при нарушении сроков выплаты процентов по основному долгу и до момента погашения либо списания задолженности с баланса. Основанием же для списания задолженности ликвидируемого должника выступает решение суда Пункты 3.1, 4.4.2 Инструкции Центрального банка РФ от 30 июня 1997 г. № 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" (с последующими изменениями и дополнениями) // Банковский бюллетень. - 1998. - № 7. - С. 18..
Закон не ограничивает ликвидационную комиссию временными рамками в части составления промежуточного ликвидационного баланса должника. И при определенной недобросовестности ее председателя и членов этот процесс может затянуться на неопределенное время. Доказав эту недобросовестность, банки могут потребовать возмещения упущенной выгоды (в виде неполученных процентов на те денежные средства, которые были использованы при формировании резерва). Но все же банкам выгоднее высвободить денежные средства из резерва, чем инициировать судебный процесс о возмещении неполученных доходов с неопределенной перспективой.
Нормы Закона РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 1. - Ст. 6. не ограничивали право кредитора обратиться в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом, по получении которого суд возбуждал производство по делу Пункт 4 приложения к письму ВАС РФ от 25.04.1995 № С1-7/ОП-237 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ. - 1995. - № 7. - С. 26..
В настоящее время кредитор не может обратиться в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом. Лишение кредитора подобного права объясняется спецификой хозяйственной ситуации (ликвидацией должника). Если принятие решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии имело место до обращения кредитора в арбитражный суд и возбуждения дела о банкротстве должника, то рассмотрение в арбитражном суде спора о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности, по заявлению кредитора должника исключается в любом случае, поскольку причиной ликвидации юридического лица является не его банкротство, а иные основания. Так, решения арбитражных судов первой и второй инстанций, признавших банкротом ликвидируемого должника по заявлению кредитора, были отменены постановлением кассационной инстанции Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2004 г. № А55-3823/02-5 // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 7. - С. 28..
В то же время если решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу коммерческая организация признана несостоятельной (банкротом), то иск о ее ликвидации в связи с осуществлением ею деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона и иных правовых актов не подлежит рассмотрению Пункт 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 3. - С. 11..
Признаком несостоятельности ликвидируемого должника является также просрочка исполнения денежных обязательств (обязанности по уплате обязательных платежей). Однако факты наличия просрочки в исполнении денежных обязательств (обязанностей по уплате обязательных платежей), превышения размера задолженности сверх законодательно определенных минимальных величин для решения вопроса о возбуждении производства по делу о банкротстве ликвидируемого должника значения не имеют.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника - Общества с ограниченной ответственностью "Прима-С" (далее - ООО "Прима-С") и открытии конкурсного производства по упрощенной процедуре банкротства.
Исковые требования мотивированы тем, что просроченная свыше трех месяцев кредиторская задолженность ООО "Прима-С" по уплате обязательных платежей на 01.06.2005 без учета штрафных санкций и пени составляет 925136,89 руб., что превышает установленную ст. 6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сумму для возбуждения дела о банкротстве. Кроме того, Общество не представляет в налоговый орган отчетность более года, и установить его местонахождение невозможно, в связи с чем ООО "Прима-С" является отсутствующим должником.
В судебном заседании представители ООО "Прима-С" пояснили, что Общество не является отсутствующим должником, поскольку находится по указанному в учредительных документах адресу и ведет активную экономическую деятельность.
Как видно из материалов дела, ФНС Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 14 по Самарской области (далее - МРИ ФНС N 14) выявлена задолженность ООО "Прима-С" по налогам и сборам на 01.06.2005 в размере 925136,39 руб., в результате чего налоговым органом было вынесено решение от 28.10.2003 и Постановление от 30.10.2005 N 12 о взыскании налога (сборов), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации.
Решением от 29.07.2005 N 11553/81 в связи с неисполнением ООО "Прима-С" обязанности по предоставлению отчетности МРИ ФНС России N 14 по Самарской области были приостановлены все расходные операции по счетам должника, кроме платежей в бюджет и внебюджетные фонды в коммерческом банке "Самарский кредит".
Поскольку принимаемые Межрайонной инспекцией ФНС N 14 по Самарской области меры по взысканию недоимки, штрафов и пени не привели к погашению задолженности, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Прима-С" несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
Положения о банкротстве отсутствующего должника применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29.
Лица, обладающие правом на подачу заявления о признании отсутствующего должника банкротом, обязаны приложить к названному заявлению документы, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих отнести должника к отсутствующему, в частности документ органа связи о невозможности вручить должнику корреспонденцию, справку Налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органом, доказательства фактического прекращения должником своей деятельности.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении налоговым органом корреспонденции в адрес директора Общества Скрицкого В.А., являющегося руководителем должника - юридического лица, сведения о котором содержатся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Следовательно, факт отсутствия единоличного органа управления Общества не может считаться доказанным.
ООО "Прима-С" представлены документы, свидетельствующие об отсутствии операций по счетам должника в банках (решение № 11533/81 от 29.07.2005, сведения о счетах Общества, справка "Промавтобанка" от 03.11.2005 № 04/1815).
Указанные обстоятельства имеют существенное значение для решения вопроса об обоснованности введения процедуры конкурсного производства в порядке упрощенного производства, однако не были исследованы судом, что является основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение Постановление ФАС Поволжского округа по делу № А55-24465/05-18 от 20 июня 2006 года// Вестник ВАС РФ.-2006.- №8.-С.67..
В этих условиях критерий неоплатности, который применительно к ликвидируемому должнику присутствует, является не столько критерием банкротства, сколько критерием необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника Телюкина М.В. Признаки несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников // Юридический мир. - 1999. - № 12. - С. 18..
Упрощение процедур банкротства ликвидируемого должника выражается в отказе от использования процедур наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления, даже если есть основания полагать возможность восстановления платежеспособности. Арбитражный суд сразу принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
Таким образом, Законы о несостоятельности 1998 г. и 2002 г. занимают продолжниковскую позицию, обеспечивая интересы учредителей юридического лица - скорейшую ликвидацию должника в условиях неудовлетворения требований кредиторов. Возможность по ходатайству собрания кредиторов (в их интересах) ввести внешнее управление имуществом ликвидируемого должника в настоящее время отсутствует Там же..
Нарушение требования об обращении в суд при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого должника для удовлетворения требований всех кредиторов недопустимо, поскольку может явиться основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
К отсутствующим должникам законодатель относит юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.
Помимо этого положения, касающиеся упрощенных процедур банкротства, применяются в том случае, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Закона о банкротстве 2002 г.) <*>.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Следует обратить внимание, что заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве 2002 г.). Порядок и условия финансирования процедур банкротства, включая размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 21 октября 2004 г. № 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующего должника" Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 44. - Ст. 4347.).
Вместе с тем при отсутствии финансирования процедур банкротства заявления о признании отсутствующего должника банкротом судом возвращаются; дела о признании банкротом таких должников, возбужденные до вступления в силу Закона о банкротстве 2002 г., по которым не принято решение, подлежат прекращению производством П. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 6. - С. 21..
Лица, обладающие правом на подачу заявления, должны приложить к нему документы, подтверждающие отсутствие должника, в частности документ органов связи о невозможности вручить корреспонденцию, справку органов внутренних дел об отсутствии гражданина по месту жительства и об объявлении его в розыск, акты судебных приставов о невозможности взыскания в связи с отсутствием органов юридического лица или гражданина и имущества и т.д.
Особенностью рассмотрения дела о банкротстве в отношении отсутствующего должника является то обстоятельство, что закон предусматривает для разбирательства сокращенный срок (месячный), поскольку в отношении данного должника не применяются ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление.
Конкурсный управляющий осуществляет опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении отсутствующего должника. Одновременно он письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов. Данные кредиторы в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования.
Если в ходе конкурсного производства обнаружено имущество должника, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным Законом о банкротстве 2002 г.
После продажи обнаруженного имущества вырученная сумма идет на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему, после чего требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной Законом о банкротстве 2002 г.
По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд свой отчет для утверждения и вынесения определения о завершении конкурсного производства.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (ст. 227).
Общие положения Закона о банкротстве 2002 г. о праве кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом имеют определенное значение и в деле о банкротстве отсутствующего должника. Право кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обусловлено наличием у него материально-правового притязания к должнику. Закон о банкротстве в качестве кредиторов должника (для целей возбуждения дела о банкротстве) рассматривает только кредиторов по денежным обязательствам и по обязательным платежам. При этом не всякий кредитор по денежному обязательству обладает правом на подачу заявления о признании должника банкротом. Таким правом обладают лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве 2002 г. конкурсными кредиторами.
К конкурсным кредиторам относятся кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2).
Таким образом, в рассматриваемом вопросе важно наличие денежного обязательства и характер правоотношения, из которого оно вытекает. Право кредитора на подачу заявления о признании должника банкротом обусловлено не только наличием денежного обязательства или требования по обязательным платежам. Денежное требование (требование по обязательным платежам) должно иметь соответствующий размер, состав и срок неисполнения его должником. Эти показатели определяют признаки банкротства должника в общих процедурах банкротства.
Таким образом, кредитор имеет право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии денежного обязательства (требования по обязательным платежам) и при наличии признаков банкротства должника. Это общее правило.
Правовое положение кредитора в гражданско-правовом обязательстве предполагает наличие у него требования к должнику. В деле о банкротстве отсутствующего должника оно может быть в размере меньшем, чем это предусмотрено ст. 5 Закона о банкротстве 2002 г. При отсутствии к должнику какого бы то ни было требования участник гражданского правоотношения не имеет субъективного права на обращение в суд (ст. 4 АПК РФ).
Поэтому в деле о банкротстве отсутствующего должника при разрешении спора по заявлению кредитора по гражданско-правовому обязательству важным является только наличие у него к должнику денежного требования. Состав денежного требования, период его неисполнения не имеют никакого значения при определении признаков банкротства отсутствующего должника.
Также представляется правильным, что кредиторы третьей очереди с требованием о взыскании неустойки или убытков имеют право обратиться в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом.
Наличие у кредитора денежного требования к должнику дает ему субъективное право на обращение в суд, однако размер и состав требования не определяют признаки банкротства отсутствующего должника. Эти показатели имеют значение при реализации права голоса на собрании кредиторов и при установлении очередности удовлетворения требования кредитора Конев Ф.Ф. Некоторые аспекты законодательства о банкротстве // Российский судья. - 2005. - № 9. - С. 15..
Как показывает судебно-арбитражная практика, суды не связывают возможность признания отсутствующего должника банкротом с наличием задолженности по обязательным платежам Постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2002 г. по делу № 9111/01 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 5. - С. 32.. Наличие задолженности по обязательным платежам не только не является признаком банкротства отсутствующего должника, но и не определяет правовой интерес уполномоченного органа на обращение в суд.
Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ, определяя круг доказательств, необходимых для установления признаков банкротства отсутствующего должника, к числу которых не относятся доказательства в подтверждение долга по обязательным платежам. Данный вывод следует из п. 10 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. № 50 Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 3. - С. 11.
На этом основании можно говорить о том, что право уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом никак не зависит от наличия у него материально-правового требования к должнику.
Прямой нормы права о ведении реестра кредиторов в деле о банкротстве отсутствующего должника нет. Вместе с тем положения о праве кредиторов заявлять свои требования конкурсному управляющему и возможность осуществления расчетов с ними в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г., предполагают ведение реестра требований кредиторов и в указанной процедуре банкротства.
Поэтому после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд вместе с отчетом о результатах проведения конкурсного производства и реестр требований кредиторов.
На практике арбитражные управляющие не придают существенного значения реестру требований кредиторов по делам о банкротстве отсутствующего должника. Зачастую они не прикладывают к отчету о результатах проведения конкурсного производства реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований, объясняя это тем, что удовлетворение требований кредиторов не производилось ввиду отсутствия имущества должника.
С такой позицией арбитражных управляющих согласиться нельзя, поскольку в конкурсном производстве считаются погашенными требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, а также не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны арбитражным судом необоснованными (п. 9 ст. 142).
При неудовлетворении требований кредиторов из-за отсутствия имущества должника особенность отражения в реестре размера погашенных требований будет заключаться в том, что размер погашенных требований будет соответствовать размеру установленных требований кредиторов.
О банкротстве отсутствующего должника конкурсный управляющий письменно уведомляет всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему (п. 2 ст. 228). Общая норма, содержащаяся в п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве 2002 г., предусматривает срок на предъявление кредиторами своего требования не меньше, чем два месяца с даты публикации сообщения о признании должника банкротом. То есть, в деле о банкротстве отсутствующего должника предусмотрен сокращенный срок на предъявление требований кредиторов, по истечении которого реестр требований кредиторов может быть закрыт.
Информированность кредиторов о ходе дела о банкротстве имеет большое значение для кредиторов при защите их прав и интересов. Спорным является вопрос о том, обязательна ли публикация информации о признании отсутствующего должника банкротом и открытие в его отношении конкурсного производства. На этот счет заслуживает внимание позиция А.В. Егорова, который считает публикацию сообщения необходимой, так как она дает известную гарантию кредиторам в том, что у них будет какое-то время для предъявления претензий, прежде чем произойдет окончательная ликвидация должника Егоров А.В. Некоторые проблемы опубликования сведений, связанных с банкротством (на примере отсутствующего должника) // Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 8. - С. 77-78..
Эта позиция созвучна с разъяснениями ВАС РФ, содержащимися в п. 65 Постановления Пленума № 29 от 15 декабря 2004 г., согласно которым специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании отсутствующего должника банкротом.
Не менее важным является разъяснение ВАС РФ о том, что, поскольку специальный месячный срок на предъявление требований установлен в п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве 2002 г. только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут быть заявлены в арбитражный суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 142 указанного Закона. Правило п. 4 ст. 142 рассматриваемого Закона распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков. Требования таких кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда Снытков И. Применение законодательства о несостоятельности (банкротстве) // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 29. - С. 11..
При рассмотрении дел о банкротстве отсутствующего должника, как правило, судом не вводится процедура наблюдения. Это связано прежде всего с тем, что в делах о банкротстве отсутствующего должника в большинстве случаев руководитель и иные органы управления должника отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным. Имущества нет, или его заведомо недостаточно для покрытия судебных расходов. При таких обстоятельствах вводить процедуру наблюдения нецелесообразно. Она не достигнет основных целей: обеспечения сохранности имущества должника и ограничения полномочий руководителя и иных органов управления должника, а главным образом сохранности активов должника Беркович Н.В. Реформа законодательства о банкротстве: итоги, проблемы, решения// Безопасность бизнеса. - 2005. - № 1. - С. 11-12..
При наличии проверенных признаков отсутствующего должника суд применяет только одну процедуру банкротства - конкурсное производство.
Срок для принятия решения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства составляет не семь месяцев, как это предусмотрено для общих процедур банкротства, а месяц с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом (п. 1 ст. 228).
При решении вопроса об открытии конкурсного производства суд самостоятелен и не связан с мнением кредиторов, как это имеет место при выборе процедуры банкротства по окончании наблюдения (ст. 75).
При рассмотрении дел о банкротстве отсутствующего должника - гражданина (предпринимателя) у суда возникали вопросы по исполнению решения о признании должника банкротом: руководствоваться ли в этом вопросе ст. 209 Закона о банкротстве 2002 г. и направлять решение суда о признании должника банкротом и исполнительный лист судебному приставу-исполнителю для осуществления продажи имущества должника, или же эти функции должен выполнять конкурсный управляющий?
Вполне обоснованно в подобной ситуации следует придерживаться той точки зрения, что норма п. 2 ст. 228 рассматриваемого Закона о банкротстве, устанавливающая обязанности конкурсного управляющего, является специальной и по отношению к ст. 209, рассматривающей судебного пристава-исполнителя как лицо, осуществляющее исполнение решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом. Поэтому рассматриваемую упрощенную процедуру банкротства в отношении граждан должен проводить арбитражный управляющий.
В своей деятельности арбитражный управляющий ограничен волей кредиторов, подконтролен им и должен действовать добросовестно и разумно, с учетом интересов должника и его кредиторов. В делах о банкротстве отсутствующего должника у конкурсного управляющего может быть особое правовое положение.
Поскольку возбуждение дела о банкротстве отсутствующего должника не связано с наличием, размером и составом кредиторской задолженности, то при обращении в суд с заявлением уполномоченного органа при отсутствии долга по обязательным платежам нередко возникает ситуация, при которой конкурсный управляющий не выявит требований кредиторов по гражданско-правовым обязательствам.
В этом случае в деле о банкротстве отсутствующего должника нет кредиторов в материально-правовом значении. Уполномоченный орган в такой ситуации можно рассматривать в качестве кредитора только в процессуальном смысле.
В делах о банкротстве отсутствующего должника, где нет кредиторов с определенным размером требования, то есть с материально-правовым интересом, отсутствует цель конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
В этом случае конкурсный управляющий по существу будет выполнять функции ликвидатора, что более свойственно делам о ликвидации.
Заслуживает внимания содержание нормы п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве 2002 г. Помимо того, что указанная норма права предусматривает сокращенный срок на предъявление кредиторами своего требования, она, в отличие от п. 1 ст. 142 рассматриваемого Закона, не содержит отсылочных положений к нормам, определяющим порядок установления требований кредиторов.
Поскольку разногласия кредиторов и конкурсного управляющего по размеру и составу денежного требования неизбежны, суд при их рассмотрении должен руководствоваться общими нормами права, содержащимися в ст. 100 данного Закона.
По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным Законом о банкротстве 2002 г. (п. 3 ст. 228).
В отличие от упрощенной процедуры банкротства общие процедуры предоставляют кредиторам право на подачу заявления о принятии мер по обеспечению своего требования, выбора процедур банкротства, двухмесячный срок на предъявление своего требования в процедуре конкурсного производства и т.д.
Поэтому при наличии или обнаружении имущества отсутствующего должника представляется правильным всегда применять общие процедуры банкротства, в условиях проведения которых права кредиторов будут наиболее обеспечены.
В заключение хотелось бы отметить, что рассматриваемая упрощенная процедура банкротства может быть оправдана только в том случае, если ее применение не ведет к ущемлению прав кредиторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ российском законодательстве термины "несостоятельность" и "банкротство" употребляются как синонимы. Это положение отражает российскую специфику и не полностью отвечает мировой практике, поскольку в законодательстве ряда других стран термин "банкротство" имеет более узкое значение, подразумевающее совершение должником уголовно наказуемого деяния, наносящего ущерб кредиторам. Термин же "несостоятельность" имеет более широкое значение и обозначает удостоверенную решением соответствующего судебного органа неспособность лица погасить свои долговые обязательства. 1. Необходимо отметить, что Закон о банкротстве 2002 г. связывает несостоятельность с невозможностью удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.Такой признак банкротства, как неисполнение обязательства в полном объеме, значительно снижает возможность инициировать процедуры банкротства. Как отмечается, если должник уже в малой доле исполнил обязательства (даже с учетом порядка исполнения, предусмотренного ст. 319 ГК РФ), то возбуждение процедур банкротства - при наличии всех иных условий возбуждения дела - невозможно.2. От имени кредиторов решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов. При этом решение считается принятым при наличии простого большинства кредиторов, проголосовавших за заключение мирового соглашения, и согласии всех кредиторов по обеспеченным залогом обязательствам. При этом на собрании кредиторов конкурсный кредитор или уполномоченный орган обладают числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.Следует признать, что такой порядок не защищает в полной мере интересы всех кредиторов. Зачастую на практике судьбу мирового соглашения определяет единственный кредитор, обладающий большим количеством требований.В правовой литературе в связи с этим высказывается мнение о том, что решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов должно принимать собрание кредиторов большинством голосов от общего числа выявленных к моменту проведения собрания кредиторов независимо от их присутствия на собрании, т.е. каждый кредитор при голосовании должен иметь один голос.
3. При упрошенной процедуре банкротства нередко допускаются нарушения прав кредиторов, необходимо устранить коллизии между нормами федеральных законов.
Во-первых, необходимо внести изменения в ст. 61 ГК РФ, допускающие ликвидацию юридического лица, прекратившего свою деятельность, по решению регистрирующего органа без обращения в суд по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом о регистрации. Таким образом, будет устранена упомянутая выше коллизия, при которой юридическое лицо может быть прекращено без осуществления реорганизации или ликвидации.
4. Далее, в Законе о регистрации следует вместо исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ предусмотреть процедуру его ликвидации в административном порядке.
При этом основания для начала процедуры такой ликвидации следует оставить аналогичными основаниям принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, т.е. непредставление налоговой отчетности и отсутствие операций по банковским счетам в течение 12 месяцев до принятия решения о начале процедуры ликвидации.
5 .Представляется, что в Закон о регистрации необходимо внести положение, согласно которому кредиторы и иные лица, чьи права и законные интересы были нарушены в результате ликвидации юридического лица, могут взыскать убытки с лица, исполнявшего обязанности единоличного исполнительного органа ликвидированного юридического лица.
6. Лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного органа, обязано в силу требований закона представлять в регистрирующий орган данные об изменениях как местонахождения самого юридического лица, так и своих паспортных данных о месте жительства. В силу этого в случае направления регистрирующим органом уведомления по указанным адресам такое лицо должно считаться уведомленным надлежащим образом. Именно поэтому при неисполнении им обязанности по уведомлению кредиторов о проводимой регистрирующим органом ликвидации и уведомлению регистрирующего органа о наличии кредиторов с такого лица могут быть взысканы убытки, причиненные кредиторам ликвидацией юридического лица.
В заключение хотелось бы отметить, что существующая на сегодняшний день процедура административного исключения недействующих лиц из ЕГРЮЛ видится чрезмерно упрощенной и не содержащей комплексного подхода к решению данной задачи. Представляется, что законодательное решение процедуры внесудебной ликвидации юридических лиц требует значительно более детального урегулирования. При этом согласованные изменения должны быть внесены не только в гражданское, но и в налоговое законодательство.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 03.06.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. -2001. - № 49. - Ст. 4552.5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 38-ФЗ (в ред. от 27.12.2005 г.)// Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.6. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. - М., Юрлитиздат. 1941. - 246 с.7. Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 18.07.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.8. Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (в ред. от 18.07.2005 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3179.9. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 27.12.2005 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3591.10. Федеральный закон РФ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред. от 08.12.2003 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4746.11. Федеральный закон РФ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 02.02.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3283.12. Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 12.07.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.13. Постановление Правительства РФ от 21 октября 2004 г. № 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующего должника» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 44. - Ст. 4347.14. Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. от 01.10.2002 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 222.15. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 1. - Ст. 6.16. Инструкция Центрального банка РФ от 30 июня 1997 г. № 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" (в ред. от 18.08.2003 г.) // Банковский бюллетень. - 1998. - № 7. - С. 18.Специальная и учебная литература17. Андреев А.В. Условия объявления должника банкротам и проблема их дифференциации // Юрист. - 2006. - № 7. - С. 16.18. Анохин В. Предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности несостоятельного должника // Хозяйство и право. - 2006. - № 1. - С. 13.19. Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства. Учеб. пособие. - М., Норма. 1995. - 426 с.20. Беркович Н.В. Реформа законодательства о банкротстве: итоги, проблемы, решения// Безопасность бизнеса. - 2005. - № 1. - С. 11-12.21. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - М., БЕК 2001. - 462 с.22. Борисенкова Т.В. Реализация права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом: сочетание частных и публичных интересов // Адвокатская практика. - 2005. - № 5. - С. 11.23. Борисенкова Т.В. Три российских законно о банкротстве: баланс частных и публичных интересов // Арбитражный и гражданский процесс. - 2005. - № 9. - С. 22.24. Васильев Е.А. Правовое регулирование конкурсного производства в капиталистических странах. Учеб. пособие. - М., Юридическая литература. 1989. - 326 с.25. Витрянский В.В. Банкротство: ожидания и реальность // Экономика и жизнь. - 1994. - № 49. - С. 22.26. Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. - 1998. - № 3. - С. 39.27. Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве // Вестник ВАС РФ. - 2001. - № 11. - С. 92-93.28. Говорин В. «Круглый стол» по проблемам несостоятельности (банкротства) // Предпринимательское право. - 2006. - № 3. - С. 24.29. Голубев С.А., Гузнов А.Г., Козлачков А.А. Правовое регулирование мер по предотвращению банкротства кредитных организаций // Вестник ВАС РФ. - 1999. - № 4. - С. 83.30. Гольмстен А.Х. Исторический очерк русского конкурсного процесса. - М., Статут. 2002. - 562 с.31. Гражданское право России. Общая часть. Учебник / Под общ. ред. Садикова О.Н. - М., Норма. 2001. - 768 с.32. Гузнов А.Г. Банкротство банков: в чем отличия от обычной процедуры банкротства? // Юрист. - 1998. - № 9. - С. 2.33. Дорохина Е.Г. Государственное регулирование в сфере банкротства // Право и экономика. - 2006. - № 2. - С. 29-30.34. Дубинчин А.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица: Дис... канд. юрид. наук. - Екатеринбург., 1999. - 210с.35. Евстратов А., Медведев М. О «политическом» аспекте банкнотной процедуры // Бизнес-адвокат. - 2006. - № 16. - С. 23.36. Егоров А.В. Некоторые проблемы опубликования сведений, связанных с банкротством (на примере отсутствующего должника) // Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 8. - С. 77-78.37. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие. - М., Волтерс Клувер. 2006. - 218 с.38. Керимов Д.А. Философские проблемы права. - М., Юридическая литература. 1972. - 564 с.39. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный)/ Под ред. Садикова О.Н. - М., Инфра-М. 2005. - 678 с.40. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. Витрянского В.В. - М., Статут. 2003. - 114 с.41. Конев Ф.Ф. Некоторые аспекты законодательства о банкротстве // Российский судья. - 2005. - № 9. - С. 15.42. Крутиков Р.Н. К вопросу о понятии и признаках несостоятельности // Юрист. - 2005. - № 6. - С. 11.43. Кулагин М.И. Избранные труды. - М., Статут. 1997. - 342 с.44. Лордкипанидзе А.Г. Гарантии платежеспособности по законодательству Англии и Франции // Законодательство зарубежных стран. Вып. 162. - М., Юрлитиздат. 1979. - 318 с.45. Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве). - М., Юстицинформ. 1998. - 148 с.46. Моисеев С.В. Мировое соглашение в арбитражном судопроизводстве // Российская юстиция. - 1999. - № 10. - С. 12.47. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. Витрянского В.В. - М., Статут. 2003. - 314 с.48. Никитина О.А. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника // Хозяйство и право. - 1996. - № 6. - С. 92.49. Никифоров А.А. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: Теория, методология, проблемы. - М., Юрлитиздат. 1990. - 342 с.50. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. - М., Слово. 2003. - 978 с.51. Панов С.Я. Организационно-правовые аспекты проведения собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов ликвидируемых кредитных организаций // Банковское право. - 2006. - № 1. - С. 15.52. Пахаруков А.А. Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц: (Вопросы теории и практики): Дис... канд. юрид. наук. - Иркутск., 2003. - 234 с.53. Плешанова О. Хорошо контролируемое банкротство // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 36. - С. 4.54. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). - М., Проспект. 2001. - 348 с.55. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Олейник О.М. Т. 1. - М., Волтерс Клувер. 1999. - 726 с.56. Прудникова Т., Голубев В. Банкротство: общие положения наблюдения, управления, конкурса // Закон. - 1998. - № 6. - С. 14.57. Российское законодательство X-XX вв. / Под ред. Чистякова О.И. - М., Юридическая литература. 1984. - 624 с.58. Семеусов В.А., Пахаруков А.А. Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в российском праве. Учеб. пособие. - Иркутск. ИГЭА. 2000. - 326 с.59. Снытков И. Применение законодательства о несостоятельности (банкротстве) // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 29. - С. 11.60. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. - М., Норма. 1999. - 456 с.61. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. - М., Статут. 2004. - 426 с.62. Телюкина М.В. Признаки несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников // Юридический мир. - 1999. - № 12. - С. 18.63. Телюкина М.В. Соотношение понятий "несостоятельность" и "банкротство" в дореволюционном и современном праве // Юрист. - 1997. - № 12. - С. 42.64. Торкановский Е. Антикризисное управление // Хозяйство и право. - 2000. - № 1. - С. 6.65. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". - М., Дело. 1999. - 98 с.66. Трайнин А. Несостоятельность и банкротство. - М., Статут. 2001. - 346 с.67. Химичев В.А. Защита прав кредиторов при банкротстве. - М., Волтерс Клувер. 2005. - 178 с.68. Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). - М., Волтерс Клувер. 2006. - 214 с.69. Хозяйственное право. Учебник / Отв. ред. Лаптев В.В. - М., Проспект. 2003. - 568 с.70. Черных Л.С. Актуальные проблемы дифференциации условий для объявления юридического лица банкротом // Адвокатская практика. - 2005. - № 3. - С. 22.71. Шатохина К.А. Банкротство предприятий // Безопасность бизнеса. - 2006. - № 1. - С. 14.72. Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. - М., Статут. 2003. - 456 с.73. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. - М., Статут. 2000. - 324 с.74. Шершеневич. Г.Ф. Курс торгового права. Торговый процесс. Конкурсный процесс: В 4 т. Т. 4. 4-е изд. (по изд.1912 г.) - М., Статут. 2004. - 678 с.75. Шершеневич Г.Ф. Морское, конкурсное и вексельное право. // Избранные труды. - М. Статут. 2005. - 764 с.76. Шершеневич Г.Ф. Учение о несостоятельности. Исследование. // Избранные труды. - М. Статут. 2003. - 698 с.77. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: Традиции и перспективы // Российская юстиция. - 1998. - № 10. - С. 39.78. Эбзеев Б.Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа // Государство и право. - 1999. - № 2. - С. 35.Материалы юридической практики
79. Информационное письмо ВАС РФ от 25 апреля 1995 г. № С1-7/ОП-237 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ. - 1995. - № 7. - С. 26.
80. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 г. N 64 "О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в настоящее время фактически не применяется в связи с принятием Закона о банкротстве 2002 г.) // Вестник ВАС РФ. 2001. N 9.
81. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 3. - С. 11.
82. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // Вестник ВАС РФ. 2003. N 10.
83. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" (с изменениями и дополнениями) // Вестник ВАС РФ. 1998. N 11 (с послед. изм.).
84. Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 6. - С. 21.
85. Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник ВАС РФ. 2005. N 3.
86. Постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2002 г. по делу № 9111/01 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 5. - С. 32.
87. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 7542/97 // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 10. - С. 27.
88. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2004 г. № А55-3823/02-5 // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 7. - С.28.
89. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2001 г. № КГ-А40/5672-01 // Судебная практика к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". - С. 655 - 656.
90. Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 г. № А56-29610/00 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 1. - С. 24.
91. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 августа 2002 г. № А42-3823/02-5 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 10. - С. 22.
92. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2002 г. № Ф04/1684-415/А27-2002 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 9. - С. 32.
93. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2002 г. № Ф04/1684-415/А27-2002 // Вестник ВАС РФ. - 2002. - № 8. - С. 25.
94. Постановление ФАС Поволжского округ по делу №А55-31440/05-24 от 13 июня 2006 года//Вестник ВАС РФ.-2006.- № 8.- С.45.
95. Постановление ФАС Поволжского округа по делу № А55-24465/05-18 от 20 июня 2006 года// Вестник ВАС РФ.-2006.- №8.-С.67.