1.1 Почему не все страны избирают путь демократического развития?
Демократический режим - это режим, при котором население страны участвует в осуществлении власти посредством прямой демократии. Возможность граждан влиять на политику государства, на методы воздействия государства на поведение граждан не всегда входит в интересы власти. Невозможно всем угодить. Всегда найдется тот, кто будет против того или иного решения. А за этим последуют демонстрации, митинги, стачки.
Ситуация в странах с демократическим режимом непредсказуема. Я, думая, что государство заинтересовано, прежде всего, в осуществлении контроля над гражданами, а при демократическом режиме это невозможно, так как здесь общество имеет право на частную жизнь, защищенную от посторонних, в том числе и от государства.
При демократическом режиме граждане обладают широкими возможностями воздействия на политику государства: путем направления своих представителей в государственные органы в результате свободных выборов; непосредственно выражая своё отношение к политике государства через референдумы, митинги, демонстрации, пикеты, а также используя средства массовой информации. Конечно, это входит в интересы самих граждан, но не каждое государство готово принять этот режим. Поэтому не все страны избирают путь демократического развития.
1.2 Демократия в России и зарубежных странах: сходства и различия
В результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-45 г.г. утвердился новый строй, названный народной демократией; характерной чертой была многопартийность, не допускалась деятельность фашистских партий, значительную роль играли коммунистические и рабочие партии.
Переход России к демократии осложнялся следующими факторами:
1) проблема разделения власти
2) отсутствие собственного опыта общественного обустройства на демократических началах
3) внутренняя слабость правящих кругов, не умевших реализовать процесс преобразований
4) осуществление этих преобразований бессистемно, исторически случайными силами и лицами
5) опора правительства на внешние силы, которые были заинтересованы в ослаблении России
Таким образом, такая политическая система по меркам Европы не является вполне демократической, можно сказать, это своеобразный симбиоз западной и советской политической модели.
Переход России и других стран к демократии окончательно разрушило иллюзию, согласно которой демократия представляет собой такое состояние общества, достигнув которого, оно вступает на путь благополучного развития. Демократия оказалась инструментом для решения проблем общества, который можно применять умело - тогда он ведет к разрешению проблем и конфликтов, или не очень умело - тогда он ведет к усугублению имеющихся проблем и конфликтов.
1.3 Некоторые считают, что толерантность очень близка к равнодушию. Согласны ли вы с этим?
Нет, я с данным высказыванием не согласна. Толерантность - это не безразличие, а уважение взглядов других людей на разные предметы и явления. Все люди разные, у всех разная религия, разные взгляды на жизнь, разные интересы. Бывает, что это совпадает у различных людей, а бывает, и нет. Но это не значит, что тот человек, взгляды на жизнь с которым у меня не совпадают, мне не интересен. Я по отношению к нему проявляю толерантность, но не безразличие. Я могу пообщаться с этим человеком, узнать о его представлениях, и хоть его не понимаю, но проявляю интерес (а не безразличие), тем самым толерантность. Это два разных понятия, и важно их не путать.
2. Права человека
2.1 Что общего и в чем различия между правами человека и фундаментальными свободами?
Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых, демократических обществах - права и свободы человека считаются самыми важными.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Пока человек жив, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина.
Язык международных документов и наше законодательство применяет понятие "права человека" и "фундаментальные свободы". В чем же сходство и отличие этих понятий?
Различие между понятиями "право" и "свобода" в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения, как человека, как гражданина государства.
Понятие "свобода" в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу её самостоятельности, защищают от вмешательства в её внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).
Понятие "право" в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги, со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.
Говоря о юридических характеристиках прав человека нужно различать "права и свободы человека" в объективном и субъективном смысле, также как это имеет место в понимании права вообще.
В объективном смысле права и свободы человека - это система международных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих её положение, правила взаимоотношений между людьми, отношение личности и государства.
В субъективном смысле права и свободы человека - это принадлежащая конкретному лицу возможность (правомочие) предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством действия, поступка, поведения.
2.2 Какими принципами должны руководствоваться люди в общении между собой для соблюдения прав человека?
Люди, общаясь между собой, не должны противоречить соответствующим нормам права. Поведение - это основа законности и правопорядка. Общаясь люди должны руководствоваться принципами здравого смысла и логики действий, соблюдая общепризнанные постулаты: не убий, не укради, возлюби ближнего своего… Уважать людей, да и вообще не действуя аморально. У всех равные права и свободы, а значит люди должны общаться между собой не зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
2.3 Как вы понимаете право на неприкосновенность частной жизни? Приведите примеры
На мой взгляд, право на неприкосновенность частной жизни нужно рассматривать не в единственном направлении, а в нескольких сразу. Так, например, по моему мнению, это в первую очередь, право каждого индивида на свою личную жизнь, влияние на которую может оказывать лишь он сам, но не как не другие лица. Также это право, которое не допускает вмешательства лица со стороны государства, организаций, юридических и физических лиц. Но кроме этого, безусловно, столь же важным пунктом этого права является право на неприкосновенность семейной жизни, а также многого другого.
Так, например, можно выделить следующие ключевые моменты:
1) Неприкосновенность жилища - охрана от вторжения на личную территорию проживания. Это право включает защиту от неправомерного разрушения жилища, беспокоящих действий.
2) Неприкосновенность коммуникаций - право на собственную физическую неприкосновенность, а также защита от посягательств на средства коммуникаций(почта, телефон, Интернет, электронная почта)
3) Физическая и психическая неприкосновенность - право не подвергаться принудительному вмешательству со стороны медицины, а также от унизительного обращения - т.е. психического вмешательства.
4) Информационная неприкосновенность - запрет на разглашение информации о личности: личные и семейные тайны, а также все тайны, скрытые от посторонних лиц.
5) Неприкосновенность семейной жизни - запрет на вмешательство в семейные дела.
Так, например, если человек болеет какой-либо болезнью, то медицина должна ему обеспечить неразглашение информации о его болезни, т.к. любое разглашение личной информации такого рода, является нарушением права на неприкосновенность частной жизни.
2.4 Какими способами можно отстаивать свои права?
Все гражданские права подлежат защите.
Субъективное право на защиту - это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера для восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.
Способы защиты гражданских прав классифицируются следующим образом:
Самозащита гражданских прав - совершение лицом не закрепленных законом действий, направленных на охрану прав и интересов конкретного лица или иных лиц и государством в целом (фактически действия собеседника, направлены на охрану имущества, либо действия, совершенные в состоянии необходимой обороны или в условиях крайней необходимости). Действия лица в процессе самозащиты с причиненным вредом.
2) меры оперативного воздействия на нарушителя;
Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав - средства, применяемые к правонарушителю непосредственно управомоченным лицом (без обращения за защитой права к компетентным государственным органам). Эти меры носят правоохранительный характер, или совершены в соответствии с законодательством. Их применение носит односторонний характер (задержка выдачи груза получателю до оплаты).
3) меры правоохранительного характера, применяемые к правонарушителям компетентными органами.
Меры правоохранительного характера, применяемые к правонарушителям государством, - это способы защиты гражданских прав, применяемые государственными органами юрисдикционной форме (судебном и административном порядках).
2.5 Что вы знаете об институте Уполномоченного по правам человека в РФ и Ростовской области?
Конституция РФ 1993 года предусматривает новый для нашего государства правовой институт - Уполномоченного по правам человека. Необходимость в специальном федеральном конституционном законе по осуществлению и охран прав человека и гражданина, назрела давно.
Президентом РФ 26 февраля 1997 года подписан Федеральный закон "Об Уполномоченном по правам человека в РФ", который был принят ГД РФ 25 декабря 1996 года и 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации. Но понадобилось почти 15 месяцев, прежде чем на эту должность был назначен Уполномоченный по правам человека РФ. Им стал депутат ГД - О. О. Миронов.
Задачей этого нового института является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений.
3. Конституция и государство
3.1 В чем, с вашей точки зрения, должна проявляться лояльность гражданина по отношению к государству? Как соотносятся лояльность и патриотизм?
С моей точки зрения лояльность граждан по отношению к государству проявляется в соблюдении законов, порядка и прав как гражданских, так и экономических, политических, социальных, духовных и личных, выполнение своих обязанностей. Возьмем Россию. Граждане, проживающие в России, не зависимо от гражданства, должны соблюдать конституцию РФ, блюсти Уголовный кодекс, быть законопослушными. Все, кто нарушил какие-либо законы, и понесли за это наказание - проявили себя не лояльно по отношению к государству.
Как соотносятся лояльность и патриотизм? Человек, относящийся лояльно к государству, как рассматривалось в первом вопросе, соблюдает законы и порядок во всех его аспектах. Патриотизм же, это преданность отечеству и народу, любовь к родине. А к соблюдению законов патриотизм не как не относится.
3.2 Что необходимо сделать первоначально - подготовить людей к конституции или ввести конституционное правление для изменения психологи населения?
Я считаю. Что надо сразу ввести конституционное правление, так как только в этом случае, можно будет проверить надежность власти и силу, с которой изменяется психология населения. Также, в этом случае люди сразу начнут осознавать главные основы новой власти и её преимущества над предшествовавшем режимом.
Люди во время существования СССР привыкли к ущемлению своих прав, недостаточному обеспечению необходимым (продуктами питания, жильем и т.д.), вообщем разрухе вокруг них. Но после распада СССР и появления РФ (а также конституции строя) многие люди получили свободу в своих действиях и начали получать больше необходимых для жизни ресурсов. Люди начали выходить на митинги, создавать свои фирмы, покупать больше еды и разнообразных вещей. Также их права начали в полной мере защищать в судах, повысились расходы на многие социальные нужды (здравоохранение, соцзащита и др.). И, наконец, люди смогли создавать свои партии, профсоюзы. Это дало им уверенность в том, что все начало изменяться в лучшую сторону и больше никогда не станет так, как было раньше.
Сейчас тенденция улучшения социальной обстановки и уровня жизни продолжает расти в лучшую сторону, государство все эффективнее борется с бедностью, демографической проблемой с помощью как денег, так и конституционного права. Так же конституция признает, что единственный носитель суверенитета и единственный источник власти в нашей стране - народ. Раньше такого не было. К этому стоит добавить и закрепленное право народов РФ на самоопределение, ведь раньше их судьбу решала верхушка власти. Так что я считаю, что сначала становления нового государства эффективней будет сразу ввести конституционное правление, а не подготовлять народ к принятию этого строя.
4. Выборы
4.1 Почему молодежь часто не принимает участия в выборах? Можно ли изменить эту ситуацию?
С развитием демократии в России все большее значение приобретает молодежное движение - оно охватывает все стороны жизни общества - экономика, наука, политика, общественная жизнь. На сегодняшний день в молодежной среде можно наблюдать две диаметрально противоположные тенденции: с одной стороны это активное стремление участвовать в политической жизни страны, с другой стороны - полная апатия ко всем политическим процессам, происходящим в стране. Но почему большинство молодежи не идет на выборы? Мне кажется, существует несколько причин: во-первых, у молодежи нет внутренней мотивации (считают процедуру голосования формальной, говорят о том, что все уже предрешено). Все это говорит о том, что молодежь не осознала в полной мере, что она как-то может повлиять на ситуацию в стране. Во-вторых, молодежь не видит себя в политике региональной, на местном уровне. Она не осознает, что право голосовать - это гражданский долг каждого человека.
Мне кажется, изменить эту ситуацию будет довольно сложно, т.к. подавляющее большинство молодых граждан уверенны, что люди до 30 лет должны идти в политику, но считают, что для этого нужно создать свою партию. Я думаю, чтобы выйти из этого противоречия нужно работать с молодежью, чтобы изменить её отношение к политическим выборам, но без участия самих политиков сделать это непросто.
4.2 Какими знаниями и умениями должен обладать избиратель в современном обществе?
Я думаю, что он должен ориентироваться в современной политической системе, стране, т.е. знать партии, знать, какие цели они ставят. Если избираются партии, то должны знать лидеров. Должны знать законы и грамотно ими пользоваться, уметь отстаивать свой выбор, уметь правильно распоряжаться своими избирательными голосами, не должны поддаваться на агитации и провокации.
4.3 Шансы каких политических сил представляются вам наиболее высокими на победу в предстоящих 2007г. парламентских выборах? Почему?
Мне кажется, что больше шансов на победу в предстоящих выборах в 2007 году у партии - Единая Россия. Во-первых, потому что людей устраивает эта партия, их условия, которые она выдвигает. Людей устраивают законы и указы, которые эта партия выдвигает, в отличии от других партий. Во-вторых, потому что президент поддерживает эту партию. За все те годы, которые В.В.Путин у власти, он своей политикой правления укрепил положение этой партии. Президент вошел в доверие людей, смог заслужить их доверие к себе.
У этой партии шансы на победу намного больше ещё и потому, что к ней тянется народ. Потому что даже название этой партии - Единая Россия внушает доверие. То есть депутаты этой партии хотят объединить Россию, чтоб она стала единой, сплоченной страной.
4.4 Каково ваше отношение к выборам депутатов по партийным спискам?
С одной стороны я отношусь к выборам депутатов по партийным спискам положительно. Ведь если на выборах вам дадут списки, в которых депутаты будут разбиты на группы, то можно будет проголосовать только за одну. Но в то же время в этом списке может быть тот, кто тебе не нравится и тебя не устраивает его политика, тогда придется выбирать: либо ты голосуешь за весь список, либо вообще не голосуешь за эту группу. В этом и будет отрицательная сторона выборов депутатов по партийным спискам, потому что депутаты тем самым теряют голоса народа.
5. Эссе
Как обеспечивают правовое сознание и гражданская активность избирателей демократический характер выборов?
Для того чтобы полностью ответить на этот вопрос необходимо выяснить, какие выборы считаются демократическими или носят демократический характер? Признаками демократичности выборов является равная для всех граждан возможность участвовать в выборах, обладая как пассивным, так и активным избирательным правом, альтернативность выборов, возможность тайного голосования, отсутствие имущественных избирательных цензов и др.
Российская Федерация - демократическое государство. Согласно Конституции единственным источником власти в России является её многонациональный народ. Народ может проявлять свою волю как непосредственно через референдум, так и опосредованно избирая своих представителей в высшие органы государственной власти.
Согласно законодательству участие в выборах является правом, а не обязанностью гражданина РФ, т.е. никто не может быть принужден к участию в выборах без собственного желания. Но с другой стороны участие в выборах - гражданский долг. Каждый добропорядочный человек должен радеть за свою Родину, за её нормальное существование и развитие. Высокий уровень политического абсентеизма (добровольного неучастия в выборах) является признаком невысокой правовой культуры населения и возможно даже признаком политического кризиса в государстве. Но с другой стороны, этот уровень не может быть и очень низким. Поэтому считаю, что не могут являться правдоподобными сведения о выборах в некоторых странах (например, недавние выборы в Иране), где граждане проявили потрясающую политическую активность и в выборах приняли участие 99% избирателей. Для того чтобы обеспечить столь высокий процент явки избирателей на выборах нужно идеальное общество с предельно высоким уровнем правового сознания и гражданской активности. А такого идеального общества не существует, по крайне мере, на данный момент. Нормальным, на мой взгляд, будет считаться ситуация когда в выборах примут участие 60-70% избирателей т.е. большинство придет на выборы отдаст свой голос за того или иного кандидата и избранным окажется тот кому доверяет большинство населения.
По этой же причине не могут считаться демократическими выборы, проводившиеся в бывшем союзе ССР. Во-первых, зачастую выборы были безальтернативными, на многих предприятиях и учреждениях сотрудники шли голосовать за того кандидата, за которого им велено было проголосовать "сверху". Ну и совсем уж абсурдной выглядит ситуация, когда в СМИ появились сведения о том, что на выборах за кандидата проголосовало более 100% избирателей.