Финансового права как самостоятельной отрасли российского права, представляющей собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития. Предмет регулирования организационные общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они: I) складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер; 2) в этих отношениях участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений, т.е. они носят властный характер; 3) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер. Так, финансовые отношения возникают: между высшими, региональными и местными представительными органами государственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, порядка их формирования и исполнения; между высшими, региональными и местными исполнительными органами власти; между финансово-кредитными органами и предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами, физическими лицами в связи с уплатой налогов, иных платежей, их перечислением в бюджет и т.п. внутри единой системы исполнительных органов в области финансов и кредита (например, между Министерством финансов РФ и ЦБ РФ) в связи с реализацией функциональных обязанностей названных органов. Своеобразие предмета регулирования обусловливает особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву, которые заключаются в том, что это -- метод «власти и подчинения» Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предписания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности. В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и на уровне таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов, налоговых органов, инструктивные указания Центрального банка РФ
Источники финансового права
Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство. Основой всех источников финансового права является Конституция РФ, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях. В настоящее время приняты Бюджетный и Налоговый кодексы. Это, несомненно, основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на какие-то изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д. Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению. Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке. К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между РФ и зарубежными государствами (зарубежным государством). В случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.
Финансово-правовые нормы
Финансово-правовые нормы, так же как и нормы иных отраслей права, обладают отличительными свойствами: это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными.
Материальные закрепляют виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют юридические права и обязанности Участников финансовых правоотношений. Процессуальные нормы устанавливают порядок применения и действия норм материального права. Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов -- участников этих правоотношений. Основа финансово-правовой нормы -- диспозиция -- содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности. Способом зашиты правил, установленных финансово-правовыми нормами, являются их санкции. Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. По характеру воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие нормы права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия, например, платить налоги. Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность . Уполномочивающие финансово-правовые нормы содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме.
Финансово - правовые отношения
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: 1) возникают в процессе финансовой деятельности государства; 2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомочен-ный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; 3) они почти всегда возникают по поводу денег -- денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п. По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам: 1) бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) кредита (государственного и банковского); 5) расчетов, регулируемых финансовым правом: 6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования; 7) контрольные. Во всех этих правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие субъекты, организации, учреждения, а также граждане. Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом -- извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог. Изменение финансовых правоотношений также происходит на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Прекращение финансовых правоотношений связано, например, с 1) погашением финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);2) выполнением задания по государственным доходам, по бюджету или внебюджетным фондам;3) использованием выданных бюджетных ассигнований;4) осуществлением компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т. д
Субъекты финансовых правоотношений
Во всех этих правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие субъекты, организации, учреждения, а также граждане. Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует их между РФ и субъектами Федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов, компетенция которых в области финансов установлена конституцией РФ и конституционными правовыми актами субъектов Федерации, а также законодательными и другими нормативными актами. Как субъект финансового права государство выступает также через специальные управомоченные финансовые органы (кредитные организации), представляющие интересы государства. Финансовый орган (кредитная организация) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений -- государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо. Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, _ это тоже участники финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное расходование в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов. Субъектами финансового права являются отдельные физические и юридические лица. Основным признаком правосубъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях считается наличие самостоятельного источника дохода (заработка имущества на территории РФ). Субъектами правоотношений наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и работающие в РФ или имеющие на территории РФ законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов
.Понятие финн. контроля и органы его осуществляющие
Финансовый контроль это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Принцип плановости, вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой структуры финансово-правовых актов, структура к-рых порядок составления, утверждения, исполнения закрепляется в нормативных актах Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится специфических принципах. Независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; в) закреплением в конституции их статуса. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации Субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, ЦБ РФ, МИНФИН (Главное управление Фед. казначейства, Департамент страхового надзора, Департамент государственного финан. контроля и аудита), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов и др. органы Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Виды финансового контроля
В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на: Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д. Текущий финансовый контроль происходит повседневно при проведении финансовых операций. Последующий финансовый контроль проводится после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; б) Президента или аппарата Президента РФ; в) исполнительных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж) аудиторский. В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на государственный (общегосударственный и ведомственный); муниципальный; внутрифирменный (внутрихозяйственный); аудиторский.
Аудит
аудит -- это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальныхпредпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Аудит делится на обязательный и инициативный. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная -- по решению хозяйствующего субъекта. Обязательный аудит -- ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тысяч раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса в 200 тысяч раз превышает на конец отчетного года указанный норматив;4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом. Аудиторская проверка завершается составлением официального документа -- аудиторского заключения. Качество аудиторского заключения может быть проверенно органом выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе, предложению прокурора
Бюджетная система России: понятие, структура
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень--федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень -- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень -- местные бюджеты. В соответствии со ст. 11 БК РФ Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований..
Понятие и виды бюджетов
С материальной точки зрения бюджет- централизованный фонд денежных средств., Как правовая категория бюджет- основной финансовый план государства роспись доходов и расходов обличенная в фору закона. В соответствии с БК РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления Бюджет РФ (федеральный бюджет) это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ Бюджет субъекта РФ (региональный)- это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет)- это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Государственный внебюджетный фонд -- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Следовательно, в бюджетную систему Российской Федерации включаются три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Структурными составляющими элементами бюджета являются его доходная и расходная части. Первичный источник доходов бюджетов -- это национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государством и муниципальными образованиями (местным самоуправлением).
Источники бюджетного права
Бюджетное право РФ -- это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. Источники бюджетного права могут быть подразделены на несколько групп: 1) нормы Конституции РФ; 2) бюджетное законодательство; 3) подзаконные нормативные акты; 4) международные договоры. РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из: 1) Бюджетного кодекса РФ; 2) принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год; 3) законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год; 4) нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год; 5) иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отношения. Указы Президента РФ, регулирующие бюджетные отношения, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции, не входят в понятие «бюджетное законодательство» и, являясь источником бюджетного права, не должны противоречить нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве. В соответствии со ст. 4 БК РФ одним из источников бюджетного права являются международные договоры. В Кодексе содержится конституционный принцип соотношения норм национального и международного законодательств. Так, если такое противоречие существует, действуют правила международного договора.
Нормы бюджетного права
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные». Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета и названных фондов, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в области бюджетной деятельности и иные отношения.
Важнейшие нормы бюджетного права закреплены в Бюджетном кодексе РФ. К ним в первую очередь относятся нормы, разграничивающие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области правового регулирования бюджетных отношений.
В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ к ведению Российской Федерации относятся вопросы, имеющие общее принцип пиальное значение для функционирования - бюджетной системы России:
-- разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюд^ жетной системы Российской Федерации;
-- разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
-- определение основ бюджетного процесса Российской Феде -, рации;
-- определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, основ управления государственным и муниципальным долгом;
-- осуществление государственных заимствований Российской федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом Российской Федерации и т.д.
К ведению Российской Федерации отнесено также установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
К ведению субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных отношений в соответствии со ст. 8 БК РФ относятся вопросы взаимоотношений субъектов Российской Федерации с другими субъектами бюджетного права: Российской Федерацией и местным самоуправлением. К ведению субъекта Российской Федерации относятся и вопросы, непосредственно связанные с составлением, рассмотрением проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, их утверждением, исполнением и т.д.
В соответствии со ст. 9 БК РФ к ведению местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений относятся:
-- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
-- составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
-- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
-- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
-- предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из
местных бюджетов;
-- определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
-- осуществление муниципальных заимствований и управление
муниципальным долгом.
Бюджетные права Российской Федерации реализуются органами государственной власти: Федеральным Собранием, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.
Бюджетные права субъектов Российской Федерации реализуются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Бюджетные права местного самоуправления реализуются соответствующими органами местного самоуправления.
Доходы бюджета понятие и виды
По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и от граждан. По условиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие. По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые В соответствии с БК К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления..К неналоговым доходам относят доходы от использования и продажи имущества находящегося в гос,. РФ и МСУ; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; часть прибыли МУП и ГУП, созданных РФ, суб. РФ и МО, оставшейся после уплаты налогов; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан; Так же к ним относят арендную плату за имущество находящиеся в гос. соб. сдачи его в залог, а тж. временное пользование. учитывается прибыль ЦБ РФ и др. К налоговым доходам относят налоги, таможенные пошлины, сборы и иные обязательные платежи а тж. пений и штрафом по ним. К безвозмездным поступлениям относятся :дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования .Полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов: Установление новых видов налогов, их отмена или изменение ,установление новых видов неналоговых доходов их отмена и изменение, предоставления налоговых кредитов т. ж отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей. Полномочия суб, РФ вносят изменения и дополнения в законодательство суб. РФ о налогах и сборах, предоставление налоговых кредитов т. ж отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, Полномочия МО водят местные налоги и сборы, предоставления налоговых кредитов т.ж отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей.
Расходы бюджета понятие и виды
Текущие расходы бюджетов --часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы бюджетов-- часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находщееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.Трансферты населению- бюдж ,ср-ва для финансирования обязательных выплат населению пенсий ,стипендий, пособий. компенсаций и др установленных законом. Субвенции-форма не только расходов бюджета но и но финн. помощи применяемой в бюджетной системе, РФ при финансировании отдельных целевых расходов, Фед, бюджет на очередной финн. год предусматривает создание резервного фонда Президента РФ размер к-рого не более 1% утв. расходов фед. бюджета. Расходование средств резервного фонда осуществляется с письменного распоряжения Презедента. Ср-ва резервного фонда расходуются на не предвиденные и дополнительные расходы предусмотренные указами президента Не допускается расходование средств на проведение выборов, референдумов освещение деятельности правительства .По общему правилу бюджет должен составляться без и утверждаться без профицита(бюджетные доходы превышают запланированные бюджетные расходы)
Составление проекта бюджета
Эта стадия начинается с послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое должно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Разработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году. После представления нижестоящими субъектами Федерации предложений в вышестоящие органы исполнительной власти, расчетов по распределению доходов и расходов бюджетов разных уровней Правительство Российской Федерации не позднее чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие данные: проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории; данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение; перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех национально-государственных и административно-территориальных образований.
Рассмотрение и утверждение бюджета
Правительство Российской Федерации, правительства субъектов РФ и органы местного самоуправления выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Гос.Думе Федерального Собрания создан Комитет Госу. Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации - Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Комитеты и комиссии Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение. Правительство РФ представляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном бюджете. проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов. Центральный банк РФ представляет Государственной Думе согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.Гос. Думма рассм. проект Ф.З о федеральном бюджете на очередной финансовый год в 3 чтениях. В 1 чтении обсуждается прогноз соц-экон. развития Рф, объем ВВП и уровень инфляции, а тж. основные направления бюджетной и налоговой политики .Предмет рассмотрения: прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета; общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде; верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;;дефицит (профицит) федерального бюджета. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 20 дней со дня его внесения в Гос. Думу Правительством Российской Федерации. Гос ,Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении .Предмет рассмотрения : источники финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования ,распределение межбюджетных трансфертов; предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов программа государственных внутренних заимствований Р. Ф.; программа государственных внешних заимствований; программа государственных гарантий в валюте Р,Ф,; программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации; программа государственных в иностранной валюте и тд. Государственная Дума рассматривает в 3 чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. При рассмотрении в 3 чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Принятый Гос. Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Гос. Думой. При рассмотрении Ф,З о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом.