Рефераты

Банкротство юридического лица как способ его ликвидации

о нашему мнению, Закон о несостоятельности даёт возможность и должнику в лице его органов управления подавать соответствующую жалобу в арбитражный суд. Данная жалоба может подаваться во время финансового оздоровления от имени должника, как руководителем должника, так и другим органом управления; в ней должно быть указано, каким образом действия управляющего нарушают права и интересы должника. В ходе внешнего управления ситуация несколько сложнее, поскольку сам внешний управляющий исполняет функции руководителя и большую часть функций других органов управления. Однако, представляется, что в целях защиты прав должника Закон о несостоятельности должен наделять органы управления, которые сохраняют остаточную компетенцию, правом на обращение в суд с жалобой на действия арбитражного управляющего. На сегодняшний момент указанное право недостаточно чётко закреплено в законе.

Ещё одним правовым средством, направленным на устранение препятствий в достижении цели несостоятельности, является право арбитражного управляющего на обращение с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (абз. 5 п. 1 ст. 66, абз. 6 п. 4 ст. 83 Закона о несостоятельности). В качестве дополнительных мер, о применении которых может ходатайствовать временный управляющий, предусматривается установление запрета на совершение без согласия временного управляющего сделок, не предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона о несостоятельности. Принятие подобных мер носит факультативный характер и необходимо тогда, когда органы управления должника в период осуществления ими непосредственного распоряжения имуществом должника могут действовать в ущерб интересам кредиторов.

Договоры, не исполненные к моменту внешнего управления, могут быть односторонними и многосторонними. Относительно первых ещё Г.Ф. Шершеневич указывал, что «по таким сделкам, как, например, заём, сторона, имеющая право требования, сохраняет его и после объявления несостоятельности. Если это право принадлежало контрагенту несостоятельного, то удовлетворение он получит в общем конкурсном порядке». Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. - С. 244. Аналогичного мнения придерживаются и В.С. Белых, А.А. Дубинчин, М.Л. Скуратовский, которые отмечают, что «присутствие в рассматриваемых законоположениях формулировки «только в отношении договоров, не исполненных сторонами полностью или частично» означает, что отказ от исполнения может быть заявлен лишь в отношении взаимного (двустороннего) договора, то есть договора, каждая из сторон которого приобретает права и одновременно несёт обязанности в пользу другой стороны. Отсюда внешний управляющий не вправе ... отказаться от исполнения такого классического одностороннего договора, как договор займа, заёмщиком в котором выступает юридическое лицо, подвергнутое процедуре внешнего управления». Белых В.С. Указ. соч. - С. 165. С данной точкой зрения можно согласиться.

Также по мнению этих учёных, «предметом отказа от исполнения со стороны внешнего управляющего не могут быть и договоры, хотя и взаимные, но исполненные контрагентами должника полностью (исполненные односторонне)». Там же. Они должны рассматриваться как односторонние договоры, по которым обязанным является только должник. С указанной позицией не согласна М.В. Телюкина, которая считает, что «нельзя отказаться только от договоров, которые полностью исполнены и контрагентом, и внешним управляющим». Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 252. Необходимо отметить, что в другой своём труде М.В. Телюкина уже предлагает внести в Закон о несостоятельности изменения, «в соответствии с которыми управляющий может отказаться только от сделок, которые полностью контрагентом не исполнены... Другой вариант - указать в Законе, что управляющий не может отказаться от сделки после принятия им исполнения по этой сделке». Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 377. Представляется, что первое предложение М.В. Телюкиной в большей степени учитывает как интересы контрагента должника по сделке, так и самого должника и других кредиторов.

Относительно иных сделок управляющий может заявить отказ при наличии условий, указанных в Законе о несостоятельности (ст. 102 Закона о несостоятельности). Такими условиями являются:

1) соблюдение срока, в течение которого отказ может быть заявлен, он равняется трём месяцам;

2) сделки не должны быть полностью исполнены обеими сторонами, то есть должны быть не исполнены полностью или частично одной стороной либо обеими. При этом частичное исполнение приравнивается к неисполнению, так как невозможно частичное исполнение считать полным исполнением;

3) сделки должны препятствовать восстановлению платёжеспособности должника или влечь за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

Следует согласиться с мнением В.Ф. Попондопуло о том, что в конкурсном производстве отказ от исполнения договоров можно заявить без учёта условий, предусмотренных п. 2 ст. 102 Закона о несостоятельности, так как это завершающая процедура, ведущая к ликвидации должника - юридического лица. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. [Текст] - М., Юрайт. 2001. - С. 190. Сложности возникают в случае, когда конкурсный управляющий реализовал право на отказ от сделок, руководствуясь тем, что должник вот-вот будет ликвидирован, но появились достаточные основания полагать, что возможно восстановить платёжеспособность должника (ст. 146 Закона о несостоятельности).

Указанные положения не применяются к договорам, заключённым в период наблюдения с согласия арбитражного управляющего, и в ходе финансового оздоровления, если такие договоры были заключены в соответствии с Законом о несостоятельности (п. 5 ст. 102 Закона о несостоятельности). Отказ от исполнения таких договоров возможен только по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Необходимо обратить внимание на неточность формулировки п. 5 ст. 102 Закона о несостоятельности. При толковании данного пункта получается, что он распространяет своё действие лишь на договоры должника, заключённые в период наблюдения или финансового оздоровления. В отношении иных сделок, в частности, в случае выдачи банковской гарантии, даже при согласии на это временного управляющего, у внешнего управляющего есть право отказаться от её исполнения. Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 253. Данная неточность формулировки приводит к нарушению прав контрагентов должника, которые помогают ему выйти из кризиса, заключая с ним договоры в период после возбуждения дела о несостоятельности. Поэтому следует п. 5 ст. 102 Закона о несостоятельности изложить в следующей редакции: «5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, не применяются в отношении сделок должника, заключенных в ходе наблюдения с согласия временного управляющего или в ходе финансового оздоровления, если такие сделки были заключены в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Некоторые учёные считают, что требования о возмещении убытков учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди, а требование о возмещении убытков в форме упущенной выгоды учитывается отдельно в реестре требований кредиторов и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Денисов С.А. Указ. соч. - С. 189. Однако с этой точкой зрения нельзя согласиться, так как указанные требования относятся к текущим обязательствам и должны удовлетворяться при возбуждении конкурсного производства во внеочередном порядке. Именно тем, что изучаемые обязательства являются текущими, можно объяснить особую оговорку законодателя о том, что они подпадают под действие моратория (п. 3. ст. 95 Закона о несостоятельности), в противном случае, оговорка была бы не нужна.

Исследуя ситуации частичного отказа от сделки, необходимо отличать случай, когда происходит отказ в части объёма исполнения (то есть, когда договор исполняется в части всех своих условиях, но в меньшем объёме, чем им предусмотрено, например, при поставке должником продукции в объёме 100 единиц вместо 300), от случая, когда происходит отказ от исполнения части договора (то есть, когда договор может даже исполняться в полном объёме (указано на поставку 300 единиц и все 300 единиц поставлены), но при этом происходит отказ от части условий договора (например, вместо доставки продукции должник в одностороннем порядке отказывается её осуществлять)). По нашему мнению, должник может отказаться либо от исполнения всех условий договора одновременно, либо от исполнения договора в полном объёме (то есть он может согласиться исполнить договор в части объёма), но на всех условиях, определённых договором. Решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2004 г. по делу № А55-17251/03-33. // Архив Арбитражного суда Самарской области. Суд кассационной инстанции правомерно указал, что «отказ от исполнения может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами вообще либо оставшихся не исполненными в соответствующей части, исполнение которой препятствует восстановлению платежеспособности должника или влечет для него убытки. В данном случае сделка сторонами исполнена частично. В части обязательств, предусмотренных договором на срок с января 2004 г. по 01.05.2024, сделка еще не исполнена и, следовательно, в этой части внешним управляющим может быть заявлен отказ от исполнения сделки» Постановление ФАС Поволжского округа от 17.08.2004 г. № А55-17251/03-33. // Вестник ВАС РФ. - 2005. - №. 1. - С. 53.. Таким образом, должник не имеет права отказаться от оплаты цены по договору, но требовать поставки товаров, ибо это не отказ исполнения договора в части, а отказ от исполнения части условий договора. Иная позиция может привести к значительным злоупотреблениям со стороны арбитражного управляющего. Он может отказаться от исполнения своих обязанностей (отказ от части условий), но при этом требовать исполнения обязанностей от контрагента. В последнем случае будут страдать не только интересы другой стороны договора, но и всех кредиторов должника, так как в случае осуществления исполнения добросовестной стороной, она становится конкурсным кредитором (имея право требовать возмещения убытков), то есть увеличивает объём требований к должнику.

Закон о несостоятельности не даёт ответ на вопрос о том, распространяется ли ст. 102 Закона о несостоятельности на сделки, подпадающие под действие моратория. По мнению М.В. Телюкиной, разделяемому нами, отказ от сделок, находящихся под мораторием, противоречит смыслу данного правового средства, Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 254. поэтому в Закон о несостоятельности необходимо внести соответствующие положения.

Отдельно необходимо остановиться на возможности обжалования действий управляющего, отказывающегося исполнять ту или иную сделку. Представляется, что «управляющий обязан, отказываясь от исполнения сделок, предоставить доказательства того, что исполнение действительно не соответствует интересам должника». Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 376. Во избежание ситуации, когда управляющий может отказаться от одного договора по причине того, что он препятствует восстановлению платёжеспособности, и тут же заключить подобный договор на аналогичных условиях с другим лицом, необходимо считать право управляющего заявить отказ не правом, а обязанностью. «Выявив сделку, исполнение которой должнику невыгодно, - отмечает М.В. Телюкина, - он обязан от неё отказаться; выявив выгодную сделку, он обязан её исполнить (то есть не имеет права отказаться)». Там же. - С. 378. При этом нельзя рассматривать в качестве допустимой ситуацию, когда управляющий отказывается от одной сделки, но заключает другую подобную сделку с незначительно лучшими условиями, например, в случае лишь немногим более выгодной цены. В данном случае действия управляющего будут нарушать права должника и других кредиторов, так как сделка всё равно будет осуществлена, только с другим контрагентом, а у первоначального контрагента возникнет право требовать возмещения убытков, причём во внеочередном порядке. Таким образом, малая выгода для должника может привести к расширению круга кредиторов и увеличению общих претензий к должнику.

В случае если доказательства несоответствия сделки интересам должника не представлены либо они недостаточно обосновывают действия управляющего, заинтересованное лицо должно иметь право обратиться в суд с требованием о признании отказа от исполнения сделки недействительным. Подобное правило следует закрепить в Законе о несостоятельности. Оно будет способствовать защите интересов должника и кредиторов и контролю за действиями управляющего. В связи с этим необходимо дополнить ст. 102 п. 6 следующего содержания: «6. Сторона по сделке, от исполнения которой отказался внешний управляющий, кредитор либо должник имеют право предъявить в суд, арбитражный суд требование о признании отказа от исполнения сделки недействительным в случаях нарушения внешним управляющим пунктов 1 и 2 настоящей статьи».

Специфическим правовым средством, которое относится к указанной группе, является правило, закреплённое ст. 146 Закона о несостоятельности, о возможности перехода во время конкурсного производства к внешнему управлению. Оно является новеллой Закона о несостоятельности и отличается от иных правовых средств, используемых в конкурсном производстве, тем, что служит достижению не цели распределения имущества должника и его ликвидации, а устраняет препятствия восстановлению платёжеспособности должника (цели внешнего управления). Данное правовое средство в полной мере отвечает интересам, прежде всего должника, ибо позволяет рассчитаться с кредиторами в процессе внешнего управления и сохранить хозяйствующий субъект. Переход к внешнему управлению возможен исключительно в случае, если конкурсное производство было введено после наблюдения. В связи с этим возникает вопрос о том, что мешает осуществить переход к внешнему управлению при наличии данных о восстановлении платёжеспособности в ситуации, когда реабилитационные процедуры в отношении должника уже принимались? При изменении экономической ситуации в сторону, благоприятственную для положения дел должника, не имеет значение, вводилось ли в отношении него финансовое оздоровление или внешнее управление. Поэтому, представляется, что и интересам должника, и интересам кредиторов отвечает возможность принятия кредиторами решения о переходе к внешнему управлению в любом случае, если реабилитация должника осуществима. Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 359.

Закон устанавливает обязанность управляющего созвать собрание кредиторов для принятия решения о переходе в случае, если финансовый анализ даёт основания полагать, что платёжеспособность должника может быть восстановлена. Соответственно согласимся с М.В. Телюкиной, которая считает, что конкурсного управляющего можно привлечь к ответственности за неисполнение указанной обязанности. Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 359.

Переход к внешнему управлению возможен лишь в ситуации, если у должника имеется имущество, необходимое и достаточное для осуществления им самостоятельной хозяйственной деятельности. Поэтому при реализации основного бизнеса или имущества должника, если отсутствуют в необходимом объёме иные активы, позволяющие осуществлять хозяйственную деятельность, переход невозможен.

2.3 Правовые средства, непосредственно направленные на достижение цели института несостоятельности (банкротства) юридического лица

Основным правовым средством, направленным на вывод должника из кризисной ситуации, является назначение арбитражного управляющего (ст. ст. 65, 80, 96, 127 Закона о несостоятельности). Оно применяется во всех процедурах банкротства, однако объём предоставленных управляющему полномочий, как отмечалось, различный. В период наблюдения и финансового оздоровления он оказывает должнику больше консультационную помощь, связанную с выходом из кризиса, а также осуществляет контроль за тем, чтобы действия должника не наносили вреда его делам и не ущемляли интересы кредиторов.

Во внешнем управлении и конкурсном производстве управляющий принимает имущество должника в управление с тем, чтобы непосредственно применить свои профессиональные знания для разрешения кризиса.

Для наиболее полного и правильного исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей он имеет право привлекать на договорной основе различных специалистов с оплатой их деятельности за счет средств должника (абз. б п. 3 ст. 24 Закона о несостоятельности). В ходе конкурсного производства управляющий должен привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника (абз. 3 п. 2 ст. 129 Закона о несостоятельности). В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий наделён полномочием привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов (п. 3 ст. 131 Закона о несостоятельности). Все эти меры должны способствовать оказанию должнику как можно более квалифицированной помощи, а также защите интересов кредиторов.

Правовым средством, способствующим реабилитации должника, является составление плана финансового оздоровления и плана внешнего управления (ст. 84 Закона о несостоятельности). В плане финансового оздоровления указываются те конкретные мероприятия, которые должны помочь должнику восстановить платёжеспособность и удовлетворить в полном объёме требования кредиторов, то есть достичь цели финансового оздоровления. График погашения задолженности подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. В соответствии с п. 2 ст. 84 Закона о несостоятельности график оформляет одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные сроки. Он должен предусматривать погашение всех требований, включённых в реестр. Учёные специально отмечают то, что в случае наличия противоречий между планом финансового оздоровления (графиком погашения задолженности) и иными документами должника приоритет имеют план и график, а в случае противоречий между планом и графиком приоритет имеет последний, так как он является более конкретным документом.
Лебедев К.К. Проблема правомерности выпуска дополнительных акций общества, в отношении которого проводится процедура внешнего управления. [Текст] // Кодекс-info. - 2000. - № 12. - С. 8.

В отличие от плана финансового оздоровления, план внешнего управления Ращевский Е. К вопросу о юридической природе плана внешнего управления. [Текст] // Хозяйство и право. - 2000. - № 12. - С. 23. составляется арбитражным управляющим и уже после того, как внешнее управление в отношении должника введено. План внешнего управления должен быть подготовлен управляющим не позднее одного месяца с момента его назначения. В отличие от предыдущего закона, Закон о несостоятельности в ст. 109 содержит перечень вопросов, которые должен содержать план внешнего управления (причём он не является исчерпывающим). План внешнего управления может содержать какие-то ограничения для внешнего управляющего или, наоборот, предоставлять ему дополнительные полномочия. Тот факт, что план внешнего управления должен быть утверждён собранием кредиторов, говорит о его договорной природе. Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 343-344. Утверждение плана внешнего управления кредиторами целесообразно прежде всего потому, что они во время реализации данной процедуры значительно ограничивают свои права по отношению к должнику. Поэтому кредиторы не просто имеют право знать, что управляющий намерен делать для вывода должника из кризиса, но и активно участвовать в формировании перечня тех мероприятий, которые будут способствовать восстановлению платёжеспособности должника.

В случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности административный управляющий обязан требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения (абз. 9 п. 3 ст. 83 Закона о несостоятельности). Лица, предоставившие обеспечение, исполняют обязательства должника путём перечисления денежных средств на расчётный счёт должника, а не кредиторов (ст. 89 Закона о несостоятельности). Если средств, предоставленных должнику, хватило для удовлетворения всех требований кредиторов, то дело о банкротстве прекращается, а лица, предоставившие должнику средства, имеют право заявить соответствующие требования уже вне рамок процесса банкротства (ст. 90 Закона о несостоятельности).

В случае, если в ходе финансового оздоровления лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, удовлетворены требования кредиторов, при введении последующих процедур банкротства требования указанных лиц подлежат включению в реестр требований кредиторов как требования конкурсных кредиторов (п. 2 ст. 90 Закона о несостоятельности). Указанная норма играет очень большую роль, так как она содержит специальное правило в отношении лиц, предоставивших обеспечение и становящихся кредиторами должника в деле банкротства. В общем порядке данные лица являются кредиторами по текущим обязательствам, однако суть финансового оздоровления состоит в том, что права должника ограничиваются Законом о несостоятельности в небольшой степени, но с условием, что другие лица (учредители, участники, третьи лица) принимают на себя часть ответственности за действия должника, то есть разделяют с ним риск недостижения цели финансового оздоровления. Поэтому оправдана позиция Закона о несостоятельности, в соответствии с которой данные лица становятся кредиторами третьей очереди Курбатов А. Субсидиарная ответственность руководителей при несостоятельности (банкротстве) возглавляемых ими кредитных организаций [Текст] // Хозяйство и право. - 2007. - № 7. - С. 31..

Перечень правовых средств, которые могут использоваться должником (внешним управляющим) для достижения цели внешнего управления, определяется Законом о несостоятельности (ст. 109 Закона о несостоятельности), но не является исчерпывающим. Закон о несостоятельности в отличие от многих западных стран, а также стран СНГ и Балтии уделяет значительное внимание вопросам регулирования мер, которые направлены на восстановление платёжеспособности должника. Рассматриваемую группу правовых средств условно можно разделить на подгруппы: правовые средства, направленные на изменение хозяйственной деятельности должника; направленные «на изменение структуры корпоративного управления должника»; Рягузов А.А. Трансграничная несостоятельность в российском праве [Текст] // Юридический мир. - 2007. - № 6. - С. 18. направленные на реализацию активов должника и др.

Применение данных правовых средств основано, прежде всего, на закреплении Законом о несостоятельности права органов управления должника принимать решения об их реализации. Это положение является существенной новеллой Закона о несостоятельности, которая обеспечивает не только права должника и кредиторов, но и учредителей (участников) должника. Такой подход законодателя можно приветствовать, поскольку он позволяет избежать явного передела собственности при банкротстве. Возможность принимать органами управления должника решения по отдельным вопросам называется еще «сохраненной компетенцией». Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 237.

Полномочия органов управления должника, которые сохраняются за ними можно условно дифференцировать на несколько групп.

К первой группе относятся полномочия, связанные с реализацией ряда правовых средств, направленных на восстановление платёжеспособности должника. К ним относится принятие решений: о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций и т.д. (п. 2 ст. 94 Закона о несостоятельности). Таким образом, мы видим, что Закон о несостоятельности в большей степени стал учитывать интересы должника, его учредителей (участников) и создал необходимые гарантии того, что результатом процесса банкротства не станет переход бизнеса, в общем-то успешного должника в руки недобросовестных лиц.

Во вторую группу выделяют полномочия на принятие решений о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника (абз. 10 п. 2 ст. 94 Закона о несостоятельности). Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» [Текст] / Под ред. Попондопуло В.Ф. - М., Юрайт. 2006. - С. 200.

Погашение предоставленных кредитов, скорее всего, будет осуществляться уже после окончания внешнего управления (после закрытия дела о несостоятельности), соответственно оно будет проводиться не внешним управляющим, а новым руководителем должника, назначенным соответствующим уполномоченным органом (собранием участников, наблюдательным советом и т.д.). Поэтому целесообразно предоставить возможность согласовывать условия кредитных договоров именно тем лицам, которые и будут в последующем отвечать за их исполнение.

Необходимо отметить, что Закон о несостоятельности обошёл своим вниманием собственника имущества должника - унитарного предприятия. В соответствии си. 2 ст. 123 Закона о несостоятельности полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия восстанавливаются лишь в случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов. Однако в указанной ситуации получается, что права публичного собственника значительно ущемляются по сравнению с правами учредителей (участников) хозяйственных товариществ и обществ, что не может быть оправдано с точки зрения конкурсного права. Более того, права государственной и муниципальной собственности на имущество унитарного предприятия не прекращаются с введением внешнего управления. Поэтому представляется, что положения п. 2 ст. 94 Закона о несостоятельности можно и нужно распространять на собственника имущества должника - унитарного предприятия с учётом особенностей его статуса (отсутствия акций и т.д.). Денисов С.А. Указ. соч. - С. 145.

В связи с тем, что органы должника продолжают осуществлять часть своих полномочий, кредиторы вынуждены действовать совместно с ними, хотя они (кредиторы) и доминируют при принятии решений.

Правовые средства, направленные на изменение хозяйственной деятельности должника, должны, по нашему мнению, рассматриваться как основные. Именно они очень часто позволяют выйти из кризиса в тех случаях, когда он был вызван экономическими причинами. Вопросы перепрофилирования производства, закрытия нерентабельных производства, перехода на выпуск новой продукции, отказа от старых и развития отношений с новыми поставщиками в обязательном порядке должны решаться внешним управляющим, но носят они в большей степени экономический характер, поэтому при их реализации управляющий руководствуется общегражданскими нормами. Использование правовых средств этой группы позволяет с наименьшими потерями для должника и кредиторов выйти из кризиса. Но не всегда осуществление обычной хозяйственной деятельности, особенно после проведения финансового оздоровления, способно разрешить ситуацию вокруг должника. Поэтому Закон о несостоятельности предусматривает дополнительные специальные средства, помогающие достичь цели внешнего управления.

Правовые средства, связанные с изменением структуры корпоративного управления, являются наиболее «болезненными» для учредителей (участников) должника. Зачастую именно они используются недобросовестными лицами для «перехвата» управления должником, часто только для этого возбуждается дело о банкротстве. При их осуществлении должны в равной степени учитываться и интересы кредиторов, и интересы учредителей (участников) должника, которые готовы отказаться от части влияния на бизнес с целью его сохранения. К таким средствам относятся дополнительная эмиссия акций (ст. 114 Закона о несостоятельности) и замещение активов должника (ст. 115 Закона о несостоятельности).

Правовым средством, связанным с изменением структуры управления юридическим лицом, является замещение активов должника. Состоит он в том, что на базе имущества должника создаётся новое юридическое лицо, свободное от долгов, а должник становится участником данного юридического лица. Должник осуществляет реализацию имеющихся у него акций этой новой организации среди заинтересованных лиц, а вырученные деньги направляет на исполнение требований кредиторов. Так же, как и дополнительная эмиссия акций, указанное правовое средство должно быть включено в план внешнего управления по ходатайству учредителей (участников) - этим гарантируются интересы «собственников бизнеса».

Телюкина М.В. предлагает ввести в Закон новые правовые средства, связанные с изменением структуры управления должника, такие как акционирование долга и акционированное замещение активов. Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 367-372. Они создадут, по её мнению, дополнительные возможности для решения задач, поставленных законодательством о банкротстве. Предложения М.В. Телюкиной, безусловно, являются интересными, однако их внедрение потребует значительного изменения гражданского законодательства, в частности, ГК РФ (п. 2 ст. 90 и п. 2 ст. 99) и Закона о банкротстве (п. 4 ст. 114). Кроме того, некоторые из них не так эффективны, как другие правовые средства, например, акционирование долга, предоставляет меньше возможностей для достижения цели института банкротства, чем дополнительная эмиссия. Правовыми средствами, направленными на изменение активов должника, являются продажа предприятия должника, продажа части имущества должника, уступка прав требований. Эти средства, как и вышеописанные, способны при использовании их недобросовестными лицами привести к захвату бизнеса должника, то есть они могут использоваться не для достижения цели внешнего управления и института банкротства в целом. Поэтому Закон о несостоятельности устанавливает, что данные правовые средства могут реализовываться лишь в том случае, если они включены в план внешнего управления. Инициатива о продаже бизнеса должна исходить от учредителей (участников) должника, данное положение является новеллой и способствует защите их интересов (п. 2 ст. 110 Закона о несостоятельности).

Такие правовые средства, как продажа имущества должника, уступка прав требований и замещение активов должника, используются ещё и в конкурсном производстве. Однако цели, которые преследуются законом при установлении данных правовых средств во внешнем управлении и конкурсном производстве, различны. Во внешнем управлении они, в отличие от конкурсного производства, не создают условия для достижения цели, а непосредственно направлены на её достижение. Соответственно, условия их применения во внешнем управлении отличаются от условий реализации в конкурсном производстве. В частности, осуществление продажи имущества должника во внешнем управлении невозможно в случае, если должник не сможет в дальнейшем функционировать. «В отличие от традиционного конкурсного процесса распродажа имущества и получение его ценности не становится целью процедуры, носящей признаки реабилитационной». Денисов С.А. Указ. соч. - С. 24. В конкурсном же производстве продажа имущества должника неизбежна, а цель конкурсного производства - ликвидация должника - подразумевает то, что управляющий не должен учитывать возможность дальнейшего функционирования должника.

Как нами уже отмечалось, прежде всего, о разрешении кризисной ситуации в отношении должника свидетельствует полное удовлетворение требований кредиторов. Поэтому многие цивилисты основной целью института банкротства считают именно удовлетворение требований кредиторов. Безусловно, в ходе всех процедур должник обязан всеми возможными способами стремиться уменьшению количества кредиторов, перед которыми он имеет задолженность. Это является гарантией прекращения дела о несостоятельности и сохранения юридического лица как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Если же в процессе реабилитации удовлетворить всех кредиторов не представляется возможным и нет никакой надежды на восстановление платёжеспособности, то должник признаётся банкротом и всё его имущество направляется на погашение требований кредиторов, как «настоящих», так и «будущих» Химичев В.А. Проблемы применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в практике арбитражных судов [Текст] //Закон. - 2007. - № 7. - С. 30..

Но прежде чем рассматривать вопросы, связанные с расчётами с кредиторами в каждой процедуре банкротства, необходимо остановиться на проблеме правового положения кредиторов по текущим обязательствам, так как их требования удовлетворяются вне очередей, предусмотренных Законом о несостоятельности и закрепляемых в реестре требований кредиторов. Освещение данного вопроса важно ещё и потому, что надлежащее определение Законом о банкротстве положения кредиторов с требованиями из текущих обязательств должно устранить конфликт интересов, который может возникнуть между данными кредиторами и иными кредиторами, участвующими в деле о банкротстве.

Закон о несостоятельности использует различные термины, касающиеся кредиторов по текущим обязательствам. Кроме понятия «текущие платежи», Закон о несостоятельности употребляет термины «текущие обязательства» Химичев В. Текущие обязательства при банкротстве. [Текст] // Хозяйство и право. - 2004. - № 4. - С. 25. (п. 1 ст. 134), «текущие денежные обязательства» (п. п. 2 и 3 ст. 134), «текущие требования» (п. 2 ст. 136). В целях соблюдения юридической техники представляется необходимым отказаться от термина «текущие платежи» в пользу понятия «текущие обязательства», тем самым упорядочив употребление специальных терминов в Законе о несостоятельности.

Кредиторы по текущим обязательствам ещё именуются кредиторами конкурсной массы, так как их требования погашаются вне очереди за её счёт. Данные кредиторы обладают рядом преимуществ по сравнению с другими кредиторами. Их специальный статус связан прежде всего с тем, что они способствуют должнику в восстановлении его платёжеспособности (на стадиях наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления) либо обеспечивают нормальное движение конкурсного производства. Они помогают и должнику, и кредиторам достичь тех целей, которые ставят перед ними процедуры банкротства. В отличие от остальных (не текущих) кредиторов (конкурсных кредиторов, уполномоченных органов, кредиторов по обязательствам из возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью и т.д.), их требования удовлетворяются во внеочередном порядке, то есть на них не распространяет своё действие принципы очерёдности и соразмерности удовлетворения требований, установленные для других кредиторов Законом о несостоятельности. Требования кредиторов по текущим обязательствам не включаются в реестр требований кредиторов. Указанные кредиторы при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Данные положения ст. 5 Закона о несостоятельности вступают в прямое противоречие со ст. ст. 12, 16, 34 и т.д. Закона о несостоятельности. Дело в том, что кредиторы по текущим обязательствам являются кредиторами по денежным обязательствам, следовательно, они, исходя из определения конкурсных кредиторов, данного в ст. 2 Закона о несостоятельности, относятся к их числу и обладают всеми правами конкурсных кредиторов, в том числе правами на участие в деле о банкротстве, на участие в собрании кредиторов с правом голоса и т.д. Чтобы избежать данной коллизии, необходимо в определении конкурсных кредиторов оговориться об исключении кредиторов по текущим обязательствам из числа конкурсных кредиторов.

Гражданский кодекс РФ, определяя очерёдность удовлетворения требований кредиторов, не указывает на возможность внеочередного удовлетворения. Необходимо признать, что это упущение, которое связано с тем, что ст. 64 ГК РФ регулирует очерёдность удовлетворения требований кредиторов не только в процессе несостоятельности, но и при ликвидации в ином порядке. При возбуждении процедуры банкротства возникают исключительные расходы, которые должны возмещаться во внеочередном порядке: судебные издержки, вознаграждение арбитражного управляющего, требования кредиторов, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и т.д. Погашение данных долгов вне очередей справедливо. «Обычная» ликвидация всегда приводит к прекращению деятельности лица, в то время как возбуждение дела о несостоятельности не всегда своим итогом имеет ликвидацию организации. Более того, стороны процесса банкротства в большинстве случаев заинтересованы в восстановлении платёжеспособности должника, что позволяет не только рассчитаться с кредиторами, но и сохранить производство. Без продолжения функционирования должника в гражданском обороте через заключение договоров, без производства товаров (благодаря труду наёмных работников), без наличия электроэнергии, воды и т.д. невозможно восстановление платёжеспособности. В случае отсутствия внеочередного удовлетворения требований отдельных кредиторов никто не захочет иметь дела с должником, как в гражданской сфере, так и в трудовой. Это автоматически приведёт к нецелесообразности осуществления финансового оздоровления и внешнего управления. Поэтому для гарантий прав кредиторов, помогающих должнику выйти из кризисной ситуации, необходимо предусмотреть для них определённые льготы, связанные с порядком удовлетворения их требований. Следовательно, в ГК РФ необходимо внести изменения, устанавливающие внеочередное удовлетворение требований некоторых кредиторов. В п. 3 ст. 65 ГК РФ второе предложение нужно изложить в следующей редакции: «Требования кредиторов удовлетворяются в очерёдности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса, за исключением требований, удовлетворяемых вне очереди за счёт конкурсной массы, перечень которых устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве)».

Останавливаясь на вопросе осуществления расчётов с кредиторами, требования которых не связаны с текущими обязательствами, можно отметить, что в процедуре финансового оздоровления должник осуществляет их в соответствии с графиком погашения задолженности. После этого в течение одного месяца он должен удовлетворить все оставшиеся реестровые требования кредиторов, те которые были предъявлены в ходе финансового оздоровления (п. 5 ст. 81 Закона о несостоятельности). По результатам финансового оздоровления и, прежде всего по тому, в каком объёме и как должник осуществлял расчёты с кредиторами, суд может либо прекратить дело о банкротстве (при отсутствии непогашенной задолженности), либо ввести внешнее управление (при наличии непогашенной задолженности и возможности восстановить платёжеспособность), либо признать должника банкротом и ввести конкурсное производство (при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства) (п. 6 ст. 88 Закона о несостоятельности).

Закона о несостоятельности изменил подход в плане защиты интересов кредиторов при осуществлении расчётов в ходе внешнего управления. В идеальной ситуации расчёты должны быть осуществлены в течение срока внешнего управления. Если этого не произошло, то суд выносит определение о переходе к расчётам с кредиторами, где устанавливает срок для расчётов (не более шести месяцев) (ст. 120 Закона о несостоятельности). Расчёты осуществляются самим управляющим, что позволяет избежать злоупотреблений со стороны органов управления должника Дорохина Е.Г. Характер полномочий арбитражного суда в деле о банкротстве [Текст] //Журнал российского права. - 2007. - № 8. - С. 17..

Сказанное позволило учёным сделать вывод о том, что Закон о несостоятельности предусматривает особую процедуру, применяемую после окончания внешнего управления, - расчёты с кредиторами. Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 407-408. Данный вывод подтверждается, в частности, тем, что определение о переходе к расчётам с кредиторами выносится в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника (абз. 3 п. 6 ст. 119 Закона о несостоятельности).

Наибольший интерес среди правовых средств, связанных с расчётами с кредиторами, вызывает, конечно, порядок расчётов в ходе конкурсного производства. Вержак М. Иски «последней надежды». [Текст] // Хозяйство и право. - 2002. - № 2. - С. 27.

Требования кредиторов, не являющиеся текущими, удовлетворяются на началах очерёдности и соразмерности.

Принцип очерёдности закрепляет то, что все кредиторы делятся на группы в зависимости от приоритета удовлетворения их требований, при этом к первой группе относятся кредиторы, имеющие самый высокий приоритет в удовлетворении своих требований перед другими кредиторами. До полного расчёта с кредиторами предыдущей очереди управляющий не может переходить к расчётам с кредиторами последующей очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Принцип соразмерности означает, что в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения всех требований кредиторов одной очереди оно распределяется между ними пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (п. 3 см. 64 ГК РФ).

Таким образом, согласно данному правилу задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды должна погашаться преимущественно перед кредиторами всех очередей, что нарушает права кредиторов первой-третьей очередей (по ГК РФ) и создаёт дополнительные трудности в определении очерёдности удовлетворения требований. Можно предположить, что данное правило касается лишь текущих обязательства, связанных с уплатой обязательных платежей, а слово «текущие» было упущено разработчиками Закона о несостоятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правоспособность юридического лица определённым образом ограничивается в каждой конкретной процедуре банкротства, но «не исчезает», в том числе и в конкурсном производстве. Правоспособность прекращается вместе с юридическим лицом в момент внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Соответственно, до этого момента юридическое лицо не считается прекратившим свою деятельность и существует вне зависимости от того, каково его финансовое и хозяйственное положение и кто исполняет функции органов управления. Поэтому должника нельзя рассматривать как объект права (комплекс имущества), пока он продолжает оставаться субъектом гражданского права (юридическим лицом).

Институт несостоятельности - необходимый правовой элемент рыночной экономики, позволяющий влиять на кризисную ситуацию, складывающуюся в гражданских, трудовых, налоговых отношениях вокруг субъектов, слабых в организационном или производственном плане.

Кризисная ситуация, возникающая вокруг должника, которая эффективно может быть разрешена только посредством возбуждения дела о несостоятельности, обладает рядом специфических черт. Это неспособность должника удовлетворить всех кредиторов с денежными требованиями; системный характер кризисной ситуации; невозможность удовлетворения требований в индивидуальном порядке и необходимость задействовать специальные правовые средства, предоставленные институтом несостоятельности.

Комплекс правовых средств, закреплённых российским законодательством, носящим нейтральную направленность, задаётся следующими принципами: а) обоснованностью возбуждения дела о несостоятельности должника и введения конкретной процедуры банкротства; б) соблюдением баланса интересов должника и кредиторов в процессе реализации конкретных правовых средств; в) управляемостью конкурсных отношений.

Достижение цели института банкротства зависит, прежде всего, от правильного выбора комплекса правовых средств. При этом правовыми средствами выступают как определённые правовые установления, так и определённые правовые деяния.

Правовые средства можно классифицировать по различным основаниям на: средства - деяния и средства - установления; на средства, реализуемые в процедуре наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. Мы предлагаем классифицировать правовые средства также в зависимости от той роли, которую они играют в достижении цели института несостоятельности, на средства, создающие условия для достижения цели, устраняющие препятствия к её достижению и непосредственно направленные на достижение цели. Каждая из этих групп обладает своими специфическими признаками, позволяющими определить возможность применения правового средства.

На основе проведённого исследования можно сформулировать следующие основные теоретические положения и выводы, а также рекомендации по совершенствованию российского законодательства.

1.Закон о несостоятельности вводит дополнительные к нормам ГК РФ основания для признания отдельных сделок недействительными. При этом в законе содержатся специфические нормы, касающиеся недействительности сделок, которые при нормальном развитии событий в отношении должника (вне дела о несостоятельности) не являются недействительными, в частности, п. п. 2-4 ст. 103 Закона о несостоятельности. Особенность данных сделок заключается в том, что на момент их совершения они были абсолютно законными, а оспоримыми они стали лишь после возбуждения дела о несостоятельности. Поэтому законодательство о банкротстве должно чётко определить дополнительные критерии (к уже имеющимся) для признания таких сделок недействительными. В связи с тем, в частности, что практически каждая сделка, совершённая должником в течение шести месяцев, предшествующих подаче заявления о признании его банкротом, может считаться направленной на преимущественное удовлетворение требований кредитора, с которым она была заключена, необходимо установить дополнительные условия для признания такой сделки недействительной (например, оговорить, что сделка должна быть направлена на досрочное исполнение требований или что она направлена на последующее установление залога).

2. Исключение кредиторов из круга лиц, которые могут оспаривать сделки с заинтересованными лицами, является нелогичным, так как именно их интересы прежде всего затрагиваются в случае заключения должником подобных сделок. Поэтому необходимо, по нашему мнению, включить кредиторов в круг лиц, имеющих право оспаривать сделки должника с заинтересованными лицами.

Также в п. 2 ст. 103 Закона о несостоятельности нужно внести изменения, закрепляющие период, в течение которого сделка с заинтересованным лицом должна быть совершена, для того чтобы её можно было признать недействительной. По нашему мнению, этот срок должен составлять один год до момента возбуждения производства по делу о банкротстве.

3. Последствием признания недействительной сделки по основанию, установленному Законом о несостоятельности, является двусторонняя реституция. При этом кредиторы, сделка с которыми была признана недействительными, являются кредиторами по текущим обязательствам. Представляется, что в случае, если кредитор действовал умышленно в ущерб интересам должника и другим кредиторам при заключении недействительной сделки, его требования должны удовлетворяться в последнюю очередь (после удовлетворения требований по финансовым санкциям).

4. Абзац 8 пункта 1 статьи 81 Закона о несостоятельности, касающаяся недопустимости прекращения денежных обязательств должника путём зачёта встречного однородного требования должен быть сформулирован в редакции, в которой изложен абз. 7 п. 1 ст. 63 Закона о несостоятельности. Это исключит неоднозначность толкования того, какая именно очерёдность должна нарушаться, для того чтобы зачёт не мог состояться.

5. Сделки, связанные с текущей финансово-хозяйственной деятельностью, играют важную роль в процессе достижения цели института банкротства. Такими сделками являются периодически совершаемые сделки, необходимые для нормального функционирования организации, обеспечивающие непрерывность производственного и управленческого процессов, а также непрерывность и достаточность их финансирования. Они обладают рядом признаков, таким как: периодическое их совершение; не только необходимость, но и достаточность их для нормального функционирования организации; непосредственная связь с производственным и управленческим процессами и процессом финансирования.

6. Интересам должника и кредиторов больше отвечает следующая формулировка п. 1 ст. 104 Закона о несостоятельности: «1. В случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает двадцать процентов размера требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов)».

7. В ст. 60 Закона о несостоятельности необходимо закрепить правило о том, что жалоба на действия арбитражного управляющего может подаваться также должником. При этом во внешнем управлении и конкурсном производстве соответствующую жалобу должны иметь право подавать органы должника, сохраняющие остаточную компетенцию.

8. В связи с тем, что кредиторы по текущим обязательствам помогают должнику в разрешении кризиса, особенно на этапах финансового оздоровления и внешнего управления, необходимо закрепить за ними льготу, связанную с порядком удовлетворения их требований и изложить второе предложение п. 3 ст. 65 ГК РФ в следующей редакции: «Требования кредиторов удовлетворяются в очерёдности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса, за исключением требований, удовлетворяемых вне очереди за счёт конкурсной массы, перечень которых устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве)».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. -1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая [Текст]: [федер. закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г., по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая [Текст]: [федер. закон № 14-ФЗ, принят 26.01.1996 г., по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть третья [Текст]: [федер. закон № 146-ФЗ, принят 26.11.2001 г., по состоянию на 29.11.2007] // СЗ РФ. -2001. - № 49. - Ст. 4552.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон. № 95-ФЗ, принят 24.07.2002 г., по состоянию на 02.10.2007] // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая [Текст]: [федер. закон № 146-ФЗ, принят 31.07.1998 г., по состоянию на 17.05.2007] // СЗ РФ. - 1998. № 31. - Ст. 3824.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая [Текст]: [федер. закон № 117-ФЗ, принят 05.08.2000 г., по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон № 197-ФЗ, принят 3.12.2001 г. по состоянию на 01.12.2007]. // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

9. О несостоятельности (банкротстве) [Текст]: [федер. закон № 127-ФЗ, принят 26.10.2002 г. по состоянию на 01.12.2007] // СЗ РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

10. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст]: [федер. закон № 129-ФЗ, принят 08.08.2001 г. 01.12.2007] // СЗ РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431.

11. Об акционерных обществах [Текст]: [федер. закон № 208-ФЗ, принят 26.12.1995 г. по состоянию на 01.12.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.

12. Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст]: [федер. закон № 14-ФЗ, принят 08.02.1998 г. по состоянию на 18.12.2006] // СЗ РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785.

13. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 367 от 25 июня 2003 г.] // СЗ РФ. - 2003. - № 26. - Ст. 2664.

Специальная и учебная литература

14. Алексеев С.С. Общая теория права. [Текст] В 2-х т. Т. 1. - М., Юридическая литература. 1985. - 782 с.

15. Аленичева Т.Д. Банкротство: законодательство и практика применения в России и за рубежом. [Текст] - М., Юридическая литература. 1993. - 268с.

16. Афонькин В.Н. Законодательство о банкротстве. [Текст] // Законность. - 2000. - № 7. - С. 8.

17. Барков А.В. Гражданская правосубъектность и право собственности некоммерческих организаций: [Текст] Учебное пособие. - М., Юристъ. 2004. - 318 с.

18. Белых В.С. Правовые основы несостоятельности (банкротства): [Текст] Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. проф. Якушева В.С. - М., Международное публичное и частное право. 2001. - 536 с.

19. Васильев А.М. Правовые категории. [Текст] - М., Юридическая литература. 1976. - 674 с.

20. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): [Текст] Учебник. - М., Волтерс Клувер. 2004. - 468 с.

21. Вержак М. Иски «последней надежды». [Текст] // Хозяйство и право. - 2002. - № 2. - С. 27.

22. Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве: оно не должно быть дышлом в переделе собственности. [Текст] // Промышленные ведомости. - 2001. - № 6. - С. 17.

23. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 2. - С. 80-81.

24. Гражданское и торговое право капиталистических государств [Текст] / Отв. ред. Нарышкина Р.Л. Ч. II. - М., Юридическая литература. 1984. - 542 с.

25. Громов В.В. Рассмотрение арбитражными судами споров о субсидиарной ответственности лиц, вызвавших банкротство кредитных организаций [Текст] // Право и экономика. - 2007. - № 5. - С. 11.

26. Дедов Д. Признаки несостоятельности как критерий эффективности нового закона о банкротстве. [Текст] // Хозяйство и право. - 1999. - № 8. - С. 30-36.

27. Денисов С.А. Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве: Постатейный комментарий к главе VI Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". [Текст] - М., Статут. 2003. - 312 с.

28. Дорохина Е.Г. Характер полномочий арбитражного суда в деле о банкротстве [Текст] //Журнал российского права. - 2007. - № 8. - С. 17.

29. Дубинчин А. Дифференциация условий для объявления юридического лица банкротом. [Текст] // Хозяйство и право. - 2003. - № 7. - С. 35-42.

30. Дубинчин А. Институт несостоятельности и внеконкурсное удовлетворение требований к должнику - юридическому лицу. [Текст] // Хозяйство и право. - 1999. - № 9. - С. 28-36.

31. Дубинчин А. Мировое соглашение в деле о банкротстве: проблемы теории и практики. [Текст] // Хозяйство и право. - 2000. - № 7. - С. 15-24.

32. Егоров А. Мировое соглашение в деле о банкротстве и обязательные платежи. [Текст] // Хозяйство и право. - 2004. - № 4. - С. 32.

33. Ёрш А. Судьба мирового соглашения, заключённого в процессе реструктуризации кредитной организации, при её банкротстве. [Текст] // Хозяйство и право. - 2004. - № 2. - С. 26.

34. Залесский В.В. Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. [Текст] / Руководитель авторского коллектива - доктор юридических наук Залесский В.В. - М., Право и экономика. 1999. - 436 с.

35. Кавелина Н.Ю. Распоряжение имуществом должника в процедуре внешнего управления [Текст] // Закон. - 2005. - № 11. - С. 55.

36. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. [Текст] // Законодательство. - 2004. - № 1. С 24.

37. Колиниченко Е.А. Защита интересов неплатежеспособного должника при банкротстве. [Текст] - М., Статут. 2002. - 412 с.

38. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» [Текст] / Под ред. Попондопуло В.Ф. - М., Юрайт. 2006. - 298 с.

39. Кораев К.Б. Соотношение вещных и обязательственных правоотношений при проведении банкротства [Текст] //Юрист. - 2007. - № 3. - С. 20.

40. Курбатов А. Субсидиарная ответственность руководителей при несостоятельности (банкротстве) возглавляемых ими кредитных организаций [Текст] // Хозяйство и право. - 2007. - № 7. - С. 31.

41. Лебедев К.К. Проблема правомерности выпуска дополнительных акций общества, в отношении которого проводится процедура внешнего управления. [Текст] // Кодекс-info. - 2000. - № 12. - С. 8.

42. Ломидзе О. Проблемы защиты права кредитора по неденежному обязательству при банкротстве организации-должника. [Текст] // Хозяйство и право. - 2001. - № 3. - С. 107-114.

43. Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. [Текст] - М., Юрист. 1999. - 326 с.

44. Малыш А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики. [Текст] // Журнал российского права. - 1998. - № 8. - С. 69.

45. Муравьев С., Завойкина Н. Банкротство без двусмысленности [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 1. - С. 14.

46. Никитина О.А. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника. [Текст] // Хозяйство и право. - 1996. - № 6. - С. 92.

47. Основные институты гражданского права зарубежных стран [Текст] / Под ред. Залесского В.В. - М., Норма. 1999. - 432 с.

48. Плотников А. Проблемы установления требований уполномоченных органов в процессе о банкротстве. [Текст] // Хозяйство и право. - 2003. - № 10. - С. 46.

49. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. [Текст] - М., Юрист. 1998. - 562 с.

50. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. [Текст] - М., Юрайт. 2001. - 318 с.

51. Пугинский Б.И. Коммерческое право России: [Текст] Учебник. - М., Юристъ. 2006. - 542 с.

52. Ращевский Е. К вопросу о юридической природе плана внешнего управления. [Текст] // Хозяйство и право. - 2000. - № 12. - С. 23.

53. Рожкова М.А. Мировая сделка: использование в коммерческом обороте. [Текст] - М., Статут. 2005. - 342 с.

54. Рягузов А.А. Трансграничная несостоятельность в российском праве [Текст] // Юридический мир. - 2007. - № 6. - С. 18.

55. Семина А.Н. Вопросы правоспособности должника - юридического лица. [Текст] - М., Юрайт. 2004. - 218 с.

56. Степанов В.В. Правовое регулирование несостоятельности в Германии, США, Англии, Франции и России. [Текст] // Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. Брагинского М.И. - М., Исследовательский центр частного права. Российская школа частного права. 1998. - 568 с.

57. Сырых В.М. Истинность и правильность как критерии теоретической эффективности норм права. [Текст] // Эффективность закона / Под ред. Тихомирова Ю.А. - М., Норма. 1997. - 236 с.

58. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». [Текст] - М., Юрайт-Издат. 2003. - 282с.

59. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства) [Текст] // Право и экономика. - 2002. - № 7. - С. 75-79.

60. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. [Текст] - М., Волтерс Клувер. 2004. - 526 с.

61. Химичев В.А. Проблемы применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в практике арбитражных судов [Текст] //Закон. - 2007. - № 7. - С. 30.

62. Химичев В. Текущие обязательства при банкротстве. [Текст] // Хозяйство и право. - 2004. - № 4. - С. 25.

63. Черданцев А.Ф. Социальная ценность социалистического права. [Текст] // Советское государство и право. - 1978. - № 7. - С. 21-28.

64. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. [Текст] - М., Статут. 2005. - 674 с.

Материалы юридической практики

65. По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации "Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков" и жалобой ОАО "Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств [Текст]: [Постановление Конституционного Суда РФ № 14-П от 22.07.2002 г.] // СЗ РФ. - 2002. - №31. - Ст. 3161.

66. По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц. [Текст]: [Постановление Конституционного Суда РФ № 4-П от 12.03.2001 г.] // СЗ РФ. 2001. - № 12. - Ст. 1138.

67. О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» [Текст]: [Постановление Пленума ВАС РФ № 19 от 18.11.2003 г.] // Вестник ВАС. - 2004. - № 1. - С. 34.

68. О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" [Текст]: [Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 64 от 14.06.2001 г.] // Вестник ВАС РФ. - 2001. - № 9. - С. 23.

69. Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве). [Текст]: [Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 20 от 07.08.1997 г.] // Вестник ВАС. - 1997. - № 10. - С. 37.

70. Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2004 г. № А55-4213/03-27-03 // Вестник ВАС РФ. - 2005. - №. 1. - С. 35.

71. Постановление ФАС Поволжского округа от 17.08.2004 г. № А55-17251/03-33. // Вестник ВАС РФ. - 2005. - №. 1. - С. 53.

72. Постановление ФАС Поволжского округа от 29.09.2004 г. № А55-6937/2004 // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 2. - С. 34.

73. Решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2004 г. по делу № А55-17251/03-33 // Архив Арбитражного суда Самарской области.

74. Определение Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2001 г. по делу № А55-17457/01-18 // Архив Арбитражного суда Самарской области.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты